III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА.
Кацал Н.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Князь Владимир Святославович - одна из наиболее ярких фигур русской истории, внёсшая значительный вклад в историко-культурное развитие Древней Руси. Тот факт, что князь Владимир стал героем не только памятников летописания, центральным персонажем обширного цикла былин, но и персонажем известного фильма 2016 г. «Викинг», свидетельствует о том, что большинство наших предшественников и современников данного правителя воспринимают его как личность в своем роде уникальную. Это обусловливает особое место образа князя Владимира в галерее персонажей отечественных исторических трудов и художественной литературы.

Осмысление российского прошлого и настоящего вновь и вновь заставляет исследователей обратиться к рассмотрению личности и политической деятельности великого князя, и, естественно, рассмотрение это происходит с разных научных и духовно-нравственных позиций, что приводит в итоге к неоднозначным, а порой и полярным оценкам и точкам зрения.

Поэтому, я решила найти подтверждающие факты о том, каким был князь Владимир, сравнить разные точки зрения ученых – историков о роли его как правителя и человека.

Цель: рассмотреть личность князя Владимира Святославича, роль которой в современном мире интерпретируется по - разному.

Задачи:

  1. Изучить разные точки зрения отношения ученых к личности и политике Владимира Святославича.

  2. Рассмотреть фигуру князя Владимира, представленную в фильме «Викинг» и мультфильме «Князь Владимир».

  3. Сделать вывод о роли князя Владимира, которая в современном мире интерпретируется по - разному.

Гипотеза: несмотря на неоднозначную оценку князя Владимира, личность князя нельзя назвать отрицательной.

Объект исследования: личность князя Владимира Святославича.

Предмет исследования: «отклики» историков на деятельность рассматриваемой исторической фигуры и личность в целом.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, систематизация материала, изучение литературы.

Практическая значимость: использование данного материала на уроках истории и внеклассных занятиях.

Актуальность: сохранить культурное историческое наследие нашей страны и подробно рассмотреть поступки и «нововведения» одного из самых известных русских правителей, которые имеют важное место и в современности.

Историографический обзор в моей работе основан на таких историко-документных работах, как: «История Российская» (1768–1784) В.Н. Татищева, «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым» М.В. Ломоносова, «История государства Российского» Н.М. Карамзина, «Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей» Н.И. Костомарова, «Курс русской истории» В.О. Ключевского, «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева, «Летописном сказании о Владимире и его крещении» и «Разыскания о русских летописях» А.А. Шахматова, Энциклопедии для детей «Что такое? Кто такой?», а также «Повести временных лет» Нестора (http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt).

  1. Князь Владимир Святославич

Итак, вспомним его биографию. Владимир (см. Приложение 1) был сыном великого киевского князя Святослава Игоревичаи ключницы великой княгини Ольги - Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считают, что это случилось в 962 г. Хотя в Киевской Руси социальный статус ребенка определялся по отцу, обидное прозвище князя Владимира Святославича «робичич» преследовало его не одно десятилетие.

В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через три года усобицы погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов, в 981 и 982 гг. ходил усмирять вятичей. В 983 г. он открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов, в 984 г. победил радимичей, а в 985 г. - волжских болгар. Хорватов Владимир подчинил себе в 992 г.

До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. У Владимира было пять законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.

Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. Соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, отправляли послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.

Конечно, принятие христианства имело и исторические предпосылки. Византия была ослаблена мятежом Варды Фоки. Князь руссов согласился помочь обратившимся к нему соправителям Василию 2-му и Константину 8-му, но потребовал в жены их сестру - царевну Анну. Согласие на брак было получено при условии крещения Владимира (см. Приложение 2). Произошло это в конце 987 г. или в начале 988 г. В крещении он принял имя Василий.

После подавления мятежа Фоки императоры-соправители не торопились с обещанной свадьбой. В ярости князь выступил с дружиной на греческий Корсунь и взял город. Только после этого в Корсунь прибыла Анна в сопровождении священников, привезя с собой множество икон и других предметов культа. Вскоре греческая царевна стала супругой Владимира.

В том же 988 г. вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.

В 992 г. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, непрерывные столкновения с печенегами не давали надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. В 996 г. ему чудом посчастливилось избежать пленения. Стремясь укрепить границы государства, Владимир основал несколько городов-крепостей. Наиболее значимым из них стал Белгород.

Во время правления Владимира была начата чеканка серебряных и золотых монет. Владимиру приписывается составление Церковного устава, определяющего сферу компетенции церковных судов. С Чехией, Венгрией и Польшей были заключены мирные договоры. Правда, польский князь Болеслав скоро нарушил мир, пойдя на Русь в союзе с печенегами. Но этот поход не был удачным.

Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы его жизни. В 1013 г. были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 1014 г. отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя - Ярослав Новгородский. В 1015 г. князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого, 15 июля 1015 г., и был похоронен в Десятинной церкви в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями.

  1. Личность и политика князя Владимира в трудах историков и художественной литературе

Считается, что отправным пунктом создания современной исторической науки является деятельность В.Н. Татищева, главный труд которого «История Российская с самых древнейших времен» был опубликован уже после его смерти (в 1768–1784 и в 1848 г.). Конечно, что автор не мог обойти стороной вопрос о характере и значении политической деятельности Владимира Святославича.

На страницах «Истории Российской» Владимир изображён как дальновидный политик и грамотный стратег, времена правления князя ознаменованы началом продуктивной деятельности в сфере внешней политики.

Точку зрения Татищева поддержал М.М. Щербатов, приписывавший «столь милосердному и правосудному Монарху» большую роль в истории и культуре Древней Руси.

Примечательна в этом плане исследовательская деятельность М.В. Ломоносова, главным историческим трудом которого стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года».

Историческая концепция Ломоносова заключается в некоторых общих соображениях об историческом развитии как смене периодов упадка и расцвета. «Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление...» В рамках данной концепции ведется и повествование о княжении Владимира I Святославича. Для автора свойственно разделение жизни и княжения Владимира I по трём основным вехам, что отражено в содержании « Древней Российской истории» (в составе произведения представлены следующие главы): «О Княжении Владимирове прежде Крещения», «О Рассмотрении Вер и о Крещении Владимирове» и «О Княжении Владимирове После Крещения Его».

В конце восьмой главы («О Княжении Владимирове После Крещения Его») Ломоносов подводит некий итог княжения Владимира, где четко излагает свое отношение к личности данного деятеля как к справедливому, человеколюбивому, святому человеку: «В Борисово отсутствие христианскою кончиною к Богу преселился июля в 15 день, жив лет 73, государствовав в идолослужении 8, в христианстве 27. В союзе и в любви пребывал с соседними держательми, с Болеславом польским, Стефаном венгерским и с Генриком чешским. По супружеству с греческою царевною именовался царем. Пример оставил о себе потомкам отменныя храбрости, кроткого правосудия, щедролюбия к требующим и теплого усердия к истинному Богу. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами умеренныя и кроткия старости. По всем делам геройства от защищенного, расширенного и прославленного своего народа справедливо приобрел проименование Великого, имя Святого от основанной, снабденной и украшенной российской церкви».

В список исследователей невозможно не включить «первого нашего историка и последнего летописца» Н.М. Карамзина, открывшего историю России для широкой образованной публики.

Несомненно, национальная историография имела значение для Карамзина и оказала влияние на формирование его исторических взглядов. Он знал труды своих предшественников, опирался на них в своем главном сочинении - "Истории государства Российского". В девятой главе данного произведения рассказываются события княжения Владимирова. Это княжение, относительно обильнейшее разнородными событиями, чем все предшествовавшие княжения, дает впервые видеть порядок, которому Карамзин, подобно предшествовавшим писателям, будет следовать при распределении событий.

Главное событие княжения Владимирова - великая религиозная перемена: принятие христианства. Явления, относящиеся к религиозной деятельности Владимира сперва как язычника, потом как христианина, как равноапостольного князя,- эти явления естественно выделяются из среды остальных, заставляют историка соединять их объяснением причины перехода от одних к другим, причем и открывается необходимо внутренняя связь между ними. Потом летопись предлагает известия о других, уже второстепенных по своему значению явлениях: о покорении племен славянских, о наступательных войнах на разные страны и народы, о войнах оборонительных против степных варваров, о некоторых внутренних распоряжениях; все эти явления подразделяются на несколько отдельных групп, но Карамзин располагает события в порядке летописном, хронологическом.

Н.М. Карамзин подвел такой итог княжению князя Владимира: "Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Довольно, что Владимир, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ ятвяжский; расширил пределы государства на западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе восточных императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только иереев, но и художников; наконец, был не бедным отцом народа бедного. Горестию последних минут своих он заплатил за важную ошибку в политике, за назначение особенных уделов для сыновей.

Слава его правления раздалась в трех частях мира: древние скандинавские, немецкие, византийские, арабские летописи говорят о нем. Кроме преданий церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего Великого князя хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, и о могучих богатырях его времени".

Однако, нередко научность "Истории" берется учеными-историками под сомнение, ее автор объявляется "живописцем", который отходил от источников или давал им произвольное толкование, жертвуя истиной во имя занимательности.

В.О. Ключевский, в частности, отмечает: "Взгляд Карамзина на историю строился не на исторической закономерности, а на нравственно-психологической эстетике. Его занимало не общество с его строением и складом, а человек с его личными качествами и случайностями личной жизни; он следил в прошедшем не за накоплением средств материального и духовного существования человечества и не за работой сил, вырабатывавших эти средства, а за проявлениями нравственной силы и красоты в индивидуальных образах".

Н.И. Костомаров говорит о князе Владимире как о человеке, совершившем переворот Руси и указавшем ей историческую дорогу, имея в виду прежде всего заслугу князя в принятии христианства. Излагая собственную точку зрения по поводу ключевых моментов этого процесса, Костомаров пишет: «Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привез в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ. Жители без явного противодействия крестились в Днепре, отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего оттого, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению».

Костомаров также заостряет внимание на том, что Владимир развивал книжное просвещение при монастырях». Таким образом, на Руси возросло количество грамотных людей, ставших не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности.

О различного рода мероприятиях по распространению новой религии пишет и С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен». «Непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской земле было, разумеется, построение церквей: «Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам».

Созданию положительного образа князя в «Истории» Соловьёва способствует факт борьбы Владимира с разбойничеством. «Можно думать, что разбойники умножились вследствие бегства тех закоренелых язычников, которые не хотели принимать христианства; разумеется, они должны были бежать в отдаленные леса и жить на счет враждебного им общества; отсюда может объясниться религиозное уважение, соединенное с памятью о некоторых богатырях Владимирова времени, например об Илье Муромце, которому приписываются подвиги против разбойников на отдаленном финском севере, где язычество долго находило себе убежище». Оценивая политику князя в целом, Соловьёв заостряет внимание на том, что в период правления Владимира Святославича велика была роль дружины.

В.О. Ключевский, отмечая прогрессивный характер деятельности Владимира Святого, так же указывает на большую роль княжеской дружины в принятии князем определенных решений. В Курсе русской истории отражена плодотворность и внешнеполитических мероприятий князя. По мнению Ключевского, «При Владимире Русь успела пробиться в степь на один день пути, т. е. передвинуть укрепленную границу на линию реки Роси».

Одним из серьёзных исследователей, обратившихся к личности князя Владимира, был А.А. Шахматов, затронувший в нескольких своих работах, написанных в разное время, целый ряд проблем, связанных с данным героем летописания.

Работа «Летописное сказание о Владимире и его крещении», которая входит в книгу «Разыскания о русских летописях», связана с данными исследования учёного, вышедшего в 1906 году под названием «Корсунская легенда о крещении Владимира», в котором проведена следующая главная мысль: в XI веке было известно два сказания о крещении Владимира, первое из которых сообщало о крещении этого князя от греческого философа, прибывшего в Киев, второе - о крещении Владимира в Корсуни. Оба сказания легли в основу Начального свода и возникшей на его основе «Повести временных лет». Сказание о крещении Владимира в Корсуни вошло также в состав разного рода житий князя и повестей о его крещении. Проводя текстологический анализ, исследователь восстанавливает сложную картину взаимодействия и взаимовлияния разных текстов друг на друга. Разбирая исторические события, легшие в основу Корсунской легенды, он приходит к выводу о том, что «что в народной памяти устанавливалась связь между крещением Владимира и земли русской, с одной стороны, и женитьбой на греческой царевне, с другой. Итак, вот основание для Корсунской легенды, основание, уже уклонившееся от исторической действительности, слившее в одно разновременные события, придавшее единство тому, что на самом деле такого единства не имело». Делая вывод, что обработка «исторического основания» «уклонилась» в сторону легенды и былины, А.А. Шахматов считает, что обработка эта внесла в Корсунскую легенду разные сказочные подробности, к каковым относится, например, основная мысль сказания, будто Владимир едет в Корсунь добывать себе дочь Корсунского царя, весь эпизод с Ждберном, посылку в Царьград воевод Олега и Ждберна просить руки царевна Анны и т.д.

Звучное славословие посвятил делу Владимира поэт Случевский к 900-летию крещения Руси. «Если — говорит поэт — Русской Земли не измерить, если в ней весей не счесть, Господу сила — молитва! Князю Владимиру — честь!» Но истинным певцом великого князя Владимира явился поборник киевской старины — граф Алексей К. Толстой. Мы видим у него Владимира, как в летописи, сначала воинственным князем-борцом, стремящимся самое свое крещение завоевать, затем преображение этого князя после крещения (Владимир — христианин с милосердной душой). Но вместе с былинами Толстой знает Владимира, пирующего со своими богатырями.

Изображает нам поэт и состарившегося князя Владимира. Но он все еще бодр и весел, мнимо-грозен и сердечно ласков, и готов в «веселый месяц май» благословлять счастье своих юных дочерей и их женихов-дружинников и богатырей…

Таким образом, мы наблюдаем определённую преемственность взглядов исследователей, т.е. восприятие и оценку князя Владимира с христианских ценностных позиций. Положительно характеризуя князя Владимира, большинство историков указывают на то, что при нем Русь с принятием христианства включилась в активную европейскую политику, была проведена организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования. Причиной подобного единства во мнениях может служить распространение в культурной среде идеалов православия и идей богоизбранности русского народа.

Подводя итоги, необходимо сказать, что все вышеперечисленные сочинения (см. Приложение 3) выражают во многом общее отношение к результатам и характеру эпохи Владимира, единым для данных работ является изображение князя как личности в своем роде уникальной, это обусловило особое место образа князя Владимира в галерее великих правителей русского государства.

  1. Личность и политика Владимира в кинематографе

    1. Мультфильм «Князь Владимир»

В 2006 году в прокат вышел полнометражный мультфильм «Князь Владимир» (см. Приложение 4), где также показаны его подвиги и достижения. Но данный мультфильм подвергся критике. Журналисты московской журнала «Нескучный сад» разошлись в его оценках. Стоит ли детям смотреть этот мультфильм? Насколько исторически оправдана интрига сценария? Вот к каким выводам они пришли:

Мультфильм — это попытка историю с князем Владимиром, крайне запутанную и требующую определенной работы души, объяснить понятно для обычного человека. Поэтому Владимир изображается изначально добрым. Между тем она показывает, как велика сила покаяния, сила Христовой любви, прощающей и преображающей даже такого лютого грешника, каким был до крещения князь Владимир. Чтобы разгадать загадки, которые ставит перед нами житие князя Владимира, нужно принимать в расчет духовные реалии.

Многое — например, убийство Ярополка — происходило не совсем так, как показано в мультфильме. Он был обманом выманен из Киева для заключения мира, а затем во дворце Владимира предательски умерщвлен. Не совсем точно, как нам кажется, показаны отношения Владимира и варягов. Русские князья сами чувствовали себя наполовину варягами. Ведь они потомки варяжского князя Рюрика. Само слово «русь» — варяжского происхождения. По разным толкованиям, это или название племени, из которого происходил Рюрик и другие бывавшие на Руси варяги, или «дружина» (часто летопись пишет: пришел такой-то князь со своей русью, то есть дружиной). Финны до сих пор называют шведов ruotsi — словом, близким по звучанию к русам.В мультфильме показана борьба «доброго» и «злого» язычества, но исторически это не всегда правильно. Язычество на Руси было одно — построенное на жертвоприношениях. Хорошими в русском народе были нравственные законы, установленные на основании требований совести. Диавол действовал в людях изнутри, человеческая природа не была преображена. В мультфильме очень хорошо показано, как поклонение пустому месту — дереву — вызывает реакцию со стороны диавола, он это поклонение подчинял себе и одухотворял злобой.Стоит ли детям смотреть этот мультфильм? Журналисты посчитали, что все-таки не стоит. Образ князя Владимира в мультфильме достаточно принижен, а детям именно это и запомнится: такой бравый парень. Духовного отца русского народа надо бы показывать по-другому, пусть это и сложно. Ведь чудо его личного преображения имеет особое значение для Руси.

Хотя у большинства зрительской аудитории этот мультфильм вызывает только положительные отклики.

А вот какие факты нам предоставил сайт Википедии:

Оценка

Реакция критиков была относительно положительной, но неоднозначной. Кинокритики оценили мультфильм в целом средне: положительные отзывы заслужила техническая составляющая картины и работа художников, отрицательные — работа сценаристов. Кинокритики высоко оценили искусство мультфильма и анимации, но критиковали его за «искривлённый» показ истории и религиознуюпропаганду, которая воспринималась как идеологическое сводничество к одному из своих спонсоров, Русской Православной Церкви.

Востребованность

«Князь Владимир» собрал в прокате 5 400 000 долларов и стал одним из самых кассовых российских мультфильмов всех времён, среди отечественных мультфильмови являлся третьим самым кассовым мультфильмом в России после «Мадагаскар» и «Смывайся!» на 2006 год. Как по бюджету, так и по кассовым сборам этот мультфильм стал значительно более успешным, нежели мультфильмы студии «Мельница» того же периода про русских богатырей.

  1.  
    1. Российский блокбастер «Викинг».

Российский кинематограф неоднократно обращался к историческим темам, но так далеко в прошлое еще не заглядывал. В основе фильма «Викинг» (см. Приложение 5), вышедший в 2016 г. — история, знакомая каждому по школьной программе «Повесть временных лет». Перед создателями картины стояла уникальная и чрезвычайно сложная задача — рассказать о поворотном моменте в истории России, о цивилизационном выборе и фактически о создании государства.

Главный герой фильма — Владимир. Младший сын Новгородского князя от рабыни не только захватил Киевский престол, но принял православие как государственную религию Руси. В центре сюжета — междоусобная война Владимира с братьями и сложная борьба с самим собой, приведшая его от язычества к православию. Как оценивают сюжет главного персонажа авторы и создатели фильма, который на сегодня преодолел отметку в миллиард рублей за девять дней проката, поставив новый рекорд для российского кино «Викинг» считается главным отечественным блокбастером последних лет.

Анатолий Максимов, продюсер: «Каждый фильм, который стоит смотреть, — это история про то, как один человек стал другим человеком. Я бы сказал, что это фильм о рождении нового народа через рождение нового человека».

Константин Эрнст: «После просмотра "Викинга" каждый сможет ответить, кто он, и почему он может гордиться историей своего народа. Это кино о любви, о жизни и о смерти. Это кино о зрителях, о каждом из нас».

А вот что рассказал исполнитель роли князя Владимира, Данила Козловский, в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Анне Нехаевой.

- Князь Владимир, креститель Руси - легендарная личность, во многом неоднозначный человек. Как вы готовились к роли? Читали какие-то исторические источники?

- У нас, разумеется, не было видеозаписей о том, какой был Владимир, и та литература, которая дошла до нас, мягко говоря, очень древняя. Поэтому первое, что приходит в голову, когда говоришь о князе Владимире - "Повесть временных лет" Нестора, скандинавские саги, норвежские песни. Это все общая тема, общий цикл книг. Это, конечно же, сценарий, который во многом был написан по тому, как Нестор описывал происходящие в те времена события. И, безусловно, режиссер Андрей Кравчук, который посвятил этому фильму фактически семь лет своей жизни. Он очень хорошо ориентируется во вселенной 870-х - начала 900-х годов. Все это было основным источником неких знаний и вдохновений.

- Проведя некоторое время с персонажем князя Владимира, как вы для себя поняли его? Как теперь думаете, что это был за человек?

- Не думаю, что сейчас смогу абстрагироваться в полной мере от того, чтобы максимально объективно судить, говорить о князе Владимире что он был за человек. Сейчас я сужу в большей степени о нем по той информации и по тем признакам, которыми мы его наделяли, когда "сочиняли" его. Я знаю, в первую очередь, по литературе, что это был, мягко говоря, неоднозначный человек со сложной историей и внутренним содержанием. Это может вызывать разные впечатления и ощущения, но для нас было принципиальным не идеализировать его, потому что сейчас это некое масштабное понятие, символ и великое явление нашей культуры. И памятник ему недавно поставили, и так далее. В то же время нам не нужно было играть некий памятник, который красиво ходит по съемочной площадке, декорациям, говорит сентенциями, благородно держит голову и царственно, по-княжески смотрит на свою чернь.

Этот фильм - безумная идея, огромная производственная картина, сложная. Как сказал продюсер Анатолий Максимов, это космический корабль, который мы строим и пытаемся запустить в космос. Действительно, это так.

Владимир должен был стать героем, глядя на которого, ты чувствуешь, переживаешь, соотносишь себя с ним, и его ошибки, возможно, принимаешь как свои ошибки, его путь ты воспринимаешь как свой путь. Путешествие от тьмы к свету, которое мы выстраивали, если можно так говорить, было для нас принципиальным.

У нас в фильме есть те самые факты, которые делают князя Владимира не совсем однозначной фигурой, скорее неоднозначной. Это и убийство брата, и убийство родителей своей жены, и насилие. Но мы пытались разобраться почему так происходило, что эти события влекли за собой и к чему это привело.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе нашего исследования:

- изучены многочисленные точки зрения отношения ученых к личности и политике Владимира Святославича, где мы наблюдаем определённую преемственность взглядов исследователей, т.е. восприятие и оценку князя Владимира с христианских ценностных позиций. Положительно характеризуя князя Владимира, большинство историков указывают на то, что при нем Русь с принятием христианства включилась в активную европейскую политику, была проведена организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования. Причиной подобного единства во мнениях может служить распространение в культурной среде идеалов православия и идей богоизбранности русского народа;

- рассмотрена фигура князя Владимира, представленная в фильме «Викинг» и мультфильме «Князь Владимир», где Владимир стал героем, глядя на которого, ты чувствуешь, переживаешь, соотносишь себя с ним, и его путь воспринимаешь как свой, настолько правдоподобно представлен сюжет.

Мы подтвердили, что принятие христианства на Руси – это ключевое событие политики князя Владимира, которое, безусловно, позволило на тот момент сохранить единство государства, укрепить власть в нем, и подтвердить его большое значение в мире, а также повысить уровень образования населения страны. Но, личность Владимира неоднозначна. С одной стороны государь принял христианство, которое способствовало на Руси укреплению таким моральным устоям, как: уважение детей к родителям, уважение к личности человека, терпимость. С другой стороны, то каким образом он расправился с Ярополком, и то, как жестоко было подавлено язычество на Руси, не характеризовало его, как высоконравственного человека. Поэтому, отношение к Владимиру со стороны историков противоречиво, да и со стороны простых людей тоже.

То есть, можно сделать вывод о роли князя Владимира, которая в современном мире интерпретируется по – разному.

Князь Владимир – положительная личность, даже не смотря на некоторую неоднозначность деятельности и поведения, её все равно нельзя назвать чётко отрицательной или негативной, хотя бы потому, что он стоял у истоков православия нашей страны, то есть гипотеза нашла своё подтверждение.

Я считаю, что Владимиру стоит отдать должное и признать его великим человеком, хотя бы за его смелость в принятии решения сделать Христианство официальной религией на Руси. Так как на тот момент языческие традиции не способствовали развитию морально-нравственных основ и развития русского народа. Что в скором могло бы привести юное государство к распаду и гибели.

Список литературы

При выполнении работы были использованы следующие источники:

1. «История Российская» (1768—1843) - В. Н. Татищев http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/642102

2. «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым» - М.В. Ломоносов http://www.rummuseum.ru/lib_l/lomon00.php

3. «История государства Российского» - Н.М. Карамзин – Эксмо, 2001

  1. «Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей» - Н.И. Костомаров – Эксмо, 2004

  2. «История России с древнейших времен» - С.М. Соловьев – Эксмо, 2009

  3. «Курс русской истории» - В.О. Ключевский - Издательство: Мысль ISBN, 1995

  4. «Разыскания о русских летописях» - А.А. Шахматов – Издательство: Академический Проект, 2001

  5. Повесть временных лет http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt

  6. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич

  7. Интервью с Данилой Козловским http://www.interfax.ru/culture/544856

  8. «Что такое? Кто такой?» – М. С. Ханова – М.: Астрель; АСТ, 2008.

  9. Статья журналистов «Нескучного сада»

http://www.nsad.ru/articles/knyaz-vladimir-stoit-li-smotret

Приложение

Приложение 1.

Портреты князя

Приложение 2

Крещение князя Владимира

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Константин Эрнст, продюссер фильма «Викинг»

Анатолий Максимов, продюссер фильма «Викинг»