III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ермошкина Т.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими людьми? Ответ на этот вопрос дает генеалогия. Генеалогия - это историческая наука, которая изучает происхождение и родственные связи людей.

К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семьи, просто имена предков дальше своих бабушек-дедушек, максимум прабабушек и прадедушек.…Живем, не ведая своих собственных корней? Хотя давно уже разработаны методики поиска, существует специальная литература, открываются архивы.

В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.

Мы считаем, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они - наши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаем, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.

Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо осознавать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Патриотическое воспитание школьников – актуальная проблема в условиях современной России.

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу.

Актуальность

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды и прадеды. Необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. И это должен помнить каждый. В 2017 году наша страна будет праздновать 72 годовщину Победы над фашизмом. Война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. А ведь с каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от времён войны. Но время не имеет власти над народной памятью. И ещё многие поколения будут восхищаться героизмом людей, боровшихся с фашизмом. Семьи 2 «в» класса война тоже не обошла стороной. Мы задались целью узнать о жизни родственников в это страшное время и более подробно познакомиться с историей своих семей. В своих небольших исследованиях мы использовали воспоминания бабушек, дедушек, мам, пап, родственников. Их рассказы мы сравнивали с историческими данными, которые находили в справочной литературе и публицистических изданиях. Также мы использовали документы из семейного архива и написали сочинения про прабабушек и прадедушек.

Надеемся, что наша работа будет иметь практическую направленность и может быть использована на уроках истории при изучении событий Великой Отечественной войны.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.

Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать, как увековечена память героев войны.

Реализация проекта «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны» позволяет прикоснуться к «живым» документам истории семьи, будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории семьи в современном мире является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении этой темы.

Исследование охватывает территорию города Мегиона и СУ- 920.

Цель: изучить вклад моей семьи в историю Победы.

Задачи:

1.Собрать материал об участии в Великой Отечественной войне близких родственников.

2. Изучить материал, касающийся истории наших семей и Великой Отечественной войны.

3. Изучить данные о прадедушках – ветеранах Великой Отечественной войны.

4.Собрать фото и документальный материал по изучаемой теме.

5.Сохранить память о солдатах – героях ВОВ 2 «в» класса.

План работы.

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Написать сочинения на тему: «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны».

3.Сочинить стихотворения о ВОВ и о подвигах солдатов.

4.Придумать дизайн «Книги Памяти» и оформить ее (сочинения, стихотворения, фото и документальный материал).

5.Записать все данные на диск и передать в школьный музей.

6. Пополнить школьный баннер фотографиями героев ВОВ 2 «в» класса.

7. Приготовить презентацию по данной теме.

Методы исследования: изучение архивных материалов и исторических документов, систематизация и обработка полученной информации, опрос, беседа.

  1. Основная часть

Теоретическая часть.

Глава 1. История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны

Мы Вам расскажем о своих прадедушках, судьба которых так или иначе была связана с событиями Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

После беседы со своими бабушками и дедушками, а также родителями, мы узнали многое и сделали выводы о том, что Великая Отечественная война оставила след в каждой семье.

Многие не вернулись с фронта, другие потеряли свои семьи в результате вражеских бомбардировок.

Война - это горе! Чем измерить потери человеческих жизней?

И те, кто отдали свои жизни за победу, думали, прежде всего, о нас, о своих детях, внуках, о нашем счастливом будущем…

Человеческая память… Она безгранична, она может быть долгой и благодарной. Но как человек может помнить о большом, об истории целой страны, не зная малого, историю своей семьи, рода. Задумавшись над этим, мы решили узнать, кого из наших родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину. Для этого нам пришлось провести настоящую поисковую работу. Мы со своими родными решили составить генеалогическое древо семьи.

Глава 2. Судьба героя Кадыргулова Мухаметгали Нургалиевича

Курай Победы!!!

Хочу поведать одну историю, про легендарного моего прадедушку, да, именно легендарного. И каждый внук, сын, правнук мог бы сказать с гордостью, про своего дедушку или отца, который побывал на этой страшной войне.

Идет бой, со всех сторон слышен только грохот пушек и свист пулеметов. Прямо на них летит фашистский самолет. Дедушка Мухамет не побоялся и стал стрелять прямо в самолет. Пока не увидел, что самолет, уже горевший, начал падать на землю. После того, как прекратился бой, он пошел к тому самолету. И оттуда он принес в свой полк аллюминевую трубу, чтобы сделать из него курай. Он очень любил играть на курае и очень скучал по нему. С этого дня в полку, где он воевал, заиграл он на своем курае и веселил, радовал своих однополчан. Которые были очень измотанные, уставшие. А услыхав мелодию, прекрасного, волшебного звука курая, забывали обо всем, о своих ранах, о боли на душе. Что ничего не могло бы излечить их. Но дедушка Мухамет, хотя бы на минуту, помог им забыть о войне и мысленно возвращаться в родные края, к любимым.

Мой прадед, Кадыргулов Мухаметгали Нургалиевич, родился 1919 году 10 марта в Баймакском районе в деревне Темясово. Был призван на службу в Красную Армию в 1939 году. Отслужив срок, не смог вернуться домой – война нарушила все планы. Он проходил боевой путь в рядах 225-й (95-й) Полтавской стрелковой гвардейской дивизии от берегов великий Волги и стен непокоренного Сталинграда до Эльбы и Праги… За проявленное мужество 225-я дивизия, нанесшая врагу значительные потери, получила звание гвардейской и была преобразована в 95-ю дивизию.

Капитан гвардии Иван Константинович Гусаров пишет: «В то время Мухамет Кадыргулов, талантливый музыкант-кураист, бухгалтер колхоза «Ударник» Баймакского района, был минометчиком. Его миномет всегда был в рядах наступавшей или державшей оборону пехоты. Частенько приходилось ему оставаться из всего расчета вдвоем с напарником, шагать вместе пешими бойцами. Но и в спешке, в самых трудных обстоятельствах прицел его был по-бухгалтерски точен и разил врагов. Он не жалел мин для фашистов». В сборнике «Музыка на фронтах Великой Отечественной войны» есть и воспоминания деда М.Кадыргулова о прошедшей кровопролитной войне, о фронтовом курае. Прославленный курай нашего народа, мой дед подарил Центральному музею музыкальной культуры имени М.И.Глинка.

Мой прадед, Мухамет Кадыргулов, молодой, красивый попал в самую пеклу войны. С тех пор курай моего прадеда становится фронтовым кураем. Он дает концерты для своих боевых товарищей. Однажды перед атакой у реки Хопер, где в то время находилась и Башкирская кавалерийская дивизия, деда вызвал к себе политрук. На передовой установили усилитель, и по приказу политрука дед сыграл на курае для своих земляков-кавалеристов, которые сражались за честь и свободу Родины. С тех пор у них сложилась традиция, перед атакой дед играл на курае, вдохновляя своей музыкой на победу.

Вот еще одна вырезка, пишет капитан гвардии Иван Гусаров: «Когда затихали бои, можно сказать, в короткие антракты войны, было ли то на Бирючьей балке, в степных ли кустарниках или на хуторе Веселом, возле пропахшей гарью войны Прохоровки – бойцы, не теряя времени, собирались вместе. Раздавались звуки курая Мухамета Кадыргулова, звучали башкирские, украинские, русские, белорусские песни. Мелодия курая, любимые песни прибавляли бойцам силы – возрастала ненависть к врагам, уверенней становились удары по врагу, гвардейцы, выполняя боевой приказ, с небывалым подъемом или на встречу огню, смерти.

После Полтавы, в местах переправы через реки Ворскла, Днепр, Днестр, Буг никак не могли найти местный материал для изготовления курая, пришлось Кадыргулову использовать алюминевую трубу. И пусть это был не настоящий, природный музыкальный инструмент, звук выходил красивый… Здесь Кадыргулов был тяжело ранен, осколок попал ему в ногу и лишил одного глаза».

Мой прадед, как и многие фронтовики, вернулся домой инвалидом. На встречу с боевыми товарищами в Коньково 1975 году он привез настоящий башкирский курай и исполнил скорбную мелодию в память о друзьях. После этого в клубе ветеранов 95-й гвардейской стрелковой дивизии вручил курай директору музея боевой славы А.М.Дуднику. Таким образом, башкирский курай был подарен как священная реликвия, в дар от храбрых башкирских солдат. Его курай теперь хранится в музеи имени Глинка.

Только в 1946 году возвратился в родной Башкортостан, как и многие фронтовики, вернулся домой инвалидом. По башкирскому обычаю, женился на жене родного брата, который пал на поле боя. Родилась дочка Алсу (она проживает в селе Темясово Баймакского района).

В дальнейшем был официально зарегистрирован брак по большой любви с бабушкой Дагия, и он пустил корни в Бурзяне. И в годы работы в Кипчаково, Байназарово, Старосубхангулово и в житейских хлопотах по дому радость бытия изливалась из его сердца мелодией. По инициативе деда Кадыргулова Мухамета и под его руководством был организован ансамбль кураистов, который объединил около двадцати музыкантов, таких как Ишбулды Кутлубаев, Ишбулды Насыров, Фарук Маликов, Вакиль Габитов, Ахмади Киньябаев, Мунир Махмутов… По меткому народному выражению, есть курай – будет и песня, а где песня – там жизнь. Ансамбль выступал с концертами в Свердловске, Куйбышеве, Ленинграде, Москве перед братскими народами нашей страны.

В 1970 году в музыкальной школе Бурзяна он открыл класс курая и начал обучать детей игре на курае. Теперь в Бурзяне ни один концерт не проходит без курая. Весь материал о народном ансамбле кураистов Бурзянского района, он сам передал в Башкирский краеведческий музей. Они приняты на государственное хранение и по мнению сотрудников музея достойно научного исследования. На встречу с боевыми товарищами в Коньково в 1975 году он привез настоящий башкирский курай и исполнил скорбную мелодию в память о друзьях, оставшихся на полях сражений. После этого в клубе ветеранов 95-й гвардейской стрелковой дивизии вручил курай директору музея боевой славы А.М.Дуднику. Таким образом, башкирский курай был подарен как священная реликвия, в дар от храбрых башкирских солдат. Он выступал в Кронштадте с ансамблем кураистов, участвовал в музыкально-этнографических концертах во Владимире и Суздале. К нему приезжали венгерские фольклористы и музыковеды, записывали мелодии. Фирма «Мелодия» в 1978 году выпустила грампластинку «Башкирский фольклор» в исполнение Мухамета Кадыргулова т.е. деда. В признание его заслуг было присвоено звание «Заслуженный работник культуры БАССР».

Много он получил наград и орденов во время войны: «За взятие Кененсберга», «За освобождение Праги!», «За освобождение Сталинграда!», «Красная Звезда», «Знак гвардейской дивизии 112 стрелкового полка», «За отвагу!».

Я очень горжусь своим прадедом. Он был примером не только для своих учеников, но и для моих родителей. Он умер в 1998 году, не дожив до своего юбилея полгода.

Его уже нет 18 лет, но его память и музыка жива.

В селе Старосубхангулово его именем (М.Кадыргулова) названа одна из центральных улиц, где он жил раньше. В музее музыкальной школы хранятся его личные вещи, курай, елян в котором он выступал и т.д. В Бурзяне на приз имени М.Кадыргулова проводится конкурс исполнителей игры на курае.

Все что осталось от него своим детям в наследство - вечная музыка, вечная память. Музыка победы, новой жизни. Это вестник той войны, который унес столько жизней. Кто-то остался без деда, отца, сына, дяди, брата, а он вернулся с Победой!!!

Миллионы судеб, миллионы жизней, и все такие разные. Обычный сельский парень, который вернулся с Победой, не сломался, построил свою судьбу и передал свое умение подрастающему поколению. Вечная память и низкий поклон тем, кто подарил нам Победу и мирную жизнь.

Алсынбаева Алина 2 «в» класс

(Остальные судьбы героев Великой Отечественной войны 2 «в класса представлены в Книге Памяти)

Закончив писать историю своих прадедов, мы сидели за столом и смотрели на ордена и медали, на справки и документы полувековой давности, и испытали чувство страха и гордости. Сколько прадедам пришлось пережить боли за свою Родину.

Практическая часть

Представление сочинений на тему: «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны».

Сочинение стихотворений

  1. Заключение

Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру. Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.

В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, чтобы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он - продолжение рода.

Когда в роду сильна преемственность и достоинство в почете, то чувство гордости за род укрепляет силы подростка, «поднимает» планку его целеустремленности и достижений».

Да, многое о жизни и подвигах наших предков остается еще не известно, но мы надеемся, что данная работа будет продолжаться. Все семьи заинтересовались поисковой работой в данном направлении. Мы подняли семейные архивы, нашли фотографии военных лет, воспоминания очевидцев.

Мы выступали с этой работой перед своими одноклассниками. Сейчас выступаем на городской конференции проектных работ «Юный исследователь» и надеемся, что ребята тоже заинтересуются своей родословной.

IV. Рефлексия деятельности.

Изучение истории семьи помогло узнать много нового, интересного о жизни советских людей в годы войны в тылу. На уроках истории мы изучаем факты, которые изложены в учебниках, а живые воспоминания очевидцев тех событий помогают глубже осознать весь трагизм военного времени, история становится ближе и понятнее. Мы гордимся тем, что наши прадеды с честью прошли все испытания, которые выпали на их долю. Как и многие советские люди, они мужественно воевали, защищая свою Родину, героически трудились, помогая приблизить Победу. Мы обязательно расскажем об их нелёгкой жизни своим детям, чтобы не прервалась нить истории, чтобы они тоже помнили и гордились. Нам очень хочется, чтобы как можно больше людей стали интересоваться своей родословной, чтобы записывали истории, которые могут рассказать бабушки и дедушки. Время уходит, участников Великой Отечественной войны становится всё меньше. Их воспоминания бесценны также, как и их награды. Они позволяют дополнить уже известные факты и узнать новые. И может быть тем школьникам, которым не очень интересно бывает на уроках, рассказы родственников, прошедших через многие испытания, помогут изменить своё отношение и к предмету, и к истории страны в целом.

Практическое значение: Эту работу можно использовать для проведения классных часов и мероприятий, посвященных ВОВ.

Литература

1. Аббасов А.М. Семейный родословник. Воронеж, 1994г. С 24-26.

2. Аксенов А.И. Генеалогия. // Вопросы истории, 1972. N10. С.206-212.

3. Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России.// История и генеалогия. М., 1977. С. 57-79.

4. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии наук. Т.1-4. СПб., 1836-1838.С.98-102.

5. Мошаров Н.Д. Как начать составлять свою родословную: консультации для начинающих. М., 1991. С 34-38.

6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980г. С 33-34.

7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.

8.Воспомининие героев ВОВ 2 «в» класса.