III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГА НА РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОШ №28
Анисимова Д.П.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


На сегодняшний день Интернет – это колоссальный источник информации для всех современных интернет пользователей. Быстрота и доступность связи между поль­зователями позволили использовать Интернет не только как инструмент по­знания, но и как средство для общения и развлечения. В современном мире Интернет почти полностью заменил нам почту, телефон и другие средства общения. А виртуальная комму­никация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Многочисленные социальные сети, открытые форумы и личные страницы стали основными способами общения молодежи. Кто хоть раз «заходил» в Интернет, не мог не заметить, что там русский язык, порой, совсем не похож на литературный. Очень часто встречаются непонятные слова, появляются смайлы, искажается орфография, пунктуация. Таким языком пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно (около 10 лет). За эти годы выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём все активнее проникает в нашу повседневную жизнь.

Хорошо это или плохо? Соблюдаются ли при общении в сети Интернет правила русского языка или там используется «современный» русский язык, который можно услышать сегодня везде? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. В результате появилась моя работа - исследование по теме: «Влияние Интернет-сленга на речевую культуру учащихся МБОУ СОШ №28».

Актуальность данного исследования заключается в том, что орфографические ошибки, допускаемые учащимися при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными и являются причиной снижения грамотности. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.

Такое свободное обращение с русским языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей. Современный русский язык нуждается в защите, бережном отношении к нему.

Цель работы: исследовать влияние Интернет-общения на практическую грамотность учащихся моей школы и определить, действительно ли употребление интернет-сленга ведёт к снижению устной и письменной языковой грамотности.

Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является весьма актуальной. Мне далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как мне кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не так пострадало от этой проблемы. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В последнее время я стала замечать, что на уроках, мои одноклассники, да и я сама, неумышленно, по привычке, употребляем сленговые выражения. На переменах ученики, особенно старших классов, общаются на «своем» сленговом языке, понятном только им.

Знакомясь в социальных сетях Интернета с личными страницами пользователей (школьников 12-15 лет), я прочитала, что пишут ребята друг другу и выдвинул следующую гипотезу: неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания в предложениях, негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения между подростками.

И поставила перед собой следующие задачи:

1.Посетить различные Интернет - сайты, на которых часто общаются ученики школы;

2.Провести анкетирование учащихся 12-15 лет;

3.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;

4.Составить словарь Интернет-сленга;

5.Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок;

6.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в социальных сетях, и допускаемые ими ошибки.

Объект исследования - материалы Интернет - сайтов, речь школьников 6-9 классов.

Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка.

«Берегите наш прекрасный язык»,- писал великий русский писатель И.С. Тургенев.

Следует заметить, что работа над данным исследованием продолжалась в течение месяца. В этот период я посетила сайты и проанализировал записи из личных страниц пользователей, сделал выводы о правописании учащихся при виртуальном общении, провела анкетирование учащихся на тему: «Виртуальное общение», результаты обработала, представив их в форме круговых диаграмм.

Методы исследования:

  1. Сбор и анализ информации

  2. Классификация ошибок в правописании

  3. Анализ причин допущенных ошибок

  4. Анкетирование

Основная часть 1. Исследование интернет – источников

Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет-общения на грамотность подростков, я исследовала сайты Интернета (www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru) и мобильные приложения Viber и WatsAp, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и выделил некоторые предположения об особенностях общения через Интернет:

  1. Анонимность. Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений), ибо риск разоблачения минимален.

  2. Для большей эмоциональности текста учащиеся используют различные специальные значки – смайлики. Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет - сетей в разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие, как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.

  3. Добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

  4. Быстрота написания сообщений, их краткость и лаконичность. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. Так постепенно начал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг. Он начал наполнять письма пользователей все большим и большим количеством сленга.

Чтобы узнать отношение подростков к Интернет-сленгу, я провела анкетирование пользователей.

2. Анализ анкет учащихся

Визуализация результатов анкетирования представлена вПриложение №1.

Я провела анкетирование 87 учащихся из 6-9 классов по теме «Виртуальное общение» и получила следующие результаты.

На первый вопрос «Как часто Вы пользуетесь интернетом?» количество ответивших «очень часто» составило 45 человек, отве­тивших «иногда» – 6.

Таким образом, практически все ученики используют интернет.

На второй вопрос«Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?» 71 человек из 87 ответили, что используют в своей устной речи сленговые вы­ражения и лишь 5 человек написали, о том, что не употребляют сленг. Таким образом, результаты ответа на второй вопрос подтверждают мои предположения о том, что стиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь.

Ещё одна примета XXI века – нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стал замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нор­мально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «па­дем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть» - «мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. И ещё. Мы очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет». Вывод:Интернет - сленг активно приживается в речи подростков.

Меня огорчило, что 43 учащихся на вопрос «Как Вы относитесь к употреблению таких слов, которые искажают русский язык?» ответили «мне все равно».

На четвертый вопрос «Как Вы думаете, что ждет язык сленга социальных сетей в будущем?» 52% опрошенных уверены, что «он останется, и будет использоваться все чаще».

На вопрос«При общении в социальных сетях использование какой речи вам нравится больше?» большинство участников анкеты ответили, что пользуются сочетанием сленга с обычной речью, объясняя это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным. Са­мая малая часть (2 человек из 87) пользуется при общении только сленгом.

Мнения учениковна вопрос «Используете ли Вы при общении сленг?», разделились почти поровну. Половина учащихся постоянно используют при общении сленг, а другая половина стараются не пользоваться сленгом.

Из ответов на вопрос«Почему Вы пользуетесь сленгом?»японял, что, к сожалению, сленг стал привычным современным спо­собом общения между людьми (и не только в виртуальном мире). Сленго­вые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при пере­писке.

Полученные ответы на вопрос «Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интер­нете?»не однозначны. Радует то, что всего четыре человека выбрал вариант ответа «нет». Но многие из опрашиваемых ответили «да» (62 учеников из 87), а остальные - «ино­гда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подро­стки при Интернет - общении все же обращают внимание на грамотность.

52% опрашиваемых на вопрос«Как Вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?» Ответили«да», и 33% «нет».

3. Словарь Интернет - сленга

Изучив и проанализировав сайты www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru и мобильные приложения Viber и WatsAp, а также ответы на вопрос анкеты «Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?», ясоставил свой словарь Интернет-сленга. Полный словарь представлен в Приложении 2).

Среди всех слов моего словаря Интернет-сленга я выделила 5 самых популярных слов Интернета:

  1. Няша- это ласковое прозвище, о ком-то или о чем-то очень милом и приятном.

Между тем его исконное значение в «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля определяется так: «Няша – ил, грязь с тиною, жидкое, топкое дно озера».

  1. МиМиМи – междометие, автором которого является пушистый зверек из мультфильма «Мадагаскар», так как он выражает умиление. Словечко со значением – милый, трогательный, забавный.

  2. Пичалька –это словообозначает плохое настроение, оценку ситуации как неприятной.

  3. ЛОЛ –(с английского) – очень громко смеяться.

  4. Ок – хорошо

4.Анализ ошибок, допускаемых в Интернет общении.

Проанализировав сайты, www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru, WatsUp, Viber,я вы­явила следующие ошибки:

1)Замена букв

Типичные замены

Примеры

Буква «в» заменяется на буквы «фф»

Здарофф

Написание английских слов русскими буквами

«Нi!»-«Хай!»

2)Сокращения (нра- нравится)

3)Звукоподражания (Ммм...; Агу!; Хахахаха)

4)Написание слов по произношению (нормально - намана)

5) Отсутствие пунктуации

6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива! )

7)Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)

8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравитЬся Вася», «Нужно долго старатся»)

9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ);

Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное ко­личество ошибок.

Выводы: Молодежь во время переписки в Интернете из-за бездумного написания или спешки, привычки, модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. И самое страшное, что многие, когда пишут руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!» Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.

Хочу напомнить о том, что существует специальный Справочно-информационный портал ГРА­МОТА.РУ – русский язык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов. Также на этом портале можно задать специалистам вопросы о проис­хождении того или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации нашего родного языка.

4. Влияние сленга на лексику современного подростка

Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выде­лила как положительные, так и отрицательные его аспекты.

Положительные стороны интернет-общения.

1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.

2. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах, мобильных приложениях и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.

3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны интернет-общения.

1.Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).

2.Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.

3.В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

4.Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

Заключение

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.

Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, как ты говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние. Ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.

Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.

В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.

В-четвёртых, отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.

И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше. Конечно, ничего плохого в общении молодежи нет, но люди всегда повышали свой словарный запас чтением книг. Читая книги, гораздо проще разо­браться с грамматикой и пунктуацией, потому что в памяти остаются словосочетания, запоминается постановка знаков препинания, об­разные выражения.

В современном мире все больше и больше людей употребляют такой интернет-сленг в реальной жизни. Иногда это происходит из экономии времени, иногда это просто считается «модно» и «стильно». Но при этом русский язык теряет все свое богатство, кра­соту и образность. Любовь к Родине выражается отношением к родному языку. Давайте уважать свою Родину, свою культуру и свой язык!

Список используемых источников и литературы
  1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. … Се­рия: Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006 г. Мягкая об­ложка, 256 стр.

  2. Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2005.

  3. Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер. 2005

  4. Тургенев И.С. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с 37 «Правда» 1968

  5. Розенталь Д.Э. «Орфографический словарь». М.2005.

  6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс,2002.

  7. www.vkontakte.ru

  8. www.odnoklassniki.ru

Приложение 1 - Анкетирование

В результате анкетирование 87 учащихся из 6-9 классов по теме «Виртуальное общение» были получены следующие результаты

1. Как часто Вы пользуетесь Интернетом?

2. Используете ли Вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?

3.Как Вы относитесь к употреблению таких слов, которые искажают русский язык?

4.Как Вы думаете, что ждёт язык сленга социальных сетей в будущем?

5. Общаетесь ли Вы в социальных сетях?

6. При общении в социальных сетях использование какой речи Вам нравится больше?

7. Используете ли Вы при общении сленг?

8. Почему Вы пользуетесь сленгом?

9.Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интернете?

10. Как Вы думаете, влияет ли написание слов в Интернете на Вашу практическую грамотность?

Приложение 2 Словарь Интернет – сленга

сёня, седня – сегодня

эт - это

щас – сейчас

прива, хай, прив, привки – привет

чё ? – что делаешь,что говоришь

ок – хорошо

норм – нормально

здаров, даров, дарофф – здравствуй

ахах – смех

чмоки-чмоки – целую

пасибки, спс, пасиб – спасибо

супер – здорово

дз, домаха – домашнее задание

плз - пожалуйста

комп – компьютер

контр, конроха – контрольная работа

родаки, предки – родители

уры – уроки

аффтар – автор

МиМиМи- милый, забавный

хз – не знаю

ржунемогу!- очень сильно смеюсь

няша – милая, приятная

кадила ? - как дела?

пичалька – плохое настроение

оч – очень

чем маешься? – что делаешь

красавчег – красавец

омг - удивление

ЛОЛ – очень громко смеяться

споки ноки – спокойной ночи

Канеш – конечно

се –все

Скока – сколько

терь - теперь

пеши исчо – пиши еще

угарно - смешно

пазитиффчик - позитив

Прыскалка – струйный принтер

Лазарь - лазерный принтер

Пилюлькин – антивирус

Мозги – ОЗУ

Голова – процессор

Глюк – неправильная работа программы

Искалка - поисковая система

Болванка - пустой компакт-диск

крысодром (коврик для мыши)

намордник (защитный экран монитора)

Мыло – почтовый адрес e-mail

Дрова - драйвера

Мазила – браузер Mozilla

Бук – ноутбук

Винда – Windows

Мать – материнская плата

Сетевуха – сетевая плата

Качать – скачивать