II Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "СОЗДАНИЕ ПАРФЮМЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ"
Хабаров Е.А., Буина С.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 Введение

Запах, как цвета и звуки настроенье создает,Бережет тебя от скуки, жизни тонус придает.Разнообразны ароматы, у каждого характер свой,Бодрость хладная у мяты, у розы приторный покой.Запах солнца излучает недвусмысленно озон,Моря - солью наполняет обонянья горизонт,Кофе нам уют подарит, по-домашнему дымясь,Апельсин в душе оставит с Новым Годом прочно связь… Летний вечер погружает в тайны ласки и любви,Сладострастно освежая нас жасмином до зари...Каждому свое расскажет тонкий аромат духов,Уникален запах каждый и красноречивей слов...

Борис Ратников

Мир запахов окружает нас всюду, и мы сталкиваемся с ним непрерывно. Роль запахов в нашей жизни огромна. Современные люди привыкли думать, что запахи – это всего лишь комбинация молекул, которые при попадании в нос раздражает нервные окончания, передающие информацию в головной мозг. Но согласно представлениям древних мудрецов, запах является тончайшим проявлением материальной природы и влияет на физическое и психическое состояние человека.

На современного человека оказывают влияние ароматные ассоциации: одни из них приятны почти для каждого, а другие у кого-то могут вызвать удивлённый смешок или брезгливую гримасу.

Не только запахи могут влиять на наши эмоции, но и эмоции по-своему сказываются на восприятии запахов. В научно-популярной литературе описан эксперимент, проведённый японскими учёными: двум группам людей предъявили запах одного и того же синтезированного химического вещества. Ни один из тестируемых не мог его знать или помнить, поэтому влияние предшествующего опыта на результат эксперимента исключалось. Одной группе запах предъявили в момент радостного события (выдача премии), а другой – при решении простой с виду арифметической задачи, которая содержала запрограммированную ошибку и поэтому в принципе не могла быть решена, несмотря на все старания испытуемого. Когда через некоторое время обеим группам снова предъявили этот запах, первая оценила его как однозначно приятный, вторая –как отвратительный [ 2 ]. Поэтому очевидно, что не только запах, но и воспоминание о нём может испортить настроение, вызвать головную боль или заставить по-новому ощутить вкус жизни.

Лучшие ароматы, созданные величайшими парфюмерами, вошли в историю: композиция «Мисс Диор» (компании «Кристиан Диор»), «Воздух времени» (фирва «Ниниа Ричи»), «Arpege» (от Жанна Ланвен), «Ma Criff» (от Кармен де Томассо), «Chanel №5» (от Эрнеста Бо), «Dolce Vita» ( от Кристиан Диор), «Sun» (от Джул Сандер» и др.

Актуальность данной темы выражена в том, что рынок духов растёт с каждым днём, он ещё не достиг своего предела. Новинки появляются одна за другой. Однако при создании современной композиции авторы всё больше допускают отступление от точной имитации природы и внедряют как синтетические душистые вещества – как идентичные природные компонентам эфирных масел, так и совершенно новые продукты, пригодные для парфюмерии. Мы живет в городе, где множество искусственных, химических запахов. Еще и искусственные духи, поэтому у некоторых людей от запахов духов болит голова.

Цель моей работы является создание собственной парфюмерной композиции из доступных ароматических веществ.

Эта увлекательная работа позволит параллельно изучить некоторые разделы химии, полезные не только с точки зрения академических знаний, но и с бытовой и практической точек зрения.

Новизна данной работы заключается в изучении основ лабораторной работы и научного исследования, а также органической и физической химии в процессе создания собственной парфюмерной композиции.

Задачи:

  1. Изучить по литературным источникам следующие темы:

    1. Основы парфюмерии и обоняния

    2. Способы получение органических соединений, необходимых для создания парфюмерной композиции

    3. Принципы создания и анализа парфюмерных композиций

  2. Изучить основы работы в лаборатории; получить наиболее доступными способами эфирные масла и провести их анализ;

  3. Создание и совершенствование собственной парфюмерной композиции;

  4. Презентация полученных результатов.

Экспериментальные подходы: получение эфирных масел, смешение ароматических веществ (эфирных масел) в различных сочетаниях с варьированием концентрации компонент;

Методические подходы: ознакомление с принципами создания органических растворов, изучение их свойств на примере парфюмерных композиций.

При работе использовались различные источники: научно-популярная литература [ 3 ], [4 ], [ 5], производственно-техническая литература [1 ], [ 2]; а также средства массовой информации – статьи, журналы, интернет – ресурсы [ 6 ], [7 ],[ 8 ], [ 9 ], [10 ], [11], [12 ],[ 13 ], [ 14 ], [ 15 ].

В своей работе я не только получила эфирные масла, но и составила из них композицию.

Практическая часть

  1.  
    1.  
      1.  
        1.  
          1.  
            1.  
              1. Опытно-экспериментальная работа по получению эфирных масел из натурального сырья

На основе изложенного и изученного выше материала выбираем один из способов получения эфирного масла – получение эфирных масел методом перегонки с водяным паром.

Оборудование и сырье: Колбы круглодонные емкостью 0,5л-2шт., холодильник Либиха, стеклянные трубки, песочная баня, спиртовка, электроплитка, делительная воронка, еловые иголки, цедра апельсина и лимона, перечная мята, трубочки корицы, гвоздика, зёрна кофе.

Соберем установку согласно приложению 3. Закрепим колбу на 0,5л в штативе. Закроем ее резиновой пробкой с двумя отверстиями. В одно из них вставим оттянутую на конце стеклянную трубку, которая доходит почти до дна колбы. Эта трубка будет служить предохранительным клапаном. Через другое отверстие введем короткое колено изогнутой трубки с внутренним диаметром не менее 5мм. Более длинное колено той же трубки вставим через отверстие в пробке во вторую колбу, так чтобы трубка доходила там почти до дна. Кроме того, с помощью стеклянной трубки соединим вторую колбу с прямым холодильником. В качестве приемника возьмем делительную воронку. Колбу, соединенную с холодильником, поместим в песочную баню.

Получение елового масла

Возьмем 200г иголок молодых побегов ели. Измельчим их и, пока они еще влажные, поместим в колбу, находящуюся на песочной бане, добавим 20-30мл воды. Первую колбу заполним на 1/3 водой и, чтобы кипение было равномерным, добавим к воде несколько кусочков керамики. Нагреем воду до кипения с помощью спиртовки. Одновременно нагреваем колбу на песочной бане с помощью электроплитки. Перегонку с водяным паром ведем 40мин, с момента закипания воды в первой колбе. Масло и водный конденсат собираем на выходе в делительную воронку, воды собирается около 100мл, а на поверхности ее плавают бесцветные капли масла 0,5мл. Воду отделяем от масла. Для получения 25мл масла потребовалось 2 кг хвои.

Получение цитрусового масла (из апельсина, лимона, лайма)Для получения цитрусового масла используем установку как в приложении 3 и методику для получения елового масла. В качестве сырья используем цедру апельсина (2шт), лимона (1шт), лайма (1 шт), мелко измельченную. Получила 5 мл масла.

Так как остальное сырье было в сухом виде, использовать метод дистилляция посчитали не целесообразным, т. к . количество эфирного масла, которое сможем получить будет незначительное. Поэтому решили использовать метод марцеляции (настаивания, горячего анфлеража). При мацерации высушенное растение помещают в стеклянный сосуд с теплым растительным маслом или нагретым до 50-70 градусов животным жиром. Благодаря воздействию тепла ароматические молекулы переходят в масло. Растение настаивается таким образом в нем несколько дней, обязательно на свету, периодически емкость встряхивают. Процедура повторяется 20-25 раз с этим же маслом и постоянной сменой растительного сырья. После насыщения ароматическими молекулами растительное масло фильтруется, и готовое эфирное масло переливается в сосуд из темного стекла.

Получение мятного масла

Для получения мятного масла используем метод марцеляции. В качестве сырья используем 1 кг высушенной мяты и получили через 2 недели 60 мл масла

Получение масла с ароматом кофе

Для получения масла с запахом кофе в качестве сырья было использовано молотое кофе для турки под названием «МОККА». Было взято 100 г кофе и через 1 неделю получили 30 мл масла

Получение масла с ароматом корицы

Масло с ароматом корицы получают из высушенной коры и молодых побегов коричника, продается в виде трубочек свёрнутых из этой коры. Для получения масла я использовала корицу в трубочках, в так же измельченную корицу (5 трубочек и 5 г измельченной корицы) и через 1 неделю получила 40 мл масла.

Получение гвоздичного масла

Для приготовления гвоздичного масло использовала 250 гр. приправы гвоздика. Оливковое масло примерно 15 мл. Смешать и довести до кипения на маленьком огне. Настаивать масло около 2 месяцев. В итоге получила 10 мл масла.

Получение цитрусового масла (из лимона, лайма) методом марцеляции.

В качестве сырья используем цедру лимона (3шт), лайма (4 шт), мелко измельченную. Настаивала на оливковом масле 4-5 дней . Получила 50 мл масла лимона и 40 мо масла лайма.

2. Проверка качества полученных масел

  1. Тест на кислотность - рН =7, среда нейтральная (проводился с помощью универсальной индикаторной бумажки)

  2. Тест на чистоту и испаряемость. Полученные эфирные масла не оставляют пятен на бумаге, а это указывает на хорошее качество масел.

  3. Дерматологический тест. На тыльной стороне ладони делалась проба полученных масел, реакции кожи на масла отсутствует.

3. Создание своей парфюмерной композиции.

Полученные эфирные масла из природного сырья я использовала для создания своего аромата.

Оборудование: колбы, стеклянные палочки, мерный цилиндр, мерная пробирка, калиброванные пипетки, градуированные пипетки, нюхательные бумажные полоски по 10 см для комбинаций эфирных масел; флаконы, в которые будут разливаться духи.

Этот этап своей работы я проводила в вытяжном шкафу. Я поэтапно документировала каждый свой шаг, то есть записывать точно количество каждого масла, использованного для парфюмерной композиции. С помощью нюхательной полоски определяла и комбинировала ароматы. Результатом стал мой созданный аромат, названный «Весенний дождь».

«Голова духов» или верхняя нота — это тот аромат, который ощущается в первые 5-30 минут после нанесения «волшебной жидкости» на кожу. Масла верхней ноты, «головы» в моих духах –мята.

Когда дело доходит до «сердца духов», испарение эфирных масел происходит намного дольше — от 12 до 24 часов. Масла средней ноты, «сердца» духов – корица и лайм.

Запах «сердца» достаточно ярок, но дольше всего мы носим на коже «базу духов». Это аромат самых стойких и наименее летучих масел, сопровождающий нас пока совсем не исчезнет. Масла нижней ноты, «базы» духов («шлейфа духов») - гвоздика, барбарис, ель

Далее флакончик с духами поместили в какое-нибудь темное место на 2-3 недели для дозревания.

4. Изготовление своей ароматической коллекции.

Полученный аромат я решила использовать для создания мыла, аромосвечей и сухих духов, потому что данные масла экологически чистыми и способны улучшить состояние организма.

Изготовление ароматических свечей.

Потом я подумала, а почему бы мне не сделать свечу с эфирным маслом. Для этого я расплавила воск без запаха на водяной бане, далее налила 20 мл своей парфюмерной композиции в воск, вставила фитиль и залила формы. Через час воск застыл и свечи были готовы.

Изготовление твёрдых духов.

Следующей моей работой были твердые духи. Для их приготовления я взяла масло без запаха и воск в пропорции примерно 1 часть воска к 2-2,5 частям масла (2 столовые ложки масла и 1 столовая ложка воска). Нагрела воск на водяной бане, довела его до жидкого состояния и нагрела масло. Смешала масло с воском и добавила композицию из эфирных масел. Все размешала тонкой палочкой и быстро залила в подготовленную форму. После этого смесь быстро застывает.

Изготовление мыла с подготовленным ароматом.

Последним этапом моей работы было изготовление мыла со своим ароматом.

В качестве основы я взяла простое глицериновой мыло. Основу разрезала на кубики и отправила на 1 минуту в микроволновку на максимальную мощность топиться. После этого добавила в растопленную массу: капельки пищевого красителя (….), парфюмерную композицию и всё перемешала. Сбрызнула форму спиртом (так я не дам образоваться пузырькам воздуха). Вылила полученную массу, и опять сбрызнула сверху спиртом, чтоб убрать пузырьки, и отправила массу в холодильник на полчаса-час. Полученное мыло я упаковала в пищевую пленку (чтоб защитить от влажности) для долгого хранения.

Заключение

Можно любоваться красотой розы, вслушиваться в шелест ее лепестков и листьев, но впечатление будет неполным, если не ощутить аромат этого цветка. Этим наслаждением мы обязаны обонянию. На протяжении многих веков запахам уделяли огромное внимание, и даже, придавали мистический смысл: цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла, пары семян руты на Востоке и в Средней Азии считались верным средством от дурного глаза, по свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии. Люди с древних времен по сегодняшний день используют ароматические вещества для изменения запаха собственного тела и окружающей среды.

Стремление человека ощутить любимый аромат в любое время года привело к тому к появлению специальности парфюмера. Парфюмер – это специалист, создающий композицию – сложную смесь душистых веществ.

Создание своих духов трудоёмкий процесс. В своей работе я получила эфирные масла из природного сырья, хорошего качества. Но самым трудным оказалось правильно сочетать масла, чтобы они не только не перекрывали друг друга, но и дополняли, создавая приятны аромат. И у меня это получилось.

Полученный аромат был использован для создания собственной ароматной композиции и сопутствующих ароматических изделий (мыла, аромосвечей, духов).

Эфирные масла воздействуют через органы обоняния на нервную систему. Если человек научится жить в гармонии с окружающими его запахами, то это, конечно, благотворно повлияет на его физическое и психологическое состояние.

Таким образом, запахи - являются уникальным звеном, связывающим наше здоровье с богатствами окружающего нас мира.

Литература:

  1. П. Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы

  2. Г.Н. Каспаров, Основы производства парфюмерии и косметики, М. “Агропромиздат”, 1988, 287с.

  3. Кривова А.Ю., Паронян В.Х. Технология производства парфюмерно-косметических продуктов (2009) 661 c.

  4. Л.А. Хейфиц, В.М. Дашунин, Душистые вещества и другие продукты для парфюмерии, М. “Химия”, 1994, 256с.

  5. И.И. Сидоров, Н.А. Турышева, Л.П. Фалеева, Е.И. Ясюкевич, Технология натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ, М. Легкая и пищевая промышленность, 1984, 368с.

  6. http://lambre.by/parfum/parfum_glossary.htm

  7. http://www.znaytovar.ru/s/Parfyumernye-tovary.html

  8. www.ecobites.com

  9. http://www.syl.ru/article/153259/new_kak-sdelat-duhi-v-domashnih-usloviyah-domashnie-tverdyie-duhi

  10. http://www.irklib.ru/publication/189/

  11. история-вещей.рф/parfyumeriya/istoriya-sozdaniya-duhov.html

  12. http://www.kakprosto.ru/kak-25386-kak-sdelat-doma-duhi#ixzz3Px0JUwbQ

  13. elitperfume.ru/blogs/blog/kak-polzovatsya-maslyanymi-duhami

  14. http://www.kakprosto.ru/kak-830918-kogda-poyavilis-pervye-duhi#ixzz3PwzxqdhG

  15. Wikipedia.ru

Приложение 1

Прибор для получения эфирных масел

Фотоотчет о проделанной работе

Мои духи

Ароматическая коллекция

Мыло на основе моей ароматической композиции

Ароматические свечи

Сухие духи

15