III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПСИХОЛОГИЯ ГЕРОИЗМА
Князева А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность: В наше время понятие «герой» воспринимается иначе, чем раньше. Одна из проблем нашей культуры заключается в том, что мы заменили героев знаменитостями . Исследователи нашли уже много причин, по которым люди совершают злые поступки, а вот причины, побуждающие их к хорошим делам, точно установить не удалось. Актуально формирование героической личности. Важно сохранение в памяти новых поколений славного, героического прошлого нашего народа. Интересна идея воспитания героев.

Цель:Исследование понятия «герой» и причин проявления героизма.

Задачи:

1. Дать определение понятий «герой», « героизм».

2. Исследовать значения слова «герой» в наше время.

3. Найти примеры героизма в информационных источниках, в окружении и в своей семье.

4. Проанализировать причины героизма.

Методы:

1. Изучение научной литературы по теме.

2. Анализ материала из литературных источников, домашнего архива, Интернет-ресурсов.

3. Опрос.

4. Описание результатов опроса, анализ исследования.

Объект: психология героизма

Предмет: проявления героизма

Гипотеза: Предположим, что слово «ГЕРОЙ» мои сверстники понимают как «СУПЕРМЕН» (сильный, все может) или «Знаменитость» ( популярный).

Практическая значимость работы:

1. Попытка дать ответ на вопросы: «Кто такой герой» и «Есть ли место подвигу в наше время», «Нужны ли герои людям и как ими стать»

2. Исследовательская работа содержит материал, полезный для проведения классных часов:

  • «Подвиг Андрея Касимова»

  • «Воин - интернационалист»

  • «Они сражались за Родину»

  • « Как стать героем».

3. Исследовательская работа содержит материал, полезный для проведения родительских собраний:

  • « Как дети понимают слово «герой»»

  • «Психология героизма или как воспитать героя»

  • «Патриотическое воспитание» и др.

Этапы исследования:

1. Написание исследовательской работы «Ценности современной молодежи».

Участие в НПК в г.Глазове, в ГГПИ (Результат - 2 место за визитку «Мой герой»).

2. Мои размышления на тему «Мой герой» (стихотворение, посвященное

Андрею Касимову).

3. Участие в муниципальном этапе республиканского конкурса сочинений «Во славу Отечества» с работой «Защитники Отечества» (1 место).

4. Опрос одноклассников и анализ опроса.

5. Изучение понятия «героизм» в психологии и анализ причин героизма.

6. Оформление отчета по результатам исследовательской работы.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы в зарубежной литературе

1.1. Что такое героизм?

По мнению специалистов проекта Heroic Imagination — некоммерческой организации, которая обучает людей героизму, — героизм включает в себя поведение или действия, совершаемые ради другого лица или определенной моральной причины. Они выделяют четыре ключевых элемента героизма:

- он носит добровольный характер;

- он приносит пользу людям или группам людей, нуждающихся в помощи;

- он подразумевает некоторый риск (физическая, социальная опасность или потенциальная угроза для качества жизни);

- он не требует вознаграждения или материальной выгоды [ 5 ].

1.2. Какое определение дают героизму психологи и другие учёные?

Вот только некоторые из предположений, высказываемых различными экспертами:

«Проще говоря, ключ к героизму заключается в заботе о других людях, нуждающихся в ней, — в стремлении защитить справедливое с точки зрения морали дело, зная, что это представляет опасность, и не ожидая награды»- пишет в своей статье « Что делает героя героем» Филипп Зимбардо.[6].

Скотт Т. и Гетхолс Р. в соей работе «Наше определение героя» отмечают:

«Хотя мы и считаем правдой, что героизм — в глазах смотрящего, мы признаём, что убеждения людей о героях носят, как правило, систематический характер. Опросив значительное число людей, мы обнаружили, что герои обладают чертами, которые мы назвали Большой восьмеркой. Они умны, сильны, жизнерадостны, самоотверженны, заботливы, харизматичны, надёжны и способны вдохновлять других. Конечно, герой не может обладать всеми восемью характеристиками, тем не менее, многие из них обладают большинством этих черт». [4].

«Героизм состоит из действий, предпринимаемых, для того чтобы помочь другим, несмотря на то, что это с большой долей вероятности может привести к смерти или травме помогающего» - находим в статье американских психологов Селвин Беккера и Алисы Х. Иглы, опубликованной в 2004г. [ 1 ].

Другие определения часто делят героизм на типы в зависимости от степени опасности и величины жертвы. Ведь в некоторых случаях герою приходится ставить под угрозу свою жизнь, чтобы спасти другого человека, в то время как в других от человека требуется куда меньшая жертва.

В статье, опубликованной на сайте Psychology Today, психолог Фрэнк Фарли объяснил различие между тем, что он называет «героизмом с большой буквы» и «героизмом с маленькой». «Героизм с большой буквы», по его мнению, «подразумевает значительный риск, который может включать смерть, травмы, тюремное заключение или другие серьёзные или существенные последствия для оказывающего помощь»[ 7].

Героизм же с маленькой буквы — «это повседневный героизм, постоянная помощь другим, свершение добрых дел, проявление доброты и т.д., которые не предполагают серьёзного вреда или крупных последствий для оказывающего помощь»[7 ].

1.3 Психология героизма.

1.3.1 Что делает человека героем?

Теперь мы знаем немного больше о том, что представляет собой героизм. Следующий вопрос заключается в том, почему люди становятся героями? Есть ли особые характеристики героизма? Фарли говорит, что существует два ключевых фактора в основе великих актов героизма, которые связаны с риском получения травмы: рискованное поведение и щедрость. Люди, которые готовы рискнуть жизнью ради другого, более склонны к риску, чем остальные, и обладают также такими чертами как сострадание, доброта, сочувствие, альтруизм.[ 7 ].

В статье, опубликованной в 2004 году в American Psychologist, исследователи Селвин Беккер и Алиса Иглы предположили, что героизм может иметь под собой и более корыстные основания, будучи средством обеспечить себе определённый статус. Другими словами, иногда самоотверженное поведение может привести к награде, причем в долгосрочной перспективе.[ 1].

В одном небольшом исследовании, в котором приняли участие 78 человек, исследователи обнаружили, что люди, которые были готовы терпеть боль, опустив руки в ёмкость со льдом, больше нравились другим участникам. Мало того, что другие оценивали этих людей более положительно, они также были склонны награждать их. Склонным к риску участникам другие давали гораздо больше денег из выданной исследователями суммы в размере $1,170, которую участники могли распределять по своему усмотрению.

Исследователям уже давно известно, что и люди, и животные склонны помогать тем, с кем они связаны родственными узами. Помогая тем, кто связан с нами генетически, мы обеспечиваем неплохие шансы на то, что наши гены будут переданы следующим поколениям. В некоторых случаях мы помогаем людям в надежде, что когда-нибудь они помогут нам (этакий взаимный альтруизм).

Но что же тогда насчет альтруизма, который не связан с помощью родственникам или ожиданием взаимности? В таких случаях, главную роль могут играть ситуационные, культурные и личностные факторы. Зачастую, после того как люди предпринимают героические действия, они утверждают, что они не считают себя героями, что они просто делают то, что сделал бы любой в этой ситуации. На самом деле, совершить героический поступок человек может под давлением самой ситуации — жизнь и смерть, которыми от нее веет, оказывают сильное влияние, заставляя человека решиться на действие.

Эти же самые силы, что толкают одних на героические поступки, могут фактически препятствовать другим. Когда трагедия случается в присутствии многих людей, мы часто попадаем в ловушку бездействия, предполагая, что кто-то другой обязательно предложит помощь (эффект свидетеля). Личная ответственность в этом случае распределяется между всеми присутствующими — вот мы и считаем, что кто-то возьмет на себя роль героя.

Некоторые люди могут также иметь черты личности, которые предрасполагают их вести себя альтруистическими и героическими способами. Исследователи предположили, что вести себя в сложных ситуациях уверенно и правильно с моральной точки зрения людям помогает особый склад мышления. Не каждый сможет действовать немедленно и бессознательно, когда случается чрезвычайная ситуация.

Есть ли ген, отвечающий за героизм? Согласно результатам одного из недавних исследований, ответ зависит от того, о каком героизме идет речь. Исследователи обнаружили, что люди, которые совершили один героический поступок в своей жизни (спасение человека из горящего здания или из-под поезда), не сильно отличаются от контрольной группы — людей, не являющихся героями. Те же, кто занимается спасением других в течение всей своей жизни (например, профессиональные пожарные или медсестры в учреждениях паллиативной помощи), обязательно обладают рядом важных личностных черт — таких, как сопереживание, заботливость и стремление жить согласно моральному кодексу.

«Решение действовать героически — это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени. Если воспринимать героизм как универсальный атрибут человеческой природы, а не как редкую возможность, данную немногим избранным, он становится чем-то, что кажется в пределах возможностей каждого человека, возможно, больше вдохновляя нас на то, чтобы ответить на этот вызов», - пишут исследователи героизма Зенон Франко и Филипп Зимбардо.[ 6].

1.3.2 Качества героя.

Психология героизма не может быть изучена досконально, однако многие эксперты считают, что научиться быть героями возможно. Посмотрите, есть ли у вас качества, необходимые для того, чтобы стать героем? Приведем лишь некоторые из основных характеристик, которые героям приписывают исследователи.

1. Люди, которые становятся героями, как правило, заботятся о благосостоянии других

По мнению исследователей, сочувствие и сострадание к другим являются ключевыми факторами, которые способствуют героическому поведению. Люди, которые спешат на помощь другим несмотря на опасность и невзгоды, делают это потому, что действительно заботятся о безопасности и благополучии других людей.

Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что люди, которые имеют склонность к героизму, также обладают и склонностью к сопереживанию.

2. Герои умеют принимать точку зрения другого

Исследователи предполагают, что герои выказывают не только сострадание и заботу; они могут смотреть на мир глазами другого человека. Побывать в чужой шкуре, как еще говорят.

3. Герои компетентны и уверены в себе

На то, чтобы спешить туда, куда другие соваться боятся, нужны определенное мастерство и уверенность в себе. Исследователи предполагают, что люди, которые совершают героические поступки, как правило, увереннее в себе и своих силах. Когда они сталкиваются с кризисом, у них имеется уверенность в том, что они способны справиться с проблемой и добиться успеха независимо от того, каковы шансы на него. Частично эта уверенность может быть обусловлена профессиональной квалификацией и способностью справляться со стрессом.

4. Герои обладают моральным стержнем

По мнению исследователей Зимбардо и Франко, герои обладают двумя существенными качествами, которые отличают их от не-героев: они живут согласно собственным ценностям и готовы пойти на риск, чтобы эти ценности защитить.

5. Герои владеют определенными навыками

Очевидно, что существенную роль в героическом поведении может играть специальная подготовка или определенные физические способности. В ситуациях, когда потенциальным спасателям не хватает знаний или физической силы (как раз иногда составляющей разницу между героем и негероем), у них имеется меньше шансов помочь. Они могут только постараться что-то предпринять, но напрямую действовать никогда не смогут. И во многих случаях этот подход, вероятно, — лучшее решение.

В конце концов, бессмысленно бросаясь туда, где у вас мало шансов помочь (например, на помощь утопающему при том, что сами плохо плаваете), вы не только не спасете человека, но и помешаете профессиональным спасателям.

6. Герои не пасуют перед лицом опасности

Человек, который бросается в горящее здание, чтобы спасти другого человека, не просто чрезвычайно смел; он обладает способностью преодолевать страх.

Исследователи предполагают, что герои по своей природе настроены более оптимистично, чем обычные люди — это помогает им видеть непосредственную опасности и отмечать более благоприятные возможности. Те, кто бросаются на помощь, как правило, более склонны к риску.

7. Герои продолжают работать над достижением своих целей даже после нескольких неудач

Настойчивость — еще одно качество, которое обычно характерно для героев. В 2010 году исследователи обнаружили, что люди, которых считают героями, скорее всего, смотрят на свои неудачи положительно. Сталкиваясь, например, с потенциально опасным для жизни заболеванием, такие люди начинают сильнее ценить жизнь и наслаждаться заботой любимых людей.

Глава II. Наблюдения героических поступков в окружающей действительности.

2.1.Истоки героизма в наши дни.

Моя родная страна - Россия. Она, великая и могучая, нуждается в защите. История нашей страны показывает, что у России были не только друзья, но и враги, которые стремились захватить наши богатства и покорить наш народ. Всегда у нее находились патриоты, готовые встать на ее защиту. Россия гордится своими героями. «Герой – это человек, совершающий подвиги необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности» [2]. В героическом поступке проявляются мужество, отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Герои защищают, спасают чью- либо жизнь, честь, мир, Родину. Герои есть и в наше время.

Меня всегда интересовали вопросы, как рождаются герои, что в жизни главное, для чего мы живем, что является истинными ценностями. Эти вопросы я задавала и своим одноклассникам. Я выяснила, что мои одноклассники больше всего ценят свои семьи и гордятся членами своей семьи. Если любишь своих маму, папу, бабушек, дедушек, если знаешь свои корни, уважаешь их, то Родину свою будешь любить и беречь ради своей семьи.

Пример преданного отношения к своей семье я вижу и в поступке Касимова Андрея, героя наших дней, ученика школы №3 и Кожильской средней школы. Я считаю, что Андрей проявил смелость, самоотверженность и верность своей сестре. Он не струсил, не убежал, а как мог, так и защищал до последнего вздоха свою сестренку. Далеко не каждый способен броситься спасать другого человека. Подвиг простого балезинского мальчишки Андрея Касимова является поступком настоящего Героя, это поступок настоящего защитника, который сделал все, чтобы ценой собственной жизни спасти свою сестру. Андрей проявил самые высокие качества, которые в наше время присущи далеко не всем. 2 ноября 2015 года президентом РФ был подписан Указ № 548 «О награждении государственными наградами РФ Касимова Андрея Николаевича медалью «За спасение погибавших» (посмертно)».

Памяти Андрея Касимова и всем, кто готов защищать, я посвящаю свое стихотворение:

Мой герой – мальчишка скромный,

Неприметный и не злой,

Милой, искренней улыбкой

Гонит смерти лик долой.

Помним, милый, подвиг славный,

Хоть не славы ты искал,

Помним бой мы твой неравный,

Где сестру свою спасал.

Кровь парит по тонкой шее,

Дело движется к утру,

Мысли нет ему милее,

Чем домой забрать сестру.

Но не в силах, бедный мальчик,

Силе злобной дать отпор,

И оков сорвать ужасных…

Видят дети приговор.

Как случилось? Зверь ужасный

Затянул обманом их

Осквернил он мир прекрасный,

Мир, что на века притих.

Снег и кровь… и два ребёнка,

Две загублено судьбы!

И не будет больше Бога,

И не будет здесь любви…

Мама плачет – нет уж деток.

«Где же раньше я была?

Почему не углядела?

Почему не сберегла?»

Да, могила глубока,

Двум сердцам там очень тесно.

Подвиг твой через века

Пронесём мы честно.

В семье – желанье долго жить,

Смеяться вновь и вновь.

Семьей мы будем дорожить,

И чувствовать любовь!

Истоки героизма, по моему мнению, в любви к родным, к своей семье. Эта любовь может перерасти и в любовь к другим людям, к народу, к Родине, к Земле и Человечеству. А любовь она порождает желание делать добро для них бескорыстно и если понадобиться, то и жизнь свою отдашь за то, что любишь.

2.2.Войн-интернационалист – мой папа.

Я очень люблю и ценю свою семью. И в моей семье есть примеры патриотизма, есть настоящие защитники Отечества. Мой герой – это мой папа – Князев Андрей Александрович. Он сильный, мужественный, волевой, справедливый и очень добрый и отзывчивый. Он по собственной воле отдал свой интернациональный долг по спасению народа Чеченской Республики. С 27 февраля 2001 года по 22 июня 2001 года он в составе расчета БМП -2 был прикомандирован к Сводному отряду СОБР РУБОП МВД России по Московской области для обеспечения охраны пункта временной дислокации, а также для обеспечения силовой поддержки при проведении специальных мероприятий на территории Чеченской республики. По откликам командира мобильного отряда МВД России в ЧР полковника милиции С.В.Солопенко, мой папа, « при проведении специальных операций неоднократно проявлял мужество и героизм, что позволило свести к минимуму потери отряда СОБР». Из его характеристики я узнала, что во время проведения операции « Чеченская нефть» БМП -2, на которой находился мой папа, была подорвана на фугасе нажимного действия, а затем обстреляна из стрелкового оружия, в результате чего механик - водитель, папин друг, погиб, а БМП-2 полностью вышла из строя. Несмотря на обстрел и возможность повторного взрыва, мой папа не оставил своей позиции и открыл огонь из вооружения БМП -2, что привело в замешательство нападавших и дало возможность бойцам СОБР организовать оборону, а затем блокировать район и уничтожить нападавшую банду [8].

Моя бабушка говорит: « Как он выжил, будем знать только мы с тобой: просто я умела ждать, как никто другой, и очень сильно-сильно молилась, молилась каждый день». Бабушка говорит, что папа скромный, очень ответственный и героический, потому что он воспитывался на примере своего дедушки, Мальшакова Валерьяна Александровича, который тоже был танкистом и проливал свою кровь за нашу Родину во время Великой Отечественной войны.

2.3. Участник Великой Отечественной войны – мой прадед.

Мой прадед служил в Таганроге в танковых войсках, когда 22 июня 1941 года Германия и ее союзники напали на нашу страну. Ростов в планах фашистского командования был стратегической целью – как «ворота на Кавказ» - к нефти, пшенице, углю, руде. Множество кровопролитных боев было за Ростов-на-Дону, которые закончились победой наших войск.

«Победа под Ростовом стала зарею нашего наступления под Москвой и первым стратегическим успехом советских войск в Великой Отечественной войне», - прочитала я в Интернете[9].

Я не знаю точно, участвовал ли мой прадед в этих боях, но мне хочется пройти по маршруту 54 танковой бригады, так как он рассказывал моей бабушке, что воевал в составе этой дивизий и форсировал Дон. Однажды в одном из боев он вместе со своим товарищем Гусевым отражал атаку фашистов, находясь в воронке и ведя огонь из огнестрельного орудия. Прадед вел прицельный огонь, а его друг подносил снаряды. «Снаряды, снаряды», - кричит прадед, а ответа нет, оглянулся, а у Гусева полчерепа снесено.

Много крови, смертей привелось повидать моему прадеду. В одном из боев его тяжело ранило осколком снаряда в левую руку. Горячая кровь хлещет, перебита артерия. Ремнем перетянул артерию, товарищи помогли выйти с поля боя, но до санчасти километра два. Сопровождающим ему дали контуженного, крепкого телосложения, огромного солдата. «От потери крови отец часто терял сознание, но от страшной боли приходил в себя, очень сильно хотел пить. Обсохшими губами он бормотал: «Пить, пить…», - но контуженный солдат упорно тащил его, ничего не слыша», - рассказывала мне бабушка. «Уставший, со струящейся кровью из ушей, он не оставлял отца и дотащил его до полевого лазарета, где им обоим оказали первую помощь». Моего прадеда, Валерьяна, перебинтовали, завернули, как куклу в одеяло и положили на снег рядом с другими ранеными ожидать эвакуационный транспорт. Затем подъехал грузовик. Раненых солдат погрузили в него и повезли в госпиталь. Своего спасителя прадед больше не видел и всю оставшуюся жизнь жалел, что даже имени его не знает. (Сколько не известных героев на свете!)

Как только пошел на поправку, деда Валерьяна отправили домой. Вернулся домой с перебитой рукой и малярией. Мать и жена отхаживали, отогревали его на печи, но долго болеть не пришлось. Время военное. Родина-мать просит помощи. Все для фронта, все для победы! На трудовом фронте, фронте женщин, стариков и детей, нужна, хоть и одна, но мужская рука и голова.

Валерьяна Александровича уважали и любили многие. Отзывчивый, добрый, симпатичный! Работал добросовестно, много и творчески. За свою жизнь внес много рационализаторских предложении, являлся неоднократным победителем в социалистическом соревновании. Я горжусь своим прадедом, Мальшаковым Валерьяном Александровичем. Он воевал, кровь проливал «За Родину! За Сталина!», за семью свою, за детей и нас, внуков. « Я беспартийный коммунист!» - с гордостью говорил он. Я люблю своего прадеда и буду с трепетом хранить его медали и орден за победу в Великой Отечественной войне. Для меня он тоже герой. Я горжусь своей семьей.

Глава Ш. Исследование понятия «ГЕРОЙ» среди подростков .

3.1.Значение слова

ГЕРОЙ м. героиня ж. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный. Героический, то же; относящийся к героям: | о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственый, героический, геройский. Геройство ср. доблесть, славная отвага, самоотвержение. Геройствовать, совершать геройские подвиги; | прикидываться героем, принимать вид храбреца. [2]

« Герой – это человек, совершающий подвиги необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.»[ 2]

3.2. Опрос. Респонденты – ученики Балезинской средней школы №5 6а класса, одноклассники (20 человек) Вопросы, предложенные ученикам для размышления:

1. Есть ли сейчас герои?

2. Какими качествами герой должен обладать?

3.Что должен сделать человек, чтобы его называли героем?

4. Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?

Ответы на первый вопрос: Есть ли сейчас герои?

75% опрошенных ответило положительно, 25%- отрицательно.

Ответы на второй вопрос: Какими качествами должен обладать герой?

Доброта -50%, смелость - 45%, сила -25 %, ум – 20%, честность -20%, ответственность – 5%, дружелюбие – 5%, настойчивость – 5%, справедливость – 5% и щедрость -5%.

Ответы на третий вопрос: Что должен сделать человек, чтобы его называли героем?

Мои сверстники понимают под словом «герой» людей, совершающих бескорыстно добрые дела для других (помогают им, спасают их, защищают) -95%, совершают подвиг – 25%.

Ответы на четвёртый вопрос: Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?

45% - затруднились назвать имена героев;

один человек(5%) назвал героями «Знаменитых людей» ( из молодежных субкультур, олимпийских чемпионов , известных политических знаменитостей и т.п.). Интересно было мнение одного человека, когда он предложил считать героем А.С.Пушкина (я считаю, интересно будет подискутировать на эту тему). Более распространенное мнение среди моих одноклассников это мнение, что герои – это ветераны различных войн (35%) и спасатели (35%).

Заключение

  1. В ходе работы были даны определения понятиям «герой» и «героизм»

  2. В работе приводятся яркие примеры проявления героизма

  3. В результате опроса, было выявлено: 75% респондентов считают, что и в наше время есть герои.

  4. Мои сверстники понимают под словом «герой» людей, совершающих бескорыстно добрые дела для других (помогают им, спасают их), совершают подвиг. Некоторые ребята (45%) затрудняются назвать имена героев. Шестиклассники выделили следующие качества героев: добрые, смелые, сильные, умные, честные, ответственные, дружелюбные, настойчивые, справедливые и щедрые. Мнение подростков практически совпало с мнением зарубежных исследователей понятия «герой»: «Они умны, сильны, жизнерадостны, самоотверженны, заботливы, харизматичны, надёжны и способны вдохновлять других»[4].

  5. Наша гипотеза не подтвердилась.

Ни один человек не назвал в качестве героя персонажей из мультфильмов и компьютерных игр - «Суперменов».

Один человек(5%) назвал героями «Знаменитых людей» (из молодежных субкультур, олимпийских чемпионов, известных политических знаменитостей и т.п.) Интересно было мнение одного человека, когда он предложил считать героем А.С.Пушкина (я считаю, интересно будет по дискутировать на эту тему). Более распространенное мнение среди моих одноклассников мнение, что герои – это ветераны различных войн (35%) и спасатели (35%).

Слава Героям! В жизни всегда есть место подвигу. Героем может стать каждый. Нужно начать практиковать добрые дела, изучать жизнь и подвиги наших героев. Исследование будет иметь дальнейшее продолжение. Хотелось бы изучить вопрос, как воспитать героев, разработать программу для подростков «Школа героев» и опробовать её в работе сводного отряда в летние каникулы.

Список использованных источников информации:

1.Беккер С.,Иглы А. «Героизм у женщин и мужчин». 2004г.

2. Даль «Толковый словарь» http://gufo.me

3.Михайловский Н.К. «Герои и толпа» http://vikent.ru/

4.Скотт Т. Гетхолс Р. «Наше определение героя»,2011г.

5.Социология Уч.пособие для ВУЗов.2011г.

6.Зимбардо Ф. «Что делает героя героем», 2011г. geroizma.htmlhttp://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/132209/fulltext

7.Фарли Ф. « Героизм с большой и маленькой буквы» ( сайт «Psycholoqy Today»).

8. Домашние ресурсы.

9. http://www.shield-of-culture.org/viewtopic.php?t=174

Приложение. Первый вопрос: Есть ли сейчас герои?

Второй вопрос: Какими качествами герой должен обладать?

Третий вопрос: Что должен сделать человек, чтобы его называли героем?

Четвёртый вопрос: Назови известных тебе героев. Кого можно назвать героем?