III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕДОВОГО АВИАНАВОДЧИКА В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ ОБЩЕВОЙСКОВОГО БОЯ
Галактионов К.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Ни одна общевойсковая операция в современной войне не обходится без применения авиации. Корректировкой действий по нанесению авиационных ударов по переднему краю противника во время боя занимается авиационный наводчик. Авианаводчик располагается совместно с общевойсковыми подразделениями первого эшелона, иными словами – находится на передовой, зачастую под огнем противника. Именно от него зависит эффективность применения авиации на площади в несколько десятков квадратных километров.

Однако существует точка зрения, что в условиях современного боя отпадает потребность в авианаводчиках, работающих визуально на передовых позициях, ввиду того, что новейшее высокоточное оружие «само» находит цели.

Противоречивая информация в социальных сетях о «якобы никому не нужном и нелепом» подвиге Героя России Александра Александровича Прохоренко (бывшего курсанта Оренбургского высшего зенитно-ракетного училища) вызывает необходимость детального изучения специфики деятельности авианаводчиков и оценки их вклада в достижении цели общевойскового боя.

Недостаточная степень представления объективных сведений о роли авианаводчика в общевойсковом бою в современной научно-популярной литературе и средствах массовой информации, личная причастность автора к учебному заведению, где обучался Александр Прохоренко, обусловили выбор темы исследования: Действия передового авианаводчика в достижении цели общевойскового боя.

Объект исследования: общевойсковой бой.

Предмет исследования: действия передового авианаводчика в достижении цели общевойскового боя.

Цель исследования: на основе анализа примеров практических результатов общевойсковых боев оценить вклад действий передового авианаводчика в достижении цели общевойскового боя.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что действия передового авианаводчика оказывают решающее влияние на достижение целей общевойскового боя.

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:

1. Изучить специфику общевойскового боя.

2. Рассмотреть особенности деятельности передового авианаводчика, его роль в общевойсковом бою.

3. Подобрать примеры общевойсковых боев с участием передового авианаводчика.

4. Провести ретроспективный анализ действий передового авианаводчика в достижении цели общевойскового боя.

Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы был использован ряд взаимосвязанных методов исследования: изучение научно-публицистической литературы, ретроспективное интервьюирование, сравнительный анализ, обобщение.

Практическая значимость исследования заключается в том, чтознакомство ссобранным материалом позволит расширить представления кадет о подвигах авианаводчиков, сохранить память о них, сформировать чувство гордости за Героев нашей страны, ценностное отношение к будущей военно-профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленными задачами структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.

Глава 1. Теоретическое изучение темы исследования

1.1. Специфика общевойскового современного боя

Как известно, единственным средством достижения победы частями и подразделениями в вооруженном столкновении с противником является бой. В течение столетий именно бой определял ход и исход войны, решая задачи стратегии.

В зависимости от состава участвующих в нем войск бой может быть:

- общевойсковым;

- противовоздушным;

- воздушным;

- морским [ 9,10].

Остановимся подробно на характерных чертах современного общевойскового боя.

Общевойсковой бой отличает:

- решительность целей;

- высокая напряженность;

- скоротечность и динамичность боевых действий;

- наземно-воздушный характер;

- одновременное мощное огневое воздействие на всю глубину построения сторон;

- применение разнообразных способов выполнения боевых задач;

- быстрый переход от одних видов действий к другим;

- сложная радиоэлектронная обстановка.

Анализ научно-методической литературы по военному искусству позволил выделить основные принципы ведения современного общевойскового боя [ 9,10]:

- постоянная боевая готовность подразделений;

- решительность, активность и непрерывность ведения боя;

- согласованное применение подразделений родов войск и специальных войск и поддержание непрерывного взаимодействия между ними;

- внезапность действий и применение военной хитрости (обман противника);

- решительное сосредоточение усилий на главном направлении и в решающий момент;

- маневр подразделениями, ударами и огнем;

- своевременное восстановление боеспособности подразделений, всестороннее обеспечение боя;

- полное напряжение моральных и физических сил;

- твердое и непрерывное управление подразделениями.

Как говорилось выше, в общевойсковом бою применяются самые разнообразные силы и средства вооруженной борьбы. В нем участвуют ракетные, мотострелковые и танковые войска, артиллерия различных видов, другие средства огневого поражения, войска противовоздушной обороны, инженерные и другие специальные войска, авиация, воздушные десанты, а на приморских направлениях и корабли Военно-Морского Флота [ 9,10 ].

Практические действия показывают, что основным принципом ведения современного общевойскового боя является поддержание непрерывного взаимодействия между войсками. Принцип взаимодействия отражает природу современного боя, его общевойсковой характер. Он гласит, что успех в современном общевойсковом бою может быть достигнут только совместными усилиями всех участвующих в нем сил и средств на основе их тесного и непрерывного взаимодействия и наиболее полного использовании каждым из них своих боевых возможностей [ 10 ].

1.2 Роль передового авианаводчика в общевойсковом бою

Передовой авиационный наводчик (ПАН, авианаводчик, forwardaircontroller) - самая дефицитная, загадочная и опасная специальность в любой армии. К примеру, в самой воюющей армии мира (США) всего 460 специалистов данного направления... В России их около сотни, в Украине всего пару десятков подготовленных авианаводчиков.

На войне за жизнь авианаводчика платят, как за сбитый самолет, что провоцирует противника охотится на них с остервенением жадного охотника [7].

Главными задачами авианаводчика в общевойсковом бою являются вызов авиации и корректировка огня.

Перед выходом мотострелковых подразделений первоначально идет обработка местности — боевые вертолеты и самолеты наносят бомбовые или пушечные удары по намеченному району действий. Только после этого идет пехота, блокируется местность и осуществляется ее прочесывание.

Если подразделения наталкиваются на сопротивление противника или не могут с ходу овладеть каким-либо укрепрайоном, снова вызывалась авиация [ 7 ].

Авианаводчик в составе разведгруппы скрытно выдвигается на передовую, определяет места сосредоточения противника, следит за передвижениями и по радиостанции вызывает авиацию с указанием точных координат для нанесения ударов. После нанесения авиационных ударов мотострелковые подразделения идут на зачистку [ 8 ].

Таким образом, работают авианаводчики всегда на переднем крае, зачастую под огнем противника. Они указывают летчикам, куда именно наносить удар по противнику в полосе общевойсковой армии или армейского корпуса. Именно от них зависит эффективность применения авиации на площади в несколько сотен километров.

Помимо организации авиационной огневой поддержки авианаводчики выполняют и другие задачи — занимаются и эвакуацией раненых, и заброской штурмовых групп, и десантированием, и разведывательно-поисковой деятельностью.

Параллельно с развитием радиолокационных средств обнаружения летательных объектов в воздухе авианаводчики освоили навыки наведения самолетов и вертолетов на воздушные и наземные (морские) цели.

В силу того, что авианаводчик располагается совместно с общевойсковыми подразделениями первого эшелона, иными словами – находится на передовой, зачастую под огнем противника, для выполнения своих обязанностей он должен быть хорошо подготовленным по широкому кругу общевойсковых и авиационных специальностей:

  1. Знать тактику ведения общевойскового боя; умело действовать в бою, применяя личное оружие; выбирать позицию, обеспечивающую скрытное наблюдение за противником и непрерывное управление экипажами самолетов (вертолетов);

  2. Обладать высокими индивидуально-психологическими качествами: уметь поставить задачу авиации по средствам связи; руководить одновременно несколькими экипажами самолетов; обеспечить точный выход экипажей в район объекта, обнаруживать, опознавать и поражать цели, не подвергая авиацию необоснованной угрозе поражения противника; обеспечивать экипажам необходимые условия для маневрирования;

  3. Иметь высокий уровень физической подготовки [ 8 ].

Таким образом, в реальном современном общевойсковом бою, где противник находится в пределах прямой видимости, постоянно задействуется авиация. Она способна поражать наземные цели в реальном масштабе времени в интересах выполнения задач мотострелкового батальона, мотострелковой бригады, или диверсионно-разведывательной группы, обеспечивая непосредственную авиационную поддержку сухопутных частей и подразделений. Для более точных ударов по противнику, недопущения поражения своих войск, авиация нуждается в специалисте, который будет корректировать ее действия. Этими специалистами являются передовые авианаводчики.

Глава 2. Практическое обоснование темы исследования

2.1. Примеры общевойсковых боёв с участием передовых авианаводчиков

Одна из задач нашего исследования – подбор и анализ примеров общевойсковых боев с участием передового авианаводчика.

Проанализировав научно-публицистическое описание общевойсковых боев времен Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.),военного конфликта на территории Республики Афганистан (1979 – 1989 г.г.), первой и второй чеченской войны (1994–1996 г.г., 1999–2001 г.г.),многостороннего вооружённого конфликта с иностранным вмешательством на территории Сирии, начавшийся весной 2011 года, мы составили таблицу 1, в которой отразили примеры общевойсковых боев, функции авианаводчика и исход боя [1, 2, 3, 4, 14, 15,16].

Таблица 1.

Пример общевойскового боя

Исход общевойскового боя

Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.)

Днепровская воздушно-десантная операция (сентябрь 1943 года)

В составе передовой группы не было офицера боевого управления авиации (авианаводчика)

Большая часть десантников погибла в воздухе от плотного зенитно-пулеметного огня и в неравных боях с противником в первые часы после десантирования. Лишь оставшимся в живых довелось действовать в тылах противника.

Война в Афганистане (1979 – 1989 г.г.)

20 июня 1985 г. общевойсковая операция у п. Сиавушан в провинции Гильменд.

Авианаводчики наводили фронтовую и армейскую авиацию на огневые точки мятежников

Было уничтожено около 30 мятежников, захвачено более 150 единиц стрелкового оружия, большое количество боеприпасов к ним, противотанковые и противопехотные мины.

10 июля 1985 г.. - прочесывание ущелья Бачи-Кучак в 20 км южнее г. Шинданд.

Авианаводчики обеспечили безопасное занятие высот батальоном

Уничтожены 3 активные огневые точки мятежников.

25 июля 1985 г. - боевая операция г. Герат.

Авианаводчики управляли экипажами, своевременно обеспечили авиационную поддержку Сухопутных войск.

По результатам действия фронтовой и армейской авиации было уничтожено около 90 мятежников и более 160 ранено

22 августа 1985 г. проведение операции в 20 км северо-восточнее г. Чагчаран в провинции Гур

Под руководством авианаводчиков наносились бомбоштурмовые удары.

Цели общевойскового боя достигнуты

Первая и вторая чеченские кампании

(1994–1996 г.г., 1999–2001 г.г.)

1999 год - бои за Грозный вместе с группой внутренних войск

Координация действий осуществлялась авианаводчиком

Полк вошел в Грозный

13 декабря 1999 г. в районе Аргунского ущелья боевая операция

Координацией передвижений федеральных войск и действий авиации тогда занимались опытные офицеры боевого управления

Поставленные задачи выполнены с минимальными потерями

Декабрь 2003 г. – захват бандформирований

в составе спецназа авианаводчики обеспечивали поддержку авиации

Уничтожен Гелаев – один из главарей чеченских бандитов

Многостороннийвооружённый конфликтс иностранным вмешательством на территорииСирии

(2011 г. по настоящее время)

13 марта – 17 марта 2016 год - операция по освобождению сирийского города Пальмиры и его современной части — города Тадмора — от боевиков группировки «Исламское государство

Авианаводчик Герой России А.А. Прохоренко в течение недели выявлял важнейшие объекты игиловцев, выдавал их точные координаты пилотам российских самолетов

Были заняты две из трех стратегически важных высот — высота 800 и высота 853 юго-восточнее Пальмиры. В бою был убит один из «эмиров» Пальмиры Халил Мохамед. Сирийской армии при поддержке ВКС РФ удалось занять еще одну стратегически важную высоту 939 — в горах к западу от Пальмиры. Уничтожены огневые точки и укрепления боевиков ИГИЛ.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что успех общевойсковой операции в основном зависит от четко скоординированных действий авиации и наземных подразделений.

2.2. Ретроспективный анализ действий передового авианаводчика в достижении цели общевойскового боя

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы провели ретроспективное интервью, цель которого - оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации.

Интервью имело характер однократного и индивидуального, по способу общения – личное и дистанционное, проводилось по месту работы респондентов по предварительной договоренности о встрече и месте беседы.

В процессе подготовки к интервью мы составили следующие вопросы:

В каких военных операциях Вы принимали участие (где, в каких годах)?

В какой боевой операции Вы могли наблюдать за действиями передового авианаводчика (или непосредственно сотрудничали с ПАНом)?

Какие задачи ставятся перед передовым авианаводчиком?

Где идет подготовка ПАНов?

Как Вы считаете, в условиях современного боя, когда используется высокоточное самонаводящееся оружие, нужны ли ПАНы? Почему?

Основной нашей задачей в ходе проведения интервью являлось корректировка темы разговора, создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого. Респондентам давалась возможность выбрать вопросы.

В ходе интервью ответы регистрировались в виде аудиозаписи при помощи функций сотового телефона. В последствие ответы были оформлены в письменной форме.

Дистанционное интервью было проведено по электронной почте, ответы сразу давались письменно.

Особую сложность в ходе подготовки и проведения интервью у нас вызвала правильная постановка вопросов интервью и правильная фиксация ответов.

В налаживании контакта с респондентом трудностей не было. Все респонденты с интересом отвечали на вопросы, по необходимости уточняли информацию.

Необходимо отметить, что все респонденты являются офицерами Российской Армии, имеющие опыт участия в боевых операциях или опыт подготовки авианаводчиков.

Доля одинаковых ответов на вопрос «Как Вы считаете, в условиях современного боя, когда используется высокоточное самонаводящееся оружие, нужны ли ПАНы?» подсчитывалась по формуле:

А * 100 % = Х

В ,

где А – количество одинаковых ответов по вопросу; В – общее количество респондентов; Х – процент респондентов.

У нас получилось:

4 * 100% = 80%

5

Таким образом, 80% респондентов отметили необходимость в передовых авианаводчиках в современном общевойсковом бою, что создает основу для вывода: от авианаводчиков зависит эффективность применения авиации на большой территории.

В результате проведенного исследования были получены данные, показывающие решающее значение передовых авианаводчиков при выполнении задач непосредственной авиационной поддержки войск. .

Заключение

Цель исследования состояла в обосновании вклада действий передового авианаводчика в достижении цели общевойскового боя.

Анализ научно-публицистических источников показал достаточно широкий круг существующих положений, подходов к оценке действий ПАНов.

В ходе исследования:

- изучена специфика общевойскового боя;

- рассмотрены особенности деятельности передового авианаводчика и его роль в общевойсковом бою;

- подобраны и проанализированы примеры общевойсковых боев с участием передового авианаводчика;

- проведен ретроспективный анализ действий передового авианаводчика в достижении цели общевойскового боя.

В ходе решения задач, направленных на достижение цели исследования, нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу.

Гипотеза исследования подтверждалась данными взаимосвязанных методов (изучение научно-публицистической литературы, ретроспективное интервьюирование, сравнительный анализ, обобщение).

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Дальнейшая ее разработка может идти по пути исследования проблемы совершенствования боевой экипировки и снаряжения передового авианаводчика.

Таким образом, исходное положение о том, что действия передового авианаводчика оказывают решающее влияние на достижение целей общевойскового боя оказалось подтвержденным.

Список источников

  1. Авианаводчик рассказал о секретной профессии погибшего в Сирии Александра Прохоренко // Московский комсомолец, 5 мая 2016 г. - Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2016/05/05/avianavodchik-rasskazal-o-sekretnoy-professii-pogibshego-v-sirii-aleksandra-prokhorenko.html

  2. Афганистан: братство, мужество, подвиг / сост. А.П. Ладин. – Алма-Ата, Казахстан, 1987. – 176 с.

  3. Бабаков А. Кавалер ордена Ленина // Афганистан: братство, мужество, подвиг. – Алма-Ата, Казахстан, 1987. – С. 53-55.

  4. Военно-патриотический сайт «Отвага» Режим доступа: http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-rusarmy/o-nix-vspominayut/

  5. Донадоев В. В. Исследование истории зарождения и развития военной специальности инженера по управлению воздушного движения : моногр. – Ейск, 2010.

  6. Евдаков В.И. Способы взаимодействия авиации, ракетных войск и артиллерии в операциях локальных войн второй половины XX века // Вестник Академии военных наук, №3/2005, стр.69-74.

  7. Кириллов А. Авианаводчик. Подготовка и роль в составе пехотного подразделения (группы СпН) // «Современная армия». Режим доступа: http://www.modernarmy.ru/article/200

  8. Лебедь А.П., Гончаров П.А., Волшин П.П. Профессия – авиационный наводчик // Военный научно-практический вестник. - №1, 2014. – С. 11-12.

  9. Общая тактика. Основы боевого применения мотострелкового отделения : учеб. пособие / п/п-к Ю.Б. Байрамуков, п-к зап. М.М. Рунда; Сибирск. федер. ун-т. – Красноярск : СФУ, 2010. – 96 с.

  1. Общая тактика: учебное пособие/ В.Н. Зарицкий, Л.А. Харкевич. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 184 с.

  2. Организация взаимодействия с авиацией МВД России при проведении специальных операций (мероприятий) сотрудниками спецподразделений МВД России: учебное пособие/ С.Н.Кашин. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2014.-124 с.

  3. Организация, вооружение и способы действий передовых авианаводчиков ВС РФ. Режим доступа: http://www.milkavkaz.net/2016/05/sposoby-dejstvij-peredovyh-avianavodchikov-vs-rf.html

  4. Постнов А.А. Боевое управление авиацией: учеб. пособие. В2 ч. / А.А. Постнов, С.Я. Паньков, Ю.Е. Забураев; под общ. ред. В.А. Мещерякова. – Ч. 1. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2007. – 120 с.

  5. Пчелов О. Слышу, вижу, управляю // Красная звезда, 12 августа, 2009 г. - Режим доступа: http://old.redstar.ru/2009/08/12_08/1_08.html

  6. Хомутов А.В. Бой ведет батальонная тактическая группа // Армейский сборник: журнал для военных профессионалов. – июнь, 2009 г. – С. 23-26.

  7. Чабанов В.А. Контроль за воздушным пространством в зоне боевых действий // Military Technology, VIII/2012, p. 56 – 6.