II Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ЯБЛОЧНЫХ СОКАХ
Козлов В.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 Введение

Прилавки наших магазинов пестрят яркоокрашенными упаковками самых разнообразных соков. Хотя цены на товар не низкие, население покупает их в немалых количествах. Сок - вкусный и питательный продукт. Летом он освежает, помогает поддерживать водный баланс организма. Есть ли у стерилизованных соков другие достоинства? Например, содержат ли они витамины, а в частности, аскорбиновую кислоту? Почему именно аскорбиновой кислоты? Почти каждый из нас страдает повышенной утомляемостью, ухудшением зрения, частыми простудными заболеваниями. По мнению учёных, большое значение в профилактике таких нарушений имеет витамин «С». Всем известно, что свежевыжатые соки максимально витаминизированы, но чаще всего наиболее доступны соки, купленные в магазине. Нам нравится один, но, может быть, с точки зрения содержания аскорбиновой кислоты, полезен другой? Какой же сок наиболее полезен?

Актуальность: сравнение количественного содержания витамина С в соках с заявленным на упаковке.

Объект исследования: яблочный сок.

Предмет исследования: аскорбиновая кислотав яблочных соках.

Цель работы: проведение исследования на содержание витамина С в яблочных соках.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал характеризующий витамин «С».

2. Провести химический анализ по определению содержания аскорбиновой кислоты в яблочных соках.

3. Предложить рекомендации о пользе соков.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Исследование пищевых продуктов химическим методом обратного йодометрического титрования с целью количественного определения витамина С.

Этапы исследовательской работы:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Изучить методику йодометрического титрования.

3. Провести эксперимент, определяющий количественное содержание витамина С.

4. Проанализировать результаты и дать рекомендации по употреблению соков.

1 Основная часть

Проблема сохранения здоровья в каждодневной жизни, в стрессовых ситуациях, сложной экологической обстановке волнует практически всех. Большинство учёных мира пришли к выводу, что ведущее место в борьбе с инфекционными заболеваниями, в повышении иммунитета принадлежит витамину «С». Восполнить его недостаток с обычной пищей очень непросто [5].

Поэтому мы заинтересовались, а много ли аскорбиновой кислоты в любимых нами соках.

1.1 Общая характеристика витамина С

В чистом виде витамин С был выделен в 1928 году, а в 1932 году было доказано, что именно отсутствие аскорбиновой кислоты в пище человека вызывает такое заболевание, как цинга. Тяжкие страдания мореплавателей и путешественников, гибель полярных экспедиций были результатом дефицита аскорбиновой кислоты. Но лишь в 30-хгг. XXв. удалось выяснить, каково строение антицинготного фактора, который получил название "витамин С " [4].

В 1928 венгерский ученый Сцент-Георги получил витамин С в кристаллическом виде из «венгерского» перца и установил его эмпирическую и структурную формулы. Аскорбиновая кислота представляет собой белый кристаллический порошок кислого вкуса. Она легко растворима в воде, растворима в спирте, нерастворима в эфире, бензоле и хлороформе. По химическому строению аскорбиновая кислота имеет родственную связь с сахаром. Существует несколько форм аскорбиновой кислоты, одна из которых, наиболее биологически активная, и является витамином С [4].

Аскорбиновая кислота повышает защитные силы организма, ограничивает возможность заболеваний дыхательных путей, улучшает эластичность сосудов (нормализует проницаемость капилляров). Витамин С оказывает благоприятное действие на функции центральной нервной системы, стимулирует деятельность эндокринных желез, укрепляет волосы, переводит Fe +3 в Fe +2 что способствует всасыванию железа организмом, кроветворению, препятствует образованию канцерогенов , участвует в имунномодулировании [6].

Недостаток витамина С проявляется в быстрой утомляемости, кровоточивости дёсен – цинге. Для цинги характерны анемия слабость, апатия, рыхлость десен, подкожные кровоизлияния и нарушения развития костной и хрящевой ткани (у детей).

Аскорбиновая кислота содержится в свежих растения: шиповнике, черной смородине, рябине, облепихе, цитрусовых плодах, красном перце, хрене, петрушке, зеленом луке, укропе, кресс-салате, капусте, картофеле. В лекарственных растениях: крапиве, будре, в лесных плодах [3].

Аскорбиновая кислота весьма чувствительна к повышению температуры, при нагревании ее раствора до 50оС при доступе воздуха она очень быстро разрушается. В сухом виде аскорбиновая кислота устойчива. Витамин С при соприкосновении с металлами, при долгом вымачивании овощей переходит в воду, быстро окисляется [2].

1.2 Йодометрическое определение аскорбиновой кислоты

Характеристика метода измерений

Определение аскорбиновой кислоты основано на методе обратного йодометрического титрования, реакция выражена уравнениями [1]:

С6Н8О6 + I2 = С6Н6О6 + 2НI

аскорбиновая кислота дегидроаскорбиновая кислота

I2 + 2S2O32– = S4O62– + 2I

Средства измерений, вспомогательные устройства и материалы:

  • Бюретка 1-1(3)-2-25-0,1 ГОСТ 29251.

  • Стакан В-1-150 ХТС ГОСТ 25336.

  • Воронка В-36-80 ХС ГОСТ 25336.

  • Пипетки 2-2-10; 2-2-20; 2-2-50 ГОСТ 29169.

  • Раствор йода с молярной концентрацией с(1/2 I2) = 0,02 моль/дм3.

  • Раствор тиосульфата натрия с молярной концентрацией c(Na2S2O3) = 0,02 моль/дм3.

  • Раствор серной кислоты с молярной концентрацией: c2SO4) = 6 моль/дм3.

  • Раствор крахмала с массовой долей растворенного вещества 1 %.

  • Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.

Выполнение измерений

В две колбы для титрования помещают 50 см3 пробы сока. Добавляют с помощью пипетки по 4 см3 Н2SO4, раствор в колбах перемешивают и добавляют с помощью пипетки по 20 см3 раствора I2. Колбы прикрывают стеклянной пробкой и оставляют в темноте на 3-5 минут. Затем избыток йода титруют (на холоде) рабочим раствором Na2S2O3 до соломенно-желтой окраски, добавляют 2-3 капли крахмала и титруют до исчезновения синей окраски крахмала [1].

Обработка результатов измерений

Определяют массу (мг) аскорбиновой кислоты (М = 176,1 г/моль) в 100 см3 сока:

где c(1/2I2)- молярная концентрация раствора йода моль/дм3; V1- объём раствора йода, прилитый к анализируемому соку, см3; с(Na2S2O3) - молярная концентрация раствора тиосульфата натрия, моль/дм3; V2- объём Na2S2O3, израсходованный на титрование, см3; M(1/2C6H8O6)- молярная масса аскорбиновой кислоты, 88 г/моль; V0 – объём сока, взятого для анализа, см3.

Полученные усредненные результаты по определению содержания аскорбиновой кислоты (витамина С) в яблочных соках различных марок (по 50 проанализированным пробам), представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание аскорбиновой кислоты (витамина С) в соках

Наименования

Витамин С, мг/100 см3

Любимый «Яблоко»

56

Фруктовый сад «Яблоко»

14,0

Остров Колибри «Яблоко»

13,3

J7 «Яблоко»

6,3

Фруто Няня «Яблоко»

4,9

Добрый «Яблоко»

3,5

Заключение

Во время физических и эмоциональных нагрузок, а также в период эпидемии гриппа организм особенно нуждается в витамине С, поэтому можно увеличить суточную норму витамина C за счёт употребления соков, которая в зависимости от возраста составляет от 30 до 100 мг [5].

По результатам проведенного химического анализа можно сделать выводы:

  • наибольшее содержание аскорбиновой кислоты в соке Любимый «Яблоко», а

наименьшее Добрый «Яблоко»;

  • яблочный сок «Любимый» является витаминизированным и для пополнения

физиологической нормы витамина С, достаточно употребить одну упаковку объемом 100 см3;

  • заявленное содержание витамина С на упаковке соков, чаще всего не

соответствует полученным результатам, поэтому необходимо более внимательно относится к выбору производителя соков.

Список используемых источников

  1. Васильев В.П, Морозова Р.П., Кочергина Л.А. Аналитическая химия Лабораторный практикум «Дрофа», 2006 – 414с.

  2. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании: Учеб. Пособие для техникумов. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Высш. шк., 1989.-271 с

  3. Казьмин В.Д, Казьмин З.В Лечебные свойства овощей и фруктов, издательский центр «МарТ», 2004. -256с

  4. Лифляндский В. Г. Витамины и минералы. От А до Я: Справочник. -СПб; М.: Нева, 2006. - 631 с.

  5. Петровский К.С., Белоусов Д.П., Беляева А.С., Смирнов Н.Н. Витамины Круглый год.- М. Росельхозиздат, 1983. - 96с.

  6. Спиричев В. Б. Витамины и мы // Химия и жизнь – XXI век. – 2005. - № 12. - с. 32-34.