III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПОДРОСТКИ
Беляев Д.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время множество подростков общается не вживую, а за счет социальных сетей. Большинство специалистов говорят, что это проблема. Самая главная – количество времени, проведённое в сети Интернет. Авторы статьи «О мотивации подростков — пользователей социальных сетей» отмечают, что большинство младших и старших подростков общаются с ровесниками через Интернет. Это отмечают педагоги, родители и ведущие специалисты в данной области.

Так же проблемой считают потерю интереса к иной деятельности. Например, это сказывается на успеваемости подростков в школе.

К положительным моментам можно отнести следующее: телекоммуникация, продвижение товаров и услуг и возможность заработка.

Исследования виртуального сообщества столько же актуальны, как и исследования традиционного сообщества. Самым большим, разноплановым и интересным виртуальным сообществом является виртуальное сообщество в социальной сети.

Цель: выявить особенности сетевой активности учащихся-подростков 125 школы в социальных сетях.

Задачи:

  • проанализировать литературу по теме исследования;

проанкетировать учащихся 8-ых данные проанализировать;

провести беседу с одноклассниками.

Для того чтобы достигнуть поставленной цели и задач была выдвинута следующая гипотеза: предположительно, что среди выделенных подростков чаще всего используют для общения в виртуальном пространстве соцсеть.

Предмет исследования – учащиеся 8-ых классов 125 школы.

Объект исследования – активность указанных подростков в соцсетях.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Краткая история развития Интернета

Когда мы вводим в строку в браузере адрес страницы, то чаще всего начинаем с трех букв – www которые расшифровываются как World Wide Web (всемирная паутина). Кастельс Мануэль дает следующее определение Интернету — «это информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху… Средство свободной глобальной коммуникации» [4].

А как же всё начиналось? В 1969 г. в компании Advanced Research Projects Agency несколько компьютеров объединяется в ARPANET, что стало прообразом современной Глобальной сети.

Далее ARPANET соединяется с другими компьютерами и рождается концепция — «сеть сетей». Роберт Кан и Винт Сёрф в 1973 г. пишут статью, где обосновывают базовую архитектуру Интернета.

На самом деле Интернет существует благодаря специальной программе, связывающей компьютеры (создана в 1990 г. программистом Тимом Бернерсом-Ли).

В нашей стране Интернет стал развиваться в начале 80-х годов. Первыми провайдерами были «ТелеРосс», «Телефонная связь Москвы» и «Демос». На 2015 г. в России зарегистрировано 84 млн. интернет-пользователей [7].

Для современных пользователей Глобальная сеть мыслится как место для межличностного общения, образовательное пространство и средство для работы.

1.2 Что такое социальная сеть?

Чаще всего местом для коммуникации становятся социальные сети. Но не все то, что есть в Интернете можно назвать социальной сетью, так как у нее есть свои правила и особенности. Коммуникация между индивидами имеет собственный характер – «сетевой».

Первые виртуальные социальные сети появились в начале XXI в. [6].

Г. Спенсер считает, что в социальных сетях граница между понятиями «виртуальность» и «реальность» уничтожается, следовательно, может измениться образ жизни. Американский антрополог Ш. Теркл подтверждает его слова своими экспериментами и наблюдениями.

В книге Ефимова Е.Г. социальная сеть определяется как «множество агентов, которые могут выступать во взаимодействие друг с другом» [3].

Признаки социальной сети: наличие друзей, общение, возрастные и гендерные объединения, наличие определенных ценностей, может развиваться, носит временный характер, взаимодействие, конфиденциальность, возможность оставаться анонимным [3].

«По данным агентства Universal McCann, активно набирают в России популярность социальные сети: если в 2007 г. 41,7% пользователей интернета были зарегистрированы в какой-либо социальной сети, то в марте 2008 г. их количество составило уже 74,2%». По данным исследования компании Romir, в число самых популярных российских социальных сетей входят «ВКонтакте» и «Одноклассники». Среди пользователей 14—17 лет 93% пользуются «ВКонтакте», 43% — «Одноклассниками». По данным “TNS Россия» апреля 2014 г. российская аудитория «ВКонтакте» составила 52,1 млн. человек, «Одноклассников» – 41 млн., а Facebook – 23,8 млн. [2, 7].

Дадим краткую характеристику самых популярных социальных сетей [2].

VK.com – международная версия социальной сети ВКонтакте, стартовала в 2006 г. и приписывается Павлу Дурову. По сути это сайт, на котором можно общаться, можно выкладывать фотографии, аудио/видеозаписи, оставлять комментарии.

Одноклассники.ru (Альберт Попков, 2006 г.) позиционирует себя как социальная сеть для общения с друзьями, просмотра фильмов и сериалов, развлечения. Исходя из названия, основное предназначение видят в поиске одноклассников, однокурсников, выпускников разных образовательных учреждений.

Facebook (создана в 2004 г. Марком Цукербергом) – социальная сеть, позволяющая создавать личные странички, на которых можно размещать фотографии и прочую интересную информацию о себе.

Ведущий сервис микроблогов – Twitter (2006 г.) – это бесплатный интернет-сервис, где каждый человек имеет микроблог, который можно создать в течение нескольких минут.

1.3 Социальная сеть и подростки

Для темы нашего исследования особый интерес представляет психологическая характеристика коммуникативной сферы подростков. В статье Вачковой С.Н. (2014) говорится, что подростки всё чаще общаются со своими сверстниками через социальные сети, игнорируя личностное общение. Аналогичные данные приводятся в исследовании Фёдорова В.В. (2015) При этом «ВКонтакте» преобладает над остальными [1, 6].

Так социальная сеть постепенно становится для подростков новой социальной средой, где проходит основное время их общения. Нельзя исключать возможность того, что деятельность и время, проводимые в социальной сети, могут влиять на различные сферы жизнедеятельности подростков.

С другой стороны социальная сеть даёт им возможность высказать свое мнение о наболевшем или просто принять участие в обсуждении какого-либо вопроса. Благодаря особенностям Интернета и социальным сетям (в частности анонимность) подростку проще выразить свою индивидуальность именно в сети, чем в жизни. Особенно это актуально для ребят, имеющих трудности в общении [6].

С некоторыми пользователями в интернете мы не совсем знакомы, но все же общаемся, поэтому понятие «друг» не совсем такое каким мы привыкли его воспринимать.

Это объясняется тем, что знакомые могут выдать себя за кого угодно так как в интернете можно быть анонимом, следовательно, подросток может потеряться в поиске самого себя [5].

1.4 Проведение и интерпретация результатов исследования

Методами нашего исследования стали:

  • анализ литературных источников;

  • анкетирования;

  • математической статистики.

Для выявления особенностей, связанных с предпочтением подростков социальных сетей, было проведено анкетирование, для которого была создана специальная анкета (Приложение А).

Анкета состоит из трёх основных частей:

- в преамбуле (вводная часть) содержится цель и мотивировка анкетирова­ния, подчеркивается значимость участия в нем респондента, га­рантируется тайна ответов;

- в основной части представлен перечень из пяти вопросов, на которые надлежит дать ответы. При этом к каждому вопросу даны четкие инструкции по ответу на поставленный вопрос;

- в социально-демографической части предлагается указать пол, возраст и класс (так как предполагается участие в опросе ребят из разных классов).

Базой для исследования был выбран 8 А и 8 Б класс школы №125. В анкетировании участвовало 55 учащихся. Перед анкетированием для учащихся были разъяснены цель и значение анкетирования. Затем анкета была роздана и тут же собрана. На её заполнение было потрачено не более 5 минут.

Затем анкеты были подвергнуты статистической обработке и проанализированы. По результатам числовой обработки были построены гистограммы по каждому вопросу анкеты.

Количественные соотношения по анализу ответов на первый вопрос анкеты, как и ожидалось, показал, что мальчики постоянно, а девочки часто находятся в сети Интернет. Только двое подростков указали, что никогда не прибегали к сети для коммуникации. Учитывая потребность в общении со сверстниками, это вполне естественно. Однако преобладание виртуального общения над реальным может свидетельствовать о тревожной тенденции (Приложение Б).

При этом общение в Интернете происходит в пределах социальных сетей (пиковое значение для мальчиков 29 человек, а для девочек – 21). Телефон как средство общения не используется чаще, так как за трафик предусмотрена абонентская плата (Приложение В).

Среди предложенных нами социальных сетей мода (наибольшее концентрация значений) наблюдается для сервиса ВКонтакте (23 мальчика к 15 девочек). Для респондентов это действительно самая известная сеть. Иные социальные сети не пользуются у них популярностью из-за их малоизвестности (Приложение Г).

Самыми популярными источниками для доступа к Интернету стали компьютер (16 мальчиков к 12 девочкам) и смартфон (15/10). Другими пользуются двое респондентов. Возможно, они имели в виду планшет или карманный портативный компьютер (Приложение Д).

Качественные гендерные различия наблюдаются в деятельности в социальной сети. Так мальчики чаще девочек там переписываются (30/21). Но девочки чаще мальчиков отслеживают новости и просматривают фотографии (19/16). Играет 7 мальчиков и 3 девочки (всё же социальные сети больше предусматривают возможностей для общения). Регулярно добавляют записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа (блог) девочки (8) и мальчики (2). Зарабатывать умудряется 6 человек (Приложение Е).

Исходя из изученных данных, всё же нельзя сделать однозначный вывод о негативном влиянии социальных сетей на изученную выборку (особенно о наличии так называемой сетевой зависимости). И всё же имеет смысл предложить ребятам, много времени проводящих за компьютером (в социальных сетях), следующее:

  • контролировать продолжительность игр или общения в Интернете;

  • найти занятие по душе (творчество, спорт, живое общение);

  • общаться в Интернете только по делу (исключить пустые разговоры);

  • найти настоящих и стоящих друзей в реальности;

  • почаще бывать на природе;

  • при общении с реальным человеком не подглядывать одним глазком в социальную сеть.

Рекомендации, приведенные выше, были использованы для подготовки и проведения беседы с учащимися 8 А класса, на что был получен положительный отзыв от классного руководителя Ирины Васильевны Босенко (Приложение Ж).

2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современному человеку сложно себе представить себя без Интернета. Для школьников он всё чаще становится одним из основных инструментов коммуникации. Благодаря проделанной работе были получены следующие результаты:

- проанализировано семь источников информации по теме исследования;

- проанкетировано 55 учащихся 8-ых классов. Оказалось, что мальчики находятся в сети больше времени чем девочки, компьютер используется подростками чаще смартфона, 23 мальчика к 15 девочек используют ВКонтакте больше всего, мальчики чаще переписываются чаще девочек 30/21, девочки чаще ведут блог, чем мальчики (8/2), а зарабатывать пытаются 6 человек;

- проведена беседа с классом и получен отзыв от классного руководителя.

Выводы:

1. Изучив литературу по проблеме исследования, стало ясно, что для подростков с коммуникативными проблемами социальная сеть может стать единственным местом для реализации потребности в общении;

2. Исходя из анализа анкет, не видно, что социальные сети активно влияют на респондентов;

3. Таким образом, гипотеза о том, что среди выделенных подростков чаще всего используют для общения в виртуальном пространстве социальную сеть, подтвердилась частично.

Данная работа может быть использована:

- для популяризации данной проблемы разместить информацию на сайте Дворца Творчества;

- подготовить доклад по теме подросток в социальной сети и выступить перед родителями на родительском собрании;

- для продолжения исследования в данной области (провести анкетирование в 2-ых, 5-ых, 11-ых классов школы №125 и сравнить результаты, провести беседу во 2-ых, 5-ых, 11-ых классов школы №125, сравнить результаты с теми, что были получены от работы по компьютерной зависимости).

3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Вачкова С.Н. Особенности сетевых форм коммуникации современных школьников // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 4. – С. 136-144.

  2. Влияние через социальные сети: под общей ред. Е.Г. Алексеевой. – М.: Фонд «ФОКУС-МЕДИА», 2010. – 200 с.

  3. Ефимов Е.Г. / Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2015. – 169 с.

  4. Кастельс Мануэль. Галактика Интернет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 324 с.

  5. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. — 176 с.

  6. Фёдоров В.В. О мотивации подростков — пользователей социальных сетей // Социальная психология и общество. – 2015. Т. 6. № 3. С. 98-108.

  7. Интернет в России [Электронный ресурс] // Википедия. URL:. Дата обращения к ресурсу.

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

Микроблог – система публикации контента, упрощающая процедуру создания блогов для людей, не владеющих навыками работы в Интернете. Для микроблога характерны записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке, то есть последняя запись находится сверху.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Анкета для социологического опроса

Дорогой друг!

Мы приглашаем тебя принять участие в исследовании, посвященном интернету. Пожалуйста, ответь на представленные ниже вопросы: отвечай быстро, не задумываясь — правильных и неправильных ответов нет, а есть разнообразие мнений, и твое мнение нам очень важно.

№1. Общаешься ли ты с одноклассниками, используя форумы или иные формы дружеских связей в Интернете (укажи только одну)?

a) Никогда

б) Почти никогда

в) Изредка случается

г) Часто

д) Постоянно

№2. Какие средства используешь в общении (выбери всё необходимое)?

а) Соцсеть

б) SMS, ICQ

в) Электронная почта

г) Телефон

д) Свой вариант:__________________________

№3. Какую социальную сеть предпочитаешь (укажи только одну)?

а) ВКонтакте

б) Одноклассники

в) Facebook

г) Skype

д) Twitter

№4. Через какое устройство чаще всего заходишь в социальные сети (укажи только одно)?

а) Компьютер

б) Смартфон

в) Свой вариант:_____________________

№5. Что ты чаще всего делаешь в социальной сети (выбери всё необходимое)?

а) Играю

б) Переписываюсь

в) Веду блог

г) Зарабатываю

д) Просматриваю новости и фотографии

Пол:_____ Возраст:_________ Класс:______

Благодарим за участие в опросе!

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж