III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИ
Казимов Н.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Я учусь в 10 классе, и мне как никогда очень важно самоутвердиться в выбранной мною профессии, и убедиться , что этот выбор будет сделан правильно, т.к. основную часть взрослой жизни я должен буду проводить на любимой работе. В данный момент я еще не определился в своих наклонностях и интересах, а время, к сожалению, течет быстро, поэтому и решил разобраться в вопросах выбора профессии и выявить какие существуют вспомогательные аспекты, на которые нужно опираться при осуществлении данного выбора .

Тему выбора профессии считаю актуальной, т.к. быть подростком и так непросто, а тут ещё и профессию приходится выбирать. В 14–15 лет проблема приобретает вселенский масштаб. Над данной тематикой работают очень много отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Например: психологи хотели бы знать от специалистов по профориентации, почему выбор даётся столь сложно, и как родители могут в этом помочь. Баррет Джим занимался разработкой тестов по выявлению способностей; Байтес Э., М.Маслач рассматривали проблему социальной психологии с целью обоснования психологических особенностей человека, служащих основой при выборе профессии.

Целью своей работы ставлю - выявить особенности мотивов самоопределения.

Объект — мотивоционная готовность подростков к профессиональному самоопределению.

Предмет – особенности мотивов выбора профессии у подростков 8-9 классов и девушек и юношей 10-11 классов.

Гипотеза – в силу рассмотренных теоретических подходов по вопросу формирования мотивационной готовности к профессиональному самоопределению можно предположить, что показатели мотивационной готовности к выбору профессии носят различный характер

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические подходы по вопросу о формировании мотивационной готовности к профессиональному самоопределению в подростковом возрасте

  2. Определить основные факторы, оказывающие влияние на мотивацию выбора подростка и выявить преобладающие мотивы выбора профессии у подростков

  3. Изучить классификацию профессий и выявить список самых востребованных профессий в России, в Самарской области и сельские профессии

  4. Разработать рекомендации для учащихся, ориентирующие их к профессиональному самоопределению.

Методы исследования:

Индукции и дедукции, сравнительного анализа, системного анализа, математический метод.

Теоретическая основа исследования: теоретически обосновать мотивы и факторы выбора профессии.

Практическая значимость исследования: разработать рекомендации для учащихся, ориентирующие их к профессиональному самоопределению.

Глава I. Теоретические подходы по вопросу о формировании мотивационной готовности к профессиональному самоопределению в подростковом возрасте.

1.1 Мотивационная готовность к самоопределению

Специалист по профориентации ведёт индивидуальные консультации и курсы, помогая старшеклассникам выбрать свой профессиональный путь.

Требование выбрать профессию обрушивается на детей внезапно, как стихийное бедствие. Беда пришла, откуда не ждали. Ещё недавно так интересно было фантазировать на тему «Кем я стану, когда вырасту?», но уже в 14–15 лет этот вопрос приводит подростков в ужас. Подросткам приходится делать выбор на всю оставшуюся жизнь.. Тем, кому удалось выбрать очень повезло, ведь определившись с профессией они решили для себя множество проблем . Куда поступать? Какие предметы сдавать? Как лучше готовиться к сдаче ЕГЭ? Окружающие замечают, что у этих ребят повышается уверенность в себе. Ещё бы! Они теперь знают, кто они. Будущий врач, будущий психолог… Неудивительно, что у них вдруг повышается мотивация к учёбе. Родителям теперь не приходится заламывать руки и угрозами добиваться выполнения домашних заданий. Ребёнок сам с увлечением изучает строение черепа, производные, готовится к олимпиадам. Родительский рай становится доступен некоторым семьям. Но почему же это счастье обходит столько семей?

На практике мне постоянно встречаются причины, приводящие к затруднению выбора:

1)Им ничего не интересно. Если понять, что блокирует желания подростка развиваться, проблема выбора профессии разрешится.

2) Они интересуются слишком многим. Родители детей с этой проблемой могут нас не понять: столько интересов у ребёнка, а он выбрать не может? И здесь важно ориентироваться на способности и особенности мышления и характера. Придётся рассмотреть много различных профессий, в том числе и новых.

3)Они не знают своих способностей и особенностей. Яркие таланты легко заметить. Признавая любые способности и отличия своего ребёнка, мы даём ему благословение пользоваться ими и развивать их.

4) Они мало знают о профессиях. Это парадокс, но базовые знания о профессиях долго остаются на уровне детского сада. Хотя многие взрослые тоже не догадываются о том, сколько профессий на белом свете. Открывайте профессиограммы, изучайте вместе со своими детьми!

5)Они не уверены в себе и боятся сделать выбор. Даже когда уже более-менее определился, сделать окончательный выбор бывает мучительно трудно. Он воспринимается как граница двух миров, за которой иная жизнь, другое окружение, возможности…

6)Они имеют завышенные ожидания от профессии. Представления детей о жизни складываются под действием киноэкрана. Это поможет им выбрать такую профессию, которая принесёт и радость, и деньги. Главное — правильно расставить приоритеты.

1.2 Факторы влияющие на выбор профессии

Как видим, вопрос выбора профессии непрост. Поддерживайте ребёнка в этот сложный период. Уделите время и внимание, чтобы пройти его вместе. Поверьте, он сохранит чувство благодарности вам за это на всю жизнь. А вы сможете сблизиться с ним, прикоснуться к его будущей — уже взрослой — жизни. Обращайтесь при необходимости к помощи специалистов, чтобы преодолеть трудности. И всё получится!

При изучении вопроса выбора профессии я выделил для себя факторы, оказывающие влияние на мотивацию выбора подростка:

1) наличие определенных интересов и склонностей;

2) уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере;

3) престижность выбираемой профессии;

4) уровень информированности о ней;

5) мнение родителей;

6) мнение одноклассников, друзей и сверстников, Советы друзей – пойти в вуз или профтехучилище за компанию с другом или подругой.

7) учет потребностей производства или рынка труда;

8) навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

9) легко сдать на ЕГЭ.

10) финансовая зависимость от родителей.

11) трудовые династии, где ребенок практически машинально наследует профессию старшего поколения.

12) профессия может выступать средством сублимации, перевода энергии либидо (сексуального влечения) на другой, социально приемлемый объект.

13) О многих профессиях бытуют романтические представления.

1.3 Классификация профессий

Классификация профессий по Е.А. Климову:

1)Первая категория характеризует специальности, так или иначе связанные с природой: общение и уход за животными, биологический профиль, область сельского хозяйства, медицинская и научная деятельность.

2)Специальности «человек-человек» — это наиболее понятная система, поскольку с людьми этой системы личность сталкивается каждый день в повседневной жизни: учителя, продавцы, врачи, парикмахеры и т. д.

3)«Человек и техника» — это техники, инженеры, сборщики оборудования, рабочие на станках и т. д. Деятельность этих людей связана непосредственно с механизмами. Сюда же относят добычу и переработку металла, ремонт автомобилей и различных установок, строительные специальности.

Какие существуют профессии, связанные со взаимоотношениями человека и знаковой системы? Ничего сложного в этом нет. Секретарь, инженер, переводчик, программист в рабочей среде сталкиваются с документами, символами, знаками, схемами.

4)Последняя система, соотносящаяся с художественными образами, — это творческие специальности, связанные с созданием музыкальных творений, предметов изобразительного искусства.

Конечно, существует много профессий, и подсчитать точное количество довольно сложно. Это не статичная система, остающаяся неизменной годами: ежегодно количество специальностей в мире увеличивается параллельно с развитием человечества. Поскольку довольно часто возникает вопрос «сколько существует профессий в мире?», то должны быть и соответствующие документы, подсчитывающие их. Приблизительное количество специальностей в мире составляет 40000, причем многие из них для умеренных широт кажутся довольно экзотическими, если не сказать, непонятными и глупыми. Ежегодно рождается около 500 новых профессий.

А какие профессии существуют в России? Для нашей страны доступны не все из имеющихся специальностей, только приблизительно ¼ часть. Но и это более 9000 наименований. За последние 3 столетия цифра возросла в 450 раз.

Вот что я узнал о востребованности специальностей.

Конечно, сколько существует профессий, столько можно найти и специалистов в данной области. В то же время не все специальности имеют одинаковую популярность: в этом деле существует своя сезонность. Составлен определенный список, какие существуют профессии из модных на сегодняшний день в России. И он отличается от того, какие виды работы востребованы на сегодняшний день. Определяя причину, по которой абитуриенты выбирают ту или иную специальность, на первом месте следует указать потребность иметь престижную профессию и при этом возможность высокого уровня заработка. Поэтому многие поступающие идут получать знания на экономический факультет. Несмотря на то, что на каждом предприятии нужен экономист, некоторое время назад рынок таких работников был пресыщен. Будучи экономистом, необходимо иметь представление о месте, в котором будет необходим такой специалист по окончании обучения.

Практическая часть

Глава II Профориентационная работа

2.1 Рекомендации по профориентационный работе

§ 1. Построение профориентационной работы в школе

Каждая профессия предъявляет определенные требования к работнику. Всегда необходимы некоторые навыки, умения, способности, не считая уже обязательных знаний и квалификации. Очень важно, чтобы человек испытывал интерес и получал удовольствие в своей профессиональной деятельности, находил возможность для творчества и имел желание развиваться. Имея все эти составляющие, человек может более удачно преодолевать возникающие трудности на профессиональном пути, избегать выгорания и других психологических проблем. Необходимо, чтобы выбор профессии совершался правильно в соответствии со всеми потребностями личности и общества. Именно в этом и должен помочь психолог, работая со старшеклассниками. Важно узнать предпочтения и интересы школьника, его способности к определенным сферам деятельности и, конечно же, сформировать у него представления о будущей профессии, о целях и задачах, предъявляемых к работнику, о состоянии на рынке труда. Помимо диагностических мероприятий особое внимание в профориентации должно уделяться проведению специальных тренингов и деловых игр для активизации процесса профессионального самоопределения. Такие формы работы помимо развития определенных деловых и коммуникативных качеств, могут в доступной и интересной форме дать школьникам представление о выбранной специальности, при этом став хорошим мотиватором для более глубокого и подробного изучения своей будущей профессиональной сферы в дальнейшем. Другим действенным методом могут выступить специально организованные практики, где школьники имеют возможность примерить на себя ту или иную профессию.

Я являюсь учеником 10 класса обычной поселковой общеобразовательной школы, где очень четко сформирована работа по профориентационной подготовке для учащихся.

План профориентационной работы

ГБОУ СОШ пос. Чапаевский м.р. Красноармейский

Работа с педагогическими кадрами.

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию выбора профессии

Семинар для педагогов и классных руководителей “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.

Работа с учащимися

Учебная деятельность

Формирование общечеловеческих ценностей, навыков общения и взаимодействия в процессе учебно-воспитательной работы.

Предоставление учащимся информации об учебных учреждениях и о правилах поступления в них.

Классные часы

Экскурсии на предприятия и в учреждения.

Индивидуальные и групповые консультации о перспективах развития рынка труда, о правилах приёма в профессиональные заведения, о контрактно — целевой подготовки кадров

Работа с родителями

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов.

Родительское собрание для 9-х классов “Предпрофильная подготовка”..

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения.

2.2 Предпрофильная подготовка.

§2.Предпрофильная подготовка для учащихся 9 классов

2.3 Популярные специальности

§3.Популярные специальности 2016 года

Свое исследование я решил начать с выявления самых популярных профессий в России, В Самарской области и в сельской местности. В России очень большой разнообразие интересных профессий, некоторые из них я представил в работе и немного расскажу о них.

1)Специалисты в области нанотехнологий. Работники данной специальности работают только на федеральном уровне, соответственно, с федерального бюджета им выплачивается заработная плата. Специалисты, которые работают в данной сфере, разрабатывают различные технологии, связанные с взаимодействием атомов или молекул. Безусловно, данная профессия очень увлекательна, особенно для изобретателей и любителей ставить опыты. Необходимо отметить и то обстоятельство, что профессия имеет высокий оклад, а вдобавок специалистам высшего уровня постоянно выплачиваются значительные денежные премии.

2)Разработчики компьютерного обеспечения. Список самых востребованных профессий 2016 в России содержит такие рабочие специальности, как IP-разработчики. Современность уже не представляется без новейших технологий, а работники, которые занимаются их разработкой и внедрением в жизнь, очень высоко ценятся. Важно отметить, что большие обороты набирают рабочие, чьи должностные обязанности связаны с цифровым телевидением.

3)Инженеры. Руководители среднего звена требовались во все времена, в настоящие дни наблюдается острая нехватка таких первоклассных специалистов. По всей России идет строительство, где просто необходимы люди, которые бы управляли всем рабочим процессом. Инженеры имеют хорошие оклады, плюс за выполненные в сроки заказы им доплачивается существенная материальная премия.

4)Специалисты в области сервиса. Какова бы ни была наша современность, но люди всегда будут стремиться к получению знаний. Кроме того, любой человек способен заболеть. Не стоит никак забывать и о развлекательных мероприятиях жизни: свадьбы, дни рождения, поездка в заграничные или отечественные туры. Всеми указанными работами занимаются специалисты сферы услуг. Даже новейшая современность не сможет обойтись без услуг докторов, врачей, парикмахеров, организаторов развлекательных мероприятий, туроператоров и т. п. Необходимо уточнить тот момент, что все вышеуказанные специальности имеют большую заработную плату, если они занимаются частым бизнесом, а не работают по найму.

5)Логисты. Товарооборот в России находится на хорошем уровне. Занимаются поставками и снабжением люди, которые имеют образование в логистических специальностях. Помимо теоретических обязанностей в работу работников указанной профессии входит задача организации перевозок.

6)Медицинские работники, чья должностная обязанность связана с разработкой новых медикаментозных средств. В данную область входят работники, которые занимаются поиском лекарства для долголетия, средств от рака и иных страшных заболеваний.

7)Юристы. Некоторые высокооплачиваемые профессии 2016 года связаны с необходимостью работать в частном порядке. Главным образом такое касается юристов. Адвокатская деятельность считается хорошо оплачиваемой и популярной, при условии, что работник действительно знает свои обязанности и учитывает пожелания клиента.

8)Бухгалтер. Без счетоводов не обходится ни одно предприятие или организация. Бухгалтера имеют хорошую заработную плату, если предприятие работает достойно и имеет отличную выгоду.

Самыми популярными профессиями в Самарской области являются:

Я живу в сельской местности, и поэтому заинтересовался рейтингом сельских популярных профессий .

Самыми популярными профессиями в селе являются:

1) Агроном. Всесторонне развит в сфере агрономии, специалист широкого профиля по сельскому хозяйству. Спецификация труда в том, что он дает жизнь новым сортам садовых, огородных и полевых культур.

Где работает: фермы, сельскохозяйственные комплексы.

2) Пчеловод. Представители этой профессии должны разводить и изучать пчел. Но для этого нужно уметь чувствовать их и взаимодействовать с ними.

Необходимо иметь специальные инструменты и регулярно осваивать новые технологии пчеловодства. Но и это еще не все, этот человек должен быть компетентным в сортах меда, разбираться в цветах и способах переработки воскового сырья.

Где работает: собственные пасеки, фермерское хозяйство.

3) Охотовед. Очень интересная работа, правда, из всех сельскохозяйственных работ, она самая низкооплачиваемая.

Где можно найти работу охотоведом: заказники, заповедники, охотхозяйства, органы охотнадзора, министерство сельского хозяйства и природных ресурсов, всемирный фонд дикой природы.

4) Ветеринар. Работа, которая основана на любви к животным. Ваш доход может достигать 20000т.р.и более, все зависит от места работы.

Где может работать ветеринар: ветеринарные клиники, лаборатории, ветеринарные станции.

2.4 Рекомендации для учащихся.

§4.Рекомендации для учащихся, ориентирующие их к профессиональному самоопределению.

Я до сих пор не определился с выбором профессии, и для себя нашел иное решение проблемы, попробовать пройти тест, чтобы определить свои предпочтения. В результате длительного поиска я нашел интересный тест под названием «Мотивы выбора профессии». Сначала я решил его сам и получил удовлетворение, потом я раздал его учащимся 9, 10, 11 классов и решил обобщить практический опыт. При изучении вопроса выбора профессии выделил для себя факторы, оказывающие влияние на мотивацию выбора подростка:

1) наличие определенных интересов и склонностей;

2) уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере;

3) престижность выбираемой профессии;

4) уровень информированности о ней;

5) мнение родителей;

6) мнение одноклассников, друзей и сверстников, Советы друзей – пойти в вуз или профтехучилище за компанию с другом или подругой.

7) учет потребностей производства или рынка труда;

8) навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

9) легко сдать на ЕГЭ.

10) финансовая зависимость от родителей.

11) трудовые династии, где ребенок практически машинально наследует профессию старшего поколения.

12) профессия может выступать средством сублимации, перевода энергии либидо (сексуального влечения) на другой, социально приемлемый объект.

13) О многих профессиях бытуют романтические представления.

В результате практического исследования я получил следующие выводы:

Рисунок 1.Результат тестирования учащихся ГБОУ СОШ пос.Чапаевский

В эксперименте участвовало 15 учеников из 9-11 классов. Из 100% - это 15 учащихся 9-11 классов – 45%учащихся считают главным фактором при выборе профессии материальное благополучие, 45%- считают, что главным является мотивы престижа профессии, а оставшиеся 10% выбрали приоритетным фактором-желание творческой работы, приносящей пользу людям. Соответсвенно, наибольшее количество участников тестирования предпочитают материальную сторону будущей профессии и престиж профессии, отсюда будет осуществляться выбор тех профессий, которые связаны с повышением материального положения.

Я считаю,что человек не сможет всю жизнь приходить на рабочее место ради высокого заработка, работа должна приносить удовольствие, давать возможность творческому росту и приносить радость и пользу людям.

Список литературы:

1. Путь к успеху ( методические рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности). - 84 с. - г.Хабаровск, 2005г

2. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Черненко Д.С, - Ты и твоя профессия. СПб., 2000.

3. Пайнс Э., Маслач К. - Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

4.Выбор профессии: оценка готовности школьников 9-11 классов / С.О. Кропиновская и др.; под ред. С.Н. Чистяковой, - М,: ВАКО 2009.- 158 с.: табл. - (Педагогика. Психология. Управление.)

5. Баррет Джим. Выбор профессии тесты способностей / Джим Баррет пер. А. Банкрашкова, - М: АСТ, 2007.-221 с.

6.Энциклопедия для детей. Выбор профессии / ред. коллегия: М. Аксенова и др. - : Мир энциклопедий Аванта+, 2006,-432с.:ил.

7.Дроплак.ру – сайт работающий по выбору профессии.

Баррет Джим . Пайнс Э., Маслач К Баррет Джим