III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ТАШТАГОЛА)
Каукин Д.М.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос конструирования региональной идентичности в последнее время становится все более актуальным. Идентичность понимается как основа развития личности. Следовательно, в целях воспитания «правильного» общества происходит формирование определенной региональной идентичности у жителей города.

Проблема исследования сформулирована в форме вопроса: в какой степени современная наружная реклама о городе влияет на процесс формирования региональной идентичности таштагольцев? Объектом исследования выступает сама региональная идентичность. Предмет исследования: наружная реклама как механизм формирования региональной идентичности. Целью исследования является выяснение локальной специфики наружной рекламы как механизма формирования региональной идентичности. В ходе работы необходимо было решить следующие задачи:

1. Дать определение понятиям «регион», «региональная идентичность», рассмотреть основные теоретические подходы к анализу региональной идентичности;

2. Описать процесс формирования региональной идентичности в локальной среде;

3. По итогам дискурс-анализа и анкетного опроса подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

Гипотеза исследования: современная наружная реклама в городе Таштаголе слабо влияет на формирование региональной идентичности.

В данной работе эмпирическим методом исследования был метод дискурс-анализа наружной рекламы города Таштагола.

Полученные в ходе данного исследования материалы могут быть использованы в дальнейшем при разработке как имиджа города, так и для развития социально-экономической составляющей Таштагола.

ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

1.1.Теоретические подходы к определению понятия «регион», «региональная идентичность»

В настоящее время существует проблема комплексного рассмотрения понятия «регион», так как любые трактовки сводятся к рассмотрению его с географической точки зрения. В связи с этим, дать полное определение данному понятию, без привязки его к географическим характеристикам, практически невозможно. В целом, можно выделить два основных определения понятия «регион» (широкое и узкое):

1. Регион – это определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. [10]

2. Регион – это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления. [2]

В данной работе под понятием «регион» будет пониматься определенная обособленная территория, обладающая комплексностью, целостностью, наличием органов управления, а также наличием культурных, социальных, экономических и политических характеристик.

Концепция региональной идентичности имеет междисциплинарное содержание и базируется на научном наследии ряда наук (география, история, политика, социология и др.)

В настоящее время можно выделить следующее определение понятия идентичности - это результат отождествления «себя» в качестве члена территориальной общности [7, с. 95]. Каждый индивид обладает образом «Я – член территориальной общности», который вместе со способом соотнесения (сравнения, оценивания, различения и отождествления) образа «Я» и образов территориальных общностей образует механизм территориальной идентификации. Важным моментом здесь является «масштаб» или границы той территориальной общности, к которой индивид чувствует причастность: это может быть ограниченная территория – город, село, область, или значительно более широкие пространства – Россия.

Так же региональную идентичность можно определить как форму своеобразной самопрезентации, в рамках которой один человек или общность людей оценивают свое положение по отношению к внешнему миру.

Таким образом, в общественных науках постепенно складывается точка зрения, согласно которой, под региональной идентичностью понимаются изменяющиеся и динамичные явления, а не зафиксированные неизменные пространства с четкими границами. [8]

Подводя небольшой итог сказанному, можно определить региональную идентичность, как часть социальной идентичности личности, а также как элемент индивидуального или массового сознания, в котором отражается сознание общности «самой себя» и сравнения «себя» с другими.

Рассматривая вопрос о региональной идентичности, следует учитывать то, что идентичность как процесс социальной идентификации может формироваться самой общностью (внутренняя идентичность), может базироваться на «эталонной» культуре, а также может навязываться общности извне. Все варианты идентификации находятся во взаимосвязи и подвержены динамическому взаимовлиянию.

Таким образом, региональная идентификация – это управляемый процесс. Региональная идентичность как явление общественной жизни и предмет исследования имеет достаточно сложную природу и может быть как положительной, так и отрицательной с точки зрения эффективности экономического развития региона. [8] Осознание населением собственного экономического и политического статуса неизбежно отражается и в характере хозяйственного развития. Статус города/области становится фактором социально-психологического климата, влияющего в свою очередь на все сферы жизни. [1, с. 84].

Иными словами, региональная идентификация – это элемент общественного и личностного сознания, в котором отражается сознание территориальной общностью своих интересов как в отношении с другими общностями своей нации, так и по отношению к территориальным общностям соседнего государства. Важнейшей функцией регионального самосознания является поиск путей самосохранения региональной общности. Учет специфики региональной самоорганизации есть инструмент политического управления. [8]

Таким образом, региональная идентичность – это фактор социального и экономического развития, а также элемент политического управления.

1.2. Формирование региональной идентичности в локальной среде

Региональная идентичность имеет определенную структуру, как правило, в ней выделяют два основных компонента: знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом и оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней. [9]

В свою очередь, сформировавшаяся в обществе региональная идентичность, выполняет ряд функций: создает определенный тип человека (промышленный, творческий); выступает регулятором общественных отношений (между устоявшимися нормами и принятыми законами); формирует систему ценностей (в синтезе «пришлых» и коренных жителей); наполняет пространство жизни символами; формирует определенный тип коммуникации между жителями. [3, с. 165]

Необходимо отметить, что отправной точкой в развитии региона является специфика его географической среды. Природно-климатические условия, наличие тех или иных полезных ископаемых, особенности ландшафта – все это становится серьезными предпосылками для развития определенного рода жизнедеятельности и способов хозяйствования на данной территории. Сформированная идентичность дает возможность человеку обрести связь с определенным миром и осознать себя частью большого целого. [5, с. 92]

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что региональная идентичность – элемент общественного и личностного сознания, в котором происходит осознание территориальной общности самой себя и отражение общностью своих интересов.

Сформированная региональная идентичность дает человеку обрести связь с определенным городом и ощутить себя частью большого мира. А, следовательно – участвовать в непосредственном развитии той или иной территории. Региональная идентичность может выступать как:

• Положительная – такое самосознание территориальной общности, при котором жителями осознается уникальность и значимость территории, а также формируется тесная связь с местом.

• Нейтральная – сознание территориальной общности, при которой жителями осознаются собственные особенности, но связь с место очень слабая, либо вовсе отсутствует.

• Отрицательная – такое самосознание территориальной общности, при котором жителями не принимаются ни уникальность, ни положительные характеристики, ни значимость территории; связь с местом полностью отсутствует.

Способы формирование региональной идентичности:

• Упоминание о положительных особенностях региона.

• Упоминание об уникальности и значимости региона.

• Привитие любви к региону и гордости за него.

• Формирование у жителей связи с местом в стране и мире.

АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Данное исследование было осуществлено с использованием двух методов: метода дискурс-анализа и анкетного опроса.

В дискурс-исследованиях можно выделить два основных направления: прикладное исследование лингвистического дискурс-анализа, в основе которого лежит классический анализ текста, и общественно-научный дискурс-анализ, как критический, так и в области социологии знания. В нем на первый план выходят не языковые, а социальные феномены. Он нацелен на выявление знаний, заложенных в дискурсе и их взаимосвязей с властью. Этот анализ применим как к научным знаниям, так и к повседневным, которые передаются посредством СМИ, повседневной коммуникацией, школой, семьей и т.п. [4, с. 186]. Дискурс-анализ социологии знания направлен на исследование общественных практик и процессов коммуникативного конструирования, стабилизации и трансформации символических порядков, а также их последствий: законов, статистики, классификаций и т.п.

В данном исследовании единицами дискурс-анализа выступили баннеры (прямоугольное графическое изображение, служащее площадкой для размещения рекламы) с некоммерческой рекламой, расположенные на улицах Таштагольского муниципального района (приложение 1). Анализируя их, мы попытаемся выявить те или иные механизмы формирования региональной идентичности.

Вторым методом исследования выступил анкетный опрос жителей Таштагольского муниципального района. Респондентами выступили ученики 8-11 класса школ поселка городского типа Мундыбаш. Выборка исследования была сплошная. Данный отбор респондентов является оптимальным, так как ученики 9 и 11 класса – выпускники и будущие студенты – при сформированной региональной идентичности после обучения вернутся назад и продолжат трудовую карьеру в районе. Ученики 8 и 10 класса – это та группа ребят, с которой можно работать в течение последующего года для дальнейшего сохранения кадрового состава. Выбор данной категории обусловлен еще и тем, что такая категория населения, проводя время в дороге, являются пассажирами, а значит, у них есть время смотреть на рекламные сообщения. Так же и находясь на улицах города, на прогулке, есть возможность разглядывать рекламные щиты, так как внимание ничем другим не занято, а баннеры располагаются вдоль пешеходных дорог.

В последнее время на улицах города все чаще появляются рекламные щиты, содержание которых явно направлено на формирование региональной идентичности у горожан. За последние годы подобные баннеры буквально заполнили собой весь город.

Среди баннеров с некоммерческой рекламой, в целом, можно выделить несколько групп:

  1. Баннеры, описывающие положительные особенности Таштагольского муниципального района;

  2. Баннеры, упоминающие об уникальности и значимости района;

  3. Баннеры, работающие на привитие любови и гордости за район;

  4. Баннеры, формирующие связь с Таштагольским муниципальным районом.

Анализ баннеров построен по схеме: краткое описание баннера (серии баннеров), анализ слогана и изображения, описание имеющихся недостатков и преимуществ, анализ механизма формирования идентичности.

1. Баннеры, описывающие положительные особенности региона (рисунок 1 – 3).

Среди наружной рекламы в эту категорию выделяется та, которая повествует жителям о безопасности на дороге. Таких рекламных сообщений было зафиксировано 3 варианта. Данный вопрос сегодня очень актуален, в связи с этим реклама разработана совместно с Таштагольским ГИБДД. Визуальный образ в рекламных плакатах подобран дифференцировано: на одном - непосредственно ответственные за безопасность – работники службы ГИБДД, на втором – дети, на третьем – последствия от несоблюдения требований правил дорожного движения. Таким образом, происходи максимальный охват аудитории: от младшего поколения до старшего, в том числе и нарушителей. Слоганы так же подобраны в соответствии с тематикой блока и выражают его основную идею: важность жизни, осознанность выбора, контроль со стороны властей. Важные элементы выделены как цветом (красный шрифт – «ЖИЗНЬ», «твой выбор?»), так и крупнее по размеру («МЫ ЗАБОТИМСЯ»). Данные рекламные сообщения приятны на вид, яркие, изображения не двусмысленные, нет расхождения текста и фотографии, при этом есть смысловая нагрузка, которая работает на формирование мнения, что в регионе особое место отводится безопасности. И таким образом, данная продукция влияет на положительно ориентированную региональную идентичность, связанную с собственной защищенностью.

2. Баннеры, упоминающие об уникальности и значимости района (рисунок 4-10).

К этой категории мы отнесли 7 баннеров, которые разделили на две серии: баннеры о территориальной уникальности – реклама этой группы связана с развитием туристическо-спортивной направленности, и баннеры, связанные с религиозно-культурными особенностями.

Сегодня ведущее направление развития района – туристическая деятельность. Это должен понимать каждый из жителей Горной Шории. В связи с этим была выделена серия рекламных плакатов, в основе которых лежит идея значимости Таштагола в туристической индустрии. Зрительный образ в них яркий и отражает суть серии – это гора Зеленая, символ Шории – Йети, основной вид отдыха – горные лыжи. Значимость здесь еще и в том, что это областной центр для подготовки спортсменов, о чем так же повествует рекламный плакат. Слоганы здесь краткие, носят информативный характер, по этому в особенном анализе не нуждаются. В целом эта серия плакатов отличается минимализмом оформления при максимальности информации – все лаконично просто.

Вторая серия этой группы говорит об уникальности района – это место не просто поликультурное, но и полирелигиозное: православие здесь наравне с шаманизмом. Это последствия единения шорской и христианской культуры. В связи с этим баннерная реклама работает и на эту область идентификации «себя». Зрительный ряд по православной тематике плавно сочетается с речевым сопровождением, которое написано в стиле богословной литературы. Образ представлен ярко, запоминающееся. При этом баннер с тематикой шорских верований представлен в двойственном смысле: при слогане «Не гневи духов Шории» и «Соблюдай чистоту и порядок», который приятен на слух и красив в постановке самой фразы, зрительный ряд представлен несоответственным – это автомобиль на шоссейной дороге. В итоге рождается вопрос: «А где же дух?», «можно ли тут проехать?». Отсюда – недопонятость содержания. В результате восприятие данного рекламного сообщения размыто. Хотя сам блок влияет на формирование региональной идентичности, как жителя особенного по территории и культуре района.

3. Баннеры, работающие на привитие любови и гордости за район (рисунок 11 – 19). В этом тематическом блоке две категории. Первая – это 3 баннера, на каждом из которых изображены люди, которых можно назвать «Гордость Таштагола». Это одна из наиболее сильных групп рекламных сообщений, которые формируют положительную региональную идентичность. Фоторяд представлен спортсменами, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, и выпускники 2016 года – награжденные в том числе и федеральными наградами, а значит гордость не только района, но и страны. Слоганы в этим изображениям подобраны гармонично, только дополняя визуальный ряд. Данная группа не вызывает раздражения или непонимания, а наоборот – призывает к активным действиям по «поиску себя», а так же настраивает зрителя на определенный уровень достижений. Как минимум – признание близких, преодоление себя, максимум – мировая известность.

Вторая категория – баннеры с призывом сохранить природную красоту и чистоту района в количестве 6 штук. Особенность этой рекламы – образность содержания. Каждого она в разной мере ориентирует на конкретность действия: для кого-то это посадка деревьев. Для кого-то сбор мусора, для кого-то просто не выбрасывать отходы в неположенном месте. Отличают эти сообщения слоганы. Все они построены по принципу «Мы сохраним…» или в форме побудительного предложения «Не бросайте мусор!», «Берегите природу!», и совсем конкретно «Сохрани чистоту». Такое грамматическое построение предложения воспринимается каждым читателем, так как он перекладывает, «одевает» его на себя. Как результат – осознания себя частью большого целого. И в то же время подчеркивается важность каждого отдельного человека. Таким образом, данный блок так же формирует положительную региональную идентичность, ориентируя каждого чувствовать гордость за свою малую Родину, любить и охранять ее природные богатства.

4. Баннеры, формирующие связь с Таштагольским муниципальным районом (рисунок 20 - 22)

Эта группа представлена 3 баннерами, которые делятся на две серии: это баннеры, говорящие о единстве Кузбасса и района и баннер, говорящие о единстве страны.

Первая серия объединена общим слоганом: «Кузбасс за здоровый образ жизни!»; на левой половине площади этих баннеров располагается фотография детей, занимающихся спортом. При анализе слогана, первое, что бросается в глаза, слово «Кузбасс» - оно большее по размеру, чем остальные слова и занимает верхнюю из трех строчек слогана. Отсюда – осознанность единства Таштагола с регионом и его значимость для города. Необходимо отметить, что эти рекламные носители напрямую связаны с губернской программой 2015 года по пропаганде ЗОЖ. Стоит также отметить, что аналогичные серии баннеров с этим же слоганом встречаются и в других городах Кузбасса. Следовательно, данная серия баннеров является общим рекламным блоком, заданным для всей Кемеровской области. «Кузбасс» не случайно поставлен в начале слогана - подобное начало бросается в глаза и звучит очень торжественно. Помимо вышеуказанного слогана баннеры из этой серии включают в себя весьма интересный фоторяд. На снимках изображены не знаменитости и врачи, а обычные дети. Такой подход к фотографиям вполне логичен: дети – будущее страны и Кузбасса, как субъекта федерации. Именно на школьников и студентов сегодня активно направлена социальная политика района по привитию любви к спорту – летнему (как на баннере – футбол), так и зимнему (на баннере лыжи, сноуборд). Таким образом, эта группа баннеров работает на формирование региональной идентичности как путем упоминания о положительных особенностях региона, что немало важно, так и напрямую связывая его с центром области.

Еще один из этой группы - баннер, говорящие о единстве со страной.На нем изображен портрет президента РФ Путина Владимира Владимировича и Московский Кремль. Слоган гласит «Сильные регионы – сильная России». Этот баннер работает на формирование региональной идентичности сразу в нескольких направлениях:

1. напоминает о том, что Россия достаточно сильное государство;

2. говорит о тесной связи всех городов России;

3. умело выделяет значимость Таштагола в укреплении всей страны.

Это призывает чувствовать большую гордость за свою малую Родину и ощущать себя частью великой страны. Что касается изображения, то складывается ощущение о том, что сам президент из Кремля призывает жителей района к укреплению и развитию субъекта на благо общего дела.

Следует отметить, что весьма удачно подобрано место расположения этого баннера: это центр города, где ежедневно проходит огромный поток людей, к тому же баннер занимает достаточно большую площадь, поэтому его видно издалека, плюс ко всему, он расположен на перекрестке, в связи с чем, его ежедневно видит большое количество пассажиров автотранспорта. Подобное месторасположение должно ускорить формирование региональной идентичности путем ежедневного упоминания о значимости региона.

Подводя итог по этой группе баннеров, необходимо отметить, что все они объединены общим способом формирования территориальной идентичности, а именно: призваны прививать единство с Кузбассом и Россией. Данные баннеры «украшены» идеологическим лозунгом, который несет в себе мощную энергетику. Считаем, они выполняют поставленную задачу, то есть формируют региональную идентичность у жителей города, так как зрителем воспринимается не только слоган, но и общий вид самого баннера. Поскольку около половины площади баннера занимают изображения, которые в большинстве случаев достаточно логичны, общее представление не «смазывается» и баннер становится легко воспринимаемым. Необходимо также отметить, набор фотоизображений на баннерах этой группы весьма притягателен: разные персоналии, не надоедая горожанам, притягивают внимание.

Данная группа баннеров призвана так же прививать и чувство гордости у таштагольцев за свою страну, свой край, область, город, так как жителям нашей страны есть чем гордиться.

Для дальнейшего изучения данного вопроса мы обратились к результатам анкетирования школьников поселка городского типа Мундыбаш. Анкеты была разработана с целью изучить два проблемных момента (приложение Б). Во-первых, сформирована ли на сегодняшний день региональная идентичность у учеников 8-11 класса и, если да, то насколько. Во-вторых, какой хотят жители видеть наружную рекламу, чтобы она имела на них воздействие. В опросе приняли участие 68 школьников. Обработка результатов проведена с использованием специальной статистической программы для обработки данных. Полученные данные по результатам исследования позволяют нам сделать следующие выводы.

Большинство школьников считают себя жителями всей нашей страны – так ответило 56% опрошенных. 23% считают себя жителями Горной Шории, 20% - жителями Кузбасса.

В наибольшей степени школьники гордятся своим районом, когда видят рекламу о нем на улицах города (27%), смотрят местный телеканал или прессу (13%), а так же сравнивают Таштагольский район при путешествиях в другие территории со своей малой родиной (22%).

На основе этой информации мы делаем вывод, что местная реклама о районе может ускорить формирование региональной идентичности, так как на нее обращают внимание, но при условии работы в этом направлении. В результате – увеличится количество школьников, считающих себя жителями Горной Шории.

Для работы в этом направлении мы выяснили, что должно быть важно для таштагольцев по мнению учеников. Это, в наибольшей степени, вопросы безопасности (69%), сохранение уникальности природных ресурсов (66%), развитие туристической индустрии (54%) и патриотизма (50%). Но не стоит забывать о сохранении культурного наследия (48%), ответственности за судьбу страны (47%) и связи местной власти с центром (46%). Менее важны для таштагольцев, по мнению школьников, связь с историей (29%) и единство русского и шорского населения (30%). На основе этого анализа можно предположить, что жители Таштагольского района беспокоятся о безопасности жизни в Горной Шории и сохранении уникальной природы, однако мало внимания уделяют исторической важности района и его значимости для страны. Это – поле для работы имиджмейкеров районной администрации. Установление связи с историческим прошлым Родины – одно из положительных моментов для формирования региональной идентичности. Об этом, впоследствии, говорят и школьники, когда высказывают пожелания о размещении на рекламных щитах фотографий ветеранов (2%), традиций и обрядов (11%), а так же других изображений патриотической направленности (3%).

С другими жителями района наших школьников объединяет язык (65%), Родная Шория (60%) в составе большой страны, единого государства (58%). Несколько меньшее количество респондентов выбрали варианты «культура» - 44%, «ответственность за страну» - 32%. Вопросы исторического прошлого объединяют жителей в меньшей степени – данный вариант выбрало всего 27%, как и обычаи (14%). Это еще раз доказывает, что это направление необходимо развивать, как на уровне местных СМИ (ТВ, пресса, наружная реклама), так и в результате учебно-воспитательного процесса – он влияет на формирование региональной идентичности в 15% случаев.

Ввиду того, что 74% респондентов ответили, что обращают внимание на наружную рекламу на улицах района, а 40% отметили ее недостаточное количество, мы предложили самим школьникам ответить, какой же рекламы недостает в районе. Результаты получились следующие: в общем, по мнению опрошенных, изображение должно быть большого размера (54%) с яркими красками (62%). Зрительный ряд предпочтителен с видом на природные достопримечательности (65%) и запоминающимся лозунгом (55%). В результате мы получаем тот образ рекламного плаката, который хотят видеть на улицах школьники – жители поселка Мундыбаш. Делаем вывод: для данной категории населения Таштагольский район – район с уникальными природными ресурсами, которые стоит транслировать на баннерах.

Всего 25% детей хотели бы видеть на рекламных плакатах элементы культурной жизни района, его традиции, а еще меньше предпочитают видеть изображения прошлого (18%).

На основании этого мы можем сделать вывод, что региональная идентичность у школьников поселка Мундыбаш сформирована лишь по части направлений. Так, школьники понимают уникальность региона, его природных особенностей, а так же значимость Горной Шории в туристической и спортивной индустрии. Ребята отмечают, что важное место занимает связь района со страной в целом. Но вместе с этим они не задумываются о важности истории и традиций места, в котором живут, а так же этнокультурных особенностей региона. Впоследствии, при недоработке в этом направлении, мы рискуем потерять связь современного поколения с «корнями» - прошлое не воспринимается молодежью как значимый элемент развития региона. Следовательно, для полноценного формирования региональной идентичности, необходимо использовать и этот механизм путем задействования потенциала как образовательных учреждений, так и наружной рекламы.

Подводя итог, необходимо отметить, что в последние годы наблюдается формирования региональной идентичности у жителей города Таштагола. Анализ серии баннеров показал, что формирование идентичности производится администрацией по основным направлениям. Это и чувство сопричастности к развитию региона, гордость за прошлое, настоящее и будущее. Вместе с тем формируется идентичность и с Кузбассом и Россией в целом, что дает основания для мощного внутреннего стимула к развитию и совершенствованию региона. Однако не все механизмы воздействуют должным образом на молодое поколение таштагольцев. Таким образом, можно сделать вывод о том, что власть осознает потребность в формировании региональной идентичности у жителей. В связи с этим, в настоящее время мы являемся свидетелями начинающегося процесса конструирования региональной идентичности жителей Горной Шории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, еще раз вернемся к актуальности изученной проблемы. Идентичность сегодня – одна из основ развития личности, и именно формированию региональной идентичности в настоящее время должно уделяться особое внимание, чтобы, в том числе сохранить кадровый состав и развивать социально-экономический потенциал территории.

Что касается ключевого понятия данной работы, то при рассмотрении множества теорий, оно было определено следующим образом: региональная идентичность – элемент общественного и личностного сознания, в котором происходит осознание территориальной общностью самой себя и своих интересов; одной из главных характеристик данного понятия является управляемость. Сформированная позитивная идентичность - это мощный идеологический и психологический фактор развития региона. Результаты, ради которых ведётся эта работа - благоприятный социально - психологический климат, консолидация жителей региона вокруг общих задач, политическая стабильность, конкурентоспособность региона.

В эмпирической части работы был произведен дискурс-анализ баннеров с некоммерческой рекламой. Для этого были отсняты баннеры, встречающиеся на улицах города Таштагола, среди которых выбраны те, содержание которых направлено на формирование региональной идентичности. Всего на конец 2016 года было найдено около 30 баннеров различного содержания. Дополнял дискурс-анализ опрос с помощью анкетирования школьников 8-11 класса, обучающихся в поселке Мундыбаш.

Обобщив результаты, можно сделать вывод о том, что формированию региональной идентичности в последнее время уделяется достаточно большое внимание. Властями осознается потребность в конструировании в сознании жителей положительной территориальной идентичности. В том числе, процесс формирования региональной идентичности в городе Таштаголе представлен и в публикациях наружной некоммерческой рекламы. Были выделены следующие группы:

1. Баннеры, описывающие положительные особенности Таштагольского муниципального района;

2. Баннеры, упоминающие об уникальности и значимости района;

3. Баннеры, работающие на привитие любови и гордости за район;

4. Баннеры, формирующие связь с Таштагольским муниципальным районом, областью, страной.

Каждая из групп влияет на процесс формирования региональной идентичности. Однако, анализ показал, что есть и такой вид баннеров, встречающиеся на улицах города, которые содержат в себе ряд неточностей, и поэтому не в полной мере отвечают поставленной цели.

В то же время анкетный опрос показал, что есть направления, по которым еще предстоит работать для наилучшего достижения результата – связь с историческим прошлым, этнокультурными особенностями.

На основе полученных выводов, можно сказать, что механизмы формирования региональной идентичности в полной мере используются в Таштагольском муниципальном районе посредством размещения наружной рекламы на баннерах. Однако региональная идентичность у опрошенной категории населения до конца не сформирована. А это значит, что гипотеза исследования подтвердилась частично.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов А. С. Подходы к исследованию региональной идентичности в отечественной науке [Электронный ресурс] // А.С. Герасимов // режим доступа: http://ind.pskgu.ru

  2. Еремина Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа [Электронный ресурс] // Е.В. Еремина // Регионология. - 2011. - №3 / режим доступа: http://regionsar.ru/node/781

3. Казанцев С.В. Оценка взаимного положения регионов [Текст] / С.В. Казанцева // Экономика и Социология. – 2008. – №2. – С. 151-174

4. Кожанов И.В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов [Текст] // И.В. Кожанов // Педагогические науки. – 2014. - №6. – с. 1504 – 1508

5. Левочкина Н.А. Региональная идентичность: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Н.А. Левочкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-3 / режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8533

6. Макаров М.Л. Основные теории дискурса [Текст] / М.Л. Макаров // М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – 280 с.

7. Мурзина И.Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования [Текст] / И.Я. Мурзина // Известия Уральского государственного университета. – 2004. – №29. – С.86-97

8. Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России: сборник научных трудов [Текст] / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – 245 с.

9. Региональная (территориальная) идентичность: подходы, понятие, соотношение с административно-территориальным делением. Элементы региональной общности [Электронный ресурс] // режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met119/tema12/Ex12.2.html

10. Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования [Текст] / Н.А. Шматко, Ю.Л. Качанов // СоцИс. – 1998. – №2. – С. 94-101

11. Региональная идентичность: теория содержания и методология изучения [Электронный ресурс] // режим доступа: http://dvo.sut.ru

12. Смирнягин Л.В. О региональной идентичности [Электронный ресурс] //Л.В. Смирягин // режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0597/analit05.php

13. Территориальная идентичность [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Наружная реклама города Таштагола

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

Рисунок 13.

Рисунок 14.

Рисунок 15.

Рисунок 16.

Рисунок 17.

Рисунок 18.

Рисунок 19.

Рисунок 20.

Рисунок 21.

Рисунок 22.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета

  1. Вам больше нравится, когда вас называют

    1. Гражданин России

    2. Житель Кузбасса

    3. Житель Горной Шории

  2. Что должно быть важно для жителей Таштагольского района? (возможно несколько вариантов ответа)

    1. Ответственность за судьбу своей страны

    2. Патриотизм

    3. Безопасность

    4. Уникальность природных богатств

    5. Единство шорской и русское национальностей

    6. Связь с историей, прошлым

    7. Связь территории с центром (Кемерово, Москва)

    8. Развитие района за счет туризма

    9. Сохранение культурного наследия

    10. Другое___________________________________

  3. Что объединяет Вас с другими жителями Таштагольского муниципального района? (возможно несколько вариантов ответа)

    1. Язык

    2. Единое государство

    3. Культура

    4. Родная Шория

    5. История, прошлое

    6. Обычаи, обряды

    7. Характер

    8. Религия

    9. Внешний вид

    10. Дружеские связи, родство

    11. Ответственность за страну

    12. Ничего

    13. Затрудняюсь ответить

    14. Другое________________________________

  4. Вы – житель Таштагольского района. Когда в большей степени вы этим гордитесь?

    1. Во время образовательного процесса (школа, техникум, вуз)

    2. Во время просмотра местных ТВ-трансляций, чтения районных газет

    3. Когда вижу наружную рекламу о Таштагольском районе на улицах города, района

    4. При путешествиях по другими территориями

    5. Когда нахожусь дома с семьей

    6. Другое______________________________

    7. Затрудняюсь ответить

  5. Обращаете ли Вы внимание на наружную рекламу о городе (на растяжках, баннерах, рекламных вывесках и щитах)

    1. Да

    2. Нет

  6. Каким должен быть рекламный плакат, чтобы Вы обратили на него внимание? (возможно несколько вариантов ответа)

    1. Должно быть изображение природных достопримечательностей

    2. Должны быть изображены люди

    3. Большой размер

    4. Должна быть красивая/запоминающаяся надпись

    5. Должны быть изображены культурные достопримечательности

    6. Изображено прошлое, история

    7. Яркие, красочные

    8. Культурная жизнь, традиции

    9. Должны быть символы района

    10. Другое __________________________________________

  7. Достаточно ли рекламы о городе на улицах Таштагольского района?

    1. Да

    2. Нет

    3. Затрудняюсь ответить

  8. Какую рекламу о городе вы хотели бы видеть чаще?__________________________________________________

  9. Какой рекламы о городе не хватает в наружной рекламе на улицах района?________________________________________________

  10. Чего, на ваш взгляд, не должно быть в рекламных сообщениях на улицах района?_____________________________________________

Благодарим за сотрудничество!