III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МАОУ СШ № 51 Г. ЛИПЕЦКА
Зайцева Я.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Одно из важнейших проявлений культуры общества - это состояние законности, где право выступает критерием уровня развития цивилизованности в стране. Право - это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. Каждый живущий в обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.

В исследовании поднимается проблема формирования правовой культуры населения, в частности возможность поднятия уровня правовой культуры посредством обучения основам права в подростковом возрасте.

Актуальность темы исследования обусловлена развитием демократического общества и процессом формирования правого государства.

Объектом исследования является процесс формирования правовой культуры подростковой группы населения.

В качестве предмета исследования выступает уровень правовой культуры подростков, а также факторы, способствующие ее формированию.

Цель исследования состоит в выявлении уровня правовой культуры подростковой группы населения и разработке рекомендаций по стимулированию формирования правовых знаний подростков.

Задачи исследования:

- систематизировать факторы, формирующие правовую культуру;

- выявить уровень правовой культуры подростковой группы населения;

- выработать рекомендации по повышению уровня правовой культуры подростковой группы населения.

Гипотеза исследования: необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.

Метод проведения исследования: анкетирования

Методика проведения исследования

Мы в своей работе использовали разведывательное исследование – наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и небольшое количество информации. Оно используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в нем возникает в том случае, если проблема мало или совсем не изучена. Одна из его разновидностей – экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент. К экспресс-опросам часто прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Для сбора информации мы использовали метод социологического опроса в виде анкетирования раздаточный способом.

В анкете мы использовали, как закрытые вопросы, которые предполагают наличие готовых вариантов ответов, которые разрабатываются до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и данных пробного исследования, так и открытые вопросы, предполагающие развернутый самостоятельный ответ. Они должны были продублировать некоторые вопросы анкеты и дать более полную информацию при подведении информации. При конструировании закрытого вопроса социолог должен быть уверен, что все варианты ответов исчерпаны. Анкета, используемая при социологическом исследовании, приведена в Приложении.

См. Приложение 1

Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из нашей школы. Мы разделили целевую аудиторию на три группы: младшая возрастная группа (10 – 12 лет), средняя возрастная группа (13 – 15 лет) и старшая возрастная группа (16 – 18 лет). Было опрошено 56 представителей. При проведении анкетирования мы использовали случайную выборку респондентов. Такой вариант позволит нам получить достоверную информацию и при этом позволит нам упростить процесс опроса и не мешать учебному процессу.

Результаты исследования

Вопрос 1. Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах? См. Приложение 2

Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей – 40% у средней группы и 44% у старшей группы респондентов, (только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!). Что же касается младшей группы учащихся, то информацию в школе получают всего 18 %, для них преобладает ответ из СМИ и от родителей – 28%.

Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают около 30 %. У младшей и средней группы. В старшей группе информацию их СМИ поучают всего 13%., для них более предпочтительно получать информацию из Интернета 24 %

Есть респонденты, которые читают, наверное, с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей большинство учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знают где взять информацию и живут в незнании, 7% у младшей группы, 14% у средней и 16% у старшей группы. Такой рост свидетельствует о том, что с возрастом окружающие детей социальная среда считает, что всю необходимую информацию они уже получили и просветительская работа идет в меньшей степени.

Вопрос 2 . Знаете ли вы международные и российские законы, защищающие ваши права и свободы? См. Приложение 3.

Вопрос 3. Укажите, какие законы, защищающие ваши права, вы знаете?

Большинство опрашиваемых от 60% до 90 % у разных возрастных групп ответили что знают свои права, настораживает второе число от 10 до 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере. Кроме того, при ответе на дублирующий вопрос 3. Укажите, какие законы, защищающие ваши права, вы знаете? Многие учащиеся, особенно у младшей и средней возрастной группы затруднились адекватный вопросу ответ. Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).

Вопрос 4. Знакомы ли вы с Уставом школы и ее локальными актами? См. Приложение 4

Порадовали ответы на 4 вопрос. Знакомы ли вы с Уставом школы и ее локальными актами? Большинство во всех возрастных группах ответили да, около 80%. Однако 20 %, то есть каждый 4 учащийся с данными нормативными документами незнакомы. Можно сделать вывод о необходимости усилить работу в школе по ознакомлению учащихся с основными регламентирующими документами школы.

Вопрос 5. Знаете ли вы свои права и свободы? См. Приложение 5

Вопрос 6. Укажите, какие права вы считаете для себя наиболее важными?

Имеют представление о своих правах от 78% до 100 % опрашиваемых. 18% в младшей и 22% в средней возрастной группе и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. При ответе на дублирующий вопрос 6. Укажите, какие права вы считаете для себя наиболее важными? Многие респонденты затруднились с ответом, многие не смогли сформулировать, какими правами они обладают. Более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.

Вопрос 7. Знаете ли вы свои обязанности? См. Приложение 6

Вопрос 8. Укажите, какие обязанности вам известны?

Считают, что имеют обязанности от 72% до 88% опрошенных. Однако и здесь примерно каждый четвертый учащийся ответил, что свои обязанности он не знает. При ответе на дублирующий вопрос 8.- Укажите, какие обязанности вам известны? Большинство респондентов указали, какими обязанностями они обладают. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!

С таким "набором" обязанностей можно не беспокоиться за подрастающее поколение и будущее нашей Родины!

Вопрос 9. Знаете ли вы, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций? См. Приложение 7

При ответе на данный вопрос от 61 до 91 % учащихся в разных возрастных группах ответили, что они знают, куда могут обратиться в случае нарушения их прав? Менее всего подкованы в этом вопросе учащиеся младшей возрастной группы. Более трети респондентов даже не подозревают, кто может оказать им помощь в данной ситуации.

Вопрос 10. Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников? См. Приложение 8

Чувство солидарности отсутствует у многих учащихся нашей школы. 65% респондентов из младшей группу, а это более чем каждый второй, пройдут мимо, не заметят, будут молчать. Каждый третий из группы 13 – 15 лет поступят так же и только в старшей возрастной группе так поступит каждый 10 учащийся. Остальные же поступят следующим образом: от 15 до 33% позовут на помощь правоохранительные органы; от 19% в младшей и 55 % в старшей группах вступятся, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами. Несколько ребят пожертвуют своим учебником права и подарят обидчикам.

Заключение.

Подводя итоги нашей анкеты можно с уверенностью сказать, что у большинства опрашиваемых не сформировано понятие правовой культуры человека, низкий уровень этой самой культуры. Многих вопросы анкеты заставили задуматься над отношением к праву, и будем надеяться, что наше сегодняшнее состояние это только начало пути к формированию Гражданина, в полном понимании смысла этого слова.

Заключение

По мере исторического развития общества неуклонно повышается и уровень правовой культуры. В этом заключается основная закономерность правовой культуры. На ее развитие влияет политическая система, ее режим, господствующая идеология, юридическая наука, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание. В конечном счёте, развитие правовой культуры предопределяется уровнем экономической системы, материальными и экологическими условиями жизни людей.

Неуклонное повышение всемирной правовой культуры отнюдь не означает, что в каждой отдельно взятой стране этот процесс непрерывен. Могут и, как правило, бывают зигзаги в развитии культуры вообще, правовой культуры в частности. Поэтому при общем всемирном процессе повышения правовой культуры ее состояние в конкретной стране может быть различным. Правовая культура может периодически находиться на высоком, среднем и низком уровне ее развития.

Проведя исследовательскую работу, мы сделали вывод, что подростки зачастую не знают о своих правах и обязанностях, что приводит к неправомерному поведению с их стороны и неспособности отстоять свои права. Наличие страха перед наказанием в качестве основного мотива правового поведения, недоверие к органам правопорядка, отсутствие стремления понимать и уважать права других является прямым следствием неэффективной правовой социализации школьной молодежи. Поэтому наша гипотеза подтверждается: для воспитания правовой культуры подростков необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995.

2 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1994. - С. 55-61.

3. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. - 2006. - №6. -С. 11-14.

4. Политология: энциклопедический словарь / Сост. Аверьянов Ю.И, -М.: Изд-во МКУ, 1993.- 341 с.

5. Чернова Н.В.Социология. Учебное пособие. М., 2013

Приложение 1

Анкета

Ваш возраст ______________________________

  1. Откуда вы получаете информацию о ваших правах и свободах?

А) из средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение)

Б) из рассказов учителя на уроках

В) из Интернета

Г) от одноклассников

Д) от родителей

Е) я не получаю такую информацию

  1. Знаете ли вы международные и российские законы, защищающие ваши права и свободы?

А) да

Б) нет

  1. Укажите, какие законы, защищающие ваши права, вы знаете?

Дать ответ, если на вопрос № 2 ответили А

  1. Знакомы ли вы с Уставом школы и его локальными актами?

А) да

Б) нет

  1. Знаете ли вы свои права и свободы?

А) да

Б) нет

  1. Укажите, какие права вы считаете для себя наиболее важными?

Дать ответ, если на вопрос № 4 ответили А

  1. Знаете ли вы свои обязанности?

А) да

Б) нет

  1. Укажите, какие обязанности вам известны?

Дать ответ, если на вопрос № 6 ответили А

  1. Знаете ли вы, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций

А) да

Б) нет

  1. Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

А) пройду мимо, буду молчать

Б) позову на помощь правоохранительные органы

В) вступлюсь, объясню, что так делать нельзя, познакомлю обидчиков с правами

Приложение 2

Вопрос 1. Откуда вы получаете информацию о ваших правах и свободах

Приложение 3

Вопрос 2.

Знаете ли вы международные и российские законы, защищающие ваши права и свободы?

Приложение 4

Вопрос 4. Знакомы ли вы с Уставом школы и его локальными актами?

Приложение 5

Вопрос 5

Знаете ли вы свои права и свободы?

Приложение 6

Вопрос 7

Знаете ли вы свои обязанности?

Приложение 7

Вопрос 9

Знаете ли вы, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций

Приложение 8

Вопрос 10. Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

13