III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ
Чистова Э.Э.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В последнее время в российском обществе ведется широкая дискуссия о необходимости законодательного закрепления ювенальной юстиции. Мнения граждан нашей страны при решении данного вопроса разделились на «за» и «против», однако не все участники дискуссии имеют четкое представление о том, что такое ювенальная юстиция.

В постсоветский период создание ювенальных судов в нашей стране предусматривалось принятой в 1991 г. Концепцией судебно-правовой реформы в Российской Федерации 6. В этом документе упоминалась желательность специализации судей по делам семьи и несовершеннолетних, однако никаких подробностей по этому вопросу в Концепции не было.

В 1995 г. на основании Указа Президента РФ от 14.09.1995 N 942 в нашем государстве впервые получили законодательное закрепление принципы ювенальной юстиции в рамках Национального плана действий в интересах детей, в соответствии с которым в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции 5.

В 1998 г. группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представила законопроект, в котором предлагалось внести изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

15 февраля 2002 г. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении был принят проект Федерального конституционного закона N 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», закреплявшего создание ювенальных судов в рамках системы судов общей юрисдикции 4.

Дальнейшее рассмотрение данного законопроекта в высшем законодательном органе нашей страны не происходило в течение более чем 8 лет после принятия проекта в первом чтении. Не получив законодательного закрепления на государственном уровне, ювенальная юстиция обрела свое развитие в регионах страны в виде пилотных проектов.

В настоящее время в литературе встречаются кардинально противоположные друг другу позиции относительно будущего ювенальной юстиции в России.

Одни ученые, в числе которых Л.В. Юрченко и И.Я. Медведева, считают, что необходимо постепенно отказаться от существующей в стране системы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, создав совершенно новую систему ювенальной юстиции, основываясь на примере западных стран, таких как Великобритания и Канада 18, с. 12.

Согласно точке зрения другой группы ученых и юристов, в том числе, А.П. Федосеева и А.П. Козырева, систему ювенальной юстиции в нашей стране создавать нужно, однако делать это необходимо постепенно, с обязательным отбором только тех методов и способов, которые показали свою эффективность в рамках пилотных проектов в различных регионах РФ 13, с. 23.

Третьи, среди которых А.И. Овчинников и П.А. Астахов, полагают, что в настоящее время нашему государству следует отказаться от внедрения специализированной системы для отправления правосудия по делам несовершеннолетних, поскольку существующие у нас в стране суды, а также органы в сфере профилактической работы с несовершеннолетними и так являются достаточно эффективными 9, с. 6.

Остальные, например, С.С. Сулакшин и Н.Д. Разумовская, рассматривают систему ювенальной юстиции как попытку западных стран разрушить российское общество, поскольку данная система не устраняет социальные проблемы в воспитании детей, а вносит элементы контроля в повседневную жизнь молодых семей и чрезмерного вмешательства государства в частную жизнь граждан 10, с. 143.

Вышесказанное обуславливает острую актуальность исследования объекта настоящей работы – института ювенальной юстиции в современной России.

Предмет настоящей работы, как часть свойств, присущих объекту, – это особенности и перспективы развития ювенальной юстиции в России.

Целью работы является анализ особенностей, проблем и перспектив развития института ювенальной юстиции в России.

Из цели работы исходят ее задачи:

  1. изучить текущее состояние и перспективы законодательного закрепления в Российской Федерации системы ювенальной юстиции;

  2. рассмотреть организацию воспитательного процесса несовершеннолетних осужденных как перспективное направление ювенальной юстиции;

  3. выделить актуальные проблемы ювенальной юстиции в современной России.

Исходя из поставленных задач, структурно основная часть работы включает три главы, раскрывающие поставленные выше вопросы.

Источниками для написания работы послужили нормативно-правовые акты РФ, а также ряд учебных пособий и монографий, посвященных исследуемой проблематике.

1. Текущее состояние и перспективы законодательного закрепления в Российской Федерации системы ювенальной юстиции

Рассмотрев позиции современных ученых, с учетом реалий российской действительности можно прийти к мнению, что наиболее приемлемым в настоящее время является вариант с созданием в России системы ювенальных судов в структуре судов общей юрисдикции на основе накопленного положительного опыта и выработанных эффективных методов в результате использования пилотных проектов в ряде регионов РФ. Выбор данной позиции основан на основном результате деятельности экспериментальных ювенальных судов в стране, а именно снижении уровня преступности несовершеннолетних.

Необходимость введения в стране системы ювенальной юстиции подчеркивается ростом преступлений, совершаемых несовершеннолетними по стране в целом, но вместе с тем понижением показателей подростковой преступности, в том числе рецидива, в регионах, использующих ювенальные технологии в рамках пилотных проектов.

Так, в период времени с января по декабрь 2014 г. органами внутренних дел России рассмотрено 29,28 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,3% больше, чем за двенадцать месяцев 2013 г. Несовершеннолетними или при их участии совершено более 67 тысяч преступлений, то есть каждое двадцатое преступление (5,0%), при этом рост составил почти 5% 7, с. 12.

Важнейшей частью системы ювенальной юстиции является предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних, как уже вступивших в конфликт с уголовным законом, так и находящихся в зоне риска, поскольку только своевременное принятие мер профилактики правонарушающего, отклоняющегося поведения детей и подростков призвано защитить подростка от соприкосновения с системой уголовного правосудия.

Вместе с тем складывающаяся в настоящее время в стране ситуация указывает на недостаточно эффективную работу органов системы профилактики и надзора за несовершеннолетними.

Кроме того, на заседаниях Общественной палаты РФ представители МВД неоднократно призывали активнее заниматься профилактикой преступлений среди несовершеннолетних.

По оценке начальника главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Ю.Н. Демидова, в настоящее время на учете в органах внутренних дел состоят 175 тысяч несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, а рецидив с их стороны составляет около 5%. Для улучшения ситуации необходимо активнее заниматься профилактикой преступлений среди несовершеннолетних с обязательным привлечением психологов и социальных работников 8, с. 14.

Хотя в целом в 2014 г. в Российской Федерации отмечается рост подростковой преступности, в ряде регионов, разумно применяющих ювенальные технологии, наблюдается уменьшение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Так, с 2012 г. при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судами Тюменской области стали применяться ювенальные технологии, включающие в себя профилактику повторных преступлений несовершеннолетних, составление доклада о личности несовершеннолетнего, программу реабилитации 10, с. 13.

За 10 месяцев 2014 г. в Тюменской области преступность среди несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась более чем на 18% 9, с. 8.

Основным аргументом противников создания и законодательного закрепления системы ювенальной юстиции в стране является предположение о том, что в зарубежных странах процесс формирования ювенальной юстиции только на первоначальном этапе заключался в создании специализированных судов и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а в дальнейшем основной акцент смещался в сторону создания системы органов, наделенных полномочиями вмешиваться в дела семьи.

По мнению адвоката Л.О. Павловой, результаты деятельности ювенальной юстиции в зарубежных странах, а также опыт работы пилотных проектов в РФ свидетельствуют о распаде семейных связей, попирании прав родителей и увеличении количества дел о лишении родительских прав 11, с. 8.

В этой связи следует согласиться с Н.Л. Хананашвили, который отмечает, что ювенальные суды в данном вопросе положения в корне не изменят и позволят всего лишь более внимательно и более профессионально разбирать подобные дела. В то же время лишение родителей прав на воспитание своих детей происходит и в отсутствие системы ювенальной юстиции, что указывает на неэффективность действующей системы. С учетом того что семья является для ребенка наиболее важным и значимым институтом, вмешательство системы ювенальной юстиции на более ранних стадиях работы с семьей и ребенком будет способствовать сохранению семьи - до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка 13, с. 7.

В настоящее время система ювенальной юстиции в нашей стране не достроена не только законодательно, но и институционально, поскольку распространение ювенальные технологии получили лишь в некоторых регионах страны.

Таким образом, ювенальная юстиция в современной России развита крайне слабо, в связи с чем не удается добиться единства взаимодействий всех ее элементов и направленности указанной системы на решение проблем каждого ребенка в трудной жизненной ситуации, на что, в принципе, она должна быть нацелена.

В нашей стране к концу первого десятилетия XXI века экспериментальная стадия с использованием пилотных проектов подошла к своему завершению. В ситуации отсутствия проведения судебной реформы на государственном уровне инициатива регионов страны нашла свое проявление в пилотных проектах, продемонстрировавших положительный эффект ювенальной юстиции. При этом даже с учетом положительных результатов пилотных проектов федеральные органы государственной власти в России оказались не готовы к проведению полномасштабной реформы по введению ювенальной юстиции, а проект Федерального Закона, касающийся внесения изменений относительно ювенальных судов, был отклонен.

В настоящее время с целью реализации положительных результатов пилотных проектов необходимо сплотиться всем сторонникам идеи создания в стране системы ювенальной юстиции - законодателям, судьям, ученым-юристам, направив свои совместные усилия на подготовку нового проекта «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» и представление его на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. В случае принятия данного законопроекта предлагается в кратчайшие сроки представить на рассмотрение высшего законодательного органа страны проект Закона «О системе ювенальных судов в Российской Федерации».

Кроме того, во избежание излишнего противоборства со стороны значительного количества противников проведения ювенальной реформы необходимо акцент в законопроекте сделать на создании специализированного суда по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, при этом принять во внимание точку зрения сторонников позиции о недопустимости излишнего вмешательства государства в дела семьи, отразив это в проекте Закона.

2. Организация воспитательного процесса несовершеннолетних осужденных как перспективное направление ювенальной юстиции

Актуальность и высокая социальная значимость такой политики обосновывается остротой имеющихся проблем в сфере детства, «возникающими новыми вызовами», интересами будущего страны и ее безопасности. Проблемы, остро стоящие перед государством и обществом в целом, связаны с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, продолжающимся сокращением численности детского населения, не снижающимся количеством выявленных нарушений прав детей, наличием огромного количества фактов насилия над детьми, незначительным уменьшением числа детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также остро стоят и проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании в связи с тем, что почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

О сохраняющейся сложности обозначенных выше проблем можно судить по качественному составу несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях (далее - ВК). Анализ сведений ведомственной статистики за период с 2012 по 2014 годы показывает, что при сокращающейся из года в год их среднесписочной численности, в общей сложности на 25,6%, качественный состав воспитанников в целом ухудшается.

Так, если до совершения преступления в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации в 2013 и 2012 годах состояло соответственно 56,14% и 56,42% осужденных, то в 2014 году - уже 58,86% (на 2,44% и 2,72% больше) 14, с. 12.

Увеличилось до 2,1% и количество осужденных ВК, до изоляции помещенных в специальные учебно-воспитательные учреждения, в 2013 и 2012 годах их число было меньше и составляло соответственно 1,41% и 1,25%.

Приведенные выше показатели указывают на растущий уровень девиантного поведения подростков, рост количества совершенных ими антиобщественных действий и преступлений 13, с. 7.

По ведомственной статистике, количество среди осужденных ВК сирот и лиц до 18 лет, лишенных родительского попечения, на протяжении трех лет постепенно снижалось: с 15,86% (2012 год) до 14,2% (2014 год) - в общей сложности на 1,66% (рис. 1).

Рис. 1. Количество среди осужденных ВК сирот и лиц до 18 лет, лишенных родительского попечения (в %)

Одновременно с этим увеличилось (до 13,62%) число несовершеннолетних ВК, до совершения преступления не работавших и не обучавшихся, - на 1,53% по сравнению с 2013 годом и на 2,07% - с 2012 годом (рис. 2).

Рис. 2. Количество осужденных ВК, до совершения преступления не работавших и не обучавшихся (в %)

Таким образом, анализ показывает, что, несмотря на сокращение числа сирот и лиц до 18 лет, лишенных родительского попечения, а значит, и количества беспризорных и безнадзорных детей, положение в области их социализации имеет тенденцию к ухудшению, сохраняются проблемы школьной и социальной дезадаптации, занятости детей и подростков 14, с. 12.

Основными причинами острой проблемы, связанной с ростом количества детей, оказавшихся вне образования, а также подростков трудоспособного возраста, не занятых общественно полезной деятельностью, являются:

- неэффективность или отсутствие системы контроля (со стороны родителей (законных представителей), а также должностных лиц органов и учреждений) над обязательностью обучения каждого ребенка;

- нарушение прав обучающихся, несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, имеющаяся практика немотивированного исключения из образовательных учреждений детей, относящихся к категории «трудных», не достигших 15-летнего возраста;

- систематическое уклонение детей от обучения, практическое непосещение ими занятий, неоднократное повторное обучение в одном или нескольких классах, ситуация, когда подросток лишь формально числится в образовательном учреждении и в связи с этим предоставлен самому себе;

- нахождение детей в зоне асоциального, криминального влияния в семье или ближайшем окружении, формирующем аналогичные негативные стереотипы поведения, в том числе паразитический образ жизни, потребление наркотических средств, токсических и других психоактивных веществ, совершение правонарушений и преступлений;

- снятие даже благополучными родителями с себя ответственности за воспитание своих детей, формальность, «откуп» от выполнения родительских функций;

- нежелание подростков трудоспособного возраста заниматься общественно полезным трудом, стремление к праздному времяпрепровождению, легкому получению материальных благ и средств на существование;

- сложность решения проблемы трудоустройства несовершеннолетних, оказавшихся неконкурентоспособными на рынке труда.

Становятся более выраженными и уголовно-правовые характеристики несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК.

В числе мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, предусмотренных и реализуемых Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, представлены такие, как 8, с. 14:

- разработка общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики;

- обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений;

- обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей;

- внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

Под воспитанием крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский (1896 - 1934 гг.) понимал «планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма» 9, с. 8. Ребенок, писал он, это не установившийся член среды, а растущий, изменяющийся, ломкий организм и что многое, совершенно приемлемое для взрослого человека, окажется для него губительным. Поэтому, считал ученый, если его воспитательный процесс пустить на самотек, отдать «во власть жизненной стихии» уже существующей среде, то в результате можно получить «карикатуру на жизнь, т.е. сплошную коллекцию отрицательных и негодных сторон».

В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ребенка, а все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. В процессе воспитания взрослый должен быть «рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения 10, с. 13«.

Основной закон воспитания должен заключаться не в наказании или поощрении, а в развитии и укреплении истинного, неподдельного интереса (например, интереса к жизненным делам, науке, труду и т.д.), а также его постепенном насыщении в процессе деятельности. Для того чтобы процесс формирования интереса был результативным, он должен осуществляться только через связь с чем-либо интересующим, уже знакомым и вместе с тем содержать в себе новые формы деятельности, поскольку совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать. «Через детский интерес к новому детскому интересу» - таково общее психологическое правило. При этом существеннейшую помощь оказывает трудовой метод воспитания, который позволяет интерес «сделать делом личного успеха».

3. Актуальные проблемы ювенальной юстиции в современной России

Споры вокруг ювенальной политики, включающей ювенальную юстицию, ведутся ожесточенно на протяжении значительного количества времени. К обсуждению предлагались проекты ФКЗ «О ювенальных судах в РФ» и ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции» еще в 2005 году. Дискуссия продолжается и сегодня. А предложенные в 2012 году к рассмотрению проектов Законов «О социальном патронате», «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот», «Об ответственности родителей за оставление детей без присмотра» разделили российское общество на два противоборствующих лагеря.

Примет ли российское общество ювенальную политику? Стоит ли заимствовать богатый опыт в этой сфере западных стран? Насколько институт ювенальной юстиции необходим в России? И самое главное, будет ли от нее больше пользы, чем вреда? Все эти вопросы, бесконечно обсуждаясь, не находят однозначного компромиссного ответа. Внесем свою лепту в данную дискуссию.

Ювенальная политика в основе своей содержит цель по разработке социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формированию социальных условий, необходимых для их всестороннего развития, в том числе и в суде.

Проблемы, связанные с защитой прав несовершеннолетних, с ликвидацией безнадзорности и беспризорности, с их суицидальной активностью, детской преступностью, требуют наиболее эффективных и своевременных решений. И это сомнений не вызывает. Рядом авторов 12, с. 11 предлагается концепция по выработке системы эффективной государственной политики по решению обозначенных проблем в рамках именно ювенальной политики.

Поднимая вопрос, примет российское общество «ювенальную политику» или нет, - обратим внимание на то, что в настоящее время ведутся лишь пространные рассуждения на эту тему, которые бесконечно акцентируют внимание на хорошо известных фактах. Отсутствие же предложений по четкому механизму реализации данной политики переводит обсуждение темы в бытовую демагогию. Как и любое нововведение, ювенальная политика будет иметь как ярых сторонников, так и не менее активных противников.

Хотелось бы отметить позицию В.В. Путина, озвученную на Всероссийском съезде родителей. Владимир Владимирович обратил внимание на то, что ситуация с детством, семьей, несовершеннолетними не может оставаться на прежнем уровне и требует принятия новых современных и своевременных решений, однако не следует слепо копировать законодательный и правоприменительный опыт Запада, необходимо помнить о том, что у России есть глубокие семейные традиции, которые стоит учитывать при принятии различных нормативных документов и реализации профилактических программ 7, с. 12.

К сожалению, сегодня нет единой нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав несовершеннолетних, а также противодействия их преступности. Действующий Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 3, с. 12. остается декларативным и не решающим оперативно первостепенные задачи в обозначенной сфере. Отсутствует также единый федеральный закон, регулирующий деятельность такого субъекта, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Их деятельность регламентируется Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Очевидно, что в настоящее время Положение устарело и не отвечает современным требованиям. Существует 16 законов о КДН, созданных в различных субъектах Российской Федерации, подчас данные законы противоречат действующему законодательству и в результате приводят к усложнению в решении задач, не терпящих отлагательства.

Нет также единой федеральной программы с общими положениями по реализации мер различных уровней профилактики, в связи с чем многие регионы вынуждены осуществят свои программы; так в Тамбовской области реализуется комплексная Программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Не оступись!» на 2013 - 2015 годы.

«Фундаментом системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должна стать единая нормативная база, сформированная на основных принципах межведомственных документов, касающихся несовершеннолетних. На основании изученной документационной базы должна быть создана программа, предусматривающая компетенцию и действия каждого субъекта профилактической деятельности с четким и точным разделением полномочий. Большое значение при этом имеет финансовая сторона проблемы. На наш взгляд, финансирование программы необходимо проводить не по остаточному принципу, а закладывать в бюджете как одну из наиболее важных статей расходов. Выделенные средства необходимо использовать строго по назначению, а об их использовании предоставлять регулярный отчет соответствующим органам» 17, с. 10.

В этой ситуации единая ювенальная политика, которая основывалась бы на федеральном законодательстве, включающем программу, предусматривающую не только профилактические меры, но и индикаторы реализации, а также лиц, ответственных за ее осуществление, стала бы системообразующим началом эффективного противодействия правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних, а также имела бы решающую роль в защите их прав.

Заключение

Завершая анализ на тему ювенальной политики и юстиции, отметим, что данная проблема требует прекращения пустой демагогии и перехода к выработке четкой концепции по реализации криминологической политики в отношении несовершеннолетних. При этом считаем, что российское общество должно идти своим исторически сложившимся путем, в том числе и в сфере охраны семьи, несовершеннолетних и предупреждения их правонарушений и преступлений.

Таким образом, для эффективной организации ювенальной политики целесообразна реализация следующих мер, часть из которых успешно реализуется пенитенциарными практиками:

- целенаправленная и систематическая психолого-педагогическая подготовка сотрудников данных учреждений, формирование и развитие у них умений и навыков работы с несовершеннолетними осужденными;

- организация воспитательной среды, благоприятной для преобразования личности подростка, ее качественное развитие и регулирование;

- составление с осужденными индивидуальных воспитательных маршрутов;

- активное приобщение несовершеннолетних осужденных к различным позитивным факторам воспитательной среды путем формирования, развития и укрепления интереса, а также с учетом индивидуальных особенностей личности каждого; систематическое подкрепление данного процесса;

- привлечение общественных организаций, религиозных конфессий, родителей, деятелей науки и искусства, известных спортсменов и т.д. к совершенствованию воспитательной среды;

- введение новых технологий трудовой занятости осужденных ВК на основе их личной заинтересованности;

- эффективное психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных воспитательных колониях.

Особое место необходимо отвести мероприятиям, направленным на ведение антипропаганды криминальной (тюремной) субкультуры и их неформальных лидеров, на развенчание мифов, подрыв идейно-нравственных основ криминальной (тюремной) субкультуры, начиная с этапа пребывания несовершеннолетнего в следственных изоляторах (далее - СИЗО). С этой целью важно:

- использовать СМИ, печатную продукцию, фильмо- и видеотеку, групповые и индивидуальные просветительские и психокоррекционные мероприятия; активно привлекать представителей в первую очередь религиозных конфессий, а также учителей школы и преподавателей ПТУ, которые могут оказать в такой работе существенную помощь сотрудникам ВК;

- осуществлять с привлечением ведомственных и гражданских вузов России разработку новых проектов, технологий, психокоррекционных и профилактических программ, памяток, агитационных листков и т.п., прицельно направленных на антипропаганду и искоренение криминальной (тюремной) субкультуры в среде несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы; проводить ведомственный конкурс таких разработок, внедрение подтвердивших свою эффективность;

- проводить с сотрудниками ВК и СИЗО серии специально организованных занятий по служебной подготовке, групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование у них умений и навыков оказания эффективного воздействия на несовершеннолетних осужденных, развитие способности вызывать доверие и заслуживать авторитет в глазах подростков;

- поощрять сотрудников СИЗО и ВК, достигающих устойчивых положительных результатов по профилактике распространения криминальной (тюремной) субкультуры.

Использованная литература

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237.

  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

  3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

  4. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 38. Ст. 3669.

  5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 февраля 2002 г. N 2473-III ГД «О проекте Федерального конституционного закона N 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 8. Ст. 789.

  6. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

Специальная литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2016. 536 с.

  2. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2. С. 12.

  3. Овчинников А.И. Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2015. N 2. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13603589.

  4. Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России: Учебное пособие / Под ред. С.С. Сулакшина. М.: Дело, 2014. С. 143.

  5. Соболева Л.А. Ювенальная юстиция как основа системной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации // Российская юстиция. 2013. N 2. С. 9 - 13.

  6. Тараева И.А., Цыбиков Б.-М.Б. Ювенальная уголовная политика в России // Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики: Материалы IV Международной научно-практической конференции. г. Улан-Удэ, 2013.

  7. Федосеев А.П. Проблемы ресоциализации в современном обществе: социокультурный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2015. N 1. URL: http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/940/fedoseev2010_2.pdf.

  8. Хананашвили Н.Л. Ювенальные страдания. Под игом бюрократического идиотизма // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 3. С. 19 - 22.

  9. Чернышкова М.П., Степанова Ю.Н., Бодрова П.Ю., Киселева Т.Б., Петушкова А.М. Уроки психологии с воспитанниками ВК в формате психокоррекционного штурма: Методическое пособие для пенитенциарных психологов. СПб.: МПЛ ФБУ Колпинская ВК ГУФСИН России по СПб и ЛО, 2014. 88 с.

  10. Шагдурова Л.В. Ювенологическое образование и проблемы специальной подготовки судей по делам несовершеннолетних // Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики: Материалы IV Международной научно-практической конференции. г. Улан-Удэ, 2013.

  11. Шуняева В.А. Криминологическая политика государства в области профилактики девиаций несовершеннолетних: реальность и перспективы // XV Державинские чтения: Материалы Общероссийской научной конференции. Тамбов, 2016.

  12. Юрченко Л.В. Теоретические основы восстановительного правосудия. Методика «кейс-менеджмента» // Вестник ОГУ. 2010. N 3. URL: http://vestnik.osu.ru/2010_3/37.pdf.