III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ШАГ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ
Чудинова Е.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Введение.

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ).В жизни каждого наступает такой момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии – залог дальнейшего успеха в карьере. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни, поскольку их все устраивает в своей профессии и они с удовольствием идут на работу. У тех, кто выбрал профессию неосознанно мало шансов на успешную будущую жизнь. Ведь они без желания встают утром и идут на работу, где будут делать то, что они не хотят.

Актуальность моей темы я вижу в том, что общество предъявляет серьёзные требования к социальной активности подростков, развитию творческого потенциала, повышению самостоятельности и ответственности, умению быть полезным и нужным обществу.

Проблема проекта:

Изучить рынок труда: востребованность профессий, мои возможности для самореализации в них.

Цель: создать материал для практического использования с целью профессионального самоопределения.

Задачи:

  • Познакомиться с широким спектром профессий;

  • Узнать об особенностях разных профессий;

  • Предоставить всевозможную информацию о профессиях

  • Познакомиться с такими профессиями как повар и страховой агент.

Методы исследования:

  • Изучение литературы по проблеме.

  • Диагностика личности по профессиональному определению.

  • Анализ диагностики, анкетирования.

  • Встречи с представителями разных профессий.

Практическая значимость исследования определяется:

Данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловой игры и др.

Гипотеза:

Выбор профессии молодого человека является правильным осмысленным выбором.

Общее представление о мире профессий.

Профессия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Мир профессий включает в себя множество разнообразных и интересных специальностей, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же отмирает либо неузнаваемо изменяется.Разные виды труда требуют от человека разных и порой противоположных качеств. Но, как правило, в силу разных причин человеку достаточно трудно разобраться в разнообразии своих личностных качеств и способностей. Однако, это решение, в дальнейшем, повлияет на всю его жизнь. От него зависит успешность человека как профессионала и как личности в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды

сделали ошибочный выбор.

Поэтому важно осознать, что профессия – это реализация себя как личности в обществе. Это определение своего места в мире.

Выбор профессии – это самоопределение в социуме: понимание себя, знание своих возможностей. В самом общем виде самоопределение – это становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, к людям и к миру. Характерной особенностьюсамоопределения является поиск и определение собственной жизненной позиции. Это осознания себя Личностью собственной жизни, основываясь на индивидуальных аспектах внутреннего мира. К свойствам самоопределения относятся сознательность, самостоятельность и эмоциональность. Сознательность определяется тем, что человек как субъект самоопределения ставит цель, соотносит ее с реальностью, находит средства, реализует, корректирует и оценивает свои возможности.

Специальность - определенный вид занятий в рамках данной профессии.

Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

  • Предмет труда.

  • Цель труда

  • Орудие труда.

  • Условие деятельности.

Типы профессий:

  • Техника (инженер, конструктор, водитель, электрик, строитель, сантехник и т.д.)

  • Природа (агроном, охотовед, эколог, лаборант, кинолог, ветеринар и т.д.)

  • Человек (врач, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец и т.д.)

  • Знак (экономист, бухгалтер, лингвист, программист, нотариус и т.д.)

  • Художественный образ (музыкант, актер, композитор, дизайнер, писатель и т.д.)

Чтобы выбор профессии был правильным и удачным, надо учитывать всего 3 простых правила:

  1. «Я хочу» - мои интересы и склонности

  2. «Я могу» - мои способности, состояние здоровья, психофизические особенности, даже физические параметры

  3. «Надо» - потребности общества.

Проведя опрос в классе, я выявила, что:

1.65% опрошенных сделали правильный и осмысленный выбор. Из них:

1.1. 30% определились самостоятельно;

1.2. 35% определились с помощью родных и учителей;

2. 14% опрошенных сделали не правильный выбор.

3. 19% опрошенных не определились и находятся в неком сомнении.

Общая информация о профессии «Повар».

Повар – это специалист по приготовлению пищи. Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, который доставит радость и наслаждение людям.

История.

Бытует предположение, что зачатки кулинарного дела появились еще в первобытные времена, когда доисторические люди заметили, что один из соплеменников лучше других справляется с приготовлением пищи и стали постоянно доверять ему выполнение этой социальной функции. Однако, в официальных письменных источниках, первые упоминание о поварах появились только в 2600 году до нашей эры. Так, для солдат греческой армии еду готовил нанятый мастер кулинарии, пользовавшийся, при этом, особыми специями и отборными продуктами.

Люди то превозносили пищу до небес, наслаждаясь кулинарными изысками, то относились к еде с презрением, как к чему-то неприличному, глубоко плотскому, животному. С тех пор, поварское ремесло претерпело немало изменений: появилось множество особых столовых приборов и приспособлений, при готовке пищи стало принятым соблюдать санитарные нормы. Но суть всё та же: повар – человек, который должен готовить быстро, вкусно и сытно.

Описание

Повар должен обладать такими личными качествами как:

  • хорошее вкусовое и цветовое восприятие, вкусовая память;

  • хороший глазомер;

  • изысканный вкус, фантазия, склонность к творчеству;

  • знание мер, умение быстро и точно на глаз определять нужное количество жидкости, сыпучих продуктов, специй

  • умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов

  • знание технологий быстрого приготовления блюд

  • хорошая координация движений обеих рук, твердость руки, устойчивость кистей;

  • способность к выполнению мелких точных движений;

  • физическая выносливость: умение интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;

  • энергичность;

  • умение импровизировать;

  • пунктуальность, педантичность;

  • способность к переключениям с одной деятельности на другую;

  • стремление к профессиональному совершенству.

Специфика

Работа повара состоит из нескольких этапов:

• получение исходных продуктов;

• поддержание технологии и рецептуры приготовления блюд;

• обеспечение процесса приготовления блюд: подготовка необходимого оборудования, заготовка полуфабрикатов;

• правильная эксплуатация кухонного оборудования;

• реализация продукции.

Профессиограмма повара

  • Общие сведения

Наименование профессии

Повар

Доминирующий способ мышления

производство-ловкость

Области общепрофессиональных знаний

основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, техническое оснащение и организация рабочего места, экономические и правовые нормы производственной деятельности.

Область специальных профессиональных знаний

технология обработки сырья и приготовление блюд из овощей и грибов, блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста, технология приготовления супов и соусов, технология приготовления блюд из рыбы, мяса, домашней птицы, технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок, технология приготовления сладких блюд и напитков, технология приготовления хлебобулочных ,мучных и кондитерских изделий, оформление и отпуск блюд, требования к качеству, срокам, условиям хранения, порционирования, оформления и подачи блюд и кулинарных изделий, требующих кулинарной обработки средней сложности; кулинарное назначение продуктов, правила использования производственного инвентаря, инструмента, весоизмерительных приборов, посуды и правила ухода за ней.

Профессиональная область

пищевая промышленность

Дополнительный интерес

артистический

Условия работы

в помещении

Несмотря на то, что повар на предприятиях питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.

Условия труда и санитарно-гигиенические требования

Работа у повара, как правило, сменная. Трудиться приходится: в дневные, вечерние и ночные часы в состоянии постоянной собранности и внимательности. Рабочая поза повара - стоя, деятельность часто протекает в помещении с повышенным содержанием паров, в условиях высокой температуры ( в так называемых горячих цехах кухни). Работа повара - физическая работа, в которой задействованы позвоночник, руки, ноги. Для работы поваром необходима физическая выносливость, хорошее обоняние и вкусовая чувствительность, умение концентрировать и распределять внимание. Он должен обладать хорошей оперативной и долговременной памятью, быть организованным, дисциплинированным, честным.

Психологические требования к профессии повара.

Способности

Личностные качества,

интересы и склонности

  • ручная ловкость:

  • способность переносить значительное физическое напряжение;

  • тонкие вкусовые ощущения;

  • хорошо развитое обоняние;

  • умение вовремя определить готовность блюда с помощью прикосновений, осязания, обоняния;

  • хорошее зрительное восприятие цвета (способность чётко различать все оттенки цветов), формы размера;

  • хорошо развитый глазомер

  • необходимо всегда помнить основные ингредиенты, входящие в состав изделия, калорийность продуктов и другие значимые сведения ;

  • творческое воображение;

  • пространственное воображение;

  • чувство времени.

  • терпеливость и выдержанность;

  • доброжелательность и приветливость;

  • ответственность;

  • аккуратность;

  • оригинальность;

  • творческое начало;

  • изобретательность;

  • энергичность;

  • пунктуальность;

  • предусмотрительность.

Медицинские ограничения, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • инфекционные и аллергические заболевания;

  • бронхиальная астма;

  • кожные болезни;

  • болезни суставов и позвоночника ( остеохондроз);

  • заболевания сосудов;

  • опасные для окружающих заболевания: кишечные инфекции, туберкулёз;

Кроме того существуют качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности повара :

  • нечистоплотность;

  • неряшливость;

  • невнимательность

  • чрезмерная медлительность.

Перспективы профессионального и карьерного роста

Востребованность.Спрос на рынке труда на поваров невысокий, но трудоустройство проблем обычно не вызывает. На сегодняшний день профессия повара остается востребованной.

Число вакансий неуклонно растет и повышается уровень зарплат. Особый акцент служба занятости делает на трудоустройство жителей города, в том числе и на рабочие специальности, такие как повар. Говоря о вакансиях повара, стоит отметить, что работодатель иногда отдает предпочтение грамотному соискателю с опытом работы в кафе и ресторанах. Однако многие компании берут молодых специалистов. Требования работодателей в целом не завышены, основные пункты выглядят таким образом:

  • опрятный внешний вид;

  • чистая речь без сленга;

  • готовность к неустойчивому рабочему графику;

  • желание учиться и развиваться;

  • умение нести ответственность за свои действия;

  • коммуникабельность и стрессоустойчивость

  • Но самым главным требованием современного рынка остаётся основное требование к физическому состоянию организма будущего работника, а именно: физическая выносливость, умение работать в команде, высокая ответственность и творческий подход к своему труду.

Перспективы профессионального роста. В учебных заведениях технического и профессионального образования можно получить профессию:

повар;

Карьерный рост:

повышение разряда;

административный рост: повар – шеф-повар - заведующий производством- техник-технолог;

Заработная плата.Уровень доходов рядового специалиста колеблется от 18000 до 30000 рублей.

Специальность `Повар` в колледжах, училищах и техникумах Перми
  • Специальное профессиональное училище открытого типа `Уральское подворье`

  • Пермский техникум отраслевых технологий

Специальность `Повар` в колледжах, училищах и техникумах Кизел
  • Кизеловский политехнический техникум

Исследование.

Востребованность профессий на пермском рынке труда .

Для того чтобы говорить о том, какие профессии наиболее востребованы на Пермском рынке, необходимо обратить внимание, какие отрасли в настоящее время наиболее развиты и активны. Безусловно, здесь стоит отметить торговлю, бизнес сферу, строительство, медицину и транспортную сферу. Рейтинг наиболее востребованных вакансий выглядит следующим образом:

  1. Строители-монтажники 3306 – вакансий;

  2. Неквалифицированные рабочие 1827 – вакансий;

  3. Водители автомобилей, автобусов и других моторотранспортных средств, 1394 – вакансии;

  4. Руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений и служб 1369 – вакансий;

  5. Врачи, фармацевты, 1320 – вакансий;

  6. Механики по оборудованию, слесари-сборщики, слесари – ремонтники, 1225 – вакансий;

  7. Рабочие-отделочники на строительных и ремонтно-строительных работах 1195 – вакансий;

  8. Продавец продовольственных и непродовольственных товаров, 947 – вакансий;

  9. Машинисты сельскохозяйственного, землеройного, подъемного, погрузочно-разгрузочного оборудования 910 – вакансий;

  10. Архитекторы, инженеры 771 – вакансия;

  11. Медицинские сестры по уходу и акушерству, 761 – вакансия;

  12. Охранники, пожарники, работники полиции, осуществляющие защиту граждан и собственности, 649 – вакансий;

  13. Средний персонал государственной службы – 633 вакансии;

  14. Повар, бармен 537 – вакансий;

  15. Средний персонал в области финансовой и торговой деятельности, 494 – вакансии;

  16. Слесари-сборщики, слесари-инструментальщики, станочники, наладчики, 470 – вакансий;

Спрос на квалифицированных специалистов растет по мере усложнения и расширения производства, бизнеса.

Соответственно в лидерах востребованных специалистов прочно укрепились: менеджер по продажам (торговые представители), рабочий персонал, продавцы, инженерный персонал, офис-менеджеры.

Также по прогнозам российских специалистов в скором будущем на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Уже сегодня существует заметный дефицит профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.

В ближайшие годы IT-сфера по-прежнему будет развиваться быстрыми темпами, в этой связи возрастет потребность в квалифицированных специалистах, особенно по компьютерной безопасности.

Экспертами прогнозируется, что лет через 9-10 на российском рынке возникнет перенасыщение товаров и услуг. В этой ситуации следует ожидать спроса на профессионалов в сфере маркетинга.

Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность.

Ввиду роста уровня жизни, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. При этом число вакансий в сфере обслуживания будет выше, чем в других востребованных профессиях. Соответственно, возрастет и необходимость в качественных медицинских услугах.

Среди экзотических отраслей, пока малоизвестных и соответственно не обладающих в запасе резервом специалистов, — нанотехнологии. Нанотехнологии охватят все области: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т. д.

Диапазон выбора достаточно велик, и обычный анализ ближайших тенденций позволяет делать выводы о том, в каком направлении лучше развиваться сегодня для того, чтобы сделать блестящую карьеру в будущем.

10 профессий, выбираемых обучающимися 9 «Б»

1. Социальный работник – 7 человек,

2. Нотариус - 7 человек,

3. Врач, фармацевт, химик- 7 человек,

4. Моряк - 7 человек,

5. Артистические профессии -5,

6. Художник по рекламе – 4,

7. Работник тяжёлой промышленности – 4,

8. Автомеханик – 3,

9. Продавец – 3,

10. Электрик, повар -2.

Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, работу школы с семьей и социумом.

Реализация проекта в 9 классе.

В 2011-2012 учебном году работа по профоринтации продолжается в информационно-просветительском и диагностическом направлениях.

  • Все учащиеся посетили ярмарку ученических мест, где смогли узнать об учебных заведениях, которые их интересуют, пообщавшись с представителями высших и средних учебных заведений.

  • Классный час «Энциклопедия мира профессий»(история происхождения некоторых профессий)

  • Классный час «Словарь современных профессий»

  • Опрос профессиональных предпочтений для социальной практики

  • Беседы с учащимися, которые поступают после 9 класса и их родителями о предварительном выборе учебного заведения

  • Беседы с учащимися и родителями о предварительном выборе учебного заведения

  • Определение экзаменов по выбору

  • В течение всего учебного идёт работа по выбору профиля в образовательной сети на 10-й класс.

Если учащиеся в период обучения в школе получат возможность попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности, это в дальнейшем позволит более грамотно подойти к выбору профессии

и реализовать себя во взрослой жизни.

Поэтому одним из профориентационной работы является

осуществление профессиональных проб.

Профессиональная пробапрофессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • определяется уровень их готовности к выполнению проб;

обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Заключение.

Мир профессий – необычный мир. В этом мире живут не просто люди, а представители разных профессий. Незаметно пролетели чудесные школьные годы. И сегодня передо мной стоит непростой вопрос: «Кем быть?» В мире постоянно появляются все новые и новые профессии. Беседуя с родителями о своем будущем, я поняла, что человек сам отвечает за свой выбор.

Профессия – это очень важная часть жизни человека, и чем удачнее ты сделаешь выбор, тем больше достигнешь чего – либо на профессиональном поприще, тем больше ощутишь себя успешным и счастливым. Ещё один из самых важных принципов выбора профессии – чтобы она тебе нравилась. Ведь работу, которую выполняешь с удовольствием, всегда делаешь легко, не испытывая усталости, и не замечаешь времени, которое на неё затрачено. И прежде чем выбрать свою, человек должен знать, чего он хочет. Профессия не должна быть героической, высокооплачиваемой, предоставляющей какие – то льготы, главное, чтобы она была творческой и интересной, и тогда успех тебе будет гарантирован.Конечно, в жизни не плохо бы найти «свою» профессию, ту, которая ближе к тебе, к твоей душе, чтобы не мучиться всю жизнь. Но зачастую мы выбираем не то, что нам хочется, а то, что приходится: несмотря на возможность выбора, мы смело идем за друзьями и тем самым

несознательно губим свою жизнь.

Я считаю, что нужно выбирать профессию не только сердцем, но и умом. Взвесить все «за» и «против». И главное, нужно выслушать знающих людей (родителей, учителей и т.д.), а потом принимать решение, от которого зависит вся твоя будущая жизнь.

У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни, ведь они знают что они мастера в своем любимом деле. У тех, кто выбрал профессию неосознанно мало шансов на успешную будущую жизнь. Ведь они вынуждены делать что-то против своей воли.

Список литературы.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия

  2. http://www.syl.ru/article/194939/new_buduschaya-professiya-problema-vyibora-professii

  3. http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/klassifikacija-professijj.html

  4. http://edunews.ru/professii/obzor/s-lyudmi/povar.html

  5. Профессия повар. Учебное пособиеАвтор: Барановский В.А.

  6. http://www.vsekolledzhi.ru/kolledzh/city/perm/specialnost/povar/

  7. http://cznperm.ru/news/2017/03/06/360/

Приложения

ПРОГРАММА

Профессиональной пробы по профессии

«Повар»

Пояснительная записка.

Многие школьники практически не имеют необходимую информацию о профессиях. Для того чтобы помочь учащимся принять решение о своем профессиональном будущем проводятся профессиональные пробы. Профессиональные пробы направлены на становление и развитие компетентности в сфере профессионального самоопределения для учащихся 9-х классов и ориентированы на получение профессии повар. В ходе пробы учащиеся познакомятся с практикой работы повара, профессиональными видами деятельности

Основные цели профессиональные пробы:

  • Содействовать профессиональной ориентации школьников

  • Сформировать представление о профессии «Повар»

Основные задачи:

  • Рассказать о профессии повара, востребованной на рынке труда

  • Обсудить личные качества, необходимые для выбора данной профессии

  • Формировать коммуникативные компетенции

  • Формировать наглядные практические представления о существенных сторонах профессиональной деятельности

Содержание занятий

Введение, знакомство с профессией, правила работы с инвентарем

Знакомство и обсуждение специфики работы повара. Инструктаж по Технике Безопасности

Проба практической деятельности по нарезке овощей и приготовление салата

«Витаминный»

Техника простой и сложной нарезок овощей, приготовление салата «Весенний»

Проба практической деятельности по приготовлению тортов, правила работы с тепловым оборудованием

Технология замеса теста для торта, выпекание и оформление тортов

Проба практической деятельности по приготовлению блюд из яиц «Омлет натуральный»

Обработка яиц, подготовка продуктов и приготовление Омлета

ПРОГРАММА

Профессиональной пробы по профессии

«Социальный работник»

Пояснительная записка.

В современной очень сложной социально-экономической ситуации в России имеются социальные группы населения, которым жизненно необходима помощь со стороны государства, всего общества. В их числе граждане пожилого возраста, инвалиды. Сделать полнокровной жизнь этих людей – долг каждого гражданина. Уважение к пожилым людям и инвалидам, забота о них, интеграция их в общество – один из факторов цивилизации, путь к гуманизму, самосохранению общества, к выживанию и прогрессу человечества.