III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ: ОТ СЛАВЯН ДО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Мокрецов И.Н.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Глава I. Введение.

Всякое государство имеет свою историю. А история Русского государства складывалась из побед и поражений русского народа. Могучее многотысячное войско или совсем небольшой отряд - как много порой зависело от них на войне... Как часто уклад жизни воинов, их обычаи и выбор оружия, их боевой дух и приёмы боя приносили нам такую нужную Победу.

История славянского народа начиналась на берегах Днепра и Азовского моря, а также Причерноморья, где жили племена антов – предков современных славянских народов. Только само название племени «славяне» стало известно лишь в середине I века. Вот что писал о них византийский историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни является делом общим». Другой византийский автор в своём сочинении «Стратегикон» сообщал: «…племена антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».[8]

Из других сочинений византийских историков мы узнаём, что славяне очень храбры и искусны в военном деле. Живут они независимыми племенами, во главе которых стоят вожди. Время было беспокойное, и войны случались не только между разными племенами, но и между соседними общинами. Постепенно славянские племена объединились между собой в племенные союзы. При необходимости на народном вече выбирался общий предводитель – вождь. [7] (Прил. 1 рис.2)

А в IX в. начинает складываться Древнерусское государство, которое по своему характеру было военное государство, возглавляемое князем, орудием которого являлась военная дружина. Войны древнерусского государства в этот период занимают важное место в истории военного искусства.

Основным источником изучения древнерусского вооружения служат археологические данные, полученные во время раскопок поселений, погребений, письменные источники, а также изображения на иконах, фресках, книжных миниатюрах. (Прил. 1 рис.1) Но если мы познакомимся с иллюстрациями детских книг, посвящённых истории Руси, то очень часто мы увидим изображения, не копирующие историческое вооружение героев, а рождённые фантазией художников. Это неправильно. Исторически верное изображение вооружения позволяет определить принадлежность к тому или иному народу, влияние географических и культурных факторов. Не случайно директор Императорской Публичной библиотеки и президент Академии художеств А. Н. Оленин считал главной задачей нашей культуры не только сохранение достижений наших предков, но и достоверности передачи её первоначального вида. «…во всей их точности и с сохранением их характера или вида, как бы он ни был странен или неисправно изображён". Поэтому мы должны из достоверных источников знакомиться с историческими описаниями интересующей нас темы. В этом заключается актуальность данной работы.

Поэтому целью данной работы стало изучение Военного искусства на Руси: от славян до Московского государства и нахождение тому подтверждение на основе документальных и художественных исторических источниках.

Предметом изучения данной работы является военное искусство Русского государства,

а объектом исследования - развитие военного искусства на протяжении исторического периода от времени возникновения славянских племён, до времени становления Московского государства.

Вышеназванная цель реализуется посредством поэтапного решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач. К ним относятся:

- Изучить организацию войска;

- Изучить вооружение русского война;

- Проанализировать воинское обучение и воспитание;

- Проанализировать исторические памятники о военном искусстве;

- Попытаться самому изготовить простейшие модели оружия интересующего нас периода.

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.

Новизна работы: мы попытались изготовить простейшие модели славянского оружия.

Глава II. Развитие русского военного искусства

2. 1. Организация войска

Русские земли на протяжении продолжительного времени подвергались нападению врагов. Поэтому славянам всегда приходилось быть в боевой готовности. Археологические раскопки раскрывают перед нами яркую картину суровой и тревожной жизни того времени. Почти все мужские погребения того периода содержат оружие. Это значит, что все мужское население, от мала до велика, было воинами.

В военных условиях для ранних славян было обычным и даже предпочтительным не сражение в открытом поле, а неожиданное нападение из засады или в неудобной для противника местности.

Подтверждение: изучая ранние источники описывающие организацию войска славян, как например, в «Стратегии Маврикии», мы видим следующее описание: «Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много (разнообразных) способов…», и далее: «…они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах.… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться». [4]

Верховной властью в период 9 - 15 веков обладал князь, вокруг которого постоянно находились его сподвижники, составляющих его дружину, которые были очень ему преданы. Слово «дружина» образовано от слова «друг», первоначальное значение которого – спутник, товарищ по войне. (Прил. 1 Рис. 3)

Подтверждение: в записках арабского историка Ибн Фадлана, побывавшего в 921-922 году в землях волжских булгар можно найти интересные упоминания о встречах с племенами славян: « … что вместе с ним в его замке (дворце) находятся четыреста мужей из (числа) богатырей, его сподвижников, и (находящиеся) у него надёжные люди из их (числа) умирают при его смерти и бывают, убиты (сражаясь) за него». [7]

Славянскую княжескую дружину можно было разделить на три группы:

Старшая дружина – опытные воины, зачастую служившие ещё отцу князя.

Средняя дружина – гриди, или княжьи мужи. Это были опытные воины, многие из которых росли, воспитывались и обучались военному делу вместе с князем. Они составляли основную силу княжьей дружины.

Младшая дружина – молодые воины, жившие при дворе князя и обслуживающие его. Князь обеспечивает их оружием, одеждой и пищей. К младшей дружине относились также «гриди» - телохранители князя, имевшие более, высокий социальный статус. Позднее в летописях они называются «детские», по-видимому, это несовершеннолетние сыновья старших дружинников.

Княжеская дружина составляла ядро вооружённых сил, но во время опасности князья созывали народное ополчение, в состав которого входили «вои», способные носить оружие мужи. В период средневековья на Руси ношение оружия было символом личной свободы.

Русские воины были на редкость отважны и, не задумываясь, отдавали свою жизнь во имя защиты своего князя и народа. [8]

Подтверждение: вот что пишет об этом византийский историк Лев Диакон Калойский: «Сей народ отважен до безумия, храбр и селён. Побеждённые никогда живыми не сдаются неприятелям, но вонзая во чрево мечи, себя убивая…»[9](Прил. 1 Рис. 4)

Помимо дружины в распоряжении киевского князя вплоть до второй четверти XI в. находились отряды скандинавов, которые служили по контракту (найму). Периодически, на время похода, в рассматриваемый период привлекались отряды кочевников — венгров, печенегов и тюрков. Для дальних походов строились ладьи, которые поднимали до 40 человек каждая. На ладьях рать плыла по крупным рекам и по морю. (Прил. 1 Рис. 15)

Подтверждение: «Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев.… И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000» - из «Повести временных лет» начало XII века. [1]

В XI в. происходят некоторые изменения в организации войска. Появляется деление войска— полк, всегда состоящий из однородных по составу сил — ополчение или целиком войско одного княжества, или союзники (наёмники).

Стяг (боевое знамя) служил главным средством управления в бою. (Прил.1 Рис. 5)

«Поставить стяг» на поле боя это обозначало сбор, построение боевого порядка. С древнейших времён в войске присутствовали музыкальные инструменты — рога и трубы, а также бубны, служившие для воодушевления воинов, шедших в бой, и подачи звуковых сигналов.

2.2 Вооружение

Защитная одежда

В описаниях византийского историка Х века Льва Диакона, которые он вёл на основе устных показаний очевидцев, описывая воинов князя Святослава, сообщает, что воины-русы одеты в кольчуги и шлемы, вооружены мечами, боевыми топорами и длинными копьями. Использование данного вида защитной одежды полностью подтверждается многочисленными находками такого вида вооружения, датируемого Х-ХI веками. [9]

Первоначальной защитной одеждой можно считать кожаные безрукавки с передним разрезом у горловины. В дальнейшем их усовершенствовали, нашивая на плечи, грудь и лопатки куски толстой дублёной кожи, позже на груди и спине крепили пластины от копыт лошадей. Следующим этапом стало крепление и пришивание металлических пластин и полосок. Такое облачение получило название куяк.

Подтверждение: «... Он сам на коне — как ясен сокол; крепки доспехи на могучих плечах: куяк и панцирь чиста серебра, а кольчуга на нем красна золота», так говорится в древнерусском памятнике устного народного творчества «Былина о Михаиле Казаринове». [3]

Начиная с VIII веков, в качестве защитного вооружения воинов стала использоваться кольчуга – рубашка с коротким рукавом (25 см.) и длиною до середины бёдер, сплетённая из железных колец, позволяющий предохранить грудь, спину и живот от рубящего и колющего оружия. В Древней Руси она называется «броня кольчатая». Такая броня была сложна в изготовлении и очень ценилась за пределами государства, как и многое защитное вооружение, изготавливаемое славянскими мастерами. (Прил. 1 Рис.6)

Подтверждение: «Да пожаловал князь великий, прислал третьего году пансырь; и яз

ходил нанедругов, да пансырь утерял; и он бы пожаловал пансырь прислал», — писал в Москву в 1491году крымский хан Менгли-Гирей, чья просьба — лучшее подтверждение высокого мастерства русских бронников. [2]

Вес ранних кольчуг достигал 12-16 килограмм. Позже, с применением улучшенных технологий вес её уменьшился до 6-10 килограмм. Трудоёмкость и продолжительный срок изготовления кольчуги определяли её ценность и стоимость. Такую кольчугу мог позволить себе лишь княжеский дружинник. (Прил. 1 Рис.7)

Также существовал более дешёвый вид защитного доспеха – пластинчатая, чешуйчатая или дощатая бронь, так называемый «ламеллярный доспех». Он состоял из прямоугольных металлических пластин, которые связывались между собой при помощи кожаных ремешков, надвинутых друг на друга. В таком доспехе воин был более подвижен. Чешуйчатые доспехи

делали короткими, что было очень удобно для всадников. [8]

Примеры изображения такого вида доспехов можно увидеть на каменной плите XII в. из Киева, изображающей Святого воина, на фресках XII в. со святыми-воинами из Сиасо-Мирожского монастыря в Пскове, а также изображение Архангела Михаила на резной каменной иконке XII в. из собрания Государственной Третьяковской галереи (Москва)., на новгородском змеевике, первой половины ХII века, изображающего Святого воина. (Прил. 1 Рис. 8, 9, 10, 11)

С XIII в. появляется ещё одна разновидность кольчуги, изготовленной из сплюснутых широких колец, – байдана, которая защищала от сабельных ударов, но не спасала от копий и стрел, поэтому надевалась поверх простой или мелкокольчатой брони.

Постоянно находясь в состоянии войны с кочевниками, примерно с ХIV – ХV веков русичи перенимают у кочевых народов Востока новые виды вооружения и защитного облачения: колонтарь, юшман и бахтерец.

Подтверждение: пример такого защитного вооружения мы можем увидеть на миниатюре Лицевого летописного свода, середины XVI века, изображающей Ледовое побоище. (Прил. 1 Рис. 12)

Появившееся в конце XIV в. огнестрельное оружие регулярно стало применяться лишь к XVII в. К этому времени все виды старинных доспехов перестают использоваться в русских войсках. Так заканчивается длинный кольчужный век на Руси. [8]

Боевые защитные наголовья – шлемы – на Руси назывались шеломами или шапками железными. Ранние шлемы были простые, без дополнительной защиты для лица.

Их склёпывали из нескольких частей и стягивали снизу обручем, который мог быть украшен орнаментом. К нижнему краю для защиты лица, шеи и плеч крепилась кольчужная сетка – «бармица». Позднее появились для защиты от прямого удара по лицу специальные «наносники». Шлемы часто украшали бронзовыми накладками в виде зверей и птиц, растительного орнамента. [8] (Прил. 1 Рис. 13)

Подтверждение: различные виды наголовьев мы можем увидеть на миниатюра - из Симоно-Хлудовской Псалтири, 2я половина 13 века. (Прил. 1 Рис. 14)

Ножная и ручная защита

Для защиты кистей рук использовали специальные рукавицы. Их делали из кожи и покрывали с наружной стороны кольчатой сетью или металлическими бляхами. Для защиты рук и ног использовали кольчатые чулки, поножи и наколенники.

Оружие

Хорошее оружие всегда ценилось на Руси. Из-за его дороговизны простейшие модели небогатые воины могли изготавливать самостоятельно, или же захватить в бою у соперника. К своему оружию воины относились как к живому существу. Берегли его, заботились о нём, верили, что оно имеет свой характер. Воин, получавший оружие, обращался к нему по имени. Мечом клялись, относились к нему как к оберегу. Мечом могли совершать божий суд. Для этого его клали перед изваянием Перуна и заклинали именем грозного Бога: «Не дай совершиться неправде». [2]

Воинский щит

В период докиевской Руси, что подтверждается письменными свидетельствами и археологическими раскопками, славянские воины VI – VII веков не применяли боевого прикрытия. В качестве защитного вооружения использовался лишь щит. Известны лишь единичные случаи нахождения воинских доспехов в захоронениях, относящихся к этому периоду.

Подтверждение: вот что пишет об этом византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идёт на врагов пешими, со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают». [4]

А в византийском военном трактате второй половины VI века «Стратегикон Маврикия» мы видим следующие описания славянских воинов:

«Каждый мужчина вооружён двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом, которое оказывает действие…».

Более частое употребления славянами щитов мы видим уже спустя два века у арабского географа Абу Али Ахмад ибн Русте. Описывая славян, он характеризует их как пехотинцев и подчёркивает, что «их оружие – дротики, щиты и копья, а другого у них нет». [5]

В Древней Руси щит был престижным предметом вооружения профессионального воина. Он занимает третье место, сразу после меча и копья. Недаром существовали выражения «держать щит» (обороняться против кого-либо) и «Взять на щит» означало захватить кого-то. Потеря щита – синоним полного разгрома в бою (их бросали для облегчения бегства).

Изначально щит был округлый, достигал четверти человеческого роста. Его изначально плели из гибких прутьев и обтягивали кожей. Позднее щит изготавливали из дерева. С XI в. стали использовать длинные продолговатые щиты, а в XII в. вошли в употребление миндалевидные. Во второй половине XIII в. появился треугольный щит. Обычно такие щиты носили пешие воины или предводители конных отрядов, которые выступали впереди остальных, также их устанавливали на бортах русских лодок (ладьях) для защиты от вражеских стрел и копий. [8] (Приложение 1 Рис. 16, 17)

Подтверждение: такие щиты мы можем увидеть на печатях и иконах XIV-XV вв. (Прил. 1 Рис. 18)

Часто на внешнюю поверхность щита наносили рисунки-обереги. Наиболее популярным был мотив «вихревой розетки». Фон щита окрашивался, наиболее популярным был красный цвет – цвет жизни, силы солнца. Красный цвет щита выбран неслучайно, исходит он к языческим обрядам. Ранее воины обильно окропляли свои щиты своей кровью, принося тем жертвоприношение богам. [8] (Прил. 1 Рис. 19)

Подтверждение: в «Слове о полку Игореве» (ХII век) мы находим упоминание о цвете русских щитов: «Преградиша поле червлёными щитами». [2]

В XVI в. щит как вид защитного вооружения перестал использоваться в русских войсках.

Наступательное вооружение

Оружием первой волнынаступающих пешеходных славян являлись топоры, рогатины и копья. Так, по поводу выступления московских воевод против татар в 1444 г. замечается, что «пешая рать многа собрана на них и ослопы, и с топоры, и с рогатинами», упоминается в Никоновской летописи. [2] (Прил. 1 Рис.26)

Подтверждение: пример употребления копий мы можем увидеть на фрагменте иконы ХII века «Битва новгородцев и суздальцев». (Прил. 1 Рис. 20)

Копьё является одним из самых древних видов холодного колющего оружия. Им могли быть вооружены как княжеские дружинники, так и воины ополчения.

Оружие дальнего боя.

Праща. Метание камней с помощью ручных пращей является древним способом боя, который славяне применяли издавна. Первые документы об этом относятся к битве у Солуни в VII веке. (Прил. 1 Рис. 21, 22)

Лук. Наиболее распространённым метательным оружием с древнейших времён был лук.

Русское слово «лук» происходит от корней, имеющих смысл «гнуть», «дуга». Ему родственны такие слова как «излучина», «лукавство». Первоначально он служил для охоты, а затем стал и боевым оружием. В документах византийских историков можно встреть свидетельства, что славянские воины были вооружены дротиками и луками небольшого размера, с наконечниками пропитанными ядом. Но, не смотря на их размер, мощь луков была велика. Сила их натяжения составляла 80-100 кг. Для сравнения - у современного спортивного мужского лука сила натяжения составляет 20 кг. Тяжёлые гранёные наконечники пробивали металлические доспехи и раскалывали крепкие щиты. Наконечники, похожие на гарпун, обматывали паклей и использовали для поджога.

Обучались стрельбе из лука с самого раннего возраста. [8]

Подтверждение: из сообщения о России в Милан Московского посла Юрия в записи 1486 г. мы можем прочитать, что наступательным оружием московитов «является по большей части сабля и лук; некоторые пользуются копьём для нанесения удара». [4]

Также мы можем увидеть лук на следующих изображениях:

1 - пеший лучник на миниатюре Хлудовской псалтыри;

2 - лучники на серебряной оковке турьего рога из Чёрной могилы;

3 - лучник на фресках Софийского собора и Киеве. (Прил. 1 Рис. 23)

4- лучник в сцене боя. Миниатюра Радзивилловской летописи XV в. (Прил. 1 Рис. 24)

Разновидностью более совершенного лука является арбалет, который на Руси называют самострелом.

Подтверждение: первые описания арбалета мы встречаем в1376 году в русской летописи, описывающей поход русского войска на булгар: "…и приидоша к Казани месяца марта в шестнадцатый день. Казанцы же изыдоша из граду противу их, стреляюще из луков и из самострелов… (Прил. 1 Рис. 25)

Существовали специальные арбалеты огромных размеров, которые употреблялись русскими воинами для метания камней. (Прил. 1 Рис. 27)

Оружие ближнего боя.

Палица, булава. И палица, и булава произошли от простой дубины. Однако её простота не мешала быть ей отличным оружием. Дубинами часто вооружались ополченцы и бунтующий люд. Несмотря на свой примитивный вид, дубина может нанести огромные повреждению противнику вплоть до перелома кости, а если вспомнить об огромной силе наших пращуров, нет сомнений, что дубина в их руках была поистине смертоносным оружием. Массивные дубины с утолщённым концом, обычно оковывали железом или утыкали большими железными гвоздями. Палица, возможно, была древнейшим оружием, известным человеку. Подтверждение: «... Преже бо того палицами и камением бьяхуся», — говорится в Ипатьевской летописи. [1]

Булава же отличалась от палицы всего лишь формой.

Шестопёр. В начале ХIIIвека на Руси появляется ещё одна разновидность былавы – шестопёр. Состоит это оружие их металлического шара с шестью рёбрами-перьями, насаженными на рукоять. Собой оно представляет действительно страшное оружие.

Подтверждение: псковская летопись сообщает: «А не саблями светлыми секоша их, но биша их москвичи … аки свицей, шестопёры…».[2]

Меч.Особую роль вооружения славянского воина играл меч. Если в описаниях раннего периода при описании вооружения славянского воина можно найти упоминание лишь о копьях, щитах и луках со стрелами, то уже в середине Х века качество славянских мечей ценилось достаточно высоко. Русские мечи были тонкими, но прочными (Прил. 1 Рис. 28). Их можно было согнуть почти пополам, и снова их распрямить. Длина клинка составляла 80-90 сантиметров. Весил меч 1, 5 – 2 килограмма. Рукоять меча обкладывали рогом или деревом, затем её обтягивали кожей и украшали золотом или серебром. Набалдашник и крестовина меча часто тоже украшали драгоценными металлами или бронзой. Хороший меч ценился очень дорого, иногда за него расплачивались золотом, равным его весу.

Как сообщает арабский историк Ибн Мискавейх, воины-мусульмане не считали позорным ограбление могил русов для того, чтобы извлечь оттуда мечи, которые имели большой спрос по причине необыкновенной их остроты и превосходства. Примерно до XIII века меч служил главным образом как рубящее оружие. [8]

Подтверждение: «Посекоша мечем нещадно», — говорит о нем Лаврентьевская летопись. Во второй половине XIII века появился и колющий клинок («Призвавше ко оконцю пронзут и мечем»). [8]

После смерти хозяина меч нередко хоронили вместе с хозяином. Нередко такой меч тоже убивали. Для этого его ломали пополам. Оружие тоже отправлялось в потусторонний мир, чтобы продолжать служить своему хозяину.

Меч же дарили и новорождённому сыну, кладя его обнажённым перед ребёнком. При этом произносили: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества. Нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечом». [1]

Меч служил оберегом, поэтому в орнамент его украшений вплетались слова заговора.

Сабля. Одним из совершеннейших видов холодного оружия являлась сабля. На Руси она получила своё широкое распространение только лишь в ХVвеке, заменив меч. Самые ранние же образцы, найденные на территории Руси, датируются IХ - Х веком.

Подтверждение: арабский путешественник и писатель 1-й половины X века Ибн-Фадлан описывает в одном из своих путешествий русского воина: «… я видел русов.… С каждым из них сабля, и меч, и нож, и он (никогда) не расстаётся с тем, о чем мы упомянули. Мечи их плоские, с бороздками…».[7]

Войска выстраивались и сражались вокруг своих стягов, а после принятия славянами православия к княжеским стягам прибавились хоругви с небесными покровителями. Пример этому мы можем увидеть на русской иконе XVв «Битва новгородцев с суздальцами».

Пример употребления и хоругви, и стягов мы можем прочитать в памятнике древнерусской литературы конца XIV — начала XV «Задонщина», где рассказывается о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Донским и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.: «Чюдно стязи у Дону великаго пашутся хоругви берчати, светятся калантыри злачены» и «…Как живые трепещут стяги, жаждут воины себе чести добыть и имя своё прославить». [1]

2.3 Воинское обучение и воспитание

Большое внимание наши предки уделяли воинскому воспитанию подрастающего поколения. Обучение профессионального воина начиналось в раннем детстве. С этого времени мальчик вступал во взрослую жизнь, переходя жить в половину отца, под опеку «дядьки», начинавшего готовить его к боевой и походной жизни. Если представители высшей аристократии готовились индивидуально, то дети дружинников проходили воинское обучение и воспитание коллективно, под контролем своих командиров.

В воинском воспитании главное внимание уделялось формированию таких качеств, как преданность своему князю, в том числе и после его смерти, и личная честь — неукоснительное соблюдение воинского кодекса поведения. В бою это означало готовность на самопожертвование ради князя, и даже готовность умереть на том же месте после его гибели. [3]

Подтверждение: в памятнике древнерусской литературы XIV — начала XV «Задонщина» мы можем прочитать следующее: «И отвечает ему Дмитрий: «Брат Андрей, не пощадим жизни своей за землю Русскую, за веру христианскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича!». [1]

Также в древнерусском войске было чрезвычайно развито понятие коллективной чести и славы.

С принятием православия воинская идеология облагораживается. Слова Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», становятся отныне основой его поведения. Русские воины готовы теперь к самопожертвованию не только ради князя и своих товарищей, но и за всех тех, кого призван защищать православный воин.

Дружинники и «вой» были храбры и выносливы. Эти качества вырабатывались суровым образом жизни. Личным примером князья увлекали на подвиги своё войско. Начав войну, князья стремились перенести её на территорию противника. Требования воинской дисциплины, основанные на верности воинскому долгу, готовности к самопожертвованию в бою за родную землю, обострённом чувстве воинской чести в виде не писаных традиций, наставлений и поучений передавались из поколения в поколение русских воинов.

Доказательство:

Когда Святослав объединился с болгарами против греков и с огромными силами вторгся во Фракию. Он обратился к своим воинам: «Нам некуда деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые принимают позора. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские и была жестокая сеча, и одолел Святославам греки бежали». [4]

Глава III. Заключение.

Результаты исследования:

Проведённое нами исследование открыло для нас много нового:

1.Изучив в первой главе структуру организации славянского войска, становится ясно, что русское войско уже в ранний период имеет сложную организацию, основанную на княжеской дружине, как наиболее боеспособной части, но основу войска составляло городское и сельское ополчение. Свои дружины князь снабжал оружием, одеждой и пищей, делился с дружинниками добычей.

2.Вооружение славянского воина в древности было немногочисленно. По многочисленным свидетельствам очевидцев того времени славянские воины VI – VII веков шли на врагов пешими, со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевали. С развитием общества меняется и оружие. Появляется защитная одежда, появляются отряды лучников и пикейщиков. При ближнем бое используется меч, сабля, шестопёр и т. д.

3. Древнерусские воины отличались высокой дисциплиной. Исключительное внимание наши предки уделяли воинскому воспитанию подрастающего поколения. Обучение профессионального воина начиналось в раннем детстве. В воинском воспитании главное внимание уделялось формированию таких качеств, как преданность своему князю, неукоснительное соблюдение определённого кодекса поведения.

Выводы:

Данная работа помогла нам лучше понять, какое место занимало русское воинство в истории становления Московского государства. Войны в его истории занимают важное место, как определяющий фактор в истории военного искусства. Из сохранившихся исторических источниках, мы узнаём о походах русского войска, о тактике ведении боя, структуре устройства княжеских дружин, вооружении и системе воспитания молодых воинов. Всё это свидетельствует о высоком уровне военного искусства древнерусского государства.

Список используемой литературы:

Бондаренко Н. А. «Дорогами славян»; М.: Белый город, 2007.-423 с.;

Кирпичников А. Н. «Военное дело на Руси»; Л.- Академия наук, 1966.- 74 с.;

Коллектив авторов «Герои русской истории»; М.: Белый город, 2006.-430 с.;

Нефёдкин Α.Κ. «Тактика славян в VI веке»; Л.- Академия наук, 1983.-91 с.;

Русте Ибн «Книга дорогих драгоценностей» Древняя Русь в свете зарубежных источниках; М, Академия наук, 2009.- 123 с.

Тильке В. Б. М. «Всеобщая история костюма от древности до нового времени»; М.: Эксмо, 2007.- 462 стр.;

Фадлан А. И. «Записки о путешествии на Волгу»; М.-Л. АН СССР, 1984.-228 с.;

Царёва Т. Б. «Костюм, униформа и оружие в России с древнейших времён до 1 века»; М.: Эксмо, 2009.-240с.;

Электронные ресурсы:

www.milportal.ru

Приложения.

Рис. 1 Рис.2

Изображения Хлудовской псалтыри. 13 век. Миниатюры "Изборника Святослава" 1073 года

Рис. 3 Рис.4

Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века История Льва Калойского

Рис. 5 Князь Владимир осаждает Корсунскую крепость. Миниатюра из Радзивиловской летописи, XIII век

Рис. 6 Рис. 7

Кольчуга славянского воина Русский дружинник Х века.

Рис. 8 Рис. 9

Каменная плита XII в. из Киева, изображающая Фреска XII в. со святыми-воинами из Сиасо - Святого воина Мирожского монастыря в Пскове

Рис. 10 Рис. 11

Изображение на резной каменной иконке XII в Новгородский змеевик, вторая половина XII в

Рис. 12 Рис. 13

Миниатюра Лицевого летописного свода Шлем Ярослава Всеволодовича ХII век

середина XVI века

Рис. 14 Рис.15

Миниатюра - из Симоно-Хлудовской Псалтири, Древнерусская книжная миниатюра.16в.

2я половина 13 века.

Рис. 16 Рис. 17

Деревянный щит из еловых досочек, покрыт Рельеф на портале Георгиевского собора в

кожей IX век, из клада в Тирском торфянике. Юрьеве-Польском 1234 год.

Рис. 18 Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» 1550 год.

Рис. 19 Рис. 20

Рисунок на щите «Вихревая розетка» Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы

Рис. 21 Рис. 22

Миниатюра из Лицевого

летописного свода, XVI век

Рис. 23 Рис. 24

Изображение лучника на стенах Миниатюра Радзивилловской летописи XV

Софийского собора. Сцена боя с участием лучников

Рис. 25

Изображение арбалетчика на миниатюре 15 века

Рис. 26 Рис. 27

«Подвиг Сбыслава Якуновича» Миниатюра 16 в. Из Голицинского тома

Иллюстрация из Новгородской Никоновской летописи «Осада Козельска 1239 года»

летописи ХIII века

Рис. 28

Лицевой летописный свод 16века.

21