III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ?
Неведрова А.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Актуальность:

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Конфликты неизбежны. И наш класс не исключение. Любой класс время от времени сталкивается с проблемами. Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он не был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей - столько и мнений и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Конфликт-это одна из вечных тем взаимоотношений между людьми. И она будет актуальна до тех пор, пока на Земле живет человек. В нашей жизни мы общаемся с разными людьми: большими и маленькими, разными своими индивидуальными особенностями, интересами, национальностями, характерами. Знание о конфликте: как он зарождается, протекает и, самое главное, как, с помощью, какой стратегии выходить из конфликта, не только не потеряв честь и достоинство, но и не унизив другого человека необходимы каждому человеку.

Цель моей работы: провести исследование конфликтных ситуаций в классе, выяснить причины их возникновения и способы разрешения, что бы в дальнейшем научиться достойно выходить из таких ситуаций.

Задачи:

  1. изучить литературу по теме конфликты;

  2. на основе анкетирования выявить причины, участников и пути выхода из конфликтной ситуации.

  3. создать буклет - памятку, как избежать или выйти из конфликтной ситуации;

  4. дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе;

  5. через 6 месяцев провести повторное анкетирование, что бы выяснить эффективность созданных рекомендаций;

Объектом исследования являются конфликтные ситуации.

Предметом исследования являются конфликтные ситуации моих одноклассников.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что большинство конфликтов происходит из-за недопонимания, нежеланиями принять и понять друг друга.

Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Выгодский Л.С., Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н. Леонтьев и др. Данная проблема затрагивает так же умы многих современных ученых, которые разрабатывают всевозможные методики по предотвращению конфликтов подростков и способствуют укреплению отношений детей с родителями и школой.

Методы исследования:

  • социологический –в ходе исследования было проведено неоднократное анкетирование учащихся

  • методы анализа и обобщения;

  • статистический – обработка результатов в таблице и диаграммах;

  • теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников;

В качестве источников исследования взята следующая информация: анкетирование, опрос, справочники.

Сроки исследования: 2 года.

п/п

Этап исследования

Сроки

1

Теоретические основы исследуемой проблемы.

2015-2016 уч. год

2

Практическая работа

2015-2017 уч.год

Практическая значимость исследования:

- Выработка ряда правил и рекомендаций для предупреждения конфликтов в классе, развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Глава I Теоретическая часть.

§1Общие сведения о понятии «конфликт».

Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». В учебнике 6 класса обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова : конфликт – это столкновение противоположных интересов. Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников.

Само слово "конфликт" - явление из области психологии. Все знают, что конфликт - это отсутствие общего мнения на тот или иной вопрос или ситуацию. На самом деле это слово можно определить и другими фразами, но суть - одна - отсутствие общего мнения, согласия, договоренности. В конфликте имеет место противоречие участвующих в нем сторон.

В книге "Психология конфликта" Гришиной Н. В. изложены психологические проблемы конфликтов. Также представлены их виды, описаны реакции людей на жизненные ситуации, которые затрудняют общение(5).

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей(8). В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины(9). Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперникам(6). Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления(7).

§2.Причины конфликтов.

В учебнике обществознание 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова выделяют следующие причины конфликтов:

  1. Противоположные желания и интересы;

  2. Смысловые барьеры в общении;

  3. Различия, связанные с положением в обществе;

  4. Эмоциональное состояние;

  5. Различные представления о правилах или нормах поведения.

В своей анкете я их и взяла за основные причины , хотя конфликтологи пишут, что невозможно выделить все причины и , предпочитают оперировать следующими группами причин возникновения конфликтов.

Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.

Организационно-управленческие причины. Эта группа относится к рабочим конфликтам. Сюда входят неэффективная организация работы в компании (отсутствие необходимых внешних и внутренних связей), несоответствие работника занимаемой должности, ошибки подчиненных и руководителей, допущенные в процессе работы.

Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей, неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.

Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.

§3. Основные этапы конфликтов.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

§4. Способы ( стили) разрешения конфликта.

В нашем учебнике выделено 4 стиля ( или пути) разрешения конфликта:

  1. сотрудничество,

  2. компромисс,

  3. избегание (уклонение),

  4. приспособление.

Стиль сотрудничества.Обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:

  • если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;

  • если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;

  • если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;

  • если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить;

  • если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.

К стилю сотрудничества прибегают в тех случаях, когда у каждой из сторон есть время на поиск общих интересов. Но такая стратегия требует терпимости и эффективна в том случае, если в перспективе не предвидится каких-либо изменений в расстановке сил противоборствующих сторон.

Стиль компромисса. Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.

Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.

Стиль избегания (уклонения). Обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение. Например, руководящие работники очень часто уклоняются от принятия спорного решения, откладывая его на неопределённый срок.

Если говорить о других должностях, например, менеджере среднего звена, то он может якобы терять документы, озвучивать бесполезную информацию, ссылаться на то, что вышестоящий начальник в командировке. Но затягивание решения по данному вопросу может ещё сильнее усложнить проблему, поэтому стилем уклонения пользоваться лучше тогда, когда это не будет иметь серьёзных последствий.

Стиль приспособления. Проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.

Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:

  • когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;

  • когда недостаточно власти, чтобы одержать победу;

  • когда победа для оппонента важнее, чем для вас;

  • когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;

  • когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить.

§5 Как избежать конфликтных ситуаций .

После анализа литературы я постаралась, на мой взгляд, отобрать самые эффективные методы избегания конфликтной ситуации:

  1. Не провоцируйте. Если вы знаете, что человек хам и склочник, лучше держаться от него подальше, лишний раз не разговаривать с ним, общаться только по необходимости. Таким образом, вы снизите шансы на то, что конфликтер прицепится именно к вам.

  2. Если неприятность все же случилась, и человек втянул вас в конфликтную ситуацию, ни в коем случае не опускайтесь до его уровня. На практике это бывает сделать совсем непросто, однако если в ответ на хамство или ругань в ваш адрес вы поступите подобным образом, вы потеряете лицо, чего и добивается ваш оппонент. Ведите себя сдержанно, не повышайте голос и не кричите.

  3. В том случае, если ваш недруг перешел всяческие границы, оскорбляя вас, ни в коем случае не молчите. Скажите, что разговор в таком тоне недопустим, и вы отказываетесь продолжать беседу до тех пор, пока он не извинится. Все дальнейшие его слова игнорируйте напрочь – до тех пор, пока не получите извинение.

  4. Подумайте над тем, какие цели преследует человек, с которым у вас часто возникают конфликтные ситуации. Если вы найдете, откуда растут ноги у конфликта, вы сможете его прекратить.

  5. После каждой конфликтной ситуации анализируйте свое поведение. Вполне возможно, что в чем-то вы послужили причиной конфликта, сами того не замечая. Делать это нужно после того, как вы перестали пылать праведным негодованием и можете посмотреть на ситуацию объективно.

Глава II Практическая часть.

В 2015-2016 и 2016-2017 у. годах (6 и 7 классе) я провела анкетирование(Приложение 1 ) среди моих одноклассников с целью выяснения участников, причин возникновения и путей выхода из конфликта. В первую очередь меня интересовал вопрос: как часто мои одноклассники вступают в конфликтную ситуацию. В 6 классе всего лишь 1 человек ответил, что конфликты возникают ежедневно, а вот в 7 классе уже 5учащихся (24%) ответили утвердительно. В 6 классе раз в неделю возникали конфликты у 60 % , в 7 классе уже 36% ( 8 человек). Но раз в месяц конфликтные ситуации стали возникать чаще , было у 36% , стало 50%(Приложение 2).

В целом обстановка в классе не конфликтная, хотя и не скажешь, что доброжелательная. Доказательством этого является анализ данных на второй вопрос: с кем чаще всего возникают разногласия? Чаще всего конфликты возникают с одноклассниками, на втором месте – родители, на третьем месте друзья. Фактически отсутствуют конфликты с учителями(Приложение 3 ). В 7 классе ситуация не меняется. Но процент конфликтов с родителями увеличивается, а вот с одноклассниками уменьшается на 10%. Я считаю, что это происходит закономерно. Психологи утверждают: что за конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека; неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности. Наиболее частые причины, по которым мои одноклассники оценивают сложные ситуации общения с родителями:

- «считают меня маленькой»,

- не понимают меня и часто путают мои чувства,

- не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей,

- «совсем не знают моего характера»

Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними. Анализируя ответы, я выделила следующие причины конфликтов между учениками

- противоположные интересы и желания (борьба за авторитет, соперничество и т.д.) 56%- 6 класс и 46 %– 7 класс

- Разные моральные ценности ( обман, сплетни , оскорбления, обиды , личная неприязнь к человеку ) 24%- 6 класс и 27%- 7 класс

- не могут контролировать свои эмоции 20 %- 6 класс и 27%- 7 класс. Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь, поэтому среди учащихся и происходят конфликты(Приложение 4).

И наконец, пути выхода из конфликтной ситуации. Выше я уже писала, что ученые выделяют три пути:

- Компромисс- данный путь разрешения конфликтной ситуации характерен для большинства учащихся в решении конфликта с друзьями в 6 классе 56%, в 7 классе – 83%. Это и не удивительно ведь в подростковом возрасте, друзья иногда становятся ближе, чем родители. А вот с одноклассниками, как показывает опрос, все меньше и меньше идут на компромисс (44% в 6 классе и 4% в 7 классе). Видимо за год научились избегать(30% всего, в сравнении с 6 классом 24%) и приспосабливаться (44% и 20% соответственно).

- Избегание - чаще всего по данному пути идут с одноклассниками (30%) (обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение).

- Приспособление – путь, по которому чаще всего идут мои одноклассники с родителями (проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии) , и в 6 классе(44%) и в 7 (43%).

- Примирение – 30% одноклассников отметили этот путь в решении конфликтов с родителями и 22% с одноклассниками. Данный выход был отмечен в графе свой вариант ответа. Для меня удивительно, что в 6 классе никто вообще не отметил данную позицию. Я думаю, что это связано с тем, что в 6 классе конфликтов с родителями и одноклассниками было значительно меньше в силу возрастных особенностей(Приложение 5 ).

После анкетирования в 6 классе своих одноклассников и выявления существования проблемы, что конфликтные ситуации возникают у каждого, я составила буклет по теме:« Как избежать конфликтных ситуаций»(Приложение 7), где используя материал учебника и дополнительной литературы предложила ряд правил как избежать конфликтной ситуаций. Жаль, что большинство не воспользовались моими советами (48% воспользовались) , но я рада, что кому то они помогли (22%) или даже иногда помогали (22%) (Приложение 6).

Заключение.

Подводя итоги, своего небольшого исследования:

  1. Я изучила более подробно такую важную тему в жизни каждого человека: « Что такое конфликт, причины возникновения и способы разрешения».

  2. Составила общие рекомендации по предотвращению конфликтов для своих одноклассников и для себя лично. На мой взгляд, конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. И конечно я буду надеяться, чтоб конфликтных ситуаций в моей жизни стало меньше.

  3. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась большинство конфликтов у школьников, происходит из-за недопонимания, нежеланиями принять и понять друг друга. Но главная причина здесь кроется в особенностях подросткового возраста.

  4. В 8 классе я хочу продолжить своё исследование и главный акцент сделать на психологических особенностях подросткового периода. Психологи этот период называют самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта. Период, когда человек находится между детством и взрослостью.

  5. Больше всего мне понравилось проводить практическую работу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.

  2. Боголюбов Л.Н. учебник обществознания 6 класс М. «Просвещение» 2014

  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.

  4. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1996.

Интернет- источники:

  1. http://e-libra.ru/read/367651-psihologiya-konflikta.html

  2. http://www.libma.ru/psihologija/shpargalka_po_konfliktologii/p33.php

  3. https://refdb.ru/look/1183047.html

  4. https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8222.pdf

  5. http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm

Приложение 1 Анкета.

1.Как часто у вас возникают конфликты

А) ежедневно

Б) раз в неделю

В) раз в месяц

2. С кем чаще всего вы конфликтуете

А) с одноклассниками

Б) с родителями

В) свой вариант ответа

3. Что является чаще всего причиной конфликта

А) Противоположные желания или интересы

Б) Эмоциональный барьер

Г) Моральный барьер

Д) Свой вариант ответа

4. Как чаще всего заканчивается ( если таковые имеют место быть) конфликт с родителями

А) компромисс,

Б) избегание,

В) приспособление

Г) свой вариант ответа

5. Как чаще всего заканчивается ( если таковые имеют место быть) конфликт с друзьями

А) компромисс,

Б) избегание,

В) приспособление

Г) свой вариант ответа

6. Как Вы считаете можно ли избежать конфликтной ситуации?

А) с родителями да или нет, иногда

Б) с друзьями да или нет, иногда

В) с одноклассниками да или нет, иногда

Приложение 2 Диаграмма «Как часто возникают конфликты»

Приложение 3 С кем чаще всего вы конфликтуете?

6-7 класс

Приложение 4.Что является причиной конфликта? 6, 7 классы

Приложение 5.Пути выхода из конфликта?

6 класс

7 класс

Приложение 6. Использовали ли вы памятки ?

Помогли ли вам памятки , которые мы сделали ?

Приложение 7. Буклет

7