III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ?!
Долгополова П.К.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

70 лет отделяет нас от Великой Победы нашего народа над фашизмом. В прошлом году мы всей страной отметили эту дату. Беспримерный подвиг совершили наши прадеды во время Великой Отечественной войны. 27 млн погибших - такова цена Великой Победы. 9 мая я вместе с бабушкой ходила на парад и видела, какое огромное количество людей приняло в нем участие. Многие шли с портретами своих родственников. Мы тоже несли портрет моего прадедушки, который в 17 лет был призван в армию и вскоре отправлен на фронт. Иван Васильевич прошел с боями, освобождая от фашизма Венгрию, Румынию, Польшу, и закончил войну в Кенигсберге. Вот тогда меня и заинтересовало, а участвовали ли дети в Великой Отечественной войне. Как они приближали победу?

Я считаю всех, кто принимал участие в освобождении своей Родины от фашистских захватчиков, патриотами и героями. И мы не должны забывать, что они воевали за то, чтобы мы жили под мирным небом. Это наш долг и каждый из нас испытывает к ним чувство благодарности.

Но недавно я прочла заметку о том, что один учащийся грелся возле вечного огня, зажженного у нас в Кировском районе. Меня поразил этот поступок. Как можно у святого места так себя вести. Вечный огонь- память в честь защищавших нашу страну людей. И эту память мы не должные предавать забвению.

Поэтому актуальность содержания работы обусловлена проблеме отношения к памяти о Великой Отечественной войне.

Цель исследования:

  • узнать, совершали ли во время Великой Отечественной войны подвиги дети;

  • трудно ли совершить подвиг в наши дни?

  • что необходимо, чтобы совершить подвиг?

  • определить, есть ли среди нас люди, готовые совершить героический поступок.

Задачи:

  • Изучать и бережно хранить историю Великой России;

  • Знать и не предавать забвению Подвиг людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

  • Провести социологический опрос на тему.

Методы исследования:

  • Проведение социологического опроса учащихся класса по формализованной анкете, аналитическая обработка статистических данных;

В качестве гипотезы можно предположить, что В жизни всегда есть место подвигам и учащиеся четвертых классов нашей школы готовы к совершению их во имя Родины.

Глава 1. Соловецкая школа юнг

История Соловецкой школы юнг ВМФ, созданной по приказу Народного комиссара ВМФ СССР Николая Герасимовича Кузнецова 25 мая 1942 года – одно из ярчайших свидетельств единения поколений в годы тяжелых испытаний для страны. Она была создана на базе учебного отряда Северного флота, расположенного на Соловецких островах в Белом море.

В приказе говорилось: «Школу укомплектовать юношами, комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование 6-7 классов, исключительно добровольцами. Преимущество при отборе отдавать воспитанникам детских домов».

По зову сердца, овеянные морской романтикой, сотни мальчишек из Архангельска, Москвы, Перми, Кирова, Свердловска, Горького, Уфы, Казани, Куйбышева и других городов, стремились попасть в школу юнг ВМФ, чтобы получить морскую специальность, прийти на боевые корабли военно-морского флота страны и бить врага.

За 11 месяцев воспитанники школы должны были освоить свою специальность, общевойсковую подготовку, военно-морское дело и общеобразовательные предметы.

 

Прежде чем сесть за парты, им пришлось пройти неожиданные испытания. Они валили лес, корчевали пни, долбили гранитные плиты - строили себе жилье, столовую, учебные классы, рыли окопы, укрытия. А над головами гудели фашистские самолеты. Немцы бомбили Архангельск и Соловки. Юные моряки занимались прочесыванием лесов, обезвреживанием вражеских лазутчиков и диверсантов, тушением пожаров. Одновременно упорно овладевали военными и морскими знаниями». Ребята давали клятву: «Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах самых мужественных и смелых, самых храбрых советских моряков».

 

В сентябре 1943 г. состоялся первый выпуск соловецких юнг. Начальник школы Николай Юрьевич Аврамов зачитал приказ адмирала

Н. Г. Кузнецова о направлении их на флоты и флотилии.

Каждому выпускнику вручалось свидетельство об окончании Соловецкой школы юнг.

 

И были среди нас сигнальщики, минёры,

Радисты, рулевые, боцмана.

В тельняшках шли мы в дальние просторы

И рвались в бой, чтоб кончилась война.

Воспитанники школы воевали на боевых кораблях, наравне со взрослыми несли тяжелую и суровую флотскую службу. За годы войны школа дала три выпуска юнг. Почти половина выпускников не вернулась домой.

В годы войны высокими правительственными наградами были отмечены около 36 тысяч юных патриотов, в том числе все юнги Прикамья военных лет.

«Школа юнг в свое время впитала самую активную молодежь, из которой потом вышло много отличных командиров, она принесла большую пользу для нашего Военно-Морского Флота»

Н.Г. Кузнецов,народный комиссар ВМФ СССР с 1939-1946 гг.

Откуда черпали свое мужество и героизм эти мальчишки? Всей России известны имена юнг: Саши Ковалева, Г. Таращука, У. Идрисова, И. Зорина, И. Петрухина, А. Болдырева и других, совершивших военные подвиги во имя Родины. После войны юнги продолжали службу. Они очищали воды Финского, Выборгского и Рижского заливов от оставшихся немецких бомб.

Глава 2 Подвиг юного моряка Саши Ковалева
 

Свой геройский подвиг Александр Ковалёв-Рабинович совершил 8 мая 1944 года, когда два торпедных катера дерзко атаковали целую группу кораблей противника у их берега. Наши корабли

ТК-217 и ТК-209 под командой старших лейтенантов Желвакова и Кисова на большой скорости приблизились к вражеским кораблям и торпедировали два головных сторожевика противника. На наши корабли обрушился шквал огня с кораблей противника. Теперь, развернувшись, надо было уходить.

Но вражеские снаряды повредили ТК-217, он потерял ход и стал тонуть. ТК-209 развернулся и, прикрыв друга дымовой завесой, Кисов под огнём противника снял его экипаж. Желваков, покидая корабль, поджёг бикфордов шнур, взорвав корабль, чтобы не достался врагу.

ТК-209 оторвался от погони, имея преимущество в скорости. Но три самолёта "фокке-вульф2" атаковали катер. Кисов, умело маневрируя, увернулся от попадания бомб. Но самолёты открыли артиллерийский и пулемётный огонь. Взрывами в моторном отсеке был ранен командир отделения мотористов Старшинов, тяжело ранен старшина. Саша Ковалёв был контужен. Придя в себя, увидел: правый мотор бездействует, левый повреждён, а у среднего мотора из пробоины в радиаторе хлещет кипяток. Катер терял ход. Нарушение охлаждения мотора грозило его взрывом. Схватив стёганый ватник, Саша прижал его к пробоине радиатора и навалился грудью, останавливая течь. Кипяток обжигал его, но он продолжал прижиматься к радиатору, пока не подоспела помощь со стороны мотористов спасённого экипажа ТК-217. Подоспевшие советские истребители отогнали "фоккеров". Мотор продолжал жить, катер не потерял ход и благополучно дошёл до базы.

Таким образом, благодаря подвигу Саши были спасены экипажи двух торпедных катеров. По прибытии на базу он, в числе других моряков, проявивших героизм, был представлен к правительственной награде.

Но смерть всё-таки настигла героя на следующий день, когда ТА-209 в числе нескольких других катеров были отправлены на ремонт на главную базу. Воспламенилась фосфорная головка застрявшего в переборках немецкого снаряда замедленного действия, и взорвались бензобаки. На корабле начался пожар. Оставшиеся в живых моряки были спасены, но Саша оказался в числе погибших.

Подвиг героя помнят!

В далеком Заполярье на вершине одной из гранитных сопок возвышается обелиск, на котором высечены слова: "Вечная слава героям-катерникам, павшим в боях за Советскую Родину в Отечественную войну 1941-1945 г.г." Рядом – мраморная плита с портретом юного моряка и надписью: "Юнга Саша Ковалёв погиб в море при выполнении боевой задачи 9 мая 1944 года".

В Баренцевом море есть квадрат, носящий имя Саши.

В заполярном Североморске именем героя названа улица.

 

Памятник Саше Ковалеву в Североморске

Глава 3 Юнги Прикамья.
 

В июле 1942 года от станции Пермь-2 отошел военный эшелон, в составе которого были 2 теплушки с сотней бритоголовых мальчишек.. из Перми, Очера, Добрянки, Учиться юнгам было нелегко.

Юнга первого набора Александр Сергеевич Ходырев, житель Перми, вспоминает: «На плечи подростков выпали далеко не ребячьи испытания. В условиях Севера, живя в палатках, умываясь снегом, питаясь под открытым небом, ребята строили кубрики, столовую, клуб, рыли для землянок котлованы».

Боевые судьбы юнг военной поры легли в основу книги бывшего юнги А. П. Леонтьева «Юнги с Урала». «Теплушки подцепили к одному из проходящих через Пермь-II эшелонов, и паровоз, набирая скорость, потянул в сторону запада…» Среди пассажиров Миша Лагунов. Боевые заслуги в годы войны юнги-ветерана отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией».

Среди первых, кто прошел школу юнг, был Алексей Леонтьев, написавший к 35-летию Великой Победы книгу «Юнги Прикамья».

В 1974 году был создан Пермский Совет Ветеранов юнг военно-морского флота, объединяющий в то время около 500 человек, - бывших юнг ВМФ Прикамья. К 60-летию Великой Победы Советского народа в годы Вов (1941-45) в Перми, в сквере Уральских добровольцев в 2000 году установлена мемориальная доска – Соловецким юнгам ВМФ Прикамья

В Перми в 1985году в день 40-летия Победы советского народа над гитлеровской Германией появилась улица имени Юнг Прикамья.

К 310-тилетию Российского флота, в 2006 году в поселке «Судозавод» на улице Юнг Прикамья возле школы №19 в честь подвигов юных моряков воздвигнут памятник.

Помнят пермских юнг и там, где они воевали. Владимир Евгеньев, живущий в Ленинграде, сообщает: "На берегах Невы свято чтится имя пермского юнги Володи Дьякова. В школе №15 на Васильевском острове создан музей катерников, в котором установлена мемориальная доска с именами погибших моряков, воевавших в годы войны на катерах. Есть на этой мраморной плите и имя в юном возрасте сложившего за отечество юнги-пермяка Володи Дьякова".

В Добрянке есть улицаимени Соловецких юнг, в Кунгуре - Юнг флота, в Очере - Юнг ВМФ, в Добрянке - стела "Соловецким юнгам", в Очере - обелиск "Памяти юнг-очерцев".

Глава 4 Результаты исследования.

Познакомившись с материалом о юнгах, я разработала анкету для проведения социологического опроса, а затем провела аналитическую обработку полученных данных. В социологическом опросе приняло 67 человек, учащихся пятых классов нашей школы.

Результаты анкетирования отражены в диаграммах.

  1. Трудно ли совершить подвиг?

Ответили: Да - 27 человек, нет - 42 человека.

  1. Что необходимо, чтобы совершить подвиг?

Учащиеся ответили, что нужны условия, здоровье, любовь к людям, любовь к Родине и желание, но больше всего ребят считают - сила воли.

  1. Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?

1 – да (7), 2 – нет (18), 3 – иногда (35), 4 – почти всегда (9)

  1. Подвиг – это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

1 - вспышка отваги (34),

2 – случайность (10),

3 – результат всей жизни (23)

Интересные парадоксальные цифры получились в 2 последних вопросах.

  1. Много ли людей, готовых совершить подвиг?

  2. Готов ли ты к совершению героического поступка?

1 - Синий да (18), нет (49)

2- Красный да (48), нет (19)

Заключение

Ветераны-юнги, обращаясь к молодежи, выражают свое самое сокровенное желание - чтобы молодое поколение было так предано Родине, как мальчишки-юнги 1941-1945гг.

 

Социологический опрос, проведенный мною, показал, что и в наше время есть ребята, которые готовы совершить героические поступки. Мне верится, что если выпадут трудные дни, мы так же, как они, сможем встать на защиту своей Родины. Мы помним и гордимся именами своих прадедов, героев Великой Отечественной войны.

Соловецкие юнги, наши мальчики юные,

Ваши плечи, по - детски худые и узкие,

Заслонили просторы родной нам России.

Будьте вечно героями! Будьте вечно живыми!

Я уверена, что многие ребята из нашей школы сделают в трудную минуту правильный выбор. В жизни всегда есть место подвигу. И неважно, война это или мирное время. Есть много профессий, связанных со спасением людей. Главное - быть готовым. Герои умирают, если нужно, и потому живут они в веках! Я призываю всех ребят никогда не осквернять память погибших и помнить, что наше мирное небо завоевано дорогой ценой.

Использованная литература
  1. Альманах «Соловецкое море». № 5. 2006г.

  2. Леонтьев А. «Юнги с Урала». Пермь. 1980г.

  3. Лукаш, Н. П. Тематический вечер «Юнги Великой Отечественной войны» / Н. П. Лукаш // Классный руководитель. - 2010. - N 1. - С. 51-54. Образование.

  4. Мехнина Г.М. «Школа юнг Военно-Морского Флота в годы ВОв (1942–1945 гг.)» // «Соловецкая школа юнг Военно-морского Флота (1942–1945)». Архангельск, 2002г.

Приложение №1

Памятные места в Пермском крае и России

Памятник соловецким юнгам в Добрянке

Памятник выпускникам школы юнг, Соловки

(установлен в 1972году)

Юнгам - саратовцам посвящается.

Санкт – Петербург, Василеостровский район пл. Балтийских Юнг,

Памятникюнгам Балтики.

Архангельск. Памятник Соловецким юнгам

Москва. Памятник Соловецким юнгам

Холмск. Сахалин.

Памятник юнгам "огненных рейсов"

Соловецкие юнги, наши мальчики русские, Ваши плечи, по-детски худые и узкие, Заслонили просторы родной вам России. Будьте вечно героями! Будьте вечно живыми! Л. Вахрамеев

Приложение №2

Обращение к молодежи ветеранов юнг ВМФ

«За прошедшие годы у нас, выпускников Соловецкой школы юнг, сложились традиции, которые мы хотим передать вам, молодому поколению. Мы искренне хотим видеть вас патриотами нашей Родины, защитниками вашей России.

Мы призываем молодое поколение:

Изучать и бережно хранить историю Великой России;

Знать и не предавать забвению Подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

Сохранять традиции памяти и поисковое движение молодежи – походы по местам героических традиций старших поколений.

Мы обращаемся к правительству Пермского края, администрации города Перми, к средствам массовой информации, молодежным патриотическим объединениям, органам образования и комитетам по делам молодежи с просьбой опубликовать наше обращение и содействовать патриотическому воспитанию молодежи. В том числе, через изучение такой героической страницы истории, как история юнг военно-морского флота.Без исторического прошлого не может быть достойного настоящего и перспективного будущего. Мы хотим, чтобы вы сохранили священную память о подвигах ваших дедов и прадедов.Пусть главным ориентиром в вашей жизни будут понятия «Честь», «Достоинство», «Братство» и безграничная любовь к своей Родине.

По поручению Пермского Совета ветеранов юнг ВМФ:

Председатель ПСВЮ ВМФ

В.Ф. Филимонов

24.04.2007г.