II Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ КАРТИН
Комарова М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 Введение

Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно. Роль искусства в жизни человека, так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство.

Актуальность исследования заключается в том, что изучая полотна художников разных эпох, непроизвольно соприкасаешься не только с живописью, но и с историей, что очень важно для современного человека. А такое комплексное изучение влечёт за собой большие возможности для развития художественной культуры и грамотности, а также воспитание творческой личности, которая будет успешна в любой дальнейшей профессиональной сфере.

Гипотеза: Существует много картин, у которых свои тайны

Объект исследования: Живопись

Предмет исследования: Материалы по теме «Творчество художников разных эпох».

Цель исследования: Выявить и изучить известные картины, у которых есть свои тайны и загадки

Задачи:

  • Изучить всю литературу и материалы сайтов Интернета по данному вопросу.

  • Собрать необходимый материал по теме, проанализировать и обобщить.

  • Рассмотреть особенности каждой найденной работы.

  • Показать практическое применение полученных знаний.

  • Познакомить с результатами полученных исследований одноклассников и учащихся школьного кружка по рисованию.

Глава 1. Живопись, как часть культурного развития в жизни человека

Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика.

У человека на протяжении веков всегда было стремление ко всему прекрасному. А стремление к искусству появилось еще во времена мотыги, охоты на мамонтов и выделывания шкурок пойманных зверей. Первые художники-живописцы украшали стены своих домов различными рисунками повседневной жизни. Изображали удачную охоту, животных обитающих в лесах, свое поселение и отпечатки своих ладоней. Позже, когда познакомились с глиной и начали лепить горшки, стали наносить изображения и на них тоже. Человечество развивалось, развивалось и искусство. На смену наскальной живописи пришли фрески и мозаика. Особо искусными в этом области стали греки. Их приглашали многие цари, чтоб те украшали своими работами стены их дворцов. На смену фрескам и мозаикам пришла иконопись. Дальше стали развиваться новые направления живописи. Средневековье, эпоха Возрождения – вот время, когда живопись получила поистине громадный размах. Именно с этого времени начинается эра активного влияния на человека через искусство. И сегодня одним из требований современного общества является более высокий уровень художественной культуры и грамотности, одной из составляющих которой является живопись. Для того, чтобы понять роль живописи в жизни современного человека на практике, я провела небольшой опрос среди учащихся, родителей и учителей по данной теме. В опросе участвовало 56 человек. Участников опроса просили внимательно прочитать задание и выбрать только один вариант ответа. Задание было составлено так: «Представьте, что вы выиграли поездку в город и бесплатный билет на мероприятие. Что вы выберите? Музей истории с экскурсоводом, концерт классической музыки в консерватории, кинотеатр, картинная галерея, зоопарк, театр, цирк?»

Эта анкета была проведена для того, чтобы выявить заинтересованность опрошенных таким видом искусства, как живопись. По результатам опроса можно сделать вывод, что популярность бесплатного посещения картинной галереи очень мала, и уступает в несколько раз театру, цирку, зоопарку, кинотеатру и музею. Но больше всего удивило, что выбрали час общения с картинами не учащиеся, а взрослые (учитель и родитель). Такую низкую заинтересованность можно объяснить несколькими причинами:

другие виды искусства - это уже готовый «продукт» для потребления, а общение с настоящими полотнами художников – это труд. Пусть небольшой, но глубокий. Нужно самостоятельно изучить, понять и прочувствовать идею автора;

всё меньше современных школьников интересуются мировой художественной культурой вживую, поясняя, что проще посмотреть картину в интернете;

увлечения современной молодёжи, а также выбор профессии в большей степени не несут направленности художественных образов. Все вокруг мечтают стать юристами, экономистами и банкирами. А люди творческие уходят на второй план. Мне захотелось немного с другой стороны подойти к этой проблеме, и своим исследованием привлечь моих ровесников к изучению живописи и творчеству художников разных эпох и направлений. Но не просто собрать материал по известным и не очень известным полотнам, а найти что - то необычное, скрытое или таинственное в них самих или в замысле авторов.

Глава 2. Какие тайны и загадки хранят картины

Чем больше проходит времени с момента создания той или иной картины, тем больше домыслов она порождает. Искусствоведы и ученые пытаются докопаться до скрытой сущности изображения. Отыскивают на полотнах тайные знаки и зашифрованные послания, строят гипотезы и предположения. Вот некоторые из них, которые мне удалось найти.

Один натурщик

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве.

Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа. [1]

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495—1498. находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане. За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. [6]

Был ли кит?

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так — в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.

Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу»

Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.[1]

Бог и дьявол В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но автор заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика). [1]

Ночной или дневной дозор?

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» 1642 г. около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самомделе происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов. [1]

Левое ухо

Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889. О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена. Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самомделе пострадало левое ухо. [1]

Чьи мишки? Иван Шишкин, «Утро в Сосновом бору», 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому. Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». [1]

Ошибки художника

Публика, впервые увидевшая картину П. Федотова « Сватовство майора", смеялась от души: художник наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку. [2]

Первые впечатления Джозеф Уильям Мэллорд Тернер. «Дождь, скорость и Пар»

В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и смотрел минут десять вперед. Потом он, мокрый насквозь, закрыл окно и долго сидел с закрытыми глазами. Не в силах сдержать свое любопытство женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год, на выставке она долго стояла перед картиной Тернера. У нее за спиной раздался чей-то голос:

— Похоже на Тернера, не правда ли? Кто еще мог «увидеть» такую нелепую мешанину?

И тогда она ответила:

— Я смогла. [3]

Лиловая голова Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

В 1913 году душевнобольной иконописец изрезал картину ножом. Благодаря своевременным работам реставраторов полотно удалось восстановить в первоначальном виде. Сам Репин приезжал в Москву и переписал голову Грозного в неприятной лиловой гамме, не вязавшейся с остальной гаммой картины, — взгляды на живопись у художника сильно изменились за 20 лет. Реставраторы убрали эти исправления и привели картину к точному соответствию её детальным фотографиям. А Репин, увидев восстановленную картину позже, ничего не заметил. [3]

Чужая идея

Казимир Малевич. «Черный Квадрат» «Черный квадрат» Малевича — одно из самых известных и обсуждаемых произведений искусства — не такое уж и новаторство. Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат», именно так картина называется полностью. И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.

Сам Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего квадрата, различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде найти абсолютное «безвесие» и полет форм. [3]

Неквадратный квадрат«Черный квадрат» очень популярен, хотя многие даже не догадываются, что он не черныйи вовсе не квадратный. У четырехугольника ни одна из сторон не параллельна никакой другой, и даже не параллельна ни какой из сторон рамки, в которую обрамлена картина. Многие считают, что квадрат черный, но на самом деле цвет получен благодаря смешению разных красок, и черный цвет там вообще отсутствовал. Как говорят искусствоведы, это была принципиальная позиция Казимира Малевича, так как он стремился сделать подвижную, динамическую форму.[7]

Задний фон и шесть пальцев

«Сикстинская мадонна» Рафаэля хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. [6]

Рафаэль «Сикстинская мадонна» ,1512 г.

У одного из персонажей картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна” на руке шестьпальцев? Что это – шутка великого художника, его ошибка или такой замысел? А может быть “код Рафаэля”? В качестве объяснения обнаруженной аномалии некоторые ссылаются на имя “шестипальцевого” персонажа – Сикст, что в переводе с латинского означает “Шестой”.[6]

Читать справа налево

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» 1898. По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов». [6]

Портрет за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы, искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово. Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут». [6]

Самая дорогая картина

Самой дорогой картиной в мире в 2006 году было полотно Джексона Полока «Номер 5, 1948». На одном из аукционов картина ушла за $140 миллионов.

Это может показаться забавным, но над созданием этой картины художник особо «не заморачивался»: он просто разливал краску по куску фибролита, разложенному на полу. [6]

Дата создания по расположению планет

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году. [6]

Знакомая Помпея

"Последний день Помпеи "Карла Брюллова - самое известное живописное изображение извержения вулкана Везувий. Изображение художника в левом углу картины с ящиком красок и кистей на голове является автопортретом автора. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) - в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. [6]

НЛО

В дополнение к привлечению нашего внимания к твёрдым как камень мышцам Младенца Иисуса, на картине Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино» также изображена интересная маленькая капля, парящая в небе над левым плечом Марии. Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит. Этот объект художник изобразил очень детально, чтобы его было хорошо заметно в его произведении искусства. На правой части картины изображён человек, который держит правую руку над глазами, что указывает на то, что этот объект был очень ярким, а в верхнем левом углу изображён предмет, похожий на солнце. «Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты. [8]

Код да Винчи

Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом, историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы. Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы.

Конечно, точно определить их очень трудно, но они, кажутся латинскими буквами CE, или Е может на самом деле быть буквой B. На арке моста, виднеющейся на фоне, можно увидеть число 72, или же латинскую букву L и число 2. Кроме того, число 149, со стёртым четвертым числом, находится на задней части картины, что даёт основания полагать, что да Винчи написал её, когда был в Милане в 1490-х годах. Следует принять во внимание, что этой картине почти 500 лет, поэтому она уже не такая чёткая и ясная, как в тот момент, когда она была создана. [6]

Беззубое совершенство

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так „улыбается“ именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы». [9]

Куда направлен ее взгляд?Каждый, кто оказывается перед полотном, под каким бы углом они не стояли, уверяет – Мона Лиза смотрит именно на него. В декабре 2011 года американские ученые сделали неожиданное открытие. С помощью обыкновенных зеркал они изучили эту и еще несколько картин Леонардо да Винчи. Все полотна художника объединяла одна черта – герои, изображенные на них, смотрели как будто в пустоту. Но исследователи выяснили – взгляд героев устремлен на некоторый невидимый объект. Перемещая по поверхности картины зеркала, исследователи искали ключ к тайне полотен великого художника. Работа над каждой картиной занимала несколько месяцев, и в конце каждого эксперимента ученых ожидал один и тот же шокирующий результат – фрагмент изображения, отразившись в зеркале, образовал некую загадочную фигуру. Исследователи не верили своим глазам – Мона Лиза смотрит вовсе не в пустоту, а на некое таинственное существо, в точности напоминает современное описание инопланетных пришельцев.Леонардо да Винчи считал, что зеркало – это способ скрыть информацию и практически это был один из первых шифров, которые когда-либо были придуманы. Какой тайный код пытался передать. Да Винчи, кому было адресовано это послание, и почему ключ к разгадке таится в зеркальном отражении?

Ключ к отгадке тайны художника оказался прост, как все гениальное – обычное зеркало. Свои записи он выполнял странным почерком и долго не могли понять, как это можно прочитать, пока однажды кто-то не догадался, что если над страницей рукописи поставить зеркало, то в зеркале этот шифр будет представлен в виде вполне понятного алфавита. [4]

Буква силы

Сканируя расположение фигур на огромном потолке Сикстинской капеллы, площадью в 1300 квадратных метров, авторы нашли формы, которые соответствуют еврейским буквам. Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы. Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции, и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано. [9]

Фига

Разногласия между папой Юлием II и Микеланджело были хорошо задокументированы. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил портрет папы в качестве пророка Захария, и что один из ангелов расположенных позади него показывает ему крайне непристойный жест. Прелестный маленький ребенок показывает фигу, и это не сладкий фрукт, это самая настоящая фига из пальцев и её значение далеко не так сладко, как одноимённый фрукт. Просовывая большой палец руки между указательным и средним пальцами, он делает жест, который в старом мире практически являлся аналогом демонстрации среднего пальца в наши дни. [9] Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Захария. 1508-1512.

112 пословиц«Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году. Её автором является Питер Брейгель Старший, который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней.

В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых пословиц. Некоторые из них, используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую». Другие пословицы отражают человеческую глупость. Некоторые фигуры, по-видимому, представляют собой более одного фигурального выражения, такие как, например, человек стригущий овцу левее центра в нижней части картины. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью. [9]

Дважды не ждали

Илья Репин «Не ждали», 1884 г

У картины «Не ждали» есть два варианта. Первый из них был начат в 1883 году, и на нем возвращающейся в семью была изображена девушка-курсистка. Эта картина была написана маслом по дереву. На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная — недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.[10]

Отражение в воде

Александр Иванов "Явление Христа народу", 1837

Посмотрите внимательно на отражение юноши и старика в воде. На старике светлая повязка. А какого цвета от неё отражение? В этом заключается одна из загадок картины. Впрочем, её легко разгадать, если посмотреть на один из этюдов к картине. На нём отчётливо видно, что первоначально старик был вкрасной повязке, которая позже была заменена на светлую, а отражение в воде художник забыл заменить.[9]

А дом везде один

Перед вами известная картина Василия Поленова "МОСКОВСКИЙ ДВОРИК". Слева полный вариант картины, а справа - небольшой, но важный фрагмент, изображающий торец старого дома. Этот дом фигурирует ещё в одной картине художника, а именно - "БАБУШКИН САД".

     

Сравните две картины, и вы увидите, что на одной и второй из них присутствуют один и тот же деревянный дом с колоннами, одни и те же окна, одна и та же берёза справа, печные трубы на крыше. Можно сделать вывод, что две совершенно разные картины представляют собой одно целое. [9]

Любой художник прошлого не мог открыто выразить свое мнение в отношении сюжета полотна, которое ему приходилось создавать по заказу надменного правителя, не говоря уже о мнении о личности самого клиента. Мастерам приходилось настолько тщательно продумывать шифры, расставлять секретные знаки, что только в наше время и только над некоторыми из этих скрытых смыслов начинает приоткрываться завеса тайны.[11]

Заключение

Собранный в процессе исследования материал – это лишь небольшая попытка прикоснуться к разгадке создания и авторского замысла художников. Выдвинутая гипотеза вначале исследования доказана. Действительно, в живописи и других направлениях искусства существует очень много произведений, которые хранят тайный смысл или их жизнь связана с какими - то мистическими событиями. Существуют картины с так «двойным дном», прошедшие исследование на ультразвуковых установках, которые дают возможность заглянуть под слои краски и увидеть первоначальный замысел художника. Есть даже картины – убийцы, которые по наблюдениям искусствоведов несут неприятности и даже смерть их владельцам. Но какие бы тайны не окружали эти произведения, учиться их разгадывать, узнавать новое – это очень увлекательное занятие и широкий простор для будущих открытий в исследованиях этой области искусства.

  1.  
    1.  
      1. Список источников:

  2. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-tajn-znamenityh-kartin-639605/

  3. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-tajn-znamenityh-kartin-704910/

  4. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/eto-udivitelnoe-iskusstvo-506155/

  5. http://sekreti-mira.ru/tajna-kartin-leonardo/

  6. http://blognews.am/rus/news/82326/sekretiy-i-taiyniy-znamenitiykh-kartin-foto.html

  7. http://miridei.com/interesnye-idei/interesnye-istoricheskie-/kakie_tajny_skryv

  8. http://www.kulturologia.ru/blogs/031213/19414/

  9. http://worldartdalia.blogspot.ru/2013/08/10_3674.html

  10. http://mordikov.info/polenov.html

  11. http://creu.ru/tajny-e-znaki-izvestny-h-kartin-35365/