III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

БОГАТЫРСТВО НА РУСИ
Рыжиков М.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Россия начиналась не с меча,Она с косы и плуга начиналась.Не потому, что кровь не горяча,А потому, что русского плечаНи разу в жизни злоба не касалась...

Асадов Э. А. - «Россия начиналась не с меча»

О храбрости русских воинов слагались легенды, а ведь это есть один из показателей великого русского духа.

Встает заря, светла и горяча.И будет так вовеки нерушимо.Россия начиналась не с меча,И потому она непобедима!

Асадов Э. А. - «Россия начиналась не с меча»

Актуальность:

В современной России модным стало "накачивать"свое тело, делать его атлетически красивым и сильным. Но можно ли этих людей называть настоящими богатырями, вкладывая в это понятие первоначальное, историческое значение?

Разобраться в этом вопросе помогает данная исследовательская работа , цель которой ответить на следующие вопросы:

  • Когда, почему и как проявилось богатырство на Руси;

  • Что отличает богатырей от других людей;

  • С чьими именами в отечественной истории связано богатырство;

  • Какие поступки и дела богатырей вызвали всеобщее уважение и сохранили память о себе в истории Отечества?

Задачи :

  1. Проанализировать данные фольклорных произведений с целью узнать этапы становления и нравственные основы богатырства

  2. Сопоставить данные былин и исторические сведения;

  3. Познакомиться с образцами военного снаряжения и воинскими забавами богатырей.

  4. Сделать выводы.

В ходе выполнения исследовательской работы использованы поисковый и метод сравнительного анализа.

При написании данной работы информация взята из энциклопедий, с тематических сайтов, из исторической и художественной литературы.

Работа имеет практическую значимость, с ней можно выступать на классных часах и на уроках литературы и на уроках по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Основная часть

Слово «богатырь»

Обощенное определение из словарей В. Даля, С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой : Богатыри-герои былин, защитники земли Русской, совершающие воинские подвиги, обладающие необычной силой, смелостью, отвагой, храбростью, умом, самообладанием, удачливостью.

Из церковно-славянской азбуки:

БОГАТЫРЬ

Б- БУКИ(буквы)

Из букв складываются слова. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". (Иоан 1:1). Следовательно слово БОГ,

Г-ГЛАГОЛЬ

Эта буква подразумевает одновременно и СЛОВО, и ДЕЛО: "Говори и делай"

Т-ТВЕРДО

Эта буква несет в себе образ крепкого, прочного, надежного предмета или убежденного, наполненного внутренней силой человека

Р-РЦЫ

Обозначает "Говори" и "Скажи"

Поэтому богатырь-человек, наполненный внутренней силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.

Соединим два определения

Богатыри-герои былин, защитники земли Русской, твердо исполняющие волю Божию, совершающие воинские подвиги. Они обладают необычной силой, смелостью, отвагой, храбростью, умом , самообладанием.

Воспитание и происхождение

Упоминая богатырей, мы прежде всего вспоминаем легендарных Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их образы стали собирательными и вобрали в себя все «богатырство» русское. Русские богатыри - отпрыски разных племён и выходцы из разных городов Руси, служат главе государства, но по существу они служат не столько князю, сколько Русской земле. В былинах изображены разногласия князя с богатырями, которые за какие-либо обиды отказываются ему служить. Но когда грозит неприятель, князь знает, от чего не смогут отказаться богатыри — не от денег, подарков и почестей, а от преданности своей земле и её людям.

Святой преподобный Илья Муромец Печерский (умер в 1188 г.), один из главных героев русских былин, возникших в XII — XIII вв. ("Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром"), воплощение народного идеала героя-воина, нетленные мощи, которого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево - Печерской Лавры. Судя по останкам, это был человек, по нынешним понятиям, роста невеликого – 178 см. Что вызывает еще больше сомнений – сложения он был совсем небогатырского. Если, конечно, мумифицированные останки преподобного Ильи, что покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры, имеют отношение к былинному защитнику земли Русской. Чьи это мощи на самом деле – доподлинно неизвестно. Память святого преподобного Ильи Муромца Печерского празднуется ежегодно 19 декабря и 28 сентября вместе с Собором преподобных отцов Киево-Печерских.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Второй былинный богатырь — Добрыня Никитич ("Добрыня и Змей", "Добрыня-сват", "Добрыня в ссоре с Владимиром" и др.), может быть отождествляем как с дядей Святого Равноапостольного великого князя киевского Владимира, так и с рязанским богатырём Добрыней по прозвищу "Золотой пояс", также известным по литературным памятникам. Но в любом случае он не мог быть современником Ильи Муромца и Александра Поповича. Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью. Исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. С его именем связан Добрынин остров на р.Оке в Шиловском районе и Добрынин курган близ р. Шилово. В Добрынином кургане богатырь был похоронен после своей гибели в бою с татарами (это отсылает нас к летописному рассказу о битве на Калке, где среди погибших богатырей упоминается Добрыня Рязанич Злат пояс). Оставшиеся в живых соратники привезли тело Добрыни на родину и похоронили в местечке Дубки возле устья р. Пара. Курган Добрыни был раскопан в конце 20-ых годов прошлого века шиловскими крестьянами. По рассказам очевидцев, в кургане нашли кольчугу, пояс с накладками, шлем. Вещи до войны хранились у местных жителей. По местным преданиям, мать Добрыни с особым заговором опустила меч богатыря в воды Оки у Шиловской церкви.

О младшем современнике святого преподобного Ильи Муромца Александре (а не Алёше) Поповиче известно, в частности, то, что около 1219 г. он призвал ростовских богатырей идти на службу к великому князю киевскому Мстиславу Романовичу Старому. В тверской летописи имя Александра Поповича связывается с княжескими усобицами 1216 года. Известно о нём также и то, что в числе остальных семидесяти (!) богатырей он погиб в битве на реке Калке 31 мая 1223 г., в первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи. Об этом сообщает Суздальская летопись (рукопись XV века): "И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых".

В былинах Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу( богатырь, персонаж русских былин): рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, а кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Согласно легендам, богатыри богатырской заставы были побратимами и стояли на страже рубежей святой Руси, защищая русский народ от нападений злых ворогов. Читаем у А.С. Пушкина: «Перед утренней зарею братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять. Руку правую потешить, сорочина в поле спешить, иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса».

Кодекс чести

Основными понятиями кодекса чести богатырства были: Вера, Слово, Дело, Путь, Цель, Мера.

  • Вера. Верь не тому, что говорят, а тому, что ты видишь. Верить как все, значит, верить не во что.

  • Слово. Тебе цена - твоё слово. Не говори двух слов там, где от тебя ждут только слова. Слушай не то, что говорят, а то, что пытаются скрыть при помощи слов.

  • Дело. Не делай ничего наполовину. Если ты воин, понятия "хочу", "могу", "должен" значат для тебя одно и тоже. Будь там, где труднее.

  • Путь. Сильный всегда выживает, слабый всегда погибает. Не жди, когда тебя собьют с ног. Если ты не можешь идти вперёд, хотя бы твёрдо стой на одном месте.

  • Цель. Каждая стрела в цель. Если ты достиг всех своих целей - значит ты уже умер. Цель, которую оставляешь ты, присваивает себе твой противник.

  • Мера. Не отделяй себя от народа ни в большом, ни в малом. Не желай другому - не получишь сам. То, что ты держишь твёрдой рукой, у тебя никто не отнимет. Не показывай никому ни своей боли, ни своей радости. Во всём том, что происходит с тобой в жизни, вини только самого себя.

  • Достоинство. Тебя можно уничтожить, но победить - никогда. Никогда ни о чём не жалей. Никогда ни о чём не проси. Предложи сам помощь другому, если он в ней нуждается.

  • Правило. Обещай только то, что ты можешь дать. Не трогай чужого, оно для тебя проклято. Прости того, кто готов простить тебя.

Таким был своеобразный кодекс чести русского богатыря. Хотя часто он заменялся родительским благословением.

Снаряжение русского богатыря

На Руси использовалось следующее снаряжение: металлический шлем на голове, как правило конической, куполообразной формы, с кольчужной бармицей, защищавшей затылок, щеки, шею и плечи, на теле — кольчужная «рубаха» или, реже, доспех из металлических пластин, под ней — одежда из плотной ткани, а на ногах — высокие, до колена, кожаные сапоги. Вооружение русских воинов: топор, рогатина, меч, булава.

Кулачные бои

Для русского богатыря, помимо мастерского владения оружием, необходимым было владение приемами рукопашной схватки, отработке которых посвящалось достаточно много времени. В первую очередь это касается кулачных поединков, получивших повсеместное распространение. То, что на Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы её воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедеем, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем. Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Вот что об этом пишут исторические источники: "Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники", составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны", правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему ("лежачего не бьют"). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался общественному презрению.

Качества, которыми обладали богатыри

Из былин « Вольга и Микула Селянинович», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин - царь», «Илья Муромец и Идолище» я узнал о качествах, которыми обладали богатыри Русской Земли

Микула Селянинович

Сильномогучий богатырь-пахарь (оратай). Он сильнее не только Вольги, но и всей его дружины «…дружинушка хоробрая сошку за обжи вокруг вертят, а не могут мошки из земли повыдернуть…Тут оратай-оратаюшко приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул…». Микула помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?». Сила Микулы – в связи с землей и простым народом.

Алеша Попович

Русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, натиском, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град..) «…У Алеши была мольба доходная…»

Добрыня Никитич

Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг.

Илья Муромец

Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.

Выводы

  • Богатыри доблестно сражаются с врагами своей Родины, обладают необычайной силой, непобедимы в бою.

  • В былинах подчеркивается религиозность героев. Например в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», Илья ориентируется во времени по молитвам – «Он стоял заутреню во Муроме, / А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град». Войдя в княжеские палаты, крестится.

  • Богатыри, как правило выходцы из простого народа, среднего возраста. ( Например, Илья называет себя «старым казаком» и сказитель упоминает его «дородную фигуру». Илья – крестьянский сын из села Карачарово)

  • Богатыри спокойны и немногословны . ( Пример, былина "Илья Муромец и Соловей -Разбойник ", Илья лишь дважды выражает словами свое отношение к происходящему. В первый раз грубо одергивает собственного коня, споткнувшегося от рыка и посвиста Соловья-Разбойника; во второй – произносит посмертный приговор злодею)

  • Русские богатыри стремятся служить князю - верховному правителю своей страны. Но ведут себя очень независимо (Например, Илья , о распахивает дверь в «столовую горенку», где пирует князь Владимир, а заканчивает указанием (князю!) принести вина для раненого Соловья-Разбойника. Значит, ему важно не княжеское одобрение. Илья едет в Киев, потому что это – сердце русских земель.) Родина богатырям дороже, чем «высокооплачиваемая» служба.

  • Отношение богатырей к Руси похоже на отношение крестьян к своему хозяйству: если встретил какой непорядок, надо устранить – не славы и похвалы ради, а потому что хозяйство – свое.

  • Русский эпосы воплощают национальные идеалы в образах могучих воинов, богатырей вдохновляют на подвиги необходимость защитить свою землю и свой народ от посягающих на них злодеев. Герои Руси привлекают к себе спокойной народной мудростью.

Заключение

В понятии "богатырство"отражен смысл жизни человека, который связывает его судьбу с волей Божией, с родиной, ее защитой, вплоть до самопожертвования.

Сделанный мной вывод можно подтвердить высказыванием митрополита Санкт-Петербурга и Ладожского Ионна (Сычева). Он рассматривает богатырство на Руси как "особый вид служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры".

Нравственные уроки, которые оставили нам богатыри из былин: Любить, беречь и защищать свою родину - Россию,православную веру, свой народ. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

А сильные, могучие богатыри

на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле.

Не топтать их конями землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь-не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Список использованных источников и литературы

  1. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

  2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979.

  3. Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1963.

  4. Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Советская литература, 1988. т.1. – с.5-25.

  5. Былины. Сказания о богатырях земли русской, Самовар, М., 2010.

  6. Горский А.А., Русское Средневековье, Астрель, М, 2010

  7. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.). Аспект-пресс, М., 1998

  8. http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/

  9. http://bibliotekar.ru/mif/29.htm

  10. Елисеев Александр, Орден святорусских богатырей http//rusizn.ru/leg17.html/