III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сёма А.В.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Волонтерская деятельность – в разных ее проявлениях – является сегодня приметой времени. Массовые всероссийские мегапроекты и социальные катаклизмы, стихийные бедствия и возникающие с пугающей регулярностью гуманитарные проблемы, целый ряд факторов, связанных с развитием экономики страны в целом, – все это делает волонтерскую деятельность весьма востребованной. Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством проблем, некоторые из них мы в состоянии решить сами, а в некоторых требуется помощь. Человек оказывает и получает помощь ежедневно, будь то поддержка ощущаемая или просто одобрение. Помощь необходима людям хотя бы потому, чтобы почувствовать себя уверенным, знать, что тебя любят, интересуются и переживают за тебя. Особенно она нужна тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Таких людей не малое количество, и, быть может, мимо тебя ежедневно проходят десятки людей, кому нужна поддержка. У многих людей зачастую складывается ситуация, когда помощь со стороны близких родственников им не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость.

В зависимости от мотивации такого рода социальной активности, результаты могут быть разными. Стремление помочь – одно из базовых человеческих отличий – соседствует порой с ощущением человеком собственной невостребованности и, как следствие, – со стремлением эту невостребованность восполнять. Возможность и умение быть полезным, проявляя свои профессиональные качества, подчас пересекаются с карьерными интересами. В итоге волонтерское движение, основываясь на целях высоких и благородных, на уровне общества в целом выглядит, как «мода» на волонтерство. Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Как любое явление, обретающее более или менее массовый характер, добровольческое движение в Европе было поставлено на законодательную базу. Документы такого рода возникали сначала в отдельных государствах, а затем – и на межгосударственном уровне. Наиболее показательной в этом плане выглядит принятая на 11-й Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий специальная «Декларация добровольцев» (14.09.1990, Париж). Следующим шагом на этом пути стала известная Резолюция 55/57 Генеральной Ассамблеи ООН (от 24.09.2002), в которой правительствам всех стран, в том числе нашей, настоятельно рекомендовано оказывать системное содействие развитию добровольчества.

Безвозмездный труд волонтеров в нашей стране используется в различных областях — ликвидация последствий стихийных бедствий, проведение спортивных мероприятий, поиск людей, помощь социально незащищенным слоям населения и в других сферах, где государство не имеет возможности в полной мере удовлетворить потребности граждан. В волонтерской деятельности заинтересовано и государство, и общество в целом, что выражается в принятии соответствующих мер поддержки волонтерства. Это предоставление, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» (ст. 31), льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям; полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, государству следует уделять больше внимания развитию волонтерского движения в России. Закон «О добровольчестве (волонтерстве)» нужен для того, чтобы социальное и благотворительное волонтерство было законным, эффективным и развивающимся, благодаря такому закону, волонтер наделяется правами и гарантиями. Этот закон будет призван представлять и защищать права наших добровольцев в России и за рубежом.

Меня очень заинтересовала эта тема. Сегодня перед законодателями стоит задача на федеральном уровне устранить имеющиеся пробелы в законе, разработать и принять базовый закон "О волонтерстве". Но Государственная Дума, на сегодняшний день, так и приняла закон. По этому поводу в обществе продолжаются острые дискуссии. Я решила разобраться, в чем же дело? Почему до сих пор Закон «О волонтерстве» в стадии разработки?

В связи с этим цель нашего исследования: изучение правовых основ волонтерского движения в РФ. Объект исследования:государственная молодежная политика и волонтерское движение в России. Предмет исследования: законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)». Исходя из поставленной цели, выделенного объекта и предмета исследования, были определены следующие задачи:

1. Изучить законодательную базу деятельности волонтерского движения в РФ.

2. Проанализировать действующую нормативно-правовую базу деятельности волонтерского движения и правовые основы законопроекта «О волонтерстве».

3. Провести социологический опрос, изучить и проанализировать общественное мнение «за» и «против» принятия закона «О волонтерстве».

4. По результатам исследования внести предложения по законодательному регулированию волонтерской деятельности в РФ.

В работе использовались общенаучные методы исследования: теоретический (методы исторического анализа и синтеза публикаций и Интернет-источников); эмпирические (сравнение, сопоставление, социологический опрос).

ГЛАВА 1. Теоретический анализ.

  1.  
    1. Действующие нормативно-правовые основы деятельности волонтеров в РФ.

В настоящее время практика благотворительной деятельности граждан и организаций, а также добровольческая деятельность осуществляются на основании положений Федерального закона от 11.08.1995 № 135 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

На сегодняшний день общие правовые основы деятельности волонтеров регулируются следующими документами: Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международная Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Конституция РФ (1993 г., ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19).

Статус добровольцев в различных сферах деятельности регулируется следующими законодательными актами: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2); Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности добровольцев:

Гражданский кодекс РФ (статья 582 «Пожертвование», с учетом Письма Минфина РФ от 29 декабря 2009 г. № 03-03-06/4/112); Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (определяет возможные организационно-правовые формы деятельности волонтерских объединений); Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 31.1 – обучение и подготовка добровольцев государством, как одна из форм поддержки социально ориентированных НКО); Налоговый кодекс РФ (пункты 3, 4 статьи 217 – освобождение от налогообложения компенсаций добровольцам и выплат донорам).

На основании вышеперечисленных законов и законодательных актов, можно сделать вывод, что законодательно урегулированы следующие понятия деятельности добровольцев:

  1. Общее определение: физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (статья 5 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Благотворительная деятельность определяется в статье 2 того же ФЗ.

  2. Правовая основа деятельности добровольцев: договор (статья 7.1 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Его заключение допустимо, но не является обязательным, возможно его заключение в устной или простой письменной форме. Стороныдоговора: доброволец и благополучатель (адресат помощи добровольцев), доброволец и благотворительная организация.

  3. Предмет договора – безвозмездное выполнение добровольцем работ (оказание услуг) благополучателю или благотворительной организации в рамках ее деятельности, компенсация расходов, в частности, на проезд, питание, жилье, СИЗ (средства индивидуальной защиты), страхование.

4. Организационно-правовая форма деятельности добровольцев – благотворительная организация, общественная организация без образования юридического лица.

Не урегулированы: Стандарты помощи, оказываемой волонтерами /добровольцами; Особый порядок допуска добровольцев к сферам помощи, требующим специальной подготовки — пока есть только в отношении добровольной пожарной охраны, в стадии подготовки - в отношении народных дружин.

Основы государственной политики в отношении волонтерства в России сформулированы в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества» от 30.07.2009 № 1054р.

Действующее законодательство использует термины «добровольцы» и «волонтеры», вкладывая в них не совсем идентичное содержание.

Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности), а волонтеры — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность. Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что законодатель рассматривает волонтерство, как разновидность добровольчества в строго определенной сфере.

Таким образом, государство дало право гражданам заниматься волонтерской деятельностью, но не создало для этого должных условий. Российские волонтеры обделены гарантиями. Нет четкого законодательного регулирования таких вопросов как: кто должен оплачивать проезд, питание, проживание добровольцев, кто должен наделять волонтеров орудиями труда, нет обязательного страхования от несчастных случаев и материального ущерба, согласно настоящему законодательству работа волонтера не может быть записана в трудовой стаж. Законы России не предусматривают какие-либо поощрения и льготы для добровольцев. Как следствие, мы видим крайне низкую заинтересованность наших сограждан заниматься волонтерской деятельностью.

  1.  
    1. Изучение, анализ проекта закона «О добровольчестве (волонтерстве)».

В декабре 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин призвал Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Общественную палату России предметно поддержать волонтерские движения и некоммерческие организации. В послании Федеральному собранию глава государства отметил, что волонтерство в РФ активно развивается в самых разных сферах. По итогам послания Президент поручил этим организациям до 30 апреля 2017 года разработать план мероприятий по развитию волонтерского движения1. Глава государства обратил внимание, что сегодня в волонтерских проектах участвует много школьников и студентов, а в целом подобные движения развиваются в таких важных сферах, как поисковые движения (30%), уход за больными (25%), забота о природе и животных (18%), образование (13%), поддержка больных людей с ограничениями по здоровью (5%), краеведение (4%), спорт (3%).

Разработка нормативно-правовой базы волонтерской деятельности названа одним из приоритетов работы на 2017 год. На сегодняшний день есть разные виды регулирования добровольческой деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проект закона «О добровольчестве» был внесен в Госдуму членами Совета Федерации летом 2013 года. Цель законопроекта заключается в создании правовой основы функционирования в России добровольчества, структуры, механизмов работы волонтерских институтов и организаций, определении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной области. Летом 2013 года на законопроект было получено заключение правительства, в котором ряд положений документа подвергся критике. В частности, указывалось, что законопроект фактически сводит волонтерскую деятельность лишь к добровольческому труду и не предусматривает регулирование деятельности, направленной на поддержку общественных объединений и ассоциаций, корпоративное добровольчество. Кроме того, проект предусматривает освобождение организаторов волонтерской деятельности и членов добровольческих организаций от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, но не раскрывает механизм оказания такой поддержки. На сегодняшний день движение проекта остановилось в Государственной Думе, но Совет Федерации обратил свое внимание в сторону законопроекта. Этот закон — позиция государства, которая показывает, что доброволец нужен.

Но упомянутый законопроект вызвал оживленную дискуссию. Критике подверглись не только отдельные положения документа, высказывались и мнения, что этот проект закона может навредить всему волонтерскому движению. Мнение сводилось к тому, что те, кто желает помогать, в состоянии всегда осуществить задуманное и без специальных правил. Активная критика отдельных позиций закона велась, прежде всего, в связи с идеей ведения реестра волонтеров, а также выдачей им личных учетных книжек. Законодатель предлагает данные вопросы до конца проработать в регионах.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование.

2.1. Сравнительный анализ.

Проведем сравнительный анализ действующих правил организации и осуществления волонтерской деятельности, а также изменений, предлагаемых законопроектом «О волонтерстве». Так, например, перечень видов волонтерской деятельности, установленных ст. 2 действующего ФЗ «О благотворительной деятельности», носит закрытый характер, а законопроект «О волонтерстве» приводит основные виды деятельности, при этом их перечень остается открытым (ч. 2 ст. 5) (см. приложение 1). Посмотрев прилагаемую таблицу приложения 1, мы видим, что порядок осуществления добровольческой деятельности в действующем ФЗ «О благотворительной деятельности», для всех категорий добровольцев не определен, а в законопроекте «О волонтерстве» закреплены определения и статус организатора добровольческой деятельности (ст.10). В настоящее время учет деятельности волонтеров на федеральном уровне не установлен, а в предлагаемом законопроекте будет введена система учета регистрации волонтеров и их объединений, причем зарегистрированные в ней субъекты получат доступ к информации о планируемых и осуществляемых, добровольческих акциях и программах (ст. 7). Информационная поддержка добровольчества на сегодняшний день не закреплена законодательно, а законопроект «О волонтерстве» предусматривает создание информационной системы добровольчества. Она будет содержать сведения сведений о волонтерских организациях, волонтерах, волонтерских проектах и акциях в ходе их реализации, государственных и муниципальных программах поддержки и стимулирования добровольчества и иных сведений, касающихся добровольчества (ст. 2).

Как видим, существуют некоторые противоречия между Федеральным законом «О благотворительной деятельности» и законопроектом «О волонтерстве» — например, в части сферы действия законодательства о волонтерстве. Переходные положения законопроекта (гл. 4), а также общие положения (гл. 1) не содержат указания на его приоритетное применение в случае противостояния с другими нормативными актами, в отличие от Федерального закона «О благотворительной деятельности» (ч. 2 ст. 3). Из этого следует, что в случае принятия законопроекта в таком виде, многие его положения не получат реализации.

Сравнительный анализ показывает, что законопроект «О волонтерстве» носит рамочный характер — многое оставлено на усмотрение самих волонтеров, их объединений и организаторов, что логично, учитывая добровольный и инициативный характер добровольческой деятельности.

2.2. Социологический опрос.

В рамках исследовательской работы был проведен социологический опрос населения, занимающихся различными видами деятельности, разных по полу и возрасту. В опросе приняли участие 150 респондентов в возрасте 12 – 40 лет: обучающиеся средних общеобразовательных учебных заведений, студенты, молодежь, военнослужащие, жители города. Опрос проводился посредством анкетирования в общеобразовательных школах, учреждениях города и Интернет-анкетирования через социальные сети.

Целью проводимого социологического опроса является изучение общественного мнения по вопросу законодательного регулирования волонтерской деятельности в нашей стране. Было разработано два вида анкет, согласно возрасту опрошенных участников (см. приложение 2 и 3). Переходя к детальному изучению данных, полученных в ходе исследования, можно отметить, опрошенные респонденты разделились на возрастные категории, что видно на графике (см. приложение 4). Стоит отметить, что анкета анонимна. Результаты по первой предлагаемой анкете:

1. На вопрос о волонтерской деятельности ответили все, но, что удивительно: не знают, что такое волонтерская деятельность, 5% опрошенных. Как ни странно, это военнослужащие. Очевидно, данная категория респондентов недостаточно знакома с молодежными движениями в нашей стране (результаты вопроса № 1 представлены в приложении 5). 2. Как видно на представленной диаграмме (см. приложение 6), 84% опрошенных представляют себе содержание волонтерской деятельности, как безвозмездный труд во благо других людей, 8% - как частично оплачиваемый труд во благо других, и только 3% - как любой другой оплачиваемый труд, 5% респондентов считают, что волонтерский труд – это бесполезное занятие, и не следует тратить свое время, на эту деятельность.

3. Большая часть граждан (61%) считает, что волонтерство в нашей стране набирает популярность, и только 7% опрошенных утверждают, что волонтерское движение совсем не распространено (см. приложение 7). 4. Как видно на диаграмме (см. приложение 8), большинство опрошенных (45%) указывают на то, что решающим фактором при принятии решения стать волонтером является наличие свободного времени.

5. По вопросу «Каким образом государство должно поддерживать волонтерскую деятельность?» мнения опрашиваемых разделились: 34% считают, что это должно быть премирование, 29% считают, что государство должно предоставлять льготы волонтерам, а 18% считают, что должны выдаваться бесплатные билеты в театры, на концертные площадки и волонтеры должны обеспечиваться путевками в дома отдыха. 14% считают, что государство должно присваивать определенные звания за волонтерскую деятельность, и только 5% респондентов считают, что государственная поддержка нецелесообразна (см. приложение 9).

6. И, наконец, на главный вопрос по исследуемой работе «Должно ли быть законодательное регулирование волонтерского движения» почти 90% опрошенных респондентов дали положительный ответ.

Таким образом, следует вывод, что дети и подростки, принимавшие участие в анкетировании, лучше осведомлены о волонтерской деятельности, чем взрослые. При этом как дети, так и взрослые считают, что добровольческое движение в нашей стране должно быть законодательно урегулировано.

ГЛАВА 3. Предложения по законодательному регулированию волонтерского движения в рамках исследовательской работы.

Разработка проекта Федерального Закона «О добровольчестве (волонтерстве)» была направлена на систематизацию и устранение пробелов действующего законодательства о волонтерстве, а также упорядочение добровольческой деятельности. По итогам соцопроса выяснилось, что большинство респондентов выступают за регулирование вопросов добровольческого движения в России на законодательном уровне. В связи с тем, что законопроект, вступает в коллизии и противоречия с действующими федеральными законодательными и подзаконными актами и правоприменительной практикой, необходимо урегулировать их действие с помощью внесения поправок. В рамках данного проекта предлагаю внести следующие поправки в законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)»:

1) Гл. 1 ст. 2 п. 5. В Проекте закона указано, что получателем помощи добровольца (волонтера) является, в том числе, юридическое лицо. Полагаю, необходимо уточнить статус получателей помощи добровольца: не просто юридическое лицо, а именно некоммерческая негосударственная организация, за исключением политических партий. Безвозмездный труд в пользу юридических лиц - коммерческих организаций, имеющих основной целью получение и распределение прибыли между учредителями (участниками), исключает общественную пользу и противоречит основным принципам добровольчества, по существу являясь неосновательным обогащением узкой группы лиц, согласно нормам ГК РФ.

2) Гл. 1 ст. 2. По результатам опроса основополагающим фактором участия в волонтерском движении респонденты считают наличие свободного времени. Между тем в ст. 2 п. 2 обсуждаемого закона указано, что добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно, в свободное от работы (учебы) время деятельности, в интересах получателей помощи добровольца (волонтера). Отсюда можно сделать вывод, что в качестве добровольца нельзя будет зарегистрировать временно не работающего или безработного, а также пенсионеров, то есть граждан именно из той категории населения, которая обладает неограниченным запасом свободного времени, тогда как в законопроекте речь идет о физических лицах, свободных от работы (учебы). Думаю, что надо дополнить ст. 2 п. 2 перечнем категорий граждан, способных осуществлять волонтерскую деятельность (например, безработные, пенсионеры и т.д.).

3) Из пункта выше следует, что в случае расширения перечня лиц, способных стать участниками добровольческого движения (волонтерами), а именно - после включения в данный перечень пенсионеров, безработных и т.д., то есть в большинстве своем граждан, относящихся категории малообеспеченных, возникает острая необходимость в их поддержке со стороны государства. Эту же мысль поддерживает и большинство опрошенных в результате анкетирования. Исходя из вышеизложенного, предлагаю Гл. 2 ст. 11 п. 5изложить в следующей редакции: Доброволец (волонтер) имеет право на:

п. 5. получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов, страхование жизни и здоровья и прочих затрат, в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором, а также в обязательном порядке в случае привлечения добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ.

4) Гл. 2 ст. 16 п. 2 и п. 3 также изложить в следующей редакции: п.2 полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав нормативно-правовую базу волонтерского (добровольчества) движения в Российской Федерации, законодательные материалы, данные соцопроса, публикации в средствах массовой информации, можно сделать вывод, что волонтерское движение в нашей стране сегодня приобретает массовый характер, с каждым годом привлекая все больше людей различного возраста и социального статуса. Между тем, кто давно участвует в добровольческом движении, и новички отмечают, что имеющаяся в настоящее время законодательная база несовершенна и работает не в полной мере.

Среди причин, препятствующих развитию добровольчества, является отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления социально полезной общественной жизни (льготы, налоги, аренда помещений, статус и т.д.). До сегодняшнего дня не создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность добровольцев, отсутствие свода правил и обязанностей, кодекса добровольцев, регулирующего взаимоотношения между субъектами и объектами добровольчества. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих участие молодежи в социально значимой добровольческой деятельности. Для поддержки и развития волонтерского движения необходимо на государственном уровне формирование позитивного имиджа волонтера как важного фактора социально-экономического развития страны. Эффективное развитие волонтерства невозможно без государственных программ поддержки структур, занимающихся подготовкой и обучением волонтеров, проведение форумов, слетов, мастер-классов и т.п.

Подводя итог, необходимо акцентировать внимание на том, что в основе волонтерства всегда лежит какая-то нерешенная социальная проблема, а цель законотворчества - устранение проблем. Закон должен облегчать волонтерам решение социальных проблем и в тоже время служить "лифтом" для подъема этих проблем на федеральный уровень для их последующего устранения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ:

  1. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

  2. Международная Конвенция о правах ребенка, принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации(ГК РФ), (статья 582 «Пожертвование», с учетом Письма Минфина РФ от 29.12.2009 № 03-03-06/4/112).

  5. Налоговый кодекс РФ (пункты 3, 4 статьи 217).

  6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  7. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

  8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

  9. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (статьи 38, 43).

  10. Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

  11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

  12. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ».

  13. Рекомендации участников парламентских слушаний на тему: «Развитие волонтерского движения в России. Нормативно-правовой аспект». Утверждено на заседании комитета Государственной Думы по делам молодежи протокол от 14 мая 2010 года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лушникова М.В. Юридические записки молодых ученых и аспирантов: материалы международной научной конференции/отв.ред. д-р юрид. наук, проф. М. В. Лушникова; Яросл.гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — Вып.13. — 72 с.

URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20130912.pdf

  1. Право. Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2014 г., № 3(2), с.181-184. URL: http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?jnum=190

  2. Российская Газета – столичный выпуск № 7142 (274) «Зерна развития», Послание к Федеральному собранию Президента России. URL: https://rg.ru/gazeta/rg-centr/2016/12/02.html

  3. Чумак Е.Г., Комлева Е. Р., Пономарева М. И. Основы волонтерской деятельности: учебно-метод. Пособие – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. – 60с. URL: http://кцсон-гелиос.рф/sites/default/files/osnovy_volonterstva.pdf

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

http://www.kommersant.ru/doc/3206008

https://vk.com/topic-39165582_28128281

http://www.qwas.ru/russia/edinros/V-zakone-o-volonterstve-budut-uchteny-predlozhenija-dobrovolcev/

http://yasnonews.ru/news/obchestvo/problemy_razvitiya_volonterstva_oboznachilina_forume_soobshchestvo/

https://pravo.ru/news/view/136864/

https://www.gazeta.ru/social/2013/02/11/4961925.shtml

http://ngo-kirov.ru/pravovye-aspekty-dobrovolcheskoj-deyatelnosti/

http://www.ruor.org/news/9093.html

http://www.garant.ru/article/

Приложение 1

Предмет регулирования

Старый порядок

Новый порядок (на основе законопроекта "О добровольчестве (волонтерстве)" № 300326-6)2

11

Понятия

«доброволец» и

«волонтер»

По смыслу ст. 5 Федерального закона «О благотворительности» и п. 3.1 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», волонтер — это доброволец, участвующий в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий, т.е. эти термины рассматриваются как общее и частное. Объемы прав добровольца и волонтера также различны.

Эти термины синонимичны и предполагают одинаковый объем прав (ст. 2).

22

Формы и виды добровольческой деятельности

Не определены.

Перечень видов деятельности, которая может быть отнесена к добровольческой, носит закрытый характер (ст. 2 Федерального закона

«О благотворительной деятельности»)

Выделены основные формы добровольческой деятельности: индивидуальная; групповая (в составе добровольного незарегистрированного сообщества граждан); деятельность через добровольческую организацию (ч. 1 ст. 5). Приведены основные виды волонтерской деятельности, при этом перечень их остается открытым (ч. 2 ст. 5)

3

Действие законодательства

о волонтерстве

1. Из сферы действия исключены отношения, возникающие при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал и использовании полученных от него доходов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О благотворительности» ).2. Установлено, что осуществление благотворительной деятельности в период избирательной кампании или кампании референдума регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности», а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах

1. Из предмета регулирования исключены отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских, добрососедских или корпоративных отношений, а также деятельность, направленная на продвижение товаров, работ и услуг (ч. 3 ст. 1).2. Деятельность по поддержке политических партий, общественных объединений и ассоциаций и участие в предвыборной агитации в пользу отдельных кандидатов, их групп и политических партий также исключены из сферы действия законодательства о волонтерстве (ч. 3 ст. 1)

44

Порядок осуществления добровольческой деятельности

Для всех категорий добровольцев не определен, но порядок осуществления некоторых видов волонтерской деятельности получил закрепление в законе (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

Закреплены определения и статус организатора добровольческой деятельности (ст. 10), добровольческой организации (ст. 9), координатора волонтеров (ст. 8), а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области волонтерства (ст. 12-14).Кроме того, установлено, что привлекать добровольцев к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций имеют право только государственные и муниципальные органы, а также привлекаемые ими организации (ч. 2 ст. 10).

5

5

Учет

деятельности волонтера

На федеральном уровне не установлен.Некоторые регионы вводят или декларируют необходимость введения такого учета 3

По усмотрению субъектов федерации может быть введена система учета регистрации волонтеров и их объединений. Зарегистрированные в ней субъекты получат доступ к информации о планируемых и осуществляемых, добровольческих акциях и программах (ст. 7). Волонтер может получить электронную карту, обеспечивающую доступ к информации о характере, месте и количестве часов осуществленной им добровольческой деятельности, а также полученной подготовке, поощрениях и допущенных нарушениях (ст. 2). Эти сведения о каждом волонтере также включаются в информационную систему, но по заявлению волонтера могут быть исключены из нее.Отсутствие региональной системы учета, а также отсутствие электронной карты волонтера не является препятствием для осуществления добровольческой деятельности (ст. 7).

66

Информационная поддержка добровольчества

Не закреплена.

Предусмотрено создание информационной системы добровольчества. Она будет содержать сведения сведений о волонтерских организациях, волонтерах, волонтерских проектах и акциях в ходе их реализации, государственных и муниципальных программах поддержки и стимулирования добровольчества и иных сведений, касающихся добровольчества (ст. 2).

77

Требования к

волонтерам

Не установлены.

Закрепляются следующие требования к минимальному возрасту волонтеров (ч. 2 ст. 6):1. Дети в возрасте до 14 лет участвуют в волонтерской деятельности только с письменного согласия родителей или в их сопровождении.2. Дети в возрасте до 18 лет могут осуществлять волонтерскую деятельность при условии, что она не причиняет вред их здоровью и нравственному развитию и не нарушает процесс обучения.3. К проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций допускаются только добровольцы (волонтеры) старше 18 лет, имеющие специальную подготовку.Кроме того, волонтеры, допускаемые в учреждения социальной сферы, не должны иметь заболеваний, перечень которых должен быть установлен постановлением Правительства РФ, а волонтеры, допускаемые к работе с детьми, должны соответствовать требованиям ст. 351.1 ТК РФ (п. 13 ч. 3 ст. 6).

8

Права и обязанности волонтеров, их объединений, а также организаторов волонтерской деятельности

Установлена возможность закрепления таких прав и обязанностей в соглашении (ч. 1 и ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).

Кроме того, закреплен правовой статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных (гл. 3 Федерального закона от 06.05.2011№ 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»)

Закреплен перечень прав волонтеров, среди кото- рых: право на свободный выбор участия или прекращения участия в добровольческой деятель-ности; получение от организатора или волонтеркой организации рекомендательных писем; получение идентификационного номера и удостоверения личности, а также исключение сведений о себе из информационных ресурсов; обязательное страхование жизни и здоровья при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций (ч. 2 ст. 10);получение наград, подарков в натуральной форме, почетных грамот и благодарностей;первоочередную покупку билетов к месту осуществления волонтерской деятельностии другие (ч. 3 ст. 6).

9

Поддержка волонтерской деятельности

Компенсация расходов волонтера может быть предусмотрена гражданско-правовым договором, заключаемым в письменной форме с получателем помощи или организацией, организующей волонтерскую деятельность (ст. 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).Кроме того, налоговым законодательством и законодательством о страховании предусмотрены освобождение этих сумм от обложения налогами и страховыми взносами.

Указанные меры поддержки волонтерской деятельности сохраняют свою силу. Помимо этого, выделены и иные формы, в которых может быть реализована такая поддержка: материально-техническое, имущественное и финансовое обеспечение волонтерских организаций, полное или частичное освобождение волонтеров от оплаты государственных или муниципальных услуг, финансирование на конкурсной основе волонтерских программ и проектов и т. д.Нормативное закрепление конкретных форм поддержки волонтерства в оставлено на усмотрение федерального и регионального законодателя (ст. 11).

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ:

ОТНОШЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знаете ли Вы, что такое волонтерская деятельность?

Да Нет

1. Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?

это безвозмездный труд во благо других людей

это частично оплачиваемый труд во благо других

это оплачиваемый труд как любой другой

это бесполезное занятие

2. Как Вы считаете, на какой стадии развития находится сейчас волонтерство в России?

только зарождается; набирает популярность; имеет широкое распространение;

теряет позиции; совсем не распространено.

3.Что является решающим фактором при принятии решения стать волонтером?

наличие свободного времени;

наличие необходимого опыта работы;

заинтересованность в данной деятельности;

реклама в СМИ;

другое

4. Каким образом государство должно поддерживать волонтерскую деятельность?

премированием; предоставлением льгот;

поощрением (бесплатные билеты в театры, концерты, путевки в дом отдыха);

присвоением званий;

считаю всякую поддержку нецелесообразной

5. Должно ли быть законодательное регулирование волонтерской деятельности?

Да Нет

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ:

ОТНОШЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Ваш возраст?

 

2.

Знаете ли вы, что такое волонтерская деятельность?

Да

Нет

3.

Хотели бы вы заниматься волонтерской деятельностью?

Да

Нет

4.

Есть ли у Вас знакомые/друзья, являющиеся волонтерами?

У меня есть друзья волонтеры

У меня есть знакомые, которые занимаются(-лись) этим

У меня нет ни друзей, ни знакомых, занимающихся этим, но я слышал(-ла), что есть л люди, которые действительно занимаются этим

Вообще никогда не слышал, чтобы кто-то занимался волонтерской деятельностью

5.

Как вы думаете, что должно мотивировать человека стать волонтером?

Потребность помогать людям/животных Наличие большого количества свободного времени Значимость и социальное одобрение

6.

На Ваш взгляд, какие качества важны для волонтера?

Ответственность , Терпимость Доброта Трудолюбие

Общительность Бескорыстность Активность Честность

Инициативность Заботливость Отзывчивость Организованность

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

1 Послание Президента Федеральному собранию на 2017 год (01 декабря 2016 года)

2 Проект № 300326-6 внесен членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Борисовым, Ю.Л. Воробьевым, В.В. Рязанским

3 Например, разработанные Департаментом по делам молодежи Самарской области Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации

0