Введение
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости
не найдёшь до самой старости.
Народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьёт тревогу, так за последние годы всё больше детей приходят в школу с различными заболеваниями. Большинство из них уже стоят на диспансерном учёте (дисгармоничное развитие, ожирение, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, артериальная гипертензия, понижение остроты зрения, пониженный иммунитет). За годы, проведённые в школе, здоровье учеников не улучшается, а наоборот ухудшается.
Наш проект - это способ заявить о существующих проблемах и привлечь к ним внимание школьников и родителей. Мы считаем, что решить проблему поможет «Школа здорового образа жизни». Сегодня, как никогда, общество нуждается в раннем выявлении и развитии учащихся, обладающих способностью к восприятию широкого спектра знаний, в том числе и в области здоровья, с одной стороны, а с другой – к выявлению учеников, нуждающихся в особых условиях своей жизнедеятельности в школе. Как сохранить здоровье в столь стремительный век прогресса и технологии? Наш проект о том, как сохранить здоровье школьника, факторах, влияющих на здоровье. В нем поднимается тема о губительном влиянии вредных привычек и проблема «понижения иммунитета» на нравственные качества ученика. Как простимулировать школьников к ведению здорового образа жизни?
Для реализации данного направления был разработан проект “Новое поколение выбирает ЗОЖ”.
1.2. Цель проекта: формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности учеников в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
1.3. Задачи проекта:
1. Повышать мотивацию школьников к здоровому образу жизни;
2. Популяризировать ценность физической культуры и спорта;
3. Пропагандировать здоровый образ жизни, направленный на сохранение работоспособности школьников;
4. Показать значимость вакцинации в периоды пандемии;
5. Вовлекать детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
Актуальность проекта
Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.
Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем.
Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы. Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.
Идея здоровьесбережения учащихся проходит «красной нитью» в национальном проекте «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартах.
Согласно обновлённым стандартам ФГОС, каждого уровня, дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области безопасности жизнедеятельности, в частности, выпускник должен:
выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).
Глава 1 Основные принципы здоровья
Принципы здоровья по Н.К. Смирнову
Здоровая нация — основа патриотического воспитания. Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо сделать все возможное для формирования у школьников привычек к здоровому образу жизни, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1. «Не навреди!» - все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача, ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.
1.2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 2021 году: «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций;
индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма;
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.
1.3. Режим питания
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идёт речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
1.4. Двигательная активность.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодёжи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
1.5. Здоровье и окружающая среда.
Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей.
Глава 2. Деятельность отряда «ШОК»
2.1. Деятельность профилактического отряда « ШОК»
В нашей школе на базе 8 «Г» класса создан отряд «ШОК» под руководством учителя биологии Новиковой Валентины Николаевны. На протяжении 4-х лет отрядом проводиться работа, направленная на профилактику здорового образа жизни учеников нашей школы. Основное направление нашей работы - это пропаганда здорового образа жизни среди учеников начального и среднего звена. Наш класс - класс хореографического направления. Мы входим в состав народного коллектива «Школьные годы». Мы неоднократно были призерами региональных и международных конкурсов. (Приложение № 4) Также учащиеся нашего класса входят в состав сборной школы по легкой атлетике, участвовали в городских эстафетах, в которых школа занимала призовые места (Приложение № 4). Наверное, поэтому наш класс, на протяжении 4-х лет, ни разу не закрывали на карантин, число болеющих в нашем классе в разы меньше чем в других классах.
2.2.Результаты работы отряда «ШОК»
За период работы отряда было проведено много мероприятий, направленных на профилактику ЗОЖ: более 20 внеурочных мероприятий «Жизнь прекрасна - не потрать её напрасно», для учащихся 1-8 классов (Приложение №1) более 10 конкурсов рисунков «Здоровый образ жизни»(Приложение№2) для учащихся начальной школы, более 30 выступлений агитбригады «Путешествие в страну Здоровья» (Приложение №1), более 50 проектов в направлении здоровьесберегающие технологии и экологическое воспитание школьников, было разработано учениками 9-11 классов.
По этому направлению «Здоровое питание» отрядом «Шок» была проведена следующая работа: внеурочное мероприятие «Здоровье в твоей тарелке» для учителей школы и для учащихся 7-х классов. Цель мероприятия: рассказать о пользе и вреде продуктов, которые мы используем ежедневно (Приложение №1).Открытое мероприятие «Конструктор правильного питания» в рамках «фестиваля Наук», на котором учащиеся составляли меню правильного завтрака, обеда и ужина. Уроки успеха, на которых выпускники нашей школы, в данный момент уже врачи, рассказывали со своих позиций о здоровом образе жизни и проводили профориентацию о дальнейшем выборе профессии. (Приложение №2)
По направлению «Здоровье и окружающая среда»» были проведены экологические мероприятия: участие в ежегодной акции «Волга - великое русское наследие» (Приложение №3); очистка берега реки Свияги в районе Чёрного озера; большая пропагандистская работа среди учеников школы и жителей микрорайона проведена по раздельному сбору мусора; подготовлен проект «Будущее нашей планеты в наших руках» и представлен в МБУ «Симбирцит» на заседании по организации летнего трудоустройства учащихся (Приложение№3); презентация проекта «Будущее нашей планеты в наших руках» на 1 научно-практической конференции школьников «Будущее медицины» (дипломант 3 степени); проект «Будущее нашей планеты в наших руках» представлен на VII Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н.И.Лобачевского на секции «Прикладная экология» (лауреат 2 степени).
2.3. Статистические выводы
В ходе исследования мы проделали следующую работу:
-АНКЕТИРОВАНИЕ учащихся;
- БЕСЕДА с медицинским работником школы Халитова Л.Р.
- ПОСТРОЕНИЕ ГИСТОГРАММЫ на основе статистических данных по учету заболеваемости и вакцинации по Средней школе №82 г. Ульяновска;
АНКЕТИРОВАНИЕ учащихся;
Было проведено анкетирование среди учащихся в параллели 8-х классов, всего в опросе приняло участие 102 человека.
Респондентам были заданы следующие вопросы
1. Болели ли вы ОРВИ?
2. Ставили ли прививку?
3. Будете ли прививаться в 2025 году?
4. Считаете ли вы, что вакцина – это реальная возможность остановить распространение инфекции?
В таблице представлены результаты опроса:
|
Класс |
Количество учащихся |
Болели ли ОРВИ? |
Делали прививку? |
Будите ли прививаться в 2025 г? |
Вакцина – это способ остановить инфекцию? |
|
8А |
25 |
85% |
89% |
95% |
95% |
|
8Б |
24 |
91% |
72% |
93% |
93% |
|
8В |
27 |
97% |
64% |
89% |
89% |
|
8Г |
25 |
27% |
99% |
99% |
100% |
Вывод: в ходе проведенного исследования было установлено что вакцинация является одним из важнейших инструментов профилактики инфекционных заболеваний и повышения уровня коллективного иммунитета .
При беседе членов отряда «ШОК» с медсестрой школы №82 Халитовой Л.Р. были получены статистические данные о вакцинации и заболеваемости учащихся одной из параллелей за 2021 год по 2024год. Эти данные были проанализированы и построена гистограмма (Приложение №5).
Анализ полученной информации показал, что вакцинация помогает снизить заболеваемость, уменьшить количество осложнений после болезней и сократить число пропусков занятий.
Так же мы увидели, что 8 Г класс, по сравнению с другими классами меньше болел. Это и есть показатель более активного образа жизни(танцы, спорт, вакцинация). Нам есть, что пропагандировать другим классам!
Заключение
В ходе данной исследовательской работы был изучен комплексный подход к поддержанию здоровья, который включает в себя регулярную вакцинацию, сбалансированное питание, соблюдение режима дня и достаточную физическую активность, играет ключевую роль в профилактике заболеваний и укреплении иммунной системы. Вакцинация защищает организм от болезней. Обеспечивает коллективный иммунитет. Правильное питание поддерживает функционирование всех систем органов. Соблюдение режима дня помогает быть собранным, выполнять поставленные задачи.
По наблюдениям 2022-2025 гг. мы так же пришли к выводу о том, что наша школа не закрывалась на карантин, как это было в предыдущие года. А наш класс благодаря ЗОЖ и занятиями активной физической деятельностью имеет 99% явку.
В будущем мы, члены отряда «ШОК», хотим стать врачами, данное исследование помогает нам внести свой небольшой вклад в помощь нашим медикам в это непростое для всех время, все это с помощью информированияучеников моей школы и пропаганды здорового образа жизни и правильного питания.
Список использованных источников :
1.Белоусов Ю.Б., Карпов О.И., Леонова М.В., Ефременкова О.В.;Клинико-экономическая оценка средств, применяемых для профилактики и лечения ОРВИ. Качественная клиническая практик; Спецвыпуск; Профилактика и лечение ОРВИ, 2022.
2. Бугаев В. Грипп шагает по России / В. Бугаев // Гражд. защита. - 2018. - N: 10. - С. 14-18.
3. Горунова - Медицинская энциклопедия «Что нам известно об иммунитете?» Москва, 2018.
4. Смородинцева Е.А., Деева Э.Г., Лобова Т.Г., Коновалова Н.И.; Этиология современного представления о здоровье // Эпидемиология и Вакцинопрофилактика №1. С.5-9.2021
5. Сайт всемирной организации здравоохранения, электронный ресурс: https://www.who.int/ru (дата обращения 10.09.2025).
6. Сайт Министерства Здравоохранения Ульяновской области, электронный ресурс: https://med.ulgov.ru/news/22244/ (дата обращения 15.09.2025).
Приложение 1
Внеурочные мероприятия: «Здоровье в твоей тарелке», агитпоезд «За ЗОЖ», акция «ЗОЖ-это наш образ жизни»
Приложение 2
Беседы с медицинскими работниками, лекции о ЗОЖ, Уроки Успеха, конкурс рисунков
Приложение 3 «Участие в экологических акциях»
Приложение 4
Наши достижения
Приложение 5
Результаты статистических данных по заболеваемости и вакцинации учащихся 8-х классов Средней школы №82 г. Ульяновска за 2024 учебный год.
Результаты статистических данных по заболеваемости и вакцинации учащихся 8 «Г» класса Средней школы №82 г. Ульяновска за 2024 учебный год.