III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

АЗБУКА БРАЙЛЯ – ТАКТИЛЬНЫЙ ШРИФТ
Фёдоров Т.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Научно-исследовательская работа

Азбука Брайля – тактильный шрифт

Выполнил:

Фёдоров Тимофей Алексеевич

Учащийся 2-Б класса

Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46 г.Твери

Руководитель:

Мышак Любовь Михайловна,

Учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46 г.Твери

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1. История появления азбуки Брайля

5

Глава 2. Принадлежности для письма

6

2.1. Использование брайлевского прибора и грифеля

6

2.2. Использование брайлевской печатной машинки

6

Глава 3. Исследовательская часть. Тверская областная специальная библиотека для слепых имени М. И. Суворова

7

3.1. Книги шрифтом Брайля

7

3.2. «Говорящие» книги

7

3.3. Тактильные книги

3.4. Книга запахов

3.5. Посещение библиотеки

8

8

9

Глава 4. Современные технологии

10

Заключение

11

Список использованных источников и литературы

12

Приложение 1

13

Введение

Зрение является одной из самых важных сенсорных систем человека, доставляющей 85-90% всей информации об окружающем мире. Зрительный образ формирует не только восприятие, но и мышление в целом.

Поэтому и в жизни любого ребенка зрение занимает особое место. Оно обеспечивает восприятие информации о внешнем мире. Зрительный образ формирует не только восприятие, но и мышление в целом.

Поэтому даже незна­чительные его нарушения могут привести к заметному ограничению обмена информацией между ребенком и окружающей средой. При этом количество информации, попадаю­щей в сферу внимания ребенка, уменьшается, ряд объектов вообще остается вне поля. Подобная ситуация нередко провоцирует нарушение ориентировки в пространстве.

Актуальность

В первом классе на уроке по «Окружающему миру» мы изучали различные азбуки. Мною был подготовлен небольшой проект на тему «Азбука Брайля». Эта тема меня очень увлекла. Мне стало интересно, а умеют ли читать слабовидящие и слепые дети. От мамы я узнал, что существует специальная система обучения чтению и письму для незрячих людей.

Гипотеза исследования

Я предположил, что если изучить этот вопрос с помощью интернета и, то можно лучше узнать как именно учатся читать слепые дети, что им помогает в этом.

Предмет моего исследования - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими.

Цель исследования: познакомиться с азбукой Брайля, узнать сферы ее применения.

Для достижения своей цели я решал следующие задачи:

  1. изучал доступные в сети интернет сведения по истории создания азбуки Брайля.

  2. изучал биографию самого изобретателя тактильного шрифта.

  3. искал возможность личного знакомства и изучения азбуки Брайля в библиотеках нашего города.

  4. знакомство с использованием азбуки в окружающей жизни.

Предполагаемые результаты:

  1. узнать актуальность и социальную значимость изучения и владения рельефно-точечным шрифтом в жизни слабовидящих и слепых детей.

  2. ознакомление с полученной информацией своих одноклассников.

  3. развития интереса к изучению других способов общения слабовидящих и слепых детей.

  4. привлечение сверстников к проблеме незрячих детей и к сохранению «Доступной среды» для них.

Практическое значение моего исследования: совместное посещение с одноклассниками и родителями специализированной библиотеки для слепых г.Твери.

Глава 1. История появления азбуки Брайля

Луи Брайль, французский тифлопедагог, автор рельефно-точечного шрифта для незрячих и слабовидящих людей. Шрифт так и был назван в его честь - шрифт Брайля.Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

В январе 1809 года во французском городке Кувре родился Луи Брайль. [6]. В детстве он случайно поранил глаз шилом и ослеп. Через 10 лет Луи зачисляют в Парижскую школу для слепых. Уже тогда были книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но их не хватало. Сами книги, по которым он занимался, были очень большими и тяжелыми. Обучение в основном строилось на восприятии информации на слух. Сама техника чтения для слепых в то время была не удобной и сложной. Луи понял, что необходимо искать способ, позволяющий читать быстро и легко.

В школе Луи Брайль познакомился с "ночной азбукой", разработанной для военных целей. Это был способ кодировки сообщений, который позволял читать тексты даже в полной в темноте: запись сведений делали через прокалывание отверстий в картоне, чтение - через прикосновения к картону, то есть осязанием.Читать такое письмо было намного проще, чем гигантские книги с рельефными буквами. Луи овладел этим методом, но разглядел и его недостатки. Армейский код был медленным, и на странице помещалось всего одно или два предложения. Но это изобретение дало Брайлю творческий импульс, и он создал систему рельефно-точечного письма, позволявшую записывать буквы и цифры, химические и физические знаки. В 1824 году он ввел «ячейку», состоявшую из двух вертикальных рядов по 3 знака в каждом.

Чуть позже Брайль создает и специальный прибор для письма (напоминающий перфоратор).

Глава 2. Принадлежности для письма

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки [3].

2.1. Использование брайлевского прибора и грифеля

Для письма по системе Брайля используют прибор, представляющий из себя пластину и крышку. На пластине выдавлены шеститочия, а крышка содержит отверстия, по которым осуществляется письмо. Для нанесения точек используется металлический грифель, напоминающий шило. Бумага для письма незрячих несколько отличается от обычной, она более плотная

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлевского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке (рисунок 1).

Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, "писать" текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.

2.2. Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу (рисунок 2).

Глава 3. Исследовательская часть. Тверская областная специальная библиотека для слепых имени М. И. Суворова Чтение - это настоящее окно в мир, и для незрячего человека этот способ получения информации является чуть ли не главным.

Слепые и слабовидящие люди нуждаются в особом библиотечном обслуживании. Они являются пользователями многих общедоступных библиотек области. Библиотеки предоставляют людям на своих площадках возможность общаться, реализовывать свои информационные и культурные потребности.

Социально значимым аспектом в работе Тверской библиотеки является максимальное приближение информации и книги к данной читательской группе, что обеспечивает им равные возможности с другими людьми.

3.1. «Книги шрифтом Брайля» В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году сборника статей для детского чтения [6]. Книги для слепых совсем не похожи на привычные для нас книги. Это белые листы с выпуклыми точками и объемными рисунками. Слепые дети кончиками своих пальцев «читают» такие книги на ощупь (рисунок 3). 3.2. «Говорящие книги» Кроме книг, изданных по системе Брайля, существуют еще и «говорящие» книги. «Говорящие книги» – это аудиозаписи, которые записаны на кассеты, диски, флешки и другие носители [5]. По сути, это обычные аудиокниги, но воспроизводимые специальными тифломагнитофонами, тифлофлешплейерами. (рисунок 4). Звучание такой кассеты увеличено, что и позволяет записать на нее гораздо больше аудиоинформации. Для самых маленьких существует специальный прибор и книги. Этот карандаш голосом произносит текст. А сами картинки сделаны из разных материалов, чтобы слепой ребенок на ощупь узнал, например, что такое бархат или шёлк. (рисунок 5) 3.3.Тактильные книги Слепые дети познают мир при помощи тактильных книг. В Толковом словаре слово «тактильный»- «осязательный». Идея таких книг родилась в Финляндии. В Росси тактильные книги создаются с 2001 года [7]. Они подразделяются на обучающие, предметные, тематические, игровые. Сотрудники библиотеки для слепых имени М. И. Суворовамногое делают своими руками. Они шьют книги, помогают слепым детям понять, как выглядят знакомые нам предметы (рисунок 6). 3.4. Книга запахов Меня удивила книга запахов. Это в ручную созданная книга, где шрифтом Брайля описаны разные растения (рисунок 7). На специальном принтере напечатаны их объемные изображения и полное описание. А в отдельной коробочке стоят баночки с запахами этих растений (аромамасла) (рисунок 8). Сначала с помощью педагогов дети изучают на ощупь сами растения: как они «выглядят», из каких частей состоят. Потом они познают ароматы и запахи каждого растения. Весной и летом дети группами выезжают в лес, в поле и в сады. Там они стараются самостоятельно по запаху найти то или иное растение, цветок и узнать какое же оно в живую. Так дети изучают окружающих мир. 3.5. Посещение библиотеки Представив свою работу на уроке по Окружающему миру, я заинтересовал своих одноклассников проблемой доступной среды для слепых и слабовидящих детей. Взрослые помогли организовать нам экскурсию в библиотеку [1]. Нас встретили сотрудники и провели увлекательное путешествие (рисунок 9). Мои одноклассники с интересом увидели и узнали все то, о чем я им рассказывал на уроке. Нам показали тактильные книги. Рассказали историю их создания, объяснили для каких целей они используются. После посещения Тверской областной специальной библиотеки для слепых имени М. И. Суворова, семьи моих одноклассников самостоятельно изготовили тактильную книгу (семья Хохлова Кирилла) и мягкую игрушку (семья Чистяковой Полины). Все подарки были переданы нами в дар слабовидящим детям (рисунок 10). Глава 4. Современные технологии

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере. (рисунок 11). Текст вводят на клавиатуре с рельефными клавишам. Для чтения ответа используют дисплеи для слепых – это узкая панель со специальными ячейками. Специальные сканеры помогают «прочитать» документы. Нужно положить внутрь бумагу и специальная программа голосом прочитает все, что там написано, привычным для нас шрифтом. (рисунок 12).

Многие организации занимаются подобными разработками, чтобы облегчить жизнь и общение слепым.

Например, Российская лаборатория электроники «Элек-Жест» (www.elecgeste.ru). Фирма занимается разработкой, производством и внедрением электронных средств реабилитации для инвалидов по зрению [5]. Сотрудниками лаборатории были разработаны электронная лупа, брайлевский дисплей, проведены работы по русификации программы экранного доступа Jaws.

Заключение

Сегодня шрифт Брайля используется во всех областях деятельности человека. Он одинаково доступен и ученым, и простым людям. Благодаря современным ученым, электронное оборудование научилось переводить на шрифт Брайля даже обычное письмо, и наоборот, помогает слепым «прочитать» привычный для нас текст [4].

Теперь я точно знаю, что слепые и слабовидящие дети познают мир с помощью специальных книг и современных разработок.

После посещения специализированной библиотеки я понял, как много придумано, чтобы облегчить слабовидящим людям изучение окружающего мира, чтобы была возможность свободно общаться между собой, но все равно слепым живется очень сложно. И мы должны бережно относиться к тому, что называется «доступная среда» (рисунок 13).

Список использованных источников и литературы
  1. http://tosbs.tverlib.ru

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шрифт_Брайля

  3. http://vitaportal.ru/medicine/glaznye-bolezni/azbuka-brajlya-kak-chitayut-i-pishut-nezryachie.html

  4. http://www.smartaids.ru/articles/detail.php?ID=3248

  5. http://www.elecgeste.ru/index.php?lng=russian&sec=blind&mod=products

  6. https://rg.ru/2017/01/06/ispolnilos-165-let-so-dnia-smerti-lui-brajlia.html

  7. http://gbs.spb.ru/old/izdat/tact1.htm

Приложение 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13