III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Злоказов М.Б.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Человечество со времени своего выделения из мира природы живёт в мире звуков. От них ведёт свою историю музыка. Каждой эпохе были присущи свои музыкальные жанры. Например, такое направление в музыке как барокко было широко распространено XVI–XVIII веках [2]. Современная музыка – искусство, «отображающее действительность в звуковых и художественных образах» [5].

В своей статье Татьяна Анатольевна Русяева [5] подчёркивает, что у современных подростков падает нравственная культура, но при этом музыка (среди прочих видов искусства) преобладает в сфере личностных ценностей. И всё же до сих пор остаются актуальными два вопроса: 1) каковы представления о музыкальных вкусах и предпочтениях младших подростков (11-13 лет); 2) изменился ли социокультурный облик подростковой группы, ее проблемы и настроения, выраженные через предпочтения музыки того или иного жанра.

Указанные выше вопросы привели к формулированию цели исследования – выявить музыкальные предпочтения младших подростков.

Задачи:

- изучить и проанализировать доступные источники информации по выбранной теме;

- провести анкетирование среди учащихся 5 класса 135 школы, полученные данные обработать и выявить преобладающие музыкальные жанры.

Гипотеза – предположительно существует различие в музыкальных предпочтениях у младших подростков.

Объект – младшие подростки 5 В класса МБОУ СОШ №135.

Предмет – особенности музыкальных предпочтений у указанной группы младших подростков.

Методы исследования: аналитический, анкетирование, математической статистики.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Краткая история музыкального искусства

Каждому народу присуща своя музыка, которая отражает его быт и особенности жизни. Основываясь на «Учебном пособии» мы выделили семь этапов истории становления музыкального искусства.

В каменном веке люди, вероятно, во время многообразных ритуалов начинают изготовлять и использовать музыкальные инструменты из доступных материалов.

Эпоху Античности лучше всего характеризует Древняя Греция, так как музыка играла важную роль и ей специально обучали. Появляются основные роды и жанры: героический эпос (эпические песни Гомера), лирика – хоровая (в одах, гимнах и элегиях Пиндара, Тиртея, Стезихора) и сольная. Появился театр.

Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н.э.) характеризуется особым церковным стилем в странах Западной Европы. Постепенно в него стали проникать новые мотивы народного творчества: тропы, гимны и секвенции.

В эпоху Возрождения (с ХIV по ХVI вв.) музыка приобретает особое значение среди людей, особенно во время революций и религиозных войн. Открываются специальные университеты и консерватории. Появляются новые песенные жанры: лауды, фроттолы, виланеллы и мадригалы, а также французские chansons (шансон), испанские романсы.

В музыкальном искусстве ХVII в. в странах Западной Европы среди прочих стилей особо выделились классицизм и барокко.

Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства.

В России были свои особенности развития и становления музыки.

Начало русской музыки относится к восточнославянским племенам IX в. Они использовали её для обрядов и во время боевых походов. В XVI–XVII вв. главными носителями музыки на Руси долгое время были скоморохи.

С принятием христианства (988 г.) на Руси начала развиваться церковная вокальная музыка. Позже стали создаваться мелодии, которые имели авторский оттенок. И в XVII в. возникают новые жанры. Они еще связаны с церковью, но отображают иной взгляд на искусство, например многоголосный концерт. Всё чаще начинает звучать кант – трехголосная песня на стихотворный текст.

Реформы Петра I заложили новые формы музыки, увеличилась активность светского искусства. Организовываются публичные концерты и театры.

В XVIII в. появляется композиторская школа. Главным жанром становится опера. C середины XVIII в. зарождается новый жанр камерно-вокальной лирики.

Новый этап развития русской музыки в XIX в. связан с творчеством М. Глинки. Он выставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы.

В конце XIX в. происходит смена музыкальных жанров – опера заменяется симфонической и камерной музыкой.

Советская эпоха началась с революции и распространения массовых народных песен, в связи с войной развивается жанр военных песен, а в послевоенное время звучит музыка: фольклорная, театральная, оперная, камерная и симфоническая. Развивается отдельное направление – музыка в кино [1].

  1.  
    1. Современные музыкальные жанры

Блюз — жанр афроамериканской народной музыки, возникший во второй половине XIX в. Постепенно перешёл на эстраду.

Рок – молодежная культура, способ самовыражения молодого поколения, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей прежнего мира.

«Готика» — обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс художественных направлений, составляющих так называемую готическую субкультуру. В музыкальном искусстве выделяют пять разновидностей.

Хэви-металл — одна из ранних разновидностей металла, выделившаяся из хард-рока в конце 1970-х годов.

Поп-музыка – массовая музыкальная культура, преимущественно развлекательная эстрадная музыка, «общедоступное искусство».

Авторская, или бардовская, песня – современный жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950–1960-х годов.

Джаз — это род профессионального музыкального искусства, соединивший в себе традиции европейской и африканской музыкальных культур, элементы народного творчества, религиозных и светских песен негритянского населения и танцевально-бытовая музыка белых поселенцев Америки.

Рэп — разновидность танцевальной музыки со своей спецификой: неровный ритм, простые и четкие гармонии, короткие музыкальные фразы, заключенные в непрерывную линию.

Техно, или музыка с индустриальными звуками [4].

  1.  
    1. Музыкальные предпочтения как субъект субкультуры младших подростков

Для младших подростков музыка – важная часть жизни. Почему они слушают музыку? Филип Райс выделил четыре причины:

1) она улучшает настроение и помогает расслабиться;

2) может сопровождать вечеринку или встречу друзей;

3) помогает провести время и побороть скуку;

4) помогает выразить собственные чувства.

Для ребят этого возраста характерно стремление к музыке развлекательной и танцевальной [5].

Подростковый возраст характеризуется перестройкой организма: сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе, изменениями в самосознании. В подростковом возрастном периоде формируются важнейшие свойства личности, присущие взрослому человеку (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина и др.).

Музыка непосредственно воздействует на чувственный мир подростков [3].

  1.  
    1. Социологический опрос и его интерпретация

Основной методикой сбора информации в нашей исследовательской работе была специально составленная анкета (Приложение А). Она была предложена учащимся 5 В класса МБОУ СОШ №135. Анкетирование проводилось в январе 2017 года. В нём приняло участие 28 человек.

Ребята заполняли анкету согласно предложенной инструкции, выделяя (обводя) один или несколько вариантов ответа.

Далее анкеты собирались, обрабатывались и интерпретировались.

Первый пункт позволил узнать ответ на вопросы «Слушаете ли вы музыку?» Так как все респонденты ответили положительно, то дальнейшей обработке были подвергнуты все анкеты.

Жанровые предпочтения выявлялись во втором пункте. Здесь позволялось выбрать несколько жанров. Из диаграммы 1 (Приложение Б) видно, что большинство респондентов предпочитают слушать музыку рэп и популярную (21%). Наименее популярным в нашем опросе оказался жанр металл (4%).

На основании процентного соотношения жанров далее было решено распределить их по рейтингу среди учащихся 5 В класса, составив так называемый список «Топ»:

1 место – рэп и популярная музыка;

2 место – рок;

3 место – джаз;

4 место – классическая и разная музыка;

5 место – панк-рок и техно;

6 место – металл.

Третий пункт анкеты показал как часто ребята слушают музыку. Для этого на основании выбора одного пункта ответа была построена диаграмма 2 (Приложение В). Из анализа диаграммы видно, что большинство респондентов слушают музыку ежедневно (78%). Таких, кто не слушает музыку вообще, в получившейся выборке нет.

(Приложение Г) Самым популярным устройством для проигрывания было указано «другое». Это объясняется наличием у младших подростков таких гаджетов, как сотовые телефоны, планшеты, USB/Bluetooth-колонки. На втором месте оказался компьютер. Меньшинство респондентов слушают музыку вживую (на концертах).

Последний вопрос анкеты показал влияние музыки, с точки зрения младшего подростка (Приложение Д). Музыка улучшает настроение у 64%; заставляет задуматься – 17%; влияет на стиль одежды – 5%. Категорию «другое» указало 14% респондентов. Видимо, музыка действительно влияет на психику человека.

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка сопровождает человека всю жизнь, является неотъемлемой ее частью.

В ходе проделанного исследования получены следующие результаты:

- изучены и проанализированы доступные источники информации по выбранной теме;

- проведено анкетирование среди учащихся 5 класса 135 школы, преобладают музыкальные жанры рэп и популярная музыка, слушают музыку ежедневно на разных устройствах, музыка улучшает настроение у 64% респондентов.

Выводы:

1. Из источников информации следует, что музыка – древний вид искусства и она развивается и по сей день.

2. Из анализа анкет следует, что младшие подростки предпочитают современные жанры музыки.

3. Для младших подростков музыка – важная часть жизни, что является подтверждением данных различных источников информации.

Таким образом, гипотеза о том, что предположительно существует различие в музыкальных предпочтениях у младших подростков, подтвердилась.

Исходя из полученных результатов и выводов, предлагается использовать настоящую работу:

- учителю музыки и обществознания для домашнего задания;

- самим респондентам для получения информации о музыкальных стилях;

- для продолжения исследований в данной области на большей выборке.3 Список литературы и иных источников информации

  1. История музыки: Учебное пособие (для студентов немузыкальных специальностей факультета культуры и искусств) / Авт.-сост.: И.А. Никеева, Л.Р. Фаттахова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – Стр. 5-32.

  2. Константинова Н.И. Музыкальные предпочтения младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 19-1 / 2011. С. 57–62.

  3. Кролик С.А. Сущность и специфика формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки // Вестник МГУКИ. – 2015. – 2 (64). – Стр. 289-294.

  4. Популярная история музыки / Автор-сост. Е.Г. Горбачева. — М.: Вече, 2002. Стр. 390-484, 410–485.

  5. Русяева Т.А. Музыка в системе ценностей подростков // Теория и практика общественного развития, № 12 / 2013. С.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Анкета для выявления музыкальных предпочтений младших подростков

Предлагаем вам принять участие в нашем исследовании. Просим отвечать быстро, честно и не задумываясь надолго.

1. Слушаете ли Вы музыку (ответ обведите)?

- да - нет

2. Музыку какого жанра слушаете чаще всего (выберите, обведя, все подходящие Вам)?

- классическая; - рок;

- рэп; - джаз;

- поп; - авторская песни;

- метал; - панк-рок;

- ________________________ (другое)

3. Как часто Вы слушаете музыку (ответ обведите)?

- каждый день; - хотя бы раз в неделю;

- хотя бы раз в месяц; - никогда не слушаю.

4. На чём проигрываете музыку (ответ обведите)?

- на патефоне; - на СD-проигрывателе;

- на компьютере; - на MP-3 плеере;

- предпочитаю слушать вживую (на концертах); – телефон или иное.

5. Как на вас влияет музыка (ответ обведите)?

- придает уверенность; – «становится легко;

- подбодряет меня; - организует;

- начал одеваться по-другому; - становится красочней жизнь

Благодарим за участие в нашем опросе!

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д