Введение
Здоровье человека - бесценный дар природы. Оно обеспечивает вам возможность вести полноценную жизнь во всех её проявлениях.
Здоровый образ жизни, правильное питание должны стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Слова Сократа: « Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.»
Объект исследования: питание.
Тип работы: исследовательский.
Актуальность темы исследования: в настоящее время прилавки магазинов содержат больше вредной пищи, чем полезной. Нам нравится то, что рекламируется, красочно оформлено, быстро готовится. Как правило, эти продукты питания содержат большое количество пищевых добавок, которые влияют на организм человека, употребляя такие продукты мы не получаем необходимое количество питательных веществ для правильного роста и развития.
Взрослые чаще всего используют продукты быстрого приготовления или полуфабрикаты, а количество употребления овощей, фруктов, молока и молочных продуктов, мяса и рыбы используют мало, в меру своей работы и нехватки во времени. И поэтому я решила провести исследование на тему:
«Правильное питание», чтобы иметь представление, что можно кушать, а чего и не стоит.
Предмет исследования: продукты питания.
Задачи исследования:
развитие представления о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье и освоение практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания, как составляющей общей культуры человека;
информирование сверстников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Цель работы:
- воспитание у сверстников культуры питания,
- осознания ими здоровья как главной человеческой ценности,
- познакомить ребят с важностью и необходимостью регулярного правильного питания для растущего организма,
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методы исследования:
- наблюдение,
- сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов Интернета,
- обработка информации,
- эксперимент, опыты,
- презентация результатов.
Практическая значимость работы: Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Потребность поддерживать своё здоровье.
Глава 1. Культура питания, здоровье, как главная человеческая ценность.
1.1. Правильное питание – залог здоровья!
Питание - это необходимая потребность организма и обязательное условие для жизни и здоровья человека. Только при правильном, сбалансированном питании можно сохранить молодость, красоту, работоспособность.
Еще Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей.
Согласно нашему образу жизни, нехватки времени и многих других причин мы действительно чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, тем, к чему просто привыкли или тем, что быстро и без труда можно приготовить.
Через некоторое время организм начинает реагировать на подобное к нему неуважение различными заболеваниями. Поэтому очень важно употреблять продукты, которые включают в себя все полезные для организма вещества.
От правильного питания ребенка с первых месяцев его жизни зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм ребенка лучше сопротивляется различным детским болезням, в том числе инфекционным, если питание его поставлено правильно, сбалансировано и рационально. Каждый продукт питания выполняет очень важную роль для организма.
Пища должна дать детскому организму все необходимое для происходящего в нем усиленного роста и развития, поэтому вместе с возрастом ребенка прежде всего должно неизменно увеличиваться количество пищи.
Количество пищи измеряют в единицах тепловой энергии – калориях (ккал). Например, стакан молока (200 грамм) дает человеческому организму 130
калорий, 1 г. масла - 7,5 калории, 1 г. мяса - около 1 калории, 1 г. сахара - около 4 калорий, 1 г. пшеничного хлеба - немного больше 2 калорий.
При составлении норм питания детей принято количество калорий и количество отдельных пищевых веществ вычислять в зависимости от его веса. "Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий;" необходимо, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.
А откуда же наш организм берет эту энергию? Ответ очень прост – своеобразной “батарейкой” для нашего организма является пища. Вместе с ней к нам поступают необходимые организму вода, белки, жиры, углеводы, минералы и витамины.
Длительный перерыв в приеме пищи плохо сказывается на работе и усвоении школьного материала, вашем самочувствии, настроении, на состоянии пищеварительной системы. Поэтому очень важно получать горячий завтрак и обед, полдник. Приложение 1.
1.2. Пирамида здорового питания.
Пищевая пирамида – наглядный набор продуктов на каждый день. Пищевая пирамида позволяет выбрать из огромного разнообразия продуктов те, что входят в понятие здоровой и рациональной диеты, подходящей именно вам.
Пирамида дает возможность разнообразить свой стол при одновременном получении необходимых питательных веществ и нужного для нормального, здорового веса количества калорий. Пирамида позволяет контролировать потребление жира, в особенности насыщенного. Приложение 2.
В пирамиде особо выделены пять главных групп продуктов, показанных в трех нижних ее этажах. Продукты каждой группы содержат питательные вещества, необходимые вам для сбалансированного питания.
В основании пирамиды - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна являются одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки темного цвета, грубого помола ("бородинский", "докторский" и другие). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. В дневном рационе должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Макароны и вермишель лучше покупать из муки также твердых сортов, от них вашему организму будет больше пользы.
Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые главные качества - это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда - мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.
Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи, тогда весенние авитаминозы ему не страшны.
Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, необходимая для поддержания иммунитета. Возьмите за правило хотя бы в летнее-осенний период пить овощные и фруктовые соки. Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.
В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты. Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо –
это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и энзимов
(ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления
направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Возникает чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд на ночь и наши внутренние органы работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное.
Надо контролировать количество пищи и перед мясным блюдом, пожевать зелень или овощи. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день..
Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, как и мясо, в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани, что обеспечивает ее быстрое разваривание и нежную консистенцию после тепловой обработки. Содержащиеся в ней полиненасыщенные жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко любят многие. Оно идеально для растущего организма. Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак йогурт с пониженным содержанием жира.
На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости. Излишнее потребление соли приводит порой к четкой цепи диагнозов: гипертоническая болезнь, ожирение, атеросклероз и почечная патология. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких употреблять эти продукты в очень малом количестве.
Глава 2. Питательные вещества, необходимые для здоровой жизни человека.
2.1. Витамины и минеральные вещества.
Для правильного роста и развития детей необходима пища, богатая витаминами. Приложение 3.
Витамин А (бета-каротин) отвечает за развитие органов зрения, формирование костей, здоровое состояние зубов, волос, кожи. Пища богатая витамином A: сливочное масло, сметана, цельное молоко, печенка, яичный желток, а также свежая зелень (салат, зеленый лук и др.).
Витамин C (аскорбиновая кислота) укрепляет детский организм, усиливает сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Сохраняет здоровыми дёсны, зубы, сосуды, кости. Противодействует усталости и образованию вредных веществ в желудке. Прекрасным источником витамина C являются приготовленные в домашних условиях настои шиповника, черной смородины и других ягод, богатых этим витамином.
Также содержится в цитрусовых, клубнике, сладком перце, смородине, шиповнике, капусте, картофеле, киви, кислых яблоках.
Витамины группы B должны быть введены в питание в достаточном количестве. Необходимо, чтобы дети с первых лет своей жизни получали обычный ржаной хлеб, являющийся источником витаминов группы B.
Витамин В1 укрепляет нервную систему, повышает аппетит. Содержится в свинине, печени, хлебе грубого помола, рисе, чечевице, горохе, овсянке, орехах.
Витамин В2 превращает вещества в энергию. Отвечает за рост и защиту кожи.
Витамин В2 содержится в молочных продуктах, кукурузе, мясе, рыбе, в зеленых овощах.
Витамин В3 дает стимул для правильной работы нервной сердечно-сосудистой
систем, помогает дышать каждой клеточке, нормализует водно-солевой обмен.
Данный витамин можно найти в печени, арахисе, сардине, скумбрии, говядине, шампиньонах, абрикосах, бананах, персиках.
Витамин В6 участвует более чем в 60 процессах нашего организма, в том числе кроветворения, пищеварения, обмена жиров.
Содержится в зародышах пшеницы, лососи, сардинах, сои, цыплятах, почках, печени, яйце, арахисе, грецких орехах, коричневом рисе.
Витамин В9 участвует в обмене жиров, белков. Влияет на процесс роста, состояние клеток крови, необходимых для образования гемоглобина.
Витамин В9 содержится в таких продуктах, как соя, кукуруза, печень, яичные желтки, дрожжи, крупы, морковь, шпинат, арахис.
Витамин В 12 Чем больше вы едите белковой пищи, тем больше требуется витамина В 12. Его Вы найдете в мясе, яйце, сыре, почках, печени, молоке, твороге, сельди, форели, крольчатине.
Витамин D имеет особое значение для правильного развития костной системы. Главнейшим источником витамина D является рыбий жир, но этот витамин содержится также в цельном молоке, молочных жирах, яичном желтке, в печени животных, рыбе, сыре, шампиньонах. Витамин Д содержит фосфор и кальций ценные ферменты для зубов и костей.
Витамин Е защищает и предупреждает сердце и сосуды о возможных болезнях. Содержится в растительном масле, печени, зеленых овощах, крупах.
Витамин К участвует в процессе свёртывания крови. Этот витамин можно найти в зелёных овощах, яйце, мясе, крупах, капусте, шпинате, твороге.
Фолиевая кислота необходима детям в период быстрого роста, основной участник образования гемоглобина и правильного развития будущего ребёнка.
Содержится в овощах, дрожжах, печени, арахисе, чечевице, апельсинах, почках, фасоли, бананах, брюссельской капусте, брокколи.
Если по какой-либо причине содержание витаминов в пище недостаточно, например в зимние и весенние месяцы, рекомендуется давать детям, непременно по указанию врача и строго соблюдая дозировку, витаминные препараты, выпускаемые нашей промышленностью - аскорбиновую кислоту, концентрат витамина D и др. Недостаток в детском организме витамина D может быть также восполнен консервированной печенью трески, которую можно давать взамен рыбьего жира.
Минеральные вещества дети получают из продуктов животного и растительного происхождения. Молоко является главнейшим источником кальция. Многие полезные минеральные вещества дети получают из овощей.
Как мы видим, очень важно, чтобы организм получал все необходимое в достаточном количестве. Избыток витаминов и минералов, как и их недостаток, могут привести к болезням, к плохому настроению, постоянной усталости.
2.2. Жиры, белки, углеводы.
Жиры - органические соединения, полные сложные эфиры глицерина (триглицериды) и одноосновных жирных кислот; входят в класс липидов. Наряду с углеводами и белками жиры — один из главных компонентов клеток животных, растений и микроорганизмов.
Жирами богато масло, сливки, имеются жиры в молоке, сметане, мясе.
Природные жиры подразделяют на жиры животные и растительные.
Благодаря крайне низкой теплопроводности жиров, откладываемый в подкожной жировой клетчатке, служит термоизолятором, предохраняющим организм от потери тепла.
При голодании, а также при недостаточном питании в организме исчезает запасной жир, процентное же содержание в тканях протоплазматических жиров остаётся почти без изменений даже в случаях крайнего истощения организма.
К группе пищевых жиров относятся следующие виды жиросодержащей продукции: растительные масла, маргарин, майонез, кулинарные жиры, животные жиры.
Растительное масло — это готовый к употреблению продукт, полученный из семян или зародышей семян, плодов растений путем прессования и/или экстракции и очищенный от тех или иных примесей в зависимости от вида получаемого изделия.
По виду жиросодержащего сырья растительное масло вырабатывается: подсолнечное, кукурузное, горчичное, хлопковое, соевое, арахисовое, оливковое, кунжутное (сезамовое), кокосовое, рапсовое.
Белки - это азотсодержащие высокомолекулярные органические вещества со сложным составом и строением молекул. Белок можно рассматривать как сложный полимер аминокислот. Белки входят в состав всех живых организмов, но особо важную роль они играют в животных организмах, которые состоят из тех или иных форм белков (мышцы, покровные ткани, внутренние органы, хрящи, кровь).
В комплексе с нуклеиновыми кислотами обеспечивают функции роста и передачи наследственных признаков, являются структурной основой мышц и осуществляют мышечное сокращение.
Наибольше всего мы употребляем запасные и питательные белки (например, мясо, питательный белок птичьих яиц, молоко и другие).
Продукты с наибольшим содержанием белка: творог, сыр, яйца куриные, свинина, рыба, икра осетровая, орехи фундук.
Углеводы – важный класс природных веществ – встречаются повсеместно в растительных, животных организмах.
Для большинства организмов природные углеводы выполняют две основные функции: являются источниками углерода, который необходим для синтеза белков. Продукты с наибольшим содержанием углеводов (на 100г продукта): сахар-рафинад, крупы, хлебобулочные изделия, макаронные изделия.
Заключение
Подводя итог в исследовании, можно сказать, поставленные цель и задачи в целом выполнены: я узнала и провела опыты, которые показали, как необходимо следить за своим здоровьем, чтобы меньше болеть.
Для того чтобы человеку быть здоровым, красивым и сильным необходимо ежедневно заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня, заботиться о гигиене своего тела, не иметь вредных привычек.
Я выяснила, что существует прямая связь между питанием и здоровьем, если выработать у людей стойкие навыки правильного питания, изменить свой образ жизни, свои привычки в лучшую сторону, то можно избежать разных заболеваний и прожить долгую и счастливую жизнь!
В процессе исследования, я научилась искать нужную информацию в сети «Интернет» (оформлять текстовый документ, ссылки), работать с предметным указателем, словарями, другой литературой.
На основе материала и переработки полученной информации мною были проведены эксперименты и исследования (опыты), по результатам которых я многое узнала о правильном питании людей для того, чтобы оставаться здоровой и красивой. Приложение 4.
Также, считаю необходимым дать несколько советов по здоровому питанию: Ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес. Включайте в рацион больше овощей, фруктов и продуктов из злаковых растений. Необходимо тщательно пережевывать пищу прежде, чем глотать ее.
Ограничивайте употребление соли, сахара.
Поставленные мной задачи решены, а цель проведенного исследования достигнута.
Знания, умения, навыки, которые формирует выбранная мною тема исследования – это правила, основы и структура рационального питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания, самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В своей работе я раскрыла несколько советов по здоровому питанию, провела опыты по определению жирности продуктов питания, наличию крахмала в картофеле и хлебобулочных изделиях, определению кислоты в яблоке. Выявила, как идеально питаться школьникам. Приложение 5.
Прилагаю к своей работе пример однодневного меню. Приложение 6.
Среди родственников и сверстников проведено анкетирование – тест«Правильно ли вы питаетесь?». Приложение 7.
Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Пища должна быть свежей, продукты должны быть качественными и натуральными. Питание должно быть разнообразным и сбалансированным. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше биологически активных веществ поступает в наш организм.
Для растущего детского организма обязательны молоко, творог, сыр — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники – должны выпивать не менее одного-двух литров жидкости.
Определение главного результата исследования: ребенок должен знать, что покупать, научиться распознавать качественные продукты от некачественных. Ведь от того, что мы едим, зависит, как мы себя чувствуем и как выглядим – а это залог долгой жизни. От той пищи, которая поступает в наш организм, зависит наше здоровье и будущее, а мы есть то, что мы едим. Давайте беречь здоровье смолоду!
Список литературы
Анастасова Л.П., Утешинский Д.Д. Настоящее и будущее здоровье детей. – М.: Просвещение, 2006.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников – М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013 г.
Детская энциклопедия здоровья. Расти здоровым. // Роберт Ротенберг. – М.: Физкультура и спорт, 1992.
Лещинский Л.А. Берегите здоровье! – М.: Медицина, 2005г.
Осипова Н.И. О пользе фруктов и овощей. В здоровом теле – здоровый дух 2008, № 5.
Петровский К. С. Рациональное питание – М., 2008.
Смоляр В. И. Рациональное питание. – Киев ,1991.
Якименко Н.А. О правильном питании. Семейное чтение. 2007, № 3.
Приложение 1
Время приема пищи
Приложение 2
Приложение 3
Витамины
Приложение 4
Проведенные эксперименты и исследования:
ОПЫТ 1. Определить жирность продуктов.
Мы взяли небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы, котлеты, капусты, моркови, срезанной частью положили на лист бумаги. Через 10 минут посмотрели. Жирные продукты: колбаса, котлета- оставили на листе жирные пятна.
Вывод: жирные продукты вредны в большом количестве.
ОПЫТ 2. Опыт с яблоком.
Оставили разрезанное яблоко на столе, через несколько минут оно потемнело.
Вывод: в яблоке содержится полезное вещество – железо. Железо является крайне необходимым для нормального функционирования организма элементом. Нехватка железа может повлечь за собой крайне тяжёлые осложнения для здоровья.
ОПЫТ 3. Определить наличие крахмала в картофеле.
Капнули раствор йода на картофель, появилось синее пятно. Опустили кусок булки в раствор с йодом. Булка посинела.
Вывод: в картофеле и в хлебобулочных изделиях много крахмала. Крахмал – это сложный углевод, который есть во фруктах, овощах, бобовых, орехах и злаках. Он обладает высокой энергетической ценностью и лёгкой усвояемостью, быстро проходя по желудочно- кишечному тракту, крахмал превращается в глюкозу и усваивается организмом буквально за 3 – 4 часа, то есть наш организм в максимально быстрый срок насыщается энергией.
ОПЫТ 4. Опыт с чипсами.
Мы разминали чипсы внутри чистой салфетки и на месте нажима увидели большое жирное пятно, подтвердили, что чипсы содержат большое количество
жира.
Затем мы капали на чипсы 3%-ым раствором йода, и через несколько секунд появлялось тёмно-синее пятно, значит это присутствие крахмала, остатки которого во рту в течение двух часов преобразуются в глюкозу - идеальную питательную среду для кариесных бактерий.
При поджигании ломтика чипсов мы отметили появление едкого запаха пластмассы, что говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида, который считается ядом для нашего организма, поражающим главным образом нервную систему, печень и почки. В пластике его запах ярко выражен, а в чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.
В Интернете мы нашли утверждение ученых, что предельный уровень акриламида составляет 1 микрограмм в день, т.е. для того чтобы пограничный объём вредных веществ оказался в организме человека, достаточно съесть полграмма картофельных чипсов в день. Значит, даже в самой маленькой пачке (28 г.) безопасная доза превышается в 56 раз.
Для того, чтобы узнать, что представляют собой чипсы с точки зрения пищевой ценности, мы нашли показатели с упаковки средней пачки чипсов весом 90 г и сравнили их с суточной нормой для подрастающего организма.
Вывод: чипсы вредны, т. к. содержат много химических веществ.
ОПЫТ 5. Опыт с лимонадом. В лимонад добавили уксусная кислоту. Пошла бурная реакция.
Вывод: в желудке тоже содержится кислота, можно представить, какая происходит реакция при попадании лимонада в желудок. Лимонад совместим не со всеми продуктами.
-20-
Приложение 5
-21-
Приложение 6
Пример однодневного меню.
Завтрак
--- 1 тарелка рисовой каши на молоке с низким содержанием жира;
--- 1 кусок хлеба;
— 1 кусок сыра;
— чай или кофе.
Обед
--- 1 десертная тарелка овощного салата с подсолнечным маслом;
— 1 десертная тарелка горохового супа;
— 1 кусок нежирного мяса;
— ½ десертной тарелки гречневой каши;
— 2 куска хлеба;
— 1 стакан сока.
Ужин
— 1 кусок хлеба;
— 1 десертная тарелка овощного салата с оливковым маслом и отварным картофелем;
— 1 порция рыбы;
— чай
Перед сном
--- ½ стакана нежирного кефира
-22-
Приложение 7
Тест «Правильно ли вы питаетесь?»
1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) Всегда, круглый год.
б) Иногда, когда заставляют.
в) Никогда.
2. Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз;
б) 3 раза;
в) 2 раза;
г) 7-8 раз, сколько захочу.
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) Ежедневного, несколько раз в день.
б) 2-3 раза в неделю.
в) Очень редко
г) Никогда.
4. Когда и что вы едите на ночь?
а) мясо с гарниром в 9 часов;
б) кашу молочную в 9 часов;
в) стакан кефира или молока в 9 часов;
г) ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов вечера.
5.Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) Иногда петрушку и укроп в супе, салате;
б) Лук и чеснок не ем никогда;
в) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве.
г) Ем иногда или когда заставляют.
Подсчет результатов:
1. а) – 5, б) – 2, в) – 0.
2. а) – 5, б) – 3, в) – 0, г) – 0.
3. а) – 5, б) – 3, в) – 1, г) – 0.
4. а) – 1, б) – 2, в) – 5, г) – 0.
5. а) – 1, б) – 0, в) – 5, г) – 2.
Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно едите овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9-12 баллов, это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
Вы набрали 0-9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании: и о том, что вы едите, и о том, как часто.
Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.