III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ШКОЛЬНЫХ ЗАВТРАКОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Майоров Д.Е.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Меня зовут Майоров Даниил. Я учусь в 4 классе гимназии № 24. Здесь мы учимся, посещаем различные кружки, секции и, конечно, завтракаем и обедаем.

В каждой школе нашего города организованы бесплатные школьные завтраки для учащихся начальной школы. Но, к сожалению, полезные и правильные школьные завтраки, по моему наблюдению, не всегда бывают востребованы учащимися.

Из энциклопедической, научно-популярной литературе, в медицинских источниках, в Интернет - сети, выяснилось, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только важным делом родителей, но и серьезной проблемой современной школы.

В связи с выработкой неправильного пищевого поведения, дети недополучают витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.

Актуальность:

1.Каждый ребенок, не зависимо от состояния здоровья, позиции семьи в отношении питания, особенностей пищевого поведения и физиологических особенностей, должен полноценно завтракать.

2. Средства, выделенные на питание детей, должны быть использованы, а «не утилизироваться» даже частично в виде недоеденных завтраков.

Цель работы: исследоваие востребованности школьных завтраков

Задачи:

  • изучить существующую информацию о значении завтрака;

  • познакомиться с процессом организации школьных завтраков учащихся от 7 до 10 лет;

  • проанализировать уже существующие основное и альтернативное меню школьных завтраков;

  • дать оценку полезности школьных завтраков;

  • оценить востребованность завтраков в школе учащимися начальных классов;

  • выяснить причины, из-за которых часть учеников предпочитает частично съедать школьный завтрак или не завтракать в школе;

  • внести предложения по их устранению причин.

Объект исследования: школьный завтрак.

Предмет исследования: востребованность школьных завтраков школьниками от 7 до 10 лет.

Практическая значимость:

1. Выработка правильного пищевого поведения;

2. Более индивидуальный подход к характеру питания каждого ребенка, что подразумевает «безотходность» школьных завтраков.

Гипотеза: я считаю,что существуют возможности решения проблем частичной востребованности или невостребованности школьных завтраков, не требующие дополнительных материальных затрат

Методы исследования:

  • наблюдение;

  • анкетирование учащихся;

  • описание наблюдений;

  • обработка полученных данных;

  • анализ полученных данных и формулировка выводов

II. Теоретическая часть 1. Вот что я узнал о завтраке … 1.1. Что такое завтрак?

Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда.

Изучив словарь русского языка, я пришел к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:

  • В русском языке слово «завтрак» означает «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра.

  • В чувашском языке слово «завтрак» звучит как «ирхине апат» - «утренний обед».

  • В переводе с японского «завтрак» «асгохан» - «утренний рис».

  • А с немецкого слово «завтрак» «фрюштюк» - «ранний кусок».

  • В буквальном переводе с английского слово «завтрак» «брекфаст» - «короткий перерыв».

Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу!

1.2. Зачем нужен завтрак?

Наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают, восстанавливаются, рождают новые клетки. На это тратится энергия, которая не восполняется во время сна. Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый. Ему требуется восстановить силы, заправиться питательными веществами - белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!

Завтрак - это первый прием пищи после достаточно продолжительного голодания организма. Он более важен для детей, чем для взрослых. Во-первых, у них нет энергетического запаса в таком количестве, как у взрослых. Во-вторых, у многих детей нет той жировой ткани, которая будет заменять углеводы на фоне достаточно продолжительного голодания. В-третьих, обмен веществ у детей довольно интенсивный.

Когда ребенок ничего не ест на протяжении 8-9 часов сна, он, хоть и теряет во сне меньше энергии, ничего и не получает. Для того чтобы восполнить этот дефицит и идти в школу достаточно подготовленным, нужно есть.

Завтрак обеспечивает энергетическую потребность организма на день. Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда - ломкость волос и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц!

Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный, плотный и калорийный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства, гиперактивность, меньше страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказан специалистами в области питания.

1.3. Каким должен быть завтрак?

Какова должна быть калорийность завтрака?

Для здорового образа жизни завтрак должен составлять 20-25% от ежедневного количества потребляемых калорий. Обычно это означает, что завтрак должен содержать от 300 до 500 калорий.

Почему завтрак должен быть плотным?

В 2008 году опубликованы исследования университета штата Вирджинии, которые доказывали, что плотный завтрак напрямую влияет на нормализацию веса ребенка. Тесты продолжались 8 месяцев. В течение эксперимента испытуемые, имеющие избыточный вес, были поделены на две группы. Одной давали завтрак калорийностью 610 калорий, другой - 290 калорий. В результате люди из второй группы потеряли всего 4,5% лишнего веса. А те, кто ел завтрак из 610 калорий, потеряли- 21%, так как между завтраком и обедом нуждались в «перекусах»!

Какой завтрак можно назвать идеальным?

Идеальный завтрак включает в себя:

- 1 или 2 порции сложных углеводов (крупы, зерновые и т. п.)

- 1 порция белка,

- 1 порция жира.

А всем ли детям по вкусу те продукты, из которых приготовлен один и тот же завтрак в школе? Ведь у людей есть вкусовые предпочтения. Есть люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и аллергией на некоторые виды пищевых продуктов.

Когда, проснувшись, наилучшее время позавтракать?

Всех людей с определённой долей условности можно разделить на две основные группы: тех, кто с утра всегда завтракает, и тех, кто не способен заставить себя съесть даже хлеб с маслом.

Если съедать такое количество сложно? Действительно, привыкнуть к такому обильному завтраку всем детям сложно, а для некоторых невозможно, так как это связано с типом пищевого поведения утром (I тип: могут или II тип: не могут плотно затракать, проснувшись утром).

Выделю два пути решения, по моему мнению, этого вопроса в зависимости от пищевого поведения ребёнка:

I. Если ребёнок может плотно завтракать, проснувшись:

1. Плотный завтрак дома;

2. Вариативный завтрак из другого набора продуктов в школе (например,набор из 2 фруктов -2 варианта)

II. Если ребёнок не может заставить себя завтракать дома:

1. Выпить напиток: теплая вода с 1 ложкой мёда и несколько капель лимонного сока;

2. Плотный завтрак в школе.

А возможен ли такой выбор в школе?

2. Особенности школьного завтрака 2.1.Основные принципы организации правильных школьных завтраков
  • Энергетическая ценность школьного завтрака должна соответствовать энергозатратам ребенка.

  • Должно быть максимально разнообразное меню, с использованием полезных продуктов.

  • Должны быть учтены индивидуальные особенности детей.

2.2.Организация завтраков в школе

Для исследования особенностей школьного питания первым делом я отправился в школьную столовую и выяснил все, что касается школьного завтрака.

Я познакомился с информацией на стенде о школьном питании со вкладками меню, который расположен в школьной столовой, побеседовал с заведующей школьной столовой.

Узнал, что для организации горячего питания детей заранее составляется 4-х недельное цикличное меню (основное и альтернативное). В нём указываются: наименования блюд, масса порций, энергетическая ценность, содержание пищевых веществ, витаминов и минералов.

В школах, в соответствии выбранным вначале года цикличным меню, организованы завтраки на перемене после 1-ого урока (приблизительно в 9 ч 15 мин). Каждый учащийся получает плотный горячий завтрак. Горячее блюдо - это преимущественно молочные каши, творожные пудинги, запеканки, омлет из яиц, котлеты с гарниром (в основном, каши) и др.

Кроме горячего блюда, учащиеся получают чай или другой горячий напиток, хлеб чёрный и белый. Для приготовления завтраков используются только полезные и свежие продукты.

2.3 Особенности основного и альтернативного меню школьного завтрака?

Безусловно, школа может выбрать один из двух вариантов меню в начале года. Но разница между основным и альтернативным меню заключается в том, что в одном и другом варианте предлагается, например, молочная каша, только разных видов. В этой связи ребенку приходится есть и в одном и в другом случае молочную кашу, а не другие продукты.

Но, по моим предположениям, что же делать детям, которым противопоказано молоко или аллергия на куриные яйца? Чем в школе можно заменить ребенку эти блюда, ведь он не должен выйти из столовой, не позавтракав?

А что делать детям, которые уже плотно позавтракали дома и им не хочется через час-полтора вновь плотно завтракать в школе или есть второй раз те же самые блюда?

Как оказалось, выбор основного или альтернативного завтрака не полностью решает проблему востребованности школьного завтрака вообще.

III. Практическая часть 1.Методы и результаты исследования. 1.1. Наблюдение.

Как сказано выше, наблюдая за детьми во время школьного завтрака, я увидел, что завтрак приготовлен вкусно и из полезных продуктов, но некоторые съедают завтрак частично или стараются совсем не завтракать в школе.

Для выяснения причин этого явления и уточнения моих предположений, я предложил детям поучаствовать в анкетировании.

1.2. Анкетирование, сравнение и анализ результатов

Провел анкетирование учащихся. Были опрошены 70 ученики начальных классов.

С помощью анкетирования мне удалось исследовать уровень востребованности школьных завтраков, узнать причины невостребованности или частичной востребованности учащимися, предложить пути устранения этих причин.

Анкетирование проводилось в три этапа и для каждого этапа я составил анкеты.

I этап анкетирования.

Анкета №1 (Приложение I)

Цель:оценить полезность и переносимость школьных завтраков по 5-ти балльной шкале.

Я провел оценку школьных завтраков среди учащихся двух классов по пятибалльной шкале:

"5" - соответствует только положительным критериям: полезность, переносимость, достаточные по величине порции или др.;

"4" - соответствует 2-м положительным критериям: полезность, переносимость и 1-му отрицательному критерию: слишком большие порции или др.;

"3" - 2 положительных критерия: полезны, переношу; 2 отрицательных: ещё не голоден, не люблю (плохо переношу) некоторые продукты или др.;

"2" – положительных критериев нет, только 1-2 отрицательных критерия: не полезны, не переношу или др.;

"1" – положительных критериев нет, но более 2-х отрицательных критериев: не полезны, не переношу, ещё не голоден или др.

"или другое"- как в положительных, так и в отрицательных критериях подразумевает другие положительные или отрицательные мнения учащихся.

Провел опрос по анкете №1 у 70 учащихся. Подсчитал данные, построил диаграмму №1 (Приложение IV) исделал анализ данных.

- отрицательных отзывов "2" и "1" об отсутствии полезности завтраков нет;

- отзыв"3"- признают, что полезны, но не переносят некоторые продукты или не могут есть по причине заболеваний желудочно-кишечного тракта (далее: ЖКТ) и аллергии, не любят или др.- 7 человек.

Это позволяет сделать вывод, что 7 завтраков из 2-х классов могут быть не съедены или не доедены;

- отзывы "4" и "5"- говорят о том, что завтраки полезны и переносимы – 63 человека. Из 63 человек лишь 9 человек указали, что порции большие.

Отсюда следует, что

полностью должны съесть приблизительно 54 человека;

не доесть – 9 человек;

не съесть – 7 человек.

Значит, выдвигаем предположение: только около 7 учащихся могут не доесть или совсем не съесть завтраки.

Новозникла апория: не доедать или не съедать, согласно предположению, могут около 7 человек из 2-х классов начальной школы, но по моим наблюдениям в столовой не съедают или не доедают порций гораздо больше.

Тогда я решил провести второе анкетирование.

II этап анкетирования

Анкета №2 (Приложение II)

Цель:выявить по откликам анкеты №2 количество детей, съедающих завтраки:

  • полностью каждый день;

  • не полностью и не каждый день;

  • тех, кто старается совсем не завтракать в школе или ест потому, что настоятельно рекомендует учитель.

По итогам анкетирования я сделал диаграмму №2 (Приложение V)и проанализировал данные.

Результаты таковы:

  • критерий 1 показал, что в среднем 20 человек съедают завтрак полностью и каждый день;

  • критерий 2 передал, что в среднем 21 ребёнок съедает завтрак частично каждый день;

  • критерий 3 представил, что в среднем 29 человек: чаще только пробуют, выпивают лишь чай или другой напиток или стараются не есть завтрак совсем.

В завершении I и II этапов исследования, я решил сопоставить отзывы диаграммы №1 и диаграммы №2.Отсюда получил общую сравнительную диаграмму №3 (Приложение VI)

Анализирую её: столбики «5 и 1», «4 и 2», «3 и 1» должны быть приблизительно одинаковые. А они не равны:

  • из столбика «5 и 1» видно, что лишь половина школьников, которые считают завтрак полезным и вкусным, съедают его полностью и каждый день;

  • из столбика диаграммы «4 и 2» лишь треть указала, что порции слишком большие, а частично съедают завтрак в три раза больше;

  • не переносят некоторые продукты лишь 7 человек, а стараются не есть завтрак в школе или лишь пробуют по настоятельной рекомендации учителя 19 человек

Сравнив данные 2-х анкет, я решил выявитьпричины частичной востребованности или невостребованности школьных завтраков и составил анкету №3.

III этап.

Анкета №3 (Приложение III)

Цель: выяснение причин, почему дети съедают школьные завтраки частично или иногда стараются не есть завтраки в школе и внесение предложений по их устранению.

Провел опрос, обработал данные и увидел, что:

1)пункт 1:

по опросу врача у 7 человек из 2-х классов заболевания желудочно-кишечного тракта или пищевые аллергии, поэтому по медицинским показаниям они не всегда могут есть предлагаемые завтраки;

2)пункт 2:

есть учащиеся, которые не любят или плохо переносят продукты;

3) пункты 3 и 4

говорят о том, что родители заставляют утром очень плотно поесть дома и ребёнок ещё не голоден – он съел бы более лёгкую пищу (фрукты и т. п.). Или ребенок уже ел на завтрак дома аналогичную еду и не хочет есть в школе ту же пищу.

На основе своего исследования и сравнительного анализа результатов анкеты №3 я выделил две группы проблем:

I. Пункты 1 и 2

говорят о том, что нужны не только основные и альтернативные завтраки,

но и вариативные завтраки: ежедневный вариант школьного завтрака, отличающегося от основного по набору продуктов);

II. Пункты 3 и 4:

недостаточная информированность родителей: информационный стенд о питании расположен в столовой, куда можно пройти, только минуя пост охраны по документу, удостоверяющему личность и с разрешения администрации, без верхней одежды и в сменной обуви или бахилах, что достаточно хлопотно.

IV. Заключение

Итак, в ходе выполнения работы цель была достигнута и поставленные задачи выполнены: мне стало понятно, что такое школьный завтрак, для чего он нужен человеку, почему те или иные требования предъявляют именно к завтраку.

В ходе исследования с помощью метода анкетирования, мне удалось выявить причины, почему полезные и правильные школьные завтраки бывают не востребованы учащимися. Это особенности пищевого поведения, вкусовые предпочтения, различные заболевания (аллергии, болезни желудочно-кишечного тракта), недостаточная информированность родителей, невозможность дистанционного заказа питания ребёнку в школе.

Обработав и проанализировав полученную информацию, были внесены предложения по устранению возникших проблем. С результатами работы познакомил учащихся начальных классов.

Важность проделанной работы имеет практическое значение, так как вопросы правильного питания имеют важное значение для здоровья детей.

Гипотезу считаю теоретически доказанной. С целью теоретического подтверждения гипотезы, я провёл анкетирование родителей, дети которых участвовали в предыдущих опросах, и узнал их мнение о том, согласны ли они с моими предложениями. 100% родителей считают, что мои предложения заслуживают внимания и имеют практическую значимость (Приложение VII:анкета и диаграмма).

Проанализировав и обобщив данные анкет и диаграмм, я выдвинул предложения:

1. Создать страничку о питании на школьном сайте с публикацией цикличного меню завтраков и т. п., чтобы родители имели возможность в любой момент получить всю необходимую информацию о питании детей в школе.

2. Предложить вариативный лёгкий завтрак для детей, которые плотно едят дома или тех, кому противопоказаны блюда из общего меню по медицинским показаниям (например, 2 варианта наборов фруктов)

3.Внедрить систему выбора через интернет-заказы непосредственно в столовой основного/вариативного завтрака в школе (а также можно использовать традиционный опрос учащихся перед уроками с целью выяснения востребованности основного или вариативного завтрака).

Хочу отметить, что:

1) внедрение вариативного завтрака не потребует дополнительных денежных вложений, так как вариативный завтрак учащийся получает вместо основного;

2) система интернет-заказов поможет выявить востребованность типа завтрака и устранить проблему невостребованности или частичной востребованности вкусной и полезной пищи;

3) родители смогут более рационально организовывать питание ребёнка дома;

4) Дети с индивидуальными особенностями в питании смогут получить подходящий завтрак в школе.

V. Выводы

1) ребёнок обязательно должен завтракать

2) завтрак должен быть, прежде всего, калорийным, плотным и полезным.

3) желание принимать пищу утром зависит не только от качества приготовления пищи и полезности продуктов, но и от типа пищевого поведения и вкусовых предпочтений

4) в школе и дома необходимо учитывать индивидуальные особенности питания ребёнка

5) дополнительная информированность родителей и возможность заранее выбрать для ребёнка тип завтрака через интернет увеличит востребованность школьных завтраков.

6) существуют способы, с помощью которых можно попробовать без дополнительных затрат устранить причины частичной востребованности или невостребованности школьных завтраков.

VI. Библиография
  • Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Питание школьника. М.: «Медицина»,1987.

  • Коростелев, Н. Б. Воспитание здорового школьника / Н. Б. Коростелев. – М.: Просвещение, 2002. – 73 с.

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009.

  • Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.

  • Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов/ Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягина. 2-е изд.- Ярославль: Аверс Пресс, 2003.

  • Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.

  • Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.

  • Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., « Нар. света»,1977.

  • Зайцева В. Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.-№6.

  • Покровский А.А. Беседы о питании. М.: Экономика, 1984.

  • Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание. М.:Колос,1995.

  • Мартынов С.М.. Овощи +фрукты +ягоды=здоровье: Беседы врача педиатра о питании детей: Кн. для родителей -М.: Просвещение, 1993.

VII. Приложения

Приложение I

Анкета 1

Цель: оценить полезность и переносимость школьных завтраков по 5-ти бальной шкале

«5» а. завтрак полезен

b. переношу продукты хорошо с. порции достаточные по размеру или др.

«4» а. завтрак полезен а. большие порции или др. b. переношу продукты хорошо или др.

«3» а. завтрак полезен а. большие порции b. не переношу некоторые продукты или др.

«2» а. завтрак вреден

b. плохо переношу некоторые продукты или др.

«1» а. завтрак вреден

b. не переношу продукты с. слишком большие порции или др.

Приложение II

Анкета 2Цель: выявить по откликам количество детей, съедающих завтраки полностью, не полностью и тех, кто не ест совсем.1. Съедаю всё каждый день с удовольствием.2. Съедаю не всё или съедаю завтрак не каждый день.3. Съедаю завтрак, потому что настоятельно рекомендует учитель или стараюсь не завтракать в школе.

Приложение III

Анкета 3Цель: выяснение причин, почему не все хотят есть завтраки и предложение способов решения этих проблем.1. Заболевания: ЖКТ, пищевые аллергии и т. д. 2. Не люблю, плохо переношу некоторые продукты.3.Дублирование домашних завтраков.4. Оченьплотно позавтракал дома.

Приложение IV

Диаграмма № 1

Приложение V

Диаграмма № 2

Приложение VI

Диаграмма № 3

Приложение VII

Анкета 4

I. Мои предложения:

1. Создать страничку о питании на школьном сайте с публикацией цикличного меню завтраков и т. п., чтобы родители имели возможность в любой момент получить всю необходимую информацию о питании детей в школе.

2. Предложить вариативный лёгкий завтрак для детей, которые плотно едят дома или тех, кому противопоказаны блюда из общего меню по медицинским показаниям.

3.Внедрить систему выбора через интернет-заказы непосредственно в столовой основного/вариативного завтрака в школе (в крайнем случае, использовать традиционный опрос учащихся перед уроками с целью выяснения востребованности основного/вариативного завтрака).

II. Вопросы анкеты:

1. Согласны полностью.

2. Затрудняемся ответить.

3. Не согласны.