III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Дмитриенко В.В.
Автор работы награжден дипломом участника конкурса
Диплом школьника
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



Цели

Сформировать систему знаний о человеке и его потребностях в целом и в современном обществе, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества

Задачи

- Изучение мировоззрения, составляющего глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения потребителя.

- Анализ процесса формирования человека в ходе истории.

- Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке, определение их влияния на развитие потребностей.

- Анализ возникновения, управления, изменения потребностей.

-Выяснить , какие факторы влияют на формирование потребностей.

- Изучение основ сервиса как инструмента удовлетворения человеческих потребностей.

- Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке

1.Введение.

Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.

Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда,развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

2.Потребности человека в разные периоды истории. Взгляды философов.

Потребности людей первобытного общества.

Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность таких потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Первичные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение первичных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

  • Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.

  • Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей

Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Демокрит учил: « Разум и страсть – вот составляющие человеческой души. Разум должен обуздать страсть».

Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных.

Сократ. Для Сократа самопознание – главнейшая и единственная потребность человека.

Аристотель. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе теоретической деятельности – в созерцании

Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

Основные черты философских воззрений:

  1. Теоцентризм. Главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог.

  2. Человек рассматривается как существо двойственное: несущее на себе божественный образ (обладание разумом и волей; свободой творчества, любви) и существо греховное.

Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.).

Наступает час антропоцентризма. Земные заботы составляют первейший долг человека. Он должен реализовать себя, т.е. удовлетворять свои потребности.

Человек и его потребности в философии конца XIX– началаXXвека.

В начале XXвека происходит переоценка ценностей и смена модели постановки проблем.

Основные черты философии конца XIX– началаXXвека:

1. Двадцатый век был эпохой расцвета науки и техники, взрывного роста человеческих потребностей и средств их удовлетворения.

3.Понятие потребностей.

Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

3.1 Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности..

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека.

Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции.

Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей.

Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней.

3.2 Анализ основных потребностей человека

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны.

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека

Вывод: Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают:

1) всего диапазона потребностей человека;

2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;

3) уровней удовлетворения потребностей;

4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Вывод: Таким образом, рассмотрев взгляд на потребности человека видно, что до сих пор нет единой классификации потребностей и что в основу деления каждый автор, кладет различные подходы.

4.Что нужно современному человеку в 21 веке.

На данном этапе развития человечества мир представляет собой четко работающую машину, которая состоит из множества винтиков и шестеренок. Каждый выполняет свою роль — офисный работник в поте лица работает в большой компании, и на домашние дела у него редко находится время. Поужинать он выбирается в ресторан, где его потребности удовлетворяют повара и бармены, стиркой и мытьем посуды дома занимаются специальные машины. Сейчас даже пылесос брать в руки необязательно — можно просто заработать достаточно денег для покупки специального робота.В двадцать первом веке мы себе просто не можем представить большинство из того, что нам рассказывают родители — про очереди за сыром и мясом, которое было на прилавках магазинов только в ограниченном количестве, про возможность отдыхать только на территории своей страны, про дефицит одежды и так далее. Сейчас мы имеем возможность беспокоиться, по сути, только о своем финансовом положении. Ничего сложного, на первый взгляд, нет — просто хорошо работай в перспективной компании и зарабатывай на любые свои потребности.

Однако данный прогресс затронул человеческое нутро. В критической ситуации мы остаемся совершенно беспомощными. Уволили с работы — мы, по сути, лишились средства пропитания. Отключили дома свет — наша техника не работает, и мы чувствуем себя одинокими и брошенными. Нет интернет связи — мы не можем заказать себе доставку еды из ресторана.

Человек таков по своей природе, что ему нужно уметь хотя бы самый минимум делать своими руками. Ведь вкрутить самостоятельно лампочку, или приготовить вкусный и питательный обед своими руками не так сложно, как казалось бы. Более того, это даже приятно, и может стать не только способом экономии финансовых ресурсов, но и самым настоящим хобби.

Согласитесь, что всем нам порой надоедает однообразный труд, и наша работа начинает казаться чем-то бессмысленным, тем, что не оставит о нас никакого следа. А вот выращенный своими руками сад будет еще на протяжении многих лет напоминать, что мы в этом мире были, и вот наш труд. Поэтому человек сейчас должен искать способы хоть на какое-то время отделяться от современного мира с его сумасшедшим темпом и стараться быть немного ближе к природе.

Это, без сомнения, чудесно, что мы не тратим все свои выходные дни на стирку, уборку и приготовление пищи. Прогресс дает нам многое, однако и требует некоторых жертв взамен. Как только мы сбалансируем все свои функции во многих планах, то почувствуем настоящее разнообразие своей жизни.

5.Структура потребностей

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические(физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

  • Реализация потребности в безопасности.

  • Потребность в общении, любвисо стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.

А. Маслоу представил потребности в виде пирамиды

 

5. Потребности в самореализации (потребность в развитии своих способно­стей).

4. Потребности в уважении (уважение со стороны других людей и самоуваже­ние).

3. Социальные потребности (потребности в любви, дружбе, общении).

2. Потребности в безопасности (защита от врагов, болезней).

1. Физиологические потребности (еда, одежда, жилье).

6.Этапы процесса принятия потребителем решения о покупке

Отправной точкой исследования процесса принятия потребителем решения о покупке является простая модель, представленная на рис. 2. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в "черный ящик" сознания покупателя и вызывают определенные отклики.[23,c.64]

Задача деятеля рынка - понять, что происходит в сознании потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Теперь необходимо рассмотреть этапы, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению.

На рис. 4. представлены пять этапов, через которые проходит потребитель. Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи.

Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Нужда может быть возбуждена внутренними или внешними раздражителями. На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы.

Следует выяснить:

а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли,

б) чем вызвано их возникновение,

в) каким образом вывели они человека на конкретный товар.

Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:

Личные источники (семья, друзья, знакомые).

Коммерческие источники (реклама, продавцы, упаковка, выставки).

Общедоступные источники (средства массовой информации).

Источники эмпирического опыты (осязание, изучение, использование товара).

Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию. Для оценки вариантов можно выделить несколько основных понятий, с помощью которых она совершается. [15,c.152]

Во-первых, существует понятие о свойствах товара.

Во-вторых, потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя.

В-третьих, потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки.

В-четвертых, считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности.

В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.

Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта.

Работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен.

Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными эксплуатационными свойствами, тем острее неудовлетворенность потребителя.

Процесс же закупки товаров промышленного назначения слагается из восьми этапов (рис.5)

7. Факторы, формирующие потребности.

1) Природно-климатические условия (место жительства);

2) Национальные, культурные, религиозные представления (традиций, привычек, уровня образования);

3) Социально – экономические условия жизни (величины дохода, реклама). В обществе, находящемся на низкой ступени развития, в структуре потребностей преобладают первичные потребности, которые удовлетворяются скромным набором благ и услуг. В развитом обществе акценты смещаются на потребности более высокого порядка, а первичные потребности удовлетворяются благами более высокого качества;

4) Научно-технический прогресс.

Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

К факторам внешнего влияния на потребителя относятся: культура, ценности, демография, социальный статус, референтные группы, домохозяйство. Эти факторы представляют собой разнохарактерное влияние групп различного масштаба на потребителя.

Макровлияние:культура, социальные классы.

Микровлияние:домохозяйство, референтные группы.

Культура– набор ценностей, идей, предметов человеческого труда и других значимых символов, помогающих людям, как членам общества, общаться, интерпретировать и оценивать ситуации:

- отражающая определенный уровень человеческого развития общества и человека;

- воплощенная в предметных, материальных носителях;

- передаваемая последующим поколениям.

Социальная стратификация.

Социальные классы– это группы людей с примерно одинаковым поведением, основанном на их экономическом положении на рынке. Они объединены схожими ценностями, интересами, уровнем доходов.Отличительные признаки соц. класса – склонность его представителей к более или менее одинаковому потребительскому поведению, наличие определенного соц.статуса; уровень образования, род деятельности и уровень дохода.

Различают рабочий, средний и высший классы. В этих классах отражается разница между потребителями, которую можно связать с различиями в выборе марок и продуктов.

Социальная стратификация– формальное неравенство классов по отношению друг к другу. В условиях неравномерного распределения в обществе финансовых, материальных и других ресурсов стратификация обеспечивает социальную идентификацию членом общества. Власть, доход, собственность влияют на соц. положение.

Социальная стратификация определяется как иерархическое разделение общество на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений ценностей и жизненных стилей.

Домохозяйство.

Домохозяйство – все обитатели единицы жилья, ведущие общее хозяйство, основная единица потребления для большинства потребительских товаров. Домашние приборы, мебель, жильё потребляются скорее домохозяйством, чем индивидуумами.

Семейное домохозяйство– основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей социального класса следующему поколению.

Изучение семьи (домохозяйства) как отдельной потребительской единицы имеет большое значение вследствие того, что:

а) многие продукты покупаются для всей семьи;

б) покупательские решения отдельных людей могут во многом зависеть от влияния остальных членов семьи.

Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

К внутренним факторам поведения потребителей относятся процессы, посредством которых индивидуум реагируют на влияние групп, на изменение среды и маркетинговые усилия.

Факторы внутреннего влияния на потребителя:жизненный стиль, эмоции, личность, мотивация, обучение, восприятие.

Восприятие, обучение, мотивация как факторы внутреннего влияния на потребителя.

Восприятие– отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на ощущения.

Эмоции.

Эмоции– сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон, т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению.

Существует ряд классификаций эмоций. Выделяется 8 основных категорий: страх, гнев, радость, досада, принятие, отвращение, предвкушение, удивление.

Рекламные сообщения, вызывающие эмоциональные реакции, имеют больше шансов привлечь внимание, чем нейтральная реклама. Реклама, генерирующая позитивно оцениваемые эмоции, повышает шансы того, что будет нравиться и рекламируемый продукт.

Жизненный стиль.

Стиль жизни влияет на потребности, отношение потребителей и, соответственно, на поведение потребителей при покупке и использовании товаров и услуг. Потребительские решения поддерживают или изменяют стиль жизни.

Выделяют 5 сегментов глобального жизненного стиля:

1) Стремящиеся.

2) Достигающие.

3) Подавленные.

4) Адаптеры.

5) Традиционалисты.

8.Факторы, влияющие на покупательское поведение.

- ориентация на цену (дорого-дешево);

- ориентация на качество (купить меньше, но лучшего качества, или купить про запас, побольше);

- ориентация на марку (покупка товара как категории или выбор конкурентной марки);

- спонтанность/расчетливость (покупка, в том числе и продуктов питания, тщательно планируется или совершается импульсивно);

- новаторство/традиционность (готовность пробовать, экспериментировать, покупать ради любопытства или консерватизм, привязанность к проверенным продуктам);

- ориентация на импортную или отечественную продукцию.

Услуга – любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Услуги можно разделить по объектам на социально-общественные, личные и деловые.

По отношениям: рыночные, нерыночные и квазирыночные. Личные услуги потребляют индивидуальная личность и домохозяйство, при этом потребитель оценивает выгоды. Происходит приобщение личности, семьи к образу жизни определенного социального слоя.

Деловые услуги потребляют коллективные покупатели. Они направлены на минимизацию рисков и ориентированы на получение прибыли.

Социально-общественные услуги потребляет общество в целом. Потребители исходят из теории справедливости.

9.Влияние на структуру потребностей.Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей – это средства формирования потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.

Вид рекламы

Цели рекламы

Информативная

Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы

Убеждающая

Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции

Напоминающая

Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса

По объекту рекламирования можно выделить: товарную (продуктовую) рекламу; престижную (имидж-рекламу); рекламу дестинаций. Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе. Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.

Заключение.

По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение

а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство)

  1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

  2. Потребности всемирного объединения людей.

  3. Сфера сервиса - совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.

Список литературы

  • Жураховский С.Н. Формирование современной структуры человеческого потенциала в контексте перехода к экономике, основанной на знаниях / С.Н. Жураховский // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2009. - Т. 125. - С. 171-181.

  • Леонова О./’.Воспроизводство рабочей силы: социальный аспект [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusrand.ru/Doklad5/Leonova.pdf (дата обращения: 01.06.2013).

  • Подберезкин А.И. Роль человеческого капитала в современном обществе // Диалог культур. — 2008. — С. 52—55.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. — М.х: ВЛАДОС, 1994. — С. 96-97. — 336 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-87065-012-7.

  • Буряк В. В. «Глобальное гражданское общество и сетевые революции». / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.

  • Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с, ил.

  • Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информ. общество и СМИ Финляндии в европ. перспективе. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 287 с.

  • Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. — М., 1995. — 111 с.

  • Информационное общество // Новейший философский словарь / Сост. и гл. научн. ред. А. А. Грицанов. — 2-е изд. — Мн.: Книжный Дом, 1999.

  • Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. — 472 с.