III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ С ТИПАМИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Лапшина М.С.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность темы. На сегодняшний день вопросы, связанные с межличностным отношением в классном коллективе очень актуальны. Межличностные отношения занимают важное место в жизни каждого человека, а тем более подростка, когда вся его жизнь строится на общении. Для младшего подросткового возраста (11-15 лет) ведущим типом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность (общение, совместная предметная деятельность и т. д.) как условие и средство формирования психологических структур, обеспечивающих личностное самоопределение подростка (самооценка, Я-концепция, идентификация и т. п.).

Проблемой межличностных занимались такие психологи как Н.Н.Обозов, В.С.Мухина, А.В. Кривчук. Я.Л.Коломенский говорит о том, что «отношения и взаимоотношения – это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей».

В младшем подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает несколько иную значимость. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Но, несмотря на то, что главным для младших подростков является общение со сверстниками, тем не менее, остается важным в формировании межличностных отношений в классе роль учителя как значимого в данной референтной группе. Решение трудностей в межличностном общении пятиклассников на прямую зависит от: социальной компетентности учителя, взаимопонимания учителя и учащихся. Несмотря на то что, проблема межличностных отношений в исследованиях достаточно изучена, мне бы хотелось проанализировать типы школьной мотивации у учащихся, имеющих низкий уровень статусной позиции в классном коллективе. Именно поэтому, тема данного исследования актуальна в настоящее время.

Цель исследовательской работы: установить взаимосвязь уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические аспекты межличностных отношений пятиклассников, а также мотивацию учебной деятельности младших подростков.

  2. Исследовать особенности межличностных отношений в классном коллективе у пятиклассников.

  3. Определить тип школьной мотивации учащихся 5-х классов, имеющих низкий уровень статусной позиции.

  4. Провести исследование взаимосвязи уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации.

Объект исследования: межличностные отношения в классном коллективе.

Предмет исследования: статус и мотивация пятиклассников в классном

коллективе.

Гипотеза исследования: у учащихся 5-х классов, имеющих низкий уровень межличностных отношений, будет выражен мотив социального одобрения педагогами.

Методы и методики исследования: наблюдение, тестирование,аналитическиеметоды обработки данных.

Методики:

  • Методика диагностика коммуникативных навыков Дж. Морено.

  • Методика диагностики типа школьной мотивации (Е. Лепешовой).

Глава 1. Возрастные особенности пятиклассников

  1.  
    1. Особенности межличностных отношений в младшем подростковом возрасте

Личные взаимоотношения уже в младшем подростковом возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа противоречит классному коллективу.

Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы.

Несмотря на то, что личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками, те не менее именно общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает не только огромное влияние на развитие и формирование личности, а также на характер и уровень мотивации. Дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

  1.  
    1. Мотивация учебной деятельности учащихся младшего подросткового возраста.

В кратком психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского дано следующее определение мотива. Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающей и определяющей выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Т.А. Матис, М.И. Божович, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Орлов и многие другие.

Проблему формирования мотивов учения в школьном возрасте исследует А.К.Маркова. По ее мнению формирование мотивации складывается из многих факторов: общественных идеалов, смысла учения, целей, интересов и др. Исследование процесса формирования мотивации немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Необходимо учитывать возрастные особенности и исходить из этих особенностей при описании мотивации.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. В младшем подростковом возрасте ребенок проходит через внутренние конфликты с самим собой и другими. Переход в пятый класс – один из важных периодов в жизни детей. Происходит смена учителей, появляются новые предметы, а вместе с этим новые требования учителей, появляется кабинетная система. Ведущей деятельностью является - межличностное общение, но при сохранении учебной деятельности. В связи с этим особенностями учебной мотивации младших подростков является укрепление широких познавательных интересов. Велика роль в этом процессе ближайшего окружения – семьи, воспитательной среды, значимых взрослых.

Таким образом, у учащихся 5-х классов на первое место выходит потребность в общении со сверстниками, стремление соответствовать требованиям учителей.

Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации.

2.1. Организация и методы исследования.

База исследования. Исследование проходило на базе МБОУ «Лицей№36» города Калуги. В исследовании приняли участие 108 учащихся 5-х классов в возрасте 11-12 лет.

Общий план исследования:

  1. Проведение исследования по выявлению статусной позиции в классе учащихся 5-х классов и типов школьной мотивации.

  2. Ознакомление учащихся с целью исследования, заполнение полученных бланков.

3. Обработка полученных данных.

4. Анализ, обсуждение и интерпретация полученных результатов.

Методы и методики исследования. Для исследования использовалась следующие методики:

  1. Методика «Социометрия»Дж. Морено

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Методика позволяет сделать срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

  1. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

1 группа – «звезды»

2 группа – «предпочитаемые»

3 группа – «принятые»

  1. группа – «непринятые»

5 группа – «отвергнутые»

2.Методика диагностики типа школьной мотивации (Е.Лепешова)

Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особен­ность работы с ней заключается ещё и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации учащегося — то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Опросник состоит из 39 вопросов, объединенных в определенные шкалы. При ответе «да» начисляется один балл, при ответе «нет» — 0, то есть баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце:

         
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учёбы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1аПрестижность учёбы в классе.Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результа­ты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата — объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б Престижность учёбы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2—9представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес.Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения.Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, жела­ния быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией дости­жения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами).Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями).Показывает значимость для учащегося одобре­ния, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы.Показывает значимость для учащегося порицания, нака­зания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи.Показывает значимость для учащегося порицания, наказа­ния со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости.Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения.Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосред­ственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необ­ходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации.Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как веду­щей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.

2.2. Анализ результатов

Обратимся к анализу результатов по методике «Социометрия» Дж. Морено. На рисунке 1 представлено процентное распределение учащихся 5-х классов в зависимости от статусной позиции в классном коллективе. Рисунок 1. Процентное распределение учащихся 5-х классов в зависимости от статусной позиции

Как видно из рисунка 1, 5% учащихся 5-х классов относятся к группе «звезды», 10% имеют статусную позицию «предпочитаемых», 35% - «принятые», 37 % учащихся 5-х классов относятся к группе «непринятые» и 13 % учащихся относятся к группе «отвергнутые». Мы видим, что процент детей «непринятых» и «отвергнутых» достаточно высокий. Такие дети не умеют эффективно устанавливать отношения, не чувствуют себя полноценными членами группы, не удовлетворены общением, что влечет за собой пагубные последствия. Они часто бывают замкнутыми, с заниженной самооценкой или наоборот, чрезвычайно раскомплексованными. Такое поведение закрепляется реальными взаимоотношениями, и ребенку тяжело самому измениться и изменить отношение к себе в силу возраста.

Обратимся к анализу результатов взаимосвязи уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации. Нами было высказано предположение о том, что у учащихся 5-х классов, имеющих низкий уровень межличностных отношений, будет выражен мотив социального одобрения педагогами.

Мы проанализировали типы школьной мотивации в группах учащихся «непринятые» и «отвергнутые».

На рисунке 2 представлена взаимосвязь уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации.

Рисунок 2. Взаимосвязь уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации

Из рисунка 2 видно, что мотивационная направленность пятиклассников – «отвергнутых» и «непринятых» относится к познавательному интересу (учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового), учащиеся осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего, а также присутствует выраженность у учащихся мотивации на общение со сверстниками и мотивация достижения (желание быть лучшим, осознавать себя как способного, умного). Они заинтересованы, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Мотив социального одобрения родителями и педагогамипоказывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей и педагогов.

Таким образом, в группе «непринятые» и «отвергнутые», одним из мотивов является значимость одобрения, внимания к учебным успехам со стороны педагогов, что говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась.

Заключение

Проблема межличностных отношений младших подростков актуальна на сегодняшний день, так как межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом; от характера межличностных отношений учащихся зависит успешность их обучения и отношение к школе в целом; неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками, переживание своей отвергнутости от группы могут служить источником тяжелых осложнений в развитии личности, состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности.

На базе МБОУ «Лицей №36» города Калуги было проведено исследование по изучению взаимосвязи уровня межличностных отношений с типами школьной мотивации. Было выявлено, что для учащихся 5-х классов, имеющих низкий уровень межличностных отношений, одним из мотивов является значимость одобрения, внимания к их учебным успехам со стороны педагогов, что говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась.

Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы.

Мы выяснили, что проблема межличностных отношений младших подростков актуальна, поскольку:

• межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом;

• от характера межличностных отношений учащихся зависит их мотивационная направленность, которая повлияет на успешность их обучения и отношение к школе в целом;

• важным в формировании межличностных отношений в классе является роль учителя как значимого лица в данной референтной группе.

На основании этого можно сделать следующие выводы:

  1. На изменение статуса ребенка в ученическом коллективе может повлиять применение учителем методов коллективной работы при создании групп смешанного типа (учащиеся, имеющие в классе положение лидера, принятых и предпочитаемых помогают в обучении учащимся, имеющим низкий уровень межличностных отношений).

  2. В урочной и внеурочной деятельности применение таких методов, как: игровая терапия, коллективные творческие дела, экскурсии, походы и т.д. Примеры игр, которые можно проводить педагогу с классом, представлены в приложении 1.

Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.

Работа по улучшению межличностных отношений должна включать в себя: помощь детям с низким социальным статусом, оптимизация психологического климата, сплочение группы. Все перечисленные компоненты межличностных отношений очень тесно связаны друг с другом. При изменении и улучшении одного компонента совершенствуются и другие.

Полученные результаты в ходе исследования могут представлять интерес для администрации и педагогического коллектива (педагоги, психологи) лицея и других общеобразовательных школ с целью применения педагогами методов коллективной работы в урочной и внеурочной деятельности.

В качестве перспективных направлений работы можно отметить следующие:

  • изучение уровня тревожности у пятиклассников, имеющих разный статусный уровень в классе;

  • диагностика стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Список литературы:

  1. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников//Вопросы психологии. – 2010-№2

  2. Казанцева В.А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте//Научно-методический электронный журнал «Концент» - 2015

  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах//Вопросы психологии. – 2002-№2

  4. Коломинский Я.Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977

  5. Краткий психологический словарь/Под общей ред.А.В.Петровского.-М.:Просвещение,1985г.

  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1977

  7. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.:ЛГУ, 1979

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999

Приложение 1

Приведём примеры игровых занятий, направленные на улучшение межличностных отношений младших подростков:

  1. Игра «Гусеница» (проходит под подвижную музыку). Цель: игра учит доверию. Класс становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

  2. Игра «… зато ты..»

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Предварительно разбиваются на группы по 5-6 человек. Можно это сделать по счету, а можно по номерам выданных листов.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

  1. Упражнение «Клубок»

Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности (любому участнику, не обязательно соседу справа или слева). Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.