III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ОТКРЫВАЕМ ТАЙНЫ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ"
Янбухтин А.А., Юнусова М.И., Шарипова К.Р., Валиуллин Д.А., Хасанова А.Ф.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


При подготовке нашим одноклассником к муниципальному конкурсу чтецов по произведениям А.Л.Барто, мы помогли ему создать видеопрезентацию к стихотворению «Я болею». Нам эта работа очень понравилась. Решили пойти дальше - осуществить свою мечту – раскрыть тайны мультипликации и создать собственный маленький мультфильм

Ведь все, и дети, и взрослые, очень любят смотреть мультфильмы. Интересные мультики, как и вкусные конфеты, никогда не надоедают. В них живут герои наших любимых детских книжек, которые ведут себя совсем как живые – радуются, грустят, совершают чудеса… Наверное, каждый взрослый и ребёнок хоть раз задумался над тем, как же «оживают» любимые герои, как происходят эти чудеса? И каждый из нас, думаем, тоже хотел бы создать свой собственный мультфильм.

Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы ответить на эти волнующие нас вопросы, мы решили провести исследование.

Цель: узнать, как «оживают» рисунки, создать свой первый мультфильм.

Задачи:

1.Изучить историю и способы создания мультипликационных фильмов, выявить наиболее популярные.

2.Разработать практические рекомендации по созданию мультипликационного фильма.

3.Изучить программу Киностудия и создать свой мультфильм.

  1.  
    1. 4.Представить результаты своей работы в конкурсе исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников муниципального района Туймазинский район РБ.

Гипотеза: мы предположили, что, если раскрыть секреты создания

мультфильмов, то можно сделать свой маленький мультфильм.

Объект: мультипликация.

Предмет: процесс создания мультфильмов.

Методы: изучение литературы, поиск информации в интернете по данной теме, просмотр видеороликов о создании мультфильмов, просмотр мультфильмов, анкетирование, сравнение, анализ и обработка информации, создание собственного мультфильма.

Анализ литературы и источников: для работы мы пользовались детскими иллюстрированными журналами «Непоседа» и «Миша», книгой Н.Н.Носова «Незнайка на Луне», «Кто делает кино?» Л.Польской, «Мир мультфильма» С.Асенина, «Мой друг компьютер» С.В.Феличева, Большим энциклопедическим словарем, а интернет источниками.

Практическая значимость. Результаты стали для детского краткометражного рисованного мультфильма «Первый день Незнайки и Пончика на Луне». Создание мультфильма на любую тему школьной программы развивает творческие способности и способствует повышению интереса к учебе.

Глава I. Изучаем историю мультипликационных фильмов и способы создания мультфильмов

1.1. Из истории мультипликации

Мультипликация – это искусство, с помощью которого заставляют рисунки или куклы «ожить» [4, с.768]. Слово "мультипликация" в переводе с латинского языка означает умножение [4, с.768].

Когда появились первые мультфильмы точно не известно. Еще древние люди пытались передать движение в рисунке. Впервые картинки «ожили» в 1 веке. В древней Ассирии у входа в царский дворец стояли статуи крылатых быков с пятью ногами. Когда человек проходил мимо этих статуи, казалось, что быки шагают. Так же очень красиво передавали движение художники Древней Греции в рисунках на вазах [14, с.183]1.

В 15в в Европе появились первые забавные книжки - блокноты2, на каждой страничке которых была нарисована одна и та же фигура в разных позах. Позднее эту форму «оживления» картинок назвали «кине́ографом»[1, с.106].

Конец 17в - А.Кишером был придуман «чудо-фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле3.

30 августа 1877г - день рождения рисованной мультипликации. Французский художник и изобретатель Э.Рейно создал прибор, названный «Волшебным фонарем». Позже Рейно перенес рисунки на пленку и показал свои фильмы на большом экране. Это представление он назвал «Оптический театр»4.

В нашей стране первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра. Он в 1906г создал первый в мире отечественный кукольный мультфильм. В нем были изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций.

1908 год - режиссер и художник был Э.Коль создал первые черно-белые и «немые» мультфильмы - комические рисунки в движении.

Создателем первых звуковых мультфильмов считается американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр и сценарист Уолт Дисней.

Первым российским художником-аниматором и режиссёром был В.А. Старевич. В 1912г он создал первый в истории кино десятиминутный познавательный кукольный мультфильм из жизни жуков под названием «Война рогачей и усачей», которых любил коллекционировать [2, с.12-13].

1936г - создаётся легендарная мультипликационная студия нашей страны «Союзмультфильм» [7, с.12-13].Первый мультипликационный фильм, выпущенный в студии «Союзмультфильм» - «В Африке жарко» по сценарию С. Михалкова.

1.2. Как делают мультипликационные фильмы?

Создание мультфильма - это длительный и трудоемкий процесс. Наиболее популярные техники и способы создания мультфильмов - это:

Рисованная анимация. Отчественные мультфильмы, как «Винни-Пух» (Ф. Хитрука) [16, с.12-13], «Ну, погоди!» (В. Котеночкин) [12, с.12-13], «Карлсон» (Б.Степанцов), рисованные.

Объемная или кукольная анимация. Это «Чебурашка и Крокодил Гена» и «Мартышка, Слоненок и Попугай» [15, с.12-13].

Пластилиновая анимация. Первый такой мультфильм — «Пластилиновая ворона» (1981), снятый на основе знаменитой басни Крылова «Ворона и лисица». Сюжет мультфильма придумал детский поэт Э. Успенский.

Живопись по стеклу. В такой технике работает известный российский режиссер А. Петров, который за фильм «Старик и море» получил «Оскара». Техника порошка. Бескамерная анимация. Пиксилляция. Здесь материалом для мультипликатора служит человек и его реальные фигуры. Компьютерная анимация. Известны такие современные компьютерные мультфильмы, как, «Шрек», «Ледниковый период».

Таким образом, процесс создания мультфильма - длительный и технически трудоемкий. Прежде всего мультфильм надо придумать, создать и записать сюжет, организовать работу группы, и, наконец, реализовать задуманное.

1.3. Практические рекомендации по созданию мультипликационного фильма

С целью помощь тем, кто заинтересован в создании рисованного мультипликационного мультфильма, мы разработали практические рекомендации5.

Глава II. Творческая работа «Мультистудии «Непоседы»»

2.1. Анкетирование

Выяснив, что наши любимые мультфильмы создаются в мультипликационных студиях, что над созданием мультфильма работает очень много взрослых: сценаристы, художники, актеры, съемочная группа, мы решили создать свою мультипликационную студию и назвать «Непоседы»6.

В начале своей исследовательской работы мы провели анкетирование7.

Из опроса мы выяснили, что мультики любят все: и ребята и взрослые8. Дети мультфильмы смотрят часто, а родители в большинстве раз в неделю9. Большинство детей и взрослых не знают историю создания мультфильмов10. Многие опрошенные хотели бы узнать, как создавались мультфильмы11 и хотели бы посмотреть мультипликационный фильм, созданный в рисованной технике12. Для детей самыми предпочтительными для просмотра оказались современные российские мультфильмы, а взрослым больше нравятся старые советские мультфильмы13. Самым любимым для всех ребят оказался мультфильм «Маша и медведь». А самым любимым мультфильмом детства взрослых является рисованный мультфильм «Ну, погоди!».

Таким образом, анкета нам помогла определить, какой же фильм мы будем делать, снимать. Это будет детский, рисованный, короткометражный.

2.2. Изучаем вред и пользу мультфильмов

По результатам проведённого анкетирования, исходя из ответов на вопрос «Как Вы считаете, мультфильмы вляют на развитие ребёнка?»14, мы выяснили, что мир мультипликации скрывает в себе и положительные стороны и наносит откровенный вред, делая детей злыми, агрессивными.

Мы решили сравнить два мультфильма (иностранный и российский), которые любят смотреть дети по итогам нашего анкетирования15.

Действительно, мультфильм отечественного производства даёт правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим и т.д. А из американского мультфильма ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и совершенно, не задумавшись о последствиях, можно ударить человека по голове или убить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения. Но среди зарубежных мультфильмов тоже есть добрые анимационные фильмы. Например, «Бемби» и «Белоснежка».

Следовательно, родителям нужно следить за тем, что смотрит их ребенок.

2.3. Пробуем «оживить» рисованных героев

Раскрыв тайны мультипликации, посмотрев видеоролики, обратившись за помощью к взрослым, мы решили сначала попробовать «оживить» рисованных героев и провели следующие опыты.

Первый опыт16.Взяли полоску бумаги и согнули ее пополам. Нарисовали на нижнюю и верхнюю половинки один над другим почти одинаковые рисунки, но при этом имеющие небольшое отличие. Затем свернули верхнюю полоску в трубочку и с помощью карандаша быстро расправили ее несколько раз. Карандаш должен быть круглым, а не с рёбрышками.

Вывод: наши картинки «ожили».

Второй опыт17. Вырезали одинаковых по размеру два бумажных и один картонный кружки. На одном бумажном кружке нарисовали птицу, на другом – клетку и наклеили их с разных сторон картонного кружка. По краям проткнули маленькие отверстия, продели через них тонкую веревочку и закрутили ее.

Вывод: когда веревочка раскручивалась, кружок завертелся, мы увидели, как наша птица попадает в клетку.

Третий опыт18. Нарезали несколько листиков, пронумеровали их. На листиках по порядку нарисовали, как наш герой выполняет разные движения. Рисунки сложили один над другим и аккуратно собрали книжку. Или же для этого нужно взять небольшой толстый блокнот и на каждую страничку, в правом нижнем углу, нарисовать картинку. Далее отогнули левой рукой страницы книжечки и слегка отпустили их.

Вывод: быстро пролистав книжку, увидели, как нарисованный герой «ожил». Таким образом, опыты, показали, что нарисованного героя можно «оживить» и это может увидеть сам создатель и наблюдатель.

2.4. Тайны мультипликации раскрыты - создаём свой рисованный мультипликационный фильм

Таким образом, мы доказали, что можем создать и свой маленький мультфильм.

Так как 2016г - это юбилейный год (50 лет) книги замечательного детского писателя Н.Н.Носова "Незнайка на Луне", мы решили сделать рисованный мультфильм по мотивам сказки «Незнайка на Луне» и назвали его «Первый день Незнайки и Пончика на Луне».

Работали так19:

1.Выбрали сюжет, идею.

2.Внимательно перечитали главы книги «Незнайка на Луне» и написали краткий сценарий20 по уже готовому произведению [11, с.81-131].

3.Создали персонажей и декорации21.

4.Далее представили, как наши рисунки будут сменять друг друга22.

5.Потом покадрово сфотографировали рисунки по придуманным нам сценам при помощи фотоаппарата23.

6.Монтаж24. Собирали мультфильм в программе «Киностудия», которая идет в стандартном наборе операционной системы Windows. Запустили программу, импортировали наши рисунки в нужном порядке и все неудачные кадры выбросили.

7.Озвучивание. Сначала подобрали звуковые эффекты. И глядя на свой почти готовый мультфильм, мы озвучили речь своих героев.

8.Потом создали яркую заставку и эффектную концовку.

9.Соединили звук с изображением.

10.Наша работа закончена. Для завершения работы в меню “Файл” выбрали “Сохранить файл фильма”.

Таким образом, получился интересный мультфильм «Первый день Незнайки и Пончика на Луне».

Заключение

Мультфильм – это особый вид большого кинематографического искусства. Он учит добру и справедливости. Действительно, взрослые и дети получают огромное удовольствие, глядя на любимых мультипликационных героев, переживают вместе с ними, выходят из самых трудных ситуаций, учатся на их ошибках.

Итак, исходя из нашей исследовательской работы, мы сделали следующие выводы:

  1. Еще древние люди пытались передать движение в рисунке. Впервые картинки «ожили» в 1 веке. Но популярность мультфильмов до сих пор не угасает.

  2. Существует много техник создания мультфильмов.

  3. Зная основные секреты создания мультфильмов, при наличии доступного технического обеспечения, можно создать свой собственный мультфильм.

Изучив литературу, обратившись к интернет – источникам по теме работы, научившись «оживлять» рисованных героев, раскрыв тайны мультипликации, унас получилось создать своими силами свой первый мультфильм «Первый день Незнайки и Пончика на Луне».

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Эта работа нам понравилась, и мы продолжим эксперименты по созданию мультфильмов. Хочется попробовать другие техники, посмотреть, что окажется сложнее, интереснее.

Приложение 1

Рисунок спортсменов на древнегреческих вазах

Приложение 2

Первые забавные книжки-блокноты

Приложение 3

«Чудо-фонарь» А.Кишера

Приложение 4

«Оптический театр» Э.Рейно

Приложение 7

Анкета для учащихся

1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы? Отметь «+».

- да, очень

- нет, мне всё равно

2. Как часто ты смотришь мультфильмы? Отметь «+».

- каждый день

- 2-3 раза в неделю

- раз в неделю

- не смотрю

3. Знаешь ли ты, когда и где появились первые мультфильмы? Отметь «+».

- да

- нет

4. Хотел бы узнать, как создавались и создаются мультфильмы? Отметь «+».

- да

- нет

5. Мультфильм, созданный в какой технике, ты бы хотел посмотреть?

- компьютерный - рисованный

- пластилиновый - песочный

6. Какие мультфильмы тебе нравятся больше? Отметь «+».

- старые советские - зарубежные

- современные российские - никакие

7. Твой самый любимый мультфильм?___________________________

8. Как ты считаешь, мультфильмы влияют на развитие ребёнка? Если да, то как?

- да______________________________________________________

- нет

Анкета для взрослых

1. Любите ли Вы смотреть мультфильмы? Отметь «+».

- да, очень

- нет, мне всё равно

2. Как часто Вы смотрите мультфильмы? Отметь «+».

- каждый день

- 2-3 раза в неделю

- раз в неделю

- не смотрю

3. Знаете ли Вы, когда и где появились первые мультфильмы? Отметь «+».

- да

- нет

4. Хотели бы Вы узнать, как создавались мультфильмы? Отметь «+».

- да

- нет

5. Какие мультфильмы Вам нравятся больше? Отметь «+».

- старые советские - зарубежные

- современные российские - никакие

6. Ваш самый любимый мультфильм?___________________________

7. Мультфильм, созданный в какой технике, Вы бы хотели посмотреть?

- компьютерный - рисованный

- пластилиновый - песочный

8. Как Вы считаете, мультфильмы влияют на развитие ребёнка? Если да, то как?

- да______________________________________________________

- нет

Приложение 8

Вывод: все дети любят мультфильмы.

Вывод: большинство опрошенных взрослых (35 из 10) любят смотреть мультфильмы.

Приложение 9

Вывод: дети смотрят мультфильмы часто. Большинство детей (27 из 50) смотрят каждый день.

Вывод: взрослые смотрят мультфильмы в большинстве раз в неделю .

Приложение 10

Вывод: большинство детей (46 из 50) не знакомы с историей создания мультипликационных фильмов.

Вывод: большинство детей (31 из 45) не знакомы с историей создания мультипликационных фильмов.

Приложение 11

Вывод: многие опрошенные (46 из 50) хотели бы узнать процесс создания мультфильмов.

Вывод: многие опрошенные (38 из 45) хотели бы познакомиться с процессом создания мультфильмов.

Приложение 12

Вывод: многие дети (36 из 50) хотели бы посмотреть мультфильм, созданный в рисованной технике.

Вывод: взрослые (36 из 45) хотели бы посмотреть мультфильм, созданный в рисованной технике.

Приложение 13

Вывод: самыми предпочтительными для просмотра оказались мультипликационные фильмы современного российского производства (34 из 50).

Вывод: взрослые любят смотреть мультипликационные фильмы советского производства.

Приложение 14

Вывод: все опрошенные дети считают, что мультфильмы влияют на развитие ребёнка: и положительно - учат добру; говорить правду; не воровать; быть дружелюбными; развивают речь, мышление, память, внимание, интеллект; учат различать, что такое хорошо, что такое плохо; и отрицательно - если долго смотреть мультфильмы, портится зрение.

Вывод: все опрошенные взрослые считают, что мультфильмы влияют на развитие ребёнка и положительно и отрицательно. Развивают (внимание, речь, память, мышление, воображение, кругозор, любознательность, усидчивость), воспитывают (добро, сострадание, учат переживать, отличать добро от зла, совершать хорошие поступки, заботиться друг о друге; видеть, любить и беречь красоту окружающего мира); расширяют кругозор, формируют мировозрение и стиль поведения. А в негативном отношении мультфильмы, особенно современные и зарубежные, как считают взрослые, формируют агрессивность и нервозность. Самыми безопасными мультфильмами, по мнению родителей, являются мультфильмы советского производства.

Приложение 15

Таблица 1. «Сравниваем два мультфильма»

 

Российский мультфильм «Маша и медведь»

Зарубежный мультфильм «Покемоны»

Идея

Идея проекта зародилась у аниматора Олега Кузовкова в 1996 году. Он, отдыхая на пляже в Крыму, увидел озорную девочку, поведением похожую на Машу.

Один из создателей покемонов в детстве любил собирать, коллекционировать насекомых, а затем обмениваться ими с друзьями. Это традиционная детская японская забава. Покемоны заняли место насекомых, ведь их тоже нужно было собирать, коллекционировать, тренировать, соревноваться с другими обладателями покемонов.

Сюжет

Простой, понятный.

Маленькая девочка Маша случайно оказывается в доме Медведя, жившего недалеко от её дома, и устраивает беспорядок. Медведь, ужаснувшись от учинённого беспорядка и поведения незваной гостьи, старается от неё избавиться, оставив в лесу. Но ночью он начинает переживать за Машу и отправляется в лес искать её. Не находит, возвращается к себе домой и застаёт её там. С этих пор Медведь и девочка Маша — неразлучные друзья. Медведь её воспитывает, Маша подрастает и становится ответственнее. Из разных переделок, в которые они попадают, Маша помогает им выпутываться.

Агрессивный, злой.

Главный герой мультфильма - мальчик Сатоси всегда мечтал стать Мастером-покемоном и очень обрадовался, когда однажды получил в подарок своего первого покемона – Пикачу. С его помощью он стал познавать тренерскую деятельность. Сначала у него не получалось поймать необходимое количество других покемонов, но Сатоси постепенно набрался опыта и пришло время его успехов и побед. Сатоси заслужил уважение других тренеров, нашел друзей, также он стал бороться с преступной организацией, отлавливающей и отправляющей в зоопарки покемонов.

Характеристика персонажей

Персонажи несут в себе добро, уважение, любовь и взаимопонимание. Герои мультфильма добрые, отзывчивые, весёлые.

В мультсериале «Покемоны» – карманные чудовища, которые стремятся друг друга уничтожить. Герои мультфильма агрессивные и жестокие.

Приложение 16

Опыт 1. «Оживляем» героев

   

Приложение 17

Опыт 2. «Оживляем» героев

   

Приложение 18

Опыт 3. «Оживляем» героев

   

Приложение 6

Мультипликационная студия «Непоседы»

   

Приложение 5, 19

Таблица 2. Практические рекомендации по созданию рисованного мультипликационного фильма

Рисованный мультипликационный мультфильм

Этапы создания

Содержание работы

I

Идея

Всё начинается с идеи. Это может быть или просто пришедшая кому-то в голову идея, или конкурс идей, или обычный мозговой штурм. Главное, понять, что рассказать, что было интересно зрителям.

II

Сценарий

Создание фильма начинается с подробного письменного киносценария. Нужно написать, подобрать какую-нибудь сказку, историю с увлекательным сюжетом, т.е. интересным развитием действия и показать, как каждая сцена будет выглядеть в фильме. Этим занимается продюсер, который определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий.

III

Разработка персонажей и создание декораций

После написания сценария надо нарисовать рисунки. Если фильм идет на экране около 10 минут со скоростью 24 кадра в секунду, для него нужно нарисовать около 15 тысяч рисунков, зарисовать каждую фазу движения героев на отдельных листах бумаги. Этим занимется режиссер-мультипликатор. Важную роль играет и настроение. Художник старается создать в картине разное настроение – грустное или радостное, главное, чтобы оно передалось зрителю. Нужно представить в каком мире живет персонаж, что его окружает.

IV

Раскадровка или выставление движения

Здесь нужно ещё представить, как будут двигаться герои и, как будут сменять друг друга кадры.

V

Съёмка

Перед началом работы, обязательно нужно создать правильное освещение, правильно расположить камеру, создать такую атмосферу, чтобы ничего не мешало и не отвлекало. Съёмка - работа кропотливая – постепенно двигая персонажа, нужно сделать много кадров.

VI

Сбор мультфильма с помощью компьютерных технологии

С камеры весь снятый материал перегоняется в компьютер.

VII

Подбор звукового сопровождения

Настоящие, живые актеры озвучивают персонажей фильма, разговаривают, поют за нарисованных героев. Именно эти люди воплощают сказку в жизнь.

VIII

Синхронизация звука с изображением

Композитор под изображение сочиняет музыку для мультфильма.

IX

Создание заставки и концовки

Наложение титров и мультфильм готов. Они помогают ярко начать и эффектно закончить свой фильм.

Приложение 20

Краткий сценарий мультфильма

1 сцена – Незнайка и Пончик оказываются у ракеты.

2 сцена – ракета взлетает.

3 сцена – друзья летят на Луну. Ракета в Космосе.

4 сцена – Незнайка и Пончик прибыли на Луну.

5 сцена – путешествие друзей по неизведанному и таинственному миру Луны.

6 сцена – герои ушли вглубь Луны.

Приложение 21

Создаём персонажей Незнайку и Пончика и декорации

   

Приложение 22

Представляем как наши рисунки будут сменять друг друга

   

Приложение 23

Собираем и фотографируем рисунки

   

Приложение 24

Работаем над монтажом мультфильма

   

Список источников и литературы

  1. Асенин С.В. Мир мультфильма: идея и образы мультипликации социалистических стран / С.В.Асенин. – М.: Искусство, 1986. – 202 с.

  2. Великий укротитель насекомых // Миша. - 2016. - № 2. – С. 12-13.

  3. Владимир Сутеев – человек с секретом // Миша. - 2016. - № 5. – С. 12-13.

  4. Большой энициклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия», . - 1997. – с.768.

  5. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с.

  6. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 216 с.

  7. Кавалер ордена Улыбки. Вячеслав Котеночкин // Миша. - 2016. - № 4. - С. 4-5.

  8. Мультфильм своими руками. Инструкция. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://veriochen.livejournal.com/121698.html - (дата обращения: 14.10.2016).

  9. Мультяшка // Непоседа. – 2017. - № 1,2.- С.23.

  10. Наши любимые мультики. Союзмульфильм // Миша. - 2016. - № 4. - С.12-13.

  11. Носов Н.Н. Незнайка на Луне: роман сказка в четырех частях / Н.Н.Носов. – М.: ООО Росмэн-Издат, 2000. - 539 с.

  12. Ну, погоди. История на все времена // Миша. - 2016. - № 1. – С. 12-13.

  13. От «Варежки» до «Чебурашки» // Миша. - 2016. - № 6. – С. 12-13.

  14. Польская Л.И. Кто делает кино: очерк / Л.И.Польская. – М.: Дет. лит., 1987. – 208 с.

  15. Попугай, Чебурашка и другие звезды мультиков // Миша. - 2016. - № 9. – С. 12-13.

  16. Почему у Винни-пуха помятое ухо // Миша. - 2016. - № 8. – С. 12-13.

  17. Технологии мультипликации. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://kiddymult.ru/2011/08/tehnologii-multiplikatsii/. - (дата обращения: 23.09.2016).

  18. Феличев С.В. Мой друг компьютер: книга для детей и родителей / С.В.Феличев. - М.: ООО Росмэн-Издат, 2001. – 120 с.

1 См. Приложение 1

2 См. Приложение 2

3 См. Приложение 3

4 См. Приложение 4

5 См. Приложение 5

6 См. Приложение 6

7 См. Приложение 7

8 См. Приложение 8

9 См. Приложение 9

10 См. Приложение 10

11 См. Приложение 11

12 См. Приложение 12

13 См. Приложение 13

14 См. Приложение 14

15 См. Приложение 15

16 См. Приложение 16

17 См. Приложение 17

18 См. Приложение 18

19 См. Приложение 19

20 См. Приложение 20

21 См. Приложение 21

22 См. Приложение 22

23 См. Приложение 23

24 См. Приложение 24