III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КНИГА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Харрасов А.Р.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


«Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук».

В.Ф.Боков

Введение.

Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т.II). Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – книга!Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок» и т.д. Работа над темой моего исследования началась с того, что мы в этом году съездили в Москву и посетили Государственный исторический музей1. Где нам рассказали историю создания книг, показали первые летописи, книги, а так же печатные станки2. Мы дома говорили о роли книги в нашей жизни. А папа мне рассказал, что моя прабабушка проработала в типографии нашего города 38 лет3. Она за печатным станком набирала тексты книг и газет. Все это вызвало у меня большой интерес. Я решил изучить эту тему, поставил перед собой цель и ряд задач.

Цель проекта:

- определить роль книги и чтения в жизни человека.

Задачи проекта:

- найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книги;

- провести анкетирование среди одноклассников;

-совместно с библиотекарем проанализировать посещаемость библиотеки учащимися младших классов;

- выявить причины нежелания школьников читать;

- привлечь внимание одноклассников к книгам и чтению.

Проект является актуальным, потому что в наше время нужно знать очень, много информации. Книга всегда была источником знаний. Но люди перестают читать. Интернет, телевизор, компьютерные игры заменили чтение книг.

Объект исследования: книги.

Предмет исследования: издание книг, значение книг для людей.

Методы исследования:

1. Изучение информации о книгах.

2. Посещение музея.

3. Посещение библиотек города.

4. Посещение типографии.

5. Анкетирование одноклассников.

6. Анализ книжных формуляров.

7. Создание буклета «Книга – источник знаний» и книжки- малышки.

8. Обобщение результатов.

Глава 1.

  1.  
    1. История книг.

История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шёлк, кожу, кукурузные стебли.

Слово «книга» происходит от церковно–славянского выражения «кънигы», что означает буквы или вообще письмо.

В седой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии1.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из папируса– речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

Много веков люди пользовались папирусом. До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.

На смену папирусу пришел новый писчий материал – пергамент. В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных (коз и овец, а самый тонкий получали из телячьей кожи). На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось, и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет.

Папирус и пергамент были дороги. Да и сама переписка книг стоила дорого, потому, что мало было ученых людей, которые могли бы правильно переписывать. Поэтому писали только самые важные сообщения, которые нужно было сохранить надолго. Для каждодневного употребления пользовались дощечками, на которых можно уничтожать написанное. Иногда дощечки покрывали тонким слоем воска и писали тонким острием. Когда запись становилась ненужной, воск нагревали, он растапливался и запись стиралась; когда воск застывал, можно было писать снова.

В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу1.

Во II веке н.э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность.

1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол». Позднее создал во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 гг. издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»)2.

Книги интересны не только по содержанию. Существуют издания разного формата, формы, цвета и даже состава3. Например: книга, которую можно удержать лишь подушечками пальцев, книга похожая на теннисный мячик и сделана из того же материала, книжка-раскладушка, деревянная книжка с необычной, выпуклой обложкой. В Санкт-Петербурге есть даже скульптура в виде книги. На ней высечены строки Пушкина "Люблю тебя, Петра творенье..."4. Двадцатый век подарил нам новую разновидность книги – электронную. Такая книга хранится в памяти компьютера. В нее можно поместить не тысячи, а десятки тысяч и даже миллионы произведений. Кстати, электронная книга и традиционная не соревнуются между собой, а мирно соседствуют. И это не удивительно. Ведь многотомная энциклопедия может поместиться на маленьком компакт – диске, вместо того чтобы занять целую полку книжного шкафа. Однако большинство нужных нам книг лучше иметь печатными, им в отличие от компьютера не требуется электричество, и их можно брать куда угодно.

Итак, первый вывод, к которому я пришел, занимаясь этой темой, состоит в том, что книга – это бесценное наследие, ведь именно книги – главные хранители и свидетели истории человечества.

Как бы ни менялся мир вокруг нас, не неслось вперед время, меняя образ жизни и лица правителей, книга всегда остается рядом с человеком, дает ему информацию, успокаивает и ободряет в трудную минуту, питает надеждой и вдохновляет.

1.2 Роль книги в нашей семье.

К сожалению, в наше время не только дети, но и взрослые очень редко берут в руки книги. А между тем давно доказано, что научиться мыслить помогает: математика и чтение классической литературы. Так что все взаимосвязано и неделимо. У меня есть своя небольшая домашняя библиотека. Первые мои книги мне подарили родители. В нашей библиотеке около 800 книг, из них 150 – для детей. Это и сказки, и стихи, и рассказы, и сказочные повести, мифы, повести и рассказы о животных, фантастика1. Но кроме художественных книг есть ещё и энциклопедии. Они помогают мне в написании выступлений по окружающему миру. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы, которые меня интересуют. Моя мама с детства любит читать. Ее любимые книги: сборники стихов А.С. Пушкина, Есенина, рассказы А.П. Чехова. Книги помогли ей хорошо закончить: школу, университет и стать успешной. Я тоже очень рано полюбил книги. Мама рассказывала, что в годик я уже с удовольствием слушал потешки и стихи Корнея Чуковского. В четыри года я знал наизусть «Федорино горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха». Любовь к чтению мне привили мама и бабушка. Сейчас я люблю читать сказки и стихи А.С.Пушкина. Я очень часто хожу в школьную библиотеку, там много интересных книг и журналов. Я читаю быстро 80 слов в минуту.

Глава 2.

2.1 Как создается книга.

Посетив, типографию города я узнал, что книгопечатание - это сложный и трудоемкий процесс. Сначала придумывают текст: рассказы, повести, стихи. Их печатают на компьютере, затем приносят в редакцию. Редактор проверит правильность написания текста, исправляет недочеты1. После этого на специальных станках печатают книгу. Существует также станок для нарезки бумаги и станок «Швейка», с помощью которого сшивают листы книги. Процесс создания книги - трудный процесс, поэтому надо беречь книги2.

2.2 Анкетирование одноклассников.

К сожалению, в наше время интерес к книге и чтению резко снижается. Сейчас у печатных изданий существует немало конкурентов: телевидение, компьютер, телефон... Школьники читают только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой. Но, я считаю, книга по-прежнему необходима. Наш класс можно назвать читающим. Наши ребята одни из самых активных читателей как школьной, так и поселенческой библиотеки. Но я знаю, что не у всех ребят такое отношение к книге и чтению. Эта проблема навела меня на мысль провести анкетирование среди ребят младших классов3.

Проанализировав результаты анкетирования, я получил следующие результаты:

  1. Любите ли Вы читать? Да ответили -25 учеников, нет-10

  2. Читаете только по школьной программе? 12 ответили да, 23 ученика ответили нет.

3. Какие книги Вы предпочитаете читать? 18-любят читать юмористические рассказы о детях,22ученика – сказки,14 ребят любят читать рассказы о животных,5человек – стихи,10- детскую энциклопедию.

4. Есть ли любимые авторы? (если да то назовите их) Пушкин А.С - ответили 20 учеников, Николай Носов - 12, Аркадий Гайдар - 4, Эдуард Успенский - 10 человек, Виталий Бианки ответили - 13человек, Агния Барто-15,Братья Гримм -14, Андерсен Г.Х - 9.

5. Есть ли у вас домашняя библиотека? Да ответили - 27человек, нет сказали-8.

6. Сколько примерно в ней книг?60 книг - 3 человека,100 книг - 5 человек,120 книг - 6 человек, 150 книг – 1 человек, остальные – затрудняются ответить.

7. Читают ли дома родители? Да ответили - 22 ученика, нет - 13

8. Как часто Вы посещаете библиотек? Да сказали - 19, нет - 16

9. Как Вы считаете для чего нужно много читать? Расширить кругозор - 2, развивать память ответили 9 человек, развивать мышление - 10, пополнять словарный запас – 5 учеников.

10. Согласны ли Вы с выражением «много читаешь - много знаешь»? Да ответили - 25,нет сказали - 10 человек.

На вопрос: «Назовите любимую книгу» смогли назвать не все. Чаще ребята называли книги из школьной программы. В связи с этой проблемой мы в классе создали клуб книголюбов, который позволит привить любовь к чтению книг у ребят1.

  1.  
    1. Создание буклета « Книга - источник знаний» и книжки- малышки

Так как книга - источник знаний, я подобрал пословицы, высказывания, стихи, интересные факты о книге и с вместе с Раузалией Рауфовной создали буклет «Книга - источник знаний»1. На заседании клуба книголюбов по теме в гостях у сказки мы с ребятами сочинили сказки и решили напечатать книжку со своими сказками. Я на компьютере набрал текст и распечатал его, страницы сшил, оформил обложку получилась книжка- малышка.

2.4 Результаты исследования.

В процессе исследования я узнал, историю книг, как создаются книги, посетил типографию города Белебей. Также узнал, какие библиотеки есть в городе. Составил буклет « Книга - источник знаний» и раздал одноклассникам. Провел анкетирование

Заключение.

Процесс печатания книги очень трудный, поэтому надо беречь книги. В нашем городе три библиотеки: детская, поселенческая, центральная. А так же в каждой школе города есть библиотека для школьников и учителей. Необходимо находить время для встречи с книгой, потому что книга дают нам многоновых знаний, помогают улучшить навык чтения. Чтение книг помогает всем людям добиться успехов в жизни2.

Я советую всем читать. Читать как можно больше. Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают успешно справляться с заданиями на уроках и во время контрольных работ, разных конкурсах и во многом другом. Кроме того, читать книги очень интересно и полезно. Они расширяют наш кругозор, помогают правильно выражать свои мысли, обогащают духовный мир.

Даже те, кто сейчас не любит читать, потом часто будут сидеть за книгой потому, что любимая книга и её герои найдутся у каждого из нас и останутся в сердце навсегда.

Любите книгу! Она учит мыслить, учит говорить, учит понимать людей. Книга - настоящий друг!

Список использованных источников и литературы.

  1. Архивные источники

  1. Фонд Государственного исторического музея.

  2. Личный архив. Фотографии.

  1. Мемуарные источники

  1. Воспоминания Харрасова Рафаэля Мугалимовича, Белебеевский район, город Белебей, улица Донская дом 4.

  1. Литература

1.Хочу все знать! (Привычные вещи). М.: Издательство“Астрель”, 1999

2.Большая российская энциклопедия. Том 6. М, 2010

3.Крайнова Н.М. Страны и народы Европы и России.- Москва: Мир книги, 2006

  1. Интернет ресурсы

http://www.aforism.su/31.html

http://bibnout.ru/o-knige-i-chtenii/

Список приложений.

Приложение №1 Государственный исторический музей.

Приложение № 2 Экспонаты Государственного исторического музея.

Приложение № 3 Воспоминания Харрасова Рафаэля Мугалимовича.

Приложение № 4 Глиняные книги. Папирус. Пергамент. Береста.

Приложение № 5 Книги разного формата, формы, цвета.

Приложение № 6 В Санкт- Петербурге есть скульптура в виде книги.

Приложение № 7 Мои любимые книги.

Приложение № 8 Экскурсия в типографию города Белебея.

Приложение № 9 Печатный станок. Современный станок для нарезки бумаги.

Станок швейка для сшивания листов книги.

Приложение № 10 Анкета.

Приложение № 11 Ответы на вопросы анкеты.

Приложение № 12 Буклет «Книга- источник знаний».

Приложение № 13 Посещение библиотек.

Приложение № 14 Заседание клуба книголюбов.

Приложение № 15 Мои достижения.

Приложение №1

Государственный исторический музей.

( Фотографии из личного архива А.Харрасова, год 2015)

Приложение №2

Экспонаты Государственного исторического музея.

( Фотографии из личного архива А.Харрасова, год 2015)

Приложение № 3

Воспоминания Харрасова Рафаэля Мугалимовича.

( Фотографии из личного архива А.Харрасова, год 2015)

Приложение № 4

Глиняные книги

Папирус

Пергамент

Приложение№ 5

Книги разного формата, формы, цвета и даже состава.

Приложение № 6

В Санкт-Петербурге есть скульптура в виде книги.

На ней высечены строки Пушкина "Люблю тебя, Петра творенье..."

Приложение №7

Мои любимые книги.

( Фотографии из личного архива А.Харрасова, год 2015)

Приложение № 8

Экскурсия в типографию города Белебея.

( Фотографии из личного архива А.Харрасова, год 2015)

Приложение №9

Печатный станок.

Современный станок для нарезки бумаги.

Станок швейка для сшивания листов книги.

Приложение №10

Анкета.

  1. Любите ли Вы читать?

  2. Читаете только по школьной программе?

  3. Какие книга Вы предпочитаете читать? _______________________

  4. Есть ли любимые авторы? (если да то назовите их)

  1. Есть ли у вас домашняя библиотека?_____________________________

  2. Сколько примерно в ней книг?__________________________________

  3. Читают ли дома родители?_____________________________________

  4. Как часто Вы посещаете библиотеку? __

  5. Как Вы считаете для чего нужно много читать? ________

10.Согласны ли Вы с выражением «много читаешь - много знаешь»_______

Приложение № 11

Ответы на вопросы анкеты.

Приложение № 12

Буклет « Книга – источник знаний».

Приложение № 13

Посещение библиотеки.

( Фотографии из личного архива А.Харрасова, год 2015)

Приложение № 14

Заседание клуба книголюбов.

Приложение № 15

Мои достижения.

Чтение мне развивает мышление, которое помогает мне в спорте.

 

1 Приложение №1. Государственный исторический музей.

2 Приложение №2. Экспонаты Государственного исторического музея.

3 Приложение №3. Воспоминания Харрасова Рафаэля Мугалимовича.

1 Приложение № 4 Глиняные книги. Папирус. Пергамент. Береста.

1 Приложение № 4 Глиняные книги. Папирус. Пергамент. Береста.

2 Приложение № 2 Экспонаты Государственного исторического музея.

3 Приложение № 5 Книги разного формата, формы, цвета.

4 Приложение № 6. В Санкт- Петербурге есть скульптура в виде книги.

1 Приложение № 7 Мои любимые книги.

1 Приложение № 8 Экскурсия в типографию города Белебея.

2 Приложение № 9 Печатный станок. Современный станок для нарезки бумаги. Станок швейка для сшивания листов книги.

3 Приложение № 10 Анкета.

1 Приложение № 14 Заседание клуба книголюбов.

1 Приложение № 12 Буклет «Книга- источник знаний».

2 Приложение № 15 Мои достижения.

39