III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СУДЬБА ГЕРОЯ СИБИРЯКА
Огнева А.Н.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Название проекта – «Судьба героя сибиряка»

2. Предметная область: краеведение, история.

2. Ф.И.О. разработчиков учебного проекта:

Огнева Анна, 9 «А» класс

Руководитель: Бичурина Надежда Фёдоровна, учитель математики,

МАОУ «Чажемтовская СОШ»

3. Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чажемтовская средняя общеобразовательная школа.

4. Год разработки учебного проекта: 2016г.

5. Опыт использования (степень распространения): -

6. Проблемная ситуация - Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. К нашему великому счастью, мы знаем о войне только из кинофильмов и литературных произведений. Когда говорят о Великой отечественной войне,всегда звучат слова о том, что война не обошла стороной ни одну советскую семью. История всей страны складывается из отдельных судеб людей, которые живут в этой стране. Для каждого человека его жизнь вплетается в историю его семьи. Они неразделимы, взаимосвязаны между собой.

7. Проблема проекта – Не все дети знают о своих прадедах, участниках войны. Годы проходят, все дальше от нас те страшные события. И молодое поколение уже не понимает, чем оно обязано своим героям. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше.

Необходимо собирать и сохранять исторические свидетельства, знакомить с ними ровесников.

8. Цель — Формирование патриотических чувств, интереса к истории своей страны, семьи, воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; вовлечение в исследовательскую деятельность родителей и учеников класса.

9. Задачи:

  • собрать и оформить материал о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне;

  • создать презентацию «Судьба героя сибиряка»

  • подготовить выступление и рассказать на классном часу о проделанной работе.

10. Гипотеза:

Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Надеемся, что наша работа обогатит знания учащихся о своих прадедах, поможет привить уважение и любовь к ветеранам Великой Отечественной войны.

11. Ожидаемые результаты

  • приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

  • расширение знаний о Великой Отечественной войне;

  • раскрытие творческого потенциала участников проекта;

  • удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;

12.Практическое применение, полезность выполненной работы

  • - сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;

  • - появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;

  • - возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;

  • - приобрели навыки поисково-исследовательской работы;

  • - получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта, дружнее и ближе стали друг другу.

13. Методы исследования:

  • беседа

  • опрос

  • работа с документами военных лет, архивных документов

  • поиск и изучение старых фотографий

14.Форма организации деятельности детей: индивидуальная.

15.Ведущая деятельность: исследовательская, творческая, прикладная

16.Сфера применения результатов: социальная, внеурочная

17.Используемые технологии: проблемные, проектные, ИКТ.

18.Форма продукта проектной деятельности: мультимедийная презентация для представления проекта, собранная информация в виде семейного архива.

19.Способ объединения результатов на презентации: выступление в форме отчета и видео презентация.

20.Количество участников и их состав: 1 участник,1 руководитель.

21.Время работы: краткосрочный (один год).

22.Режим работы: урочно-внеурочный, внешкольный.

23.Материально-техническое оснащение:

  • доступ к книжному фонду, архиву;

  • компьютерное обеспечение, оборудование для печатных работ и сканирования;

  • мультимедийная установка;

  • презентация «Microsoft Office Power Point 2003.lnk»

  • текстовый редактор « MicrosoftWord 2003»

  • документы из личного архива семьи Огневых.

24.Кадровое оснащение: педагог школы.

25.Учебно-методическое оснащение:

Архивные документы военкомата г. Колпашево.

Интернет ресурсы «ОБД МЕМОРИАЛ»

Над вьюгами и стужами седыми,

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Введение

Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. К нашему великому счастью, мы знаем о войне только из кинофильмов и литературных произведений. Когда говорят о Великой отечественной войне, всегда звучат слова о том, что война не обошла стороной ни одну советскую семью. История всей страны складывается из отдельных судеб людей, которые живут в этой стране. Для каждого человека его жизнь вплетается в историю его семьи. Они неразделимы, взаимосвязаны между собой. Война не обошла и семьи учащихся нашей школы.

Проблема проекта.

Не все детизнают о своих прадедах, участниках войны. Годы проходят, все дальше от нас те страшные события. И молодое поколение уже не понимает, чем оно обязано своим героям. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше.

Необходимо собирать и сохранять исторические свидетельства, знакомить с ними ровесников.

Актуальность.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в последнее время в мире некоторые стараются пересмотреть итоги войны, переделать их под себя, извлечь из этого выгоду и умалить заслуги советского народа в войне. Образованный человек должен знать правду и знать ее из первых уст. Из рассказов своих прадедов и дедов. Именно тех людей кто отдал свои жизни за Победу.

Цель проекта:

Формирование патриотических чувств, интереса к истории своей страны, семьи, воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; вовлечение в исследовательскую деятельность родителей и учеников класса.

Задачи:

  • собрать и оформить материал о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне;

  • создать презентацию «Судьба героя сибиряка»

  • подготовить выступление и рассказать на классном часу о проделанной работе.

Гипотеза:

Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Надеемся, что наша работа обогатит знания учащихся о своих прадедах, поможет привить уважение и любовь к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты

  • приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

  • расширение знаний о Великой Отечественной войне;

  • раскрытие творческого потенциала участников проекта;

  • удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;

  • создание «Странички летописи» своей семьи

Методы исследования:

  • беседа

  • опрос

  • работа с документами военных лет, архивных документов

  • поиск и изучение старых фотографий

Чтобы подвиг нашего народа не стерся в памяти людей, чтобы наши дети и внуки знали, какой ценой завоевана мирная жизнь, мы ведем работу над проектом об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны.

Благодаря неспешным беседам со старшими, воспоминаниям из личных архивов, мы перенеслись на 70 лет назад, в грозные сороковые годы прошлого столетия…

Война - это страшное время.Много жизней унесла она. Сколько детей осталось сиротами!Не обошла война стороной и наших предков, о которых рассказали нам родители, бабушки и дедушки.Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.

С чего начинается память - с берез? С речного песочка? С дождя на дороге? А если - с убийства! А если - со слез! А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках, Со взрослых, в пыли распростертых! А если с недетского знания - как живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет Войной начинается память. К.Симонов.

Моя память начинается с крохотной уютной кроватки, с маминой колыбельной, с детской, но прекрасной доброй мечты. В конце концов – с улыбки, улыбки брата, первого учителя. Какими бы ни были наши воспоминания, они самые теплые и самые добрые. Отчего у наших бабушек и дедушек не так? Отчего мои бабушка и дедушка каждый раз с невозможной горечью и невыносимой болью вспоминают подробности своего детства, рассказывают о ней, о самой страшной – о войне. Столько песен, стихов, рассказов написано, столько слов сказано о войне.

Близится 70-летие победы в Великой Отечественной Войне. Я много читала книг, смотрела фильмов о войне. Мне захотелось узнать, кто из моей семьи участвовали в войне, и какая история связана с ними. В своем проекте я расскажу о своём прадедушке – Огнёве Николае Петровиче.

И всё, что я расскажу, не ново, но главное то, что после этой работы, я многое поняла и осознала для себя. И это хорошо потому, что становимся мы ближе, ближе не только к истории страны и войны, но и друг к другу. Становимся мудрее и от этого взрослее в понимании жизни. Это я теперь точно знаю. Ведь происходит очень интересная вещь: воспоминания моих бабушки и дедушки становятся и моими воспоминаниями, а потом они станут воспоминаниями моих будущих детей…

Жизнь до войны.

Мой прадедушка Огнёв Николай Петрович, участник Великой отечественной войны.Николай Петрович родился в Новосибирской области, д. Пеньково, в 1912 году. Жили они бедно и трудно, много работали, но все равно еле сводили концы с концами. Мама сильно болела, лечили народными средствами, на лекарства и врачей денег не было. В возрасте трех лет, он остался без родителей. Взял его на воспитание дядя.

А у дяди было большое хозяйство, крепкая семья, хороший дом.Коле пришлось полностью полагаться на собственные силы, работал наравне со всеми. Работали много, и большие и маленькие, с утра до ночи, семья большая, кормить надо было всех.

Но потом их раскулачили. В 15 лет вместе с родственниками был сослан в Сибирь, в село Нарым. Пришлось жить в старом доме, работать как взрослому. Посылали и на лесозаготовки, и строительство.

В 1932 году Николаю Петровичу исполнилось 20 лет. Молодой, красивый парень, душа компании. Самое время думать о создании своей семьи. Он женился на Анне, соседской скромной девушке. Всей родней построили небольшой домик, живи да радуйся. Понемногу начали обживаться. У них родились два сына. В 1939 году родился Иван, а в1940 Василий.

Но летом 41года пришло страшное известие о начале войны. Николай вместе с другом решил идти на фронт. Они собрались и на лодке доехали до Парабели, оттуда в Колпашево. Пришли в военкомат, но их отправили назад в Нарым. Надо было работать…

Война.

И только в мае 1942 года он ушел на фронт добровольцем. Призывался из Колпашевского района. Собрали всех, посадили на пароход и повезли до Томска. А там поездом уже на фронт.

Служил охотником, вернее егерем. Так называли войска, созданные в основном из сибиряков. Это были крепкие, сильные парни, которые хорошо ходили на лыжах, умели отлично стрелять, маскироваться и неожиданно нападать на врага. В августе 1942 году он получил лёгкое ранение в руку.

После лечения воевал в мотострелковых войсках, минометчиком.

Весной 1943 года под Сталинградом фашистская пуля его тяжело ранила в правое бедро. Лежал в госпитале. Пока был без сознания, его по ошибке записали в убитые. Хорошо, что рядом оказался друг, который успел исправить эту ошибку. И страшная похоронка не пришла домой.

Потом была Курская дуга. Так с боями солдат Огнёв дошел до Берлина.

Оттуда был направлен командованием в Москву. Парад в ознаменование Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне состоялся на Красной площади в Москве в июне 1945 года. В Параде участвовал и Николай Петрович.

С конца мая в Москве проходила усиленная подготовка к параду. Весь состав участников был одет в новую парадную форму и приступил к предпраздничной тренировке. Перед парадом Николаю Петровичу и его сослуживцам выдали новую синюю форму и простые химические карандаши: синяя форма была прошита белыми нитками. Всю ночь молодым бойцам пришлось красить белые нитки карандашами в синий цвет, чтобы выглядеть на Параде достойно…

Награды.

Николай Петрович имеет множество наград и медалей за участие в Великой Отечественной Войне.

Награжден медалью «За взятие Берлина», медалью «За победу над Германией».

Медалью Жукова за храбрость, стойкость и мужество.

Орденом Отечественной войны I степени за храбрость, стойкость и мужество в боях за Советскую Родину.

Он был дважды награжден военными медалями «За отвагу»,за личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза, имеет 7удостоверений к юбилейным медалям.

Жизнь после войны.

В 1946 году, после приказа о демобилизации, Николай Петрович вернулся в Сибирь, в село Инкино и продолжил свою трудовую деятельность разнорабочим.

Село жило в голоде и холоде, всем было трудно. Николай Петровичгде-то купил ружье и ходил на охоту. Мой дедушка до сих пор помнит случай, когда его отцу удалось подстрелить большого лося. Какой это был праздник для всей деревни! Мясо разделили на всех.

Семья росла, у моего прадедушки родилось пять сыновей и одна дочь. Все сыновья тоже служили в армии, продолжили славный путь своего отца.

Познав победы и поражения, холод и голод, смерть друзей-однополчан, прожив нелегкую послевоенную жизнь,Николай Петрович, тем не менее, до конца жизни оставался порядочным, честным и добрым человеком.

За многолетний и добросовестный труд был неоднократно награжден почетными грамотами и медалями. Ему присвоено звание Ударник Коммунистического труда.

Николай Петрович всегда приходил к памятнику воинам, погибшим в войне, отдать долг памяти, возложить цветы. Вспоминал о тяжелых годах, о своих друзьях. Пока позволяло здоровье, один раз, ездил на парад в город Томск.

Умер прадедушка в 2000году. Похоронен в д. Пасека недалеко от Инкино. Жаль, что я не увидела его живым. Но я знаю о Николае Петровиче из рассказов его детей. Про это мне рассказывали мои бабушки и дедушки, они вспоминали о своем детстве, о тяжелых военных годах.

Я горжусь своим прадедушкой!

Нам осталась от прадедушки память, его медали и орден. Мы их бережно храним в шкатулке. Очень хочется сохранить их и показать моим детям и внукам. Чтобы помнили и знали, что нет ничего страшнее войны. Чтобы берегли мир.

В Великой Отечественной Войне принимали участие наши прадеды и прабабушки. Их подвигу во имя жизни посвящается наш проект.

Заключение:

В результате проделанной работы цель исследования достигнута. Во время встреч с родственниками, воспоминаний, обработки материалов из семейных архивов мы стали больше знать о своих семейных героях. Приобрели навыки поисково-исследовательской работы.Создали презентацию о жизни родственников в годы войны. Научились лучше понимать, ценить и уважать ветеранов войны.

Свою работу я обязательно сохраню, покажу своим братьям и сестрам, всем родственникам. А, еще, сохраню ее для своих детей, чтобы знали и помнили, кому они обязаны мирной жизнью.

Будем хранить, и беречь память о страшных потерях военного времени. Постараемся не допустить новой войны. Знаем как это страшно и больно на примерах своих родных.

Практическое применение, полезность выполненной работы

- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;

- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;

- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;

- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;

- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта, дружнее и ближе стали друг другу.

Источники:

1.Архивных документов военкомата г. Колпашево.

2.Воспоминания: Огнёва П.Н., Огнёвой М.Н., Чагиной О.П.

3.Документы семьи Огневых.

4.Личный фото архив.

5.Материалы взяты из истории села, родственников.

6.Награды Огнёва Н.П.