Возможности инклюзивного образования

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возможности инклюзивного образования

Жиляев К.А. 1
1Негосударственное учреждение "Школа "Престиж"
Сааль Н.Ю. 1
1РК, г. Алматы НУ "Школа "Престиж"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому,

что они могут нас чему-то научить”
Жан Ванье

Введение

Актуальность. Играя во дворе с ребятами, я обратил внимание на поведение одного мальчика, которое сильно отличалось от поведения других. Его неохотно брали в игру, а если даже он включался в нее, то очень быстро был обижен мной и моими сверстниками. Тогда родители объяснили мне, что он не совсем обычный ребёнок, несмотря на то, что выглядит как мы. Учась во втором классе, я вновь столкнулся с ребятами, которые не были такими, как сверстники, но в данном случае это было заметнее, потому что ребята страдали ДЦП. Тогда мне стало интересно как дети с различными особенностями учатся в обычной школе. Это меня привело к изучению инклюзивного образования.

С каждым годом в мире возрастает количество детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Есть они и в РК. Согласно данным, более 3% несовершеннолетних — дети, которые требуют особого подхода в обучении и воспитании. Сюда относятся дети-инвалиды, ребята после тяжелых заболеваний, с особенностями в развитии. Все они относятся к категории людей с особыми потребностями в образовании. Перед обществом, государством и родителями таких детей стоит вопрос получения ими образования.

Гипотеза: если дети с ограниченными возможностями будут обучаться в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, то это будет способствовать нормальному развитию ребят и получению ими стандартного образования.

Цель: изучить особенности и возможности инклюзивного образования.

Задачи, необходимые для достижения цели:

1. Изучить теорию инклюзивного образования;

2. Провести и проанализировать социологический опрос в форме анкетирования среди учащихся 3 «А» класса НУ «Престиж»: «Твоё отношение к детям с ограниченными возможностями»;

3. Предложить некоторые пути решения проблем инклюзивного образования в массовой школе.

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ источников информации, метод формирования гипотезы, продуцирование идей;

логические: анализ и синтез, сравнение, обобщение;

математические: математические расчёты, статистические методы, метод визуализации данных;

эмпирические: наблюдение, анкетирование.

Особенности инклюзивного образования

Инклюзивное образование – это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Сам термин имеет латинское происхождение: «include» – «заключаю», «включаю».

В рамках инклюзивного образования не ребёнок должен приспосабливаться к процессу обучения, наоборот – характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребёнка. Простыми словами, это школа, где в одном классе обучаются дети с особенностями в развитии, дети-инвалиды с детьми, у которых не наблюдается ментальных и физиологических отклонений. В таких школах ребенка-инвалида вовлекают во все виды деятельности - образовательную и во внеклассную. При этом у одноклассников сформированы взгляды к особенным детям, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка.2

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Все люди нуждаются друг в друге.

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.6

Сложности в инклюзивном образовании:

Архитектурная недоступность школ – не во всех школах есть пандусы и лифты, которые требуются детям с физиологическими проблемами.

Сейчас бывает так, что выпускники школ отказываются от празднования выпускных балов и предпочитают тратить деньги на благотворительность. И если случится так, что на эти средства построят хотя бы один пандус, то возможно это приблизит ребенка с особенными потребностями к нормальному образованию.

Не хватает специально подготовленных учителей.

Оказывается, чтобы особенный ребенок учился в классе, педагог должен быть специально обучен. Об этом заботится государство и в ВУЗах появилось много специальностей, связанных с инклюзивным образованием.

Изменение методов и способов обучения.

Дети с особенными потребностями могут и не осваивать программу так хорошо, как сверстники. Но несмотря на это, нахождение в среде со сверстниками поможет им стать полноправным членом общества.

Общество не готово к инклюзивному образованию.

Родители ребят с особыми потребностями боятся насмешек, издевательств, которые будут переживать их дети. Родители детей без особенностей в развитии опасаются того, что их ребята будут отставать в усвоении программы. Я провёл анкетирование, которое даст понять насколько готовы мои одноклассники к принятию ребенка с особенностями в развитии.

1.2. Инклюзивное образование в Казахстане

Законом Республики Казахстан «Об образовании» гарантированы равенство прав всех на получение качественного образования, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития и психофизических особенностей каждого лица.3

Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг. на сегодняшний день значительно увеличилась доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, создавших «безбарьерный доступ» для детей инвалидов.4 За последнее время государством было поставлено много задач, направленных на интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы. Для развития инклюзивного образования нужна серьезная подготовка. Ежегодно в Казахстане проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями на базе Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. С 2015 года начались курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию для учителей школ на базе АО НЦПК «Орлеу». За три года прошли курсы более 3000 человек.5

2. Социологический опрос «Твое отношение к детям с ограниченными возможностями»

В феврале 2020 года нами был проведён социологический опрос в форме анкетирования среди учащихся 3 «А» класса НУ школы «Престиж» г. Алматы. В анкетировании участвовали 20 ребят. Им были розданы анкеты с 5 вопросами. Результат анализа анкетирования:

Были ли среди Ваших знакомых или родственников взрослые или дети с инвалидностью?

2. Как ты отнесёшься к тому, что вместе с тобой будут учиться такие ребята?

3. Как ты относишься к общению с детьми-инвалидами?

4. Стал бы ты помогать таким детям?

5. Какие чувства у вас возникают к детям-инвалидам?

В ходе данного анкетирования выяснилось, что одноклассники готовы к обучению с детьми с особыми потребностями. Готовы оказывать им помощь, проявлять сочувствие. Однако, многие не до конца понимают проблему, потому что часть опрошенных не имеет среди близкого окружения таких ребят и никогда не задумывались об их жизни.

Считаем, что надо больше затрагивать эту тему дома, в школе, чтобы и родители, и дети без особенностей были открыты инклюзивному образованию.

3. Посещение Центра Социально Инклюзивных Программ

Во время написания проекта, я посетил Центр Социальных Инклюзивных Программ, где познакомился с детьми, которые нуждаются в особом образовательном подходе. Каждый из них имеет ряд причин, по которым не может обучаться в обычной школе. И несмотря на то, что 70% обучающихся там нормотипичные дети, они и их родители выбрали именно этот вид обучения. Там обучаются ребята, которых взяли в семью из детских домов, дети, чьи брат или сестра имеют инвалидность, школьники, которые не смогли подружиться со своими одноклассниками в прежней школе. А одна девочка меня восхитила своим желанием посвятить жизнь инклюзивному образованию и ребятам, требующим особого подхода. Она обучается в 11 классе, придя один раз в этот центр волонтером, она осталась там по сей день. Что я там увидел? Это одна дружная семья, где каждый готов прийти на помощь друг другу, где ребята, независимо от возраста, личных особенностей обучаются, дружат, также как мы, бегают на переменах, играют в спортзале, ходят на кружки. И пусть они не проходят сложных задач, но уравнения там я решал, и в блиц турнире по литературе участвовал.

Таким образом, моя гипотеза доказана, дети с ограниченными возможностями и особыми потребностями, обучаясь среди сверстников могут получить стандартное образование, но пока, к сожалению, не во всех школах.

Заключение

Итак, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который предполагает доступность образования для всех детей с особыми потребностями в обучении.

Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями чувствовать себя обычными, как его одноклассники.

Ребята с ограниченными возможностями должны развивать свои способности, талант и иметь среду общения с нормальными детьми.

Дети с ограниченными возможностями должны учиться в обычных школах, а не изолироваться в специальных интернатах.

В нашей стране инклюзивное образование действует, но имеет ряд проблем: техническое оснащение школы не всегда соответствует требованиям, нет педагогов, которые могли бы работать с такими детьми. Все эти проблемы решаемы и решаются.

Как показал социологический опрос (анкетирование) сверстников, большинство ребят готовы принять в свою среду детей с ограниченными возможностями, оказать им помощь и поддержку, дружить, общаться с ними.

Считаем, что такие возможности будут способствовать социализации ребят, их личностному росту и получению стандартного образования, а в дальнейшем – любимой профессии и специальности.

Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать для проведения классных часов, бесед с учащимися с целью положительного восприятия и отношения к инклюзивному образованию.

Список использованных источников и литературы:

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы Режим доступа: https://nao.kz/blogs/view/2/105

2. Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : метод. рекомендации / Н. В. Румянцева, Е. А. Горюшина, Гусева Н. А. – Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2018.

3.Закон РК «Об образовании» - ЭР Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747

4. Инклюзивное образование в Казахстане : состояние, перспективы Есиргепова В.Ж.

5.Развитие инклюзивного образования в Казахстане А.М. Ерсарина http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_147_2.htm

6.Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679

Просмотров работы: 128