III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

УЧИМСЯ У ВЕЛИКИХ: УРОКИ УСПЕХА БЕНДЖАМИНА ФРАНКЛИНА (К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ)
Куваева О.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Учимся у великих: уроки успеха Бенджамина Франклина (к вопросу о конкурентоспособности современных школьников).

Введение

По мнению современных педагогов и социологов, школа в настоящее время реализует две стратегии: во-первых, это эффективность образовательной деятельности, основанная на прямых результатах учебных достижений, демонстрируемых учащимися (знания, умения, навыки), а во-вторых, формирование и развитие человеческого капитала и конкурентоспособности учащихся, данная стратегия выражается в достижениях учащихся после окончания школы. Основная цель среднего образования – развитие целостной, творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстроменяющейся социально-экономической среде. Современный выпускник должен быть способен стать победителем, лидером в конкурентной борьбе в целях удовлетворения собственных интересов и интересов обществ[8].

Выпускник является субъектом культуры, истории, жизни. Как субъект культуры он должен показать высокий уровень общей культуры, широкую образованность, эрудицию, способность к диалогу и творчеству. Как субъект истории должен проявлять социальные качества – самостоятельность, активность, инициативность и свободу. Как субъект жизни должен уметь грамотно ставить и достигать собственные цели, осмысленно действовать в ситуации выбора, проявлять терпение, продуктивно действовать в образовательных, профессиональных и жизненных областях[3].

С одной стороны есть педагогический модели и стратегии, а с другой стороны есть обыкновенные бесплатные средние школы, расположенные на окраинах городов, где население не отличается высоким уровнем жизни, в этих школах учатся дети из семей с невысоким достатком, зачастую неблагополучных. К сожалению, многие выпускники таких школ отличаются нерешительностью, нешироким кругозором, стесненностью относительно более успешных сверстников. Именно в таких трудных социальных условиях велика роль положительных примеров из жизни великих людей. Ведь для полноценного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.

Одним из таких примеров трудолюбия и жизнеспособности является история жизни и деятельности Бенджамина Франклина.

Актуальность настоящей работы определена тем, что вопрос о роли личности в истории появился давно, но до сих пор интересует как профессиональных историков и философов в их научных изысканиях, так и простых людей в бытовом плане. Говоря о влиянии «великих» личностей на историю, необходимо отметить, что их действия обусловлены стоящими перед обществом проблемами[5].

Новизна проводимого исследования заключается в отсутствии опыта по применению стратегий и техник лидерства в рамках средней школы. Данное направление только набирает обороты в связи с введением новых образовательных стандартов, где основной целью является сформировать разносторонне развитую личность, способную конкурировать в современных социально-экономических условиях.

Объект данного исследования – Бенджамин Франклин, как пример становления великой личности, путем саморазвития и самосовершенствования.

Предмет исследования – план достижения нравственного совершенства описанный Б.Франклином в его «Автобиографии» и возможность его применения в практике самосовершенствования учащихся средней школы.

Мы предполагаем, что методика самосовершенствования Б. Франклина, разработанная им в XVIII веке, будет актуальна в XXI веке и мотивирует современных школьников на личностный моральный, психологический и интеллектуальный рост, что позволит повысить их конкурентоспособность.

Цель данного исследования – показать актуальность и практическую значимость методики самосовершенствования Б.Франклина, разработанной им в XVIII в. в условиях современных тенденций развития образования в РФ.

Задачи:

1. Проанализировать источник «Автобиография», написанный собственноручно Б.Франклином;

2. Выделить наиболее интересные факты из жизни Б.Франклина, как примеры для подражания;

3. Адаптировать методику, приведенную Б.Франклином для применения в среде старшеклассников, свести в единую таблицу;

4. Применить данную методику с целью выявления наиболее проблемных моментов в уровне личного развития учащихся;

5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы о возможности применения данной методики в среде будущих выпускников средней общеобразовательной школы.

В качестве основного источника для написания данной работы нами использовалась «Автобиография» Б.Франклина[I,1]. Данное произведение является одним из наиболее известных текстов мыслителя. «Автобиография» была начата в 1771 году, а опубликована в 1791 году. Первый русский перевод появился уже в 1799 году. Он был сделан А. Тургеневым. Текст интересен тем, что мыслитель описывает этапы своего формирования и становления как личности. Приведем мнение Дейла Карнеги об этой книге: «Если вы хотите получить превосходные советы о том, как обращаться с людьми, управлять самим собой и совершенствовать свои личные качества, прочтите автобиографию Бенджамина Франклина – одну из самых увлекательных историй жизни».

Практическая значимость исследования состоит в обобщении и применении на практике плана достижения нравственного совершенства, разработанного Б.Франклином, для обеспечения всестороннего нравственного, физического и интеллектуального развития современного выпускника средней школы, для повышения его конкурентоспособности в современном мире.

Некоторые факты из биографии Б.Франклина

Бенджамин Франклин – «Первый американец», он был изобретателем, ученым, государственным служащим, дипломатом, философом, музыкантом, бизнесменом, писателем и зажиточным издателем, во многом опередившим свое время.

Портрет Бенджамина Франклина украшает собой стодолларовую купюру государственной резервной системы США с 1928 года.

«Бенджамин Франклин – единственный президент Соединенных Штатов Америки, который им никогда не был», – пошутил однажды один из биографов «отца» – основателя. Это был первый американец, ставший почетным членом Петербургской Академии наук. Он получил это звание в ноябре 1789 г. как физик по рекомендации директора Академии Е.Р. Дашковой.

Своим высоким умственным развитием и общественным положением Бенджамин Франклин был обязан исключительно самому себе, своей честной, правдивой натуре, своему обширному уму и непоколебимой энергии[4].

Семейство Франклинов не всегда жило в достатке, мать и отец не ругались и не спорили по денежным вопросам. Ровное, спокойное отношение друг к другу и к своим детям было непоколебимой нормой отношений в их семье. Б. Франклин был семнадцатым ребенком в семье.

Франклин учился читать и писать в очень раннем возрасте, стал делать это самостоятельно с пяти лет, наблюдая, как старшие братья и сестры готовят уроки[II, 2, С.7].

Франклин писал в своей автобиографии: «Я не помню времени, когда бы я не умел читать». Любовь к чтению на всю жизнь осталось сильнейшим влечением Франклина и самым главным источником познания окружающего мира и преувеличения его знаний. Большие познания в самых различных отраслях науки, приобретенные Франклином, были результатом самообразования и в первую очередь увлечения чтением. «Эти книги, – писал он, – возможно, оказали влияние на мой духовный склад, что отразилось на некоторых важнейших событиях моей жизни»[I, 2, C.170].

Любовь к чтению определила жизненный вектор Бенджамина Франклина. Джозайя Франклин, отец Бенджамина, пришел к выводу, что единственная специальность, которая подойдет сыну-книголюбу, – это печатное дело.

В 1717 году Джемс Франклин – брат Бенджамина вернулся из Великобритании, где изучал типографское дело. Он привез в Бостон …… печатный станок, шрифты и все, что было необходимо для создания типографии. Между братьями Франклинами был подписан трудовой договор, о том, что Бенджамин на девять лет поступал к Джемсу в ученичество.

Джемс Франклин обязывался «с полным старанием обучать своего ученика типографскому делу и предоставлять ему в течение девяти лет пищу, питье, квартиру и все необходимое»[7, С.37-40].

Один из биографов Франклина писал: «Газета не была достаточно большой, чтобы в ней хватило места для двух Франклинов, Джемс, женившийся в феврале 1723 года на Анне Смит, был способным типографом и журналистом, а Бенджамин в свои семнадцать лет был самым умным человеком Бостона и самым лучшим учеником в мире». Столкновения между братьями усиливались. Джемс не мог смириться с мыслью, что младший брат способней и талантливей его во всех отношениях. Закономерным был их разрыв. Б.Франклин вступил на путь самостоятельности. Непоколебимым было стремление Б.Франклина к постоянному самосовершенствованию.

План самосовершенствования

В 1726 году, во время 80-дневного плавания из Лондона в Филадельфию, Бенджамин Франклин разработал план и соответствующий график для достижения морального совершенства. «Я хотел жить, не совершая грехов и проступков; решил побороть все то, на что меня толкала либо врожденная склонность, либо привычка, либо чужие примеры. Зная, или воображая, что знаю, что хорошо, а что дурно, я не видел причин, почему бы мне всегда не следовать первому и не избегать второго». Вскоре Бенджамин Франклин понял, что побороть свои грехи не так просто как казалось. «Я убедился, что задача эта труднее, нежели я предполагал. Пока я всеми силами остерегался одного греха, меня настигал другой; привычка вступала в свои права, чуть ослабевало внимание; склонность порой оказывалась сильнее разума. Наконец я пришел к заключению, что одного умозрительного убеждения, будто в наших интересах быть безупречно добродетельным недостаточно для того, чтобы оградить себя от повторных падений, и прежде чем успокоиться на мысли, что отныне поведение твое будет неизменно правильным, необходимо избавиться от скверных привычек, приобрести благие привычки и утвердиться в них. И для этого я выработал некую методу»[I, 2, C.182].

Потребность Франклина в систематизации добродетелей вылилась в составление следующего списка:

  1. Воздержность – не ешь до отупения, не пей до опьянения. В наше время актуально было бы придерживаться правильного питания и не злоупотреблять вредной пищей – фастфудом, газировкой, ненатуральной пищей.

  2. Молчаливость – говори лишь то, что может послужить на пользу другим или тебе самому. Лишние и бессмысленные разговоры занимают много времени, люди перестают ценить и серьезно относиться к болтунам, в разговоре можно случайно выдать чужую тайну, и, в конце концов, это бесполезная трата своей энергии, которую можно было направить в более важное русло.

3. Любовь к порядку – пусть для каждой твоей вещи будет свое место; пусть для каждого твоего дела будет свое время. Очень часто повторяемая учителями фраза – «Порядок на столе – порядок в голове», это как раз об этом. Приводя в порядок пространство вокруг себя мы наводим порядок и в своих мыслях.

4. Решительность – решай делать то, что должно; а то, что решил, выполняй неуклонно. Залог успеха – четко определенные цели, важно не боятся их ставить, и если уж поставил идти к ним прилагая максимум усилий.

5. Бережливость – позволяй себе только те расходы, что принесут пользу другим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту. Умение экономить деньги и не растрачивать их на пустяки, как никогда актуальное умение в наши дни.

6. Трудолюбие – не теряй времени; всегда будь занят чем-нибудь полезным; отменяй все необязательные дела.

Еще одна добродетель, следуя которой можно добиться больших успехов в жизни. Чем больше мы трудимся, чем больше «микрошагов» делаем на пути к цели, тем проще становиться путь. В этом нам могут помочь ежедневники, органайзеры в смартфонах и просто блокноты для записи важных дел, планировать свое время – это требование современности, захлебнувшейся в изобилии информации.

7. Искренность – не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы; а если говоришь, то пусть такими же будут и слова. В.Гюго говорил: «Ближе всего к великому стоит честность». Оставаясь верным своему слову и делу, ставя правду превыше всего человек становится образцом для подражания и авторитетом для своего окружения.

8. Справедливость – никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг. Для юношеской психологии это крайне важная добродетель, обратимся к мнению психологов: формирование представлений у подростка о справедливости связано с формированием жизненного смысла в данном возрасте. Вместе с чувством справедливости повышается степень осознанности, самоконтроля, специфической активности [6, С.94].

9. Умеренность – избегай крайностей; не держи обиды за причиненное тебе зло, даже если думаешь, что оно того заслуживает. Умение прощать освобождает нас от переживаний и негативных эмоций, оставляя время для личностного роста.

10. Чистоплотность – не допускай ни малейшей грязи, ни на себе, ни в одежде, ни в доме.

11. Спокойствие – не волнуйся из-за пустяков, из-за происшествий мелких либо неизбежных. В наше беспокойное время у многих выработалась привычка тревожиться практически обо всем. Это очень снижает качество жизни, заставляет отклоняться от цели.

12. Целомудрие – не допускай, чтобы похоть приводила к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще. И целостность и мудрость! Это не только телесный но и нравственный аспект, способствующий самоопределению себя как личности, целостности собственного «Я»

13. Кротость – следуй примеру Иисуса и Сократа. Древнегреческий философ Сократ – воплощение идеала мудреца и кристально честного человека, который ставил честность, справедливость и законность превыше личной выгоды. Иисус Христос – идеал нравственности и духовности. Одним из самых парадоксальных и ярких применений его учения о любви к Богу и любви к ближнему является призыв любить врагов своих, что Христос доказал личным примером.

Для контроля над собой Б. Франклин создал «книжечку», в которой отвел по странице для каждой добродетели. Каждую страницу разлиновал красными чернилами на семь столбцов, обозначив их начальными буквами дней недели. А поперек этих столбцов провел тринадцать красных линий, расположив в начале каждой из них первую букву одной из добродетелей. В клетках Б.Франклин отмечал случаи нарушения какой-либо добродетели.

Опыт Б.Франклина помог ему посмотреть на свои минусы со стороны, сконцентрироваться на каждом в отдельности и предпринять конкретные шаги к их исправлению. Сначала Франклин ежедневно заполнял свою книжечку, но в последствии стал проделывать всего один курс в год, затем и в несколько лет, а в конце концов, и вовсе их забросил, будучи занят путешествиями, работой за морем и тысячью всяких дел; но книжечку свою он всегда носил с собой. Сам Франклин писал: «…хотя я так и не достиг совершенства, которого столь честолюбиво домогался, все же благодаря моим усилиям я стал и лучше и счастливее, нежели был бы, если бы не приложил этих усилий…»[I, 2, С.174].

Практическое применение методики Б.Франклина и его результаты

Опыт великих помогает нам сократить путь к совершенству. Добродетели Франклина всегда будут актуальны, для современного школьника полезным было бы иметь у себя такую табличку и периодически проводить самоанализ, особенно важно это для выпускника, которому предстоит столкнуться со сложными социально-экономическими условиями современности. В приложении 1 приведена таблица, адаптированная для практического использования учащимися средней школы.

В целях практического применения данной техники нами проведено исследование, участие в котором приняли учащиеся 10 класса общеобразовательной школы №37 г. Калуги – 13 человек. Будущим выпускникам было предложено понаблюдать, согласно системе Б.Франклина за своими поступками и поведением в течение недели и сделать в случае нарушения той или иной добродетели отметку в предложенной таблице, данное исследование проводилось анонимно. Целью стало выявление наиболее часто нарушаемых добродетелей. Для создания наглядной картины результатов исследования нами была составлена диаграмма (приложение 2).

Исследование показало, что в течение недели учащиеся нарушали все перечисленные добродетели, но с разной частотой. Наиболее проблемным является контроль над собственной речью (32 отметки), что свидетельствует о низком уровне речевой культуры, и может стать поводом для разработки рекомендаций и тренингов по ее повышению.

Следующим по частоте нарушений проявилось – спокойствие (20 отметок), что может отражать особенности подросткового возраста, связанные с повышенной эмоциональностью, это также может корректироваться с помощью широко растиражированных в СМИ техник.

На третьем месте – трудолюбие (12 отметок), вспоминается цитата Д.Хармса «Мне дано все, чтобы жить возвышенной жизнью, а я гибну в лени, разврате и мечтании».

Все остальные добродетели представлены количеством отметок меньше 10.

Такое положение дел заставляет задуматься над вопросом роли саморазвития в достижении высокого уровня конкурентоспособности. Возникает вопрос: «Что сам ученик сделал для того, чтобы стать конкурентоспособным в современном мире и предстать достойным соперником своим сверстникам при поступлении в ВУЗ?».

Заключение

Подводя итог, отметим, что Бенджамин Франклин является тем самым большим примером, суть которого показать, что труд, любовь к чтению и постоянная работа над собой приводят человека к успеху, помогают видеть цели и достигать их.

Цель, поставленная нами в начале исследования достигнута, посредством решения обозначенных задач.

Мы предполагаем, что в сочетании с тренингами личностного роста, например «Взрослые шаги», «Пойми себя», рекомендациями специально подобранной литературы, данная методика поможет систематизировать и наглядно представить школьникам свой нравственный, интеллектуальный и психологический уровень, а также благоприятно отразиться на последующем их развитии.

На наш взгляд данное исследование в перспективе может быть продолжено в рамках внеурочной работы с будущими выпускниками. При этом, применение методики Б.Франклина должно быть более длительным по времени и сочетаться с применением современных техник личностного роста как самостоятельно, так и под руководством педагогов для повышения уровня конкурентоспособности выпускников сельских и малокомплектных школ.

Список источников и литературы:

I Источники:

  1. Франклин В. Избранные произведения. – М.: 1956

  2. Франклин Б. Жизнь Вениамина Франклина. Автобиография / Философский век. Альманах. Вып. 32. Бенджамин Франклин и Россия: к 300-летию со дня рождения. Часть 2 / Отв. Редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. – СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2006.

II Литература:

  1. Абрамов Я.В. Бенджамин Франклин. Его жизнь, общественная и научная деятельность. Биографический очерк [электронный ресурс] / Я.В. Абрамов / Электронная библиотека bookz. Ru // Режим доступа: http://bookz.ru/authors/a-abramov/bendjami_686/1-bendjami_686.html. – Загл. с экрана

  2. Айзексон У. Бенджамин Франклин. Биография. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – С. 7.

  3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Ростов-на-Дону. 1990. – с. 56

  4. Великие американцы: Бенджамин Франклин [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.americansights.ru/legend-man/franklin-ben. – Загл. с экрана

  5. Гущин А.Н. Роль личности в истории [электронный ресурс] /А.Н. Гущин // Режим доступа: http://history-persons.ru/2012/01/bendzhamin-franklin/. – Загл. с экрана

  6. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. - М.: Издательский дом «Академия» 1999г. - 320с.

  7. Иванов Р.Ф. Жизнь замечательных людей. Франклин. – М.: Молодая Гвардия. – 1972. – С.37-40

  8. Михалкина Е.В., Косолапова Н.А., Михалкина Д.А.Человеческий капитал и конкурентоспособность выпускников российской средней школы:потенциал формирования и проблемы измерения / Е.В.Михалкина, Н.А.Косолапова, Д.А.Михалкина / статья Вопросы регулирования экономии, вып.1, том 5/ 2014 // режим доступа: Http://m.cyberleninka.ru. – Загл. с экрана

Приложение 1

день недели

добродетель

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Воздержанность в еде

             

Контроль за собственной речью

             

Любовь к порядку

             

Решительность

             

Бережливость

             

Трудолюбие

             

Искренность

             

Справедливость

             

Умеренность

             

Чистоплотность

             

Спокойствие

             

Целомудренность

             

Кротость

             

Приложение 2