III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЭКОЛОГИЯ В ПРОЦЕНТАХ
Гагарина П.С.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы собирая,

Что Землю нужно охранять!

Она, как мы, такая же – живая!

Тема моей работы «Экология в процентах». Я выбрала эту тему, потому что 2017 год – Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Его проведение намечено, чтобы привлечь внимание к вопросам экологии.

Цель моей работы: выявление проблем экологии с помощью текстовых задач по теме «Проценты». Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:

- собрать и решить задачи, связанные с проблемами экологии;

- выступить перед одноклассниками с данной работой и подвести итоги проблем экологии.

Я начала свою работу с того, что перечитала много информации в Интернете и в других источниках. Использовав электронные ресурсы, в первой главе дано определение понятия «экология».

Мне стало интересно, а знают учащиеся нашего класса о проблемах экологии в России. Оказалось, что учащиеся нашего класса не только знают о проблемах экологии, но и стараются сделать всё, чтобы спасти нашу планету.

Во второй и третьей главах мы рассказываем об основных экологических проблемах в мире: вырубка леса, загрязнение воды и водоёмов, загрязнение воздуха, проблема бытовых отходов, уничтожение растительного и животного мира. Также решение данных проблем приведено в работе.

Большую помощь в данной работе оказали мне ребята нашего класса. Ребята нашли интересные информационные задачи на проценты с экологическим сюжетом. Самые информационные задачи представлены в четвёртой главе. Я уверена, что данные задачи будут интересны и полезны как учащимся, так и учителям.

В работе подведены итоги практической работы «Задачи на проценты с экологическим сюжетом». Ребята с огромным желанием решали задачи, справились 93 % учащихся класса.

Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Любая самодеятельность в использовании животного мира беззаконна, не может быть допустима. Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите.

Планету – дом свой берегите.

Любовь к природе и своей свободе

В своих поступках выразить спешите!

.

Глава 1 Экология. Что это? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой. Экология - наука о нашем собственном доме, о Земле и законах, по которым мы должны в нём жить. Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Экология — это когда человек старается вступить в добрый диалог с миром и природой вокруг: - делать кормушки для птиц из пластика или пакетов. Это творческое занятие для детей и взрослых. - сортировка мусора. Мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек. - утилизировать отходы. Моя мечта и цель на будущее, чтобы от меня (и от нашей семьи) не оставалось никакого мусора, то есть максимально утилизировать свои отходы. Как можно это сделать? Способов очень много! Например: использованную бумагу сжигать и пеплом удобрять свой участок, или делать из старой бумаги новую. Пластик использовать многократно, ведь с одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. - собирать макулатуру и сдавать. Из старой, использованной бумаги сделают новую бумагу. - купить многоразовую сумку для магазина. Купить классную тряпичную сумку (эко-сумочку) с веселым рисунком для походов в магазин. - многоразовая бутылка для воды. Не покупайте все время новые пластиковые бутылки с водой. - собирать мусор. Вместо того чтобы думать, кто это намусорил, лучше помочь нашей планете и отнести пластик хотя бы до мусорного ведра, а если есть возможность, утилизировать. - проводить уроки экологии. - придумать свой небольшой ритуал перед едой. Пусть у кого-то это будет молитва, у кого-то момент тишины и благодарности земле за ее дары, а кто-то другой придумает что-то свое, доброе и красивое. Мы можем поделиться своей песенкой, которую мы поем перед едой, взявшись за руки: «Спасибо солнце, спасибо земле, за то, что есть еда на столе. И пусть у каждого на Земле, будет еда на столе» - сажать деревья и не только! Посадить дерево около своего дома или развести цветник. - играть в экологические игры. Кукол можно шить самим, пирамидки можно сделать из деревянных брусочков, сделать поделки из солёного теста и т.д. - тёплые отношения с природой. Солнце, вода, земля и мудрые деревья. - Создавать семейные традиции. Семейные ужины, поездки в какие-то волшебные места, общение с природой. - Кормить любых живых существ. Умение помочь и поделиться чем-то важным — это волшебное состояние любого человека.

Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Источники загрязнения - промышленные предприятия, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора.

• Воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты. • Вода - сточные воды, нефть. • Леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры.

Люди наносят малые и большие раны! Если так будет продолжаться, природа может погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле! Конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого много делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается [1].

Глава 2 Проблемы экологии в России Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер. Изучая проблемы экологии, я увидела 5 основных проблем. Проблема 1. Вырубка лесов

В стране процесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зеленой зоны. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится более сухим и т.д. Задача. В 2014 году было вырублено 10 га леса, в 2015 - в два раза больше, в 2016 году - в 7 раз больше, чем в 2015 году. На сколько процентов увеличилась площадь вырубаемого леса в сравнении с 2014 годом? Решение: 10 · 2 = 20(га) – вырублено в 2015 году20 · 7 = 140(га) – вырублено в 2016 году140 – 10 = 130 (га) - разность в 2016 и в 2014 годах.(130 : 10) • 100 = 1300 (%)Ответ: на 1300% увеличилась площадь вырубаемого леса. Вывод. Вырубка лесных массивов влечет за собой такие последствия: 1. Вытеснение животных и птиц с их исконных мест обитания.2.Происходит глобальное потепление.3.Нарушается круговорот воды.4.Разрушение верхних слоев почвы и их выветривание[5].

Проблема 2.Загрязнение воды и водоемов

Эта проблема наиболее остро стоит в промышленных и густонаселенных районах страны. Специалисты утверждают, что большинство заболеваний у жителей крупных населенных пунктов связано с проблемой загрязненной воды. Промышленные и бытовые отходы загрязняют воды, а также почву. Сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды. Также это способствует разрушению экосистем, вымирают некоторые виды животных, рыб и птиц.

Задача. В городе через канализационную очистительную систему (КОС) в 2014 году поступало 2840 тонн загрязняющих веществ. Из них 23% проходят недостаточную очистку, а 7% остаются без очистки. Какое количество загрязняющих веществ возвращается в природные водоемы практически без очистки?

Решение задачи: 1) 23% +7% = 30 (%) – практически без очистки. 2) 30% от 2840 2840 • 0, 30= 852 (т) Ответ: 852 тонны загрязняющих веществ возвращается в природные водоёмы практически без очистки.

Вывод. Загрязнение воды и водоёмов ведёт за собой такие последствия: 1. Заболеваемость различными видами болезней.2. В реки и озера по всей России попадают тысячи тонн отходов химической и нефтеперерабатывающей промышленности с различных предприятий.3. Может скоро возникнуть дефицит питьевой воды[3].

Проблема 3. Загрязнение воздуха.

Упадок тяжелой промышленности в 90-х годах прошлого века в значительной степени помог исправить проблему загрязнения воздуха в России, которая уже приобретала опасные масштабы, ведь во времена СССР уровень загрязненности воздуха был одним из самых высоких в мире. Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы, являются причиной заболеваний населения, а также вымирания животных. Еще загрязнение воздуха способствует изменению климата, глобальному потеплению.

Задача. Исследование Северного моря показало, что 25 % загрязнителей поступило из атмосферы: 7000 тонн свинца от выхлопов автомобилей, а остальное от сливов, сбросов отходов с судов, сточных вод и загрязнителей из рек. Сколько всего тонн отходов загрязняют Северное море?

Решение задачи: 25 % это 7000 тонн 7000 : 0,25 = 28000 (т) Ответ: 28000 тонн всего отходов загрязняют Северное море.

Вывод. Загрязнение воздуха приводит к следующим проблемам: 1.При сгорании автомобильного топлива в атмосферу выбрасываются микроскопические частички сажи, отсюда различные заболевания. 2. Разрушение озонового слоя. От этого страдает не только климат Земли, но и все люди[7].

Проблема 4. Проблема бытовых отходов

Наряду с вышеупомянутой не менее актуальна в России проблема утилизации бытовых отходов и загрязнения ими окружающей среды. В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало.

Задача. Обработка твёрдых отходов, означает либо их захоронение на свалке, либо сжигание, но в обоих случаях негативное влияние на окружающую среду. В 2011 году в Куединском районе образовалось 11800 тонн различных твёрдых отходов против 11682 тонн в 2010 году. На сколько процентов увеличилось образование отходов?

Решение задачи.

1) 11682 : 11800 = 0,99 = 99 (%) – 2010 год.

2) 100 – 99 = 1 (%)

Ответ: на 1% увеличилось образование отходов.

Вывод. В настоящее время проблема бытовых отходов является одной из наиболее серьезных экологических проблем в стране: за год на одного жителя России образуется около 400 кг бытовых твердых отходов. А эффективных способов утилизации неорганики пока еще не придумано[2].

Проблема 5. Уничтожение растительного и животного мира

По вине человека в России происходит много пожаров и наводнений. Ведь на протяжении всей своей истории развития человек изменяет природу, в том числе животный и растительный мир. Истребляет животных, используя их как источник пищи ( мясо, жир), сырья ( панты- молодые рога оленей), пушнины (шкуры животных). Темпы исчезновения видов в настоящее время резко возросли. Уничтожение заповедных зон и браконьерство. Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.

Задача.Родиной белого журавля является наша страна. Из общего числа белых журавлей 60% обитает в Якутии и 40% - на реке Оби. Сколько всего сохранилось белых журавлей, если их в Якутии на 20 пар больше, чем на реке Оби.

Решение задачи. Пусть х белых журавлей сохранилось, тогда 0,6х – Якутия,0,4х журавлей – на реке Обь. Зная, что в Якутии на 20 пар больше, чем на реке Обь, составим уравнение:

0.6х - 0,4х = 20

х= 100

Ответ: 100 белых журавлей всего сохранилось.

Вывод. Сокращение численности любого вида животного и растения негативно отражается на всей экосистеме. Тем более, его полное исчезновение… [4].

Глава 3. Решение проблем экологии в России Решение проблемы 1. Вырубка лесов

Задача. На территории Пермской области в 2016 году было посажено деревьев на 20 % больше, чем в 2015 году. А в 2015 году на 25 %, чем в 2014 году? Сколько было посажено деревьев за 3 года, если в 2014 году посадили 620 деревьев? Решение задачи. 1) 25 % от 620 620 • 0.25 = 155 (д) – 25% 2) 620 + 155 = 775(д) – 2015 год 3) 20 % от 775 775 • 0,2 = 155 (д) – 20% 4)775 + 155 = 930(д) – 2016 год 5) 620 + 775 + 930 = 2325 (д) Ответ: 2325 деревьев было посажено за три года. Вывод. Улучшить условия труда лесников; усилить контроль вырубки деревьев непосредственно в лесах.

Решение проблемы 2. Загрязнение воды и водоёмов

Задача. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30г морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5 %? Решение задачи. 5 % от 30 г 30 • 0,05 = 1,5 (г) соли Пусть х г воды нужно добавить х + 30 г – 100 % 1,5 г – 1,5 % х = 70 Ответ: 70 г пресной воды нужно добавить.

Вывод. Строительство новых очистных сооружений.

Пересмотр технологий переработки бытовых неорганических отходов [2].

Решение проблемы 3. Загрязнение воздуха

Задача. Выброс загрязняющих веществ в воздух в 2015 году составил 700 тыс. тонн, а в 1998 году - 581 тыс. тонн. На сколько процентов сократился выброс загрязняющих веществ в атмосферу? Решение задачи. 1) 581 : 700 • 100 = 83(%) 2) 100 - 83 = 17(%) Ответ: на 17 % сократился выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Вывод. Нужны фильтры на заводах, изготовление экологичных материалов при изготовлении упаковок для продуктов; необходима организация работы с населением на экологические темы.

Решение проблемы 4. Проблемы бытовых отходов

Задача. 60 % пластиковых бутылок, 25 % пакетов от всего количества отходов отправили на вторичное использование сырья. Сколько килограммов пластиковых бутылок и пакетов отправили на вторичное использование, если всего отправили 11620 кг сырья? Решение задачи. 1) 60 + 25 = 85 (%) 2) 85 % от 11620 кг 1620 • 0,85 = 9877 (кг) Ответ: 9877 кг пластиковых бутылок и пакетов отправили на вторичное сырьё.

Вывод. Нужно вторичное использование сырья. В городах с налаженным механизмом сбора макулатуры и стеклотары проблема бытовых отходов стоит менее остро, чем в остальных[5].

Решение проблемы 5. Уничтожение животного и растительного мира.

Правила друзей природы

  1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.

  1. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их можно. Часть растений обязательно оставим в природе.

  2. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

  3. Важно оберегать земные насаждения в городах и поселках, больше деревьев, кустарников сажать возле домов и школы, в скверах и парках.

  4. Основные экологические правила должны стать для каждого человека нормой поведения в природе.

  5. Нельзя собирать коллекции моллюсков, жуков, бабочек и других животных.

Задача. Высиживание птенцов и их вскармливание до вылета из гнезда у степного орла длится 105 дней, причем период высиживания птенцов на 25 % меньше периода вскармливания. Вычислите продолжительность каждого периода.

Решение задачи.

Пусть х дней – период вскармливания,

х - 0,25 х = 0,75х дней – период высиживания

х + 0,75х = 105

х = 60 105 – 60 = 45 (дней)

Ответ: 45 дней – период высиживания птенцов, 60 дней - период вскармливания птенцов степного орла.

Вывод. Лес – это дом для растений и животных. Береги лес!

Глава 4 . Задачи на проценты с экологическим сюжетом

1. Детеныш кита потребляет за сутки 300 кг молока, в котором белок составляет 12%, жир – 22%, а молочный сахар – 2%. Сколько килограммов жира, белка и сахара потребляет детеныш кита за сутки?

2. В лесных насаждениях происходит самоизреживание. Сколько сосновых деревьев придется на 1 га к 100 годам жизни леса, если вначале было 10000 деревьев на 1 га, к сорокалетнему возрасту их число уменьшилось на 75%, а к 100 годам жизни еще на 79% по сравнению с сорокалетним возрастом?

3. Расселение сибирской сосны (кедра) происходит во многом благодаря птице – кедровке, которая прячет орешки в лесную подстилку и так создает себе запасы. Обычно кедровка находит около 20% своих запасов. Остатки прорастают, и так происходит возобновление кедра там, где были вырубки и пожары. В скольких местах прорастут кедры, если кедровка сделала запасы в 25 местах?

4. В 2004 году площадь лесов республики Татарстан пройденная пожарами, составляет 67 гектар. В 2005 году – 18 гектар больше, а в 2006 году в 2,4 раза больше, чем в 2005 году. На сколько процентов увеличилась площадь леса, пройденная пожарами в 2006 году по сравнению с 2004 (округлить до целых).

5. С 1600г. на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86 % птиц связано с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека? Ответ округлите до целых.

6. Фальга разлагается 100 лет, а автомобильная шина на 20 процентов больше. Сколько месяцев разлагается шина?

7. Офисная бумага разлагается 2 года, а картон 3 месяца. Сколько процентов составляет разложение картона от бумаги?

8. Сброс загрязнённых сточных вод в реки и озёра Ленинградской области в 2000 году составляло 424 т., в 2005 году-364 т. На сколько % снизился сброс загрязнённых вод?

9. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90 % птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то, каково количество оставшихся? В чём состоит основная причина их гибели?

10. Земельный фонд Пермской области составляет 12746, 6 тыс. га, земли особой территории составляют 2 % этой площади. Найти площадь особо охраняемой территории.

11. В 2011 году в Куединском районе образовалось 11800 тонн различных твёрдых отходов против 11682 тонн в 2010 году. На сколько процентов увеличилось образование отходов?

12. Одна страна ежегодно выбрасывает в атмосферу примерно 200млн т. вредных веществ. Из них более 40% происходит из-за транспорта. Сколько тонн вредных веществ выбрасывает в атмосферу транспортными средствами страна?

13. 1 га букового леса за год осаждает из воздуха 70т пыли, а сосновый бор 43 % от этого количества, ельник 50%, дубрава 71 %. Сколько тонн пыли осаждают сосновый бор, ельник и дубрава? Ответ округлите до единиц.

14. В мире ежегодно добывается 1600млн м. древесины, около 20% всей древесины идёт на топливо. Сколько метров древесины сжигается?

15. В пруду обитает популяция из 15 щук. Одна щука в среднем за месяц съедает около 20 карасей. На сколько особей увеличится численность популяции карасей к концу года, если щуки съедают примерно 40 % их годового припроста?

Заключение

Тема моей работы «Экология в процентах» раскрыта. Я могу сказать, что всё из того, что было задумано, получилось.

Цель моей работы: выявление проблем экологии с помощью текстовых задач по теме «Проценты» достигнута. Решены поставленные задачи:

- собрать и решить задачи, связанные с проблемами экологии;

- выступить перед одноклассниками с данной работой и подвести итоги проблем экологии.

В первой главе дано определение понятия «экология».

Во второй и третьей главах мы рассказали об основных экологических проблемах в мире: вырубка леса, загрязнение воды и водоёмов, загрязнение воздуха, проблема бытовых отходов, уничтожение растительного и животного мира. В четвёртой главе представлены задачи с экологическим сюжетом. В работе подведены итоги практической работы «Задачи на проценты с экологическим сюжетом».

В течение 2-3 последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности людей. Человечество никогда не перестанет нуждаться в жилье, мебели, топливе, пище. Другое дело, что, добывая все это из природы, нужно разумней относиться к её богатству. Надо жить, думая о будущем.

Хороший хозяин бережет свой дом, делает его уютнее и красивее, а Земля – наш общий дом. Давайте о ней заботиться все[4].

Литература 1.[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://life-with-dream.org/ecology- kids/ (экология)

2. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://greenologia.ru/eko-problemy/gidrosfera/problemy-zagryazneniya-vody.html

3.[Электронный ресурс]/Режим доступа: https://zoodrug.ru/topic2045.html

4. Николайкин Н.И. Экология. -3-е изд., стер. - М.:, Дрофа, 2004. - 621 с.

5. Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов. - М.:Юрайт, 2001.-312 с.

6. Денисов В.В., Гутенев В.В. Экология. - М.: Вуз.кн. 2002. -726 с.

7. Журнал «Гражданская защита», октябрь 2001 г.

Приложение. Итоги практической работы по теме

«Задачи на проценты с экологическим сюжетом»

Количество учащихся – 28

Виды задач

Решили правильно

Решили неправильно

Не приступили

Проценты от числа

100 %

0%

0%

Число от процента

93 % (26 ч.)

7% (2 ч.)

0%

Процентное отношение

82 % (23 ч.)

18% (5ч.)

0%

Комбинированные проценты

68% (19 ч.)

14 % (4ч.)

18 % (5ч.)

Сложные проценты

58% (16 ч.)

21% (6ч.)

21% (6ч.)

В результате работы учащиеся показали отличные знания по теме «Задачи на проценты с экологическим сюжетом», узнали очень много интересного и полезного из задач. Я считаю, что цели, поставленные мною, были достигнуты: изучив специальную литературу, посвященную задачам на проценты, я расширила и углубила свои знания по данной теме, умения решать задачи на проценты, а значит, получила возможность решить задание на проценты на ЕГЭ по математике, чтобы набрать максимально допустимый балл.

 

19