III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ВО ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА И ВОЕННОГО ЛИЦЕЯ СЕНТ-СИР)
Деревянко Е.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Преобразования, происходящие в России, затрагивают практически все сферы жизни и деятельности нашего общества. В этих условиях военная школа России, как составная часть всей системы образования страны, также ищет более эффективные пути воспитания и обучения военных кадров.

Российская военная школа имеет почти 300-летний опыт подготовки кадров для армии и флота. Поэтому сегодня очень важно не растерять накопленный столетиями педагогический опыт, приумножить славные достижения российской армии.

Кадетское образование, особенно его национальная суворовская военная школа (компонента), является сегодня самой успешной и признанной системой образования и воспитания молодежи.

Важно, что элитарное образование, которое дают кадетские корпуса, является доступным для молодых людей из социально необеспеченных слоев. Кадетские корпуса решают важные задачи по воспитанию и образованию детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объект нашего исследования – военное образование в России и во Франции.

Предмет исследования – устройство военного образования в лицее Франции Сент-Сир и в Оренбургском президентском кадетском училище.

Цель исследования – сравнение особенностей военного образования в России и во Франции (на примере лицея Сент-Сир и ФГКОУ ОПКУ).

Задачи исследования:

  1. Описать военное образование в России и во Франции.

  2. Сравнить военное образование в лицее Сент-Сир и в Оренбургском президентском кадетском училище.

  3. Составить сравнительную таблицу военного образования в лицее Сент-Сир и в ФГКОУ ОПКУ.

Методы исследования: изучение, сравнение, анализ, обобщение.

Глава 1. Особенности военного образования в России

Развитие военного образования в России является неотъемлемой частью многовековой истории нашей страны. Русская военная школа, обогащенная передовыми идеями европейской педагогической мысли, во многих отношениях была образцом в организации военного обучения и воспитания. Выпускники этой школы на протяжении веков служили надежной опорой государства. Они доблестно защищали Отечество на полях сражений, трудились в различных отраслях государственного управления, внесли огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. За прошедшие века в области военного образования накоплен богатейший опыт, имеющий непреходящее значение для решения сегодняшних проблем подготовки профессиональных военных кадров.

Родоначальником организованного военного образования в России принято считать Петра Великого, который первым из российских самодержцев осознал необходимость подготовки отечественных специалистов, в том числе для созданной им регулярной армии и флота.

Первым учебным заведением военного профиля можно считать школу, организованную в 1698 году в Москве при бомбардирской роте Преображенского полка. Будущие артиллеристы обучались арифметике, геометрии, тригонометрии, строительство полевых укреплений, способам штурма крепостей, правилам и приемам стрельбы, вычерчиванию орудий и лафетов, изготовлению пороха и лабораторных составов и др. Теоретические занятия чередовались с практическими.

В послепетровское время (со второй четверти XVIII в.) военные школы пришли в упадок, им на смену пришли устроенные по западноевропейскому образцу кадетские корпуса. При создании первых кадетских корпусов имело место механическое перенесение на русскую почву форм и способов подготовки офицеров по западному образцу. Это проявлялось в засилье чужеземных преподавателей, чрезмерном использовании иностранного лексикона и методов принуждения в учебном процессе и др. Однако уже со второй половины XVIII века началось возрождению заложенных Петром национальных традиций в обучении и воспитании военных кадров и их дальнейшее развитие. На этом период становления системы военного образования в России в основном завершился. Наиболее характерными его особенностями явились следующие:

- появился новый тип военно-учебные заведений — кадетские корпуса, перед которыми в отличие от предшествующих школ ставилась задача готовить офицеров внутри своих стен с присвоением выпускникам соответствующего офицерского чина;

- кадетские корпуса, хотя и не могли в полностью обеспечить потребности армии в офицерах своими выпускниками, послужили тем образцом, на основе которого развивалась впоследствии сеть военно-учебных заведений;

- в образовательном процессе произошел переход от рационализма, прикладного характера военного обучения к усилению общетеоретической подготовки будущих офицеров;

- дальнейшее развитие получила тенденция активного использования передового зарубежного опыта в организации военного образования с учетом национальных особенностей и традиций в военном обучении, происходил бурный расцвет отечественной военно-педагогической мысли, а также рост общего культурного уровня офицеров.

В царствование Александра I (1801—1825 гг.) до начала Отечественной войны 1812 года из военно-учебных заведений было выпущено более 6 тыс. офицеров. Все военно-учебные заведения делились на три класса: 1-й класс — все губернские кадетские корпуса (кроме Финляндского, Оренбургского и Сибирского) и Александровский кадетский корпус для малолетних; 2-й класс — Пажеский корпус, Школа гвардейских прапорщиков и юнкеров, 1-й и 2-й Санкт-Петербургские, Павловский, Финляндский, 1-й и 2-й Московские, Александровский сиротский, Оренбургский, Сибирский кадетские корпуса, Дворянский полк. 3-й класс — Императорская военная академия, Главное артиллерийской и Главное инженерное училища.

Глава 2. Особенности военного образования во Франции

Во Франции существует широкая сеть военно-учебных заведений по подготовке офицеров, которая включает: школы основной подготовки, практические школы родов войск, курсы усовершенствования, высшие офицерские курсы, военные подготовительные учебные заведения. Офицерский корпус, являясь опорой правящих кругов Франции в вооруженных силах, насчитывает свыше 40 тыс. человек. Офицеры – представители главным образом имущих классов: 50% - выходцы из семей кадровых военнослужащих, 40% - представители средней и крупной буржуазии, 10% - из числа рабочих и служащих.

На формирование деловых и профессиональных качеств личности офицера значительное влияние оказывает существующая система их периодической аттестации, которая позволяет выявлять духовные, физические, психологические, профессиональные и специальные качества. Большое внимание уделяется оперативной и тактической подготовке. На нее в военно-учебных заведениях отводится более 50% учебного времени. В период обучения в военно-учебных заведениях будущие офицеры значительное время проводят на стажировке в войсках. В ходе дальнейшей службы они участвуют в тактических учениях с применением различных видов оружия. Французское командование стремится к тому, чтобы как можно большее число офицеров приобрело опыт организации и ведения боевых действий.

Военная карьера во Франции является престижной, поскольку считается, что она обеспечивает стабильность общественного и прочность материального положения. Во Франции имеется около 10 школ основной подготовки, 4 из них считаются привилегированными. Это Сен-Сирская, политехническая, летняя и военно-морская школы. После окончания школы основной подготовки выпускникам присваивается звание «младший лейтенант», и они направляются для обучения в одну из практических школ родов войск – пехоты, бронетанковых, войск связи, пилотов, штурманов. Всего во Франции 9 практических школ.

В соответствии с декретом Президента Франции от 2005 года военные лицеи являются учебными заведениями военного ведомства и имеют два предназначения:

- оказывать действенную помощь семьям военнослужащих и служащих Министерства обороны в получении их детьми качественного среднего образования;

- способствовать подготовке призывного контингента к поступлению в высшие военные школы.

Военный лицей во Франции – это завершающее звено среднего образования. До поступления в него необходимо окончить начальную школу (5 лет обучения с 6-ти летнего возраста) и получить среднее образование в колледже (4 года).

В отличие от российских средних школ, специализация начинается в старших классах продолжительностью 3 года. Также значительно выше требования к получению аттестата о среднем образовании (степень бакалавра). В военных лицеях Франции в качестве основных целей реализации культурных практик выделяются патриотизм, уважение к своей истории, привитие чувства долга, духа товарищества и взаимовыручки.

Несмотря на некоторые различия, в каждом военном лицее для получения диплома бакалавра необходимо пройти примерно одну и ту же процедуру:

  1. Сдать письменные экзамены и набрать минимум 10 баллов из 20. Экзамены проходят одновременно по всей стране, и их результаты публикуются в прессе. В течение 4-5 дней сдаются 8 экзаменов продолжительностью 2-5 часов каждый. Для подготовки к ним отводится одна неделя.

  2. Сдать устные экзамены по второму и третьему иностранным языкам.

Набор экзаменационных предметов различается в зависимости от выбранного направления обучения.

Глава 3. Особенность военного образования в Оренбургском президентском кадетском училище

ФГКОУ ОПКУ «Оренбургское президентское кадетское училище» создано распоряжением Президента №564-рп и приказом Министра Обороны РФ №1125 от 30.08.2010. Училище является федеральным и принимает несовершеннолетних граждан Российской Федерации со всей территории страны, после получения начального общего образования (в 5 класс). Нормативный срок обучения семь лет в очной форме.

Конкурсные приемные испытания проходят в форме собеседования по общеобразовательным предметам (русский язык, математика и иностранный язык), проверки психологической готовности к обучению в училище и физической подготовленности кандидатов. Также приемная комиссия будет оценивать и документы, характеризующие общественные, творческие и спортивные достижения детей (конкурс портфолио).

Особенности жизни и учебы учеников в кадетском корпусе:

- жесткая регламентация распорядка дня;

- преобладание групповых видов деятельности;

- подчинение и субординация;

- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования.

Так кадеты учатся соблюдать дисциплину, принимать ответственность за свои поступки, ощущать себя частью коллектива, а также стремиться к саморазвитию и совершенствованию.

Оренбургское президентское кадетское училище – это инновационная образовательная организация, задача которой готовить конкурентоспособных выпускников, ориентированных на военную и гражданскую службу.

Приоритетными направлениями воспитательной деятельности Оренбургского президентского кадетского училища являются:

- патриотическое воспитание заключается в оказании воспитательных воздействий на личность кадет с целью формирования у них готовности к выполнению гражданского долга, воспитание в любви к малой родине и стране в целом, воспитание чувства гордости за свой народ;

- духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у кадет и высокой нравственной позиции, приобщение к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям;

- правовое воспитание – система мер по формированию у кадет высокого уровня правосознания и правовой культуры, развитие навыков реализации их прав и свобод;

- трудовое воспитание способствует формированию у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- спортивно-оздоровительное воспитание – целенаправленная воспитательная деятельность по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, физической выносливости.

В учебном процессе используются современные технические средства обучения, учебно-наглядное оборудование ведущих российских и иностранных производителей. Все учащиеся находятся на полном государственном обеспечении, получают ежемесячную стипендию. В распоряжении воспитанников училища учебный корпус на 840 обучающихся, две современно оборудованные столовые (учащиеся получают пятиразовое питание), большой актовый зал, центр дополнительного образования.

Каждый год кадеты ОПКУ выезжают на летнюю практику в летние лагеря или другие учебные заведения от министерства обороны. Кадеты могли применить и расширить полученные в течение года знания по выбранным предметам (например, робототехнике или плаванию), и каждый углублял свои знания по иностранному языку, так как она носила не только практико-ориентированный, но и интегрированный характер. По окончании практики все группы должны были предоставить отчет в виде творческого проекта.

Глава 4. Особенность военного образования в военном лицее Сент-Сир

Обычно родители выбирают лицей, гарантирующий получение бакалавра. Таким лицеем является Военный лицей Сент-Сира, обеспечивающий 100-процентную сдачу всех экзаменов с хорошими результатами и гарантирующий получение бакалавра.

"НАСТОЯЩАЯ ШКОЛА КОМАНДОВАНИЯ - ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБЩАЯ КУЛЬТУРА" - слова, написанные на фронтоне, обращенном на плац, где проходят торжественные церемонии.

Военный лицей Сент-Сира - это престижное учебное заведение Франции, которое находится рядом с Версальским дворцом в пригороде, носящем имя Сент Сира, самого молодого священномученика. Идея Сент-Сира родилась в 1694 году. Первая община молодых благородных девушек размещается в Сент-Сире с 26 августа по 02 сентября 1686 года. Лозунг, придуманный мадам де Мантенон, остается и сегодня путеводной звездой учреждения: "Пусть это учреждение существует до тех пор, пока существует Франция, а Франция - до тех пор, пока существует мир!"

Среди выпускников Специальной Военной школы Сент-Сира - одиннадцать маршалов Франции, шесть членов Французской академии и три главы государства (Мак-Маго, Петен, Шарль де Голль). С момента своего создания Специальная Военная школа подготовила сорок тысяч офицеров, из которых восемь тысяч отдали свою жизнь за Родину.

В настоящее время Военный Лицей Сент-Сира Министерства обороны Франции ставит перед собой амбициозную цель: "предоставить учащимся, доверенным ему, образование и воспитание наивысшего качества".

Воспитательная работа облегчается тем фактом, что воспитанники проживают в лицее, носят униформу, находятся под постоянным контролем со стороны воспитателей-военных, и тем, что существует тесная связь с родителями. Цель воспитательной работы - это создание условий для формирования правильных ориентиров личности, основанных на ответственности и уважении. Конкретно это выражается в формировании чувства удовлетворенности от усилий, приводящих к истинному успеху, чувства товарищества, уважения других и самоуважения. Ученик, лицеист, студент был и остается сердцевинной любого действия и процесса в Лицее. В стенах престижного учреждения, учащиеся получают высококачественное образование и чуткое воспитание, проникнутые заботой о подрастающем поколении.

Высокое качество образования отражается, в частности, в прекрасных и высоких результатах на экзаменах бакалавра. Цель образования - это пробуждение и поддержание постоянного интереса к учебе, побуждение к приобретению новых знаний, а также создание благоприятных условий для учебы и постоянного поощрения желания самостоятельности и автономности, развитие умений овладения различными методами работы.

Повседневная жизнь учащихся включает в себя учебу, участие в работе различного рода клубах, в том числе артистических, образовательные путешествия, культурные мероприятие вне стен Лицея, спортивные соревнования и вручение наград.

Организация учебной деятельности в Военном лицее Сент-Сира состоит из следующих циклов:

Второй или полный цикл среднего образования в течение 3 лет, включающий в себя:

-второй класс полного цикла всеобщего среднего образования для учащихся 15-16 лет;

-первый класс для учащихся 16-17 лет;

-заключительный класс для учащихся 17-18;

Также в Лицее успешно работают 2-годичные подготовительные курсы, которые осуществляют подготовку к конкурсу для поступления в Высшие престижные учебные заведения Франции, готовящие кадры высшего звена для Военно-воздушных, Военно-Морских и Сухопутных войск, а также в другие Высшие школы Франции.

Заключение

Воспитание и обучение молодежи в любой стране является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. В условиях коренного обновления общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, в первую очередь молодежи, важно приобщить ее к истории, духовной культуре, формировать у молодых людей высокие патриотические чувства, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.

Военные общеобразовательные учреждения создают уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

В ходе обучения в этих заведениях воспитанники приобретают достаточное количество знаний, умений и навыков, что делает актуальным получение военного образования.

Таким образом, проведенный нами анализ систем военного образования в России и во Франции позволяет сделать вывод о том, что военное образование и военное воспитание в этих странах отвечают современным принципам всестороннего развития личности. Основное внимание уделяется не только военной составляющей, но и умственному и нравственному воспитанию.

Список использованных источников

  1. Владимиров А.И. Место, роль и значение кадетского, суворовского и нахимовского образования. Исторический аспект и современность. М., 2011. – 50с.

  2. Лалаев М.С. Кадетские корпуса России. М., 1980. – 120с.

  3. Педагогический сборник/ред.Н.Х. Весель, А.К. Острогодский, И.С. Симонов – Несколько слов о наших кадетских корпусах/Педагогический сборник. – 1903. - №7.

  4. Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах (США, Англия, Франция, Германия). /Авторы-сост. Т.Н.Гаврилова, Н.Н. Дроздова и др. – Ярославль: ЯГПУ, 1999. – 82 с.

  5. Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 2001. – 207с.

  6. Зарубежное военное обозрение №10., 2002. - С.14-18.

  7. Зарубежное военное обозрение №4., 1999. С. 9-13.

  8. Французская система образования // Журнал «Обучение за рубежом». – 2002, № 10.

  9. http://www.defense.gouv.fr/portail-defense/emploi2/ecoles/les-lycees-militaires

  10. http://target.ucoz.ru/publ/24-1-0-363

Приложение 1

Оренбургское президентское кадетское училище

Военный лицей Сент-Сир

Нормативный срок обучения

7 лет

3 года

Конкурсные испытания при приеме

русский язык, математика и иностранный язык, проверка психологической готовности к обучению в училище и физическая подготовленность кандидатов.

1) Сдать письменные экзамены и набрать минимум 10 баллов из 20. Экзамены проходят одновременно по всей стране, и их результаты публикуются в прессе. В течение 4-5 дней сдаются 8 экзаменов продолжительностью 2-5 часов каждый. Для подготовки к ним отводится одна неделя.

2) Сдать устные экзамены по второму и третьему иностранным языкам.

Особенности жизни и учебы

- жесткая регламентация распорядка дня;

- преобладание групповых видов деятельности;

- подчинение и субординация;

- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования.

воспитанники проживают в лицее, носят униформу, находятся под постоянным контролем со стороны воспитателей-военных,

Приоритетные направления деятельности

- патриотическое воспитание заключается в оказании воспитательных воздействий на личность кадет с целью формирования у них готовности к выполнению гражданского долга, воспитание в любви к малой родине и стране в целом, воспитание чувства гордости за свой народ;

- духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у кадет и высокой нравственной позиции, приобщение к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям;

- правовое воспитание – система мер по формированию у кадет высокого уровня правосознания и правовой культуры, развитие навыков реализации их прав и свобод;

- трудовое воспитание способствует формированию у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- спортивно-оздоровительное воспитание – целенаправленная воспитательная деятельность по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, физической выносливости.

- предоставить учащимся, доверенным ему, образование и воспитание наивысшего качества,

- создание условий для формирования правильных ориентиров личности, основанных на ответственности и уважении.

Оснащение

В учебном процессе используются современные технические средства обучения, учебно-наглядное оборудование ведущих российских и иностранных производителей.

В учебном процессе используются современные средства обучения, учебно-наглядное оборудование ведущих французских и иностранных производителей.