III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЗАГАДОЧНАЯ ОКАМЕНЕЛОСТЬ
Бонк А.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



  1. Введение

Много миллионов лет назад на нашей Земле всё было по-другому. Там где мы живем – раньше плескались моря с доисторическими животными и растениями. (Приложение 1.)

Люди, которые изучают древние окаменелости, называются палеонтологами. Раскопки помогают узнать то, что было десятки-сотни миллионов лет назад- какие животные и растения существовали на Земле. В каких условиях они жили, чем питались. На основе своих открытий ученые пытаются понять: почему некоторые животные и растения встречаются сейчас, почему исчезли динозавры. (Приложение2)

У нас с папой есть хобби: мы любим заниматься раскопками в поисках останков доисторических созданий. В моей коллекции есть: трилобиты, аммониты, брахиоподы, кораллы, белемниты. (Приложение3)

У меня есть мечта – стать палеонтологом и найти скелет настоящего динозавра.(Приложение4)

Когда мы прошлым летом в очередной раз занимались раскопками на карьере нашего посёлка Силикатный, нам попался интересный камень с непонятными отпечатками. Мне захотелось узнать, что мы нашли – может быть это часть какого-нибудь животного. Этот камень был очень похож на челюсть доисторического животного, возможно даже динозавра. (Приложение5)

Моя гипотеза: найденная окаменелость - часть какого-то доисторического животного.

Цель работы: выявление признаков доисторического животного и подтверждение гипотезы

Задачи: собрать информацию о палеонтологии-науке, занимающейся раскопками, проанализировать полученную информацию, посетить Калужский Краеведческий, Московский палеонтологический музеи, провести социологический опрос, проанализировать полученные результаты

Объект исследования: древние окаменелости Калужской области

Предмет исследования: найденный камень при раскопках на карьере

Использованы следующие методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов,

  • аналитический,

  • экскурсия

  • наблюдение

  • соцопрос учащихся

2. Литературный обзор.

2.1.Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности и другие свидетельства их существования. И хотя раскопки ведутся уже давно, они по-прежнему актуальны. До сих пор палеонтологи находят окаменевшие останки древнейших животных и растений. По ним учёные реконструируют внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д. этих организмов.

Одной из задач палеонтологии является восстановление на основе этих сведений хода биологической эволюции. (Приложение 6)

2.2 Исследование окаменелости

Я рассматривал окаменелость и не мог понять, что это за наросты внутри камня? В моей коллекции нет похожего предмета. ( Приложение 7)

Ответ на свой вопрос я искал в интернете и в книгах. И вот в интересной книге «Живое прошлое Земли» (Авторы М.Ф. Ивахненко, В.А. Корабельников) на одной из страниц нашлась очень похожая на мою находку, фотография. Неизвестным животным оказалась - колония древних кораллов ругоз в пещерке. (Приложение 8)

Эти удивительные обитатели нашей планеты населяют воды Мирового океана. В качестве своего «дома» они выбрали морское дно. Кораллы – это животные организмы, не похожие на привычных представителей земной фауны. (Приложение 9)

В интернете на портале www.ammonit.ru мы с папой также нашли похожие окаменелости – представителей ругоз. Ругозы (Rugosa) - четырёхлучевые кораллы, подкласс вымерших кишечнополостных, класса коралловых полипов, существовавших от среднего ордовика до конца перми. Это одиночные или колониальные полипы с наружным известковым скелетом. Одиночные полипы имели роговидную, цилиндрическую или призматическую форму. У некоторых имелась крышечка, закрывавшая устье при опасности. Обитали в мелководных зонах морей, прирастая к подводным предметам, или свободно лежали на дне. (Приложение10)

Как я уже сказал, коралловые полипы существовали между ордовикским и пермским периодом.

Ордовикский период кончился 1,5 миллиона лет назад. Продолжался около 42 млн лет.

Пермский период(пермь) — последний геологический период палеозойской эры. Завершился около 225 млн. лет назад величайшим в истории планеты массовым пермским вымиранием. (Приложение 11)

Огромный карьер по добыче известняка расположен возле станции Пятовская в Калужской области. В карьере разрабатываются известняки и глины карбонового периода

Здесь можно найти окаменевшие останки из фауны. Преобладают кораллы разных видов: мшанки, губки, различные виды брахиопод.

2.3 Загадочные кораллы

Существуют целые подводные горы, построенные мощными известковыми скелетами кораллов. Это самые низкоорганизованные из многоклеточных животных. Несмотря на прикрепленный образ жизни, кораллы питаются живой добычей, загоняя ее вместе с током воды ресничками щупалец в рот. Конечно же, интерес палеонтологов к кораллам велик и закономерен. Многие коралловые рифы живут тысячелетиями, нарастая слоями, так что образуют собственную палеонтологическую летопись.. Очень важно, что для роста кораллов необходима высокая температура воды, не ниже 18 °С. Они живут колониями и порознь, на мелководье и в глубинах, в тропиках и даже в суровых арктических водах.(Приложение12)

Самое грандиозное сооружение, созданное кораллами – это Большой Барьерный риф, который протянулся на 2000 километров перед северо-восточным побережьем Австралии. В этих тропических водах, где температура никогда не опускается ниже 21 градуса, десятки тысяч лет живут, растут, умирают, год за годом откладывая все новые слои на предыдущие, миллиарды и миллиарды крошечных существ. Это – кораллы.(Приложение13)

Вся жизнь кораллов подчинена строгому распорядку. Днем, как правило, они спят, а ночью охотятся. И распускаются фантастическими цветами гигантские колонии полипов, выпускаются щупальца, которые и подхватывают планктон, а, если удастся, то и добычу покрупнее – рачка, креветку, а то и маленькую, зазевавшуюся рыбку, если у той нет защитного покрытия от стрекательных щупалец. Кораллы живут огромными колониями. Зачастую рядом мирно уживаются представители нескольких видов. Зачастую, но не всегда.(Приложение14)

Случается так, что одна колония кораллов слишком близко подобралась к другой. И тогда начинается настоящее сражение за территорию. Они выпускают тысячи стрекательных клеток, «обстреливая» друг друга. Война идет нешуточная. Она может длиться довольно долгое время, пока одна из колоний не уступит. Побеждает тот коралл, у которого больше стрекательных клеток. Слово «коралл» в нашем представлении всегда связано с чем-то твердым, хрупким. Однако, существуют и мягкие кораллы, которые, как следует из названия, лишены сплошного твердого скелета. Мягкие кораллы могут занимать довольно большие площади на рифе. Многие виды мягких кораллов днем съеживаются в бесформенные комки, которые расправляются только с наступлением сумерек. Поэтому их изысканную красоту в полной мере можно оценить только при ночном погружении.(Приложение 15)

  1. Экскурсии в музеи

  • В краеведческом музее города Калуги на стенде показаны обитатели древнего калужского моря (возраст окаменелостей около 300 млн. лет). (Приложение 16)

  • В Москве я посетил палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова РАН с целью узнать о видах доисторических животных и растений, сопоставить свою коллекцию находок с образцами музея. (Приложение 17)

В зале №3 расположена экспозиция с окаменелостями Московского региона. Территория Подмосковья много сотен миллионов лет находилась под толщей воды. Море то мелело, то углублялось, его населяли водоросли, беспозвоночные животные, рыбы. С течением времени одни группы сменялись другими. На стендах находится много образцов доисторических растений и животных – мшанки, кораллы, губки, белемниты, аммониты.

В моей коллекции окаменелостей есть также белемниты, аммониты и теперь уже появился коралл. Судя по похожим останкам Московского региона и Калужской области можно предположить, что климат был одинаковым на этих территориях.

4. Школа юного палеонтолога

Цель занятия: рассказать ребятам о палеонтологии и, продемонстрировать свои находки.

Перед тем как показать одноклассникам свою находку, я задал ребятам несколько вопросов:

  • Что изучает палеонтология?

  • Приходилось ли вам находить останки животных и ли растений? Если находили, то, что с ними делали?

  • Хотели ли вы сами заниматься раскопками? (Приложение 18)

  1. Результат опроса был таким: из 25 опрошенных учащихся - 11 чел.

не знают, что изучает палеонтология.

Изучает кости динозавров и других животных - 14 чел.

  1. Останки животных находили 17 чел

Не находили -8чел

  1. Просто посмотрели и пошли дальше 9чел (Приложение 19)

Взяли домой 8чел.

  1. Хотели бы заниматься раскопками - 14 человек

Нет- 11 человек

После опроса я показал ребятам фото своей коллекции и рассказал, как я эту коллекцию собирал. (Приложение 20) Также показал найденную окаменелость. Ребята с любопытством разглядывали её. (Приложение 21)

Потом я снова задал одноклассникам эти же вопросы с целью: выяснить, насколько мероприятие было интересным и полезным.

- Что изучает палеонтология?

-Хотели ли сами находить останки древних животных?

Теперь результаты опроса стали:

  • из 11 человек, которые не знали, что изучает палеонтология – 8 человек теперь знают, что изучает древние окаменелости.

  • У всех ребят класса возникло желание поучаствовать в раскопках.

5. Заключение.

После такого занятия, я сделал вывод, что ребятам эта тема была интересна и полезна. Результаты опроса это доказали. Если кто-то захочет и дальше интересоваться древними окаменелостями, то я с удовольствием об этом расскажу и посоветую как заниматься раскопками.

Моя гипотеза о том, что я нашёл часть тела доисторического животного, не подтвердилась. Но всё равно, это были окаменевшие останки кораллов – живых организмов, населявших дно древнейшего океана нашей местности. В результате моего исследования, я узнал, много интересного о вымерших и современных коралловых рифах. Информация о кораллах мне понравилась. Мне было интересно о них читать. Эта находка помогла мне представить как Калуга выглядела сотни миллионов лет назад. В то время здесь был тропический климат и плескались воды древнего океана. Я не расстроился, что нашёл не останки динозавра. Я буду продолжать заниматься раскопками. Кто знает, может моя мечта сбудется – я стану палеонтологом и смогу найти скелет динозавра.

  1. Библиография.

Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1987.-255с., ил.

Рябинина И. В. Происхождение ЖИЗНИ. СПб.: «БК К», 2006. -96 С., ил.

www.ammonit.ru

www.dic.academic.ru

www.facty.by

www.labirintmrg.narod.ru

www.samlib.ru

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение3

Приложение3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 17

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22