Копинг-стратегии как способ преодоления трудностей: уроки из книги А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее»

XXV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Копинг-стратегии как способ преодоления трудностей: уроки из книги А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее»

Шевченко Р.В. 1
1МБОУ «СОШ №11» ИМОСК
Березуева О.А. 1
1МБОУ «СОШ №11» ИМОСК
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Исследование копинг-стратегий и их роли в преодолении трудностей является важной темой в психологии и педагогике, особенно в контексте подросткового возраста.. Книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» представляет собой ценный ресурс, который может помочь молодым людям развивать эффективные копинг-стратегии.

Данное исследование направлено на выявление связи между анализом книги и развитием копинг-стратегий у подростков.

Цель исследования : изучить влияние книги А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» на выбор копинг-стратегий, а также выявить, как литературные произведения могут способствовать развитию навыков преодоления трудностей.

Задачи исследования:

  1. Изучить существующие подходы к определению и классификации копинг-стратегий, а также их роль в преодолении трудностей.

  2. Провести анализ книги «Время всегда хорошее» с акцентом на представленные в ней копинг-стратегии и примеры их применения персонажами.

  3. Организовать эксперимент с участниками, разделенными на контрольную и экспериментальную группы, для оценки влияния чтения книги на выбор копинг-стратегий и уровень самооценки.

  4. Сравнить результаты тестирования обеих групп, чтобы определить, как чтение книги повлияло на их копинг-стратегии и самооценку.

  5. На основе полученных данных сделать выводы о значимости копинг-стратегий в преодолении трудностей и о роли литературы в этом процессе.

Объект исследования - копинг-стратегии, используемые подростками для преодоления трудностей в различных жизненных ситуациях.

Предметом исследования является влияние книги А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» на выбор и применение копинг-стратегий подростками, а также на их уровень самооценки.

Методы исследования: контент-анализ: включает в себя выделение ключевых моментов, где герои сталкиваются с трудностями и применяют различные стратегии для их преодоления; опрос : разработка и использование опросника для оценки копинг-стратегий и уровня самооценки участников; эксперимент: с разделением участников на контрольную и экспериментальную группы; статистический анализ, качественный анализ; литературный обзор.

Гипотеза: копинг-стратегии, представленные в книге "Время всегда хорошее" Алексея Жвалевского, способствуют эффективному преодолению трудностей и стрессовых ситуаций у подростков, помогая им развивать эмоциональную устойчивость и адаптивные навыки.

Глава 1 Анализ теоретических основ копинг-стратегий и роль литературы в формировании копинг-стратегий

1.1 Теоретические основы копинг-стратегий

Копинг-стратегии (копинги) — это активные механизмы защиты от стресса и тревоги, которые можно адаптировать в зависимости от ситуации. В отличие от них, психологическая защита работает пассивно на подсознательном уровне, блокируя неприятные эмоции. Подростковый возраст характеризуется противоречивыми чувствами, тревогами и проблемами, связанными с здоровьем, финансами и общением. В этот период происходит развитие самосознания и Я-концепции, что порождает потребность в тренингах по преодолению трудностей.

В последние десятилетия внимание к кризисным состояниям личности и методам их коррекции возросло из-за высокого уровня стресса в жизни. Копинг, как термин, появился в 40—50-х годах и описывает когнитивные и поведенческие попытки справиться с чрезмерными требованиями. Социальная поддержка рассматривается как важный ресурс для конструктивного совладания.

С 1960-х годов копинг стал активно изучаться в психологии, и выделяются три основных подхода: психоаналитический (копинг как механизм защиты), диспозиционный (черты личности) и конструктивный/неконструктивный подход к реагированию на стресс.

В нашем исследовании мы опирались на направление Лазауруса и Фолкмана.

Копинг (coping) включает взаимодействие субъекта с внешними или внутренними задачами, направленное на смягчение или уклонение от требований проблемной ситуации (Нартова Бочавер, 1997). Р. Лазарус и С. Фолкман определяют копинг как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, включающее когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия для устранения противоречий (Lazarus, Folkman, 1984). В зарубежной психологии выделяются термины «активный копинг», «преобразующий копинг», «регрессивный копинг» и «копинг, направленный на избегание». Лазарус и Фолкман (1984) описывают два копинг-стиля: проблемно ориентированный и эмоционально-ориентированный. Дж. Вайсс и коллеги (Band, Weisz, 1988; Weiszetal., 1994) различают первичный контроль, вторичный контроль и отказ от контроля. А. Эбата и Р. Мус (Ebata, Moos, 1991) выделяют контактный и избегательный стили. Основные стратегии копинга у подростков включают: 1) разрешение проблем; 2) поиск социальной поддержки; 3) избегание.

1.2 Типы копинг-стратегий

Существует много различных классификаций копинг-стратегий. Самая известная классификация принадлежит американским психологам Р. Лазарусу и С. Фолкману. Они выделяют две основные группы стратегий- проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные. (Представлены в приложении №1)

Важно понимать, что каждый человек имеет свой собственный набор копинг-стратегий, которые он применяет в ответ на стресс. [11]

    1. Роль литературы в формировании копинг-стратегий:

Чтобы охарактеризовать роль литературы в формировании копинг-стратегий, мы считаем уместным применение термина «Библиотерапия» Наиболее приемлемым и оптимальным является определение библиотерапии, данное Ю.Р. Дрешер: «Библиотерапия – это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень».

По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее.

Читающий человек более подготовлен, чем не читающий,потому что он прожил уже множество жизней вместе с литературными героями и психологически готов к новым вызовам. Он знает, как решать нестандартные задачи и вести себя в нетипичных ситуациях.

«Сопереживая героям литературного произведения, читатель совершенствует свой эмоциональный интеллект» [3]

Вывод: книги готовят читателя к новым задачам и целям, помогают посмотреть на реальные трудности с оптимизмом и убедиться в том, что  выход можно найти практически из любой ситуации, какой бы сложной она ни была.

Глава 2. Приемы копинг-стратегий в повести «Время всегда хорошее»

2.1 Обзор книги «Время всегда хорошее»

Следующим этапом нашей работы стал анализ книги А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее», опираясь на статью Полевой Е. А., Ломакиной М. И. Образ советского и современного детства в повести А.Жвалевского и Е.Пастернак о «попаданцах» «Время всегда хорошее»

Книга помогает детям под новым углом взглянуть на свою жизнь, отношения со сверстниками, увлечения. Она показывает, насколько большим и многогранным является мир, и каждый человек способен проявить себя в нем – нужно лишь не бояться быть личностью.

Главные герои повести «Время всегда хорошее» А. Жвалевского и Е. Пастернак Оля Воробьева из 2018 года и Витя Шевченко из 1980 года волею судьбы меняются местами. В повествовании посменно представлены записи Оли и Вити, что позволяет авторам параллельно разворачивать две сюжетные линии в двух временных пластах (10–14 апреля 1980 и 2018 годов).

Восприятие нового для героев времени начинается с пространства дома и внешности родителей. Дети оценивают интерьер квартиры, сопоставляя его с привычным для них образом жизни.

Вывод : в повести наглядно представлены ситуации, способные вызвать стресс у подростка. Именно поэтому мы взяли это произведение для исследования.

2.2 Реальность в мире героев

Мы проанализировали , как воспринимают герои новое время. Для того, чтобы продемонстрировать, насколько сложной оказалась ситуация, в которую попали ребята, мы провели сопоставительный анализ действительности в мире героев. Результаты представлены в таблице. (Приложение 2)

Вывод: сопоставительная таблица позволила сделать вывод о том, что время и быт не влияют на наличие проблем и необходимость их решать.

Дети по – разному относятся к ситуации, исходя из своего жизненного опыта.

Но при этой разнице обнаруживается общее: во-первых, нахождение в непривычных условиях они воспринимают как испытание, во-вторых, приходят к выводу, что их миссия (в игре ли, в эксперименте ли) связана с помощью другим.

Оба героя, Витя и Оля, сталкиваются с тяжелыми испытаниями. В 1980 году друга Вити, Женьку Архипова, обвиняют в том, что он ел кулич, испеченный бабушкой на Пасху. Школа требует от него покаяния или исключения из пионерской организации. Витя, как председатель совета дружины, оказывается перед сложным выбором, так как поддержка друга может повлиять на карьеру его отца.

В 2018 году Оля испытывает стресс из-за устного экзамена, так как привыкла общаться через гаджеты и утратила навыки устной речи. Ее попытка адаптировать письменные навыки к устной речи не удается, и ответ у доски воспринимается как унижение.

Оба героя переживают кризис, что отражается на их физиологическом состоянии. Перемещение во времени кажется спасительным: Оля попадает в 1980 год, а Витя — в 2018, где они освобождаются от давления и унижения, однако обе ситуации связаны с посягательством на их человеческое достоинство. Виктор быстро адаптируется к новому времени благодаря своим коммуникативным навыкам и стремлению к товариществу. Он помогает одноклассникам подготовиться к устному экзамену и восстанавливает навыки общения среди взрослых, которые забыли о дружеских встречах.

Оля, напротив, испытывает трудности с адаптацией и мечтает вернуться в свое время. Однако в 1980 году она получает поддержку сверстников и начинает развиваться, читая книги и учась выражать свои мысли. Оля осознает значение Жени Архипова и защищает его право на самоопределение и веру.

Она проявляет смелость, не боясь осуждения, и это дает ей свободу выражать свое мнение. Возвращение в свое время происходит из-за ее отчаяния, когда она не может помочь Жене. В результате Оля встречается с Виктором в пространстве, интерпретируемом как сон, и они обмениваются информацией.

Диалог между двумя временами помогает исправить судьбы людей. Виктор, находясь в 2018 году, спасает класс от провала на экзамене и находит информацию о бабушке Жени, чтобы предотвратить его исключение из пионеров в 1980 году.

Вывод: при огромной разнице между ребятами и их временем обнаруживается общее: во-первых, нахождение в непривычных условиях они воспринимают как испытание, во-вторых, приходят к выводу, что их миссия связана с помощью другим. Ребята смогли найти выход не только из своей ситуации, но и помочь друг другу.

2.3 Анализ отзывов о книге

Мы также проанализировали отзывы ребят о повести (прил 3). Ни одного из них книга не оставила равнодушным.,

Вывод: внимательный анализ позволил сделать вывод о том , что книга помогает подросткам преодолевать трудности, позволяя столкнуться с героями и их проблемами. Можно сравнить себя с ними, найти пути решения и набраться жизненного опыта.

2.4 Применение копинг-стратегий героями книги

Работая с текстом повести и теоретическими материалами о копинг-стратегиях, мы проанализировали, какие копинги применяют герои книги. (Результат представлен в таблице в приложении 4)

На первом этапе главные герои стремятся получить больше информации о проблеме и разработать план действий. На втором – реализуют копинг стратегию - активное преодоление трудностей, Витя помогает одноклассникам подготовиться к устному экзамену, а Оля на собрании выступает в поддержку Жени, открыто высказывая несогласие с мнением большинства и отстаивая права человека на самоопределение.

Не обходится и без социальной поддержки, папа Вити помогает сыну в переговорах со взрослыми, а Женина бабушка поддерживает ребят добрым словом.

Использование прошлого успешного опыта для решения текущей проблемы также реализуется героями. Витя, чтобы разговорить одноклассников, играет роль ничего не понимающего в компьютерах человека, они, объясняя, входят в азарт и даже перебивают друг друга а Оля по вечерам читает, чтобы на следующий день обсудить прочитанное с Женей. И конечно же, юмор позволяет взглянуть на проблемы с иной стороны, превращая их в менее угрожающие.

Вывод : Два времени, два разных героя, попадающие в сложную ситуацию казалось бы, не способные изначально справиться с возникшими перед ними проблемами, меняются местами и начинают находить решения для преодоления новых появившихся трудностей. При этом и Оля, и Витя применяют как проблемно-ориентированные копинг-стратегии, так и эмоционально-ориентированные.

2.5 Проведение эксперимента.

Для проверки гипотезы мы провели эксперимент, разделив участников на контрольную и экспериментальную группы. Все участники прошли тест на копинг-стратегии (СОРЕ-30 Ч. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба). Экспериментальная группа на протяжении недели читала книгу «Время всегда хорошее» и обсуждала её, тогда как контрольная группа обсуждала проблемные ситуации без чтения. После этого обе группы повторно прошли тест на копинг-стратегии и уровень самооценки. Опросник СОРЕ был выбран за его соответствие теоретической модели и психометрическим стандартам.[5]

Для оценки копинг-стратегий использовалась краткая версия методики СОРЕ-30 Несколько вопросов были модифицированы для подросткового возраста

Полный текст опросника с ключами приведен в Приложении 5

Результаты исследования : в экспериментальной группе 75% участников сообщили о значительном улучшении в использовании активных копинг-стратегий (например, планирование, обсуждение проблем с друзьями) после чтения книги, в контрольной группе 30% участников отметили использование активных копинг-стратегий, но без значительных изменений по сравнению с исходным уровнем. Кроме того, участники экспериментальной группы отметили, что обсуждение книги с другими помогло им лучше понять свои эмоции и научиться открыто говорить о своих чувствах. 85% участников согласились, что обсуждение способствовало улучшению их навыков общения.

По результатам исследования мы также подготовили рекомендации по применению копинг- стратегий в жизни. (Приложение 6)

Вывод : чтение книги "Время всегда хорошее" положительно влияет на выбор копинг-стратегий и уровень самооценки подростков. Участники экспериментальной группы продемонстрировали значительное улучшение в использовании активных копинг-стратегий, таких как планирование и открытое обсуждение проблем, что свидетельствует о том, что книга предоставляет полезные инструменты для управления стрессом и конфликтами.

Заключение

Копинг-стратегии играют важную роль в жизни подростков, помогая им справляться с трудностями и стрессами. На основе анализа книги "Время всегда хорошее" можно сделать вывод о том, что применение различных копинг-стратегий, таких как позитивное мышление, поддержка со стороны друзей и семьи, а также активное решение проблем, способствует не только преодолению трудностей, но и формированию устойчивой личности. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что чтение книги «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак влияет на выбор копинг-стратегий и. Эксперимент подтвердил эту гипотезу: участники экспериментальной группы, которые читали книгу и обсуждали её с другими, продемонстрировали более активное использование копинг-стратегий и более высокий уровень самооценки по сравнению с контрольной группой.

Мы намерены продолжать исследование в этой области, чтобы выявить дополнительные стратегии и методы, которые могут помочь подросткам в их повседневной жизни. Следующим этапом станет анализ книги В.Железникова «Чучело»

Список литературы и интернет-источников

  1. Гольдман М. Я. ХАРАКТЕРИСТИКА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ // Вестник магистратуры. 2018. №1-3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-koping-strategiy-u-starshih-podrostkov (дата обращения: (21.11.2024)224)

  2. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями [Электронный ресурс]. – URL: https://msupsyj.ru

  3. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ [Электронный ресурс]. – URL: http://elar.uspu.ru

  4. Андрей Жвалевский - Время всегда хорошее [Электронный ресурс]. – URL: https://libcat.ru

  5. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. СОРЕ-30A: краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков 12-18 лет [Электронный ресурс]

  6. Стресс и способы его преодоления [Электронный ресурс]. – URL:https://25gdp.by

  7. Калашникова М. Б, Е. А. Петрова. ПРОБЛЕМНАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: РИСКИ И РЕСУРСЫ. УДК 37.03 DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-166-174

  8. Азимова Сада Фуад Кызы «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ» И «КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ» ПОДРОСТКОВ // Academy. 2020. №12 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-i-koping-povedenie-podrostkov (дата обращения: 20.12.2024).

  9. Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва»  [Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования — 2008. Том 5. № 3]

  10. Кузнецова Александра Дмитриевна СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА // Вестник УМЦ. 2018. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-koping-strategiy-v-aspekte-psihologii-truda (дата обращения: 20.12.2024)

  11. Копинг-стратегии: что это, какие бывают и как выбрать подходящую. [Электронный ресурс]. – URL: https://skillbox.ru

  12. Балатукова, З. И. Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения / З. И. Балатукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21305/ (дата обращения: 09.12.2024).

  13. Консультация для педагогов: "Библиотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru

  14. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. СОРЕ-30A: краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков 12-18 лет [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 3. С. 3–18. DOI:

Приложение

Приложение 1 Проблемно-ориентированные копинг‑стратегии

Эта группа направлена на решение конкретной проблемы или изменение ситуации. Они эффективны в том случае, когда человек считает, что у него есть возможность и ресурсы влиять на ситуацию.

К этому типу относят такие стратегии:

  • Поиск информации и планирование действий. Этот вид копинга основан на стремлении получить больше информации о проблеме и разработать план действий для её решения.

  • Активное преодоление трудностей. Человек, использующий эту стратегию, не ждёт, что проблема исчезнет сама собой, а ищет возможности для её решения.

  • Планирование или переоценка своих целей, чтобы достичь успеха в стрессовой ситуации. Это может быть изменение планов или перераспределение ресурсов.

  • Социальная поддержка — помощь близких людей, друзей или коллег.

  • Переоценка событий в более благоприятном свете. Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Возможно, это поможет найти новые, более эффективные способы её решения.

  • Использование прошлого успешного опыта для решения текущей проблемы.

  • Эмоционально-ориентированные копинг‑стратегии

Эти способы ещё называют временно помогающими, потому что они нацелены не на решение проблем, а на снижение эмоционального напряжения из-за них.

К эмоционально-ориентированным копингам можно отнести:

  • Раскрытие эмоций - иногда, чтобы избавиться от стресса, нужно выплеснуть эмоции — выговориться, сходить на бокс, поплакать.

  • Дистанцирование поможет уменьшить значимость. Например, можно попробовать найти положительные стороны в сложившейся ситуации или переключиться на другую задачу.

  • Юмор, попытка пошутить над ситуацией.

  • Расслабление - к этому способу относятся техники глубокого дыхания, медитация, йога и прочие виды отдыха.

Существуют способы избавиться от напряжения, которые психологи использовать не советуют:

  • Избегание и игнорирование эмоций. Не признавать существование проблемы, обесценивать её. Но она только отложит неизбежное столкновение с проблемой в будущем.

Приложение №2 Реальность в мире героев

Сфера

1980

2018

Школа, форма, экзамен

Школа была обычной, без стеклопакетов, Форма серая, одного фасона.

В каждом кабинете школы стоял компьютер.Свободный дресс-код.

Техника

Старый телевизор без пульта

Жидкокристаллический телевизор, компьютер, комик (телефон)

Имена

Витя

Синичка (ник)

Книги, чтение, речь

Большое количество книг. Речь развита.

Из книг только учебники. Интернет, доступ к большому объему информации. Речь бедная.

Быт

Маленькая темная квартира.

Большая светлая квартира, мебель яркая, легкая.

Общение в школе

Свободное общение

Замкнутость, закрытость от общения.

Общение в семье

Очень часто обмениваются большим количеством информации.

Общаются достаточно мало, в основном о работе.

Игры,развлечения

Различные дворовые игры.

Компьютерные игры.

Проблемы

Должен осудить друга за бабушкин пасхальный кулич

У Оли на носу устные экзамены. Теперь им всем надо научиться читать, а потом пересказывать параграфы.

Решение проблем

Нахождение в Интернете информации о героическом прошлом бабушки друга, чтобы избежать его исключения из пионеров.

Помогает одноклассникам научится общаться, помогая им подготовится к устному экзамену.

Приложение № 3 Отзывы о книге «Время всегда хорошее»

Когда я прочитал книгу «Время всегда хорошее», я понял, что наше поколение меньше интересуется книгами, а больше любит посидеть в компьютере.

Оля, которая попала в 1980 год, думала, что все, что с ней происходит, - это игра, а не реальность. А мальчик Витя, который попал в 2018, решил, что все, что происходит - это эксперимент, в котором его знакомят с чем-то новым.

Поразило то, что раньше дети и взрослые были рады даже таким мелочам, как колбаса и фантик с красивой картинкой. Но сейчас, чтобы порадоваться, нужно что-то дорогое или новое, только появившееся. Жаль, что это так!

А книга очень интересная.

Вадим, 8 класс, 2018

Книга «Время всегда хорошее» производит довольно необычное впечатление. Она одновременно показывает проблемы 2018 и 1980 года.

По мнению авторов, в 2018 году люди (а вернее, дети) перестанут общаться. Они забудут, как это делать, это станет проблемой. Для них будет гораздо проще общаться в социальных сетях, когда никто не знает, что ты – это ты. Ник станет величайшей тайной, которую во что бы то ни стало нужно сохранить. Не будет больше вопросов на переменах про то, как ходить друг к другу в гости, все просто забудут об этом (это ведь может быть неприлично!).

В 1980 вроде всё хорошо, дети прилежно учатся, играют. Но есть одна существенная проблема: дети не знают, что можно иметь свое мнение (особенно по делам партии). Они принимают те мнения, которые от них требуют.

Книга мне понравилась. Во – первых, это первая книга, как мне кажется, не попавшая под цензуру, которую мне удалось найти о жизни людей в советское время. Во-вторых, в ней ярко показана наиболее важная проблема прошлого и нашего времени – умение быть человеком всегда.

Марина, 8 класс, 2018

Мне очень понравилась книга «Время всегда хорошее». Я буквально «проглотила» ее за один вечер. Я никогда так быстро не читала, ради этого даже пришлось пропустить кружок. Но я об этом нисколько не жалею!

В книге описывается два разных времени, два мира, которыми обмениваются мальчик и девочка, главные герои книги. Приспосабливаясь к новому для каждого из них миру, они понимают, что это чужое время, но оно ничуть не хуже их собственного. Каждый из ребят обретает что-то такое, что заставляет их оставаться не в своем времени все дольше. В конце главные герои понимают, что время всегда хорошее!

Я тоже поняла, что в какое бы время человек не жил, время всегда остается хорошим.

Саша, ученица 6 класса, 2018

Прочитала книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее» с удовольствием. Рассказала о ней своим второклассникам. Оказалось, что один из них тоже ее прочитал, и книга ему очень понравилась. Студентка, проходившая педагогическую практику в нашем классе, тоже была в восторге от этого произведения.

Считаю, что книгу надо прочитать всем! Маленькие читатели попутешествуют во времени, узнают о детстве своих родителей, а может быть, о детстве своих бабушек и дедушек, а многие узнают себя. Дети восьмидесятых вспомнят свое детство. Нынешнее молодое поколение, прочитав книгу, лучше поймет своих родителей. А родители современных подростков увидят по-другому проблемы сегодняшних детей и, возможно, больше будут общаться со своими детьми, внукам, чтобы детский мир не ограничивался только общением в интернете.

Думаю, что прочитав эту замечательную книгу, все убедятся, что время всегда хорошее!

Елене Генриховна К., учитель начальных классов, 2018

Летом нам давали список книг, которые надо было прочитать. Я сразу начала читать внеклассное чтение. Все книги интересные, но больше всего мне понравилась «Время всегда хорошее».

Эта книга рассказывает о мальчике Вите и девочке Синичке, которые живут в разных веках, но как-то раз они поменялись местами. «Время всегда хорошее» - это удивительная, интересная и стоящая книга. Она написана простым и понятным языком. Рассказ показывает нам, как жили в прошлом и как, скорее всего, будут жить в будущем. Мы читатели видим разницу во временах, двадцатый век сильно отличается от нашего, а вот 2018 года чем-то отличается, а чем-то нам ближе, ведь это сего на шесть лет вперёд, а не на целый век в прошлое.

Но всё равно, как сказали авторы, время всегда хорошее, независимо, продвинуто оно в сфере техники или нет. Ведь главное, чтобы люди общались, веселились и умели говорить, а не сидели, уткнувшись в экран компьютера или телефона, и общались только по смс или по электронной почте, как Синичка.

Обычно, прочитав книгу, делаю вывод, но по этой книге я сделала два вывода. Независимо от времени, оно всегда хорошее. Люди, общайтесь вживую, оторвитесь от экранов!

Арина, 7 класс, 2018 год

Совсем недавно я познакомилась с замечательной книгой Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, которая называется «Время всегда хорошее». Я узнала о ней от своей учительницы литературы. На уроке она начала читать нам книгу вслух, потом остановилась на самом интересном и загадочно сказала: «А что произойдёт с героями в их новом времени, вы узнаете сами, если, конечно, книга вас всерьёз заинтересовала». Честно говоря, вначале книга мне не очень нравилась, но чем дальше – тем больше она затягивала.

В это истории рассказывается о том, как мальчик и девочка фантастическим образом поменялись временами: Виктор из 1980 года попал в 2018, а Ольга из 2018 попала в 1980. мне очень интересно было читать о том, как нелегко пришлось Ольге без компьютера в пионерское время и как сложно было Вите с компьютером в будущем. В наше время редко можно увидеть детей, играющих во дворе, зато почти каждый ребёнок, родителям которого некогда заниматься его воспитанием, с детства играет в компьютерные игры и сидит в Интернете. Ещё я очень радовалась, когда девочка из будущего заступалась за малознакомого одноклассника, потому что видит, что весь класс боится, все закрывают глаза на несправедливость. Она одна принимает сторону Жени. Это очень сильный поступок, ведь сначала Оля боялась своего нового класса, но в этом случает её ничего не испугало.

Авторы книги помогли мне задуматься о моей жизни. Теперь мне жалко времени, которая я провожу, сидя за компьютером. Я понимаю, что переписка в сети не может заменить настоящее общение или чтение книг. Мне кажется, что здесь даже звучит мысль о пользе чтения.

Эта книга очень позитивная, написана она простым языком. Читается быстро и интересно. Если вам нравятся яркие, жизнерадостные книги – эта точно для вас!

Дарья, 7 класс, 2018

Для себя я поняла, что время всегда хорошее, несмотря на то, что вокруг тебя. В каждое время можно чем-то заняться. Вот например, девочка Оля, которая привыкла к компьютерам и мобильным телефонам. И мальчик Витя, привыкший к книгам и прогулкам с друзьями. И попав в другое время, они с трудом привыкают, но со временем они понимают, что и в этом могут быть свои плюсы. Оля постепенно понимает, что в своём времени она мало общалась с ребятами, гуляла с подругами. А Витя понимает, что у него есть все признаки, чтобы стать учителем. Витя помогает ребятам из 2018 года учиться, и все ребята начинают понимать, что жизнь – это не только общение в Интернете и онлайн-игры. А Оля помогает мальчику Жене, который попал в не очень приятное положение. Оля начинает ходить гулять, хотя в своё время она делала это крайне редко, ей хватало общения в Интернете.

Я понимаю, что в наше время дети даже представить себе не могут, как дети раньше обходились без компьютеров и мобильных. Но несмотря на это, все дети, жившие в то время, были счастливы, они ценили дружбу, умели любить и всегда поддерживали своих товарищей. Мы думаем, что им было скучно, что они не знали, чем заняться, но мы ошибаемся – в то чудесное время дети, подростки любили читать разные книги о приключениях, о разных путешествиях или, например, о пиратах. И часто ребята представляли себя героями книг, создавали разные отряды со своими языками, со своими обозначениями, и им всегда было весело, у них не было времени на всякое баловство. Всегда ребятишки знали, чем заняться.

Книга учит тому, что, несмотря ни на что, время всегда хорошее. Всегда, в любое время, можно найти занятие для себя и друзей. Тому, что ребята всегда помогают друзьям и ценят их дружбу. В любое время друзья готовы оказать помощь тому, кто о ней просит. Эта замечательная книга нашего времени, которую, как мне кажется, захотят прочитать многие. В ней описывается правда жизни, что для детей нашего времени самым главным является компьютер, а для детей прошлого самым главным является дружба, надежда, вера и любовь.

Книга научила меня верить, что, несмотря на нехорошие моменты жизни, можно всегда найти что-то приятное для себя. Потому что время всегда хорошее!!!

Алина, 8 класс, 2018

В книге описываются жизни мальчика Вити и девочки Оли, которые, меняясь временами, обзаводятся общей задачей – спасти их друга Женю от позора и защитить честь его бабушки, а также помочь друзьям сдать экзамены. Книгу написали мужчина и женщина, поэтому она воспринимается хорошо всеми. Её любят как девочки, так и мальчики. Хотя, думаю, девочкам больше нравится Оля, а парням – Витя. Но это только предположение.

«Время всегда хорошее», - так говорит повзрослевший Витя, когда объявляли результаты экзамена. И действительно, ведь если бы не Интернет, то Женю спасти не удалось бы. Потому что о прошлом его бабушки Витя узнал через компьютер, а вернувшись, рассказал о нём всему классу. Также доказательством этой фразы служит и Олина история. Попав в прошлое, она поняла, что кроме компьютера есть и другие развлечения: игры, на улице, чтение, разговоры. Она поняла, что важно не только знать теорию, но и правильно её обосновывать, что важно не только общение через Интернет и смс-ки, но и разговор. Деятельность Вити, я думаю, действительно предсказывает нам его судьбу учителя. Он смог заставить весь свой класс отбросить свои клички, побольше гулять на свежем воздухе и говорить всегда, когда это возможно.

Мне очень понравилась эта книга тем, что в ней есть всё: и романтика, и приключения во времени, и описание прошлого, и описание будущего. Две цели, два времени, два разных героя, их рассказы постоянно чередуются, но в то же время мы подходим к концу сразу с двух сторон. В середине книги они встречаются, уходят обратно. Затем опять встречаются, меняются, и теперь действуют у себя во времени. А потом находят друг друга в Олином времени. Интересное построение книги, не так ли?

Мне кажется, авторы выбрали самое удачное название для книги. И я думаю, что у каждого времени есть свои плюсы и минусы. Во времени Вити плохо относятся к верующим и смотрят на их наружность, не на их внутренний мир. Во времени Оли дети не расстаются с техникой, а взрослые помешаны на моде. Но в прошлом дети общаются натурально, читают, дружат самой крепкой дружбой, какая только есть на земле. А в будущем много можно узнать через Интернет, а техника упрощает жизнь людей. Поэтому авторы действительно правы – время всегда хорошее. 13

Марина, 7 класс, 2018

Приложение 4 Копинг- стратегии, применяемые героями.

Эмоционально-ориентированные копинг-стратегии

 

Витя

Оля

Раскрытие эмоций

Чем больше думал, тем больше на себя злился.

Мне вдруг захотелось сесть и расплакаться, как маленькому. [4,стр 9]

А меня просто накрыло чувство несправедливости происходящего.

[4,стр34]

Дистанцирование

Мне стало совсем плохо. Я действительно впервые в жизни врал старшим товарищам. [4,стр 3]

Я тут задерживаться не собираюсь, вот найду все ключи — и домой.

[4,стр42]

Юмор,

И снова все рассмеялись. Теперь уже не нервно, а просто весело. [4,стр 39]

Я рассказала Женьке про то, тяжело много говорить. А Женя как заржет:

— Ничего себе, тяжело! Ты ж болтаешь уже полчаса без перерыва! — Я? — изумилась я. И рассмеялась.Так мы стояли и смеялись, как два дурачка.

[4,стр 38]

Расслабление

Только к концу пятого урока начал расслабляться, даже рассказал Архипычу очень смешной анекдот про Чапаева. Он аж согнулся пополам, чтобы не хохотать в голос.

[4, стр 6]

Меня от счастья просто распирало. Ай да Витя, ай да молодец! Значит, все у него получилось! Значит, теперь можно жить спокойно! Такой камень с души упал!

[4,стр 5]

Проблемно-ориентированные копинг-стратегии

Копинг-стратегии

Витя

Оля

Поиск информации и планирование действий

Вернувшись, первым делом бросился к компу и начал искать в Инете что-нибудь о Евгении Архипове.

[4,стр 53]

Ох, сколько ссылок! Это ж надо, какая распространенная фамилия! Я секунду подумала и набрала: «Евгений Петрович Архипов». Опять куча информации, я начала листать странички и… Ура! Персональная страница Архипова Евгения Петровича. [4,стр 55]

Активное преодоление трудностей

Весь день я мотался как заведенный: в школу — предупредить, что собрание проведу, хоть на уроках меня и не будет; с папой в обком — пообщаться с одним папиным знакомым; в музей — рассказать одному человеку одну важную вещь; к Архиповым — провести важную встречу;

[4,стр 36]

И тут меня прошиб холодный пот. Женьку нужно спасать!

Я вскочила и начала собираться в школу, как на пожар. Я Женьку никому в обиду не дам, никуда его из нашей школы не отчислят!

Я примчалась в школу первая

[4, стр 33]

Планирование или переоценка своих целей

Я должен что-то сделать! Как-то спасти друга! Как в «Трех мушкетерах» или «Двух капитанах»!

[4,стр 10]

И тут я поняла, что шанс у нас есть. Мне нужно опять встретится с Витей и убедить его поменяться местами. Если в прошлый раз он смог меня найти во сне, то в этот я смогу найти его. И если мы вернемся каждый в свое время, в начало мая, то у нас будет еще один шанс! Женю можно будет спасти! [4,стр 44]

Социальная поддержка

Папа везде меня сопровождал и помогал в разговорах. Это было еще полезнее, чем «Волга», потому что многие взрослые меня без папы и слушать не захотели бы.

[4,стр 54]

Мы рассказали про бойкот. Бабушка сначала очень распереживалась.

А потом посмотрела на нас, вдруг подмигнула и говорит:

— А все к добру, вот увидите! Вы с этим бойкотом мало что потеряли, зато многое нашли.

[4,стр 38]

Переоценка событий в более благоприятном свете.

 вспомнил, что летом эксперимент закончится, и прижался к ней посильнее. Раньше, до эксперимента, она так редко меня обнимала! Наверное, потому, что все время была на работе.

Мне впервые в жизни захотелось, чтобы лето никогда не приходило.

[4,стр 4]

Собственно, мне и не нужен был никто, кроме Жени. А я все реже вспоминала о том, что пришла из другого мира. Про компьютерные игры даже не думала.

[4,стр 42]

Использование прошлого успешного опыта для решения текущей проблемы

Все получилось отлично. Я помогал Ястребу и Сушке не бояться говорить вслух. Они меня натаскивали на компе и комике. [11,стр 31]

А я видела! Ведь они все еще не знают, что довольно скоро Советского Союза не станет, и говорить можно будет все, что захочешь, Если б я сюда не попала, и я б не знала! Я вдруг почувствовала себя всемогущей. Никого не боюсь, даже Вассу!

[4,стр 39]

Приложение №5 Тест на определение копинг-стратегий

Краткая версия методики СОРЕ для подростков 12-18 лет (СОРЕ-30А)

Инструкция для внеситуативной версии: «Эта методика направлена на изучение того, как люди реагируют на трудности. Существует много способов преодоления жизненных трудностей, и на разные ситуации можно реагировать по-разному. Пожалуйста, отметьте, что Вы делаете и как чувствуете себя, попадая в трудную ситуацию. Здесь нет хороших или плохих ответов, поскольку каждый человек по-разному реагирует на разные ситуации. Нам очень важно, как поступаете именно Вы, когда сталкиваетесь с трудной ситуацией. Сталкиваясь с трудной ситуацией, обычно…».

Каждый вариант продолжения фразы предлагается оценить по шкале «Нет – Изредка – Иногда – Часто» (значения от 1 до 4 соответственно):

  1. Я надеюсь на то, что Бог мне поможет

  2. Я стараюсь удерживать себя от скоропалительных шагов

  3. Я обсуждаю случившееся, чтобы лучше понять ситуацию

  4. Я предаюсь фантазиям на другие темы, чтобы отвлечься

  5. Я прошу помощи у Бога

  6. Я стараюсь спланировать и обдумать свои дальнейшие действия

  7. Я перевожу случившееся в шутку

  8. Я стараюсь получить эмоциональную поддержку у друзей или родных

  9. Я предпринимаю какие-то еще действия, стараясь преодолеть сложившуюся ситуацию

  10. Я даю выход своим переживаниям

  11. Я пытаюсь посмотреть на ситуацию с более позитивной стороны, в ином свете

  12. Я говорю с кем-нибудь, кто мог бы конкретно помочь решить мою проблему

  13. Я полностью концентрируюсь на решении этой проблемы и, если необходимо, откладываю в сторону другие дела

  14. Я принимаю лекарства, чтобы поменьше думать о проблеме

  15. Я шучу по поводу случившегося

  16. Я перестаю пытаться добиться своего (получить то, что я хочу)

  17. Я ищу что-то хорошее в том, что произошло

  18. Я делаю вид, что ничего не произошло

  19. Я стараюсь не действовать слишком поспешно, чтобы не ухудшить ситуацию

  20. Я смотрю телевизор или погружаюсь в интернет, чтобы меньше думать о проблеме

  21. Я стараюсь принять ситуацию, сжиться с ней

  22. Я переживаю и активно проявляю свои чувства

  23. Я предпринимаю активные действия, чтобы справиться с проблемой

  24. Я снижаю количество усилий, направленных на решение этой проблемы

  25. Я обсуждаю свои переживания с кем-то из моих близких

  26. Я принимаю успокоительные, потому что это помогает мне преодолеть проблему

  27. Я учусь жить с этим

  28. Я откладываю другие дела в сторону, чтобы сосредоточиться на решении проблемы

  29. Я тщательно обдумываю шаги, которые буду предпринимать для решения проблемы

  30. Я просто делаю вид, что ничего не случилось

Ключ:

Шкала

Пункты

1: Позитивное переформулирование и личностный рост

11, 17

2: Мысленный уход от проблемы

4, 20

3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение

10, 22

4: Использование инструментальной социальной поддержки

3, 12

5: Активное совладание

9, 23

6: Отрицание

18, 30

7: Обращение к религии

1, 5

8: Юмор

7, 15

9: Поведенческий уход от проблемы

16, 24

10: Сдерживание

2, 19

11: Использование эмоциональной социальной поддержки

8, 25

12: Использование «успокоительных»

14, 26

13: Принятие

21, 27

14: Подавление конкурирующей деятельности

13, 28

15: Планирование

6, 29

По каждой шкале суммируются баллы по двум пунктам, номера которых приведены в таблице.

Приложение № 5

Ход проведения эксперимента

  1. Подбор участников:

    • Набрать группу из 60 участников в возрасте от 14 до 18 лет. Участники должны быть случайно выбраны и согласны участвовать в исследовании.

  2. Разделение на группы:

    • Участников случайным образом разделить на две группы по 30 человек: экспериментальную группу и контрольную группу.

  3. Подготовка к эксперименту:

    • Экспериментальная группа получит книгу «Время всегда хорошее» и будет проинструктирована о необходимости прочитать её в течение двух недель. Участники также будут собираться раз в неделю для обсуждения прочитанного, что позволит им делиться своими мыслями и чувствами о содержании книги.

    • Контрольная группа будет заниматься другой деятельностью, например, участвовать в спортивных играх или выполнять творческие задания, не связанные с чтением.

  4. Проведение тестов:

    • После завершения двухнедельного периода чтения и обсуждения, обе группы пройдут тест на определение копинг-стратегий и уровень самооценки. Тесты могут включать стандартизированные анкеты, такие как:

      • Тест на копинг-стратегии (например, COPE Inventory)

      • Тест на самооценку (например, Rosenberg Self-Esteem Scale)

  5. Сбор и анализ данных:

    • Собрать результаты тестов от обеих групп. Использовать статистические методы для анализа данных, такие как t-тест для независимых выборок, чтобы определить, есть ли значимые различия между группами.

  6. Интерпретация результатов:

    • Сравнить результаты обеих групп. Ожидается, что экспериментальная группа, прочитавшая книгу, покажет более высокие показатели в выборе эффективных копинг-стратегий и более высокий уровень самооценки по сравнению с контрольной группой.

  7. Обсуждение результатов:

    • Провести обсуждение результатов с участниками, чтобы понять их восприятие книги и её влияние на их копинг-стратегии и самооценку.

Результаты эксперимента позволят сделать вывод о влиянии чтения книги на выбор копинг-стратегий и уровень самооценки участников.

Приложение № 6

Вот несколько рекомендаций по применению копинг-стратегий подростками:

  1. Осознание эмоций: Подросткам важно научиться распознавать и называть свои эмоции. Это поможет им понять, что они чувствуют, и выбрать подходящую стратегию для преодоления трудностей.

  2. Разработка позитивного мышления: Рекомендуется вести дневник благодарности или записывать положительные моменты из жизни. Это поможет изменить фокус с негативных на позитивные аспекты.

  3. Физическая активность: Регулярные занятия спортом или физической активностью могут значительно снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие.

  4. Социальная поддержка: Подросткам стоит развивать навыки общения и искать поддержку у друзей, семьи или учителей. Обсуждение проблем с близкими может помочь найти новые решения.

  5. Творческое самовыражение: Рисование, музыка или другие виды творчества могут служить отличным способом для снятия стресса и выражения своих чувств.

  6. Планирование и организация: Научиться планировать свои задачи и устанавливать приоритеты поможет подросткам справляться с учебной нагрузкой и избегать чувства перегруженности.

  7. Медитация и релаксация: Практики медитации, йоги или простые дыхательные упражнения могут помочь подросткам успокоиться и сосредоточиться.

  8. Обучение навыкам решения проблем: Подросткам стоит развивать навыки критического мышления и анализа, чтобы они могли находить эффективные решения в сложных ситуациях.

Эти рекомендации могут помочь подросткам лучше справляться с трудностями и развивать здоровые копинг-стратегии.

Просмотров работы: 83