III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧЕНИКОВ 5 – 7 КЛАССОВ Г. СНЕЖНОГОРСК, ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК, МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Добрынина П.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

План исследования

Любите ли вы читать? Полежать на диване с книгой? Кто-то ответит на этот вопрос положительно, другие скажут – зачем тратить на книги время, если сейчас всё можно найти в интернете.

Летом мне в руки попалась книга Владимира Железнякова «Чучело». Сюжет меня очень впечатлил и, придя в школу, я рассказала об этой книге подругам. И спросив их «А что сейчас читаете вы?», услышала – «Летом мы отдыхали» и «Что-то там задавали на лето, не помню названия». Оказалось, что мои друзья даже не могут вспомнить название последней прочитанной книги. Как же так?

Актуальность исследования:

Россию когда-то называли самой читающей страной. Купить хорошую книгу было не просто. Многие месяцами собирали и сдавали макулатуру, чтобы получить томик любимого автора. Большая библиотека дома была не только показателем материального благополучия, но и своеобразным знаком качества, а огромное количество литературы на книжных полках свидетельствовало о том, что в доме живут интеллигентные люди.

Существует мнение, что современные подростки мало читают. Многие родители с сожалением констатируют, что их ребенок если и читает книги, то только «из под палки».

Тысячи школьников, которые отказываются читать что-то кроме новостей в социальных сетях – кошмар современных родителей. Зачастую многим детям сложно воспринимать серьёзный и сложный текст, переваривать большой объем информации, оценить красоту слога и мастерство автора.

Детское чтение — тема, которая волнует не только родителей, но и преподавателей русского языка и литературы. Они, как никто другой, видят картину чтения детей в сегодняшней России. Так что же читают ученики помимо школьной программы и читают ли они вообще? Может им просто не остается времени на чтение? Есть ли современные интересные книги для подростков? И нужны ли, с развитием компьютерных технологий, в современном обществе детские библиотеки? Мы решили найти ответы на эти и другие вопросы.

Цель работы: выявить круг читательских интересов среди учеников 5 – 7 классов г. Снежногорск, Мурманской области.

В работе решаются следующие задачи:

  • Изучить читательские потребности подростков

  • Взять интервью у сотрудников МБУК ОГБ «Центр - книга» г. Снежногорск, ЗАТО Александровск

  • Поработать с читательскими формулярами в библиотеке

  • Провести опрос среди учителей литературы по теме исследования

  • Провести анкетирование среди учеников 5 – 7 классов г. Снежногорск Мурманской области

  • Выявить круг читательских интересов подростков по жанрам литературы

  • Составить список наиболее популярных книг у подростков

Гипотеза – мы предполагаем, что с возрастом у детей снижается интерес к чтению, а распространение всевозможных гаджетов ведет к тому, что большинство подростков предпочитает электронные книги бумажным.

Объект исследования – подростки как читатели

Предмет исследования – читательский интерес современного школьника

Методы исследования – анализ литературы, опрос, анкетирование.

Материалом для анализа служат книжные издания: Кашкаров А. П. «Детское чтение: пособие для отцов», Байдан Е. «Что читают дети», Ю. Н. Дрешер «Библиотерапия»и др. и интернет-ресурсы.

Практическая значимость исследования заключается в пропаганде ценности книг и популяризации чтения среди подростков. Данный материал может быть использован учителями во внеурочной деятельности.

Читать не модно?

О том, что детей сейчас не возможно «заставить» читать, говорят все. Снижение интереса к чтению вызывает тревогу не только библиотекарей, но и у многих современных родителей. Но не надумана ли эта проблема? Действительно ли подростки не хотят и не любят читать?

Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) младшие школьники читают весьма неплохо — Россия занимает здесь одно из первых мест. А вот с подростками все гораздо хуже. Мне кажется, так происходит потому, что у них появляются другие интересы. Ребёнок вступает в подростковый период и всё дальше отдаляется от родителей. Всё чаще возникает желание спорить и бунтовать. Авторитетом становится не семья, а друзья/подруги. Гораздо «круче» пройти новый уровень в компьютерной игре или выложить селфи на странички соц. сетей. Да и родители уже не читают своему чаду по вечерам, считая его уже взрослым.

Так почему же подростки отказываются читать? Здесь может быть целый ряд причин.

  • Некоторые родители пытаются заставить своего ребенка читать хотя бы несколько страниц в день, а подросток, желая поскорее сесть к компьютеру или телевизору, не особо задумывается над содержанием прочитанного. Но, как говорят опытные психологи, если хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет.

  • Возможно, что ваш ребенок аудиал, т.е. воспринимает информацию через слух, и ему трудно воспринимать информацию зрительно.

  • Подросток настолько загружен школьными и дополнительными заданиями, что на книги у него просто не остается времени.

  • Возможно, что ваши взгляды на книги не совпадают. Вы не принимаете, то, что интересно подростку, и «подсовываете» ему книги, которые ему не интересны или он до них еще «не дорос».

Выбор литературы должен оставаться за ребенком, а родители лишь могут посоветовать, подсказать, предложить, но не категорично навязывать своё мнение. То, что кажется интересным взрослым, часто не вызывает никакого восторга у подрастающего поколения, а книги для подростков кажутся родителям слишком примитивными. Но всё же позвольте ребенку самому сформировать круг своего читательского интереса, каким бы странным он вам не казался. Поощряйте любую инициативу, задавайте вопросы о прочитанном. Если ему пока не интересна художественная литература, путь листает журналы, читает об автомобилях, животных, шахматах и т.д. Вкусы могут измениться, а любовь к книге и привычка к чтению сохраниться.

Дома с утра до вечера включен телевизор? Выключите его хотя бы на час – два. Уберите планшет и телефон, пусть у ребенка появиться немного свободного времени для чтения.

Но самое главное, чтобы привить любовь к чтению, в первую очередь нужна читающая семья. Как сами родители проводят свободное время? Если ребенок каждый день видит их монитора компьютера, то о какой любви к книге можно вообще говорить?

И ещё приведём несколько малоизвестных фактов в пользу чтения:

Нейрофизиолог Дейвид Льюис обнаружил, что шесть минут ежедневного чтения достаточно, чтобы снизить уровень стресса на 70 процентов. Это более эффективно, чем прослушивание музыки или прогулка. А ученые института Тулузы доказали, что просматривать книгу во время еды полезно для желудка. Читая, человек медленнее пережевывает пищу, и она лучше пропитывается слюной и пищеварительными соками. Так что с уверенностью можно сказать, что чтение может быть не только интересным времяпровождением, но и принести пользу вашему организму.

Схватка века: бумажная книга против электронной

«Цифровая революция» не обошла стороной и книги. В настоящее время в интернете можно найти большое количество электронных версий книг. Почему же электронные книги пользуются такой популярностью? Попробуем разобраться и выяснить плюсы и минусы КПК (карманного персонального компьютера).

Достоинства:

  • Электронные книга – это не только модный аксессуар, но и очень удобный. Можно читать в темноте, увеличивать шрифт, выделять понравившиеся цитаты.

  • Занимает мало места. Особенно удобно при поездке в отпуск. Можно закачать очень много любимых произведений и все они уместятся в вашем рюкзачке/сумочке

  • Сравнительно не дорогая. Если учесть, что хорошая книга стоит не дёшево, то купив один раз КПК можно неплохо сэкономить семейный бюджет.

  • Можно быстро скачать любое произведение.

  • Отпадает проблема хранения прочитанных «бумажных» изданий, которые занимают много места, а выбросить жалко.

  • Можно самостоятельно менять дизайн книги.

  • Пользуясь электронной книгой, вы бережете нашу планету. Для создания одной бумажной книги нужно 5 кг. дерева. Электронные книги безвредны для окружающей среды.

Недостатки:

  • При падении на твердую поверхность может разбиться.

  • Полная зависимость от электричества. Время от времени приходиться заряжать.

  • Глаза устают быстрее при чтении с монитора.

  • Не все книги доступны в электронном варианте.

  • Скорость чтения. При чтении печатного варианта книги мозг воспринимает поступающую информацию быстрее.

  • Нельзя оставить на стуле, чтобы обозначить, что это место занято.

Многочисленные исследования показывают, что текст, прочитанный в бумаге, запоминается и усваивается лучше, чем тот же материал, прочитанный с экрана КПК.

Рассмотрев возможные достоинства и недостатки печатных и электронных книг можно сделать вывод, что они выполняют одну и ту же функцию – предоставляют информацию и позволяют окунуться в мир фантастически и приключений. А какую книгу выбрать – каждый оставляет выбор за собой.

Детские библиотеки в современном обществе

В век всеобщей информатизации, всё, что не входит в цифровой формат, кажется ненужным и устаревшим. Безжалостный дух времени почувствовали и библиотеки. Читателей становится всё меньше. Так нужны ли библиотеки в условиях компьютеризации общества и зачем, если любую информацию можно найти в Интернете?

Любознательность заложена в человеке с детства. И тут библиотека предоставляет неограниченные возможности в удовлетворении этой потребности. Приходя в библиотечный зал, ребенок может в спокойной обстановке познакомиться с понравившейся книгой, взять её домой.

Значение детских библиотек трудно недооценить, они формируют вкусы юных читателей. Но многие библиотекари говорят о том, что в связи с загруженностью, у подростков порой не хватает времени прийти в библиотеку за книгами.

Меняется мир, меняются дети. Современная библиотека на протяжении последних десятилетий претерпевала значительные изменения. Сейчас её можно сравнить с культурно-досуговым центром, где проводится большое количество мероприятий, за счет которых и выживает библиотечная система. Библиотеки преображаются. Любой желающий может получить интересующую его информацию в удобном для себя формате, на любом носителе. Даже бумажные формуляры постепенно уходят в прошлое, уступая место компьютеру.

Сегодня библиотеки активно пытаются привлечь читателей, используя современные социально-культурные технологии. Из просто чтения библиотеки выходят на уровень создания информационно-культурного, информационно-образовательного пространства, способного удивлять посетителя. Удивлять, вызывать интерес – основной мотив деятельности библиотек.

Облик современной библиотеки может меняться, но функция её остаётся неизменной на все времена – воспитать из маленьких любознательных посетителей постоянных читателей.

Описание исследования

Для того чтобы выявить круг читательских интересов подростков, мы провели небольшое исследование среди школьников 5 – 7 классов г. Снежногорск, Мурманской обл. В исследовании приняли участие 160 учеников и 105 родителей.

Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). Анализ анкет показал следующее:

При ответе на вопрос «Как чаще всего Вы проводите свободное время?» выяснилось, что большинство школьников предпочитают сидеть за компьютером или телевизором (об этом говорят 49 % пятиклассников и 52% семиклассников). Следующими по популярности идут ответы «гуляю» и «хожу на дополнительные занятия».

Отвечая на вопрос «Читаете ли Вы книги помимо школьной программы» 10% учеников 5 и 6 классов и 25% семиклассников признались, что не любят читать. 26% пятиклассников, 10% шестиклассников и 15% учеников 7-х классов, говорят о том, что любят читать и с удовольствием это делают в свободное время.

На вопрос «Почему Вы читаете или не читаете», самым распространенным ответом было – «заставляют родители». Треть подростков ответила, что это интересно и третьим по популярности был ответ – «не успеваю читать»

Мы решили узнать, какому жанру литературы, школьники отдают предпочтение. Выяснилось, что большинство подростков предпочитают фантастику, приключения, детективы. Реже читают историческую литературу и классику.

Фанаты электронных книг утверждают, что книги в бумажном переплёте канули в прошлое. Так ли это? Не смотря на то, что электронные гаджеты набирают популярность, оказалось, что школьники всё же в своём большинстве предпочитают книги в бумажном переплёте.

Мы решили узнать отношение современных подростков к библиотекам. Может с приходом в нашу жизнь интернета, они уже не актуальны? Подавляющее большинство подростков утверждает, что библиотеки всё же нужны. На вопрос «зачем?» чаще всего звучали ответы: чтобы взять книгу, если нет возможности купить, проводятся разные интересные мероприятия, чтобы дети могли почитать в спокойной обстановке, познакомиться с новинками в литературе.

Для того чтобы выяснить какие же книги интересны школьникам, мы просили их указать своего любимого автора и произведение. Проанализировав полученные ответы, мы составили рейтинг популярных книг учеников 5 – 7 классов г. Снежногорск, Мурманской области. (Приложение 4). Анализ результатов показывает, что подростки достаточно разнообразны в выборе книг. Самой большой популярностью пользуется произведение Сьюзен Колинз «Голодные игры». Затем идут Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Александр Грин «Алые паруса», Клайв Льюис «Хроники Нарнии», Джоан Роулинг «Гарри Потер». Здесь же и приключенческая литература, и иронические детективы, и фантастика и даже сказки.

Родителям учеников 5 – 7 классов мы задали вопрос «Читает ли Ваш ребенок книги помимо школьной программы?» Больше половины респондентов говорят о том, что их ребенок читает время от времени. О том, что их дети не читают и не любят читать признают чуть больше 30% родителей учеников 5-х и 7-х классов и 19% родителей шестиклассников.

Все родители согласны с тем, что прививать ребенку любовь к чтению обязательно нужно, так как это «развивает кругозор, эрудицию, память, пополняет словарный запас, помогает найти вопросы на интересующие ответы».

И на вопрос: «Нужны ли современному обществу библиотеки?» все родители единогласно ответили утвердительно, мотивируя это тем, что «книги дорого сто̀ят, а в библиотеке можно взять бесплатно; для повышения культурного уровня и сохранения культурных традиций; часто проводятся интересные встречи, выставки».

Выяснив мнение школьников и родителей, мы пообщались с учителями русского языка и литературы на предмет чтения книг подростками, где задавали им следующие вопросы: «Как Вы считаете, много ли читают подростки (5 - 7 классов) помимо школьной программы? Если нет, то почему?» Педагоги отмечают, что в основном дети читают только в рамках школьной программы. Потому что читать в наше время «не модно». Того, что у школьников просто не хватает времени на чтение они категорически отрицают, говоря, о том, что «у всех хватает времени на просмотр телевизора или зависания в соц. сетях, конечно, на книги его уже и не остаётся». Конечно, читающие дети есть, но их обычно 1 – 2 человека из всего класса и таких школьников видно сразу.

Чтобы увидеть более четкую картину, мы сходили в городскую детскую библиотеку, чтобы провести опрос среди работников библиотеки и поработать с библиотечными формулярами. Но поработать с формулярами нам не удалось, так как библиотека перешла на автоматизированное обслуживание и все сведения с бумажных формуляров были перенесены в электронные.

В ходе опроса выяснилось следующее: всего в библиотеку записано972 школьника с 1 по 8 класс. Основная масса читателей – это ученики начальных классов. Среднее звено сюда приходит реже. Часто берут журналы (особенно девочки). Из художественной литературы берут то, на что идёт мода – популярностью у подростков пользуются книги Ирины Щегловой, Екатерины Матюшкиной, «Гарри Поттер», «Голодные игры», ребята постарше просят «СТАЛКЕРа». Конечно, библиотекари проводят различные мероприятия для привлечения читателей – это и библионочь, и различные игры, квесты, тематические вечера. Но с каждым годом ребята всё реже посещают библиотеки.

Заключение.

О некоторых людях говорят: общителен, корректен, начитан… Навыки, сформированные чтением, позволяют цивилизованно и культурно выражать свои чувства. И чем больше способов выражения знает ребенок, тем легче ему будет общаться с окружающими. Чтение – это, прежде всего общение, общение с героями книги, с самим собой. Интерес к книге закладывается в детстве, и родители обладают уникальной возможностью развить в ребенке этот интерес. Книга может стать не просто инструментом получения знаний, но и источником получения удовольствия. Отбить желание к чтению очень легко – гораздо сложнее привить любовь к книгам.

Мы изучили круг читательских интересов подростков в возрасте 11-13лет.

Наша гипотеза подтвердилась частично. На основании анализа ответов школьников, родителей и педагогов мы можем сделать вывод, что чем старше становится ребёнок, тем меньше он проявляет желание взять в руки книгу. 10% опрошенных пятиклассников говорят, что не любят читать. К седьмому классу это же утверждают уже 25% школьников.

Но, как оказалось, большинство школьников всё же отдают предпочтение книгам в бумажном переплёте, а не электронным гаджетам.

Но я хочу не согласиться с мнением педагогов, что читать «не модно». Мне кажется, что школьники как раз и берут в руки книгу, для того, чтобы быть в «теме». Если идёт «мода» на какого-то автора, то подростки, пусть не все, но стараются прочитать популярную книгу. Другой вопрос, как к выбору книг подростком относятся родители и педагоги. Ведь даже к творчеству Сьюзен Коллинз можно относиться по разному, но то, что ее трилогия «Голодные игры» «усадила» за эту книгу множество школьников, неопровержимо. А если ребенку на данном этапе своей жизни трудно одолеть Гоголя или Достоевского, это не значит, что он бесперспективен. Просто сейчас эти авторы не входят в число важных для него собеседников. В любом жанре литературы есть достойные, увлекательные, качественные книги. И задача родителей не заставлять ребенка читать нужные книги, а подобрать ему наилучшую книгу в интересном ему жанре.

Закончить свою работу хочу словами выдающегося педагога Василия Сухомлинского «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Список источников:

  1. Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.

  2. Голубева Е.И. Детское чтение в России: Реальность, опасения, прогнозы / Е. И. Голубева, В. П. Чудинова // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования. - М., 2003. - С. 9-16.

  3. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: Полный курс: учеб. пособие / Ю. Н. Дрешер – М.: «Издательство ФАИР», 2007. – С. 28 - 37

  4. Ильина В. Читают ли дети в читающей стране? / В. Ильина // Библиотека в школе. Прилож. к газете Первое сентября. - 2001. - N 5. - с. 4.

  5. Кашкаров А. П. Детское чтение: пособие для отцов/ А. П. Кашкаров – М.: Либерия – Бибинформ, 2010. – 96 с.

  6. Ахметянова А. Печатные или электронные книги: плюсы и минусы/ А. Ахметянова – Режим доступа: http://www.bashedu.ru/newspaper/pechatnye-ili-elektronnye-knigi-plyusy-i-minusy24 декабря 2014 г.

  7. Ворожцов В. Домашняя библиотека: нужны ли современному человеку книги? / В. Ворожцов – Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Domashnyaya-biblioteka-nuzhny-li-sovremennomu-cheloveku-knigi/

  8. Данилова Л. Почему подростки не читают книг? Взгляд подростка/ Л. Данилова – Режим доступа:http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/pochemu-podrostki-ne-chitayut-knig-vzglyad-podrostka.html02 марта 2014 г.

  9. Кондратьева О. Н. Читающее юношество и будущее России / О. Н. Кондратьева – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/rgub_4.php

  10. Коробатов Я.Почему бумажные книги лучше электронных/ Я. Коробатов – Режим доступа: http://www.murmansk.kp.ru/daily/26419/3293139/

  11. Крусь О. Самые интересные книги для подростков/ О. Крусь – Режим доступа: http://www.papaimama.ru/arts.php?art=interesnye-knigi-dlya-podrostkov

Приложение 1

Анкета для школьников

Здравствуйте. Я ученица 6 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании.

  1. Как Вы чаще всего проводите свободное от учёбы время?

_____________________________________________________________

  1. Читаете ли Вы книги помимо школьной программы?

а. Да, постоянно

б. Время от времени

в. Нет, не люблю читать

  1. Почему читаете / не читаете?

_____________________________________________________________

  1. Какие книги Вы предпочитаете?

а. Детективы б. Фантастику в. Приключения

г. Историческую литературу д. Классику

е. Читаю всё подряд ж. Никакие

з. Свой вариант ответа_________________________________________

  1. Какой вариант книги Вы бы выбрали?

а. Книга в бумажном переплёте

б. Электронная книга / планшет..

  1. Нужны ли, на ваш взгляд, современному обществу библиотеки и если да, то зачем?

_____________________________________________________________

  1. Напишите название (и автора) своей любимой книги (если есть)

Анкета для родителей.

Здравствуйте. Я ученица 6 класса, пишу исследовательскую работу. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Этим Вы поможете мне в исследовании.

  1. Читает ли Ваш ребенок книги помимо школьной программы?

а. Да, постоянно

б. Время от времени

в. Нет, не любит читать

  1. Важно ли, на Ваш взгляд, прививать ребенку любовь к чтению и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, нужны ли современному обществу библиотеки и если да, то зачем?

______________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!

СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!

Приложение 2

Анализ результатов анкетирования школьников

5 класс

6 класс

7 класс

     
     
     
     
     

Приложение 3

Анализ результатов анкетирования родителей

5 класс

6 класс

7 класс

     

Приложение 4

Рейтинг популярных книг среди школьников 5 – 7 классов