III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕПОСТЕЙ РОМАНСКОГО И ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ
Кузьмина В.И.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Мне нравится предмет история! Также меня заинтересовала тема, которую мы изучали в этом году: «Рыцарский замок». У меня возникла проблема: я захотела узнать больше по этой теме и решила провести исследование на тему: «Сравнительная характеристика соборов романского и готического стилей».

Почему для меня актуальна именно эта тема?

Во-первых, эпоха средневековья всегда привлекала меня.

Во-вторых, романский и готический стили пробудили в моей душе чувство восхищения перед чем-то загадочным, таинственным и грандиозным.

В-третьих, большая часть готических соборов и романских церквей находится под охраной государства как достояние ЮНЕСКО.

Цель работы: провести сравнительный анализ соборов романского и готического стилей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Cоставить характеристику соборов романского стиля.

2. Cоставить характеристику соборов готического стиля.

3. Выполнить сравнительный анализ соборов готического и романского стилей.

Гипотеза исследования: соборы романского и готического стилей имеют не только сходные, но и отличительные черты.

Объект исследования – всеобщая история, эпоха средневековья.

Предмет исследования – соборы романского и готического стилей.

В ходе работы мы использовали такие приемы исследования, как анализ, сравнение, систематизация и обобщение полученной информации.

Для сравнительного анализа соборов романского и готического стилей были выделены следующие критерии: цвета, линии, форма, элементы интерьера и конструкции.

По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Характеристика соборов романского стиля

«Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре» (1, с.14).

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. «Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью» (3, с.4).

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающими неприступную крепость в духе Средневековья. «В интерьере романского стиля прослеживается скорее мощь, нежели изящество» (2, с.11). Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти полное отсутствие декоративных украшений комнат.

Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

«Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров» [7].

Таким образом, в ходе исследования были определены следующие характерные особенности крепостей романского стиля:

  • Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;

  • Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные;

  • Форма: прямоугольная, цилиндрическая;

  • Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

  • Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;

  • Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные;

  • Двери: дощатые, прямоугольные, массивные.

В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строились из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера.

Наиболее известные памятники романского стиля:

- «Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии;

- Либмургский собор в Германии;

- Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии;

- Аббатство Мария Лаах в Германии;

- Церковь св. Якоба в Регенсбурге;

- Романские церкви в Валь-де-Бой;

- Шпейерский собор (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) - большой собор в городе Шпейер в Германии.

- Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии.

- Церковь св. Якоба (нем. die irische Benediktinerklosterkirche St. Jakob und St. Gertrud) - романская базилика в Регенсбурге» [6].

Глава 2. Характеристика крепостей готического стиля

«Готический стиль (от итал. gotico. — готский, от названия германского племени готов) - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы в XIII – XIV веках. Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским» (6, с.37).

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. «Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вымперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль» (3, с.46).

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до XVI века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. «Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля» (2, с.34). Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. «Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль» [6]. Именно к готическим чешским замкам относятся одни из самых знаменитых замков не только в Чехии, но и по всей Европе, бывшие королевские замки Карлштейн и Кршивоклат, расположенные в Средней Чехии, неподалеку от Праги.

Таким образом, особенностями крепостей готического стиля

стали следующие характеристики:

  • Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;

  • Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;

  • Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;

  • Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;

  • Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;

  • Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;

  • Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

Наиболее известные памятники готического стиля:

1. Во Франции:

- «Собор в Шартре, XII—XIV вв.

- Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.

- Собор в Амьене, 1218—1268 гг.

- Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.

- Собор в Бурже, 1194 г.

2. В Германии:

- Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.

- Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг» (№6). .

3. В Англии:

- «Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства

- Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне

- Собор в Солсбери, 1220—1266 гг.

- Собор в Эксетере, 1050 г.

- Собор в Линкольне к. XI в.

- Собор в Глостере XI—XIV вв» (№6).

4. В Чехии:

- «Собор святого Вита (1344—1929 гг.)» (№6).

Глава 3. Сравнительный анализсоборов романского и

готического стилей.

 

Романский стиль

Готический стиль

Преобладающие цвета

Коричневый, зелёный, белый

Жёлтый, красный, синий

Линии

Полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные

Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии

Форма

Прямоугольная, цилиндрическая

Стрельчатые арки, переходящие в столбы

Характерные элементы интерьера

геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру

Залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру

Конструкции

каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом стены

каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций

Таким образом, сравнивая соборы романского и готического стилей, можно сделать следующие выводы:

  • В романском и готическом стилях преобладали совершенно разные цвета: если в романском присутствовали коричневый, зеленый и белый, то в готическом основными цветами были желтый, красный и синий.

  • Для романского стиля были свойственны полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. В противовес этому в готическом стиле линии были стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся.

  • Если для романского стиля были характерны прямоугольная и цилиндрическая формы, то для готического - стрельчатые арки, переходящие в столбы.

  • Характерными элементами интерьера романского стиля были геометрический или растительный рисунок, залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. Напротив, в готическом стиле залы были либо высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

  • Если в романском стиле конструкции были каменные, массивные, толстостенные, а также деревянные, оштукатуренные, с видимым скелетом стены, то в романском - каркасные, ажурные, каменные, вытянутые вверх, стрельчатые арки, подчеркнутый скелет конструкций.

Итак, мы видим почти полное отличие романского и готического стилей. Единственным сходством было наличие подчеркнутого скелета конструкций.

Заключение

Для сравнительного анализа соборов готического и романского стилей были выделены следующие критерии: цвета, линии, форма, элементы интерьера и конструкции.

В ходе исследования были определены следующие характерные особенности соборов романского стиля:

  • Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;

  • Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные;

  • Форма: прямоугольная, цилиндрическая;

  • Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

  • Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;

  • Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные;

  • Двери: дощатые, прямоугольные, массивные.

Особенностями соборов готического стиля стали следующие характеристики:

  • Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;

  • Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;

  • Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;

  • Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;

  • Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;

  • Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;

  • Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Таким образом, сравнивая соборы романского и готического стилей, можно сделать следующие выводы:

  • В романском и готическом стилях преобладали совершенно разные цвета: если в романском присутствовали коричневый, зеленый и белый, то в готическом основными цветами были желтый, красный и синий.

  • Для романского стиля были свойственны полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. В противовес этому в готическом стиле линии были стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся.

  • Если для романского стиля были характерны прямоугольная и цилиндрическая формы, то для готического - стрельчатые арки, переходящие в столбы.

  • Характерными элементами интерьера романского стиля были геометрический или растительный рисунок, залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. Напротив, в готическом стиле залы были либо высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

  • Если в романском стиле конструкции были каменные, массивные, толстостенные, а также деревянные, оштукатуренные, с видимым скелетом стены, то в романском - каркасные, ажурные, каменные, вытянутые вверх, стрельчатые арки, подчеркнутый скелет конструкций.

Цель и задачи работы реализованы полностью. Гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждена частично: соборы романского и готического стилей имеют отличительные черты. Единственным сходством было наличие подчеркнутого скелета конструкций.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры и внеклассных мероприятиях.

Список использованных источников

1. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Хрестоматия по мировой художественной культуре». – М., 1997 г.

2. Княжицкий А.И., Хурумов С.Ю. «Мировая художественная культура». – М., 2008 г.

3. Рапацкая Л.А. «Мировая художественная культура». – М., 2007 г.

4. Готический стиль архитектуры/ revolution.allbest.ru/construction/00021965_0.html

5. Романовский стиль архитектуры/smallbay.ru/architec041.html

6. Стили архитектуры/znanija.com/task/931781

7. Романовский и готический стиль архитектуры/ homy.com.ua/article/romanskij-stil

Приложение №1

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНСКОГО СТИЛЯ 6

ГЛАВА 2 10

^ ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ 10

ГЛАВА 3 18

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ – ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ 18

Приложение 24

Я решила поподробнее познакомиться с этой темой на примерах соборов, построенных в данных стилях и радующих глаз человека по настоящее время.

^ Объект исследования – всеобщая история, эпоха средневековья.

Предмет исследования – средневековое европейское искусство, шедевры романской и готической архитектуры.

Цель – систематизировать, обобщить и расширить знания о романском и готическом художественных стилях в их сравнительной характеристике, исследовать наиболее известные и значительные романские и готические соборы.

Задачи:

поиск, отбор, систематизация материала по избранной тематике;

охарактеризовать особенности романской и готической архитектуры;

познакомится с наиболее выдающимися романскими и готическими соборами Франции, Германии, Англии, Италии;

выяснить влияние романского стиля на готический стиль;

определить место и роль этих стилей в истории;

изучить художественные произведения поэтов и писателей (легенды, сказания), посвящённые данной тематике;

создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.

^ Методы исследования: описание, сравнение, комплексный анализ источников, систематизация и обобщение полученной информации.

Гипотеза: готический стиль возник путем эволюции романской архитектуры и означал переход ее на новую, более высокую стадию развития.

Романский стиль господствовал в Западной Европе в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Девиз романского стиля, "Мой дом - моя крепость", в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.

Становлению романской архитектуры способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.

Готический стиль – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII в. и 15—16 вв.). Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.

Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Готический собор представляет несомненный интерес. Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, собор святого Вите и другие восхищают величием и красотой и по праву считаются подлинными жемчужинами готической архитектуры.

Практическая значимость заключается в том, что материалы проекта могут использоваться на уроках МХК, внеклассных мероприятиях.

ГЛАВА 1

^ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНСКОГО СТИЛЯ

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Сохранившиеся от того времени церковные, главным образом монастырские, постройки – базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.

Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр - Дам дю Пор в Клермоне). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. [3, с. 68]

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок - подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 - 1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами базилика).

Типично романским архитектурным сооружением принято находить выделяющиеся правильные геометрические формы, острые и заметные углы, скромное внешнее оформление, само здание органично сочетается с остальной застройкой, стены величественны и массивны, окна небольшие, большие углубленные порталы. Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод.

Наиболее часто встречающейся постройкой того времени являются храм-крепости. Доминирующим архитектурным моментом того времени становится башня, - донжон. Вокруг неё, подобно центру, остальные постройки, которые также исполнены в правильных геометрических формах: цилиндр, призма и т.д.

Наиболее известные памятники романского стиля:

Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии;

Либмургский собор в Германии;

Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии;

Аббатство Мария Лаах в Германии;

Церковь св. Якоба в Регенсбурге;

Романские церкви в Валь-де-Бой.

Шпейерский собор (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) - большой собор в городе Шпейер в Германии. Самая большая сохранившаяся церковь в романском стиле, с 1981 года - объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Построен в 1030-1061 годах императорами Священной Римской империи. Строение было начато кайзером Конрадом II, затем продолжено его сыном Генрихом III и закончено внуком Генрихом IV, при котором состоялось освящение собора. В то время в Шпейере жило около 500 человек, и Шпейерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности, политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера.

^ Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии. Пизанская башня - часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу.

^ Церковь св. Якоба (нем. die irische Benediktinerklosterkirche St. Jakob und St. Gertrud) - романская базилика в Регенсбурге. Первоначально церковь принадлежала ирландскому бенедиктинскому аббатству, основанному в 1070 году, ее постройку относят к 1175-1180 годам.

Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке, и трансептом на западе. Галерея, в которой установлен орган, проходит над всеми тремя нефами в трансепте.

Центральный неф отделен от боковых цилиндрическими столбами каменной кладки (не монолитные колонны), их капитали - прекрасные образцы высокой романской скульптуры, изображающие мужчин, львов, орлов и крокодилов, и могут иметь аллегорическое значение. Углы оснований столбов украшены головами менее благородных животных, включая свиньи, собак, ослов, и стервятников.

Под аркой центральной апсиды стоят три деревянных скульптуры конца двенадцатого столетия, которые вместе формируют сцену распятия на кресте.

^ ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). [3, с. 76]

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.

В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть – ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.

Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например, мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика – 30 - 40 см. [4, с. 68]

Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно - распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.

Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.

До начала XIV века преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.

Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.

Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII века. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это трeх-пятинефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. Двух-башенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах – стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—1144). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248) с многочисленными витражами. С середины XIII века величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221 — 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце XIII — начале XIV в. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С XIV века большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней («пламенеющей») готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV—XV вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

В Германии расцвет готики относится к середине XIII века (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 1283); на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец XIV—начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).

В Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. По формам декора различают стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике (собор в Эксетере, между 1275—1375)) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515). С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву, вышивки. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части — 1180—1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе), Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430).

В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325—1607). Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426 — 1451). В XVI веке готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке.

В Италии в XIII в.—XIV в. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции). Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве — ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра.

Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов. В Венгрии готика распространилась в конце XIII — XV вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к XIV—XV вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии). Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В Польше готика развивалась в XIII—XV вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве ( Ягеллонский университет в Кракове). На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в XIII — XIV вв. (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, XIII — XVI вв.). В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик Таллина определился в XIV — XV вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте). К XIV — XV вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV — XVI вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе.

Наиболее известные памятники готического стиля.

Франция

Собор в Шартре, XII—XIV вв.

Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.

Собор в Амьене, 1218—1268 гг.

Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.

Собор в Бурже, 1194 г.

Германия

Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.

Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.

Англия

Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства

Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне

Собор в Солсбери 1220—1266 гг.

Собор в Эксетере 1050 г.

Собор в Линкольне к. XI в.

Собор в Глостере XI—XIV вв.

Чехия

Готическая архитектура Праги

Собор святого Вита (1344—1929 гг.)

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.

^ ГЛАВА 3

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ – ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.

^ Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.

Форма: прямоугольная, цилиндрическая.

Характерные элементы интерьера : полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.

Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.

Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.

Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.

^ ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий.

Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов.

Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.

^ Характерные элементы интерьера : веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен в отделке квартир; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.

^ Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.

Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.

Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.

Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.

В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:

пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»);

вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»);

насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).

Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:

благородство форм нового здания;

значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма;

тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления;

своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями;

«свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»;

большую высота нового здания — как раз на высоту окон.

Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.

Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно, и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.

Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Собор Парижской Богоматери – расположен в центре французской столицы, на острове Сите. Notre Dame de Paris – расположен на том месте, где ранее находилась базилика Святого Стефана. В соборе причудливо сплелись различные архитектурные стили и образы: романский стиль (с его массивностью), готический (придающий зданию пространство и простоту).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития.

И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.

Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления.

Мнения о готическом стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.

Используемая литература

Воротников А.А. Литература и искусство. – Мн.: ТОО «Харвест», 1996.

Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Хрестоматия по мировой художественной культуре. – М.: Издательский и книготорговый центр А3, 1997.

Княжицкий А.И., Хурумов С.Ю. Мировая художественная культура. – М.: Интеллект-Центр, 2008.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

Архитектура романского стиля. Романское искусство.

http://smallbay.ru/architec041.html

Готический стиль архитектуры. http://revolution.allbest.ru/construction/00021965_0.html

Приложение

Романский стиль

Готический стиль

Приложение №1

Романский стиль

Аббатство Мария Лаах в Германии

Приложение №2

Кайзерский собор в Вормсе, Германия

Приложение №

Готический стиль

Собор Парижской Богоматери

Приложение №4

Шпейерский собор

Приложение №5

Витражи Кёльнского собора, Германия

Приложение №6

Собор Святого Вита, Прага

52