III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КАК ВЫЙТИ ПОДРОСТКУ ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ? (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОВЕСТИ В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВА «ЧУЧЕЛО)
Капиткова П.С.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В подростковом возрасте ребята часто сталкиваются с проблемами. Взрослым эти трудности кажутся незначительными, временными, детскими… Однако, на мой взгляд, это совсем не так. Современные подростки порой оказываются в таких ситуациях, из которых трудно найти выход. На первом месте для подростков, по мнению психологов, находится общение со сверстниками. Иногда, как показывает практика, оно не всегда бывает позитивным. В подростковой среде нередки конфликты. Как же выйти человеку 11-15 лет из проблемной ситуации со сверстниками? Я тоже нахожусь в подростковом возрасте, поэтому проблема: как найти выход в подобной ситуации – для меня очень актуальна.

Ответ на волнующий меня вопрос я решила найти в творчестве автора, который вызывает мое доверие: Владимира Карповича Железникова. Для анализа я выбрала повесть о подростках - «Чучело». К тому же обращение к нашей истории, к нашим корням, а именно к произведениям советского времени, на мой взгляд, поможет мне разобраться во взаимоотношениях людей и не растеряться в сложной ситуации.

Цель работы: выявить пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками на основе анализа повести В.К. Железникова «Чучело».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Прочитать произведение «Чучело».

  2. Исследовать особенности биографии В. Железникова.

  3. Провести анкетирование учащихся 5 класса школы №93.

  4. Изучить необходимую литературу по теме.

  5. Сделать выводы.

В ходе работы мы использовали такие методы, как анализ, анкетирование, сопоставление, синтез, обобщение. Было прочитано художественное произведение «Чучело», изучены материалы биографии писателя В.К. Железникова и история создания произведения, а также сайты Интернет и материалы журнала для подростков «Большая перемена», содержащие материалы по творчеству писателя.

Данный вопрос: пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками на основе анализа произведения нашего земляка В.К. Железникова «Чучело», - нигде не рассматривался. Таким образом, вашему вниманию представлен совершенно новый материал.

Практическая значимость работы:создание буклета с рекомендации для подростков «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками».

Целевая группа (потребители продукта проекта): подростки 11-15 лет.

Глава 1. Что такое конфликт?

Конфликты — одно из важнейших явлений современной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так и больших и малых социальных групп.

Что же такое конфликт? «Конфликт (от лат. Conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии» (№7, с.34).

В исторической и художественной литературе описано огромное количество различающихся по силе, по последствиям для людей, форме и содержанию конфликтных ситуаций. Специалистами подсчитано, что за последние пять тысяч лет человечество участвовало приблизительно в пятнадцати тысячах локальных и общих войн — одной из самых страшных форм разрешения социальных противоречий. Из этого факта, как бы мы к нему не относились, следует, что вся история цивилизации пронизана социальными конфликтами, решение которых часто становится невозможным без привлечения силовых методов и приемов, что, безусловно, наносит непоправимый урон всем областям жизни и деятельности народов. Нужно отметить, что чаще всего даже самые серьезные конфликтные ситуации возникают и «расширяются» из самых мелких и, казалось бы, примитивных ситуаций, поводов, причин, и поэтому рассмотрение самой сути конфликта, разбор всех его составляющих, а также способов его разрешения является самым важным предметом психологической теории и практики.

Мы же затрагиваем конфликтные ситуации, в которые попадает подросток в процессе общения со сверстниками.

Глава 2. Анкетирование учащихся 5-х классов МАОУ СОШ №93

Чтобы выяснить, есть ли у ребят подросткового возраста проблемы в общении, мы решили провести анкетирование учащихся моего 5 «Г» класса. В анкетировании 23 декабря 2016 года приняли участие 23 человека

(Приложение №1).

Результаты получились следующие:

1. С кем у тебя больше всего проблем?

а) со сверстниками (12 человек) – 52 %

б) учителями (8 человек) – 34 %

в) родителями (3 человека) – 14 % (Приложение №2)

2. Часто ли ты сталкиваешься с проблемами в общении?

а) никогда (1 человек) – 4 %

б) часто (1 человек) - 4 %

в) редко (21 человек) - 92 % (Приложение №3)

3. Много ли у тебя друзей?

а) да (17 человек) - 73 %

б) нет (6 человек) – 27 % (Приложение №4)

4. Какие проблемы чаще всего возникают у тебя со сверстниками?

а) меня не понимают (8 человек) - 34 %

б) друзья думают только о себе (эгоисты) (8 человек) - 34 %

в) напиши свой вариант (7 человек) – 32 % (Приложение №5)

5. Как можно решить проблемы со сверстниками?

а) нет друзей, нет проблем (0 человек) – 0 %

б) быть более открытым и доброжелательным (13 человек) – 56 %

в) дружить только с теми, кто тебя понимает (10 человек) - 44 % (Приложение №6).

Таким образом, на основе анкетирования можно сделать вывод, что у подростков часто возникают проблемы со сверстниками, несмотря на то, что у них много друзей. Конфликты возникают из-за непонимания или по причине эгоизма товарищей. Для того чтобы их избежать, по мнению семиклассников, необходимо быть более открытым и доброжелательным и дружить только с теми, кто тебя понимает.

Глава 3. Рекомендации подросткам «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками» на основе анализа повести В. Железникова «Чучело»

Анализ повести В. Железникова «Чучело» помог нам определить и сформулировать рекомендации для подростков «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками».

1. Лена Бессольцева, главная героиня произведения «Чучело» (Приложение №7), ведет себя неправильно с первых минут появления в классе: над ней открыто издеваются, говоря ««Рот до ушей, хоть завязочки пришей», «Чучело» (№5, с.101), она же смеется вместе со всеми. Ребята обзывают дедушку Лены «заплаточником», она подыгрывает одноклассникам, говоря, что они с дедушкой очень похожи «Два сапога пара» (№5, с.105).

Отсюда следует, во-первых: если ты попадаешь в новый коллектив, постарайся расположить к себе окружающих людей своими лучшими качествами: воспитанностью, хорошими манерами, скромностью, справедливостью, во-вторых, не позволяй издеваться над тобой, не иди на поводу у подлых людей, из-за боязни не поддерживай наглость, грубость, издевательства над тобой и другими людьми.

2. Димка Сомов (Приложение №8) предает дружбу и любовь, подставляет девчонку, позволив ей взять его вину на себя… Обещая влюбленной в него Ленке признаться при первом подходящем случае, он не только не делает этого, но и вместе со всеми издевается над ней. Сможет ли он измениться? На мой взгляд, нет: предал один раз, предаст и другой. Отсюда вывод: окружай себя настоящими друзьями, помни, что дружба проверяется поступками, а не словами.

3. Рядом с Ленкой дедушка (Приложение №10), которому она исповедуется. Жаль, что слишком поздно рассказывает она родному человеку о своих проблемах. Дима тоже не может получить моральной поддержки от родителей, поскольку они заботятся только о материальном благополучии мальчика, совершенно не замечая нравственных страданий ребенка. Поэтому, по моему мнению, нужно быть откровенным с родителями, ведь это близкие тебе люди по крови, они всегда будут на твоей стороне, что бы ни случилось.

4. Некоторые одноклассники Ленки были слишком жестокими, чтобы открывать им душу: например, живодер Валька. Отсюда вывод: жизнь слишком коротка, чтобы около тебя были двуличные, злые люди, «ставь стену» между ними и тобой, общайся с ними только в случае необходимости.

5. Лена в критической ситуации с одноклассниками могла попросить помощи у Васильева, который был в нее тайно влюблен. Могла посоветоваться с Маргаритой Ивановной (Приложение №9), поскольку девочка с уважением относилась к классному руководителю, считала ее справедливой и способной во всем разобраться. Отсюда рекомендация: советуйся с теми людьми, которые тебя понимают: с близким другом, родителями, учителем, с которым у тебя доверительные отношения.

6. Доведенная до отчаяния, героиня устраивает истерику деду, бреется наголо, одевается в обгоревшее платье… То есть ведет себя неадекватно, что опасно для нее и окружающих ее людей. Как поступить в подобной ситуации? Я считаю, если перед тобой встала какая-нибудь проблема, нельзя впадать в панику, нужно успокоиться, посмотреть на ситуацию со стороны и спокойно принять решение.

7. Напиши на бумаге «плюсы» и «минусы» той или иной ситуации. Помни, что, преодолевая трудности, мы закаляем свой характер, готовимся к будущей взрослой жизни.

Таким образом, в процессе анализа произведения В. Железникова «Чучело» мы создали рекомендации «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками», которые легли в основу буклета для подростков

Заключение

В ходе работы была изучена проблема: как подростку выйти из конфликтной ситуации со сверстниками? Мы провели анкетирование среди моих одноклассников: учащихся 5 «Г» класса школы № 93 и выяснили, что у юношей и девушек часто возникают проблемы со сверстниками из-за непонимания или по причине эгоизма товарищей. Для того чтобы помочь ребятам в решении проблем, мы изготовили буклет с рекомендациями для подростков.

В процессе работы мы познакомились с биографией нашего земляка Владимира Железникова, разобрались в понятии «конфликт».

Основное достоинство нашей работы в том, что современную проблему общения со сверстниками мы решаем, анализируя художественное произведение автора, который писал в советское время. Получается, что ответы на подобные вопросы люди искали во все времена!

Буклет, созданный в ходе исследования, мы планируем раздать пятиклассникам нашей школы. Перспективы развития работы: проведение бесед на классных часах в 5-6 классах по теме «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками».

Список использованных источников

  1. Владимир Карпович Железников /edu4.shebekino.ru/

  2. Владимир Карпович Железников /imhonet.ru/

  3. Владимир Железников. «Последний парад». – М., 1986г.

  4. Железников Владимир Карпович /dic.academic.ru/

  5. Железников В.К. «Чучело». - М., 1989г.

  6. Большая перемена. Журнал в журнале, №6, 2010г.

  7. Аникеева Н.П. Психологический конфликт в коллективе. – М, 1989.

  8. История возникновения буклетов: от печати до цветного копирования/ http://www.elefancopy.ru

Приложение №1

Анкета для подростков

1. С кем у тебя больше всего проблем?

а) со сверстниками

б) учителями

в) родителями

2. Часто ли ты сталкиваешься с проблемами в общении?

а) никогда

б) часто

в) редко

3. Много ли у тебя друзей?

а) да

б) нет

4. Какие проблемы чаще всего возникают у тебя со сверстниками?

а) меня не понимают

б) друзья думают только о себе (эгоисты)

в) напиши свой вариант

5. Как можно решить проблемы со сверстниками?

а) нет друзей, нет проблем

б) быть более открытым и доброжелательным

в) дружить только с теми, кто тебя понимает

Приложение №2

С кем у тебя больше всего проблем?

Лена Бессольцева

Приложение №3

Часто ли ты сталкиваешься с проблемами?

Приложение №4

Много ли у тебя друзей?

Дима Сомов

Приложение №5

Какие проблемы возникают чаще всего?

Дедушка Лены Бессольцевой

Приложение №6

Как можно решить проблемы со сверстниками?

Васильев, влюбленный в Лену.

Приложение №7

Лена Бессольцева

Приложение №8

Дима Сомов

Приложение №9

Маргарита Ивановна, учительница Лены Бессольцевой

Приложение №10

Дедушка Лены

28