III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ СКАЗКА, КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА ЛУНЫ
Воробьёва С.А.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I. Введение

О, сколько мудрых мыслей в сказках скрыто!Не стоит сказками, друзья, пренебрегать.Советов жизненных не счесть. Но их услышав,Мы не спешим всерьёз всё принимать….(А. Морозов)

Во все века сказки сочинялись для того, чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.

К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.

В конце 19 и начале 20 века многие писатели специально переписывали их на новый лад, превращая мудрую историю в обычный приключенческий рассказ. После Октябрьской революции сказки и детские книжки в России вообще были запрещены. Но в устной форме сказки продолжали жить среди народа. Их снова и снова пересказывали люди своим потомкам.

Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта многовековая сказка рассказывает о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.

Существуют древние книги, написанные на славянском языке. В них рассказано остроении нашей Солнечной Системы, Вселенной и всей нашей Галактики. Ужемного тысяч лет назад наши предки знали о 9 планетах, вращающихся вокругСолнца. У древних славян был свой, очень удобный в обращении календарь (БогаКоляды дар),была своя письменность, азбука. Все это говорит о том, что древниеславяне обладали знаниями, которые сейчас, из-за сложившихся обстоятельств,почти забыты.

Цель работы: раскрытие изначального смысла сказки " Колобок" и понимание связи смысла сказок и природных явлений, окружающих человека

Задачи работы:

  • изучить литературу по данной теме;

  • рассмотреть происхождение древнеславянских слов из сказки «Колобок»;

  • рассмотреть законы движения Луны вокруг Земли и провести наблюдения за Луной;

  • провести анкетирование, проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы;

  • подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что, не смотря на широкую популярность русских народных сказок и знания их поучительного смысла, изначальный смысл остается незамеченным.

Актуальность работы заключается в том, что русская народная сказка "Колобок" рассматривается не с привычной точки зрения (когда выделяется поучительный смысл сказки), а исследуется ее изначальный смысл, что делает изучение фольклорных произведений интересным для детей.

Гипотеза:

Изначально в старославянских сказках, прежде всего, отражались знания славян о строении Солнечной Системы, явлениях природы и описывались законыокружающего нас мира.

Объект исследования:русская народная сказка «Колобок»

Предмет исследования: изначальный смысл русской народной сказки "Колобок"

Методы исследования:

  • изучение источников информации о сказке "Колобок";

  • чтение и построчное размышление над русской народной сказкой "Колобок";

  • анкетирование учащихся по анкете, разработанной автором;

  • наблюдение за Луной.

Новизна работы заключается в том, что древнеславянская сказка "Колобок" может служить пособием для изучения фаз Луны

Практическая значимость: сказка "Колобок" в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.Произведение может быть использована для изучения созвездий нашей Вселенной.

Было проведено занятие ''Что мы знаем о Луне'' с учениками 1-ых- 4-ых классов МБОУ '' Гимназия № 24'' г. Калуги с использованием материалов научной-исследовательской работы автора ''Изначальный смысл сказки'' Колобок''. Древнеславянская сказка, какучебное пособие для изучения цикла Луны''.

II. Основная часть1. Теоретическая часть
  1.  
    1.  
      1. 1.1. Возникновение древнеславянской сказки '' Колобок'' и ее изначальный смысл
Чтобы понять древние сказки и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказки.

Это были времена, когда по старинным преданиям наши предки жили на северном материке.

С давних времен известна поговорка:

«Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок».

Как лучше всего сохранить и передать информацию (или «урок») потомкам?

Носители информации могут быть разными. Сказки, сказы, былины – один из видов передачи информации из поколения в поколение. Русские народные сказки - это наше наследие, наша культура. Сказки рассказывают и читают дедушки и бабушки своим внучатам, мамы и папы своим детям перед сном и на досуге.

Одной из первых сказок, которую родители рассказывают своим детям, является Колобок. Почему?

Сказка содержит яркие образы животных, легко и просто рассказывает о приключениях симпатичного для всех героя - Колобка.. Слушая сказки, дети учатся мыслить образно, что очень помогает им потом в жизни.Сказка проКолобка живет уже не одну тысячу лет. Из поколения в поколение рассказывают ее люди.

Существует английская народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка.А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США.Но в настоящее время рассказывается неполная и измененная версия старой русской народной сказки.

А какой же была полная версия сказки?

Главное отличие заключается в том, что в старой сказке убегает Колобок от зверей не целым. Каждый встреченный зверь откусывает от Колобка по куску. И до Лисы докатывается только его маленькая долька.

Вспомним сюжет сказки «Колобок» подробнее.История начинается, когда дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок.Дальше Колобок оживает и сбегает навстречу приключениям. По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.

Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:

Попросил Дед испечь Колобок.Она по амбарам по Сварожьим помела,По сусекам по Чертожьим поскребла,Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка,Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал,Медведь бок примял, Волк часть съел,Пока Лиса совсем не съела.

В этом тексте встречаются незнакомые нам слова и выражения. На сегодняшний день мы не употребляем их и не знаем их смысла.Раньше Сварожьимкругом называли круг зодиакальных созвездий. В нем было 16 созвездий, а сейчас их всего 12.И назывались они тоже по-другому. Это были созвездия в основном животных и птиц: Лебедя, Ворона, Вепря, Лисы– именабогов - покровителей этих созвездий.

Т

Теперь становится понятно, о чем рассказывается в приведенном нами отрывке сказки. Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».

Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем, что эта сказка о ней.

Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы:

  • полнолуние, когда Луна видна полностью;

  • убывание Луны, когда с каждым днем Луна становится меньше и превращается в серпик;

  • новолуние, когда Луна совсем не видна;

  • рост Луны, когда ее видимая часть постепенно увеличивается.

Каждой фазе Луны соответствует свое созвездие. Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть.

При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку воду. Луна еще увеличивается. Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечён – наступает полнолуние. Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он проходит созвездие Вепря, и Вепрь ему откусывает кусочек бока – Луна начинает убывать (начало 3 фазы Луны).

Затем Луна-Колобок попадает в созвездие Ворона, который тоже «отклевывает» от него кусочек. Луна продолжает уменьшаться (3 фаза Луны).

Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик. (4 фаза Луны). Таким он попадает в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).

Сказка поведала нам о циклах и фазах Луны, о ее движении через созвездия зодиакального круга.

1.2. Значение слов «колобок» и «сусеки»

Теперь рассмотрим, почему же наш герой носит имя Колобок.Перелистаемзнаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»В. И. Даля. Из него мы узнаем, что в ходу в те времена было старинное слово «коло», означающее «круг, окружность, обод, обруч; колесо».
  1.  
    1.  
      1. Было и слово «колобъ», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном». Колобок – уменьшительное от слова « колоб». «Скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста».
      2. В тверских говорах есть слова колобу́ха - «галушка, увалень», колоба́н - «толстая лепешка», околобе́ть - «сжаться». То есть, колобком называлась толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки.

Таким образом, имя главного героя сказки продиктовано его формой. Рассмотрим еще одно незнакомое нам слово – «сусеки».

СУСЕКИ - для хранения продуктов раньше часто использовали разного вида короба или«ящики» – так называемые сусеки, иногда короб делали из цельного пня.

СУСЕК (из словаря В. И. Даля) – засек, закром, сукром, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба

2. Практическая часть
  1.  
    1.  
      1. 2.1. Наблюдение

В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по

лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.

Выяснила, что:

  • в сентябре 2015 года новолуние наступило 13 числа в 09:42 , в созвездии Скорпиона;

  • солнечное затмение было тоже 13 числа, в 09:55;

  • полнолуние наступило 28 сентября в 05:52, в созвездии Овна;

  • лунное затмение было в тот же день, в 05:42;

  • в октябре этого года новолуние наступило 13 числа в 03:07, в созвездии Весов;

  • полнолуние наступило 27 октября в 15:06, в созвездии Тельца.

Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.

По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребятаотносятся к сказке.

  1.  
    1.  
      1. 2.2. Анкетирование и анализ полученных результатов

Диаграммы,построенные по результатам опроса учащихся 4-х классов(Всего было опрошено 63 человека)

1. Как вы считаете, какой смысл имеет сказка «Колобок»?

а) только поучительный

б) только познавательный

2. Интересна ли вам сказка «колобок» с познавательной точкизрения?

3.Предполагали ли вы, что сказка «Колобок» связана с представлениями древнихславян о цикличности смены фаз Луны?

4. Хотели бы вы узнать о других сказках древних славян, несущих научные знания?

Из приведенных диаграмм видно, что большинство учащихся 4-х классов нашей гимназии проявляют интерес к новой точке зрения на старую сказку и хотят узнать о других подобных сказках. И больше узнать о жизни и знаниях наших предков.

  1. III. Заключение

По результатам этой работы мы можем сделать следующие предположения выводы:

  • в старославянских сказках с высокой точностью и подробностью отражены явления природы и рассказано о законах окружающего нас мира;

  • сказка ''Колобок'' в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.

  • из сказки ребенок узнает о созвездиях нашего звездного неба: их расположение и названия. Ведь звери, откусывающие от Колобка кусочки - это названия созвездий, проходя через которые Луна меняет форму.

Мы узнаем о божествах, которым поклонялись наши предки, а так же о том, что сказка, знакомая и любимая всеми с детства, имеет совсем иной

смысл. Такая или аналогичная сказка есть почти у всех народов Земли. Такое

широкое распространение сказки говорит о том, что живет она на Земле уже не одно столетие.

У англичан есть народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка.

А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США.

  1. IV. Список используемой литературы

1. Русская народная сказка «Колобок».

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка , 1978-1980г.

3. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов 2002 г.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.3 1987 г.

5. Зараев А. Большой астрологический календарь. 2015 г

6. Кононович Э. В., Мороз В. И. Общий курс астрономии: учебное пособие/ под ред. В. В. Иванова/.

7. Прокопенко И. Тайны древних цивилизаций

  1. V. Приложения
Приложение 1 В Европе и Америке дети читают сказку про пряничного или имбирного человечка,который подобно Колобку был испечен дедом и бабкой, а потом удрал от них. Также, как Колобок, он встречал на своем пути различных зверей и людей. И так жехвастался всем вокруг, что его невозможно поймать. Одинаков и финал сказок – пряничного человечка съедает хитрая лиса.

Пряничный человечек (английская сказка)

(сокращенно)

В маленьком домике на краю леса жили старик со старухой, у которых не было детей.

Однажды старуха пекла пряники и один из них решила сделать в форме мальчика. Она сунула пряник в печь, а когда открыла печку, готовый пряничный человечек выпрыгнул из неё и побежал.

Старуха позвала старика, но они не смогли догнать человечка. Он побежал дальше и встретил молотильщиков, которые тоже не смогли его поймать.

Далее он встретил жнецов в поле, затем корову и свинью. При встрече он заговаривал с каждым, перечисляя тех, кто не смог его поймать, и добавляя:«…И ты меня не поймаешь!»

Затем человечку встретилась лиса. Когда хитрая лиса, учуяв манящий запах, подбежала к Пряничному Человечку, он только самодовольно рассмеялся и опять затянул: «Не догнали баба с дедом, ни конь, ни корова. И ты, лиса, не поймаешь Удальца такого!».А рыжая хитрюга ему в ответ: «Да и не думала я бегать за тобой. За мной самой гонятся злые охотники. Они тебя съедят, если поймают. Давай спрячемся на другом берегу реки!» Пряничный Человечек согласился, и парочка устремилась к речке. На берегу лиса предложила Человечку: «Цепляйся за хвост, я переправлю тебя через реку!» Уселся тот на хвост плутовки, и они поплыли. Оглянулась лиса и говорит: "Какой ты тяжелый! У меня даже хвост устал. Перебирайся ко мне на спину!"

Человечек вскарабкался плутовке на спину. «Ой, да ты же сейчас в воду свалишься! Залезай скорее мне на плечи, чтобы не промочить ножки», предложила лиса. И беспечный Пряничный Человечек послушно забрался ей на плечи.

На середине реки лиса неожиданно заголосила: «Ой-ой, я, кажется, тону! Прыгай скорее мне на нос!» И глупышка запрыгнул ей на нос. Как только они вскарабкались на берег, лиса вскинула голову, подбросила Пряничного Человечка высоко в воздух, и он угодил ей прямо в зубастую пасть. Ням - ням, и нет Удальца-хвастунишки!

Приложение 2
  1. Презентация работы

«ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК»

Древнеславянская сказка, как учебное пособие для изучения цикла Луны».

Во все века сказки сочинялись не только для развлечения, но и чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.

К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.

Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта сказка существует много веков, а рассказывается в ней о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.

Вспомним сюжет сказки «Колобок». История начинается с того, что дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок. Дальше Колобок, которого сажают на окошко остыть, оживает и сбегает навстречу приключениям.

По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.

Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала совсем по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:

Попросил Дед Бабкуиспечь Колобок.Она по амбарам по Сварожьим помела,По сусекам по Чертожьим поскребла,Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка,Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал,Медведь бок примял, Волк часть съел,Пока Лиса совсем не съела.

Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».

Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем,

что эта сказка о ней.Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы.

Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе

из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть. При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку другие ингредиенты - Луна еще увеличивается.Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечён – наступает полнолуние.

Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он попадает в разные созвездия, проходя через которые начинает убывать. Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик.

Таким он оказывается в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.

Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.

По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребята относятся к сказке.Из приведенных диаграмм видно, что большинство учащихся 4-х классов нашей гимназии проявляют интерес к новой точке зрения на старую сказку и хотят узнать о других подобных сказках. И больше узнать о жизни и знаниях наших предков.

Кроме того, подсчитав голоса, я сделала вывод, что почти 90% анкетированных учащихся не знают и не предполагают, что сказка «Колобок» рассказывает нам о смене фаз Луны.

По результатам этой работы мы можем сделать следующие предположения выводы:

В старославянских сказках с высокой точностью и подробностью отражены явления природы и рассказано о законах окружающего нас мира. Сказка Колобок в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца. Как она убывает и растет.

Из сказки ребенок узнает о созвездиях нашего звездного неба.Их расположение и названия. Ведь звери, откусывающие от Колобка кусочки - это названия созвездий, проходя через которые Луна меняет форму.Узнавали о божествах, которым поклонялись наши предки.

Мы узнаем, что сказка, знакомая и любимая всеми с детства, имеет изначально другой смысл.

Такая или аналогичная сказка есть почти у всех народов Земли. Это говорит о том, что сказка «Колобок» является учебным пособием для изучения циклов Луны.

Спасибо за внимание!