СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И ИХ МНОГООБРАЗИЕ

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И ИХ МНОГООБРАЗИЕ

Бессонов А.К. 1
1ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»
Осипова О.А. 1
1ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

По моему мнению, строение плодов при изучении биологии является трудной темой, так как содержит множество понятий, сложных для запоминания, что отражает проблему исследования. В тоже время данная тема для меня является занимательной. Мне всегда было интересно из чего состоят те или иные плоды, по каким признакам делятся, как формируются и развиваются. Поэтому тема моего проекта выбрана не случайно, я хочу больше разобраться в строении плодов и их классификации. Отсюда, считаю, что тема исследования актуальна и требует детального изучения. Изучение данной темы исследования поможет мне и моим сверстника больше узнать о строении плодов.

Цель исследования: обобщить информацию и опытным путем показать строение плодов.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие, строение и типы плодов;

2. Рассмотреть виды плодов и описать их;

3. Провести анкетирование сверстников;

4. Рассмотреть и описать строение плодов;

5. Проанализировать результаты и сделать выводы;

6. Подготовить доклад и презентацию.

Краткий обзор используемой литературы и источников. Учебник В.Г. Хржановского «Ботаника» – это фундаментальный, классический учебник по ботанике, в котором подробно рассматривается морфология и анатомия плодов, дается развернутая и детализированная классификация. В интернет-источниках раскрыты основные понятия о плоде, ключевые типы классификации, яркие примеры различных плодов (костянка, ягода, коробочка, орех и др.), а также интерактивные задания для проверки знаний. Изученные источники и литература позволяет всесторонне изучить тему «Плоды».

Степень изученности исследования. Тема исследования является актуальной для современной школьной программы и учеников, поэтому она достаточно изучена в научной и учебно-методической литературе. Однако, эта тема остается сложной из-за большого объема терминологии и необходимости визуального запоминания материала. Несмотря на многообразие теоретического материала, существует необходимость в его упрощения для успешного усвоения школьниками.

Объект исследования: плоды.

Предмет исследования: строение плодов и их многообразие.

Гипотеза: у плодов различное строение.

Основные этапы работы:

1. Изучение источников по теме проекта;

2. Составление плана исследования;

4. Сбор информации по теме проекта;

5. Проведение опроса и анализ полученных данных;

6. Осмотр и описание плодов;

7. Обобщение материала и написание выводов;

8 Создание презентации и доклада.

Методы исследования:

1. Анализ литературы и других источников;

2. Анкетирование;

3. Эксперимент;

4. Анализ полученных результатов.

Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Я попытался обобщить информацию о видах и строении плодов, чтобы было проще усвоить данный раздел биологии. Также провел анкетирование с целью выявить знания сверстников о строении плода и в результате эксперимента описал строение отобранных образцов. В этом новизна проекта.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Плод: понятие, строение и типы

Плод – генеративный орган растения, служащий для защиты и распространения семян, конечный этап развития цветка. Образуется из завязи пестика; в формировании плода также могут принимать участие цветочная трубка и разросшееся цветоложе. Основой плода является гинецей, прежде всего завязь. Ее стенки обычно разрастаются за счет усиленного деления клеток и увеличения их размеров. Плод несет семя или семена. В результате двойного оплодотворения у покрытосеменных из семязачатка образуется семя [1].

Итак, плод – вместилище семян цветкового растения. Одновременно с развитием семени завязь цветка разрастается и превращается в плод.

Плод состоит из околоплодника и одного или многих семян. Околоплодник защищает семена от повреждений и во многих случаях способствует их распространению. Строение плода представлено в Приложении 1.

Типы плодов. Кроме завязи в образовании плода могут принимать участие и другие части цветка.

Ложные плоды – образованы из основания околоцветника, тычинок, цветоложа.

Плоды могут быть простыми, образовавшимися из одного пестика в цветке, и сложными – из нескольких пестиков одного цветка.

Группы плодов, образовавшихся из соцветия и сросшихся как бы в один плод, называют соплодием (ананас, свёкла) [3].

Вывод: плод – это то, что образуется из цветка и содержит семена. Плод состоит из околоплодника и одного или многих семян. По типу плоды могут простыми и сложными.

1.2. Классификация плодов и их описание

Плоды очень разнообразны по происхождению и строению околоплодника, размерам, форме, окраске. Классификация плодов основывается на строении околоплодника, его консистенции, числе семян. На основе этих признаков плоды делят на:

1.Сухие и сочные;

2.Односемянные и многосемянные;

3.Раскрывающиеся и нераскрывающиеся [4].

А) Сухие, многосемянные, вскрывающиеся плоды – листовка, боб, стручочек, коробочка.

Листовка – образована одним плодолистиком и раскрывается одним швом (живокость). Если в цветке много пестиков, то тогда листовки из одного пестика составляют единый плод – многолистовку (купальница, калужница) (Приложение 2).

Боб – одногнездный плод, образован одним плодолистиком, раскрывается двумя створками (горох, фасоль, акация) (Приложение 3).

Стручок – двугнездный плод, образован двумя плодолистиками, раскрывается двумя створками, между которыми имеется перегородка, к которой прикрепляются семена (редька, капуста, горчица) (Приложение 4).

Стручочек – отличается от стручка тем, что длина его не превышает ширину более чем в 2 раза (пастушья сумка, ярутка) (Приложение 5).

Коробочка – многосемянной плод, образованный несколькими плодолистиками, раскрывается разнообразными способами: створками, дырочками, крышечкой и т.д. (мак, ива, тополь) (Приложение 6).

Б) Плоды сухие, односемянные, невскрывающиеся – орех, орешек, зерновка, семянка, жёлудь.

Орех – околоплодник деревянистый или плотно кожистый, не срастается с семенем. Пестик образован несколькими плодолистиками (лещина, липа) (Приложение 7).

Орешек – образуется из пестика, который состоит из одного плодолистика. Околоплодник сухой, деревянистый (рогоз). Если пестиков в цветке много, образуется многоорешек (лютик, лапчатки).

Семянка – имеет кожистый околоплодник, не срастающийся с семенем (одуванчик, ромашка, василёк) (Приложение 8).

Зерновка – имеет плёнчатый околоплодник, срастающийся с семенем. Характерна для злаков (Приложение 9).

Жёлудь – имеет плотно-кожистый околоплодник; при плодах есть плюска, образованная срастанием деревянистых прицветных чешуй (каштан, дуб) (Приложение 10).

В) Плоды сочные, одно- и многосемянные, невскрывающиеся – костянка, ягода, земляника, яблоко, тыквина, померанец.

Костянка – односемянной плод с чётко различимыми слоями околоплодника: наружный слой плёнчатый; срединный – сочный, мясистый; внутренний деревянистый, образующий косточку (слива, вишня, черешня). Если в цветке несколько пестиков, развивается многокостянка (у ежевики, малины) (Приложение 11).

Ягода – плод многосемянный, с плёнчатым или плёнчато-кожистым наружным слоем околоплодника, сочным срединным и плёнчатым внутренним слоем. Образуется в цветках с верхней (виноград, ландыш) и нижней (черника, смородина) завязью. Пестик состоит из нескольких плодолистиков (Приложение 12).

Яблоко – многосемянный, многогнёздный плод с кожистым наружным слоем околоплодника, сочным и мясистым срединным и хрящеватым внутренним слоем. Образуется из цветков с нижней завязью (рябина, айва, яблоня) (Приложение 13).

Тыквина – многосемянный плод с твёрдым, иногда деревянистым наружным слоем околоплодника и сочными, мясистыми срединным и внутренним слоями. Образуется тыквина в цветках с нижней завязью из пестиков, состоящих из нескольких плодолистиков (Приложение 14).

Померанец – многосемянный, многогнёздный плод, образуется в цветках с верхней завязью из пестика, который состоит из нескольких плодолистиков. Наружный слой околоплодника кожистый, с эфиромасличными желёзками, срединный – губчатый, белый; внутренний – мясистый, сочный (апельсин, лимон) (Приложение 15) [2].

Обобщая, классификация плодов представлена в Приложении 16.

Вывод: плоды делятся в зависимости от количества семян и различаются односемянные и многосемянные плоды. По особенностям околоплодника плоды делятся на сочные и сухие. Так же плоды делятся на раскрывающиеся и нераскрывающиеся.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для практической части проекта мной проведено анкетирование сверстников. Анкетирование проведено с целью выявления знаний о плодах, результаты которого помогут понять в каких областях есть проблемы в понимании темы биологии. В анкетировании приняли участие 17 человек.

Вопросы анкеты представлены ниже:

Таблица 1

Вопросы анкетирования

Вопрос

Варианты ответов

1

Знаете ли вы, что такое плод?

а) да

б) нет

2

Что из перечисленного является плодом?

а) яблоня

б) лимон

в) любые растения

3

По-вашему, все ли плоды имеют семена?

а) да

б) нет

в) не знаю

4

Является ли тема «Строение плода» для вас сложной?

а) да

б) нет

в) не знаю

Также мной отобраны 5 плодов: гранат, манго, питайя красная, орех грецкий и яблоко, которые являются для меня наиболее интересны для изучения строения. Каждый плод были мной разделены на две половины, чтобы изучить строение.

Рис.1. Образцы для наблюдений и анализа

Отобранным плодам я дал описание по следующим характеристикам:

Таблица 2

Тип плода

Строение плода

   

Вывод: практическая часть поделена на 2 части: проведение анкетирования, для которого отобраны 17 человек и составлены 4 вопроса и проведение изучение плодов и их описание, для которого отобраны 5 образцов.

2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате работы проекта, были получены следующие данные:

Таблица 3

Результаты анкетирования

Вопрос

Варианты ответов

Количество человек

1

Знаете ли вы, что такое плод?

а) да

б) нет

15

2

2

Что из перечисленного является плодом?

а) яблоня

б) лимон

в) любые растения

1

15

1

3

По-вашему, все ли плоды имеют семена?

а) да

б) нет

в) не знаю

12

2

3

4

Является ли тема «Строение плода» для вас сложной?

а) да

б) нет

в) не знаю

15

1

1

Для того, чтобы результаты были более понятны, я составил графики к полученным ответам.

Рис.2. Ответы на вопрос «Знаете ли вы, что такое плод?»

Из ответов видно, что основная часть опрошенных знают, что такое плод.

Рис.3. Ответы на вопрос «Что из перечисленного является плодом?»

На данный вопрос также основная часть ответила правильно.

Рис.4. Ответы на вопрос «По-вашему, все ли плоды имеют семена?»

На следующий вопрос правильно ответили 12 человек, которые знают, что все плоды имеют семена.

Рис.5. Ответы на вопрос «Является ли тема

«Строение плода» для вас сложной?»

При вопросе «Является ли тема «Строение плода» для вас сложной?» положительно ответили 15 человек.

Вывод: большинство участников анкетирования ответили верно, однако тема «Строение плодов» является сложной для учеников.

Далее я разделил плоды на несколько частей и дал характеристику отобранным плодам. Результаты представил в Приложении 17.

Вывод: у граната плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся, у манго плоды сочные, односемянные, невскрывающиеся, у питайя плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся, у грецкого ореха плоды сухие, односемянные, невскрывающиеся, у яблока плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило обобщить результаты и сделать следующие выводы:

1. Плод – это то, что образуется из цветка и содержит семена. Плод состоит из околоплодника и одного или многих семян. По типу плоды могут простыми и сложными.

2. Плоды делятся в зависимости от количества семян и различаются: односемянные и многосемянные плоды. По особенностям околоплодника плоды делятся на сочные и сухие. Так же плоды делятся на раскрывающиеся и нераскрывающиеся.

3. Практическая часть поделена на 2 части: проведение анкетирования, для которого отобраны 17 человек и составлены 4 вопроса и проведение изучение плодов и их описание, для которого отобраны 5 образцов.

4. В результате анкетирования я выяснил, что большинство участников анкетирования ответили верно, однако тема «Строение плодов» является сложной для учеников.

В результате осмотра и анализа отобранных плодов, я выявил, что у граната плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся, у манго плоды сочные, односемянные, невскрывающиеся, у питайя плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся, у грецкого ореха плоды сухие, односемянные, невскрывающиеся, у яблока плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся.

На основании полученной информации мной составлена презентация, чтобы наглядно продемонстрировать результаты исследования.

Таким образом, цель исследования: обобщить информацию и опытным путем показать строение плодов, выполнена, а гипотеза: у плодов различное строение, доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хржановский, В. Г. Ботаника / В. Г. Хржановский, С. Ф. Пономаренко. – Москва : Колос, 1988. – 383 с.

  2. Классификация плодов. – URL: https://www.yaklass.ru/p/biologia/6-klass/stroenie-organov-pokrytosemennykh-rastenii-14403/plody-i-semena-14337/re-49bc00ef-108b-4834-ac44-5075388c7a86

  3. Плод // Официальный сайт Znanierussia: [сайт]. – URL: https://znanierussia.ru/articles/Плод#:~:text=Плоды%20делят%20на%20несколько%20групп,клеток%20и%20содержат%20много%20воды (дата обращения: 17.09.2025).

  4. Семя и плод: строение и значение // Официальный сайт Foxford: [сайт]. – URL: https://foxford.ru/wiki/biologiya/semya-i-plod-stroenie-i-znachenie?srsltid=AfmBOopqlGG8QXE-9HJ46ex-KCZRxWybvGzOz4AlAUxkMTWZEpj62Fco&utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.ru%2F (дата обращения: 17.09.2025).

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Строение плода»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Листовка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Боб»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Стручок»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Стручочек»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Коробочка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 «Орешек»

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 «Семянка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 «Зерновка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 «Желудь»

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 «Костянка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 «Ягода»

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 «Яблоко»

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 «Тыквина»

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 «Померанец»

ПРИЛОЖЕНИЕ 16 «Классификация плодов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 «Результаты исследования»

Описание строения граната

Гранат

Тип плода

Строение плода

Плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся 

 

Плод (гранатина) ягодообразный, шаровидный, диаметром до 12 см (300-600 г и более), с чашечкой цветка на вершине, содержит 400-700 семян, с кожистым красным или желтоватым околоплодником

Описание строения манго

Манго

Тип плода

Строение плода

Плоды сочные, односемянные, невскрывающиеся 

Плод – кос­тян­ка (мас­са 50–800 г) ок­руг­лой или вы­тя­ну­той фор­мы с мас­сив­ной кос­точ­кой (до 50 г). Мя­коть мяг­кая, соч­ная, во­лок­ни­стая (в куль­ту­ре час­то без во­ло­кон), аро­мат­ная. Пло­ды (мас­са 0,2–1 кг и бо­лее) ок­руг­лые, крас­ные или жёл­тые.

Описание строения питайя

Питайя

Тип плода

Строение плода

Плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся 

 

Гладкая кожура покрыта мелкими шиповидными листьями, придающими сходство с шишкой. Мякоть плотная с большим количеством мелких тёмных зёрнышек, напоминающих маковые. Цвет зависит от сорта, а он, в свою очередь, - от вида кактуса, на котором плоды выросли.

Описание строения грецкого ореха

Орех грецкий

Тип плода

Строение плода

Плоды сухие, односемянные, невскрывающиеся

 

Плоды - крупные костянковидные орехи  - имеют толстую кожисто-волокнистую зелёную кожуру (околоплодник) и крепкую яйцевидную или шаровидную косточку с двумя-пятью неполными перегородками; при наступлении зрелости кожура плода, высыхая, лопается на две части и сама собой отделяется, косточка сама собой не раскрывается. Внутри деревянистой скорлупы заключено съедобное ядро.

Описание строения яблока

Яблоко

Тип плода

Строение плода

Плоды сочные, многосемянные, невскрывающиеся 

Плоды яблони – это яблоки, которые развиваются из оплодотворенных цветков. Яблоко состоит из нескольких слоев:

Кожура – защитный слой, который помогает сохранить влагу и защищает плод от повреждений.

Мякоть – съедобная часть яблока, которая содержит сок, витамины и минералы. Она может быть разной текстуры и вкуса в зависимости от сорта.

Семена – находятся в центре плода и отвечают за размножение. Каждое семя содержит зародыш, который может прорасти в новое дерево при благоприятных условиях.

  1. Плоды и семена. – URL: https://msu-botany.ru/gallery/практическое%20занятие%209%20плод%20.pdf

Просмотров работы: 8