Связь сказки с реальностью

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Связь сказки с реальностью

Гончарова В.Р. 1Ефимочкина К.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №85"
Матросова М.П. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №85"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Всё началось с покупки мультиварки в прошлом году. Для меня стало удивительным, как может мультиварка по различным программам приготовить любое вкусное блюдо, при этом мама больше времени может находиться со мной или заняться другими делами. Я вспомнила горшочек каши из сказки, который варил каждый раз, как только ему говорили: «Горшочек, варись!» Тогда я провела сравнение, в ходе которого выяснилось, что многие предметы, которые нас окружают, имеют отношение к сказкам.

Кто из нас в детстве не читал сказок, не представлял себя на месте главного героя, спасая мир, наказывая зло? Каждый ребенок во время чтения или прослушивания сказочных произведений ярко представлял все действия сказочных героев и вероятно желал их повторения в реальной жизни. Прочитав большое количество сказок, проведя сравнительный анализ между описанием волшебных предметов в сказках и окружающими нас предметами, авторы работы предположили, что между изобретениями человека и волшебными предметами есть связь. Люди, создавая различные изобретения, превращали сказку в реальность.

Цель работы: доказать, что между сказкой и реальностью есть определенная связь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить волшебные сказки.

2. Определить какие волшебные предметы помогали сказочным героям.

3. Найти в повседневной жизни предметы, свойства, которых схожи с их волшебными прародителями.

Предметом исследования является связь между сказкой и реальностью. Объект исследования – волшебные предметы и современная техника.

Для изучения предполагаемой связи используются следующие методы: чтение сказок, сравнительный анализ, наблюдение, анкетирование.

Глава 1. Сказка в нашей жизни

Изучая литературное чтение во втором кассе, мы узнали об особенностях построения волшебной сказки. Для волшебных сказок характерно:

Наличие волшебного предмета (клубок ниток, волшебная палочка, перо Жар-птицы, волшебное кольцо и т.д.);

Присутствие представителей потустороннего тайного мира (Сивка—Бурка, Конёк-Горбунок, Гуси-лебеди, Золотая рыбка и т.д.);

В сказках обязательно происходит превращения, чудеса (Иван-дурак становится добрым молодцем, Кай из доброго мальчика стал холодным и бездушным, старуха стала столбовой дворянкой).

Для изучения отношения детей к сказкам был проведён опрос среди учащихся нашей школы. Приложение 1. В опросе участвовало 286 учащихся 1-4 классов. В ходе анкетирования было выявлено, что 75% учащихся (215 респондентов) любят сказки. На вопрос: «Какие сказки вы любите?» ответили: 8 % учащихся любят бытовые сказки, 38 % респондентов ответили, что им нравятся сказки о животных и 54 % учащихся назвали, что они любят волшебные сказки. Приложение 2. Таким образом, волшебные сказки считаются самыми любимыми произведениями среди учащихся нашей школы. И это неудивительный факт, так как к сказкам обращаются родители для того, чтобы познакомить детей с окружающим миром в увлекательной форме. Через борьбу Добра и Зла сказка закладывает в подрастающем поколении нравственные основы. Сказка помогает развивать воображение. Для одних людей процесс воображения заканчивается с прочтением сказки, а для других более пытливых, вдумчивых людей воображение и фантазия приводит к созданию новых предметов и техники.

Рябят привлекает тяга к добру, вера в чудеса, в волшебство, которое преображает мир.

Глава 2. Мечты сбываются

Люди с давних пор мечтали о предметах, использование которых может улучшить, облегчить их труд, мечтали стать невидимыми, быстро перемещаться во времени и в пространстве. Может быть, поэтому на протяжении всей человеческой жизни и желания преобразовать мир в лучшую сторону стали появляться в разное время и в разных частях света разнообразные изобретения, которые помогают в настоящее время людям в повседневной жизни. О каких предметах идет речь?

Сказка о волшебном горшочке, который умел варить самостоятельно, была написана братьями Гримм в начале века. [3] Свойства горшка были воспроизведены через двести лет в Японии, когда в1937 году в императорской армии стали отваривать рис в деревянных ящиках с помощью подачи тока электродами. Затем в 1945 году первую электрическую рисоварку выпустила компания Mitsubishi, а в 1956 году японская компания Toshiba выпустила прототип современных моделей мультиварок с автоматическим режимом. В начале XX века Китай становится лидером во всём мире по производству и распространению мультиварок.[6]

Таким образом, идея волшебного горшка, появившаяся в Германии, реализовалась в Японии. Сказка «Горшок каши» подсказывает нам и о необходимости помнить свои пароли на электронной почте или в социальных сетях.

Еще двести лет назад никто представить себе не мог, что в скором времени люди смогут путешествовать на любые расстояния без помощи лошадей и мечта о ковре-самолете станет реальностью. Читая сказки, мы понимаем, что люди издавна мечтали о таких быстроходных устройствах, как самолет, вертолет, поезд, автомобиль и т.д.

Желание покорить небо осуществилось благодаря изобретению первого летательного аппарата Александром Федоровичем Можайским.[5] Он получил патент на свое изобретение в 1881 году. Полёт его летательного аппарата был совершен 20 июля 1882 года. Эксперимент Можайского доказал, что полеты возможны.

Ковёр-самолет из русской народной сказки «Заколдованная королевна» [8] был воплощен в жизнь и немецкими изобретателями братьями Райт. Их аэроплан прошел испытания 17 декабря 1903года. Мысль о движении волновала людей с давних времен, именно поэтому были изобретены вместо сапог-скороходов различные виды транспорта, например, автомобиль. Его изобретение принадлежит немцу Карлу Бенцу. Он 29 января 1896 года получил патент и наладил производство трёхколёсного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Готлиб Даймлер в 1885 году получил патент на первый в мире мотоцикл. Первый в мире мотоцикл напоминает современный детский велосипед, т.к. он имел по дополнительные колеса бокам.[2]

Прообразом навигатора в волшебных сказках является клубок ниток. Люди с давних пор мечтали о быстром установлении маршрута. Отправляясь в дальнее путешествие на автомобиле, мы берем сейчас не карту, а навигатор, который поможет указать нам маршрут, время движения, выбрать оптимальный вариант движения в любой уголок страны. Первый навигатор был изготовлен в Великобритании в 1920 году. Внешне он напоминал ручные часы, и состоял из бумажной карты и двух деревянных рукояток, которые необходимо было прокручивать вручную. Данное изобретение было прогрессом в развитии маршрутизаторов. Современные автомобильные навигаторы, которыми мы пользуемся, обязаны своему появлению военным. История их появления началась в 1947 года, когда советские учёные вывели на орбиту первый искусственный спутник Земли.[2]

Современное «волшебное зеркало» помогает наблюдать в онлайн-режиме за проведением экзамена у старшеклассников во время проведения ЕГЭ. Словно волшебное зеркало, спустившееся из сказки, современная веб-камера помогает нам проследить за ходом событий в разных частях города или страны. Достаточно включить компьютер или любое устройство с поддержкой Интернета, как мы можем оказаться и в Новосибирском зоопарке или совершить виртуальную экскурсию в Москву. Первая в истории веб-камера появилась сравнительно недавно, в 1991 году в Кембриджском университете. Изобретение стремительно вошло в нашу жизнь и стало для нас необходимостью.

Телевизор, компьютер, скайп в сказках представлены тарелкой по кругу, которой двигалось яблоко или корытом с водой у Бабы Яги.[7] Сказочные персонажи заглядывали в эти предметы в целях узнать настоящее или будущее. Прошло время и нашлись изобретатели, положившие начало истории первым телевизорам. Так, немецкий техник Пауль Нипков в 1884 году придумал специальный прибор, способный сканировать изображения. В середине 20-х годов XX века неоценимый вклад в развитие современного телевидения сделал британский инженер Джон Лоуги Брэд. Воспользовавшись диском Нипкова, он изобрел механический телеприемник, который работал без звука, но давал достаточно четкую картинку

Русская народная сказка «По щучьему велению» подсказала о необходимости проведения водопровода в дом и изобретении бензопилы. В конце XI начале XII века первый водопровод из деревянных труб появился в Новгороде. Немецкий механик, Андреас Штиль в 1926 году запатентовал первую электрическую пилу, а в 1929 году запустил в производство первую бензопилу.

Становится понятным тот факт, что люди, жившие столетия назад, стремясь узнать мир через собственное воображение, подтолкнули к тому, что с начала XX века появляется огромное число изобретений. Источником и вдохновителем этих изобретений мог послужить только опыт предшествующих поколений, т.е. создавали и будут создавать то, в чем нуждается человек в повседневной жизни, всё то, что сможет облегчить его труд, усовершенствовать жизнь.

Заключение

Стремление людей к совершенству, вера в чудо заставляло людей не стоять на месте, а искать способы создания тех предметов, которые смогли превратить сказку в реальность. Для каждого волшебного предмета, который встречался в русских народных сказках и сказках мира можно найти реальное воплощение. Создавая тот или иной предмет, изобретатели стремились учесть опыт предшествующих поколений, изучая свойства волшебных предметов и потребности в обществе, они создавали необходимые вещи.

В ходе проведения исследовательской работы авторы убедились о наличии связи между сказкой и реальностью. Основанием для такого вывода авторы считают наличие общих черт и свойств у волшебных предметов-помощников и современной техники. Приложение 3

Было установлено, что основная часть предметов, которыми мы пользуемся в настоящее время, была создана в конце 19 – начале 20-х веков. Новейшие изобретения, такие как навигатор, скайп появились в конце 20 века, что свидетельствует о том, что человеческая мысль постоянно работает, стремится к изобретению новых технологий.

Источником создания новой техники и предметов могут стать волшебные сказки. Увлечение сказками может не только повысить читательские умения, но и развить фантазию людей, направить на создание уникальных предметов.

В результате исследовательской работы авторы познакомились с особенностями современных технических предметов, с их изобретателями и историей изобретения.

В ходе сравнения было установлено, что у таких волшебных предметов как волшебная палочка и скатерть-самобранка аналогов в нашей жизни не нашлось.

Список литературы

Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Ростов-на-Дону.: Проф-Пресс, 2013. –128с.

Великие изобретатели. [Электронный ресурс]. URL: http://kakizobreli.ru/velikie-izobretateli/

Гримм братья. Биография. Сказка «Горшок каши». [Электронный ресурс]. URL: http://playroom.ru/grimm-bratya-biografiya-skazka-gorshok-kashi/

Детские сказки. [Электронный ресурс]. URL: http://detskie-skazki.com

История изобретения самого первого самолёта в мире. [Электронный ресурс]/ URL: История изобретения самого первого самолета в мире (webfacts.ru)

История изобретения мультиварки. [Электронный ресурс]. URL: Мультиварка: история появления и развития (tehnikaland.ru)

Русские народные сказки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/4391797/

Сборник сказок. [Электронный ресурс]. URL: http://hyaenidae.narod.ru

Эллиот Д., Кинг. К. Детская энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2004. – 168с.

Приложение 1

Анкета

1. Любите ли Вы сказки?

Д а Нет

2. Какие сказки предпочитаете (читаете детям, слушаете с удовольствием)?

С казки о животных;

Б ытовые сказки;

Волшебные сказки.

3. Какие волшебные сказки знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Результаты опроса

В опросе участвовало 286 учащихся 1-4 классов

Какие волшебные сказки знаете?

Золушка, Белоснежка и семь гномов, Царевна-лягушка, Сказка о рыбаке и рыбке, Кот в сапогах, Красная шапочка, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и др.

Приложение 3

Таблица волшебных предметов и технических изобретений

Волшебный предмет

Техническое изобретение

1

Горшок каши

Мультиварка, скороварка, кофеварка

2

Ковёр самолёт,

сапоги-скороходы

Аэроплан, самолёт, вертолёт, автомобиль, мотоцикл, велосипед

3

Клубок ниток

Навигатор, Google-карты

4

Волшебное зеркало

Видеокамера, веб-камера

5

Волшебный топор

Бензопила

6

Волшебные ведра

Водопровод

7

Яблочко на тарелке

Телевизор, компьютер, интернет

8

Волшебная палочка

-

9

Скатерть-самобранка

-

14

Просмотров работы: 821