III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Курнухин М.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



Введение

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить.

Средства массовой информации (СМИ) проникли во все сферы жизни. Информационный бум привел к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, и стал одним из важнейших факторов в формировании духовно-нравственной и правовой культуры школьника.

Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.

Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего, причем, как позитивное, так и негативное.

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт.

Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке.

Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным. Итог таков - средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.

В то же время, в современном российском обществе актуальной проблемой стало увеличение количества тяжких преступлений, совершаемых подростками. По данным МВД их количество неуклонно растет, причем резко возросло количество тяжких преступлений.

Возникает вопрос: «Что толкает подростков на совершение противоправных действий?».

По мнению ряда источников, вседозволенность и безнаказанность, пропагандируемая в СМИ, приводит к формированию правосознания, позволяющего идти на правонарушение.

Необходимо учитывать, что особенностью подросткового возраста является несформированная система ценностей. В этот возрастной период большое значение имеет любое воздействие на подростка.

Между тем, в Конвенции о правах ребенка (статья 17) указано, что «государства-участники признают важную роль СМИ и обеспечивают доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребёнка».

Подросток имеет доступ практически ко всем материалам СМИ, в том числе к таким, которые негативно воздействует на формирующееся правосознание. Следовательно, актуальной проблемой становится поиск механизмов, способных снижать негативное воздействие СМИ на правосознание.

Эта проблема является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. Именно этот вопрос я хотел бы проследить в своей исследовательской работе.

Целью моей работы является: определение характера влияния СМИ на формирование правосознания подростков.

Исходя из актуальности выбранной мною темы, цели, которую я поставил перед собой, можно определить следующие задачи:

  •  
    • установить факт влияния и выявить степень воздействия СМИ на правосознание подростков;

    • определить факторы, которые способствуют совершению правонарушений, и какую роль в них играют СМИ;

    • выработать рекомендации, которые могут способствовать снижению негативного и усилению позитивного воздействия СМИ на правосознание подростков.

  1. Понятие СМИ.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» определяет СМИ как совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых и осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на большие аудитории.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью.

Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации.

В XV веке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы.

В XIX веке начинается новый революционный этап — изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись.

В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно. Широко распространяются телевидение, магнитофонная запись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, к началу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

СМИ участвуют в различных сферах жизни общества.

На основании сведений в средствах массовой коммуникации могут создаваться парламентские и общественные комиссии, даваться государственными инстанциями поручения различным государственным органам, по опубликованным фактам заводятся уголовные дела. А значит, на информацию из СМИ реагируют даже органы государственной власти.

  1. СМИ - как источник информации. Их влияние на воспитание подростков.

Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Это происходит потому, что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их населённом пункте, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это - факт.

Взаимодействие школы и СМИ, также, имеет место, но происходит это спонтанно. Можно сказать, что школа игнорирует проблему влияния на молодежь СМИ, мало учитывает и в учебной и в воспитательной работе. Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, Интернет, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.

Хаос информации, его воздействие на школьников ни родителями, ни учителями, как правило, не корректируется, и практически не учитываются. Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники - постоянные зрители телепрограмм TV.

Ситуация обостряется в связи с тем, что информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Сегодня каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию, выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др.

Школьники, мои сверстники, сознательно избегают серьезных образовательных передач, почти не смотрят передачи, связанные с социальными проблемами, политическими движениями, теми или иными событиями, происходящими в мире. Да и передач познавательного характера - очень мало. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи школьников под влиянием СМИ. «Наступление» СМИ на человека принимает все более профессиональный характер. Результатом развития СМИ становится насыщение рынка зрительских интересов, углубленное профилирование каналов по тематике, аудиторному, адресному, национальному, территориальному, временному и другим признакам. Уже несколько десятилетий под влиянием СМИ человек видит мир таким, каким его «показывают по телевизору» и «пишут в газетах» (особенно, в центральных).

Сегодня СМИ в большой мере учитывают интересы заказчика, удовлетворяют его запросы. В связи с тем, что средства массовой информации имеют публичный и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами.

Таким образом, СМИ ориентируется на потребителя, а вкусы потребителя формируются под влиянием СМИ.

1. Роль СМИ в формировании правовой культуры, важнейшим элементом которой является правосознание.

Влияние отечественных средств массовой информации на становление правосознания граждан нашей страны очень велико.

В процессе проведенного Фондом «Общественное мнение» опроса граждан России был поставлен вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с криминальными проблемами (следует перечень проблем), и если да, то каким образом?»

После обработки полученных данных выяснилось, что с хулиганством, грабежами и воровством сталкивались лично, на собственном опыте 21% опрошенных; узнавали от близких, друзей, знакомых — 39%; слышали из сообщений СМИ — 64%; сталкивались с вымогательством, произволом, беззаконием со стороны властей лично — 16% опрошенных; друзья и близкие люди опрашиваемых - 26%; слышали из сообщений СМИ или читали в газетах - 60%; сталкивались с проблемой потребления наркотиков лично — 3% опрошенных; узнали от близких или знакомых людей - 22%; слышали из сообщений СМИ - 68%. Около 67% опрошенных считают СМИ источником правовых знаний. [1]

Приведенные данные показывают, что преобладающую по объему информацию о криминальных проблемах большинство граждан России получают из СМИ.

Это обстоятельство повышает требования к четкости, правдивости и своевременности передаваемой правовой информации и говорит о том, что масс-медиа играют важную роль в формировании правовой культуры, важнейшим элементом которой является правосознание.

Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву.

В правосознании отражаются только общественные отношения, связанные с принятием, исполнением и прекращения действия правовых норм. Оно находит своё выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность, законность и др.

Правосознание состоит из трёх структурных элементов:

  • правовая идеология – взгляды и представления людей о правовой жизни общества;

  • правовая психология – чувства, привычки, настроения, традиции, в которых выражается отношение отдельных лиц, различных социальных групп, профессиональных коллективов к праву и системе правовых институтов, функционирующих в обществе;

  • правовое воспитание – формирование правосознания у других лиц (дети, коллеги, подчиненные и т. д.).

Взаимодействие правосознания с правовой действительностью определяется функциями правосознания. К ним относятся:

  • познавательная функция, заключающаяся в том, что посредством сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей правовой действительности;

  • оценочная функция, связанная с формированием у людей внутреннего психологического отношения к отражаемой правовой действительности;

  • регулятивная функция, состоящая в том, что при непосредственном участии правосознания создаются юридические нормы, позитивное право, с его помощью индивид может сформировать своё поведение, урегулировать ситуацию на основе общего понимания им юридических норм, законодательства;

Правосознание способствует формированию правовой культуры.

Правовая культура – это не просто отношение, а уважительное и почтительное отношение к праву. Любое правовое государство стремится к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она служит средством укрепления законности и правопорядка. От уровня правовой культуры зависит, как подросток определяет конкретный вариант поведения.

Наблюдения показывают, что многие современные отечественные СМИ слабо осознают свою роль в правовой социализации населения, не имеют обоснованной информационной концепции в подаче правового материала и освещении деятельности правоохранительных органов. Более того, часто слушатели и читатели получают предвзятую информацию о состоянии правопорядка или сведения, которые оказывают негативные воздействия на поведение подростков. Отсутствие информационной концепции в сфере правовой пропаганды ведет к бессистемному подбору материалов и программ.

Анализ еженедельных программ основных каналов телевидения позволил сделать следующие выводы:

  • Первый Канал имеет специальные программы на правовую тематику, такие как «Человек и Закон» и «Федеральный Судья».

  • Канал «Россия» имеет программу «Дежурная часть» и «Честный Детектив».

  • «Канал – Ren-TV» - программа «Час Суда» и «Час Суда. Дела Семейные».

  • Телеканал «НТВ» показывает такие передачи, как программу «Чистосердечное признание» и … всевозможные сериалы, чисто условно связанные с правовой тематикой.

На первый взгляд может показаться, что число программ на правовую тему достаточно и телевидение озабочено формированием правосознания населения. Однако анализ указанных программ показывает, что они носят репортерский, комментаторский характер, акцентируя внимание зрителя на конкретных происшествиях и преступлениях.

Причем часто крупным планом показывают жертв преступлений с их травмами и ранами, трупы и т.д. У зрителей создается впечатление разгула преступности и слабости органов правопорядка. При этом отсутствует грамотное юридическое объяснение происходящих событий, и зрители видят только ужасные телевизионные «картинки». Усиливает негативный эффект и масса низкопробных телесериалов, в которых, практически во всех, и даже мультфильмах существует насилие.

После просмотра этих фильмов создается впечатление, что в правовой действительности всё решает не закон, а воровские традиции. Особенно обращается внимание на произвол в деятельности правоохранительных органов. Создается впечатление полнейшего беззакония и безнаказанности преступников.

Очень часто на всех каналах «прокручивают» американские боевики, в которых показываются беспощадные, натуралистические убийства, побои и истязания жертв. Опросы показывают, что за пять лет страх перед нападением преступников увеличился втрое, страх перед произволом властей — в 1,5 раза.

Отсутствует общественный контроль за содержанием программ. Мнение населения, которое просит сократить число американских боевиков на телевидении, откровенную пошлость и порнографию, разжигающие низменные инстинкты, игнорируется. И даже введение возрастных рамок просмотра телепередач, появившихся совсем недавно, эту проблему не решают.

При этом все, что смотрят по телевизору подростки, несет элемент воспитания и формирования личности, нравственности, социализации, что в итоге формирует общество.

Отсюда вывод: под воздействием просмотренного среди подростков и вульгаризмы, и жаргонизмы, и просторечия – ведь так и «по телевизору говорят». То же самое касается и Интернета.

Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте.

В настоящее время, Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного.

Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

На мой взгляд, СМИ при планировании передач исходят из распространенных и описанных в литературе пяти заблуждений:

1) о неизменной природе человека. Часто прибегают при этом к теориям врожденной агрессивности человека, склонности к конфликтам безотносительно связи его поведения с определенными социальными условиями. Такой неизменной природой человека объясняются его противоправные деяния и преступления;

2) об отсутствии социальных конфликтов в демократическом обществе. Отрицая наличие социальных конфликтов, представители СМИ часто переводят смысл рассуждений в плоскость различия людей на категории «славных малых» и «бандитов». Таким образом, налицо манипулирование общественным сознанием и искажение социальной действительности;

3) о доминировании индивидуального и личного выбора. Есть достаточно оснований утверждать, что суверенные права человека — не более чем миф, и что общество и личность неотделимы друг от друга. Отождествление личного выбора с человеческой свободой представляет собой объяснение поведения человека с позиции его крайнего индивидуализма;

4) о нейтралитете СМИ. СМИ являются деловыми предприятиями и получают доход от торговли полосами периодических изданий и эфирным временем. Поэтому те частные лица и организации, которые платят деньги СМИ, оказывают и доминирующее влияние на содержание публикаций в печатных СМИ и передач в эфирных СМИ;

5) о плюрализме средств массовой информации. Это одно из главных заблуждений. Ведь говоря о выборе, нужно обязательно упомянуть о разнообразии точек зрения, взглядов, вкусов, выбор не может быть без разнообразия[2].

Большое влияние СМИ оказывают на формирование правосознания - важнейшего элемента правовой культуры подростка. От уровня правовой культуры зависит, какой конкретный вариант поведения выберет подросток в определенной жизненной ситуации. Правовая культура служит средством укрепления законности и правопорядка.

Но, к сожалению, СМИ зачастую негативно влияют на взгляды и представления людей о правовой жизни общества; вызывают определенные чувства (озлобленности, агрессии, страха, недоверия); формируют привычки, традиции, в которых выражается отрицательное отношение подростков, к праву и системе правовых институтов, функционирующих в обществе.

2. Механизмы и характер влияний средств массовой информации в формировании правосознания подростков.

Правосознание человека тесно связано с процессом правовой социализации, который начинается очень рано и идет на протяжении всей сознательной жизни человека. Уже в возрасте трех-четырех лет ребенок приобретает первые сведения о правах и обязанностях через семью и ближайшее окружение. Следующая стадия правовой социализации наступает после поступления ребенка в школу. Одновременно у ребенка закрепляется представление о средствах массовой информации как особом источнике социальных знаний [3].

В процессе правовой социализации и воздействия на правосознание человека средства массовой информации призваны выполнять следующие функции:

  •  
    • распространение правовых знаний;

    • демонстрация методов правового регулирования и правоприменительной деятельности;

    • распространение правовой культуры;

    • порицание и осуждение противоправного поведения;

    • развлечение (показ детективов, проведение телеконкурсов по правовой проблематике и т.п.).

Сложность заключается в целенаправленности правовой информации и ее актуальности для различных групп населения.

Например, несмотря на высокую степень оценки старшеклассниками обогащения их правовыми знаниями через СМИ, настораживает факт, что 80% этих же старшеклассников на вопрос «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?», ответили «нет» [4].

Исследования показывают наличие в ходе массовых информационных процессов ряда препятствий или барьеров:

  • физических препятствий в виде особенностей распространения информации в пространстве и времени;

  • языковых барьеров, возникающих из-за недостатка знаний и опыта, неосведомленности об основных юридических понятиях, недостаточной развитости абстрактно-логического мышления;

  • социальных барьеров, определяемых возрастом, опытом, статусом, жизненными и профессиональными ролями различных групп людей, составляющих аудиторию СМИ;

  • политических барьеров, проявляющихся как результат усвоения определенного мировоззрения, стереотипов поведения в обществе различными группами аудитории, недружелюбно относящимися к информации, противоречащей их жизненным взглядам;

  • психологических барьеров, отражающих сформированные в сознании аудитории установки, мнения, традиции, предрассудки и т.д.[5]

СМИ оказывают мощное коммуникативное воздействие на аудиторию, среди основных социально-психологических механизмов, которого выделяют: идентификацию, внушение посредством формирования особого эмоционального контекста предлагаемой информации, социальную мифологию.

Обычно понятие идентификации используется для объяснения процесса усвоения ребенком образцов поведения взрослых, образующих для него референтные группы. Вместе с тем в современной психологии есть и иное понимание идентификации как процесса моделирования смыслового поля общения, побуждающего к определенному типу поведения.

Осуществляется идентификация посредством трех образов восприятия:

  • образа-информации;

  • образа-значения;

  • образа приемлемого будущего.

Образ-информацияприменительно к правовым знаниям и правовому поведению представляет собой уже имеющиеся у человека (объекта коммуникативного воздействия) знания о нормативно-правовых актах, законах и органах власти, связанных с правоприменительной деятельностью.

Эти знания не всегда соответствуют правовой действительности и характеризуют правовую культуру человека. Этот образ наиболее подвержен прямому воздействию. Сведения, поступающие через СМИ, часто не оцениваются критически и составляют основу формирующего мнения о праве, или «образ права».

Образ-значениепоказывает на личную заинтересованность человека в том или ином правовом (или противоправном) поведении. Через этот вид образов формируется система требований, предъявляемых гражданами к властным структурам и правоохранительным органам.

Образ-значение формирует сложную социальную установку — диспозицию, показывает личностный смысл того или иного правового поведения.

На основе предыдущих двух видов образов складывается образ наиболее приемлемого будущего,содержащий в себе «идеал» правового регулирования поведения людей, устойчивое представление индивида о желаемом правовом состоянии общества.

Образ будущего содержит систему фиксированных установок-диспозиций, выражающихся в определенных суждениях человека.

Идентификация позволяет получить человеку удовлетворение от представленной СМИ информации. Поэтому часто выделяют психологические эффекты массовых информационных процессов.

Содержание этих эффектов составляет удовлетворение от информации, необходимой при разрешении различных жизненных, в том числе правовых, проблем (утилитарный эффект);удовлетворение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает ценности социальной группы, к которой принадлежит или причисляет себя индивид (престижный эффект);удовлетворение от информации, поддерживающей его во мнении по какому-либо спорному правовому вопросу (эффект усиления позиции);удовлетворение от новой правовой информации (эффект удовлетворения познавательного интереса);удовлетворение от эмоционального контекста информации (эмоциональный эффект);радость эстетического обогащения (эстетический эффект);возникновение психического комфорта от хорошо построенной программы, фильма, спектакля и т.д., поднимающих настроение человека (эффект комфорта).

Эмоциональный контекст информации, передаваемой различными средствами массовых коммуникаций, либо способствует быстрейшему усвоению правовых сведений и методов решения правовых проблем, либо, наоборот, создает настроения безысходности, страха, дискомфорта.

Наблюдения показывают, что отечественные СМИ перенасыщены отрицательным эмоциональным контекстом, в том числе агрессивностью, жестокостью и т.п. Как уже отмечено выше, такой эмоциональный контекст формирует различные страхи, в том числе перед органами власти и правопорядка, перед преступным миром и др.

Интересен механизм формирования социальных мифов в правовой сфере.Под мифом понимается система субъективных индивидуальных (или групповых) представлений о правовой сфере, не всегда точно отражающих действительные явления.

К числу мифов, касающихся правового регулирования поведения и деятельности органов правопорядка, относят мифы о:

  • новых русских и о невозможности нажить капитал честным путем;

  • том, что простому человеку нужно остерегаться криминальных структур, бандитов, а также работников правоохранительных органов;

  • коррумпированности общества сверху до низу;

  • неизбежности гангстерской войны;

  • существовании компромата не только на всех ответственных людей во властных структурах, но и на обычных граждан и т.д.

Такие мифы создают и тиражируют средства массовой информации, оказывая отрицательное влияние на формирование и состояние правосознания населения.

  1. СМИ и общественное мнение о работе органов правопорядка.

Средства массовой информации внесли значительный «вклад» в изменение общественного мнения о деятельности правоохранительных органов в худшую сторону.

Опросы показывают, что из года в год падает престиж и авторитет правоохранительных органов, утрачивается доверие к органам правопорядка.

В частности, установлено, что лишь от 2 до 4% опрошенных положительно относятся к правоохранительным органам и достаточно высоко оценивают их деятельность.

Резко отрицательные и устойчивые критические оценки всех органов правопорядка выразили 45% опрошенных.

Третий тип оценок характеризует неоднозначные позиции опрошенных: по одним показателям — сравнительно высокие, а по другим — резко отрицательные оценки деятельности правоохранительных органов.

Таковых оказалось около 35% опрошенных; 18% указали на затруднения в оценке правоохранительных органов из-за недостатка информации [6].

В массовом сознании за последние годы резко изменилось отношение к органам власти, произошло отчуждение граждан от государственных институтов, возникло недоверие к властным структурам:

  • 50% опрошенных не испытывают доверия ни к одной государственной структуре;

  • доверяют армии -30%;

  • органам государственной безопасности – 13%;

  • милиции – 10%;

  • судебным органам — 10%;

  • прокуратуре - 7% [7].

Все изложенное свидетельствует о просчетах в работе средств массовой информации и необходимости активного использования любых возможностей для их преодоления и осмысленного квалифицированного влияния на формирование правовой психологии подростков и укрепление их правомерного поведения.

  1. Заключение.

Я рассмотрел тему влияния СМИ на формирование правосознания подростков, и теперь могу с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное.

Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ.

Также передо мною был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ.

Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В результате проведенных исследований, факт влияния СМИ на правосознание подростков установлен.

Наибольшую роль здесь играют телевидение и Интернет.

Они активно влились в жизнь людей, и производят мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий.

Необходимо, по моему мнению, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

В целом, материалы исследования свидетельствуют, что современные СМИ изменяют и деформируют психику ребенка, воздействуя на его воображение, давая новые установки и модели поведения.

Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессия, грубое и пошлое поведение, что приводит к гипервозбудимости подростков.

Компьютер и телевизор отбирают у детей их детство.

Готовясь к написанию реферата и изучив историю вопроса, я решил провести свой небольшой социологический опрос среди учащихся 8 – 11 классов в рамках школы. Каждому респонденту была выдана анкета для заполнения. Всего было опрошено 130 учеников.

Результаты данного исследования подробно изложены в приложении.

Подводя итог, я хочу сделать следующие выводы:

  • В беседах, опросах, обсуждениях выявлены факты негативного влияния телевидения на формирование правосознания.

Старшеклассники отмечают, что передачи и фильмы, в которых проигрываются правовые ситуации, создают представление, что простому человеку нужно остерегаться не только криминальных структур, но и работников правоохранительных органов.

  • Недостаточно и не всегда должным образом осуждается и порицается противоправное поведение.

В исследовании было установлено, что старшеклассники обращают внимание на жизнь своих кумиров. Рассказы кумиров о том, с какой легкостью они нарушают законы, дают взятки работникам милиции, устраивают пьяные дебоши, не оцениваются критически и составляют основу формирующегося мнения о праве, а так же образ приемлемого поведения в будущем.

  • Отдельные передачи вызывают у подростков чувство страха за свою жизнь, опасения, что возможно наказание без преступления, неверие в справедливость, то есть телевизионные передачи перенасыщены отрицательным эмоциональным контекстом.

  • В ходе бесед с правонарушителями было обнаружено, что телевизор они смотрят довольно часто, правовых передач не смотрят вообще и факт влияния СМИ на совершение преступлений отрицают.

В процессе беседы при ответе на косвенные вопросы удается выяснить, что факт влияния СМИ на совершение правонарушений имеет место. Правонарушители получают через СМИ информацию, подтверждающую ценности социальной группы, к которой причисляет себя подросток. Например, факт распития спиртных напитков: дома по праздникам употребляют, по телевидению постоянно показывают, и отсюда создается образ «Все так делают» и это является образом приемлемого будущего.

Нарушитель дисциплины отличается особой агрессивностью. Телевизор смотрит не много, но выбирает фильмы и передачи, после которых он плохо спит и боится.

Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций, чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, они часами проводят время возле экранов компьютера и телевизора, поглощая негативную информацию, не способствующую необходимому обществу правосознанию.

  1. Список используемой литературы.

  1.  
    1. Федеральный закон о средствах массовой информации от 21 марта 2002 г.

    2. Андрианов М.С. «Психологические механизмы воздействия средств массовой информации на процессы правовой социализации» // Научные труды «Юридическая психология» / Под ред. проф. А.Р. Ратинова, Г.Х. Ефремовой - М., 1998. - с. 34.

    3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика, 2005, №4.

    4. Ефремова Г.Х., «Проблема общественного мнения в юридической психологии» // Научные труды / Под ред. А.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой - М., 1998. – с. 25-26.

    5. Шиллер Г., «Манипуляторы сознанием»: Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1980. - с. 25-40.

    6. «Социальная психология. Краткий очерк» / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина - М.: «Политиздат», 1975. - с. 175.

    7. Ресурсы Интернета.

Приложение

(материалы исследования)

Данные материалы были собраны на базе МБОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа №3». Объектом исследования являлись ученики 8-11 классов в количестве 130 учеников.

Исследование проводилось поэтапно.

1. Анкетирование учащихся, в ходе которого устанавливался факт воздействия СМИ на правосознание подростков. Результаты анкетирования сведены в таблицы.

2. Выяснение СМИ, оказывающих наибольшее влияние на подростков.

3. Исследование программы телепередач с целью установления количества правовых программ в неделю.

4. Собеседование с учащимися старших классов, учителями, правонарушителями, инспектором по делам несовершеннолетних.

ИССЛЕДОВАНИЕ № 1

Цель исследования: установить факт воздействия СМИ на правосознание подростков.

Метод исследования: анкетирование.

АНКЕТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ №1

1. С хулиганством, грабежом, воровством:

а) Сталкивались лично;

б) Слышали от родственников, друзей, знакомых;

в) Узнавали из СМИ.

2. С вымогательством, произволом, беззаконием со стороны властей:

а) Сталкивались лично;

б) Слышали от родственников, друзей, знакомых;

в) Узнавали из СМИ.

3. С проблемой потребления наркотиков:

а) Сталкивались лично;

б) Слышали от родственников, друзей, знакомых;

в) Узнавали из СМИ.

4. Из каких источников лучше получать правовые знания?

а) Лично;

б) Узнавать от родственников, друзей, знакомых;

в) Узнавать из СМИ;

г) Узнавать в школе.

5. С деятельностью правоохранительных органов:

а) Сталкивались лично;

б) Слышали от родственников, друзей, знакомых;

в) Узнавали из СМИ.

6. Как вы оцениваете действия правоохранительных органов?

а) Положительно;

б) Отрицательно;

в) Затрудняюсь ответить.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ № 1.

 

А

Б

В

Г

1. Хулиганство и грабёж

38%

11%

51%

---

2. Вымогательство, произвол

43%

8%

49%

---

3. Потребление наркотиков

5%

28%

67%

---

4. Источники правовых знаний

10%

8%

20%

62%

5. Деятельность ОВД

40%

14%

46%

---

6. Оценка действия ОВД

15%

21%

64%

---

Выводы:

  • основная часть подростков узнает о фактах правонарушений через СМИ, источниками правовых знаний большая часть считает школу;

  • школа может стать механизмом, который способен снизить негативное воздействие СМИ на подростка.

ИССЛЕДОВАНИЕ № 2

Цель исследования: выяснение средства массовой информации, оказывающего наибольшее влияние на подростков.

Метод исследования: анкетирование.

АНКЕТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ № 2

1. Сколько времени Вы проводите у телевизора?

а) менее 1 часа;

б) 1 – 2 часа;

в) 3 – 4 часа;

г) более 5 часов.

2. Какие передачи Вы предпочитаете смотреть?

а) Криминальные передачи, боевики…;

б) Развлекательно – познавательные передачи;

в) Правовые передачи;

г) Реалити – шоу, сериалы.

3. Какие газеты, журналы Вы читаете?

а) Те, где есть новости;

б) Те, в которых написано про моего кумира;

в) Те, где есть анекдоты, программа передач и афиша;

г) Газет, журналов не читаю вообще.

4. Слушаете ли Вы радио? Если да, то какие радиопередачи?

а) Да! Слушаю всё подряд: и музыку, и программы, и новости;

б) Да! Слушаю радио, чтобы узнать, что творится на дорогах и новости, а также услышать свои любимые песни;

в) Да! Но только музыку, а когда начинаются новости, переключаю на другую волну;

г) Радио не слушаю вообще.

5. Выходите ли Вы в Интернет? Если да, то на какое время (в сутки)?

а) Да! 5 – 6 часов. Могу просидеть всю ночь;

б) Да! 1 - 3 часа точно;

в) Да, но не каждый день и ненадолго;

г) Нет! Интернетом не пользуюсь.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ № 2.

 

А

Б

В

Г

1. Время у телевизора

29%

36%

24%

11%

2. Любимые передачи

18%

45%

25%

12%

3. Чтение газет и журналов

22%

27%

32%

19%

4. Радио

16%

8%

55%

21%

5. Интернет

6%

30%

46%

18%

Выводы:

  • по радио подростки слушают музыкальные программы, в Интернете - рекламную продукцию, учебные материалы для школьных уроков, чаты, в газетах и журналах смотрят анекдоты, программу телепередач, информацию о кумирах, и только ¼ часть читают новости.

  • основной материал, который может оказывать воздействие на правосознание, подростки получают по телевидению.

ИССЛЕДОВАНИЕ № 3

Цель исследования: выяснение количества телепередач, несущих правовую информацию.

Метод исследования: сравнительный анализ программ телепередач за неделю по каналам телевидения

 

1 Канал

Россия

Канал

Ren-TV

НТВ

Всего программ в неделю

155

169

194

159

Кол-во правовых программ в неделю

66

81

62

77

% правовых программ в эфире за неделю

43%

52%

32%

48%

Выводы:

  • на таких каналах, как Первый Канал, Россия, НТВ предлагается большое количество передач на правовую тематику (более 40%).

  • на остальных каналах процент правовых программ значительно ниже.

ИССЛЕДОВАНИЕ № 4

Цель исследования: выявление степени воздействия телевидения на подростков.

Метод исследования: беседы с правонарушителями, беседы на классных часах и с инспектором ОДН МО МВД России «Шиловский» О.Е.Н.

Материалы исследования:

В 10 классах было организовано обсуждение фильма «Ворошиловский стрелок», показанного по телевидению.

В результате наблюдения и опросов выявлено:

  • 90% участников в начале обсуждения считали действия главного героя правильными, действия правоохранительных и властных структур оценены крайне отрицательно;

  • в заключение обсуждения 34 % учащихся изменили свое мнение.

Выводы:

  • художественный образ становится образом-информацией.

  • образ-информация применительно к правовым знаниям и правовому поведению представляет собой уже имеющиеся у человека (объекта коммуникативного воздействия) знания о нормативно-правовых актах, законах и органах власти, связанных с правоприменительной деятельностью.

  • эти знания не всегда соответствуют правовой действительности, так как критическое мышление подростков находится в стадии формирования.

  • этот образ наиболее подвержен прямому воздействию.

  • сведения, поступающие через СМИ, часто не оцениваются критически и составляют основу формирующего мнения о праве, или «образ права».

Общий вывод:

  • в результате бесед с подростками, совершившими правонарушения, было установлено, что все они смотрят программы телепередач: от 1 до 6 часов в день ежедневно.

  • в основном предпочитают развлекательные передачи, телесериалы, реалити-шоу.

  • передачи на правовые темы не смотрят вообще. Влияние телевидения на свое поведение отрицают все. Но при ответе на вопрос: «Почему именно так поступил в данной ситуации?», отвечают: «Все так делают». На вопрос: «Откуда ты знаешь, что все так делают?», отвечают «Смотрел по телевизору». Особенно отмечают роль рекламы.

  • подростки с агрессивным поведением часто смотрят фильмы ужасов, сцены насилия. Один из опрашиваемых обратил внимание на то, что после просмотра таких фильмов он не может уснуть, испытывает чувство страха. Ему очень жалко жертв преступлений. А в школе он отличается жестоким отношением к одноклассникам.

Мои предложения:

  1. Создать кинолектории. После просмотра передач, фильмов, телесериалов на правовую тематику, показанную по телевидению обсуждать соотношение правовой действительности и художественного вымысла.

  2. На уроках правоведения или факультативных занятиях устраивать ролевые игры (по типу программы «Час Суда») и проводить вечера на правовую тематику. Знакомить учащихся со спецификой юридической практики, помогать самоопределиться.

  3. Довести до родителей информацию о негативном влиянии СМИ на правосознание подростков через информационные бюллетени, в которых заострить внимание на недопустимость просмотра передач непредусмотренных для подростков.

  4. Организовать на базе школы мобильные лекторские группы. Школа в силах не только смягчить манипулирующее влияние СМИ на подростков, но и обратить обилие информации ученикам на пользу.

Беседа с инспектором ОДН МО МВД России «Шиловский» О.Е.Н.

  • Как вы считаете, какое влияние СМИ оказывает на правосознание подростков?

  • В большей степени негативное. Подростки не понимают глубинных смыслов фильмов, они обращают внимание на антураж, на «поверхность фильмов», отсюда и все проблемы. Для них совершения преступления – романтика. Часто приводят сериал «Менты» как пример легкого раскрытия преступлений, в том числе особо тяжких.

  • Чувствуете ли вы, что полиции не доверяют?

  • Нам не доверяют абсолютно! И во многом из-за телевидения. Ведь такие сериалы, как «Бригада», негативно показывают правоохранительные органы. А так как этот сериал смотрят миллионы, это откладывается в их сознании.

Привлекательные образы Саши Белого и других членов бандитской группировки вызывают к ним уважение. Это искажает понимание правосознания.

  • Скажите, есть ли какие – нибудь словечки, пришедшие из СМИ в народ?

  • Конечно! Само слово «менты»! Также часто копируется стиль общения героев криминальных фильмов. Да и дети сейчас больше хотят быть похоже на бандитов, чем на законопослушных граждан.

29