III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ ЗАНЯТОСТИ
Ефремова В.В., Пуртова А.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать? Эти вопросы рано или поздно начинает себе задавать каждый выпускник средней школы. И для нас, как учениц 10 класса, это весьма актуально. Традиционно бытует мнение, что мужчинам легче найти профессию, сделать карьеру. При равных условиях найма (образование, стаж и пр.) мужчина-работник для работодателя, как правило, предпочтительнее женщины. Почему? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной работе. Согласно результатам исследования Всемирного банка «На пути к равноправию» в России существуют законодательные ограничения в профессиональной сфере по половому признаку, женщинам недоступно 456 видов работ. Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу: существование подобного списка свидетельствует о проявлениях гендерной дискриминации на рынке труда России и, в то же время, о консервативности российского общества в вопросах женской занятости?

Таким образом, объектом данного исследования является занятость населения. Предметом исследования - гендерные факторы занятости.

Цель исследования - рассмотреть гендерные факторы, влияющие на уровень женской занятости, опираясь на статистические данные России и Республики Хакасия.

Данная цель реализуется через решение ряда следующих задач:

1) выделить и рассмотреть гендерные факторы, влияющие на уровень женской занятости;

2) проанализировать данные социологических опросов, направленных на выявление гендерных стереотипов среди молодежи;

3) используя гендерные показатели проанализировать состояние рынка труда Республики Хакасия.

Данная работа построена с опорой на статистические данные Росстата и Хакастата, Министерства труда и социальной защиты женщин, Служб занятости России и Республики Хакасия за 2000-2017 гг.

Данные Росстата дают информацию о доле участия в рабочей силе граждан по различным возрастным группам и о средней зарплаты женщин и мужчин, что позволяет нам сделать выводы о наличии или отсутствии гендерной дискриминации. В приказе министерства труда и социальной защиты Российской Федерации мы познакомились со списком наиболее востребованных на рынке труда и вывели соотношение мужских и женских профессий. Статистические данные Центров занятости Российской Федерации и Республики Хакасия содержат информацию о соотношении числа безработных мужчин и женщин на рынке труда.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

  1. Аналитический (анализ статистических данных, предоставленных службами названными выше).

  2. Генетический (рассмотреть влияние гендерных стереотипов на профессиональную сегрегацию и уровень занятости мужчин и женщин).

  3. Анкетирование (проведение социологических опросов с целью выявления гендерных стереотипов среди молодежи).

Сгруппированная по данной проблеме литература, в которых затрагивается женская занятость, дают лишь общую характеристику и рассматривают данный вопрос с точки зрения гендерного подхода (пол и возраст) мы же предлагаем взглянуть на данный аспект с таких факторов как: влияние стереотипов, сегрегация и предпочтения работодателя. В целом, работа представляет собой попытку систематизации материалов, посвящённых влиянию скрытых гендерных факторов на формирование современного рынка труда. Мы проанализировали научную литературу и узнали, что существуют множество факторов, влияющих на женскую занятость. В ходе работы было проведено ряд социологических опросов, основанных на методике А.С. Ножовой, были опрошены руководители некоторых фирм г. Абакан. Тем самым мы смогли выяснить, чем руководствуются люди в выборе профессии.

Структура данного исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения

ГЛАВА I. Гендерные показатели занятости

1.1 Проблемы формирования женской занятости

Занятость населения - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Занятость является одним из важнейших показателей уровня жизни населения страны.

Касаясь вопросов женской занятости, прежде всего, следует отметить, что она может принимать разнообразные формы: либо официальное трудоустройство, либо ведение домашнего хозяйства.

Понятие «домохозяйка» характеризует одну из распространенных форм женской экономически неактивной группы населения, которые подразделяются на три типа: «домохозяйки добровольно», «домохозяйки вынужденно», «домохозяйки, которые отчаялись найти работу». По данным Росстата [4, с.198] в 2000 г. в России насчитывалось около двух миллионов женщин трудоспособного возраста, которые были отнесены к числу домохозяек, поскольку они не считают нужным работать вне дома, так как считают, что именно мужчина должен обеспечивать свою семью. Еще более двух с половиной миллионов женщин среди незанятого населения оказались в числе домохозяек вынужденно, потому что они хотели работать, но не смогли трудоустроиться по различным причинам. 112 тысяч из них уже отчаялись найти работу. В целом, доля "добровольных" домохозяек оказалась меньше (42,6%), чем "вынужденных".

Проанализировав данную ситуацию, мы видим, что занятость женщин формируется не только под влиянием внешних факторов, но и в зависимости от личных убеждений и ожиданий.

Обращаем внимание на то, что при анализе общего уровня занятости населения, как правило, учитываются такие показатели как возраст и пол. Почему они стоят на первом месте? Потому что именно эти критерии являются наиболее понятными, легко поддающимися математической обработке. Однако, рассматривая вопросы женской занятости, необходимо обратиться к, так называемым, скрытым показателям, которые имеют не меньшее влияние. К ним относятся: степень консервативности общества, гендерные стереотипы и гендерная сегрегация, которые и будут рассмотрены в данной главе.

1.2 Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия рассматривались всегда отвлеченно от конкретной личности мужчины и женщины, обобщая опыт наблюдения [11]. Мужчины - агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые, умные; женщины - эмоциональные, мечтательные, чувствительные, покорные и суеверные. Таким образом, под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [17].

Данные стереотипы присущи и современному поколению, подтверждение чему мы получили в ходе работы. Мы провели опрос среди учащихся 9 - 10 классов средней школы № 30, а также жителей города Абакана. Всего было опрошено 67 человек. Анкета содержала в себе ряд признаков, характеризующих работника, таких как: логичность - интуитивность, инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность,власть - подчинение, независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Респондентам следовало распределить, какие качества, по их мнению, относятся к женским, а какие к мужским. Полученные нами данные свидетельствуют, что среди молодежи уже сформировались гендерные стереотипы в отношении качеств работника - мужчины или работника-женщины. Согласно научной литературе, традиционно мужскими качествами считаются: «логичность», «порядок», «властность», а женскими - «коллективность», «хаос», «пассивность». По полученным нами данным можно сказать что «логичность» и «властность» являются характерными мужскими качествами, а женскими - «интуитивность» и «подчиненность», что свидетельствует о сохранении гендерных стереотипов. Но в тоже время уже появляются изменения в гендерном восприятии. Например, такие мужские характеристики как «индивидуальность», «порядок», «активность» больше 50% респондентов воспринимают сегодня как женские качества и, наоборот, «хаос», «коллективность», «пассивность» - как мужские (см. приложение № 1).

Откуда же берутся данные стереотипы? Они формируются под влиянием воспитания на базе принятых в обществе ценностей. Чем консервативнее общество, тем сильнее стереотипы. Можно ли назвать российское общество консервативным? Наши опросы показывают, что да. Эффективным средством формирования гендерных стереотипов у подрастающего поколения выступает реклама. Примером могут служить рекламы моющих средств, в которых главными героями являются женщины, борющиеся с грязной посудой, полами и т.д., что отсылает нас к образу домохозяйки. Женщина подается либо как деталь кухонного интерьера и спальни, либо с бесчисленными стиральными порошками и средствами для чистки посуды (см. приложение №2).

Мужчины предстают в деловом, формальном, реже неформальном облике. Но любой облик предлагается как нечто абсолютно серьезное, глубоко личностное. Примером может служить реклама различных лекарственных препаратов, в которой делается акцент на такие качества мужчины-работника, как мужество, умение преодолевать жизненные препятствия и трудности. [10, с.460].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мужчинам и женщинам приписывают конкретные социально-психологические качества и свойства личности, стиль поведения, что находит свое отражение в профессиональной сегрегации рынка труда (см. приложение № 2).

Следует отметить, что гендерные стереотипы оказывают большое влияние и на личностные ожидания в вопросах планирования будущего (выбор профессии, карьерные устремления, выстраивание семейной жизни). Это утверждение подтверждают и результаты, проведенного опроса. Мы предложили своим ровесникам ответить на вопрос: «Чем должна заниматься женщина в семье?». 75% юношей ответили, что хотели бы видеть будущую супругу, которая занимается только домашним хозяйством. Радикально противоположное мнение высказали девушки. По их глубокому убеждению современная женщина способна совмещать работу и семью. 71% опрошенных нами девушек предпочли бы получить высшее образование и строить карьеру вместо того, чтобы сидеть дома и заниматься домашним хозяйством. Это можно объяснить тем, что современные женщины готовы выйти на равные позиции с мужчинами в экономической сфере, но определенные стереотипы, господствующие в общественном сознании, мешают это сделать (см. приложение № 4).

Итак, если для женщины выбор "семья-работа" теоретически существует, то для мужчин вопрос о подобном выборе даже не встает: он, по мнению общества, уж точно должен работать, быть добытчиком. Это пример дискриминации в отношении мужчин. Мужчинам-кормильцам, чаще всего действительно приходится очень интенсивно работать, потому что "на нем висит вся семья". Таким образом, мы видим, что, несмотря на все изменения, происходящие в обществе, каждое новое поколение «наследует» и сохраняет патриархальные взгляды на семью и роль женщины в ней (см. приложение №4).

Надо отметить, что данная ситуация, в определенной мере, поддерживается государством. Провозгласив одной из основных задач внутренней политики повышение рождаемости, Правительство последовательно проводит в жизнь меры, направленные на то, чтобы оградить женщин от травмоопасных работ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», для данной категории населения оказались недоступны 456 видов работы. Это уменьшает спрос женщин на рынке труда и увеличивает мужской. Вспоминая заданные нами ранее вопросы, мы должны понять, почему так произошло? В основном ограничения касаются опасных и тяжелых видов работы в сферах добычи сырья, производстве и строительстве. Тем самым можно сказать, что данный список является проявлением консервативности российского общества и попыткой защиты женщин. С другой стороны пытаясь оградить женщин от тяжелой работы, общество порождает элементы дискриминации и сегрегации на рынке труда. Женщины несут большой социальный груз (декретный отпуск, больничные по уходу за ребенком). И поэтому сейчас складываются стереотипы в отношении женских обязанностей и возможностей. Сюда же входят и стереотипы о неспособности женщин занимать лидерские позиции. В нашем обществе большая часть людей привержена стереотипам и следуют им.

1.3 Профессиональная сегрегация

Профессиональная сегрегация имеет выраженные негативные последствия для женщин, оказывая воздействие на общественные представления о женщинах вообще и как работниках, в частности [8, с. 127]. Профессиональная сегрегация по признаку пола обусловлена перенесением стереотипов на сферу занятости и появлению «женских» профессий, которые предстают продолжение женских домашних обязанностей и считаются связанными с защитой репродуктивной функции.

Согласно проведенному опросу среди учеников 30 школы г. Абакан, мы узнали, что на сегодняшний день сохраняется консервативное восприятие мира профессий. Прежде всего, это можно наблюдать по отношению к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом или специфическими техническими знаниями (слесарь, водитель и автомеханик и пр.). 80-90% респондентов воспринимают эти профессии, как мужские. Традиционно женскими же профессиями считают работы, связанные с подчинением или деятельностью в сфере «человек-человек». 70% респондентов женскими профессиями считают профессии «учителя», «продавца-консультанта», «филолога» и др. Но, в то же время мы можем наблюдать изменения в гендерном восприятии мира профессий. Ярким примером могут служить руководящие профессии, где респонденты хоть и считают доминирующими мужчин, но уже появляется большой процент вероятности увидеть на этой должности женщину. Например «администратор» в нашем опросе. Молодежь считает, что женские профессии должны быть связаны с общением и быть менее ответственными и более легкими, так как женщина в общественном сознании, прежде всего, хранительница семейного очага (см. Приложение № 3). Результаты нашего опроса подтверждаются и статистическими данными по России: 81% женщин работает в сфере образования, 80% - в здравоохранении, в сфере финансовой деятельности - 67 %, в торговле 62% [14, с.366].

Хотелось бы отметить, что не последнюю роль в формировании такого подхода играет и государство. Если мы обратимся к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвердившему список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, то увидим, что профессий для мужчин гораздо больше (более 30 профессий). Следовательно, мужчины имею больше шансов на трудоустройство, чем женщины. А это ведет, в свою очередь, к росту женской безработицы [19, с. 145].

Таким образом, законодательство определяет целый ряд «мужских» профессий. А специфически женские места документально не определяются.

1.4 Гендерные предпочтения работодателей

С дискриминацией в сфере экономической занятости чаще всего сталкиваются на этапе найма на работу, т.е. фактически на уровне предпочтений работодателей. Предлагаем разобраться с данным утверждением и ответить на вопрос: «Кого же хочет видеть работодатель на предложенной им должности?»

Согласно результатам опросов руководителей предприятий, проведенного в конце 1990-х гг., было выделено 4 типа руководителей, позиции которых в отношении вопросов формирования занятости женщин различались весьма существенно.

Первый тип. Руководители, которые видят в сокращении женщин лишь позитивные моменты (более 50%).

Второй тип. Руководители, считающие, что девушкам, во-первых, трудно получить высшее образование, во-вторых, после длительного перерыва (декрет) у женщин не будет шансов получить работу по своей специальности и квалификации (около 30%).

Третий тип. Руководители, которые связываю снижение женской занятости с ростом материальной зависимости и со снижением престижа женщины, как в глазах детей, так и других работающих членов семьи, с ростом материальной зависимости женщин (примерно 13%).

Четвертый тип. Руководители, считающие, что снижение занятости женщин может привести к тому, что работа предприятий может стать более ритмичной, предприятия смогут освободиться от менее квалифицированной женской рабочей силы [6].

Однако в современном мире появляется и новый тип работодателя, который приветствует рост женской занятости. Например: мэр города Абакан, Н. Г. Булакин, в одном из своих интервью сказал: «Для меня работа - это моя жизнь. ….. Но я считаю, что в нашей стране на первые должности надо выдвигать женщин. Подумайте сами, ведь даже слово «Россия» женского рода, а покровительница у нашей страны кто? Правильно, Богоматерь» [13]. Также хотелось бы отметить, что у него в приемной работают большое количество женщин».

Согласно опросу, проведенному среди руководителей предприятий, таких как АО «АЯН» и КПК «ФинансИнвест» города Абакан, которым был задан вопрос: «Кого бы они предпочли принять на работу (мужчину или женщину) с учетом, что это единственное различие, и по основным критериям соискатели имеют одинаковые показатели?», Г.Г. Нежевец, директор АО «АЯН», отметил, что выбирал бы, смотря в какой труд необходим физический или же умственный. Один из руководителей КПК «ФинансИнвест», Г.П.Ли, при приеме на работу рассматривает, прежде всего, личные качества и возраст.

В целом, данные руководители отмечали, что лояльно относятся к женскому труду и готовы принимать на должности женщин. Однако мы можем увидеть в динамике уровня занятости населения (по данным РОСТАТа) за 2016 г. уровень занятости мужчин (70,5-72,7) превышает уровень занятости женщин (59,5-61,4). Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что и сегодня работодатели более склонны принимать на работу представителей мужского пола. В целом, в России 54% работодателей считают женщин менее ценными работниками, чем мужчин, причем 40% работодателей полагают, что предприятие не заинтересовано в привлечении женской рабочей силы.

Немаловажное влияние на формирование предпочтений работодателей оказывает фонд заработной платы. По данным отчета Global Wage Report за 2014-2015 гг. подготовленного Международной организацией труда (МОТ). Женщины в Российской федерации получают на 30% меньше заработной платы, чем мужчины. Эти различия составляют: в госсекторе - 11%, в строительстве - 13%, в медицине - 20%, в сфере образования - 25%, в IT - сфере - 33% [16].

Представители МОТ, подсчитав разницу в заработной плате и приняв во внимание уровень образования работников, сделали вывод о том, что на самом деле зарплата Российских женщин должна быть на 11,1% выше, чем у мужчин. Почему так происходит? Мужчины, по мнению работодателей, более работоспособны, готовность к переработке у них гораздо выше, чем у женщин. Мужчины надежней, так как реже уходят на больничный, и не могут уйти в декретный отпуск.

II Глава. Гендерное «лицо» занятости в республике Хакасия

Согласно статистическим данным Центра занятости республики Хакасия за 2002-2009 гг. количество занятых в экономике увеличивалось, а так же был снижен уровень общей и регистрируемой безработицы. В результате реализации мер активной политики занятости за 2008 г. произошло снижение уровня безработицы: общей с 8% до 7,3% и регистрируемой с 3,2% до 2,7%. Вместе с тем в структуре сведений о потребности в работниках преобладает спрос на рабочие профессии (около 80%). Анализ состояния рынка труда республики Хакасия показывает, что, несмотря на положительную динамику показателей, до сих пор сохраняется структурная безработица. Так же сохраняется низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодёжь без опыта работы; женщины, имеющие малолетних детей; инвалиды и лица пенсионного возраста). В период с 2009 г. по сегодняшний день увеличивается численность рабочей силы. Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете службы занятости населения, сократилось на 15%. Проанализировав динамику потребностей работодателей в работниках, заявленной в государственные учреждения службы занятости населения можно сделать вывод о том, что с каждым годом в республике Хакасия появляются новые рабочие места. В то же время большинство поданных в центр занятости заявок были именно женскими (больше 50%), что свидетельствует о том, что в Республике Хакасия женский труд менее востребован, чем мужской (см. приложение № 5). Например: только за 2012 г. в центр занятости за содействием в трудоустройстве обращаются около 3 тыс. женщин, имеющий детей в возрасте до 18 лет. Около 40% женщин находят работу, остальные женщины встают на учет по безработице и им оказываются различные государственные услуги, цель которых адаптация на рынке труда и дальнейшее трудоустройство.

Предлагаем рассмотреть сложившуюся на сегодняшний момент ситуацию на рынке труда республики Хакасия через гендерные факторы, рассмотренные выше. Опираясь на ранее полученные нами данные, мы может утверждать, что в республике Хакасия существую гендерные стереотипы. Эти выводы нам позволяют сделать результаты проведенных опросов: больше 60% респондентов придерживаются консервативных взглядов на разделение профессий по половому признаку.

Также мы можем отметить наличие в структуре рынка труда Хакасии гендерной сегрегации. Подтверждением тому служат отдельные сферы трудовой деятельности, в которых на сегодняшний день преобладают представители женского пола. К ним можно отнести медицину, косметологию, образование и пр. В частности, профессия «учитель» в общественном сознании является приоритетно женской. Этот факт можно подтвердить ранее проведенными нами опросами среди молодежи: 87% опрошенных считают эту профессию женской. Одним из предположений, почему именно женщины работают в сфере образования, могут служить те же гендерные стереотипы. Система образования рассматривается как продолжение работы по дому, или же продолжение природной функции женщины как матери. По данным Росстата количество учителей-женщин в средних школах Российской Федерации на 2008 г. составило около 87% от общего педагогического состава в средних классах. Среди учителей младших классов эта цифра доходит до 98%. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать и в школах г. Абакан (педагогический состав работников женского пола составляет более 90%). Можно сказать, что на сегодняшний день в республике Хакасия существуют определенные стереотипы в отношении занятости женщин (см. Приложение № 6).

Согласно проведенным опросам, мы можем сказать, что современные работодатели относятся к женскому труду лояльно, а некоторые представители его даже поддерживают. Но все же на рынке труда Республики Хакасия встречается проявление консервативного взгляда на женский труд. Ярким примером могут служить объявления о найме на работу, в который прописывается пол будущего работника или скрытый намек не него (например, слова указывающие пол или стоящие в женском роде).

Что же предпринимают в республике Хакасия для увеличения женской занятости? Из доклада Председателя Госкомзанятости Ирины Ахметовой на заседании круглого стола по вопросу создания условий для совмещения женщинам обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью за 8 ноября 2013г. «По данным статистики до 2015 г. прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста примерно на один миллион человек ежегодно. При таких прогнозах на счету каждая трудовая единицы»[1]. Правительством республики Хакасия во исполнении указа президента от 7 мая 2012г. «О мероприятиях по реализации демографической политики Российской федерации» (№ 606) принят комплекс мер на создание условий для совмещения женщинам обязанностей детей и трудовой занятостью. Были учтены рекомендации Министерства труда России и определены следующие направления:

  1. информирование и содействие трудоустройству женщин, имеющих детей;

  2. обеспечение возможности сочетать трудовую деятельность и воспитание детей путем доступности дошкольных образовательных организаций и форм организованного досуга детей.

В результате реализации программы «содействие занятости населения» женщинам были оказаны государственные услуги.

  1. 1800 женщинам по информированию о положении на рынке труда;

  2. 240 женщин прошли занятия по социальной адаптации на рынке труда;

  3. 900 женщин были трудоустроены, из них 14 организовали предпринимательскую деятельность и получили по 58,8 тыс. рублей.

Проанализировав статистические данные, мы может утверждать о том, что в республике Хакасия слабо развита женская занятость и ярко выражена гендерная сегрегация. Но при этом данная ситуация находится под контролем государства и предпринимаются различные меры по поддержке женской занятости.

Заключение

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы: на уровень занятости населения оказывает влияние целый комплекс экономических и социальных факторов. Особое внимание уделяют таким показателям, как пол и возраст. Однако существуют и скрытые показатели, которые имеют не меньшее влияние на формирование занятости населения. К ним относятся:

1) Гендерные стереотипы, которые формируются под влиянием воспитания, традиций и ценностей общества. Чем консервативнее общество, тем сильнее подобного рода стереотипы. Российская Федерация является примером такого общества. Полученные ранее нами данные свидетельствуют о том, что у молодежи уже сформировались гендерные стереотипы в отношении качеств работника-мужчины или работника-женщины, которые необходимо учитывать при планировании своего будущего. Однако, мы также можем наблюдать, так называемые, «сдвиги» стереотипов, что свидетельствует о происходящих в обществе изменениях.

2) Гендерная сегрегация, в которой на сегодняшний день сохраняется консервативное восприятие мира профессий. Это можно наблюдать по отношению к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом или специфическими техническими знаниями, которые считаются мужскими. Женскими же профессиями считают работы сферы «человек-человек», а также те, что не требуют высокого уровня ответственности.

Меняются и гендерные предпочтения работодателей, которые стали более активно способствовать росту женской занятости. Потенциальные работодатели сегодня более лояльно относятся к женскому труду и готовы принимать на руководящие должности женщин. Однако статистические данные показывают, что мужская занятость пока еще превалирует над женской.

Полученные данные (уровень женской занятости Республике Хакасия, мероприятия правительства и пр.) позволяют нам более осознанно подойти к вопросу профессионального выбора, а, следовательно, и выбору места обучения.

Как мы уже говорили, в России женщинам не доступны 456 видов работы. Это уменьшает спрос женщин на рынке труда и увеличивает мужской. Вспоминая заданные нами ранее вопросы во введении, мы должны понять, почему так произошло? Изучение данного списка работ позволило сделать следующий вывод: ограничения касаются опасных и тяжелых видов работы в сферах добычи сырья, производстве и строительстве. Правительство Российской Федерации объясняет это запрет заботой о сохранении здоровья женщин (точнее, речь идет о репродуктивных функциях). В условиях борьбы государства за повышение рождаемости в стране, этот запрет является вполне объяснимым шагом. Следует отметить, что подобные гендерные ограничения существуют не только в России, но еще в 155 странах (согласно данным ООН) [20]. Таким образом, мы можем наблюдать стремление к сохранению традиционной роли женщины в обществе, что в свою очередь порождает элементы дискриминации и затрудняет решение вопросов женской занятости.

Список литературы

Источники

  1. Доклад председателя Госкомзанятости Хакасии Ирины Ахметовой на заседании межведомственной Комиссии при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Республики Хакасия от 10 апреля 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://r-19.ru/authorities/state-committee-on-employment-of-the-republic-of-khakassia/docs/ 2014-god/6622/ , свободный (дата обращения: 20.11.2016)

  2. Женщины и мужчины России. 2016: Стат. сб./Росстат.- М.: Федеральная служба государственной статистики женщин и мужчин России, 2016.- 208с.

  3. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» [Электронный ресурс]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 29. - ст.3702). – Режим доступа: http://base.garant.ru /181761/#ixzz4deTtI73r , свободный (дата обращения: 20.11.2016)

  4. Труд и занятость в России 2015: Стат. сб./Росстат.- М.: Федеральная служба государственной статистики России, 2015. - 274с.

  5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» //Российская газета. – 2012. – 9 мая. - № 102.

Литература

  1. Гендерные аспекты деятельности в неформальной экономике// Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. Лекция 9.- М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. - С.163-185.

  2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/ Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2011. - 432с. - (Серия «Мастера психологии»).

  3. Козина, И.М. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда //Социологический журнал.- 2002.- №3.- С. 126-136.

  4. Козлова, О.А. Женская занятость: проблемы, тенденции и перспективы развития//Экономика региона. – 2005. - №2. – С.162-173.

  5. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия/ И.Г. Малкина-Пых. - М., 2003. - (Серия «Справочник практического психолога»).

  6. Мальцева, И.О., Нестерова, Д. В. Гендерная сегрегация на внутреннем рынке труда: источники и последствия [Электронный ресурс]/ Под ред. С. Ю. Рощина.- М.: Изд. дом. Государственного университета - Высшей школы экономики, 2009. - 44 с. - Режим доступа: http://orekhovasv.ru/ Is_PDF/F/ F17.pdf (дата обращения:8.12.2016)

  7. Мезенцева, Е.Б. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики/ Е.Б. Мезенцева. - М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - «Русская панорама», 2002. - 328с.

  8. Мэр Абакана опять оказался под следствием [Электронный ресурс]// Мир24. - 2012. - Сентябрь. - Режим доступа: http://rucompromat. livejournal.com/ 515965.html (дата обращения:13.01.2016)

  9. Ножова, А. С. Женщина на рынке труда [Электронный ресурс]// Молодой учёный. – 2015. - №21. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive /101 /22790/ (дата обращения: 15.01.2017)

  10. Реана, А. А. Психология детства. Учебник. [Электронный ресурс] /А. А. Реана. - СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с. - (Серия «Мэтры психологии»). - Режим доступа: http://www.ereading.club/bookreader.php /113017/ Psihologiya_detstva.pdf (дата обращения:4.03.2017)

  11. Романова, С. Женский труд дешевле [Электронный ресурс]// Ведомости. - 2015. - 23 ноября. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ management/articles/2015/11/24/618007-rossiiskim-zhenschinam-platyat-30-menshe-chem-muzhchinam (дата обращения: 19.03.2017)

  12. Самореализация и гендерная идентичность человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/YfudYp WNG4/all.html (дата обращения:16.11.2016)

  13. Устинова, Л.В. Социальные проблемы занятости женщин на рынке труда // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2015. - № 2. – С. 25-26.

  14. Чукреев, П.А., Корытова, Е.В. Занятость населения и её регулирование: Учебное пособие./П.А. Чукреев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. - 2010. - 212 с.

  15. Юхансен, П.А. Эти профессии для женщин в России — под запретом [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2016. - 23 марта. - Режим доступа: http://inosmi.ru/social/20160323/235823126.html, свободный (дата обращения: 16.11. 2016)

Приложение №1

Распределение качеств работника по гендерному признаку

   
   
   
   
   

Приложение №2

Формирование гендерных стереотипов средствами рекламы

   
 
 
   

Приложение №3

Профессиональная сегрегация

   
   
   
   
   
   

Приложение №4

Чем должна заниматься женщина в семье?

Приложение №5

Информация я о положении на рынке труда Республики Хакасия за 2015-2017 гг.

 

Всего жителей

женщин

граждане в возрасте от 31 до 50 лет

граждане в возрасте от 16 до 30 лет

имеют профессиональное образование

работавшие по профессии рабочего

ранее не работавшие, ищущие работу впервые

01.11.15

5075

54%

25%

65%

61%

58%

9%

01.08.16

5436

52%

24%

51%

58%

58%

9%

01.12.16

4502

55%

22%

52%

61%

59%

9%

01.01.17

4736

54%

22%

50%

60%

59%

9%

Приложение №6

Персональный состав педагогических работников

МБОУ «СОШ№1»

МБОУ «СОШ№10»

МБОУ «СОШ№12»

МБОУ «СОШ№30»

30