III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Аристова А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Современное общество невозможно представить без СМИ (Средства массовой информации - система органов публичной передачи информации с помощью технических средств)1. Интернет, телевидение, публицистические издания круглосуточно сопровождают нашу жизнь, выполняя многообразные функции: информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Актуальность даннойтемы заключается в том, что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Объектом исследования является влияние СМИ на общественное мнение, а предметом исследования - результаты выборов в Государственную Думу Российской Федерации, которые состоялись 18 сентября 2016 года.

Цель работы – выявить степень влияния СМИ на результаты голосования в Государственную Думу РФ 7 созыва (выборы 18 сентября 2016 г.) Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • Проанализировать виды и функции СМИ в РФ;

  • Изучить методы влияния СМИ на общественное сознание и политический процесс в РФ;

  • Рассмотреть сущность избирательного процесса 2016 г. и место в нём СМИ;

  • Выявить уровень доверия российского общества к СМИ в условиях предвыборной кампании 2016 г. посредством социологического опроса

Материалы данного исследования можно использовать на уроках обществознания, истории, при проведении классных часов, дебатов, круглых столов в целях формирования политической культуры, правосознания школьников, их активной жизненной позиции.

Глава I. Средства массовой информации
  1.  
    1. Виды СМИ.

Все средства массовой информации принято делить на 4 основные группы:

Печатные СМИ - это средства массовой информации, которые изготовлены с помощью печатного станка и несут информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем только визуально (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги).2

Можно выделить несколько этапов, через которые прошла за эти годы российская периодика. Первый крупный передел сфер влияния печатных средств массовой информации приходится на начало перестройки, когда невиданно взлетели тиражи "Московских новостей", "Аргументов и фактов", "Огонька" и других изданий демократической направленности. На этот же период падает этап оформления новых правовых основ функционирования тогда еще советских СМИ3.

Второй передел приходится на лето-осень 1990 года, когда читатель стал отворачиваться от политических изданий и обратил внимание на две группы газет и журналов: с одной стороны, так или иначе связанных с миром бизнеса, банков, бирж и т.п.; с другой - на издания откровенно бульварные, детективно-эротические. Примерно в это же время закладываются основы собственно российской правовой базы функционирования СМИ.

Третий передел (1991-1993) характерен общим падением интереса массового читателя к печатной периодике, особенно общенациональной и общеполитической, при некотором росте тиражей изданий, дающих деловую, прагматическую информацию. Происходил переход от ажиотажного спроса на прессу времен перестройки и гласности, когда 50 процентов населения выписывали от четырех до девяти газет и практически столько же покупали в розницу, к распространенному во многих странах варианту, когда человек читает одну-две газеты. (Однако несерьезно сравнивать многостраничные провинциальные издания Запада, нашпигованные разнообразной информацией, с нашими городскими и районными газетами, в которых полезную информацию приходится иногда искать с лупой в руках.)

Затем наступила ситуация, когда редакции лихорадочно опробовали разнообразные схемы выживания. С февраля 1995 года, когда решением Государственной Думы печать была отключена от системы государственного дотирования, начался новый этап ее истории.

О том, что происходило с российской печатью в эти годы, через какие злоключения она прошла, сказано и написано - в том числе и автором этих строк - немало. Поэтому имеет смысл остановиться лишь не некоторых обобщающих моментах, отчетливо демонстрирующих логику трансформации печати, приспособленной для обслуживания нужд тоталитарно организованного сообщества в информационный комплекс, пытающийся вписаться в рыночную экономику и демократически организованное государство.

В настоящий момент в России более или менее регулярно выходят около десяти тысяч периодических изданий. Дать более точные цифры затруднительно, потому что в этой сфере до сих пор не налажена система отчетности. Основная масса периодических изданий России выходит в столицах республик - субъектов Федерации, а также краевых, областных центрах (52.8%) и относительно крупных городах (14.8%). Есть республики (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия), в которых свыше 70% периодических изданий сосредоточены в местной столице, что, естественно, не может не накладывать отпечаток на их тематику и позицию. Практически все издания, ориентированные на распространение по России в целом, выходят в Москве4. Таким образом, можно констатировать высочайшую централизацию общероссийских информационных потоков и их отчетливый столичный отпечаток

Несмотря на то, что уже много лет подряд прогнозируют уход «печатки» в небытие как устарелого вида СМИ, она до сих пор существует. Более того, она развивается, и ежегодно по всему миру появляются ее новые представители. Объяснения тому – высокий уровень доверия, доступность, возможность вернуться к информации в удобное для вас время. Основной недостаток, пожалуй, низкий уровень оперативности. Даже ежедневное издание сообщает о произошедшем позже, чем другие СМИ.

Телевидение - это комплекс устройств для передачи изображения и звука на телевизионный экран, а также средство связи для космических и военных исследований. Устройство используется для трансляции разного рода телепередач, фильмов, рекламы и т.д. Телевидение также является одним из средств массовой информации, которое используют для трансляции новостей и идеологии государства населению.5Телевидение сегодня одно из самых массовых средств информации. Качества телевизионной информации-ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте, в военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

Первая телевизионная станция начала свою работу ещё в 1928 году.6 Улисс Санабриа впервые начал передавать изображения и звук по частотам своей радиостанции. Но начать регулярное вещание не было возможности их-за Великой депрессии. Массовая история телевидения с регулярным вещанием начинается в 1934 году в Германии. Немецкая телекомпания RRG впервые в истории вела трансляцию с Берлинской олимпиады по телеканалу. В 1936 году регулярное вещание было установлено в Великобритании. Чуть позже телекомпании возникают в США и СССР.

В 1950 году США впервые вводят новый стандарт цветного телевидения, почти мгновенно эта тенденция была подхвачена во всех развитых странах. В 1967 году Европа и СССР вводят свой стандарт цветного телевидения. Постепенно формируется телевизионная культура, нарабатывается система жанров, создаются архивы программ, появляются профессиональные тележурналисты и ведущие. Во второй половине 20-го века телевидение стало массовым, оно существовало почти в каждом доме Земли.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Несмотря на растущую популярность Интернета, телевидение по-прежнему остается самым востребованным видом СМИ.

Радиовещание - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.7

Первые предпосылки относительно существования электромагнитных волн возникли еще в конце 1600-х годов. Спустя два столетия были официально открыты ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. В 30-х годах XIX столетия ученый из Англии Майкл Фарадей с большой уверенностью заявил о существовании электромагнитных волн. Спустя еще 30 лет другой ученый из Великобритании Джеймс Максвелл закончил построение теории электромагнитного поля, которая нашла свое применение в физике.

В 1880-1890-х гг. произошли еще некоторые открытия, которые позволили приблизить то время, когда будет создано полноценное радио. Так, физик из Германии Генрих Герц доказал существование электромагнитных волн с помощью эксперимента. В последующие годы сразу несколько ученых повторяли данный эксперимент, при этом используя более усовершенствованные элементы для обнаружения электромагнитных волн.

В 1898 году сэр Оливер Джозеф Лодж получил патент на использование определенных элементов в беспроводных передатчиках или приемниках. Полученный патент стал в основе механизма для настройки радио на требуемую частоту. Примечательно, что дальнейших исследований в этой области Лодж не стал проводить, в результате чего честь носить звание изобретателя первого радио досталась русскому физику, профессору, электротехнику Александру Степановичу Попову.

Именно Попов первым сумел продемонстрировать возможность передавать радиосигнал, который бы нес в себе определенную информацию. С этого времени и открывается эпоха создания средств радиотехники.

Характерная черта этого вида СМИ – передача исключительно аудио сообщений. Основные преимущества радио: высокий уровень оперативности, возможность ведения диалога в прямом эфире со слушателями и удобство, благодаря которому оно востребовано среди автомобилистов. В отличие от телевидения, на радио информация не подкреплена видеорядом. Это свойство эксперты относят как к преимуществам, так и к недостаткам. С одной стороны, слушатель воспринимает информацию наиболее глубоко, не отвлекаясь на картинку, но с другой эта же самая картинка могла бы более полно рассказать о происходящем.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена на базе стека протоколов TCP/IP. На основе Интернета работает Всемирная паутина и множество других систем передачи данных.8

История Интернета берёт свои истоки в конце 50-х 20 века, когда началась гонка ракетно-ядерных вооружений между СССР и США. В это время у СССР появились межконтинентальные ракеты, способные доставить ядерное оружие на территорию США. Этот факт послужил толчком в принятии решения американскими военными о создании надёжной системы связи и передачи информации на случай войны. Агентство ARPA отвечавшее, за внедрение в американскую армию новых технологий предложило использовать для этого компьютерную сеть, которая не выйдет из строя при разрушении любого её узла или нескольких узлов.

Финансировало разработки Министерство обороны США. В основу сети создатели положили технологию описаную американским инженером Леонардом Клейнроком в 1961 году, по которой можно осуществлять разбиение потоков данных на пакеты (некоторые последовательности) и их цепочную передачу через сеть, где между двумя узлами имеются альтернативные маршруты.

Первое испытание такой сети провели 29 октября 1969 года. Было осуществлено соединение двух компьютеров, которые были установлены на расстоянии 640 км друг от друга. Один компьютер располагался в Калифорнийском университете, а второй — в Стэнфордском университете. Линии связи были арендованы у телефонной фирмы AT&T, которые обеспечивали скорость соединения 56 Кбит/с. Испытание заключалось в том, что первый оператор (Чарли Клайн из университета в Лос–Анджелесе) вводил слово LOGIN, а второй (Билл Дювалль из Стэнфордского института) должен был по телефону подтвердить, что видит его на своём экране. В 21:00 была совершена первая попытка, но удалось отправить лишь три символа LOG. В 22:30 связь повторили и всё получилось. Именно эту дату – 29 октября 1969 года, теперь считают днём рождения Интернета. Сеть же получила название ARPANET.

В России доступ к мировым сетям в начале 80-х годов впервые получил Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова (ИАЭ). В 1990 году в России создается сеть пользователей UNIX — РЕЛКОМ. Она установила связь между ИАЭ и ДЕМОС. В августе того же года она подключается к европейской сети пользователей UNIX EUnet. Компания ДЕМОС была создана в феврале 1989 г. для разработки программного обеспечения и построения локальных компьютерных сетей. ДЕМОС стала первой коммерческой компанией в СССР, которой удалось наладить информационный обмен с системой западных компьютерных сетей9.

Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов. Пока споры о том, стоит ли выделять Интернет как самостоятельный вид СМИ, не утихают, все больше людей получают информацию именно оттуда. Основные преимущества: оперативность, возможность комментирования и обсуждения событий, возможность выбирать информацию, разноплановость материалов и т.д. Но есть и капля дегтя в бочке меда – относительная достоверность. В Интернете очень много непроверенной и даже выдуманной информации, которая легко может меняться при необходимости в два щелчка.

1.2. Функции СМИ

Функция (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей»). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности — важнейший момент ее теории. 10

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Рассмотрим функции СМИ:

Информационная: сущность заключается в извещении целевой аудитории в вопросах и событиях разного типа. Информационная функция СМИ обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта информация не всегда достаточно обоснована, иногда искажена в силу чего количество информации далеко не равно количеству знания. Кроме того, существует много повторяющейся информации, которая не составляет прироста полезного знания.

Культурологическая: выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Познавательно-обучающая: используется для пополнения багажа знаний целевой аудитории. Она проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям пауки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.

Функция критики: эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Глава II. Влияние СМИ на формирование общественного мнения 2.1. Методы влияния СМИ на человеческое сознание

Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности.11 СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие12.

Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями .

Метод семантического манипулирования предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы – борцы за независимость, процветание России, они – оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними – олигархи, бандиты, чиновники)13. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.

Немедленность подачи информации, по мнению Г.Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени.

Таким образом мы выяснили некоторые методы влияния СМИ на человеческое сознание.

2.2. Доверие СМИ со стороны общества

В наше время все более актуальным становится вопрос о доверии СМИ со стороны общества. Давайте попробуем в этом разобраться.

Опросы показывают, что в обществе наблюдаются прямо противоположные оценки и суждения по поводу деятельности средств массовой информации. С одной стороны, публично декларируемая приверженность СМИ принципам свободы слова и зачастую весьма сдержанное отношение журналистов к политической власти привлекают к СМИ симпатии части населения. С другой стороны, необходимость выживания в рыночных условиях вынуждает масс-медиа руководствоваться порой в большей степени не этическими принципами и общественными интересами, а соображениями прибыли. Конечно, такая двойственность восприятия не является спецификой российского массового сознания. Баланс между соблюдением профессиональных и этических норм и необходимостью ориентироваться на максимальную прибыль - это удел любых социальных институтов, вынужденных сочетать в своей деятельности принципы политической свободы и экономической независимости.

Довольно показателен в этом смысле опрос, проведенный Фондом "Общественное мнение" в декабре 1997 г. Респондентам задавался вопрос: "Сегодня высказываются различные мнения о российских журналистах. Перед Вами некоторые из таких высказываний. С какими из них Вы согласны?" Наибольшее число голосов набрали такие высказывания: "Российские журналисты – это…

выразители общественных интересов" (37%);

наблюдатели жизни, информаторы общества" (33%);

ловцы сенсаций и "жареных" фактов" (28%);

прислужники властей, богатых и влиятельных людей" (15%);

манипуляторы общественным мнением" (14%);

воспитатели, наставники, просветители" (11%);

стражи демократии, поборники справедливости" (11%).

Как видно из ответов, в общественном мнении отсутствует однозначная оценка деятельности журналистов, причем отрицательные характеристики им склонны давать около 40% респондентов.14

Вполне понятно, что ответы на эти вопросы тесно коррелируют с политическими пристрастиями респондентов и их возрастом: положительные моменты в деятельности сегодняшних СМИ склонны в большей степени видеть сторонники нынешней власти и молодежь, тогда как оппозиционно настроенные респонденты и люди старшего поколения чаще отмечают негативные аспекты в деятельности масс-медиа.

Двойственное восприятие СМИ массовым сознанием проявляется и в показателях общего доверия населения к СМИ как единому социальному институту. С одной стороны, общественное доверие к прессе, радио, телевидению достаточно велико - выше, чем к многим другим общественным и политическим институтам. С другой стороны, большинство населения все же довольно критически оценивает деятельность нынешних российских СМИ, и в абсолютных показателях доверие населения к средствам массовой информации весьма незначительно. Так, согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), лишь четверть населения (24-25%) выражает полное доверие СМИ, тогда как около половины опрошенных (43-47%) утверждают, что "печать, радио, телевидение не вполне заслуживают доверия", а еще 15-20% вообще заявляют о полном недоверии к масс-медиа (мониторинг за 1997-1998 гг.). Конечно, такой невысокий уровень доверия во многом связан не только с негативным отношением собственно к СМИ, но и с общим низким уровнем общественного доверия любым социальным институтам в условиях массового разочарования, отчуждения и ухода людей в частную жизнь15.

Одним из главных упреков со стороны населения к СМИ является проблема объективности информации, предоставляемой масс-медиа. Более половины (около 60%) населения обвиняет СМИ в необъективности и предвзятости передаваемой информации, тогда как треть населения, наоборот, склонна по большей части верить в надежность масс-медиа как источника информации.

Свыше половины опрошенных уверены, что "россияне не получают объективную, правдивую информацию" из СМИ "о политической жизни страны" (так считают 57% опрошенных), "об экономике России" (63%), "о настроениях людей, общественном мнении по разным вопросам" (51%). И только не более 35% респондентов полагают, что СМИ вполне объективны в отображении происходящих в стране событий (ФОМ). В последнее время число не доверяющих СМИ все больше растет.

Естественно, что наиболее значимым фактором подобного раскола в общественном мнении вновь становятся политические взгляды опрашиваемых. Оппозиционно настроенные респонденты гораздо более критично оценивают объективность информации, транслируемой масс-медиа. Сторонники либеральных взглядов придерживаются гораздо более умеренных позиций.

Глава III. СМИ и их роль в избирательной компании 3.1. Сущность избирательного процесса и место в нём СМИ

Избирательный процесс – это регламентированная действующим законодательством (в том числе и в первую очередь Избирательным кодексом) деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов избирательных правоотношений по подготовке и проведению голосования на выборах,16 т.е. избирательный процесс – это только технология подготовки, организации и проведения голосования на выборах, но не весь сложный комплекс общественных отношений, составляющих совокупность принципов, правил и механизмов непосредственной реализации народом своей суверенной политической воли по управлению государственными и другими жизненно важными делами.

Цель избирательного процесса обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами.

Избирательный процесс включает в себя общие правила (принципы) осуществления производства в ходе подготовки и проведения выборов и основные стадии проведения избирательных мероприятий на выборах.

Анализ законодательства о выборах и избирательной практики позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к выборному производству (или принципы избирательного процесса):

1) законность;

2) осуществление избирательного производства только управомоченными органами (субъектами избирательного права);

3) равенство прав участников избирательного процесса;

4) гласность проведения избирательной кампании;

5) непрерывность осуществления избирательных мероприятий;

6) строгое соблюдение демократических избирательных процедур, обеспечивающих свободу голосования;

7) документальный характер определения результатов голосования и итогов выборов;

8) обеспечение легитимности выборов.

Стадии избирательного процесса представляют собой отдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, на каждом этапе органы руководства выборами и другие участники избирательного процесса выполняют определенную задачу.

Виды и последовательность стадий избирательного процесса устанавливаются законодательством о выборах и в конечном счете зависят от характера избиратель ной политики на соответствующем этапе общественного развития. В учебной и научной литературе нет единого мнения о видах и количестве стадий избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса имеют место как на всеобщих, так и на частичных (досрочных, повторных, дополнительных) прямых выборах. Косвенные выборы также имеют свои особенности, в частности, отпадают такие стадии, как создание избирательных округов и избирательных участков, и, наоборот, могут появиться новые, например, увеличение числа туров голосования.

Важно, чтобы нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов, закрепляли правила, в соответствии с которыми соблюдение определенных законом стадий избирательного процесса являлось бы обязательным для всех участников выборов.

Работа со средствами массовой информации должна начинаться задолго до избирательной кампании. В основных направлениях составления паспорта избирательного округа говорится о необходимости сбора информации о СМИ. Но мало собрать всю имеющуюся о СМИ информацию, необходимо заранее установить добрые, деловые отношения с руководителями теле- и радиокомпаний, редакторами газет, ведущими и влиятельными журналистами и обозревателями.Вопросы участия СМИ имеют большое практическое и теоретическое значение. Это весьма специфическая сфера деятельности средств массовой информации, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей (например, о назначении дня выборов, об образовании избирательных участков, о регистрации кандидатов и т.д.), средством предвыборной агитации и, наконец, инструментом гражданского контроля.Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ:

избирательными комиссиями;

органами местного самоуправления;

кандидатами, избирательными объединениями и блоками, и т.д.

По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы:

информирование;

предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.

Роль СМИ в процессе формирования выборных органов власти включает осуществление гражданского контроля за всеми событиями избирательной кампании. Вот почему Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признал за представителями СМИ права:

присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и при осуществлении работы с избирательными документами (пункт первый статьи 26);

присутствовать в день голосования на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования (пункт третий статьи 26);

присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. (пункт пятый статьи 26);

знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать и заверять в соответствующей избирательной комиссии либо получать от нее копии указанных протоколов и приложенных к ним документов (пункт одиннадцатый статьи 26);

быть проинформированным о составлении избирательной комиссией повторного протокола об итогах голосования в случае выявления в нем описок, опечаток либо арифметических ошибок (пункт девятый статьи 57);

получать от избирательных комиссий для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, территории и результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии (пункт первый статьи 60);

получать от избирательных комиссий, проводивших регистрацию кандидатов, общие данные о результатах выборов по избирательному округу в течение суток после их определения (пункт второй статьи 60)17.

Следует обратить внимание и на то, что законодательство о выборах во всех случаях устанавливает документальную форму избирательного процесса. Ознакомление с действующими законами о выборах показывает, что все они содержат нормы, в соответствии с которыми протокольная форма регистрации волеизъявления граждан и действий избирательных комиссий на всех стадиях подготовки и проведения выборов является необходимой. Формы протоколов и правила их заполнения устанавливаются в законодательном порядке. Участники избирательного процесса имеют право знакомиться с протоколами избирательных комиссий и представлять свои замечания относительно полноты и правильности их составления в установленный законом срок после подписания протокола, обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию неправильные и неточные записи либо, в случае нарушения законодательства и избирательных прав участников выборов, обжаловать их в суде.

3.2. Предвыборная агитация в СМИ

В настоящее время ни одна предвыборная кампания не может обойтись без предвыборной агитации, которая осуществляется и через средства массовой информации. По поводу использования средств массовой информации в предвыборной агитации возникает множество вопросов и споров.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).18

Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.

Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.

Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.19

Таким образом, законодательство предусматривает различные формы участия СМИ в избирательном процессе. При этом, эффективность этого участия определяется не только возможными формами, но и уровнем культуры как общества в целом, так и представителей СМИ, в частности.

3.3. Результаты социологического опроса

Для выявления влияния СМИ на выборы в Государственную Думу 2016 был проведен опрос. Респондентам (активные избиратели в возрасте от 18 до 70 лет) были заданы следующие вопросы:

1. Откуда Вы узнали о кандидатах в Государственную Думу?

1. газеты, журналы; 2. ТВ; 3. Радио; 4.Интернет; 5.другое (что?)

2. По Вашему мнению какая политическая партия чаще всего мелькала в СМИ?

1. Гражданская платформа 2. Гражданская сила 3. Единая Россия

4. Зелёные 5. Коммунисты России 6. КПРФ 7. ЛДПР

8. ПАРНАС 9. Партия роста 10. Патриоты России 11. Родина

12. Российская партия пенсионеров за справедливость

13. Справедливая Россия 14. Яблоко

3. Оказали ли влияние СМИ на Ваш выбор

1. да 2. нет

По результатам опроса было составлено следующее процентное соотношение.

Вопрос №1: «Откуда вы узнали о кандидатах в Государственную Думу?»

В результате по первой диаграмме мы видим, что большинство респондентов 18-30 лет узнавали о кандидатах в Государственную Думу из телевидения - 35% всех опрошенных, чуть меньше опрошенных узнали о кандидатах из Интернета – 33%. Из газет и журналов узнало о кандидатах 15%, также 15% узнало из других источников, например, плакаты на улицах города или личное знакомство с кандидатом. И всего 2% молодых участников узнали о кандидатах из радио.

На второй диаграмме можно увидеть, что большинство респондентов 30-50 лет узнали о кандидатах в Государственную думу также через телевидение- 48%. 19% опрошенных узнали о кандидатах из газет и журналов и столько же процентов из Интернета, 14% участников узнали из радио и прочих источников.

По третьей диаграмме мы видим, что большинство респондентов старше 50 лет узнали о кандидатах из телевидения, 26% узнали из газет и журналов, 15% опрошенных узнали о кандидатах из прочих источников (плакаты на улицах города и т.д.), 10% участников узнали из радио и всего 2% респондентов пенсионного возраста узнали о кандидатах из Интернета.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство всех опрашиваемых узнали о кандидатах в Государственную Думу через телевидение.

Вопрос №2: «По вашему мнению, какая политическая партия чаще всего мелькала в СМИ?»

Таблица 1

Результаты выборов в Государственную думу РФ VII созыва

Место

Партия

Голоса

%

 

1.

«Единая Россия»

28 527 828

54,20 %

 

2.

КПРФ

7 019 752

13,34 %

 

3.

ЛДПР

6 917 063

13,14 %

 

4.

«Справедливая Россия»

3 275 053

6,22 %

 

5.

«Коммунисты России»

1 192 595

2,27 %

 

6.

«Яблоко»

1 051 335

1,99 %

 

7.

«Российская партия пенсионеров за справедливость»

910 848

1,73 %

 

8.

«Родина»

792 226

1,51 %

 

9.

«Партия Роста»

679 030

1,29 %

 

10.

«Зелёные»

399 429

0,76 %

 

11.

«Парнас»

384 675

0,73 %

 

12.

«Патриоты России»

310 015

0,59 %

 

13.

«Гражданская платформа»

115 433

0,22 %

 

14.

«Гражданская сила»

73 971

0,14 %

   

Самовыдвижение

Недействительные бюллетени

982 596

1,87 %

Всего

52 631 849

100 %

Таблица 2

Результаты опроса респондентов 18-70 лет по вопросу «Какая политическая партия чаще всего мелькала в СМИ?»

Место

Партия

Голоса

%

 

1.

«Единая Россия»

65

45,13 %

 

2.

ЛДПР

30

20,83 %

 

3.

КПРФ

17

11,8 %

 

4.

«Яблоко»

14

9,72 %

 

5.

«Справедливая Россия»

9

6,25 %

 

6.

«Партия роста»

4

2,77 %

 

7.

«Российская партия пенсионеров за справедливость»

1

0,7 %

 

8.

«Гражданская сила»

1

0,7 %

 

9.

«Гражданская платформа»

1

0,7 %

 

10.

«Зелёные»

1

0,7 %

 

11.

«Коммунисты России»

1

0,7 %

 

12.

«Патриоты России»

0

0 %

 

13.

«Родина»

0

0 %

 

14.

«ПАРНАС»

0

0 %

Всего

144

100 %

Сравнив таблицу 1 и таблицу 2 можно сделать вывод, что чем чаще партия появляется в СМИ, тем выше шансы ее на победу. Партия победившая, на выборах, по мнению избирателей чаще «мелькала» в СМИ, тоже самое можно сказать и про другие партии – чем чаще появляются в СМИ, тем выше шансы на победу. Есть и исключения – партия «Яблоко», по мнению избирателей часто появлялась в СМИ, но при этом не получила мест в парламенте. Все таки, считаем, что СМИ оказывают сильное воздействие на избирательный процесс и результаты выборов зависят от средств массовой информации, что подтверждают данные таблиц 1,2.

Вопрос №3: «Оказали ли СМИ влияние на ваш выбор?»

На последней диаграмме видно, как большинство опрашиваемых ответили, что СМИ не повлияло на их выбор, также как и в предыдущих диаграммах.

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть всех опрошенных считает, что СМИ не повлияло на их выбор, но я готова оспорить данную точку зрения. Если бы не было СМИ, то избиратели вообще бы не знали за кого они голосуют, также смотря новости по телевизору или читая их в интернете, голосующие видят, как тот или иной кандидат облагораживает город и при голосовании эти моменты всплывают в подсознании избирателей и соответственно свои голоса они отдают за этих кандидатов, поэтому считать, что СМИ не влияют на выбор при голосовании глупо и неправильно.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Выявлена степень влияния СМИ на результаты голосования в Государственную Думу РФ 7 созыва, проанализированы виды и функции СМИ в РФ, изучены методы влияния СМИ на общественное сознание и политический процесс в РФ, рассмотрены сущность избирательного процесса 2016 г. и место в нём СМИ, исследован уровень доверия российского общества к СМИ в условиях предвыборной кампании 2016 г. посредством социологического опроса.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что СМИ непосредственно влияют как на общественное сознание, так и на процесс голосования.

Список источников и литературы
  1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (действующая редакция, 2016)

  2. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Статья 62. Предвыборная агитация

  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ».

  4. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет, КДУ, 2009. С 117.

  5. Черных А. Усталость сострадать // Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007.

  6. Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. Т. 47. — М.: Терра. — 2006.

  7. Академик/Российское избирательное право: словарь – справочник {электронный ресурс} /http://suffrage.academic.ru/89/Избирательный_процесс

  8. Академик/Что такое радио? {электронный ресурс}/http://investments.academic.ru/1331/Радио

  9. Библофонд: электронная библиотека студента {электронный ресурс}/Взаимодействие служб Public Relations со СМИ при подготовке и проведении PR-кампаний/http://bibliofond.ru/view.aspx?id=533329

  10. Википедия/Средства массовой информации {электронный ресурс} /https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации

  11. ВЦИОМ, база результатов опросов россиян[электронный ресурс] http://wciom.ru/database/baza_rezultatov_oprosa

  12. История отечественного телевидения: {электронный ресурс} /http://dedovkgu.narod.ru/bib/histv.htm

  13. Правовая энциклопедия {электронный ресурс}: печатные СМИ/ http://www.zakon-tv.ru/index.php/vse-kodeksy/lesnoj-kodeks-rf/29-obsh/426-pechatnye-smi

  14. Фонд «Общественное мнение» {электронный ресурс}:/ http://fom.ru/

  15. ForexAW/Телевидение {электронный ресурс} /http://forexaw.com/TERMs/Industry/Technology/l504_Телевидение_Television_это

  16. X REFERAT/Роль СМИ в современной культуре {электронный ресурс}/http://xreferat.com/27/214-1-rol-smi-v-sovremennoiy-kul-ture.html

  17. Librero/Методы влияния на человеческое сознание {электронный ресурс} /http://www.librero.ru/journalism/metody_vliania_na_4elove4eckoe_coznanie

1 Википедия/Средства массовой информации {электронный ресурс} /https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации

2 Библофонд: электронная библиотека студента {электронный ресурс}/Взаимодействие служб Public Relations со СМИ при подготовке и проведении PR-кампаний/http://bibliofond.ru/view.aspx?id=533329

3 Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. Т. 47. — М.: Терра. — 2006. — С. 453.

4 Правовая энциклопедия {электронный ресурс}: печатные СМИ/ http://www.zakon-tv.ru/index.php/vse-kodeksy/lesnoj-kodeks-rf/29-obsh/426-pechatnye-smi

5 ForexAW/Телевидение {электронный ресурс} /http://forexaw.com/TERMs/Industry/Technology/l504_Телевидение_Television_это

6 История отечественного телевидения:/ http://dedovkgu.narod.ru/bib/histv.htm

7 Академик/Что такое радио? {электронный ресурс}/http://investments.academic.ru/1331/Радио

8 Википедия/Интернет{электронный ресурс}/https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет

9 А. Черных. Усталость сострадать // Мир современных медиа. — М.: Территория будущего, 2007. — С. 180—194

10 X REFERAT/Роль СМИ в современной культуре {электронный ресурс}/http://xreferat.com/27/214-1-rol-smi-v-sovremennoiy-kul-ture.html

11 Librero/Методы влияния на человеческое сознание {электронный ресурс} /http://www.librero.ru/journalism/metody_vliania_na_4elove4eckoe_coznanie

12 Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: Добросвет, КДУ, 2009. — С 117.

13 Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: Добросвет, КДУ, 2009. — С 119.

14 Фонд «Общественное мнение» {электронный ресурс}:/ http://fom.ru/

15 ВЦИОМ, база результатов опросов россиян[электронный ресурс] http://wciom.ru/database/baza_rezultatov_oprosa

16 Академик/Российское избирательное право: словарь – справочник {электронный ресурс} /http://suffrage.academic.ru/89/Избирательный_процесс

17 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (действующая редакция, 2016)

18 Академик/Предвыборная агитация {электронный ресурс} /http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15910

19 Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Статья 62. Предвыборная агитация