Новое поколение выбирает ЗОЖ

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Новое поколение выбирает ЗОЖ

Герасимова А.А. 1Фаизова С.Р. 2
1средняя школа №82
2средняя школа №82
Новикова В.Н. 1Бирюкова Т.А. 1
1средняя школа №82
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Народная мудрость.

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьёт тревогу, так за последние годы всё больше детей приходят в школу с различными заболеваниями. Большинство из них уже стоят на диспансерном учёте (дисгармоничное развитие, ожирение, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, артериальная гипертензия, понижение остроты зрения, пониженный иммунитет). За годы, проведённые в школе, здоровье учеников не улучшается, а наоборот ухудшается.

Наш проект - это способ заявить о существующих проблемах и привлечь к ним внимание школьников и родителей. Мы считаем, что решить проблему поможет «Школа здорового образа жизни». Сегодня, как никогда, общество нуждается в раннем выявлении и развитии учащихся, обладающих способностью к восприятию широкого спектра знаний, в том числе и в области здоровья, с одной стороны, а с другой – к выявлению учеников, нуждающихся в особых условиях своей жизнедеятельности в школе. Как сохранить здоровье в столь стремительный век прогресса и технологии? Наш проект о том, как сохранить здоровье школьника, факторах, влияющих на здоровье. В нем поднимается тема о губительном влиянии вредных привычек и проблема «понижения иммунитета» на нравственные качества ученика. Как простимулировать школьников к ведению здорового образа жизни?

Для реализации данного направления был разработан проект “Новое поколение выбирает ЗОЖ”.

1.2. Цель проекта: формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности учеников в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

1.3. Задачи проекта:

1. Повышать мотивацию школьников к здоровому образу жизни;

2. Популяризировать ценность физической культуры и спорта;

3. Пропагандировать здоровый образ жизни, направленный на сохранение работоспособности школьников;

4. Показать значимость вакцинации в периоды пандемии;

5. Вовлекать детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

Актуальность проекта

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодёжи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы. Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»​ здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.

Идея здоровьесбережения учащихся проходит «красной нитью» в национальном проекте «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартах.

Согласно обновлённым стандартам ФГОС, каждого уровня, дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области безопасности жизнедеятельности, в частности, выпускник должен: 

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО); 

  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Глава 1 Основные принципы здоровья

    1. Принципы здоровья по Н.К. Смирнову

Здоровая нация — основа патриотического воспитания. Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо сделать все возможное для формирования у школьников привычек к здоровому образу жизни, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

1. «Не навреди!» - все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача, ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

1.2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 2021 году: «Здоровье - это состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

  • индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций;

  • индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма;

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

  • Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств.

  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело­века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

1.3. Режим питания

Следующей составляющей здорового образа жизни яв­ляется рациональное питание. Когда о нем идёт речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув­ствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, вы­сокой работоспособности и продлению жизни.

1.4. Двигательная активность.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодёжи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

1.5. Здоровье и окружающая среда.

Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей.

Глава 2. Деятельность отряда «ШОК»

2.1. Деятельность профилактического отряда « ШОК»

В нашей школе на базе 8 «Г» класса создан отряд «ШОК» под руководством учителя биологии Новиковой Валентины Николаевны. На протяжении 4-х лет отрядом проводиться работа, направленная на профилактику здорового образа жизни учеников нашей школы. Основное направление нашей работы - это пропаганда здорового образа жизни среди учеников начального и среднего звена. Наш класс - класс хореографического направления. Мы входим в состав народного коллектива «Школьные годы». Мы неоднократно были призерами региональных и международных конкурсов. (Приложение № 4) Также учащиеся нашего класса входят в состав сборной школы по легкой атлетике, участвовали в городских эстафетах, в которых школа занимала призовые места (Приложение № 4). Наверное, поэтому наш класс, на протяжении 4-х лет, ни разу не закрывали на карантин, число болеющих в нашем классе в разы меньше чем в других классах.

2.2.Результаты работы отряда «ШОК»

За период работы отряда было проведено много мероприятий, направленных на профилактику ЗОЖ: более 20 внеурочных мероприятий «Жизнь прекрасна - не потрать её напрасно», для учащихся 1-8 классов (Приложение №1) более 10 конкурсов рисунков «Здоровый образ жизни»(Приложение№2) для учащихся начальной школы, более 30 выступлений агитбригады «Путешествие в страну Здоровья» (Приложение №1), более 50 проектов в направлении здоровьесберегающие технологии и экологическое воспитание школьников, было разработано учениками 9-11 классов.

По этому направлению «Здоровое питание» отрядом «Шок» была проведена следующая работа: внеурочное мероприятие «Здоровье в твоей тарелке» для учителей школы и для учащихся 7-х классов. Цель мероприятия: рассказать о пользе и вреде продуктов, которые мы используем ежедневно (Приложение №1).Открытое мероприятие «Конструктор правильного питания» в рамках «фестиваля Наук», на котором учащиеся составляли меню правильного завтрака, обеда и ужина. Уроки успеха, на которых выпускники нашей школы, в данный момент уже врачи, рассказывали со своих позиций о здоровом образе жизни и проводили профориентацию о дальнейшем выборе профессии. (Приложение №2)

По направлению «Здоровье и окружающая среда»» были проведены экологические мероприятия: участие в ежегодной акции «Волга - великое русское наследие» (Приложение №3); очистка берега реки Свияги в районе Чёрного озера; большая пропагандистская работа среди учеников школы и жителей микрорайона проведена по раздельному сбору мусора; подготовлен проект «Будущее нашей планеты в наших руках» и представлен в МБУ «Симбирцит» на заседании по организации летнего трудоустройства учащихся (Приложение№3); презентация проекта «Будущее нашей планеты в наших руках» на 1 научно-практической конференции школьников «Будущее медицины» (дипломант 3 степени); проект «Будущее нашей планеты в наших руках» представлен на VII Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н.И.Лобачевского на секции «Прикладная экология» (лауреат 2 степени).

2.3. Статистические выводы

В ходе исследования мы проделали следующую работу:

-АНКЕТИРОВАНИЕ учащихся;

- БЕСЕДА с медицинским работником школы Халитова Л.Р.

- ПОСТРОЕНИЕ ГИСТОГРАММЫ на основе статистических данных по учету заболеваемости и вакцинации по Средней школе №82 г. Ульяновска;

АНКЕТИРОВАНИЕ учащихся;

Было проведено анкетирование среди учащихся в параллели 8-х классов, всего в опросе приняло участие 102 человека.

Респондентам были заданы следующие вопросы

1. Болели ли вы ОРВИ?

2. Ставили ли прививку?

3. Будете ли прививаться в 2025 году?

4. Считаете ли вы, что вакцина – это реальная возможность остановить распространение инфекции?

В таблице представлены результаты опроса:

Класс

Количество

учащихся

Болели ли ОРВИ?

Делали прививку?

Будите ли прививаться в 2025 г?

Вакцина – это способ остановить инфекцию?

25

85%

89%

95%

95%

24

91%

72%

93%

93%

27

97%

64%

89%

89%

25

27%

99%

99%

100%

Вывод: в ходе проведенного исследования было установлено что вакцинация является одним из важнейших инструментов профилактики инфекционных заболеваний и повышения уровня коллективного иммунитета .

При беседе членов отряда «ШОК» с медсестрой школы №82 Халитовой Л.Р. были получены статистические данные о вакцинации и заболеваемости учащихся одной из параллелей за 2021 год по 2024год. Эти данные были проанализированы и построена гистограмма (Приложение №5).

Анализ полученной информации показал, что вакцинация помогает снизить заболеваемость, уменьшить количество осложнений после болезней и сократить число пропусков занятий.

Так же мы увидели, что 8 Г класс, по сравнению с другими классами меньше болел. Это и есть показатель более активного образа жизни(танцы, спорт, вакцинация). Нам есть, что пропагандировать другим классам!

Заключение

 В ходе данной исследовательской работы был изучен комплексный подход к поддержанию здоровья, который включает в себя регулярную вакцинацию, сбалансированное питание, соблюдение режима дня и достаточную физическую активность, играет ключевую роль в профилактике заболеваний и укреплении иммунной системы. Вакцинация защищает организм от болезней. Обеспечивает коллективный иммунитет. Правильное питание поддерживает функционирование всех систем органов. Соблюдение режима дня помогает быть собранным, выполнять поставленные задачи.

По наблюдениям 2022-2025 гг. мы так же пришли к выводу о том, что наша школа не закрывалась на карантин, как это было в предыдущие года. А наш класс благодаря ЗОЖ и занятиями активной физической деятельностью имеет 99% явку.

В будущем мы, члены отряда «ШОК», хотим стать врачами, данное исследование помогает нам внести свой небольшой вклад в помощь нашим медикам в это непростое для всех время, все это с помощью информированияучеников моей школы и пропаганды здорового образа жизни и правильного питания.

Список использованных источников :

1.Белоусов Ю.Б., Карпов О.И., Леонова М.В., Ефременкова О.В.;Клинико-экономическая оценка средств, применяемых для профилактики и лечения ОРВИ. Качественная клиническая практик; Спецвыпуск; Профилактика и лечение ОРВИ, 2022.

2. Бугаев В. Грипп шагает по России / В. Бугаев // Гражд. защита. - 2018. - N: 10. - С. 14-18.

3. Горунова - Медицинская энциклопедия «Что нам известно об иммунитете?» Москва, 2018.

4. Смородинцева Е.А., Деева Э.Г., Лобова Т.Г., Коновалова Н.И.; Этиология современного представления о здоровье // Эпидемиология и Вакцинопрофилактика №1. С.5-9.2021

5. Сайт всемирной организации здравоохранения, электронный ресурс: https://www.who.int/ru (дата обращения 10.09.2025).

6. Сайт Министерства Здравоохранения Ульяновской области, электронный ресурс: https://med.ulgov.ru/news/22244/ (дата обращения 15.09.2025).

Приложение 1

Внеурочные мероприятия: «Здоровье в твоей тарелке», агитпоезд «За ЗОЖ», акция «ЗОЖ-это наш образ жизни»

Приложение 2

Беседы с медицинскими работниками, лекции о ЗОЖ, Уроки Успеха, конкурс рисунков

   
   

Приложение 3 «Участие в экологических акциях»

   
   

Приложение 4

Наши достижения

   

Приложение 5

Результаты статистических данных по заболеваемости и вакцинации учащихся 8-х классов Средней школы №82 г. Ульяновска за 2024 учебный год.

Результаты статистических данных по заболеваемости и вакцинации учащихся 8 «Г» класса Средней школы №82 г. Ульяновска за 2024 учебный год.

Просмотров работы: 13