III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КОСМИЧЕСКИЕ МУЛЬТИКИ
Мокрецова Т.Н.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



1

Раз столько ребят в детстве мечтают стать космонавтами,

значит, у космонавтики, действительно есть будущее.

Главное, чтобы дети мечтать не перестали…

I. Введение

Почему мытак любим мультфильмы? Я задумалась над этим и поняла, что герои наших любимых мультиков разговаривают на одном с нами языке. Ничто и даже никто не сумеет так быстро и очень надёжно донести даже до малыша информацию, как это может сделать мультфильм. Хорошие мультики учат добру, дружбе, открывают для нас мир науки, искусства. Просматривая новый мультик, мы не просто смотрим на экран, а погружаемся в новый удивительный мир, переживаем вместе с героями захватывающие приключения. Вот почему и я, и все ребята вокруг любят мультики.

Но, мы живём в особом городе. Наш город называют «колыбелью космонавтики». Здесь много мест, связанных с именем замечательного учёного К. Э. Циолковского: музей Космонавтики им. К. Э. Циолковского, Калужский Государственный Университет, Калужская железнодорожная больница им. К. Э. Циолковского и т. д. А прогуливаясь по нашему городу, можно встретить множество улиц, названных в честь людей, которые посвятили свою жизнь космонавтике: улицы Гагарина, космонавта Комарова, космонавта Волкова, Чижевского и т.д. (Прил. 1, рис.1)

Поэтому и жители нашего города – это особые жители. А мы, юные калужане, должны особенно интересоваться космосом. Поэтому мне стало интересно, а какие мультики о космосе существуют в нашей стране? Интересны ли они, познавательны? Этой теме мы и решили посвятить своё исследование.

Мы поставили перед собой цель: изучение советских и российских мультиков о космосе.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Выяснить какие космические мультики знают мои ровесники, проведя анкетирование моих одноклассников;

  2. Познакомиться с первым космическим мультиком, узнав историю его возникновения;

  3. Найти советские мультфильмы о космосе и выявить наиболее интересные и познавательные мультфильмы;

  4. Познакомить моих одноклассниками с космическими мультфильмами и узнать их мнение о них;

  5. Создать буклет, в котором дети познакомятся с лучшими мультфильмами о космосе.

2

Актуальность темы исследования.

В этом году в нашей стране празднуется год Российского кино. Поэтому я считаю, что тема российских космических мультфильмов будет особенно актуальна.

Краткий обзор используемой литературы и источников:

К сожалению, литературы по теме нашего исследования никакой нет. Лишь в сети интернет мы смогли найти небольшую информацию об истории создания космических мультфильмов.

Степень изученности данной темы:

Исследования по данной тематике ни в литературе, ни в сетях интернет мы не обнаружили.

Методы, использованные в ходе исследования:

- поисковый (поиск материалов);

- объяснительно - иллюстративный (логическое рассуждение, анализ, классификация

космических мультфильмов);

- проблемный (выполнение логических операций, осмысление полученного материала);

- исследовательский (оценка, анализ, сопоставление фактов, обобщение).

Ценность полученных результатов.

Мы считаем, что ценность нашей работы в том, что мы не только изучили советские и космические мультфильмы, но и попытали их классифицировать и дать некоторые рекомендации к их просмотру.

Характеристика личного вклада авторов работы в решение избранной проблемы.

Выбрав эту тему, мы отобрали наиболее интересные для нашего возраста космические мультфильмы. Мы отбирали советские мультфильмы, которые мало знакомы современному поколению. Они созданы до 1990 года. Получилось 14 мультфильмов. Просмотрев их, мы разделили мультфильмы на различные категории и составили рекомендации для их просмотра.

3

II. Основная часть

2.1. Анкетирование учащихся:

Для начала мы решили провести анкетирование среди наших одноклассников. Нам необходимо выяснить: «А какие мультики космической тематики знают мои ровесники»? В данном анкетировании приняло участие 39 человек. Это 34 моих одноклассника и пять учителей. Им мы предложили ответить на следующие ответы:

- Любите ли вы мультфильмы?

- Какие мультфильмы о космосе вы знаете?

- Чем вам интересны космические мультфильмы?

В результате анкетирования мы выяснили, что и взрослые и дети любят смотреть мультфильмы. Но, к сожалению, наши одноклассники смогли назвать лишь пять мультфильмов, которые посвящены космосу: «Незнайка на Луне», «Белка и Стрелка», «Тайна третьей планеты», «Смешарики в космосе» и «Алиса знает, что делать». Но, мультфильмы «Незнайка на Луне», «Белка и Стрелка», «Тайна третьей планеты» носят развлекательный характер, и посмотрев их, мы мало что узнаем нового о космосе. А с советскими образовательными мультфильмами ребята совсем не знакомы. А ведь они тоже интересны и увлекательны. Но и взрослые тоже мало знакомы с этими мультиками, но этому тоже есть объяснение: расцвет космической тематики приходился на 70- е годы, а в этом возрасте опрошенные нами учителя или ещё не родились, или были слишком малы.

Отвечая на третий вопрос, мы выяснили, что космические мультфильмы были бы интересны и сейчас. Ведь именно через мультфильмы можно легко и непринуждённо познакомиться с такой замечательной наукой, как астрономия. Результаты обработки ответов анкеты вы можете увидеть в Приложении II.

2.2. История возникновения первого советского космического мультфильма.

Первым советским мультфильмом стал фильм, снятый в 1953 году «Полёт на Луну». Самое интересное в нём то, что он был снят в 1953 году, за 8 лет до полёта первого космонавта в космос. Сюжет мультфильма во многом совпадает с сюжетом художественного фильма «Космический рейс», созданного на киностудии «Мосфильм» в

4

1935 году. Поэтому мультфильм «Полёт на Луну» можно назвать мультипликационной версией этого фильма. В этом мультфильме, помимо интересного сюжета в доступной для детей форме рассказывается о различных природно-космических явлениях [3] (Прил. 1, Рис 2).

В 1958 году кадры мультфильма были использованы в США при создании телевизионного фантастического сериала «The space explorers». Авторы заимствовали изображения внутренних интерьеров космического корабля, образы героев и многое другое. [3]

Как же развиваются события в этом мультфильме? Герои фильма - простые советские школьники, живут в Москве и как все советские дети мечтают полететь в космос. А пока они создают своё общество исследователей космического пространства. Главный герой - пионер Коля Хомяков, волею обстоятельств принимает участие в спасательной экспедиции профессора астрономии Боброва. Их задача — разыскать пропавшую ракету, которая потерпела аварию при исследовании лунной поверхности. Попав на Луну вместе с профессором, мальчик не только принимает участие в розыске ракеты, но и знакомиться наяву с самой Луной и её физическими явлениями. А помогает ему во всём этом разобраться, а заодно и зрителям, профессор Бобров [1] (Прил. 1, Рис 3).

2.3. Советские мультфильмы о космосе.

Далее нам предстояло найти советские мультфильмы о космосе. Для удобства мы разместили их в таблицу. Всего мы нашли около двадцати мультфильмов, но некоторые из них при просмотре оказались скорее фантастическими, поэтому к более тщательному рассмотрению мы предоставили 14 мультфильмов. Провести анализ мультфильмов нам помогли учителя. Мы же рассматривали их, с точки зрения - интересны ли они будут нашим одноклассникам.

Название мультфильма

Год создания

Тематика мультфильма, его познавательный характер

Интерес мультфильма для современных детей

1

Полет на Луну

1953 г.

Научно-фантастический мультфильм. В доступной форме для детей рассказывается о физических явлениях, которые встречаются на Луне.

Мультфильм интересный, но так как он был снят за 8 лет до полёта человека в космос, то много ошибок в описаниях. [1]

2

Мурзилка на спутнике

1960 г.

Мультфильм посвящён теме освоения космического пространства с помощью советского спутника. [1]

Мультфильм интересный и познавательный.

3

Главный звёздный

1966 г.

Посмотрев мультфильм, ребята познакомятся с самыми основными этапами освоению космоса: от эры освоения динозавров, до будущих галактических экспедиций. [2]

Мультфильм интересный и познавательный.

4

Самоделкин в космосе

1971 г.

Короткометражная история покорения Самоделкиным космоса.

Мультфильм снят по принципу диафильма. Без движения с титрами. Мультик малоинтересен.

5

В тридесятом веке

1972 г.

Фантастическая история о том, как мальчик как в каком-нибудь этак тридесятом веке полетит на космическом корабле и попадёт на чужую планету.[4]

Мультик малоинтересен.

6

Фаэтон - сын Солнца

1972 г.

В мультфильме предпринята попытка рассказать про некую десятую планету с названием Фаэтон. Мультфильм переплетён с сюжетами древнегреческой мифологии. [2]

Будет интересен тем, кто увлекается мифологией. Но, рассматривать мультфильм, как источник знаний по астрономии не стоит.

7

Новеллы о космосе

1973 г.

Ничего познавательного в мультике обнаружено не было.

Мультфильм малоинтересен.

8

Зеркало времени

1976 г.

Консультантом мультфильма стал лётчик-космонавт Алексей Леонов. Благодаря этому, мультфильм полон научных подробностей. Экипаж космического корабля состоит из отца и сына. Совершая космическое путешествие, они ведут любопытный диалог о тайнах космоса.[2]

Мультфильм интересный и познавательный.

9

Полигон

1977 г.

Не смотря на то, что мультфильм отмечен, как мультфильм о космосе, никакого отношения к космосу он не имеет

Мультфильм малоинтересен.

10

Контакт

1978 г.

Жанр мультфильма фантастика. Познавательного характера мультфильм не имеет.

Красивый мультфильм, снятый на основе красивой музыки. Мультфильм рассказывает о встрече человека с инопланетянином, прилетевшим на Землю, пытающимся её изучить.

11

«Возвращение»

1980 г.

Консультантом мультфильма стал лётчик-космонавт Алексей Леонов. Сюжет фильма основан на описании опасностей, которые встречает космонавт, отправляясь в космическое путешествие. Мультфильм будет интересен с познавательной точки зрения. [2]

Космический корабль получает серьёзные повреждения. Автоматическая посадка невозможна.

Мультфильм скорее всего предназначен для детей немного постарше.

12

Тайна третьей планеты

1981 г.

Жанр мультфильма фантастика. Познавательного характера мультфильм не имеет.

Мультфильм интересен для просмотра.

13

Космические пришельцы

(1, 2 часть)

1981, 1983 г.

Жанр мультфильмов фантастика. Мультфильмы сняты по сценарию А. Стругацкого. Познавательного характера мультфильмы не имеет.

Мультфильмы не очень интересны для просмотра.

14

Из пушки на Луну и далее без остановок

1990

Жанр мультфильмов фантастика, но он скорее посвящён проблеме бережного отношения к окружающей среде. [3]

Фильм немного страшный.

2.4. Знакомство моих одноклассников с отобранными нами космическими мультфильмами.

Мы с моими одноклассниками вместе посмотрели отобранные нами мультфильмы:

- Полет на Луну;

- Главный звёздный;

- Главный звёздный;

- Зеркало времени;

- Фаэтон - сын Солнца.

Большему числу детей мультфильмы понравились. Все ребята согласны с тем, что просмотрев эти мультфильмы, они действительно открыли для себя много нового.

2.5. Создание познавательного буклета.

В результате проделанной работы мы составили буклет для тех ребят, которые любят мультфильмы и интересуются космосом. Познакомившись с ним, ребята смогут узнать о наиболее интересных советских мультиках о космосе и познакомиться с полезной информацией об этих мультфильмах.

9

III. Заключение.

Результаты исследования.

1. В результате анкетирования мы выяснили, что и взрослые и дети любят смотреть мультфильмы. Но, к сожалению, наши одноклассники смогли назвать лишь пять мультфильмами, так как расцвет космической тематики приходился на 70- е годы, а в этом возрасте опрошенные нами учителя или ещё не родились, или были слишком малы. Также мы выяснили, что космические мультфильмы были бы интересны и сейчас. Ведь именно через мультфильмы можно легко и непринуждённо познакомиться с такой замечательной наукой, как астрономия.

2. Мы узнали, что первым советским мультфильмом стал фильм, снятый в 1953 году «Полёт на Луну». Самое интересное в нём то, что он был снят в 1953 году, за 8 лет до полёта первого космонавта в космос.

3. Мы нашли советские мультфильмы о космосе. Их оказалось около двадцати мультфильмов, но некоторые из них при просмотре оказались скорее фантастическими, поэтому к более тщательному рассмотрению мы предоставили 14 мультфильмов. Произвести их анализ нам помогли учителя.

4. Познакомив наших одноклассников с отобранными мультфильмами, мы все вместе пришли к мнению, что действительно эти мультики не только интересны, но и познавательны.

5. По результатам нашего исследования, мы создали буклет, из которого дети могут познакомиться с лучшими мультфильмами о космосе.

Выводы.

Мы проделали большую работу. И много что узнали нового. ХХ век открыл новую эру в истории Человечества. Впервые был совершён первый полет в космос, а также первый раз человек ступил на Луну – все эти события нашли отражение и в мультиках. Появилось много реальных и фантастических мультфильмов про космос для детей и взрослых. Герои мультфильмов про космос обычно путешествуя на космических к далёким звёздам и планетам, знакомят нас с новыми цивилизациями и открывают космические тайны. Такие мультфильмы интересны не только детям, но и взрослым.

Программа дальнейших действий

- Продолжить изучение данной темы, и в дальнейшем пополнить новыми данными, иллюстрациями и материалами своё исследование.

- Познакомить школьников из других классов с нашей работой.

10

Список литературы:

Литературы по данной теме не существует.

Интернет-ресурсы:

  1. www.mults.info

  2. www.prosto-top

  3. www.wikipedia.ru

  4. www.whatisgood.ru

Приложение 1.

Рис. 1 (Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского)

Рис. 2 (Постер мультфильма «Полёт на Луну»)

Рис. 3 (Кадр из мультфильма «Полёт на Луну»)

Приложение 2

Список вопросов анкеты:

- Любите ли вы мультфильмы?

- Какие мультфильмы о космосе вы знаете?

- Чем вам интересны космические мультфильмы?

Диаграмма ответов на первый вопрос:

Диаграмма ответов на второй вопрос:

Диаграмма ответов на третий вопрос: