Введение
Все из нас ходят в школу и часто задумываются, как написать то или иное слово, как правильно поставить ударение, что означает это слово и другое. В наши дни практически все дети имеют доступ к Интернету и ответы на такие вопросы они очень легко находят в браузере. Они списывают ответ, даже не задумавшись о его правильности. Для таких случаев лучше использовать словари, в них собрана точная и правильная информация. Сейчас уже многие школьники не пользуются словарями, ведь они думают, что это долго и вообще быстрее найти в Интернете. Но ребята даже не знают о существование многих словарей.
Мир словарей – это огромный океан знаний, где каждый язык имеет свои собственные глубины и течения. Если мы заглянем за горизонт привычных словарей, в те места, где слова прячутся в тени, где их значение не всегда очевидно, где они звучат как загадка? Появление таких словарей я считаю целым путешествием в необычный мир. Они хранят в себе не только значение слов, но и уникальные истории, культурные особенности и даже тайны. Эти словари выходят за рамки обыденного, где слова – не просто знаки, а ключи к пониманию глубокой и многогранной русской культуры. Поэтому меня заинтересовало использование словарей в нынешнее время, и я решила познакомиться с самыми необычными словарями России.
Цель проекта: выявление и изучение необычных словарей России и создание собственного словаря.
Задачи:
Изучить литературу по теме проекта.
Провести сетевое анкетирование среди 5 – 9 классов.
Разработать свой словарь интернетного школьника.
Представить свой словарь в нескольких классах.
Разработать игру и провести её.
Сделать выводы по проекту.
Объект проекта: необычные словари России.
Предмет исследования: словарные слова.
Гипотеза: предположим, что необычные словари России могут расширить кругозор и заинтересовать современного школьника.
Актуальность проекта заключается в том, что большинство современных школьников не видят пользы в использование словарей. Они достают телефоны и начинают искать ответ в сети Интернет. В нашей стране создано очень много словарей, в том числе есть словари, о которых многие даже не слышали, чтобы привлечь ребят к использованию словарей, я решила изучить самые необычные словари России. Может такими словарями школьникам захочется пользоваться.
Методы исследования:
-статистический метод (обрабатывание литературы и Интернет - источников);
- социальный опрос, анкетирование;
- классификация предмета исследования;
- творческий (составление словаря);
- технологический (создание игры)
Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые объединяются интересы подростков и научная деятельность.
Практическая значимость. Материал данного проекта, на мой взгляд, может быть использован для проведения школьных мероприятий, на уроках по русскому языку, литературе, биологии и географии. Реализация проекта позволит повысить качественный уровень познавательного развития школьника.
Глава I. Теоретическая часть. Словари в нашей жизни
История появления словарей
Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки лексикографии. Более тысячи лет тому назад в языке насчитывалось всего несколько десятков тысяч слов. Книги на Руси писались и многократно переписывались от руки. Часто случалось так, что монах-переписчик встречал неизвестные ему слова. Чтобы сэкономить время, монах записывал найденные в других книгах объяснения неизвестных слов на полях рукописной книги или между строчками текста. Подобные разъяснения непонятных слов прямо в тексте специалисты назвали глоссами (от греч. glossa - устарелое слово, требующее объяснения). Постепенно язык развивался и обогащался новыми словами. Все больше глосс появлялось на полях и страницах рукописных книг. Это сильно затрудняло чтение основного текста и привело к мысли о создании толковых книг, а потом и первых древнерусских словарей-глоссариев, в которые включались неизвестные и малопонятные читателю слова с объяснениями.
Первые словарные опыты на Руси известны с ХШ в. Это небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями и переводами, которыми переводчики и переписчики снабжали древние рукописи. Первые словари появились в Китае в III веке до нашей эры. Древний китайский словарь Эрья включал 13 тысяч иероглифов, записанных на бамбуковых плашках. (Приложение 1)Первым русским словарем принято считать Азбуковник, помещенный в списке Кормчей книги 1282 года и содержащий 174 слова.(Приложение 2)Первыми печатными словарями у восточных славян были "Лексис" Лаврентия Зизания Тустановского(Приложение 3) и "Лексикон славянороссийский и имен толкования" Памвы Берынды, вышедший в 1627 г. в Киеве.(Приложение 4)Автор последнего словаря обобщил опыт многовековой традиции глоссирования непонятных слов. Составление этого словаря является поистине научным подвигом автора.
В Петровскую эпоху в России была продолжена работа по созданию словарей. Именно тогда были изданы первые словари церковнославянского языка, что существенно облегчило понимание библейских текстов. В 1704 г. в Москве выходит "Лексикон" Федора Поликарпова. (Приложение 5) Шеститомный словарь Академии Российской, выпущенный в 1789—1994 г.г. и переизданный позже, открыл традицию нормативных толковых словарей русского языка. Вторая половина XIX в. подарила миру знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля.(Приложение 6)
Положение в нашей лексикографии резко меняется после Великой Октябрьской социалистической революции. За сравнительно короткое время вышел четырёхтомный словарь под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, однотомный словарь С.И. Ожегова; в 1965 г. было завершено издание семнадцати томного «Словаря современного русского литературного языка» Академии наук. (Приложение 7) Словарь В. Даля был переиздан и кроме того, создан полный словарь иностранных слов, вошедших в русский язык, изданы словари синонимов и ряд других.
Что называется словарем
Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена (систематизирована) с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
В языке существует множество словарей. Вот некоторые из них:
— словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
— фразеологический словарь;
— словарь иностранных слов;
— этимологический словарь.
Типология словарей
Типология словарей — это классификация их типов, справочников и энциклопедий. Тип отдельного словаря определяется основной информацией, которую он содержит, и его общим назначением.
Выделяют следующие типы словарей по разным основаниям:
- по числу языков в словаре: одноязычные, двуязычные и многоязычные;
- по назначению: научные, учебные, переводные;
- по способу описания единиц: общие и специальные (раскрывают лишь отдельные аспекты слов или отношений между ними);
- по единице лексикографического описания: с единицей меньше слова, с единицей равной слову, с единицей больше слова;
По порядку расположения материала: алфавитные, идеографические, ассоциативные.
Различают энциклопедические, лингвистические и терминологические.
Энциклопедический словарь — это справочник, который обычно включает множество кратких списков, расположенных в алфавитном порядке и обсуждающих широкий круг тем.
Примеры энциклопедических словарей:
Большой энциклопедический словарь. Позиционировался как универсальное справочное издание, охватывающее все области современного знания.
Другие энциклопедические словари, специализирующиеся в определённой области, например, искусство, биография, юриспруденция, медицина или философия.
Также энциклопедии могут быть организованы вокруг определённой академической, культурной, этнической или национальной перспективы.
Лингвистический словарь — это научное справочное издание, где в алфавитном порядке помещены слова и устойчивые сочетания слов с их толкованием, ударением, грамматическими, стилевыми, стилистическими и другими специальными языковыми пометами.
Задача лингвистического словаря — описать и нормализовать словарный состав конкретного языка. Объектом таких словарей является слово, которое характеризуется с различных точек зрения: семантика, стилистика, лексика, этимология.
Примеры лингвистических словарей:
Толковые. Объясняют значения слов и иллюстрируют их употребление в речи. К числу самых больших толковых словарей русского языка относятся «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. (Приложение 8)
Орфографические словари. Это справочники, образуемые алфавитными списками слов и некоторых форм в нормативном написании.
Орфоэпические словари. Лексикографические издания, отражающие нормы произношения и ударения слов.
Словари трудностей русского языка (грамматические). В них можно получить справку не только о написании и произношении слова, но и о его формообразовании, узнать грамматическую и стилистическую характеристику слова, возможную сочетаемость, управление, а также правильность употребления слова. Среди словарей данного вида выделяют «Словарь трудностей русского языка» Розенталя Д. Э., (Приложение 9) «Словарь грамматических трудностей русского языка» Т. Ф. Ефремовой. (Приложение 10)
Терминологический словарь — это глоссарий специализированного типа, представляющий собой список терминов по профилю какой-либо из наук (как правило, с их толкованием).
Термины могут относиться к различным сферам жизни и деятельности человека. Так, существуют словари, раскрывающие значение терминов технической области, искусства, религии и т. д. Каждый отдельно взятый термин может быть представлен в виде небольшой статьи, чаще всего с примерами из речи или технического текста.
Примеры терминологических словарей:
Гарвардский музыкальный словарь
Краткий философский словарь
Музыкальный словарь Римана
Музыкальный энциклопедический словарь и др.
Составители словарей
Толковые словари занимают центральное место в современной лексикографии. Они предназначаются для широких кругов читателей, являются не только справочным пособием, но и средством обучения людей, расширения круга их языковых представлений. Не случайно, что исторически раньше всего начали составлять именно толковые словари. Так, лексические богатства русского языка впервые были представлены в «Словаре Академии Российской», изданном в 1783-1794 гг.(Приложение 11) Собиранием материалов для словаря занимались Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Ф. Богданович, Мусин-Пушкин А.И. и другие известные деятели русской литературы. Этот словарь был впоследствии переработан и издан в 1806-1822 гг. Следующий толковый словарь русского языка был составлен П. Соколовым и издан в 1834 году под названием «Общий славянороссийский словарь». (Приложение 12)
Особую страницу в истории отечественной лексикографии занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который впервые был издан в 1863-1866 гг., а затем выдержал пять изданий. Это самый большой по объему словарь: в нем 200 тыс. слов. Словарь отражает лексический состав русского языка второй половины XIX в. От предшествующих словарей «Толковый словарь...» Даля отличается тем, что в нем наиболее полно представлена лексика, характеризующая быт русского народа - промыслы, обычаи, предметы материальной и духовной культуры.
Словарь Д.Н. Ушакова - один из важнейших толковых словарей русского языка. (Приложение 13)Изданный в четырёх томах в 1935-1940 годах, он содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей. «Толковый словарь русского языка» Д. Ушакова восполняет существенный пробел в описании развития русского языка в ХХ веке.
Через несколько лет один из составителей словаря под редакцией Ушакова, Сергей Ожегов, взялся за создание более современного и более компактного по объему словаря русского языка. Его однотомный «Словарь русского языка» - наиболее распространенный толковый словарь современного русского языка. (Приложение 14) Впервые в русской лексикографии был создан словарь особого типа - общедоступное пособие, призванное содействовать повышению культуры речи.
Появление редких словарей
Когда мы говорим «словарь», какие издания приходят в голову, прежде всего? Наверняка мы вспоминаем словари Даля, Ожегова и Ушакова. Но есть редкие словари, которые устроены совсем иначе: в них единицы отобраны и организованы в единое целое по другим принципам. В чем же может проявляться необычность словарей?
Во-первых, помимо лексики могут рассматриваться другие уровни языка: морфология, грамматика, фразеологизмы и крылатые слова. В центре внимания могут оказаться также лексические системные связи: оксюмороны, синонимы, антонимы, семантические поля, объединенные в тезаурус. Отдельно стоит отметить ассоциативные словари, которые отражают информацию о том, какие ассоциации у говорящих вызывает то или иное слово, например, «Русский ассоциативный словарь».
Помимо этого, есть словари, посвященные языку определенного периода, причем это может быть несколько веков или несколько лет (словарь 1990-х). Иногда исследователей интересует язык представителей той или иной среды, социальной группы или профессии. К этой категории относятся словари арго, мата, жаргонов, словари языка Интернета и разговорной речи. А словари диалектов привязаны к определенной территории и описывают, например, группу говоров: курские, орловские, тверские или другие. Наконец, иногда словарь ограничивается узкой семантической группой единиц, которые похожи друг на друга в плане содержания. Это могут быть географические названия, этнонимы, названия жителей стран и городов, названия растений или животных.
В данном проекте я и хочу изучить несколько словарей, которые показывают нам русский язык с непривычной стороны.
Глава II. Самые необычные словари России
Словарь наоборот
Незнающий человек, открыв такой обратный словарь, сразу и не поймет в чём его суть. Слова выровнены по правому краю. Да и расположены они не по алфавиту, а в каком-то произвольном порядке. В обратных словарях слова располагаются в алфавитном порядке не начальных букв, а конечных. А печатаются они с другого края страницы, чтобы было удобно искать нужное слово. Такие словари незаменимы при изучении образования слова с помощью суффиксов. Также можно отследить особенность произношения слова. Правда, пользовались ими не лингвисты, а поэты. Собранные в алфавитном порядке окончания слов помогали с легкостью подобрать необходимое рифму и закончить стихотворение. Одним из пионеров стал «Обратный словарь русского языка» (научные консультанты А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова) (Москва, 1974), в нем насчитывается около 125 000 слов.(Приложение 15)
Словари редких слов
«А вот это пирожки! это пирожки с сыром! это с урдою! а вот это те, которые Афанасий Иванович очень любит, с капустою и гречневою кашею» С чем простите пирожки? С урдой?» Въедливый читатель вряд ли не запнется на этом слове, читая прекрасное произведение Николая Гоголя «Старосветские помещики». Для автора и его современников это словно явно было понятным и использовалось в обиходе. А как же быть читателям из XXI века? На помощь нам придут словари редких слов, которых сейчас, к счастью, в сети появилось достаточное количество. Так вот, «урда» это выжимки из маковых зерен, с которой во времена Николая Васильевича пекли пирожки. С помощью таких словарей можно узнать кто такой чапыжник, где носить ток и кого называли желтоглазым.(Приложение 16)
Словарь названий жителей
Как одним словом назвать жителей Курска? А Углича? А Салехарда? Лингвисты, географы и историки уже все за нас сделали, нам остается только открыть словарь и найти нужный город. Подобные сборники очень ценятся и всегда есть под рукой у опытного путешественника. Одним из первых подобных изданий был «Словарь названий жителей РСФСР» под редакцией А. М. Бабкина. (Приложение 17) Он вышел в свет в 1964 году и включал в себя около 6000 именований жителей 2000 населенных пунктов РФ. Каждое название приводится с ударением, а некоторые даже с иллюстрациями. Подобные словари постоянно переиздаются, дополняются и обновляются.
Бестолковый словарь
Бестолковый словарь - это сборник шуток и приколов. Сейчас их много как в Интернете, так и на книжных полках. Смысл их заключается в смешной расшифровке привычных слов. В ход идут как созвучие словоформ, так и простые ассоциации. Так, например, один из электронных бестолковых словарей предлагает нам следующие значения: «дельфин» – деловой финн, «забанить» – загулять с друзьями в бане. Такие словари может составлять любой желающий, стоит лишь приложить немного фантазии и юмора.
Словарь языка Интернета.ru
Авторский коллектив из лингвистов и культурологов возглавил доктор филологических наук Максим Кронгауз. В словаре представлены языковые единицы, актуальные для Интернет-коммуникацииXXI века. (Прилож. 18)
Содержание словаря разделено на три части: «Слова и выражения», «Термины» и «Субкультуры». Каждое явление описано по возможности полно: помимо толкования приводятся орфографические варианты, грамматическая информация, этимология, время возникновения, особенности функционирования. А еще есть примеры, иллюстрации и культурологический комментарий.
Приведем несколько толкований:
- Баян - устаревшая шутка или информация, повторенная много раз;
- Аффтаржжот — одобрение текста или восхищение им;
- Британские ученые — выражение, описывающее научное сообщество, занимающееся абсурдными и бесполезными вещами;
Словарь оксюморонов русского языка
Оксюморон— стилистический прием, когда автор намеренно соединяет в одном словосочетании слова с противоположными значениями: живой труп, горячий снег, с широко закрытыми глазами. В словаре описано более 600 оксюморонов, включая образные словосочетания и предложения, составные термины и сложные слова, фразеологизмы. (Приложение 19)
Примечательна систематизация единиц, включенных в словарь, по сферам употребления: сфера творчества, интеллектуальная сфера, зрительные, слуховые и обонятельные ощущения, эмоциональная, эстетическая сфера, нравственно-этическая и религиозная и т. д.
Словарь русского языка коронавирусной эпохи
Вместе с коллективной монографией «Русский язык коронавирусной эпохи» этот словарь входит в единое издание, которое посвящено изучению и описанию динамических процессов в русском языке, которые разворачивались в период пандемии COVID-19. В словаре около 3500 слов, которые возникли или актуализировались в русском языке в 2020–2021 годах, для тысячи самых актуальных из них дано лексикографическое описание. Пандемийная неология изобилует ярким словотворчеством и языковой игрой. (Приложение 20)
Вот некоторые примеры:
антиваксер - противник обязательной вакцинации;
коронабесие - нерациональная и непоследовательная деятельность и общественная истерия на фоне пандемии;
беззумие - отсутствие программы для видеоконференций «Zoom» или ее плохая работа;
карантикулы - период самоизоляции, официально объявленный нерабочими днями;
Поскольку коронавирусная эпоха пришлась на эпоху Интернета, включенные в словарь слова и выражения были зафиксированы в основном в сетевой коммуникации, в Интернет-СМИ и в других медиа.
Этнолингвистический словарь. Русский народный календарь.
Народный календарь — важная часть русской культуры, которая определяла повседневную жизнь человека в течение всего года.
Этнолингвистический словарь помогает освоить большой и далекий от нас пласт русской фразеологии, связанной с народным календарем. Помимо календарных наименований, таких как названия дней, недель, праздников, канунов, постов, в этнолингвистическом словаре отражены обряды, обычаи и приметы. (Приложение 21)
Из словаря можно узнать, к примеру, такие яркие выражения, как Андропы-Расторопы «день мученика Евтропия Амасийского, 3/16 марта» (костромская примета: «Андропы-расторопы: если тает — ранняя весна будет») и Анна Холодница «день успения праведной Анны, 25 июля / 7 августа» (примета: «Если с Анны-Холодницы аисты готовятся к отлету, то рано зима станет и будет морозная, а весна ожидается теплая»).
Глава III. Как создать свой словарь современных слов школьников?
3.1. Выбор темы
В наше время школьники много сидят в телефонах. Подросток, сидя в гаджетах, узнает много новых современных слов и пользуется ими в повседневной жизни. Но иногда ребята даже не знают значение этих слов и просто повторяют за всеми. Поэтому я решила это исправить, разработав «Словарь интернетного школьника», в котором будут лексические значения современных слов. Возможно, с помощью моего словаря, ребята узнают новые слова и будут употреблять их правильно при необходимости. Также я создам настольную игру, поиграв в неё, ребята смогут укрепить свои знания и проверить память.
3.2. Определение целевой категории и определение масштаба
Целевая группа представляет собой совокупность людей, обладающих определенными характеристиками, которые являются ключевыми для успешного достижения целей проекта.
Проект и его продукт направлен на целевую группу и включает в себя следующие категории участников: дети и подростки: учащиеся школ.
Масштаб проекта- подготовить теоретический материал и продукт:
- объяснить детям, что слова важно употреблять правильно в контексте и знать их лексическое значение;
- показать и рассказать, о своем словаре ребятам;
- Создать проект про необычные словари России и создать свой словарь современных слов школьника.
- Создать «Словарь интернетного школьника» и представить его, давая возможность другим обучающимся узнать больше о современных словах.
Планируемые достижения затрат времени и средств:
- выполнение проекта с сентября по февраль;
- рассказать о своем словаре в нескольких классах;
- распечатать словарь в типографии;
- разработать настольную игру и оформить её;
- купить призы.
3.3. О композиции
На первом этап при создании словаря и игры необходимо отобрать слова, которые войдут в пособия. Для этого я проанализирую данные социологического опроса школьников, какие то слова возьму из Сети Интернета и из своего лексического запаса.
На втором этапе работы необходимо выбрать принцип расположения слов в словаре. Раз слова из разных сфер нашей жизни можно распределить их в алфавитном порядке. Для игры нужно подготовить игровое поле, фишки, определить способ передвижения по нему.
На третьем этапе работы нужно дать лексическое значение каждому слову. Указать форму слов и поставить ударение, подобрать иллюстрацию по возможности. Для игры составить правила и описать ход игры.
Заключительным этапом работы будет оформление словаря и игры, печать в типографии и проверка готового продукта.
(Содержание и значение современных слов смотри в Приложении 22)
Глава IV. Практическая часть
4.1. Социологический опрос
Мне стало интересно, что знают о словарях и современных словах, учащиеся моей школы. Для этого я решила провести социологический опрос. В нём приняли участие 115 человек. Я задала ребятам 6 вопросов.
1 вопрос «Пользуетесь ли Вы словарями?» Я сделала вывод, что и пользование словарей школьниками ещё актуально, но всё же не так ярко выражается.(Приложение 23)
2 вопрос «Знаете ли Вы, что существуют необычные словари?» Вывод, что больше половины опрошенных не знают о существование необычных словарей. Следовательно, не интересуются дополнительной литературой и не расширяют свой кругозор.(Прилож. 24)
На 3 вопрос «Какие необычные словари России Вы знаете?» Не все ребята владеют такой информацией и явно не расширяют свой кругозор.
Я сделала вывод, что всё же некоторые из ребят владеют хоть какой-то информацией о словарях, но данные словари не являются необычными словарями России.
- Совсем малая часть перечислила необычные словари России – «Обратный словарь русского языка», «Словарь короновирусной эпохи», «Словарь редких слов», «Этнолингвистический словарь», «Словари названий жителей».
Таким образом, всё же небольшая часть подростков используют словари в своей жизни чаще и интересуются ими. Это доказывает, что популяризация словарей в наше время всё ещё сохраняется.(Приложение 25)
Исходя из трёх последних вопросов: «Знаете ли Вы такие слова, как: пикми, найк про, вайб, босс кфс?» «Дайте определение слову «делулу» и «Используйте ли Вы в своей речи такие слова?», я сделала вывод, что современные слова в речи школьников хорошо используются. Они вероятно часто употребляют их в своей речи, разговаривая со своими сверстниками.(Приложение 26)
4.2. Создание и представление своего словаря
В рамках своего проекта я решила сама попробовать создать «Словарь интернетного школьника», ведь тема современных слов в наше время сейчас очень актуальна. Я отобрала слова, которые используют мои сверстники, из лексикона своей речи, а также сети Интернет. Отобранные мной слова я расположила по алфавиту. К каждому слову подобрала точное и понятное определение. Далее я начала создание самого словаря. Мой словарь не будет скучным и нудным. Для этого я решила в словарь добавить изображения, описывающие некоторые слова. Сделать контрастный фон и красивое оформление текста.(Приложение 27)
Как только готовый словарь оказался в моих руках, я отправилась представлять его. Подготовила речь и с отличным настроением представила свой «Толковый словарь инертного школьника». Ребятам понравился данный словарь. Они с интересом рассматривали иллюстрации и изучали лексическое значение каждого слова. Расширили свой кругозор, а самое главное, их привлекло необычность и ясность словаря, что вызвало больший интерес к изучению словарей.
4.3. Создание и проведение игры
Также в рамках своего проекта я создала игру. Её цель - познакомить детей с миром словарей. Потом я сделала игровое поле и карточки с вопросами, связанные с темой словарей и современной речью. На одной стороне карточки идет вопрос, а на другой правильный ответ к нему. Составила правила игры.(Приложение 28)
В школе я попробовала сыграть в эту игру с ребятами.
Таким образом, после проведения игры, можно сделать вывод, что ребята познакомились со словарями в большей степени, многие даже не знали, что существуют необычные словари России, и для них это было что-то новое и реально необычное.
Заключение
Работая над проектом, я узнала много нового и интересного о необычных словарях России и современных словах в нашей речи. Я изучила литературу по теме моего проекта. Выяснила, какие бывают необычные словари России, и изучила их содержание. Я провела с ребятами игры, где мы узнали больше информации о различных словарях. Также представила свой словарь, с которым познакомила обучающихся среднего звена. В результате у детей сложилось новое представление об употреблении современных слов, их правильности и уместности в речи. Мой проект помог ребятам сформировать первоначальное представление о словарях и современных словах, что способствовало большей заинтересованности всех к изучению словарей и правильному употреблению слов в речи.
В дальнейшем я планирую изучить влияние словарей на современного школьника, а также найти ещё больше интересных и необычных словарей.
Список литературы:
Рассказы о русских словарях. Книга для учащихся. М.- Русское слово, 2013, с.224
Тихонова М.А., Алексеев Ф.С., Фокмна А.С.: 5 школьных словарей русского языка в одной книге. Изд-во: АСТ, 2019, с.224
Вартаньян Э.А.. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 2007, с.176
Генералова Е.В.. Веселые уроки. Фразеология. Изд-во: Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020, с.80
Залевская А.А.. Слово в лексиконе человека: психологическое исследование. Изд-во: Воронежский университет, с.206
Значение слова и методы его описания. Изд-во: «Высшая школа», 1974, с.191
Панов М.В.. Занимательная орфография. Изд-во: «Просвещение», 2007, с.160
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org
https://www.saratov.kp.ru/daily/26141/3031180/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2023/06/20/slovarik-frazeologizmov
https://gramota.ru/journal/stati/zhizn-yazyka/samye-neobychnye-slovari-russkogo-yazyka-ot-morfem-do-novotorov-i-andropy-rastoropy
https://uchi.ru/otvety/questions/kakie-bivayut-vidi-slovarey
https://dzen.ru/a/Yqiy3I9PGk46IVTy
https://zaochnik-com.com/spravochnik/literatura/leksikologija/osnovnye-tipy-slovarey-v-leksikografii/
https://infourok.ru/vidy-slovarej-i-ih-prednaznachenie-6254593.html
https://arzamas.academy/materials/1100
https://yandex.ru/q/question/kakie_sushchestvuiut_interesnye_i_slovari_cc6616f6/
Приложения
Приложение 1
Древний китайский словарь Эрья
Приложение 2
Первый русский словарь «Азбуковник»
Приложение 3
Словарь «Лексис» Лаврентия Ивановича Зизания
Приложение 4
»Лексикон славянороссийский и имен толкования» ПамвыБерынды
Приложение 5
Словарь «Лексикон» Федора Поликарпова
Приложение 6
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля
Приложение 7
Семнадцати томный «Словарь современного русского литературного языка» Академии наук
Приложение 8
«Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лёхина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова и Л.С. Шаумяна
Приложение 9
«Словарь трудностей русского языка» Розенталя Д. Э.
Приложение 10
«Словарь грамматических трудностей русского языка» Т. Ф. Ефремовой
Приложение 11
Словарь Академии Российской
Приложение 12
«Общий славянороссийский словарь» П. Соколова
Приложение 13
«Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова
Приложение 14
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова
Приложение 15
«Обратный словарь русского языка»
Приложение 16
«Словарь редких и забытых слов» В. П. Сомова
Приложение 17
«Словарь названий жителей СССР» под редакцией А. М. Бабкина
Приложение 18
Словарь языка интернета.ru
Приложение 19
«Словарь оксюморонов русского языка» С. Б. Козинец
Приложение 20
Словарь русского языка коронавирусной эпохи
Приложение 21
Русский народный календарь. Этнолингвистический словарь
Приложение 22
Анк. Человек, интересующийся подростковой культурой, стремящийся выглядеть моложе своих лет и активно использующий молодёжные слова, порой в них не разбираясь.
Альтушка. Молодая девушка, которая старается выглядеть не так, как все остальные.
Абаюдна.Мем, сленговое слово, которое используют вместе с жестом «джамбо». Образовано от созвучного слова «обоюдно», то есть «взаимно», но применяется в разном контексте.
Босс КФС. Характеристика, намекающая на лишний вес.
Босс художки. Стремление к самовыражению и выделение в толпе.
Вайб.Атмосфера, настроение, создаваемое каким-либо местом.
Веном. Означает "мне всё равно".
Глэк.Недалёкий, глупый, с подходящим выражением лица.
Делулу.Человек, застрявший в иллюзиях.
Изи. Легко, без труда.
Имба. Круто, прикольно.
Квадробер. Современный тренд, когда дети надевают маски животных и имитируют их повадки.
Краш. Предмет тайной или безответной влюблённости, а иногда просто про того, кто нравится.
Кринж.Стыд или смущение за чужие действия или поведение.
Криповый. Пугающий, ужасный.
Лейм. Недоработанное, банальное и унылое, то есть полный отстой.
Ливать. Покидать, сбегать с поля боя, слиться.
Масик.Серьёзные, ответственные, психологически зрелые мужчины.
Найк Про. Характеризует девушку, которая часто публикует контент в спортивной или обтягивающей одежде, привлекая внимание к своей фигуре.
На кондициях. Может иметь несколько значений: «на определённых условиях», «достижение определённого, желаемого состояния», «нахождение в полной готовности».
Нормис. Нормальный, обычный.
Паль. Самая некачественная подделка, «китай».
Пикми. Так называют девушек, которые стараются всеми способами привлечь мужское внимание.
Пикрил. Означает ту самую картинку, прикреплённую к тексту публикации или поста.
Пранк. Розыгрыш, шутка, выходка.
Пруф. Подтверждение, доказательство.
Рофл. Очень смешно.
Рофлить. Подшучивать.
Скуф. Мужчина, который неопрятно выглядит, имеет лишний вес.
Сигма. Личность, которая ценит свою независимость и уникальность.
Симп. Чрезмерно влюблённый в девушку молодой человек.
Слэй. Круто, потрясающе.
Соевый. Молодые люди, лишённые мускулистности.
Стрейт. Люди, пытающиеся добиться в видео идеальной картинке и звуку, транслируют приличные и принятые в обществе идеалы и нормы.
Стэн. 1.Кумир, который может быть любого пола. 2.Одержимый фанат, помешанный на своём идоле.
Стэнить. Фанатично привязываться к кумиру.
Тапать хомяка. Значит, нажимать на мультяшное животное на экране смартфона, чтобы зарабатывать виртуальные монеты в игре Hamster
Тейк. Аргумент, мнение, тезис.
Тильт. Замешательство, разочарование.
Тильтануть. Выйти из себя, разозлиться, взбеситься, перестать контролировать ситуацию.
Токсик. Токсичный человек, который пытается отравить жизнь других словами или делами.
Треш. Так говорят про что-то очень плохое.
Тюбик. 1. Неспортивный, хилый и неготовый постоять за себя парень. 2. Симпатичные, но бесперспективные в плане отношений молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет. 3. Привлекательные, худощавые, длинноволосые парни.4. Мнительные, инфантильные, беспомощные в быту парни.
Хейтить. Открыто ненавидеть кого-то или что-то, проявлять эту эмоцию, травить словами — устно или письменно.
Хоббихорсинг. Вид спорта, участники которого «ездят» на деревянной палке с головой лошади.
Чекать. Проверять.
Чечик. В целом рандомный молодой человек без особых примет.
Чикибамбони. Хорошее настроение в целом и вовсе что-либо связанное с положительными характеристиками.
Чилить. Отдыхать.
Чиназес. Чаще всего его используют в знак одобрения как синоним «мне нравится».
Шипперить. Представлять, воображать отношения между персонажами/кумирами/знакомыми, заниматься сводничеством.
Штрих. Опасный парень, связанный с криминальным миром.
Юзать. Использовать.
Приложение 23
Приложение 24
Приложение 25
Приложение 26
Приложение 27
Создание «Словаря интернетного школьника»
Оформление словаря
Приложение 28
Игровое поле
Карточки к игре
Правила игры
Готовая настольная игра