III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Корзоватых Е.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В последнее время в СМИ и телевизионных передачах нередко всплывает тема интернет зависимости людей. Эту проблему напрямую связывают с образом жизни человека, ставят интернет зависимость в один ряд с другими вредным и привычками. При этом становится понятно, что интернет зависимость приводит не только к ухудшению здоровья человека, а нередко и к трагедиям. Всё чаще героями тревожной хроники становятся подростки, которые страдали интернет зависимостью. При этом не сами подростки, не их родители, не школьные педагоги не воспринимали чрезмерное увлечение ребят «интернет – играми» и «социальными сетями», как опасность, не предвидели возможный трагический конец, и не принимали никаких мер по спасению ребят от пагубной страсти.

Наблюдая за ребятами в школе, я заметила, что многие во время перемен сидят, не отрываясь от смартфонов и планшетов, при этом не обращают внимания на окружающих, не реагируют на происходящее вокруг. Они словно находятся в другом измерении, улыбаются или гримасничают по непонятной причине, не отвечают на приветствия и вопросы заданные им.

Размышления над этими фактами подтолкнули меня к выбору темы проекта: "Здоровый образ жизни: проблема интернет зависимости у подростков".

Актуальность выбранной темы в том, что современный мир невозможно представить без компьютеров, смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники. С помощью Интернета мы слушаем музыку, смотрим фильмы, узнаем новости, общаемся с друзьями, играем в игры, даже совершаем покупки, не выходя из дома. Интернет, несомненно, расширяет наши возможности, как в плане образования и саморазвития, так и в плане отдыха и приятного общения. Когда человек проводит слишком много времени в Сети, то это может вызвать привыкание, стать зависимостью. Интернет-зависимость уже успела получить название «чума XXI века» и распространяется по всему миру. Социологи и психологи всех стран мира сходятся во мнении, что наиболее подвержены этой опасности дети и подростки. При этом большинство подростков и их родителей не понимают, в чём заключается опасность интернет зависимости, не знают, как бороться с этой проблемой.

Цель работы: изучение особенностей интернет зависимости в подростковой среде и разработка рекомендаций для детей и родителей по профилактике интернет зависимости.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме интернет зависимости;

  2. Выявить уровень интернет зависимости среди учащихся 5-6 классов школы через тестирование;

  3. Выявить уровень информированности подростков и их родителей о проблеме подростковой интернет зависимости через анкетирование;

  4. Систематизировать новые знания и сделать выводы;

  5. Разработать практические рекомендации для подростков и их родителей по профилактике интернет зависимости.

Объект исследования: школьники подросткового возраста, пользующиеся Интернетом.

Предмет исследования: психологическая зависимость от Интернета.

Гипотеза исследования: возможно, что в нашей школе среди подростков есть учащиеся с интернет зависимостью, то тогда необходимо проводить работу с такими учащимися и их родителями, направленную на профилактику интернет зависимости и приобщение их к здоровому образу жизни.

Методы исследования: анкетирование, исследовательские методы, анализ информации в сети интернет - ресурсов по данному вопросу

I. Теоретическая часть: Интернет зависимость и её характеристика

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом всё больше детей - представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, подавленностью и депрессией.

Возможно сейчас другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем их больше будет – тем лучше для мозга. Поэтому важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям работы мозга. Какое может быть развитие у ребенка, если он уставший, у него болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?

1.1 Понятие интернет зависимости

Возникает вопрос: неужели при всей очевидной пользе сети Интернет им можно заболеть? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости. Так что же такое интернет зависимость?

Впервые термин «Интернет зависимость» появился в 1996 году. Ввел его психиатр Айвен Голдберг. В самом общем виде интернет зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом».

Поведенчески интернет зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности.

Другое определение интернет зависимости это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line». Иными словами, это навязчивое стремление выйти в Интернет, и как можно дольше оставаться там.

1.2 Симптомы интернет зависимости

Общими чертами интернет зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Психологические симптомы:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, гаджетами, невозможность остановиться и выйти из Интернета, увеличение количества времени, проводимого в Сети, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения, когда человек не в Сети, проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

Перенапряжение мышц, сухость в глазах, головные боли, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна.

Первые симптомы интернет зависимости у подростков выглядят следующим образом:

- прогулял школу - играл в компьютерную игру;

- не выполняет обязанности по дому, забывает приготовить домашние задания;

- хотя бы одну ночь провел за компьютером, смартфоном, планшетом;

-не выходит гулять, все время сидит за компьютером, планшетом, смартфоном;

- стал меньше общаться с окружающими;

- бывает нервный, грубый, раздражительный, часто пребывает в плохом настроении;

- пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

1.3 Причины интернет зависимости у подростков

Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». В подростковом возрасте у человека формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. И от того, где и какие ответы на эти вопросы он найдёт, будет зависеть, какие социальные установки у него сформируются. Самый доступный способ найти ответы на любые вопросы – зайти в Сеть. В Интернете подростков привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота.

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся:

  •  
    •  
      • Недостаток общения. Если подросток не может найти себе друзей по интересам, потому что он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут, то он начинает активно искать друзей в интернете;

      • Отсутствие хобби. Если у человека есть любимое хобби, он занимается спортом или творчеством, то у него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету;

      • Неудачливость. Когда человека повсюду встречают неудачи: плохие оценки в школе, ссоры с друзьями, проблемы с родителями, он будет пытаться хоть как-то реализовать себя, и найдёт этот способ в компьютерных играх;

      • Желание подростка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;

      • Жажда приключений. В различных компьютерных играх ребенок может получить новые ощущения, примерить на себя новую роль;

      • Безнадзорность.Родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка, и он занимается тем, чем хочет;

      • Завышенная или заниженная самооценка ребенка;

      • Физическое и эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Так же одной из немаловажных причин возникновения интернет зависимости у подростков является безответственное отношение к этому родителей. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, а это прямой путь к тому, чтобы стать интернет зависимым.

1.4 Последствия интернет зависимости у подростков

Интернет зависимость причиняет значительный ущерб подростку:

  • Он становится замкнутым, может впасть в депрессию;

  • Не может полноценно общаться с окружающими;

  • Относится безразлично к учебе, что скажется на его знаниях и успеваемости;

  • Возможно расстройство внимания, ухудшение памяти.

Интернет зависимый не обращает внимания на свои повседневные жизненные заботы, интересы близких, становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его желание использовать Интернет.

Физическое здоровье при этом так же страдает:

Малоподвижный образ жизни может вызывать различные заболевания

( остеохондроз, ожирение, заболевания глаз и др.). Нарушение режима дня способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается.

И все-таки самое главное последствие интернет зависимости – ассоциальность. То есть, подростку уже незачем встречаться с друзьями, если можно поговорить с ними по скайпу, незачем куда-то звонить, если можно отправить e-mail, незачем ходить в магазин, если можно заказать через интернет. Чем больше он сидит в интернете, тем быстрее теряет навыки реального общения, а значит, ему сложнее сходится с незнакомыми людьми, сложнее жить в реальном мире.

II. Практическая часть

Вторым шагом исследовательской работы было анкетирование и тестирование учащихся нашей школы и их родителей.

Место проведения анкетирования и тестирования: МБОУ СОШ №1.

Время проведения: январь-февраль 2017 года.

Количество участников анкетирования и тестирования:

Учащиеся 5-6 классов- 45 человек и родители – 25 человек.

Количество участников эксперимента: 5 человек

2.1 Результаты тестирования учащихся 5-6 классов на предмет интернет зависимости

Для тестирования учащихся 5-6 классов на предмет интернет зависимости использовался письменный вариант опроса, разработанный психологом Кимберли Янгом.

После обработки и интерпретации результатов теста были получены следующие результаты, представленные в таблице 1и диаграмме 1.

Таблица 1- Результаты тестирования на интернет зависимости среди учащихся 5-6 классов

Количество

Количество баллов

Меньше

20 баллов

20 – 49 баллов

50 – 79 баллов

Больше

80 баллов

10 (22%)

11 (25%)

17 (38%)

7 (15%)

Диаграмма 1 - Уровень интернет зависимости среди учащихся 5- 6 классов (%)

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • У 22% респондентов нет интернет зависимости;

  • 25% опрошенных - много времени проводят в Интернете, но они в силах себя контролировать;

  • 38% подростков имеют средний уровень интернет зависимости;

  • У 15 % респондентов была выявлена сильная интернет зависимость.

Так же проанализировав ответы тех, кто имеет среднюю и сильную интернет зависимость, было выявлено, что среди имеющих зависимость от Сети 38 % (9 человек) – девочки, и 62 % (15 человек)- мальчики (Диаграмма 2).

Диаграмма 2 – Состав интернет зависимых подростков (%)

2.2 Результаты анкетирования подростков по определению уровня информированности о проблеме интернет зависимости

Для того чтобы определить знают ли подростки, что такое интернет зависимость, каковы её симптомы, можно ли избавиться от этой вредной привычки, было проведено анонимное анкетирование по теме ««Что ты знаешь об интернет зависимости?».

Обработка результатов анкетирования (результаты представлены в диаграммах 3-6) показала следующее:

  • 82 % участников анкетирования знают об интернет зависимости;

  • 40 % опрошенных сообщили, что среди их знакомых есть люди с интернет зависимостью.

  • 78 % респондентов считают, что в зависимость от интернета может попасть любой человек, независимо от возраста; 9 % ответили, что наиболее подвержены интернет зависимости взрослые, 13% выбрали ответ - подростки.

  • 85 % проанкетированных считают, что можно самостоятельно избавиться от зависимости от Сети;

  • Среди профилактических мер интернет зависимости наиболее чаще называлась следующая формулировка: необходимо ограничивать время нахождения в Сети (75 % ответов). При этом время называлось разное: от 1 до 3 часов в день. Так же предлагалось:

- делать перерывы через каждые 30 минут;

- заходить в интернет только с целью поиска информации для выполнения домашних заданий;

  • 25% респондентов ответили, что не знают какие правила нужно соблюдать, чтобы не стать интернет зависимым.

Диаграмма 3 – Уровень информированности подростков об интернет

зависимости (%)

Диаграмма 4 – Возможность распространения интернет зависимости среди населения (%)

Диаграмма 5 – Мнение подростков о возможности самостоятельно побороть интернет зависимость (%)

Диаграмма 6 – Уровень информированности о мерах профилактики интернет зависимости

2.3 Результаты анкетирования родителей по определению уровня информированности о проблеме интернет зависимости подростков

В ходе работы над проектом родителям учеников 5 и 6 классов было предложено заполнить «Тест на компьютерную зависимость детей» и принять участие в анонимном анкетировании «Безопасный Интернет».

Анализ результатов тестирования и анкетирования показал (Диаграммы 7- 11):

  • 100% респондентов ответили, что у их детей есть постоянный доступ к Интернету;

  • 84 % отметили, что в Сеть дети заходят по несколько раз в день, 12% - ежедневно, 4%- один или два раза в неделю;

  • У 100% опрошенных родителей дети интернетом пользуются дома, при этом:

- 68% используют интернет для поиска информации для выполнения домашних заданий,

- 60% - бесцельно бродят по сайтам,

- 40%- играют в он - лайн игры;

- 80% - общаются в социальных сетях.

  • 92% родителей никак не ограничивают своих детей в пользовании электронными средствами коммуникации, 8% - ограничивают нахождение в Интернете (запрещают размещать в Сети личную информацию, заходить на некоторые сайты, не разрешают бесконтрольно скачивать и устанавливать программы);

  • На вопрос стоит ли ограничивать пребывание в Сети среди детей и подростков – 52 % родителей затруднились ответить;

  • 40% - отметили, что, да, так как Интернет вреден для морального и физического здоровья детей и подростков;

  • 8% родителей считают, что не стоит ограничивать, так как от прогресса никуда не уйдешь.

Результаты тестирования родителей на компьютерную зависимость детей представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты тестирования родителей на компьютерную зависимость детей

До 5 положительных ответов

5-6

положительных ответов

7-9 положительных ответов

10 положительных ответов

7 человек

7 человек

6 человек

5 человек

28%

28%

24%

20%

Таким образом, из таблицы результатов следует, что:

  • У 20% подростков выявлена интернет зависимость. У них стирается интерес к реальной жизни и необходимо срочно принимать меры;

  • 24% в опасной близости до возникновения зависимости от Сети. Уже сейчас они предпочитают общение в Интернет реальному общению;

  • У 28% наблюдаются некоторые симптомы интернет зависимости;

  • У остальных 28% детей интернет зависимости нет.

Диаграмма 7- Частота использования Интернета детьми (%)

Диаграмма 8 – Цели использования Интернета подростками (%)

Диаграмма 9 – Ограничения использования Интернета (%)

Диаграмма 10 – Мнение родителей по ограничению использования Интернета подростками

Диаграмма 11 - Интернет зависимость подростков (по результатам тестирования родителей)

При сравнении результатов тестирования самих подростков на интернет зависимость, и данных полученных при тестировании родителей видно, что данные отличаются незначительно.

Таким образом, можно сказать, что от 15% до 20% подростков нашей школы имеют признаки сильной интернет зависимости, и от 24% до 38% имеют среднюю интернет зависимость.

2.4 Результаты эксперимента по отказу от использования Интернета на 1 день

После того, как было выявлено, что среди учащихся 5-6 классов есть интернет зависимые ребята, мной было предложено одноклассникам провести эксперимент по отказу от использования интернета на 1 день. Эксперимент проходил так:

1.Ребятам в классе было предложено поучаствовать в эксперименте «Один выходной день без Интернета», разъяснена его суть, цели, задачи, и выданы бланки, для фиксирования результатов. Для участия в эксперименте вызвались 5 добровольцев.

2. В воскресение (29.01.2017г.) все участники эксперимента фиксировали все, чем занимались (никаких условий по пользованию Интернета не ставилось). Результаты представлены в таблице 3.

После обработки результатов было выяснено, что все участники эксперимента пользовались интернетом с разными целями (играли в он - лайн игры, общались в социальных сетях, смотрели фильмы, искали информацию для выполнения домашних заданий). В среднем в Сети было проведено по 3 часа 48 минут.

3. В воскресение (5.02.2014г.) все участники договорились не пользоваться гаждетами и Интернетом (только звонки по телефону). Все действия в течение этого дня вновь фиксировались.

4. После обработки всех таблиц и опроса участников эксперимента были подведены итоги:

  • Один из участников эксперимента не смог провести целый день без интернета, очень нервничал, переживал, скучал без друзей из соц.сетей, никакими другими делами в свободное время заниматься ему не хотелось;

  • Остальные 4 человека условие - не заходить в Сеть - соблюдали, никаких негативных изменений в своём поведении и самочувствии не заметили, занимались в течение дня своими обычными делами, а так же отметили, что смогли больше времени уделить подготовке домашних заданий, общению с родными и прогулкам.

Таким образом, эксперимент показал, что в результате отказа от излишнего увлечения Интернетом, появилось время, которое можно потратить с пользой для своего образования, здоровья и общения. Отказаться от «сидения в Сети» нетрудно, если человек знает, чем занять своё свободное время, если у него есть увлечения и люди, с которыми можно провести это время.

Заключение

В ходе работы над данным исследовательским проектом поставленные цели и задачи были достигнуты:

Изучена литература по теме интернет зависимости, рассмотрены понятие «интернет – зависимости», её виды, причины, последствия, меры профилактики;

Проверено существование Интернет – зависимости в подростковой среде, на примере учащихся 5-6 классов нашей школы, выявлен уровень информированности подростков и родителей о проблеме подростковой интернет зависимости.

Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась – в нашей школе среди подростков есть учащиеся с интернет зависимостью.

Для того чтобы снизить количество интернет зависимых подростков, и повысить уровень знаний среди детей и родителей об интернет зависимости были разработаны практические рекомендации для подростков и их родителей по профилактике интернет зависимости.