II Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ЗА И ПРОТИВ. . .
Скворцова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 Оглавление

Введение………………………………………...…………………………. 3

Глава I. Общение как социальная потребность

  1. 1 Основные виды общения……………………………………………… 6

1.2 Виртуальное общение – что это? ..........………………………………. 8

1.3 Социальные сети: польза или вред? ………………………………….. 10

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение особенностей общения учащихся через социальные сети

2.1 Анализ результатов исследования……………………..……………….11

2.2 Разработка практических рекомендаций для учащихся и их родителей……………………………………………….……………………………16

Заключение……...…………………………………………………………... 17

Список использованной литературы и электронных ресурсов…………. 18

Приложение…………………………………………………………………. 20

Введение

Общение — это обмен информации с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Стремительное развитие техники привело к появлению – виртуального общения. Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку незачем выходить на улицу, чтобы дойти до магазина, нет необходимости ходить в гости, в театр в кино, все можно через Интернет (и купить что-нибудь, и познакомиться с человеком).

Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных «сетях», или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. Современные дети часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Данная проблема является актуальной для современного человека. Она заинтересовала и нас. Мы попробуем разобраться в причинах проблемы, и выяснить пути ее решения.

Объект исследования: процесс влияние социальных сетей на личность подростка.

Предмет исследования: социальные сети как средство влияния на личность подростка.

Цель исследования: изучить влияние социальных сетей на личность подростка.

Гипотеза исследования: если подросток увлечён социальными сетями и «работает» в них длительное время, то это способствует негативному влиянию на его личность и здоровье.

Задачи исследования:

1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.

2. Определить степень опасности и пользы виртуального общения.

3. Выявить и обосновать, какой тип общения преобладает у старшеклассников МОАУ «СОШ №25».

4. Разработать и обосновать рекомендации для обучающихся и их родителей по правилам работы в социальных сетях.

5. Разработать буклет «Социальные сети : за и против…»

Для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

  1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью определения исходных положений;

  2. анализ и синтез при выявлении сущности и содержания основных понятий используемых в исследовании;

  3. эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент);

  4. опрос, беседа, анкетирование.

Общую методологическую базу исследования составляют психолого-педагогические о содержании, средствах общении их составляющих (коммуникативная, интерактивная, перцептивная), виртуальное общение и др.

Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов как: В.А. Аксак [1], Е.А. Климкович [2], где рассматриваются и анализируются общение в сети интернет, компьютерная зависимость; Г.И.Гаврилова [6] раскрывает популярность социальных сетей; Е.И. Изотова [7] изучает особенности виртуального общения современного подростка. О проблемах виртуального общения показывает в своих работах О.А. Леонтович [10].

Научная новизна исследования:

  • на основе систематизации знаний о социальных «сетях» уточнены основы общения как социальной потребности;

  • конкретизирован понятийный аппарат;

  • социологический опрос выявил сущностные характеристики предпочтения в способах общения и степень зависимости от интернет общения;

  • предложена новая трактовка предпочтений в общении старшеклассников.

Практическая значимость исследования: рекомендации, разработанные в результате исследования можно применять педагогам, классным руководителям, родителям при воспитании детей.

Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращается. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет, значит необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

Глава I. Общение как социальная потребность

1.1 Основные виды общения

Общение – это естественная человеческая потребность, присутствующая на каждом этапе развития цивилизации. Вспомните, каким было общение до появления интернета. Люди знакомились на улице, ходили друг к другу в гости, ходили в театр, в оперу, встречались на танцплощадках и т.д. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления взаимопонимания).

Изучая материал по теме общения в современном мире, мы столкнулись с проблемой, которую поднимают учителя, родители, психологи. Современные дети все больше времени проводят сидя за компьютером, в сетях Интернета. На реальное общение времени остается все меньше.

Нас заинтересовала эта ситуация, и мы решили выяснить, насколько виртуальный мир заменяет нам реальность. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит некоторое время и, не осознавая это, мы начинаем воспринимать виртуальный мир как часть реального. Для людей, которые редко общаются при помощи Интернета, мало знакомы с таким понятием как виртуальный мир, а тот, кто общается значительно больше данным способом, понимают намного глубже. Многие подростки затрудняются ответить на вопрос: где вы по-настоящему больше общаетесь с удовольствием, в реальной или виртуальной жизни? Зачастую происходит, что на общение с близкими людьми, друзьями нам не хватает времени. А в виртуальном мире такое общение дается легко и просто, более доступно.

В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами на жизнь. Интернет – знакомые не знают вас лично, и можно без опаски открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. Вот та степень откровенности, которую мы можем позволить в виртуальном мире. Здесь возможно легко забыть обо всех проблемах.

В виртуальном мире многие дают выход своим ужасным наклонностям, которые не проявляют в реальном мире. Есть такой вид как «тролли»: пользователи Интернета, которые провоцируют на конфликт других пользователей. Людям, которых вы знаете только в виртуальном мире, нельзя верить, что бы они ни рассказывали, в каких бы чувствах не признавались, так как Вы не располагаете никакими сведениями, подтверждающими их порядочность. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения. Виртуальное общение пропитано обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, к превеликому сожалению, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.

1.2 Виртуальное общение – что это?

В современном мире, общение - это основной способ передачи информации. Сегодня актуально виртуальное общение, которое на данный момент занимает одно из первых мест среди молодежи. Разговаривать с помощью компьютера намного проще. Виртуальный мир и общение в Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном.

Сейчас существуют сайты, где ты можешь найти человека, которого не видел много лет. Наиболее универсальное средство компьютерного общения - это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения, фотографии, презентации, документы за считанные секунды в любой угол мира. Каждый пользователь e-mail имеет свой электронный адрес. Электронная почта гораздо удобней обычной «бумажной». Во-первых, для отправки письма вам не нужно покупать конверт и идти до ближайшего почтового ящика. Во-вторых, ваше письмо приходит адресату сразу же после отправки. Это очень удобно, так как вы тут же можете получить ответ и отреагировать на него. В-третьих, копию вашего письма можно отправить сразу же нескольким адресатам. Кроме того, через электронную почту можно обмениваться файлами, такими как видео, фото или музыка.

Основные особенности виртуального общения, которые так привлекают молодежь:

Анонимность и невидимость. За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться.

Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. Стремление к нетипичному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно.

Стремление к эмоциональному наполнению текста. Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций - «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Человек не может найти себе место в жизни, среди реальных людей. Обычно это происходит с творческими людьми, их взгляды на жизнь часто не разделяют окружающие люди и не так трактуют их произведения искусства.

Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Эта причина противоположна предыдущей, то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств. Нередко это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение.

Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению.

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в «Сети», позволяют это сделать некоторые особенности Интернета, такие как, анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.

1.3 Социальные сети: польза или вред?

Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире. Эти сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Кроме того, с их помощью удобно искать бывших одноклассников, сослуживцев, однополчан и знакомых из других городов. По этой причине огромное количество людей проводит массу времени на этих сайтах, общаясь со старыми друзьями и находя новых приятелей. Вряд ли при этом они задумываются о преимуществах и недостатках социальных сетей. Каковы же они на самом деле?

Социальные сети имеют массу положительных качеств. Во-первых, как уже было сказано, они позволяют людям находиться на связи, даже если они проживают в разных городах и даже странах. При этом можно полноценно общаться с собеседниками, делиться с ними новостями из своей жизни, демонстрировать собственные фотографии, давать ссылки на интересные сайты. Впрочем, сегодня социальные сети используются не только в развлекательных целях. В настоящее время многие ищут с их помощью работу, занимаются самообразованием, а число тех, кто обрел свою вторую половину благодаря данным сервисам, постоянно растет. И, тем не менее, социальные сети имеют не только плюсы, но и минусы.

Каковы же их отрицательные черты? Как это ни удивительно, недостатки данных сервисов являются не чем иным, как обратной стороной их достоинств. Так, все знают, что социальные сети являются удобными платформами для разностороннего общения. Однако, многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Целыми днями они просиживают на любимых сайтах, постоянно просматривая страницы друзей и обмениваясь сообщениями с ними. Работа и учеба при этом нередко уходят на второй план, ведь они гораздо менее интересны, чем возможность неотрывно следить за жизнью друзей. Если вы замечаете у себя признаки зависимости от социальных сетей, обязательно установите для себя определенные ограничения на их посещение (к примеру, пообещайте себе проводить там не более двух часов в день).

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение особенностей

общения учащихся через социальные сети

2.1 Анализ результатов исследования

Что притягивает подростков посещать и днем и ночью просторы Интернета? Самая главная проблема состоит в том, что многие молодые люди становятся полностью зависимы от Интернет - общения, они забывают про личное общение, некоторые пользователи начинают тратить свои деньги на платные ресурсы. Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость представить свою жизнь без нее. Постоянно взаимодействуя друг с другом постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем.

Так что же приводит людей к добровольной зависимости? Психологи давно столкнулись с такой проблемой в современном мире, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, все время остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. Больше всего зависимости от Интернет - общения подвержены люди, ведущие достаточно скучный образ жизни, посредством сетей они повышают свою самооценку, пытаясь выдать информацию, представленную на странице, за действительную, некоторые настолько верят в созданный ими образ, что начинают избегать личных встреч и общения. К сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое «Как дела?» посредством Интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично.

Выполняя данную исследовательскую работу, нам было необходимо узнать, какая часть опрошенных школьников общается в социальных «сетях», какое общение они больше всего предпочитают, и действительно ли виртуальное общение доминирует над реальным. Участники: учащиеся 9-11-х классов МОАУ «СОШ №25 г. Орска», всего 115 человек. Метод: анкетирование (см. Приложение I).

Первый вопрос: «Зарегистрированы ли вы в социальных «сетях?»

Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 (это примерно 90%) опрошенных пользуются интернетом несколько раз в день.

Второй вопрос: «Как часто вы общаетесь в социальных «сетях?»

Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 опрошенных общаются в социальных сетях больше пяти раз в день. Третий вопрос: «В каких соц. сетях вы зарегистрированы?»

Наиболее популярной социальной сетью для старшеклассников, является

«ВКонтакте» - 108 человек, кроме этой социальной сети популярностью пользуются «Одноклассники». Социальная сеть «ВКонтакте» является самой массовой в Рунете - более 20 млн. пользователей и ориентировано на молодежную аудиторию. ВК была первой на этом рынке на территории России — это своего рода культ молодежи, ведь она появилась не как дополнение от mail.ru, а как отдельный проект, без привязки к чему-либо. Первыми заядлыми «контактерами» были подростки, они и повернули развитие сети в свое русло, и требовали тех нововведений, которые они хотели бы увидеть. «ВКонтакте» очень удобно пользоваться с учебными целями. Для этого необходимо создать группу, где все выкладывают вопросы по экзаменам, лекции и так далее. На страницах это социальной «сети» большой выбор музыки и лёгкий её поиск.

Однако, об этом интернет - ресурсе есть и много негативной информации. Например, что на страницах «ВКонтакте» можно найти видеоролики, призывающие к насилию, масса нецензурной лексики. Этот факт также должен заставить задуматься как детей, которым нравится это сеть, так и взрослых, которые их окружают (родителей, педагогов).

Четвертый вопрос: «Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

На основании диаграммы можно судить, что преобладающая часть учеников проводит в соц. сетях более 1 часа в день. Наиболее распространенный временной промежуток 3- 4 часа. Бесконтрольное погружение в виртуальную реальность отрицательно влияет и на психику и на физическое здоровье.

Пятый вопрос: «C какой целью вы общаетесь в социальных «сетях?»

На основании данных из ниже представленной диаграммы можно сделать вывод, что большинство опрошенных используют социальные «сети» для организации досуга.

Также, нужно обратить внимание на тот факт, что 22% опрошенных заходят на свою страничку в сетях «от скуки». Это достаточно большая цифра. Можно говорить о признаках зависимости от виртуального мира.

Шестой вопрос: «Сколько у вас друзей?

На основании диаграммы можно сделать вывод, что у большинства опрошенных учеников примерно 100-200 друзей. Количество друзей в социальных «сетях» не говорит о популярности человека в реальной жизни. Это, скорее, является показателем престижности. О человеке, у которого мало друзей на странице у пользователей складывается впечатление, что он необщителен, замкнут. Происходит подмена понятий «друзья». Седьмой вопрос: «Всегда ли вы размещаете в социальных «сетях» подлинную информацию?»

Примерно половина опрошенных размещают в социальных «сетях» ложную информацию. Это говорит о том, что не всегда нужно верить виртуальным данным. В среде школьников это проявляется особенно ярко. Причем, сами социальные «сети» провоцируют такую ситуацию. Это связано с простыми условиями регистрации своего аккаунта.

Восьмой вопрос: «Какие, по-вашему, преимущества виртуального общения?"

Важная особенность виртуального общения - возможность общаться анонимно, то есть скрывать информацию о себе (половина опрошенных).

Девятый вопрос: «Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?»

40% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, в связи с развитием новых технологий. Но пока, По-мнению других респондентов, живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека.

В последнем вопросе было предложено написать, как вы провели свое свободное время, если бы отключили интернет. Большинство учащихся решили, что пойдут гулять. Были и другие варианты: чтение, просмотр телевизора, сон, досуг и т.д.

Таким образом, изучив материалы о социальных сетях, проведя анкетирование учащихся, мы установили, что социальные сети играют большую роль в жизни подростков, оказывают на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Социальные сети сами по себе не являются стопроцентным злом. Возникновение «минусов» часто обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятых личностей.

Поэтому не стоит забывать, что реальную жизнь с улыбками, похлопываниями по плечу, рукопожатиями и поцелуями, никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть. Виртуальное общение не может заменить общение в реальной жизни, человек, а тем более подросток, не должен быть зависимым от возможностей социальных сетей.

2.2 Разработка практических рекомендаций для учащихся и их родителей

В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

  • ограничение времени пребывания в сети;

  • поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);

  • оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);

  • увеличение времени пребывания в компании друзей

Также нами были составлены памятки для учеников и родителей. Эта информация отражена в Приложении I.

Заключение

Анализ проведенного исследования показал, что в настоящее время интернет-общение является наиболее распространенным видом общения. В этом мире они чувствуют себя уверенней, здесь можно оставаться анонимным или просто не показывать эмоций, которые видны при реальном общении. Работая над темой, мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

2. Интернет используют для общения в социальных сетях.

3. Распространенным сайтом является «ВКонтакте».

4.Подростки в день тратят примерно 3- 4 часа в соц. сетях.

5. Многие общаются при помощи интернета из-за анонимности.

6. Большинство считают, что виртуальное общение не заменило реальное.

Таким образом, виртуальное общение заменило реальное, пока не подтвердилась. Однако тенденции уже наметились и давно! Но стоит ли тратить все свое свободное время на социальные сети? Тем более, если у вас нет никаких интересов, кроме как бродить бессмысленно по просторам Интернета. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, послушать музыку, посмотреть фильмы, найти материалы необходимые для учебы, но не становиться рабом своего компьютера. Стоит очень серьезно задуматься, не являетесь ли вы зависимыми от Интернета.

Симптомы Интернет – зависимости: частая проверка почты; сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором; игнорирование обязанностей; невозможность сократить время пребывания в Интернете; пропуск учебных занятий, встреч или ограничение времени для сна ради возможности быть в Интернете; вход в Интернет с целью уйти от проблем, однако виртуальный мир интересен. В нем мы пытаемся убежать от реальных проблем, и даже от самого себя. Порой, в виртуальном мире мы можем раскрыться, рассказать то, чего мы не можем сказать в реальном мире даже близким друзьям. Виртуальное общение не может заменить контакт с живыми людьми.

Список использованной литературы и электронных ресурсов

I.Литература

  1. Аксак, В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два /В.А. Аксак. – М., Издательство: Эксмо, 2006. – С. 22-48.

  2. Климкович, Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков / Е.А. Климкович. – М., 2011.Издательство: Красико-Принт. – С. 24-83.

  3. Кондратьев, Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. –М., Издательство: Питер, 2005 – С. 32-64.

  4. Копыл, В.И. Общение в Интернете /В.И.Копыл – М., Издательство: АСТ, 2005. – С. 18-37.

II.Электронные русурсы

  1. Аудитория Рунета: точки роста // ФОМ. — 2012. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 (Дата обращения: 25.09.2015).

  2. Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru. Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/634948-pochemu-socset-vkontakte-tak-populjarna-u-shkolnikov.html. (Дата обращения: 08.09.2015 год)

  3. Изотова, Е.И.Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора // Мир психологии: Научно-методический журн. — 2010. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/335566 (Дата обращения: 27.11.2015).

  4. Интернет в России. Выпуск 36.Зима 2011—2012 // ФОМ. 2012. Режим доступа. http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10420 (Дата обращения: 17.11.2015).

  5. Интернет сегодня (февраль-апрель 2012) // ВЦИОМ. — 2012. — Режим доступа: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2012/Duzhnikova_internet-2012_wciom.pdf (Дата обращения: 26.10.2015).

  6. Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения / О.А. Леонтович // Полемика. — 2000.- №7. Режим доступа. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo (Дата обращения: 26.10.2015).

  7. Макеенкова, Е. Зависимость от социальных сетей / Е. Макеенкова // Мир советов: читай и применяй. Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/dependence-social-networking.html (Дата обращения: 01.12.2015 год).

Приложение I

Опрос по теме «Общение в социальных «сетях»

1. Зарегистрированы ли вы в социальных сетях?

А) Да

Б) Нет

2. Как часто вы общаетесь в социальных «сетях»?

А) Больше пяти раз в день

Б)1 раз в день

В)1 раз в неделю

Г)1 раз в месяц

Д) Реже 1 раза в месяц

3. В каких социальных «сетях» вы зарегистрированы?

(свой вариант)

4.Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

А) Менее часа

Б)1-2 часа

В) 3-4 часа

Г)5-6 часов

Д)7-10 часов

5. С какой целью вы общаетесь в социальных «сетях»?

А)Поиск различной информации

Б) Просмотр фотографий, видеороликов, поиск фильмов и музыки

В)Игры

Г) Захожу на страницу «от скуки»

6. Сколько у вас друзей? (Свой вариант)

7. Всегда ли вы размещаете в соц. Сетях подлинную информацию?

А) Да

Б) Нет

8. Какие по вашему преимущества виртуального общения?

А) Мобильность

Б) Анонимность

В) Круг общения шире

9. Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?

А) Да

Б) Нет

Приложение II

Тест на определение степени интернет - зависимости

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

0 – это ко мне не относится

1 – редко

2 – время от времени

3 – иногда

4 – часто

5 – всегда

Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?

 Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?

 Завязываете ли вы новая дружба с пользователями интернета?

 Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?

 Бывает ли, что ваше обучение в школе страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?

 Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?

 Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?

 Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?

 Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?

 Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?

 Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?

 Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?

 Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?

 Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?

 Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?

 Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?

 Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?

 Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?

 Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 – вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование Интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 – вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 – чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние Интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.

 

24