III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ворончихина М.А., Чиркова А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


«Примечательно, что Кавказская война явилась заметной страницей не только русской истории, но и русской культуры. Именно, в лучших произведениях Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина воплотилась её иногда романтическая, иногда пронзительно реалистическая правда, несомненно, оставившая свой благотворный след в русском общественном сознании», - так сказал Василий Быков (советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны)

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью знания истории своей страны, понимания особой роли литературы в воспитании молодого поколения.

Цель: проследить, как писатели отражают события Кавказских войн в произведениях русской литературы, выявить отношение авторов к войне.

Задачи:

  1. Изучить историю развитий отношений между Россией и Кавказом.

  2. Познакомиться с произведениями русских писателей, в которых отражены военные события на Кавказе.

  3. Провести анализ отобранных произведений, выявляя особенности сюжета, изображения событий, авторской позиции, определение черт неприятеля

Объект исследования: произведения русских писателей о войне на Кавказе.

Предмет исследования: отражение культуры народов Кавказа, отношение автора к кавказскому народу, к войне

Гипотеза: русские писатели, описывая события кавказской войны, обращаются в своих произведениях к важным нравственным проблемам.

Метод: анализ художественных произведений

Значение работы состоит в реальной возможности использования материалов на уроках литературы, на классных часах. Собранные материалы будут полезны для подготовки к сочинению ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, итоговому сочинению в 11 классе.

1.Исторические аспекты кавказской войны.

Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на регион. В результате, народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”

Столкновения горцев с царскими войсками продолжались с небольшими перерывами на протяжении 60 лет. Этот период вошел в историю под названием «Кавказская война» или «Кавказская кампания».

В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими горцами. Население Северного Кавказа – горцы (официальное название многочисленных и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов): осетины, абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие В начале XIX веке эти народы переживали период разложения родового строя. В этот период с ними и столкнулась Российская империя.

Основные причины войны:

  • Необходимость присоединения Северного Кавказа к России для территориального объединения с Закавказьем.

  • Стремление прекратить постоянные набеги горцев на территории Закавказья и русские поселения на Северном Кавказе.

  • Политика российской администрации, не учитывающая национальных особенностей горских народов.

Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую администрацию. В течение почти полувековой войны на Кавказе Россия потеряла 77 тысяч человек. По всей вероятности, не меньшими были и потери горцев.

Результаты войны:

1. Массовая эмиграция горцев с Кавказа.

2. Ликвидация самоуправления у горских народов.

3. Окончание междоусобных войн на Северном Кавказе и уничтожение рабства.

4. Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Северного Кавказа.

5. Закрепление России в стратегически важном Кавказском районе, соединение территории России с находящимися под ее подданством Арменией, Азербайджаном и Грузией.

С точки зрения развития Российской государственности присоединение Северного Кавказа укрепило международное положение России и способствовало ее дальнейшему экономическому развитию. Однако проблемы горцев российская администрация решала волевыми методами, что не могло не отразиться на отношении горских народов к России.

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии сражались представители всех народов СССР. Наряду с русскими, украинцами и белорусами воевали бойцы и Северного Кавказа. Но Великая Отечественная война вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и организации, ставшие целью достижения национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов. Аналогичные, но менее многочисленные организации были также в горных районах Чечено- Ингушетии. С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной Армией . Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной Армии.

По этой причине в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий. В октябре 1943 года были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тысяч карачаевцев. За сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на Восток 40 тыс. балкарцев. 15 тыс. балкарцев, воевавшие на фронте, были сосланы в Казахстан. 23 февраля 1944 года началась самая масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвящённые Дню Красной Армии, после чего зачитали приказ о выселении. Им давали 15- 20 минут, чтобы собраться и гнали на железнодорожные станции и грузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено- Ингушская АССР. В результате депортации погибло 200 тыс. чеченцев и ингушей.

Сложная ситуация сложилась в Чеченской республике в 1991 году, когда были провозглашены её независимость и выход из состава СССР и РСФСР. Президентом самопровозглашённого государства стал бывший советский генерал Д. М. Дудаев. По его решению всё вооружение и военная техника на территории Чечни объявлялись её собственностью и передавались формировавшимся чеченским военным частям. В 1993 году Дудаев распустил парламент Чечни, в республике утвердился диктаторский режим. Независимость республики не была признана ни одной страной мира, её границы с Россией оставались открытыми, но законы Российской Федерации на территории Чечни не действовали. Она превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. В отношениях русских и других национальностей, живших в Чечне, проводилась политика террора и запугивания. 30 ноября 1994 года Б. Н. Ельцин подписал указ « О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики».

11 декабря 1994 года началась первая чеченская война. Федеральные войска вступили на территорию республики и к лету 1995 года после тяжёлых боёв заняли основные населённые пункты. Боевиков оттеснили в горы.

В августе 1996 года отряды боевиков, спустившихся с гор, перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. После этого в городе Хасавюрт были подписаны соглашения, предусматривающие вывод федеральных сил с территории Чечни и проведение в республике демократических выборов.

В 1999 году началась вторая чеченская война. В августе 1999 года отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана. В сентябре 1999 года в Москве, Буйнакске, Волгодонске были совершены террористические акты, унёсшие жизни нескольких сотен людей. Ответные меры нового Правительства России носили жёсткий характер. Были учтены просчёты и ошибки первой компании на территории Чечни. Теперь в контртеррористической операции участвовали офицеры и рядовые, а не необученные новобранцы. В феврале 2000 года был освобождён город Грозный – столица Чечни. Военные действия продолжались в горах, при этом боевикам не удалось организовать массового повстанческого движения. К концу 2000 годов под контролем федеральных сил находились все населённые пункты Чеченской Республики.

Изменение ситуации на Северном Кавказе оказало большое влияние на положение дел в обществе. Боевики не оставляли попыток дестабилизировать положение в регионе, в стране в целом. 23 октября 2002 года в Москве были захвачены в заложники зрители мюзикла « Норд – Ост», 130 из них погибли. В июле 2003сгода произошёл взрыв на рок – фестивале в Тушине, в феврале – взорван поезд московского метро , в августе 2004 года – два пассажирского самолёта. Не прекращался террор на Северном Кавказе. Потрясением для страны стал захват террористами 1 сентября 2004 года школы в городе Беслане. Погибло 330 человек, большинство из них - дети.

2. Кавказская война в русской литературе

Тема Кавказской войны появляется в русской художественной литературе и журналистике еще в 1800-1810-е годы. Однако именно в 1820 - 1830-х годах эта тема становится в русской литературе одной из самых значительных. Это связано прежде всего с историческими обстоятельствами, которые повлияли на то, что эта тема становится актуальной для русского общества. Художественная литература о Кавказской войне появляется в контексте формирования общественного отношения к ней. Практически все наиболее выдающиеся деятели русской словесной культуры: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Толстой, плеяда писателей-декабристов во главе с Бестужевым-Марлинским – в той или иной форме и степени испытывали влияние Кавказа и кавказских культур в мироощущении, творчестве, личной судьбе.

Ряд исследователей рассматривают литературные произведения о Кавказской войне в контексте формирующихся в русском обществе представлений о том, что же такое Кавказ, с кем Россия имеет там дело, почему приходится вести эту войну

В 1820-1830-х годах художественные произведения, в которых доминирует тема Кавказской войны, были ориентированы на решение подобного рода проблем. Разумеется, сама Кавказская война рассматривалась многими русскими писателями в контексте более широкой проблемы осмысления исторического пути России, ее места в ряду Западной и Восточной культур.

Однако не меньше, чем причинами историческими, интерес к Кавказу мотивирован причинами, если угодно, эстетическими. В 1820-х годах в русской литературе активно формируется романтизм. Именно благодаря романтизму Кавказ, воспринимавшийся как край дикой воинственной свободы, попадает в художественную литературу. Кавказская война появляется в русском общественном сознании во многом благодаря творчеству русских романтиков, и прежде всего молодого А.С. Пушкина. Романтизм оказался именно тем литературным направлением, который позволил «уловить», «увидеть» Кавказскую войну. Именно в романтизме формируется как таковая тема Кавказской войны, герой русской «кавказской» литературы и уникальная система жанров. В русской романтической литературе формировался образ Кавказской войны. Проблема соотношения своего мира и мира чужого является ключевой для понимания Кавказской войны в русской литературе. Само моделирование в русской литературе Кавказа как прекрасного края воинственной свободы мотивировано прежде всего глубоким интересом к Кавказу, к людям, живущим там. В русской «кавказской» литературе формируется парадоксальная по видимости симпатия к противнику, расположенность к людям, с которыми Россия ведет на Кавказе войну. Кавказ как экзотический край противопоставлялся в творчестве русских писателей пространству обыденному. Кавказ обретает совершенно определенные характеристики. Прежде всего это прекрасный край. Такая собственно эстетическая характеристика (свойственная произведениям А.С. Пушкина, В.Г. Теплякова, А.А. Бестужева-Марлинского, Султан Ка-зы-Гирея) мотивирована прежде всего необычностью, «необыденностью» пространства.

Вторым важным атрибутом Кавказа становилась свобода. При этом восхищение вызывали нравы горцев, ведущих постоянную войну за свою независимость. Авторы таким образом моделируют образ того, с кем Россия воюет на Кавказе. Русские литераторы, предоставляя возможность высказаться врагу, преследуют вполне определенную цель: они прежде всего мотивируют неприятие героями-горцами российской экспансии. И мотивация героев-горцев в русской художественной литературе связано со стремлением понять их.

Таким образом, Кавказская война была важной страницей в истории русской литературы; без уяснения этого факта само представление о русской литературном процессе XIX века не было бы полным. Кавказская война неоднократно привлекала внимание исследователей, и прежде всего этнографов (М.О. Косвен), историков (П. Зубов, А.П. Берже, В. Потто, А.Г. Кавтарадзе, М.М. Блиев, В.В. Дегоев, Я.А. Гордин), культурологов (Д.И. Олейников, А. Бочаров, В.И. Гамов). Исследователи-литературоведы так или иначе обращались к этой теме и в работах по творчеству отдельных писателей (В.Б. Шкловский, Ю.В. Томашевский, М.П. Алексеев) и в работах более общего характера (И.Л. Андроников, Д.Л. Ватейшвили, Н.Б. Веленгурин, Б.С. Виноградов, В. Базанов, Н.Я. Эйдельман, Р.Ф. Юсуфов, С.В. Чекалин, Ф.З. Канунова), раскрывающих те процессы, которые происходили в русской литературе. При этом в ряде исследований сделаны ценные наблюдения. Прежде всего это касается образа горца в русской литературе, особенностей национальной культуры горских народов в восприятии русских писателей.

2.1. Александр Сергеевич Пушкин поэма «Кавказский пленник»

Жизнь Пушкина и его творчество тесно связаны с Северным Кавказом. Русский поэт открыл кавказскую тему по собственным впечатлениям от посещения этих мест. Пушкин был восхищен природой, культурой Кавказа. Эти впечатления отразились в Южных поэмах: «Кавказский пленник» , «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», «Цыганы».

В поэме «Кавказский пленник» Пушкин рассказывает о пленном русском, о его жизни в плену, как к нему относились черкесы, что он видел на Кавказе, что узнавал, о чём думал.

Пленник каждый день удивляется, восхищается и наслаждается пейзажем Кавказа. Пейзаж красив, чудесен и неповторим. Кавказ Пушкина – это горы, небо, реки, аулы:

«Вперял он любопытный взор, на отдалённые громады, седых, румяных, синих гор. Престолы вечные снегов, очам казались их вершины, недвижной цепью облаков, и в их кругу колосс двухглавый, в венце блистая ледяном, Эльбрус огромный, величавый, белеет на небе голубом»

В описании гор автор использует яркие эпитеты и метафоры, создавая величественный, царский образ: «престолом», «колосс двуглавый», «венец». Он восхищается красотой Кавказа не только днём, но и вечером: « И постепенно шум нестройный умолкнул; всё в ночной тени объято негою спокойной; вдали сверкает горный ключ, сбегая с каменной стремнины; оделись пеленою туч Кавказа сияющие вершины».

В поэме описываются события войны на Кавказе. Пушкин подробно описывает мир враждебного для русских народа. Мир черкесов показан глазами пленного русского. Находясь в плену, юноша внимательно наблюдает и изучает жизнь и быт горцев. Что же он видит?

Одна из хороших черт черкесов – гостеприимство: в домах своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.

Национальный колорит в поэме создается при описании воинов. Пушкин описывает их так: «Черкес оружием обвешен; он им гордится, им утешен; на нём броня, пищаль, колчан, кубанский лук, кинжал… Его богатство - конь ретивый, питомец горских табунов». В поэме русскому пленнику нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Он восхищается воинской доблестью черкесов. Пленник часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне.

Пленник описывает воина такими словами: «Непобедимый, непреклонный». Он восхищается черкесами, видит в нём достойного врага или наоборот друга.

Было у черкесов много традиций . В поэме описан праздник Байрам. Пленник рассказывал: « Нетерпеливыми рядами, при данном знаке, вдруг падут, как лани землю поражают, равнину пылью покрывают и с дружным топотом бегут» - о круге, в котором танцуют по одному черкесу, а остальные поют или хлопают в ладоши. Или ещё: «Они крылатыми стрелами пронзают в облаках орлов…» - это было развлечение для юношей. Они должны были попасть в цель. Это был светлый и весёлый праздник для черкесов. В описании праздника можно увидеть, что черкесы не злые и жестокие, а ловкие, сильные и дружелюбные люди.

Черкесы. Гордый мужественный воинственный народ. «Сердцам, рождённым для войны» - писал Пушкин о черкесских воинах. Их главное развлечение состояло из « кровавых забав». Они дрались до полусмерти, были « грозой беспечных казаков».

Когда пленник попадает к черкесам, он описывает горы как « Черкесской вольности ограда», что черкесы это « Ожесточённая толпа», что аул это « Гнездо разбойничьих племён». Но за время, проведённое в плену, он наслаждается пейзажем Кавказа, наблюдает веру, нравы, воспитание. Пленник рассказывает, как « Любил их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту, и лёгкость ног, и силу длани». Ему понравилась их одежда, оружие, он восхищается ими.

Для пленника жизнь в плену была невыносима, он хотел свободы, но пока он был в плену, он понимал, осознавал, что черкесы это не разбойники с каменным сердцем, а люди со своей религией, люди, умеющие любить и помогать, а не убивать и наслаждаться этим.

Когда привезли русского, весь аул собрался посмотреть на добычу. « Ожесточённою толпой»- писал Пушкин. И хотя пленник был хладный и немой как труп и ничего не понимал, черкесы угрожали, кричали ему. Горцы суровый народ. Они держали пленного в пещере закованного. « Он раб» и его судьба была решена. Но когда были забавы, русский проявил храбрость и этим понравился черкесам:

« Беспечной смелостью его черкесы грозные дивились, щадили век его младой и шёпотом между собой своей добычею гордились». Они стали уважать его, зная, что перед ними достойный соперник.

Но нашлась та, которая первая протянула руку помощи пленному. Это была младая дева. Молодая черкешенка полюбила пленного первой любовью и ради него предала свою семью, нарушила законы своего народа.

« С приветом нежным и немым, стоит черкешенка младая. С улыбкой жалости отрадной колена приклонив, она к его устам кумыс прохладный подносит тихою рукой». Она заботилась о нём, пела ему. Она говорила: «Люби меня, никто доныне не целовал моих очей. Непостижимой, чудной силой к тебе я вся привлечена, люблю тебя , невольник милый, душа тобой упоена…» Черкешенка несмотря на всё то, что ей придётся пережить, освобождает пленника и говорит ему: « Беги!» Черкешенка гордо отказывается от предложения русского бежать с ним, она знала, что счастья с пленником не будет, и дома ей придётся ответить за свой поступок, и она убивает себя.

Пушкин показывает нам народ Кавказа. Его нравы, культуру. И показывает народ не с жестокой стороны. Перед читателем возникает образ черкеса - гордого и отважного воина. И всё остальное: пейзаж, быт, одежда, описание горцев - Пушкин показывает нам для того, чтобы передать культуру этого народа, чтобы познакомить читателя с этим народом, чтобы мы были дружны и не враждовали.

2.2. Лев Николаевич Толстой рассказ «Кавказский пленник»

Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Л.Н. Толстого как писателя. Литературная деятельность Л.Н. Толстого начиналась на Кавказе. Здесь он написал свое первое произведение «Детство», повесть «Казаки». Сколько бы разочарований и неудач ни принесла ему жизнь на Кавказе, все же это время, по его собственному признанию, было одним из счастливейших периодов его жизни и принесло ему много пользы. Впоследствии Толстой скажет, что Кавказ – это война и свобода, т.е. испытание силы и достоинства человеческого характера, с одной стороны, и восхищение бытом кавказских народов, не знавших крепостного гнета, - с другой. Уехав в Дунайскую армию, к другому месту службы, он запишет в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действтельно хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода».

Жизнь на Кавказе дала Толстому богатый материал для размышлений. Любовь к Кавказу и глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Толстого. В сороковые годы 19 века – в период подъема русской демократической мысли - молодым офицером приехал Толстой на Кавказ. Он жил в Чечне с мая 1851 по январь 1854 года - практически постоянно в среде чеченцев и казаков, среди которых завел немало друзей. В дневниках и письмах этого периода – свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни чеченцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их нравы и обычаи, вынести собственные суждения. О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество Толстой писал в 1859 году: "...Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением". В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества.

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-годы XIX века. События рассказа происходят во время войны русских с горцами. Материалом для рассказа послужили события из жизни самого Толстого на Кавказе и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен.

Лев Толстой показывает, что война – это страшное зло. Горцы брали в плен русских. Люди лишались родных и близких. Отцы теряли сыновей. Один из героев рассказа старик, потерявший в войне семерых своих сыновей, восьмого сына, перешедшего к русским, убил сам, не простив ему измены.

Так же поступил Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя. Его любимый сын Андрий предал родину, казачество, перейдя на сторону поляков. В обоих произведениях мы видим беззаветную преданность героев родине.

Показывая трагедию войны, автор большое внимание уделяет мирной жизни. Л. Толстой в рассказе отображает великолепный Кавказский пейзаж: «белые, как сахар, горы стоят под снегом», «на восход и на закат все такие же горы, кое-где аулы дымятся в ущельях».

Автор описывает быт кавказского народа. Отмечая особенности инвентаря: «пуховики пестрые», «висят ковры дорогие», «печка маленькая», «пуховые подушки».

Национальный колорит кавказского народа Лев Толстой отмечает, описывая внешний вид героев. Дину показывает так: «Одета в рубаху длинную, синюю. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный». Черный татарин: «Бешмет шелковый, синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный: башмачки красный, сафьянные, тоже серебром обшиты. Шапка высокая, белого барашка». Дети: «В одних рубашках, без порток». Старик: «На шапке у него полотенце обмотано».

В рассказе мы знакомимся с обрядом похорон. Толстой описывает, как в ауле хоронили убитого татарина. Этот обряд не похож на обряд русских или удмуртов: « Привезли убитого, завернули в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мертвым». Давая такое подробное описание, автор открывает русскому читателю культуру народа, их традиции и обычаи.

Толстой много пишет о человеческих чувствах. Он хочет показать этим, что у каждого есть душа, хоть он враг, хоть он друг.

К примеру, возьмем Дину. Девочке тринадцать лет. В ней с детства воспитывалось отношение к русским как к врагам. Почему же она помогает Жилину, русскому врагу? Значит, она неравнодушна к пленнику. Жилин делал ей кукол, шутил с ней. Дина, возможно, впервые в своей жизни почувствовала теплое дружеское отношение к себе со стороны взрослого. В рассказе мы видим, что отец дает Дине только поручения, старуха, жившая в доме, разбивает куклу Дины и бранится. У девочки нет душевного общения. Дина отвечала пленнику взаимностью, тайком носила ему лепешки и молоко.

Возможно, Жилин использует Дину? Пленник рассчитывал на помощь девочки, ему неоткуда было ждать помощи. Но мы видим переживания Жилина о своей спасительнице: он просит убрать на место палку, с помощью которой она помогла ему выбраться из ямы, иначе в ауле заподозрят, что девочка помогла пленнику.

Хозяин Жилину сказал так: «Да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то что убить, я бы тебя и выпустить не стал, кабы слова не дал». В его словах огромный смысл. Горец полюбил своего врага как человека. Как будто он осознал, что перед ним не враг, а человек, человек, которого можно уважать. Жители аула шли к пленнику, общались с ним открыто, не видя в нем врага: на починку несли пистолеты, часы и даже верили, что он может вылечить заболевших. Уважение к Жилину выразилось в слове «джигит», так стали называть его в ауле.

И Жилин стал уважать татар. Он увидел в них простых людей, которые могут любить, понимать, прощать, страдать, теряя близких людей.

Читатель открывает мир горцев не как врагов, а как народа со своими традициями, обычаями, культурой.

2.3. Анатолий Игнатьевич Приставкинповесть «Ночевала тучка золотая» Во время войны Приставкин остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме. В 14 лет сбежал из детдома. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частях огромной страны - в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказ

Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков. Вслед за этим вышла не менее трагичная и страшная по своей обнаженной правде повесть "Кукушата", ставшая последней частью трилогии, включающей в себя повести "Солдат и мальчик" и "Ночевала тучка золотая". За повесть "Кукушата" в 1992 году писатель получил общегерманскую национальную премию. В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени А. Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома. Великая Отечественная война была жестока. На фронте шли ожесточённые бои. В тылу – тяжёлый труд, голод, страх. Война не щадила и детей. Мы читаем у А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных из Подмосковья в благодатный край— на Кавказ, где сказочно тепло и сытно.

В повести есть страшные эпизоды, раскрывающие правду войны глазами детей. Мальчик по имени Колька, гуляя по рельсам, набрёл на вагоны, стоявшие в дальнем тупике. Он увидел « черные блестящие глаза», услышал « один странный звук «Хи». « Хи! Хи!- закричал голос, и вдруг ожило деревянное нутро вагона. В решётку впились детские руки, другие глаза, другие рты, они менялись, будто отталкивали друг друга, и вместе с тем нарастал странный гул голосов, словно забурчало в утробе у слона» - это описание показывает нам беспомощных, голодных, усталых и почти умирающих детей. Кто это были, почему они были в закрытом вагоне, Колька не знал. Они хотели есть, пить , они хотели свободы. И Колька не понимал, как люди могут выжить в этих условиях, почему так с ними поступают. Это были чеченские дети. Их депортировали, их вывозили из родных мест.

Попав на Кавказ, детдомовские дети поняли, что здесь их никто не ждал. Чеченцы, которым удалось уйти в горы, не давали русским переселенцам спокойно жить. Чеченцы уничтожают детский дом. Братья остаются вдвоём.

От рук чеченцев погиб чудовищной, изуверской смертью Сашка. Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат. Колька вел воображаемый разговор с убийцей: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, видишь, как выходит... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты — погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили?..» Колькины рассуждения бесхитростны, он искренне не понимает, за что убили брата.

Вскоре Колька обретает нового брата. Это Алхузур — чеченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный ребёнок войны, лишившей его крыши и родителей, права жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: я и есть «Саск». Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Колькиным братом, называться Кузьмёнышем. Дети, став друг другу братьями, оказываются абсолютно беззащитными в мире враждующих взрослых людей: в горах полные ненависти к русским чеченцы могут убить Кольку, в степях русские солдаты могут схватить Алхузура. Колька и Алхузур живут по своим правилам. У взрослых по отношению друг к другу за многие годы накопились злоба и ненависть, они смотрят друг на друга, как на врагов. Чеченца, убившего Сашку, не остановило и то, что перед ним ребёнок. А ребёнок говорит о мире так, как он его видит: Алхузур посмотрел на Кольку и увидел в нём простого, как и он, ребёнка, и Колька не думал, что перед ним чеченец. Внешне абсолютно непохожие мальчишки (один светловолосый, другой смуглый с черными волосами, с трудом говорящий по-русски) называют друг друга братьями. Им важнее, что у них одна беда на двоих, что они понимают друг друга, что они нужны друг другу. Кольке и Архулузу нечего делить. Отношения мальчиков друг к другу – это пример подлинного братства, интернационализма. Взгляды автора повести глубоко гуманистичны.

2.4 Современные произведения

С началом войны на Кавказе в конце 20 века появляются новые произведения современных авторов, рассказывающие о трагических событиях и последствиях новой войны.

Они показывают совершенно другую сторону войны. Современные произведения о чеченской войне наполнены описанием жестокости войны, правдивостью изображения. Эти произведения раздирают душу, во время чтения появляется много вопросов. Начинается переосмысление своих поступков.

Халимова Фаиза рассказ «Осколок»

Рассказ «Осколок» основан на детских воспоминаниях автора. Автор ненавидит вспоминать своё детство : « Я кричу: «Нет, нет, не нужно! Пожалуйста, я не хочу это видеть!» закрываю уши, зажмуриваю глаза, все равно слышу голоса знакомых, ушедших в мир иной в том хаосе». Ведь это те дни, когда из жизни уходили близкие, в один миг могла уйти и она: «Нет, никто ничего не узнает, я молча и гордо умру, как умирают многие из нас… Без жалоб, без слез. Да так ценна ли моя жизнь?».

Живя мирной жизнью, мы не задумываемся о том, что происходит где-то далеко. Мы привыкаем к страшным репортажам на экранах телевизора. А в это время, когда мы спокойно спим, учимся, наслаждаемся тишиной и спокойствием, люди живут в страхе.

«Пока мы тут едим последнюю картошку, пока мы собираем останки тех, кто недавно назывались людьми, пока мы хороним их наспех, еле успеваем поставить намогильный камень, пока мы лежим под руинами… кто–то спокойно ест и смотрит на нас через «телек», как на кукол, как на стечение обстоятельств, как на уместные жертвы. Мы просто статистика… Неужели правда, что ради «великих» интересов в нашей стране ничего и никого не жаль? Пока плачут матери сыновей, кто-то строит будущее своих детей. А мы умираем, а мы пересчитываем друг друга каждый день в подвале…». А не думаете ли вы, что это мы, те люди, которые смотрят на них через «телек». Мы смотрим, обсуждаем, даже обвиняем. Зачем? Они страдают, им плохо, им больно. А мы сидим перед телевизором, смотрим новости, и не думаем о их переживания, о их чувствах.

«Неважно, почему так произошло, и кто виноват. Здесь одна правда – страдание. Есть одна истина – смерть. Весна, осень, лето или зима, богат или беден, молод или стар, женщина или мужчина – ничто и никто не имеет значения. Люди делятся только на живых и мертвых, и, тех, кому бы лучше умереть…». Многие согласятся с этой цитатой. Каждого настигнет смерть, но здесь даже не об этом, все люди страдают и молятся за жизнь. А в сердце людей, переживших войну, навсегда остаётся осколок. Это осколок тяжёлых воспоминаний, душевной боли.

2.5. Скворцов Виталий рассказ «Шрам» Это рассказ солдата, побывавшего на Чеченской войне. Он пишет: «Война оказалась совсем не такой, как я представлял её мальчишкой, и совсем не такой, как показывают в кино. В детстве война вызывала во мне чистые патриотические чувства, нас воспитывали в духе со временем. Я помню, как отец купил мне буденовку, и я лихо скакал на красном пластмассовом коне, размахивая игрушечной саблей; громко кричал ура, и мои щеки румянились. А теперь они ввалились внутрь и все тело покрыто гнойными язвами».

Все мальчишки играют в войну: берут игрушечные пистолеты, стреляют друг в друга. Война воспринимается в детстве как игра. Война ассоциируется с мужеством, силой, подвигом. Эта игра вызывает смех, радость. Война на самом деле - противное, ужасное слово, как в нем много зла. Но ведь война сближает людей. Они все держатся вместе и не бросают друг друга. А что люди без войны не могут дружить и не ссориться? Почему человек не ценит тишину, мирную жизнь, когда нет войны? У Виталия Скворцова в отличие от Пушкина и Толстого нет красоты (в описании пейзажа, жизни), наоборот, он показывает трагедию, ужас войны. Автор хотел показать именно беспощадную войну.

«Я помню, как в детстве я рисовал войну цветными карандашами, и все было понятно — здесь немцы, а тут наши. Немцев я рисовал уродливыми, с костлявыми руками… А теперь? А теперь я сжигаю труп маленькой девочки, потому что она мой враг». Взрослые и дети тяжело переживают время войны. Разве маленькая девочка в чем- то виновата? Она что- то сделала, что её нужно убить? Она даже не понимает, что происходит. Во время войны погибает много невинных людей. Они ничего не сделали, дети и взрослые в страхе сидят в подвалах. Некоторых из них у порога «поджидает смерть». Разве это справедливо, так беспощадно и бездушно уничтожать человека.

«Мы не из тех, кто хвалится, описывая свой героизм, потому что мы не совершали подвигов. Наша война была другой». По сравнению с Великой Отечественной войной эта война ставила много вопросов. Во время Отечественной войны мы защищали свои родные, русские земли. А фашисты их хотели отнять. Идя на войну, каждый воин должен понимать, зачем происходит война, какие причины ее возникновения. В современных рассказах о чеченской войне часто читаешь, что солдаты не понимают, за что они сражаются и почему теряют своих друзей. Но есть понимание, что они просто не сдадутся, разве мы сдались. Нет! Мы так же боролись, и они не сдадутся и будут биться до конца.

2.6. Рассказ пленного (из книги Валерия Киселева "Нижегородцы на чеченской войне")

В рассказе говорится о русских солдатах, которые попали в плен. Рассказчик показывает отношение чеченцев к русским: «заставляли отжиматься», « всех офицеров и срочников расстреляли летом», «была такая забава: поставит у дерева, наведет ствол и стреляет», «бьют несколько человек одного», «всем на голове выстричь кресты». Автор показывает нам чеченцев жестокими к русским. Это все происходит из-за войны. Народы разных стран не поддерживают мирные отношения друг с другом. И общение становится все острее и острее.

Чеченцы не беспокоились о наших солдатах, им не важно, остался ты в живых или тебя уже нет: «осталось из 38 человек 23». В произведениях Пушкина и Толстого мы видели, как несмотря на войну враги могут уважать друг друга. Неужели годы идут, и человек меняется в худшую сторону.

Бывают ли хорошие последствия войны? Нет, война делает свое дело: «все дома разбиты, а такие были дворцы!». Пейзаж Кавказа красив и великолепен, таким показывает его Пушкин и Толстой. Но современные рассказы показывают нам дым, пепел, военную технику, усталые лица людей. Красоте нет места в этом хаосе.

Этот рассказ абсолютно противоположен произведениям 19 века. В те времена люди восхищались природой, традициям, культурой Кавказа. В «рассказе пленного» даже не упоминается культура, национальный колорит Кавказа, все это затмевает жестокость, злость, война.

Заключение

В ходе выполнения работы мы узнали историю развития отношений России с Кавказом. Эти отношения во все времена имели напряжённый характер. Это не могло отразиться в произведениях русской литературы. Проанализировав поэму А. С. Пушкина « Кавказский пленник», рассказ Л. Н. Толстого « Кавказский пленник», повесть А. И. Приставкина « Ночевала тучка золотая», рассказ Ф. Халимовой « Осколок», рассказ В. Соколова « Шрам», отрывок из книги В. Киселёва « Нижегородцы на войне» мы пришли к следующим выводам.

  1. Если расставить произведения в хронологическом порядке, то мы можем увидеть, что с каждым произведением сюжет становится тяжелей и страшней.

  2. В произведениях Толстого и Пушкина герои не задаются вопросом, в чём смысл войны, не сомневаются в её важности.

  3. Во всех произведениях война ставит человека перед выбором: стать рабом или сохранить своё человеческое достоинство, спасти себе жизнь или помочь другу, смириться с жестокостью или противостоять ей.

  4. В произведениях мы увидели, что война сплачивает людей.

  5. Война – это не только жестокость, смерть и горе, это дружба, любовь и братство.

Список литературы.

  1. А.С. Пушкин. Избранное / Сост., авт. послесл. и коммент. Е.А. Маймин. – М.: Просвещение, 1983

  2. История России XX – начала XXI века: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - 5-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2008

  3. История России. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Углублённый уровень/ Н.В. Загладин (отв. ред.), Ю.А. Петров, С.Т. Минаков, С.И. Козленко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014

  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/kavkazskaya-voina-v-russkoi-literature

  5. Ночевала тучка золотая: Повесть/ Обществ. Редкол.: А.Алексин, И. Бахмутская, В. Ганичев и др. – М.: Худож. лит., 1989

  6. http://www.litra.ru/biography

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki

  8. https://navoine.info