Приобщение к культурному наследию. Путешествие в Древнюю Русь: народные куклы .

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Приобщение к культурному наследию. Путешествие в Древнюю Русь: народные куклы .

Мокринская А.В. 1Петухова Ю.Д. 1
1 МОУ СОШ Перспектива
Монина М.С. 1
1МОУ СОШ Перспектива

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В современном мире мы иногда не замечаем обычные вещи, которые находятся рядом с нами и порой не задумываемся об их происхождении. Если оглянуться в комнате, где мы делаем уроки и проводим большую часть времени, то мы увидим, что рядом с нами находятся стол, стул, книжные полки с книгами, шкаф с одеждой и наши с детства милые и дорогие игрушки. А если задуматься и задать вопрос, откуда появились все эти вещи, что стало основой для них и как они делались? К сожалению, мы не сможем ответить на этот вопрос. Поэтому нам стало очень интересно, и мы решили выяснить на примере кукол, как развивался это промысл в Древней Руси, как наши предки делали кукол, а главное, из чего, являлись ли куклы способом успокоить и занять ребенка игрой или имели еще какой-то смысл.

Актуальность: Способы и традиции шитья древнерусских кукол практически забыта. Очень важно не забывать и сохранять традиции, и конечно же передавать их из поколения в поколение. Мы своей работой хотим показать, как в Древней Руси делали кукол и узнать о традициях наших предков и рассказать об этом нашим одноклассникам. А также, сделать несколько кукол и создать видео ролик, в котором мы расскажем о разных видах кукол, о технологии изготовления и их предназначении.

Проблематика проекта:

Познакомиться с традициями наших предков и узнать больше об методах изготовления кукол в древности. Поддержать интерес к традициям наших предков и приобщению к культурному наследию нашей страны.

Цель: Приобщение к культурному наследию своей страны и воспитание бережного отношения к культуре и традициям своей страны, уважительному отношению к своей семьи и традициям в семье.

Задачи:

- повысить интерес к культуре Древней Руси;

- закрепить имеющиеся знания;

- воспитать чувства гордости за свою историю и традиции,

- уважения друг к другу;

- воспитание и укрепление семейных ценностей;

- приобщение к семейным ценностям и традициям;

- воспитание уважения к прошедшим поколениям.

-исследовать материалы для изготовления;

-составить поэтапный план работы;

-выбрать материалы и инструменты;

-оформить работу.

Методы работы над творческим проектом:

- аналитический, изучение различных источников информации по данной теме;

-практический метод (шитье куклы).

Практическая значимость:

Созданные десять древнерусских кукол, были представлены на школьной выставке «Александр Невский: Запад и Восток. Историческая память народа», а также были представлены в отдельном проекте «Кукольный сундучок». Они наглядно проиллюстрировали быт и традиции народа в то время, а также наглядно проиллюстрировали ребятам из каких материалов и как делались куклы. Может использоваться как наглядное пособие при изучении истории Древней Руси, изобразительного искусства, музыки, технологии и т.д.

Историческая справка

Добро пожаловать в Древнюю Русь, в мир наших предков, давайте заглянем в быт наших предков и узнаем о семейных традициях и обрядах. Наше путешествие начинается прямо сейчас.

А вы знаете, как наши предки защищались от злых духов, привлекали удачу в дом, поддерживали здоровье, сохраняли урожай или лечились от разных хворей? Что помогало им в трудных ситуациях или в минуты горести или радости? Что помогало принять трудное решение или защитить свой дом от зависти или глаза дурного? Давайте обратимся к народной мудрости, ведь в них всегда из древних времен, заключалась основное знание народа о явлениях природы или быте семьи. Итак, чтобы ответить на этот вопрос, послушайте народную мудрость: «Кто в куклы не играл- тот счастья не видал». А вот еще одна народная мудрость: «Кукла – это отражение внутреннего мира человека». Как вы уже догадались речь идет о кукле. А откуда произошло слово «кукла»? Слово кукла произошло от греческого слова «киклос» - круг. Под ним подразумевали некий сверток ткани или пучок соломы, который можно было одевать в нарядные платья, пеленать или качать в колыбельке. Его удобно было брать с собой, а если вдруг кукла потерялась, то легко можно было сделать новую из подручных материалов.

В Древней Руси кукол изготавливали из разных материалов и разными способами: вырезали кукол из дерева, делали тряпичные или соломенные куклы. Они считались оберегами, защитниками дома, семьи или ребенка. Считалось, чем больше кукол дома, тем счастливее семья.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них – шитье кукол-оберегов

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношенной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой

Но единственный запрет предки опасались

Что бы ножницы с иглой к кукле не касались.

(Эльза Попова)

Изначально на Руси куклы были основными участниками главных событий в жизни человека. Когда ребенок должен был появиться на свет ему уже заранее мама шила куклы оберег, так как, только хранительница очага могла сделать сильный оберег и вложить в него частицу своей души и энергии. Так считали наши предки и со всей открытой душой и верой соблюдали это правило.

И конечно же куклы, имели прямое отношение к самой главной части жизни русской деревни: посевной, уборки урожая, а также к семейным обрядам: рождению, свадьбе, болезни и даже смерти. Они могли храниться на протяжении всей жизни человека, а потом в старости или после смерти, передаваться из поколения в поколение. Как мы уже говорили, делали кукол из дерева, соломы, ткани и ниток. Самыми распространенными на территории Древней Руси, были куклы из ткани и ниток. Существуют разные виды кукол из этого материала. Сейчас мы расскажем вам о некоторых из них.

С чего начинается девочка?

С мамы и с бабушки старенькой,

С песенки доброй и сказочки

С куклы мотанки маленькой.

Её смастерили из тряпочек,

С исподней рубахи поношенной,

Она получилась махонькой

Но до чего же хорошенькой.

Первая кукла, про которую мы хотим рассказать, это кукла «капуста» или «кормилка». Кукла дарилась для поддержки в жизни, для охраны человека от всяких бедствий и напастий. Вот Кормилка, как мама, свою хозяюшку охраняла и защищала. Для изготовления как правило нужны были несколько кусков ткани и обязательно нитки красного цвета.

Следующая кукла – это «Утешница». Эту куклу брали с собой и когда ребенок плакал вытирали краем куклы ему слезки, а потом предлагали поиграть с такой вот куклой. Когда ребенок начинал играть с ней, он забывал о всех своих проблемах и больше ни грустил и ни плакал.

А вот «Кувадка» была самым главным оберегом для малыша. Начинали ее делать еще до рождения ребенка, для того, чтобы обмануть злые силы, и отец ребенка должен был играть с ней, отвлекая внимание от только, что родившегося ребенка. Потом изготовлялась новая кукла новая кукла и была с малышом, пока он не вырастет. Самым главным и приятным в жизни человека может быть подарок, так и кукла с таким же названием, была очень хорошим и сильным оберегом и талисманом для хозяина.

«Первоцвет» - эта кукла была похожа на весенние цветы, она должны была согревать душу, как и первые цветы весной и дарить тепло и хорошее настроение до следующей весны.

Кукла «Стрегушка» была незаменима, когда нужно было чем-то занять детей. Они могли сами сделать ее из подручных материалов из соломы или ниток. Могли доплетать или доделывать что-то по ходу игры или украшать ее разными нарядами.

Кукла «Покосница» – уникальная тряпичная кукла. Она может быть и обереговой, и обрядовой и просто игровой. На покос наши предки одевали праздничные одежды, поэтому и куколку нужно сделать красивую, яркую, лучше в бело-красных тонах. У этой куклы специально выделены руки — на них навязаны обережные кресты. Во время покоса важно уберечь руки от ран. И как обереговая кукла, она защищает руки своего хозяина. Такая кукла подойдет для рукодельниц и для людей, кто работает руками. Куклу «Покосницу» клали в первый стог сена. А дети играли такой куклой, пока их матери работали на сенокосе.

Кукла «Масленица» - обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок.

И конечно же кукла «Колокольчик» - в ее основе был колокольчик, своим звоном она отпугивала злых духов и защищала дом. У кого была такая кукла всегда везло и все плохое обходило дом стороной! Пусть живет и радует нас старинное искусство, которое согревает душу!

Мы – куклы! Берегите! И в дом свой несите

И пусть на столе, на стене, на диване,

Мы вам улыбнемся, когда захотите

И может теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то однажды взгрустнется –

Открой нам то, что гнетет вашу душу

И кукла поймет и щекой к вам прижмется

И может быть круг ваш печальный разрушит.

Но, не обижайте, в нас спрятана сказка

В нас столько тепла и доверия к людям.

Технологический процесс изготовления кольчуги.

2.1 Материалы для изготовления кукол.

Как мы уже знаем изготовление куклы доверяли хранительнице очага, женщине, хозяйке в доме. Для того, чтобы изготовить куклы, надо было сначала определиться с видом куклы и для какого события она была нужна, так как куклы делались из ткани, из лоскутков или частей одежды, таких как рубаха, соломы или травы, затем, нужно было понять, чем наполнить куклу, травами, зерном или семенами.

2.2 Технология изготовления.

Изготовление кукла не такой уж трудоемкий и долгий процесс. Сначала мастерица брала лоскут или кусок ткани, складывала его нужным образом и обязательно в большинстве случаев перевязывала куклу красными нитками, потом делала для куклы одежду или передник и обязательно платок. Куклы никогда не шили с помощью ниток и не рисовали лицо. Наши предки считали, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить ребенку или семье.

Практическая часть

План практической работы:

Закупка материалов и инструментов;

организация рабочего места;

ознакомление с техникой безопасности при работе материалами;

изготовление отдельных элементов;

соединение элементов и получение готовой куклы.

3.2. Работа над куклой.

А давайте попробуем сами сделать куклу-оберег. У вас на столах есть все что необходимо: кусочки ткани, нитки красного цвета и конечно же вата, наполнитель для некоторых частей куклы. Вы видели много кукол попробуйте сделать одну из них. (Дети делают куклу и потом устраиваем выставку их работ).

Этапы работы над куклой.

Для начала работы нужно правильно выбрать место и инструменты. Нужно выбрать удобное, освещенное место, например, стол убрать с него все лишнее. Далее нужно правильно подобрать необходимые инструменты и материалы. А затем, нужно правильно их расположить.

Затем нужно взять кусочек ткани, а вернее сначала представить ту куклу, которую хочешь сделать и правильно изучить сколько лоскутков нужно для ее изготовления.

Далее мы разрезаем ткань на нужные куски и начинаем из них мастерить куклу.

Соединяем лоскутки при помощи ниток, формируя голову и тело куклы.

Затем можно подумать над нарядом куклы и обязательно нужен фартук или передник и платок.

Заключительным этапом изготовления куклы является доработка деталей и дополнительных элементов.

Так мы можно сделать несколько кукол, разного вида и размера.

В среднем на изготовление одной куклы уходит от получаса до часа.

9. В материальном плане кукла стоит не очень дорого и материал на ее изготовление тоже. Самое главное в этой работе – это тепло, которое вкладывает автор в свою работу и частичка души в его работе.

Заключение

В результате работы над проектом нами был созданы образцы древнерусских кукол. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Работа была представлена на общешкольной выставке детского творчества «Александр Невский: Запад и Восток. Историческая память народа». Эти куколки в своем волшебном сундучке вызвали огромный интерес учеников, каждому захотелось потрогать эти куклы и потом сделать самому. Мы думаем, что цель достигнута!

Кукла на Руси являлась оберегом и заступником, помощником во всех делах, а также просто игрушкой для ребенка. В куклах с давних времен отражалась душа Русского народа, его традиции и обычаи. Очень важно чтить традиции и не терять связь с нашим прошлым, нашими корнями. Ведь мы едины духом и победить нас нельзя, когда мы чтим предков и свои устои и помним прошлое. Для нас это очень важно. Крепкая семья начинается с традиции и любовь к Родине своей, тоже начинается с традиций и веры в свой народ!

Список литературы

1. Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок»

Издательство: Белый город, 2013 г. Серия: Моя первая книга.

2. Яна Волкова: Детские куклы и обереги. Издательство: Хоббитека, 2017.

Видео к данной работе под название «Куклы» вы можете посмотреть тут https://cloud.mail.ru/public/DaC9/2vgB2QWVC

Просмотров работы: 56